Жанр: История
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.
...высокоценимые изделия эллинских мастеров и
дефицитные виды сырья балканских земель. Около 1400 г. гибель кносского
царского дома позволила материковым мореходам полностью взять в свои
руки торговлю с Кипром и ближайшими к нему царствами Сирии - Библом,
Угаритом, Алалахом и др. Особенно знаменательна смена критян ахеянами в
небольшом царстве Угарит, в столице которого уже давно находилось
обособленное критское подворье. Весьма интенсивным было проникновение
ахеян в земли к югу от Кадеша, в XIV-XIII вв. подчиненные Египту.
Несомненно, южные и восточные порты Крита играли лишь транзитную роль
в упомянутых связях. Видимо, в XV-XIV вв. ахеяне уделяли большое
внимание развитию связей с северобалканскими племенами. Богатейшие
залежи медной руды и другие минералы их земель делали общение с
огромными этническими массивами севера настоятельно необходимым для
ахеян. Языковые контакты с ними эллинам облегчала общая
индоевропейская принадлежность. Социально-экономическое развитие этих
племен юго-восточной Европы в эпоху средней и поздней бронзы вело к росту
их родовой знати, которая была весьма заинтересована в привозе предметов
роскоши из ахейских царств. Вещественные источники показывают, что
связи устанавливались прежде всего морскими путями. В прибрежных
землях Иллирии были найдены изделия ахейских гончаров и оружейников,
которыми около 1400 г. пользовались зажиточные воины. Но особенно яркое
свидетельство доставляет знаменитый Бессарабский клад. Датируемый 14001200
гг. этот комплекс из земель в устье Днестра содержит привезенные из
Эллады изделия, ценность которых указывает на высокий ранг их
обладателя. Но и рядовые члены палеофракийских племен потребляли
изделия ахейских мастеров, особенно мелкие ювелирные поделки. Надлежит
подчеркнуть, что обитатели Дунайского бассейна давно служили связующим
звеном между населением Средней и Западной Европы и южнобалканскими
землями. Еще в XVI в критские украшения попадали в руки жителей
Моравии, носителей Унетицкой культуры. Тогда же ахейские династы
обильно украшали себя изделиями из прибалтийского янтаря. В XV-XIV вв.
европейские контакты Эллады не ослабевали и ахейские изделия
продолжали поступать в северо-западные края. Даже в Англии найдены
изделия ахейских ювелиров (золотая чаша из Риллэтоуна) и оружейников
(бронзовый кинжал из Пилинта), попавшие туда в 1500-1300 гг. В 1600-1100
гг. ахейская Греция поддерживала устойчивые контакты с Сипилией и
Италией - о них свидетельствуют многочисленные археологические
источники.
Но сколь бы обширны ни были меновые связи ахеян с ближними и дальними
странами, выгодны эти контакты были лишь высшим слоям населения
Эллады. Происходивший в рассматриваемое время численный рост сельского
населения при неизменном размере земельного фонда неизбежно усиливал
давление избытка населения на производительные силы. Грабежи соседей,
происходившие очень часто (Фукидид, I, 5, 3), не могли разрешить вопрос.
Выход в XIV-XIII вв. подсказало мореходство ахеян.
Естественно, что внимание ахеян привлекало прежде всего ближайшее
побережье Малой Азии. Здесь находились мелкие царства, часть которых
признавала верховную власть хеттов. Но могущественная Хеттская держава в
XVI-XV вв. была занята и внутренней консолидацией, и борьбой с внешними
врагами. Особенно трудным было положение хеттов при царе Тудхалии III
(около 1400-1385 гг.), когда мощная коалиция врагов хеттов временно
овладела их столицей Хаттусасой. Этими обстоятельствами энергично
пользовались ахеяне - после 1400 г. на малоазийском побережье появилось
много ахеиских поселений. Хронологическая близость упомянутых событий
показывает, что ахеяне знали о положении в стране хеттов, за которыми
внимательно следил и дружественный эллинам, но враждебный хеттам
Египет.
