Жанр: История
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.
... эпизодов этого процесса можно
считать романтический рассказ о похищении сабинянок латинами,
возглавляемыми Ромулом. Занявшие район Палатина юноши,
выселившиеся из Альбы Лонги, пытались найти себе невест, но соседисабиняне
отказывались выдавать своих дочерей за безродных пришельцев.
Тогда их вождю пришлось пойти на хитрость. Пригласив соседей с их
семьями на праздник Нептуна Конника, сопровождавшийся конными
ристаниями, он организовал умыкание девушек. По ошибке была схвачена и
молодая замужняя красавица Герсилия, доставшаяся в жены самому Ромулу.
Оскорбленные родители подняли на войну против похитителей своих
соплеменников из сабинских и соседних латинских городов. Однако
похищенные женщины добились примирения своих отцов и мужей, после
чего образовалась единая община римского парода квиритов.
Античные авторы, прежде всего Цицерон, Дионисий Галикарнасскии и Тит
Ливий, ошибочно представляли себе Рим того времени уже сложившимся
государством, а Ромула - учредителем всех основных социальных и
политических институтов. На самом деле было иначе. Римский народ
(populus) состоял тогда из многих естественно сложившихся родов (gentes). По
традиции их насчитывалось сначала 100, а после римско-сабинского
синойкизма - 200. На основании имен можно выделить роды латинского,
сабинского, сикульского, иллирийского происхождения. Они имели характер
экзогамных родственных общин с общей собственностью на землю для
поселения и погребения, общими святынями, общим именем, общим
реальным или мифическим предком мужского пола. Род состоял из
патриархальных, точнее - отцовских, семей, называвшихся familia. Римская
фамилия включала несколько поколений детей и внуков и возглавлялась
отцом (pater familias). Она получала от рода во владение землю и
представляла собой самостоятельную хозяйственную единицу. Род
производственной ячейки не составлял, но сообща занимался трудовой, хоть
и непроизводительной, деятельностью. Это был труд войны. Пережиточно
такого вида деятельность и взаимопомощь оставались функцией рода и
гораздо позднее, в эпоху Ранней республики. Многие античные писатели,
например, сообщают, что род Фабиев вел в начале V в. до н. э. на свой риск и
страх войну против этрусков. Это предприятие закончилось гибелью всех
воинов рода в битве при Кремере. Единственный оставшийся в живых
мальчик продолжил потом этот род. Если даже Фабии проводили военную
кампанию против этрусков не только своими силами, а играли в ней лишь
ведущую роль, названный эпизод отразил ушедший в прошлое обычай
совместного ратного труда родичей.
Поскольку перечисленные признаки, характеризующие римский род (gens),
заставляют нас видеть в нем не просто родственников, а именно общину, т. е,
социально-экономическую ячейку, естественно, возникает вопрос о ее
пределах. Гентильная община как собственник и распорядитель земли
должна была обеспечивать ею своих членов через посредство глав семей.
Земельные площади в первоначальном Риме были невелики, уровень
развития производства невысок. Это приводило, с одной стороны, к
необходимости войн с целью земельных захватов, а с другой - к ограничению
круга лиц, претендующих на землю в рамках социальных единиц,
непосредственно землей распоряжающихся. Отсюда - неизбежность
выделения родичей из обширной группы родственников. Критерием здесь,
естественно, должна была быть степень родства по боковой линии. В
современной науке [2] на основании фрагмента из сочинения Ливия, где
говорится о том, что патриций П. Целий первым взял себе жену до 7-й
степени родства, был сделан вывод о том, что такая родственная группа
составляла большую нераздельную семью. Однако удаление до 7-й степени
родства может происходить в пределах нескольких поколений, и тогда женой
П. Целия могла бы стать внучка его двоюродного брата, что все-таки
маловероятно. Если же иметь в виду степень родства в пределах
родственников одного поколения, то П. Целий должен был бы жениться,
исходя из наших представлений, на своей троюродной сестре или в крайнем
случае на ее дочери. Такой вариант - брака более вероятен. Но боковые
родственники после 6-7-й степени выходили за пределы родов из отцовских
семей, как и патронимий, объединявших группу наиболее
близкородственных семей. Если учесть, что П. Целий попал в историю как
нарушитель закона экзогамии, а род всегда экзогамен, надо заключить, что на
6-7-й степени родства по боковой линии римский род кончался. Видимо, этим
можно объяснить, что в поздних римских юридических памятниках (в 38-й
книге Дигест) описание родственной близости и наследования по
преторскому праву дано именно в этих пределах.
В условиях малоземелья при разрастании рода семьи, не обеспеченные
родовой землей, должны были отсекаться, уходить на новые земля, если они
имелись, и давать там начало новым родам. Если же такой возможности не
оказывалось, то "лишние", лишенные основного средства производства
семьи вынуждены были искать покровительства у своих более
состоятельных сородичей или в другом роде. Это создавало основу для
отношений патроната и клиентелы, которые сопровождали в
трансформированном виде всю дальнейшую историю Рима. Патронами
становились отцы наиболее крепких в хозяйственном отношении домовых
общин, или семей. Они образовывали родовую верхушку внутри народа
(populus). Отношения патронов и клиентов считались нерушимыми,
основанными на взаимной верности (fides). Клиенты включались в род
патрона, получали от него землю и его имя и были обязаны ему службой в
войске, работой в хозяйстве и материальной помощью в случае
необходимости. Отсюда следует, что знать иногда не совпадала с людьми
имущественного достатка, а положение простолюдина - с бедностью.
Кроме родов, в начале царского времени существовали в Риме и другие
социальные группы, т. е. 3 трибы и 30 курий, якобы введенные Ромулом, но в
действительности естественным образом сложившиеся. Слово "курия"
согласно этимологии Кречмера означает "союз мужей", или "мужской союз".
Анализ деятельности курий, описанных античными писателями Дионисием
Галикарнасским, Варроном, показывает, что членами курий в самом деле
были только взрослые мужчины, члены римских родов. Именно курии
наделяли земельной собственностью римские роды, оставляя часть земель в
общем пользовании каждой из курий, в первую очередь в качестве
священных участков для куриальных святынь и общих трапез. По куриям
строилось и пешее войско, по куриям собирались римляне на народные
собрания - куриатные комиции. Куриальная организация складывалась
постепенно и, вероятно, числа 30 достигла во второй половине VIII в. до н. э.
Слово "триба" означает "племя". Античная традиция зафиксировала
существовавшие при этрусских царях, т. е. в конце царской эпохи, названия
триб: Тиции, считавшиеся сабинами, Рамны - латинами, Луцеры - этрусками.
Вероятно, с самого начала одна из триб по преимуществу включала в себя
сабинский, а другая - латинский элемент. Третья же включила в себя
этрусков не ранее VII в. до н. э., когда они могли появиться в римской среде.
Можно думать, что триб было три с середины VIII в. до н. э. Они служили
основой для набора конницы. Создание трех триб и 30 курий Ромулом нужно
понимать как фиксацию в VIII в. этих социальных единиц в определенном
отношении, т. е. кратности трем, что диктовалось военными потребностями
общества, упорядочением войска. Известно, что и в дальнейшем это
соотношение в Риме сохранялось: на 3000 легионеров приходилось 300
всадников.
Как именно распределялись тогда роды по куриям и трибам, точно сказать
нельзя. Учитывался, наверное, этнический признак. Но количество родов
внутри курий и трибы могло быть разным. Ведь для создания войска
необходимо было иметь определенное число пехотинцев и кавалеристов, а не
число доставляющих их социальных ячеек, тем более что одни роды могли
быть более, а другие менее многочисленными. Вообще полного равенства
уже в начале царской эпохи среди жителей не было. Наряду с упомянутой
дифференциацией внутри родов, порождавшей клиентелу, т. е. отношения
послушания, зависимости, происходила обычная в условиях первобытного
строя дифференциация между родами. Целый род мог погибнуть на войне.
Вспомним в этой связи гибель Фабиев при Кремере. Род мог ослабеть и
захиреть во время неурожая. У Плутарха (Ромул, 24) упоминается мор,
унесший в правление Ромула много человеческих жизней и поразивший
"поля и сады неурожаем, а стада бесплодием". Тит Ливий (I, 31) сообщает о
страшной моровой язве при царе Туллии. О разном положении родов можно
судить по Потициям и Пинариям, которые в разное время явились на
жертвоприношение в честь Геркулеса и потому стали получать разную долю
жертвенного мяса во время празднеств. Впоследствии Потиции вымерли, а
Пинарии выпали из состава знатных родов. Такая участь постигала и другие
гентильные общины. Лишь некоторая их часть из древнейших 200
находилась в числе знати начала Республики. Судя по консульским фастам, т.