Археологические источники, добытые в 1960-1980-х годах, открыли
неизвестную ранее картину широкого расселения ахеян на западе Малой
Азии. Центральным пунктом являлся Милет, где уже в XIV в. был возведен
крупный комплекс с царским мегароном и окружающими жилыми и
хозяйственными постройками. Фрагменты хеттской керамики указывают на
связи с могущественным соседним царством. Около 1300 г. город погиб в
пожаре, но вскоре был восстановлен и окружен мощной оборонительной
стеной. Местное производство керамики позднемикенского стиля указывает
на оживленную ремесленную жизнь в XII-XI вв. В ряде других мест также
обнаружены остатки ахеиских поселений и их некрополей (Эфес, Иас,
Галикарнасский полуостров, Колофон, Тарс). На северо-западном побережье
Малой Азии длительно поддерживало связи с ахейским миром небольшое
Троянское царство. Контакты ахеян с хеттами отражены в известных ныне
хеттских дипломатических документах - в них часто упоминаются Аххиява и
ее цари. Вопрос о точной локализации названного ахейского царства еще не
решен. Однако очевидно, что отношения Аххиявы и хеттов, длившиеся
несколько веков, были полны многими событиями. Например, один парь
хеттов, вероятно Муватталис (1306-1282гг.), в письме к царю Аххиявы
сообщает, что, к его сожалению, преследуя своего непокорного вассала
Пиямарада, укрывшегося в ахейском городе Миллаванде (Милете), он
"посетил" Милет, но Пиямарад оттуда уже бежал морем. Хеттский монарх
просит державного ахеянина помнить об их дружбе, обвиняет в грубости
хеттских и ахеиских послов, обостривших отношения между обеими
династиями, и предлагает "предать послов суду, отрубить им головы,
разрубить их тела и после этого жить в нерушимой дружбе". Упомянутый
документ ясно указывает на то, что Милет пользовался поддержкой одного из
эллинских царей и служил иногда орудием ахеян против хеттов и их
вассалов. Однако временами отношения становились действительно
мирными. Например, Мурсилис II (1334-г1306 гг.), заболев, письмом
обращался за помощью к богам Аххиявы.
Взаимоподтверждающие данные ахейских вещественных источников и
хеттских текстов делают понятным то внимание к Малой Азии, которое в
XIII-XII вв. проявляли ахейские поэты - творцы эпоса. Подвиги удачливых
воинов, возвращавшихся на родину из Азии, возбуждали всеобщее
любопытство и вдохновляли аэдов.
По-видимому, ахеяне, считаясь с властью хеттов в Малой Азии, дальше
прибрежных земель здесь не заходили. Но уже в XIII в. отдельные мореходы
пытались добраться до берегов Восточного Понта, неподвластного хеттам.
Так, в "Илиаде" (VII, 467) и "Одиссее" (XII, 69-72) упоминается Ясон,
плававший в Черное море на корабле Арго. Об этом походе говорили многие
мифы.
Подобные экспедиции приносили выгоды только отдельным царям. Между
тем захватнические устремления ахейских верхов возрастали все больше,
равно как и росла перенаселенность Греции. Поэтому в конце XIII в.
коалиция ахейских царей выступила для завоевания Троады, крайней
северо-западной области Малой Азии. Эллины давно посещали Трою и знали,
что после сильного землетрясения около 1275 г. город находился в тяжелом
экономическом положении, что должно было ослабить его
обороноспособность.
Овладение Троадой сулило эллинам завоевание обширных земель. фукидид
(I, 11) упрекает участников похода в том, что они не занялись вплотную
осадой Трои, но обратились к обработке земли на полуострове и к
грабительским набегам. Очевидно, захват территории для поселения был
одной из главных задач для рядовых ахеян. И хотя поэтическое творчество
аэдов блестяще разработало романтический сюжет похищения Елены,
прекрасной жены спартанского царя Менелая, брата Агамемнона,
определяющим фактором троянского похода были чисто материальные
соображения.