е. списку консулов, это были Валерии, Клавдии, Клелии, Фабии, Эмилии,
Навции, в меньшей степени - Юлии. Однако члены всех родов вне
зависимости от знатности и богатства были патрициями, т. е. потомками
отцов, входивших в состав трех триб и 30 курий. Надо согласиться с Г. Б.
Нибуром, который полагал, что вначале понятия "патриции" и "народ"
совпадали. Патриции участвовали в комициях, старшие из глав семей,
входивших в род, составляли совет старейшин - сенат (лат. senatus - от senex,
старик).
Отношения зависимости затрагивали не только клиентов, в Риме уже
появились рабы. Упоминаний о рабах у античных писателей для этого
времени очень немного. В научной литературе они либо не принимаются во
внимание, либо расцениваются как недостоверные. Надо признать, что и
попытки археологического подтверждения рабства на основе анализа могил
римского форума недостаточно убедительны. И тем не менее в сообщениях
античных писателей существуют косвенные свидетельства, которые нельзя
оставить без внимания. Они касаются религиозных верований и культов.
Римляне были очень консервативны и скрупулезно придерживались
установлений предков, особенно в том, что касалось религиозной сферы. Вот
почему эта часть традиции является наиболее надежной, достоверной. Она
содержит описание обрядов и празднеств, справлявшихся в эпоху Республики
и даже Империи. Так, например, аргейские обряды заключались в ежегодном
сбрасывании в Тибр соломенных чучел. Во время праздника рыбаков богу
Вулкану приносили в жертву живых рыбок вместо людей. В празднование
Компиталий на перекрестках вывешивались куклы и чучела мужчин и
женщин в таком количестве, которое соответствовало числу рабов и детей,
чтобы подземные боги, удовольствовавшись изображениями людей,
пощадили живых. Из этих и подобных сообщений следует, что некогда
римляне приносили в жертву людей, но потом отказались от этого обычая.
Замену человеческих жертвоприношений древние авторы относят либо к
приходу Геркулеса в Рим, либо ко времени Ромула или второго царя, Нумы
Помпилия. Нуме, в частности, приписывается разговор с Юпитером,
требовавшим, чтобы ему были принесены в жертву головы. Нума схитрил и
добился от бога принятия головок лука с человеческими волосами и живыми
рыбками в придачу.
Время первых царей, видимо, указано в традиции не случайно. Применение
первобытными народами человеческих жертвоприношений связано с
недостатком средств к существованию. Отказ от таких варварских обычаев
свидетельствует о том, что общество стало богаче, производительнее, что оно
способно прокормить неработающих, детей, престарелых. Но именно на
таком уровне развития производства и становится возможным использование
подневольной рабочей силы. Значит, в начале правления царей рабство уже
могло существовать. Появление рабства воздействовало на дальнейшее
развитие общества, способствовало разложению первобытных устоев.
Последнее сказалось в том, что наряду с гентильными общинами в Риме
появились уже соседские общины.
Управлялся Рим с помощью куриатных комиций (собраний), сената и царя.
Античное предание рассказывает о семи царях. Согласно традиции, первый -
Ромул - правил с 753 по 717 г. Ромул - едва ли историческое лицо. Имя его
является не именем собственным, а производным от названия Рима (Roma) и
означает "римский", "из Рима происходящий". В его образе слились
воспоминания о целой плеяде аналогичных "царей", живших и до, и после
него. Однако многие деяния, числящиеся за ним, действительно относятся к
началу железного века и имеют значение исторических фактов. Так, можно
считать, что, помимо римско-сабинского синойкизма, Рим с помощью
упорядоченной военной организации вел войны с Акроном, царем Ценины, с
другими латинскими и сабинскими городами - Фиденами, Крустумерием,
Антенной и Камерией. Победив их, Ромул захватил добычу, присоединил их
земли к Риму, жителей переселил в Рим, распределив по куриям, а в Фидены
и в Камерию вывел римских колонистов. Затем против римлян выступил
этрусский город Вейи. После кровавых битв победа досталась Ромулу, и
вейентам пришлось уступить римлянам область Септемпаги, а также
соляные варницы в устье Тибра. Так были расширены римские земельные
владения (ager Romanus). Они были разделены по жребию поровну между 30
куриями, частью земли воспользовался сам царь, а другая была оставлена в
качестве резерва. Этим резервом царь распоряжался самолично, наделяя
наследственными участками воинов и безземельных, т. е. потерявших связь
со своим родом. Надельной нормой был участок в 2 югера (0,5 га). В пределах
города он был садом-огородом, а за его пределами - полевым участком.
Вероятно, такая норма существовала уже на родовой земле, по крайней мере
для рядовых членов рода. Главы родов могли получать больше. Так, Аппий
Клавдий, переселившийся в Рим то ли при Ромуле, то ли уже в VI в., получил
для себя надел в 25 югеров.
Самовольное распоряжение завоеванной землей Ромулом привело к
недовольству верхушки патрициев. Особое возмущение вызвали учреждение
царского суда и отряда целеров, которых Ромул набрал по куриям в
количестве 300. Они представляли собой телохранителей царя и
осуществляли казнь над осужденными. Это воспринималось как нарушение
родовых порядков, и Ромул был убит родовыми старейшинами. От простых
римлян это скрыли, сочинив сказку о вознесении Ромула на небо. Правление
общиной оказалось в руках сената, который медлил с выборами нового царя.
Такое междуцарствие (interregnum) длилось год. Наконец, дежурный сенатор
(interrex) созвал комиции и обнародовал кандидатуру нового царя. Эта
процедура стала традиционной. Царем был избран сабинянин из города Куры,
Нума Помпилий, который признан теперь исторической личностью.
Античные авторы обрисовывают его как полную противоположность Ромулу.
Он распустил отряд целеров, не воевал, занялся мирными делами, создал
ремесленные и жреческие коллегии, учредил торговые дни - нундины.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Нума продолжал
линию Ромула, освобождаясь от контроля родов и сената. Важнейшим делом
было учреждение им коллегии из пяти понтификов, которую он сам сначала
и возглавил. Понтифики, или по предложенной Варроном этимологии
мостостроители (pons - мост; facere - делать), ведали религиозным календарем
и, таким образом, стали контролировать деятельность всех родовых и
куриальных жрецов. Они смотрели также за мостом через Тибр, что ставило
их в положение полусветского органа, занимающегося контактами между
народами и совсем не связанного с родовой организацией. Сверх куриальных
очагов, посвященных богине очага и огня Весте, Нума выстроил на Форуме
общеримский храм Весты (VII в. до н. э.), что подтверждено теперь
археологами. При нем состоялось обожествление латинского царя Ромула под
именем сабинского бога Квирина. Все эти мероприятия содействовали
упрочению царской власти и сплочению латинян и сабинян в единый
римский народ.
В античной традиции говорится об установлении Нумой границ римских
владений, а также об учреждении празднеств в честь бога границ Термина. В
современных исследованиях иногда это толкуется как утверждение частной
собственности на землю. Однако оснований для этого нет - видимо, при Нуме
зародились частные владения при господстве коллективной собственности на
землю.
Линия на укрепление царской власти проводилась и двумя следующими
царями, хотя оба они были избраны по установившемуся обычаю. При Тулле
Гостилии (673-641 гг.), царе латинского происхождения, была оформлена
коллегия жрецов - фециалов, возможно основанная еще Нумой, ведавшая
обрядовой стороной процедуры объявления войны. Завершение ее
организации произошло уже при четвертом царе, Анке Марции, который
приходился внуком Пуме. Оба царя много и успешно воевали, о чем с
драматическими подробностями рассказывали древние. Заметим, что
основная канва событий выглядит правдоподобно. После первых грабежей и
стычек между римлянами и жителями Альбы Лонги Тулл Гостилий и
альбанские правители договорились решить спор не в большой войне, а с
помощью "турнира". С обеих сторон были выдвинуты по три родных брата,
Горации и Куриации, которые приходились друг другу кузенами по
материнской линии. Во время поединка два римлянина были убиты и все три
альбанца ранены. Оставшийся в живых Гораций поодиночке справился с
обессилевшими от ран Куриациями. В результате Альба Лонга оказалась как
бы под римским господством.