Археологические источники подтверждают сообщения Фукидида о том, что в
период, предшествовавший войне с Троей, Эллада страдала от недостатка
средств, так что, по утверждению историка (I, 10-11), даже не могла выставить
достаточное количество воинов. После 1250-х годов сократились торговые
связи жителей материка с Египтом и Левантом. На западе около 1250 г.
передвижения племен Южной Италии в Сицилию и на Липарские острова
привели к сокращению связей и с этими землями. Но особенно
неблагоприятными были крупные этносоциальные процессы в жизни
соседних северобалканских племен. Быстрое увеличение их численности
вело ко многим передвижениям и военным столкновениям. Дестабилизация
отношений в огромных массивах Иллирии и Фракии, ясно заметная после
1300 г., ломала давние контакты названных племен с ахеянами, что вело к
сокращению притока сырья из этих богатых земель в Элладу. Особенно
значительными были массовые переселения, например, переход фригийцев
и мизийцев из Фракии в Малую Азию. Таким образом, менявшаяся
обстановка в землях северных соседей не только резко сокращала
экономические к-нтакты, но и ставила преграды для каких-либо
территориальных устремлений греков в тех направлениях.
Возрастали трудности малоазийских ахеян - Хеттское царство постепенно
распространяло свое господство на запад и после 1300 г. даже временно
захватило Милет, что вызывало враждебные отношения ахеян и хеттов.
Свидетельством этого служит хеттский дипломатический документ,
составленный при царе Тудхалии IV (1260-1230 гг.). О враждебном
отношении ахеян к хеттам говорится и в эпосе: в "Одиссее" прославлена
победа Неоптолема, сына Ахилла, над вождем хеттов Еврипилом.
В столь сложной обстановке военная экспедиция в Троаду могла быть
осуществлена лишь значительной армией, собранной из многих земель
Эллады. Это событие оставило глубокий след в памяти греков: в героических
песнях, в исторических легендах и в трудах Геродота и Фукидида сохранилось
много упоминаний об этой войне. Весьма важно указание Фукидида (I, 9) на
то, что не все ахейские династы были склонны к участию в походе на Трою и
что только страх перед могущественным Агамемноном, сыном Атрея, царем
Микен и обладателем господства на море, заставил их выступить под его
главенством.
Археологические источники подтверждают сведения о значительном
превосходстве микенских династов над остальными ахейскими басилеями.
Именно в XIII в. в Микенах было развернуто монументальное строительство.
Возведенные тогда крепостные стены и несколько импозантных царских
усыпальниц (среди них особенно выделяется так называемая
"Сокровищница Атрея", относящаяся приблизительно к 1250 г.), бесспорно,
свидетельствуют об огромных экономических возможностях Микен. Такое
богатое царство могло располагать самым крупным флотом во всей Элладе.
Конечно, микенские династы создавали свой флот не один десяток лет,
готовя и корабли, и достаточное число экипажей. Но особенно возросло
морское могущество микенян при династии Пелопидов, о которой сохранился
ряд известий.
В Микенах за одно поколение до Троянской войны утвердился царевич
Атрей, сын Пелопса. Краткие сообщения Фукидида о воцарений Атрея
позволяют понять, что Пелопид умело использовал тревогу широких слоев
народа, опасавшегося вторжения дорян. Новые цари, Атрей и затем его сын
Агамемнон, приложили большие усилия для развития флота, что позволило
Агамемнону создать крупную военную коалицию материковых и островных
басилеев. Огромное значение этого союза отметил Фукидид в своем труде -
недаром древний историк подчеркнул, что до Троянской войны Эллада
ничего не совершила сообща (I, 3). Однако даже столь свободное
объединение, как временный военный союз, не было воспринято эллинами
безоговорочно. Здесь следует опереться на ахейский эпос, уделивший
большое внимание племенной принадлежности почти каждого участника
Троянской войны и проявлениям недовольства гегемонией Агамемнона.
Эпические произведения о Троянской войне являются литературными
памятниками, по именно поэтому "Илиада" и "Одиссея" верно отразили
некоторые тенденции тогдашней эллинской мысли. В частности,
неприязненность эпоса по отношению к Атриду, несомненно, является
отзвуком оппозиции главенству Агамемнона со стороны мелких басилеев и
широких масс воинов-земледельцев, оторванных от своих полей ради, войны
в Троаде.
Археологические исследования показали, что где-то незадолго до1200 г. Троя
была действительно взята неприятелем и полностью разрушена.
Одновременность этого события с Троянской войной, упоминаемой
греческой легендарной традицией, позволяет с уверенностью говорить о
факте похода ахеян на Трою. Достоверность этого события подтверждается и
тем обстоятельством, что в богатой общеэллинской легендарной традиции и в
локальных преданиях Троянская война повсюду выступает как важнейшая
веха в истории Эллады. Народная память греков сохранила это событие не
столько как победоносную кампанию, сколько как важную поворотную грань
истории эллинов. Их устная традиция полна мыслью о том, что Троянская
война завершила славный период ахейского могущества, за которым
последовали многие десятилетия упадка.
Действительно, в XII-XI вв. вновь наступила эпоха политической
раздробленности страны. Обширная легендарная традиция, использованная
поэтами, Геродотом и Фукидидом, сохранила множество сведений о
передвижениях племен, о выселениях некоторых массивов из страны, о
войнах между династами, потомками героев троянского похода. Некоторые
центры погибли в пожарах в эту эпоху, что подтверждает сведения легенд и
известия Фукидида о том, что распри приводили к переселениям из одних
мест страны в другие (Фукидид, I, 12). Внутренняя экономическая
неустойчивость Эллады была тогда усилена натиском северных соседей.
Интенсивное развитие протоиллирийских и протомакедонских этнических
массивов в эпоху поздней бронзы (1500-1200 гг.) и рост их численности вели к
движению отдельных их групп в южные области. Археологические
исследования показали проникновение иллирийских элементов в земли
северных греческих племен. Поэтому доряне были вынуждены двинуться
оттуда в Среднюю и Южную Грецию. Фукидид называет лишь главные
перемещения: из Фессалии в Беотию были вытеснены обитатели Арны, а
доряне, возглавляемые Гераклидами, овладели Пелопоннесом. Несомненно,
что одновременно происходили и мелкие перегруппировки племен.
Движение дорян из Средней Греции в Пелопоннес оставило наиболее яркие
следы в исторических преданиях эллинов. Обоснованное рассказом о праве
Геракла (см: Илиада, XIX, 97-134) на владычество в Аргосе, дорийское
переселение заняло главенствующее место в древнейших греческих
легендах, повествовавших о походах Гераклидов и их военных успехах.
И действительно, в XII в. Средняя и Южная Греция пережили ряд военных
столкновений. Археологические данные показывают, что вскоре после 1200
г. ряд центров погиб во время неприятельских атак. Сгорели городские
кварталы Микен, и даже на акрополе произошли разрушения. Испытал
нападение Тиринф. На западе Пелопоннеса в Пилосе полностью погиб в огне
и не был восстановлен неукрепленный царский дворец. Военному разгрому
подверглись поселения в разных областях. И на острове Паросе большое
укрепление погибло около 1200 г. Но эти разрушения не были
повсеместными. В Элиде мощная крепость Тейхос-Димайон стояла твердо до
конца XII в., а в Микенах и Нихории возобновилась жизнь. Особенно
интенсивная городская деятельность между 1220 и 1100 гг. заметна в
Тиринфе.
Приведенные факты указывают на неоднозначность процессов, связанных с
движением дорян: какая-то часть земель оказала им упорное сопротивление,
в некоторые области отряды дорян даже не дошли, и там сохранилось давнее
население. Но в массе военно-переселенческие движения XII в. оказали
огромное влияние на социальную и политическую историю Эллады.