Возвышение Рима вызвало к жизни коалицию этрусских Вей и фиденатов.
После победы над ними римляне казнили не пришедшего им на помощь
альбанского вождя Меттия Фуфетия, опустошили Альба Лонгу и переселили
всех ее жителей в Рим, опять-таки распределив их по куриям. С
увеличившимся за счет альбанцев войском Тулл повел новую успешную
войну с сабинянами. Однако в конце концов Тулл вместе с домом был
поражен молнией и погиб в огне. Античные авторы полагали, что его
покарали за жестокость боги. Но можно думать, что ему, как и Ромулу, не
простили своеволия люди.
Правление Анка Марция (641-616 гг.) считалось сомнительной частью
античной традиции. Но отношение к ней начинает меняться. Об
историчности царя говорит его имя. Анк (ancus) означает изогнутый, кривой.
Царь был назван Анком, потому что у него был покалечен локоть (или нога).
Наименование людей по физическому недостатку обычно твердо
запоминается. Еще важнее, что и археологически, и лингвистически
подтверждена его деятельность. В античной традиции говорится о том, что
Анк Марций вел две войны с южнолатинским городом Политорием, который
подвергся разрушению, воевал с Фиканой, Медуллией, с Фиденами,
сабинами и вольсками, основал в устье Тибра Остию, завладел соляными
варницами (салинами). Анк расширил и укрепил город. В состав Рима вошли
холмы Авентин и Яникул на правобережье Тибра, служивший сторожевым
постом против этрусков, соединенный с Римом свайным мостом. Между
Целием и Авентином был вырыт так называемый ров квиритов, на склоне
Капитолия построена тюрьма.
Исследование некрополей Политория (совр. Кастель ди Дечима) и Фиканы
(совр. Ачилия) показало, что после VII в. до н. э. эти города действительно
опустели и обеднели и жизнь возродилась там практически только в IV в. до
н. э. Отпал и главный аргумент против историчности Анка Марция,
состоящий в том, что Остия существовала только с IV в. до н. э. Там
обнаружили следы поселения конца II тыс. до н.э. и царской эпохи. Согласно
античным авторам, Анк переселил жителей Политория, Теллен, Фиканы и
Медуллии в Рим, причем переселенцев из трех первых городов определил на
Авентине, а медуллийцев - в долине Мурции, соединяющей Авентин с
Палатином. Появление в Риме разных групп латинян находит отражение в
латинском языке: некоторые слова в нем существуют в двух вариантах с
чередованием гласных корня "о" и "а", что характерно соответственно для
языка северной и южной частей Лация [3].
Судьба насильно переселенных латинян в Риме оказалась различной. Только
политоряне были включены в трибы, а значит получили доступ к
куриальным и общеримским резервным землям и возможность участвовать в
куриатных комициях. Это чрезвычайно важный факт. Из него следует, что
производительные возможности римской оощины поставили предел
увеличению народонаселения, обеспеченного основным средством
производства - землей. Он означает вместе с тем фиксацию групп
привилегированного населения, т. е. патрициев и противостоящих им, не
включенных в организацию трех триб и 30 курий поселенцев, которые в силу
возрастания их численности получили название плебеев (plebs - от plere,
наполнять). Плебеи, разумеется, сохраняли свои роды, но они не учитывались
римлянами, стояли вне их родовой организации, почему античные авторы и
утверждали, что у плебеев родов нет. Таким образом, плебеи в состав народа
(populus) тогда не входили. В Рим была переселена часть латинян. Они
составили городской плебс, оставшиеся в селах - сельский.
Римляне до конца свой истории называли себя гордым именем "римский
народ квиритов". Содержание этой официальной формулы объяснялось в
науке по-разному. Слово "квириты" производили либо от сабинского слова,
обозначавшего копье, либо от сабинского города Курес, выводя эту формулу
из римско-сабинского синойкизма, что вполне правдоподобно. Но не менее
основательно и другое толкование. Квириты - это куриты, т. е. члены курий.
Такая интерпретация подтверждает противоположность народа и плебеев.
Культурный облик квиритов отличался самобытностью, которая рельефно
выражается в их религиозных представлениях. Каждое явление природы,
каждое действие и даже абстрактные понятия имели у них своих боговпокровителей.
Богом была земля - Теллус, посевом и жатвой ведали
соответственно божества Инситор и Мессор, божеством страха был Павор.