Длительные столкновения истощали ахейские царства. Хозяйство в этих
раннеклассовых государствах пострадало не только от грабежей: в войнах
были физически уничтожены и члены правящих династий, и широкие круги
населения, особенно рядовые воины. Уцелевшие в каждой области
обитатели не были заинтересованы в восстановлении царского могущества,
для них было жизненно важным сохранение традиционных общинных и
внутриплеменных связей. Эти тенденции были столь сильны, что даже
выжившие царские семьи постепенно утратили свое господствующее
положение. Указанному процессу придавало силу и то обстоятельство, что
сокрушавшие ахейские монархии северогреческие племена сохраняли
первобытнообщинный социальный строй. Их общественные установления
достигли лишь ступени военной демократии, не допускавшей еще особого
выделения носителей царской власти. Это обусловило у дорян особую
враждебность к царским дворцам на акрополях, богатства которых были ими
быстро разграблены. Гибель дворцов, естественно, означала исчезновение
обслуживавшего их персонала. Исчезло и употребление сложного ахейского
письма, которое было бесполезно сельчанам а простым ремесленникам.
Характерно, что эпос сохранил какое-то недоброжелательство к
письменности, видимо отражая отношение народа к записям царских
экономов. Таким образом, в XII в. упрощение социальных установлений было
обусловлено рядом причин, и это привело к доминированию институтов
военной демократии по всей стране.
Надлежит отметить, что не все уцелевшие в войнах ахейские династии
утеряли власть. Древнейшие греческие легенды рассказывают о поселении
на Кипре нескольких участников похода на Трою. Действительно, данные о
крупном ахейском переселении на Кипр были открыты в 1950-1970-х годах.
Большинство переселенцев происходило из Аркадии, и аркадский диалект
распространился в XIII-XII вв. по всему острову. Ахейская династия там
прочно воцарилась, и в течение многих веков на острове бережно
сохранялись ахейские традиции в культуре. Даже политическое устройство в
форме монархии непрерывно просуществовало на Кипре вплоть до IV в. до н.
э.
Но сама Эллада пошла по пути развития республиканских форм правления,
приведших к формированию особого типа государства-полиса - уже спустя
два-три столетия после дорийского переселения.
6. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В ХХХ-ХII вв.
Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в
3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Например,
завершавшийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи
всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения.
Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на
выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Должно прежде
всего отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших
населению Эллады широко развить специализированное ремесленное
производство. Металлургия включала не только высокотемпературную (до
1083° С) плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом,
серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия.
Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. греки
изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий.
Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти
изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.
Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными
термическими процессами, проводившимися в печах различной
конструкции. Применение гончарного круга, известного еще с XXIII в.,
способствовало созданию и иных механизмов, приводимых в движение силой
человека или тягловых животных. Так, колесный транспорт уже в начале II
тыс. состоял из боевых колесниц и обычных повозок. Принцип вращения,
издавна использовавшийся в прядении, применяли в станках для
изготовления канатов. При обработке дерева применялись токарносверлильные
приспособления. В строительном деле использовали сложные
комбинации катков и рычагов. Свидетельством мастерского владения
такими механизмами является исключительно точная установка массивных
каменных плит в монументальных сооружениях XIX-XII вв. Например, в
микенском Большом фолосе один из блоков стен дромоса имеет по фасу
размеры 6х1,25 м, а в укреплениях Тиринфа некоторые глыбы весят по 10-12
т.
Достижения инженерной мысли ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVIXII
вв. водопроводы и закрытые водосборники. Особенно показательны
знание гидравлики и точность расчетов, произведенных при сооружении
потайных систем водоснабжения в крепостях Микен, Тиринфа и Афин около
1250-х годов. Сходство трех упомянутых комплексов указывает на выработку
греками сложных инженерных норм, передававшихся знатоками в устной
форме из поколения в поколение.
Накопление технологических знаний и прогресс мастерства широкого круга
рядовых работников как в сельском хозяйстве, так и в специализированных
и домашних ремеслах были основой интенсивного экономического развития
страны.