Бесчисленное множество таких божеств назывались нуминами (numina). Их
вид и пол оставались римлянам неясными. Так, например, Палес считался
пастушеским и богом, и богиней. Почитались божественные пары, например
Либер и Либера, связанные с виноградарством, а потом с виноделием.
Важное значение имели богини-матери - Матер Матута, Добрая богиня,
Юнона. Постепенно среди богов производительных сил природы стали
выделяться главные - Юпитер, Юнона, Минерва. Они приобрели новые
функции, становились покровителями власти. Не обладая образным
мышлением, римляне не создавали изображений своих богов. Не было у них
еще и своей письменности, хотя с греческим письмом они были, видимо,
знакомы, так же как и с греческим оборонительным оружием.
Итак, римское общество от времени Ромула до Анка Марция включительно
прошло значительный путь развития. В Риме сохранялись порядки военной
демократии - существовали гентильные общины, действовали народное
собрание и сенат, избирался царь, обладавший функциями племенного
вождя, вся организация была ориентирована на нужды войны, которая стала
регулярной функцией народной жизни [4]. Земельный фонд благодаря
войнам расширялся. Наряду с коллективной земельной собственностью родов
и соседских общин росла общеримская земля, зародыш ager publicus.
Одновременно упрочивались частные владения римлян и вырастал царский
надел. Соотношение сил между комициями, сенатом и царем, начиная с
Ромула, все более нарушалось в пользу царя. Это вызывало все большее
недовольство родовой верхушки, оттеснявшейся от управления и
распоряжения землей. Усложнение социальной структуры, появление
разных групп зависимого и неполноправного населения и проявление
недовольства как со стороны простого народа, так и со стороны более знатных
людей позволяют с доверием отнестись к сообщению древних о строительстве
Анком Марцием тюрьмы. Так, уже давший трещину при Ромуле родовой
строй в правление Анка Марция подвергся еще большему разложению.
Вместе с тем римляне осознали свое единство перед лицом других общин.
Согласно античной традиции мелкие латинские поселения, громко
называемые "знаменитыми городами", в пору глубокой древности
образовали религиозный союз с центром в Альба Лонге. Среди них сперва не
было Рима, но фигурировали его части - Капитолий под именем Сатурнии,
Целий под именем Кверкветулана, Велия, Яникул. И Рим, и его соседи
грабили друг друга, угоняли скот, захватывали оружие и рабов.
Скотоводческий Рим нуждался особенно в расширении пастбищ, поэтому
земельные захваты стали для него настоятельной необходимостью. Войны
нарушали привычные союзные отношения. Фидены и Камерия, основанные
альбалонгцами, были завоеваны римлянами. Фидены из альбанской были
превращены в римскую колонию, почему и выступили против Рима. Анку
Марцию ввиду этого пришлось вести против фиденатов две войны. На правом
берегу Тибра Рим больших территорий не захватил. Но ему удалось
закрепиться на противолежащем холме Яникуле и благодаря этому
контролировать устье реки, где добывалась соль. Эту же цель преследовало
основание Остии. В Риме брала свое начало Соляная дорога (via Salaria),
которая шла в области сабинов и умбров. Таким образом, римская община
заняла заметное место в тоскано-лациумной зоне, привлекая выходцев из
других общин, добровольно переселявшихся в экономически растущий центр,
пополняя главным образом плебейскую массу. Оседали в Риме в VII в. и
этруски, находившие себе применение в качестве ремесленников и
строителей. Об их скоплении в городе говорит название Тускской улицы,
огибавшей Палатин с северо-запада, которая стала впоследствии торговоремесленной
артерией столицы.
О мирном проникновении в Рим чужеземцев, в том числе этрусков может
свидетельствовать история царя Тарквиния Древнего, с которого начинается
так называемый период этрусской династии в Риме. Историчность этрусских
царей находила сторонников даже в период расцвета гиперкритицизма;
теперь она благодаря исследованию надписей и археологическим данным не
подвергается сомнению.
Античные писатели рассказывают, что в царствование Анка Марция в Рим
из этрусского города Тарквинии переселился некий Лукумон с женой
Танаквилью. Покинуть родину ему пришлось из-за того, что этруском он был
лишь по матери,
...Закладка в соц.сетях