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники
ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о
появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские
дворцы XIX - XVI вв. поражают масштабами: в XVI в. до н. э. дворец в Кноссе
занимал около 18 тыс. м?, в Фесте и Маллии - около 9 тыс. м?, в Закро - около
6 тыс, м?. Возводившие их зодчие успешно разрешали задачу разместить
вокруг центрального открытого двора множество парадных, жилых,
производственных и хранилищных комплексов. В Кноссе необходимость
создания около 1500 помещений заставила строителей обратиться к
конструкциям в 3-4 этажа. Однако характерно, что общий план критских
дворцов был как бы лишь монументальным повторением плана усадьбы
зажиточного земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы
материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также
повторяющее традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней
(продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. В
Пилосе и Тиринфе зодчие возвели второстепенные корпуса по периметру
мегарона, так что их внешние стены составляли как бы ограду всего
комплекса дворца. Многие акрополи были защищены мощными каменными
стенами толщиной в среднем 5-8 м. В Тиринфе же стены местами имели до 17
м толщины. Стены возводили из тщательно отесанного штучного камня или
из огромных глыб, составляющих так называемую киклопическую кладку.
Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших
монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы. Выдающимся
памятником архитектуры является микенский Большой фолос, который
Павсаннй (II, 16) назвал "Сокровищницей Атрея". Возведенная около 1250 г.
эта усыпальница и ныне сохранила все основные черты своей конструкции,
что позволяет судить о профессиональном уровне ее зодчего и строителей.
Так, вход в названную гробницу был перекрыт монолитным каменным
блоком, весящим 120 т. Купол усыпальницы высотой 13,2 м составляли 33
ряда плит. Эти блоки регулярных очертаний плотно сложены насухо.
Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов
искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный
декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись
колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен
сложнейшими композициями. Открытие великолепных фресок в домах
Акротири на Фере, созданных около 1500 г., показало, что уже в XVI в.
творчество некоторых островных мастеров превзошло умение критских
художников того же времени. И на материке во дворцах Тиринфа, Фив и
Пилоса известны росписи высокого качества. В 1970 г. в развалинах одного
дома на акрополе Микен найдена фреска конца XIII в., представляющая
собой уникальное произведение мировой живописи. Искусство создателя
этой так называемой "Дамы из Микен" позволяет судить о высоком уровне
художественного творчества в ахейской Греции.
На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи.
Уже в начале II тыс. до н. э. традиционный геометрический орнамент критян
был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими
мастерами еще в предшествующие века. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех
областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам,
воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в
некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции,
четко характеризующие вазопись каждого центра. На материке после XV в.
получили большое распространение вазы с изображениями людей,
преимущественно воинов.
Широта художественных запросов общества проявилась в пристальном
внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером
являются уже упомянутые многоцветные росписи в домах горожан
Акротири, исполненные несколькими мастерами. На них мы видим
борющихся детей, стройного обнаженного рыбака со связками макрели,
просто одетую кокетливую девушку, несущую вазочку, и богато одетых
женщин. Интересна фреска с изображением речного пейзажа и картина,
представляющая корабли различных типов, двигающиеся вдоль морского
берега, на котором нарисованы города-крепости, поля и горные пастбища.
Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает
культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других
древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволило
художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти
от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III
тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к
естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются
умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями
декоративного стиля. Особенно примечательно внимание искусства к
внутреннему миру человека и стремление отобразить индивидуальные черты
изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче
физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в
живописи, скульптуре, торевтнке и глиптике. Примечательно, что даже в
рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.
Например, беглые и грубоватые росписи на ларнаках, глиняных гробах,
сделанные между 1300 и 1200 гг. в Танагре, представляют людей, полных
достоинства и печали.
Литература ранних греков, как и других народов, восходила к традициям
древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и
песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие
народной поэзии - эпоса, просл
...Закладка в соц.сетях