Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих кораблекрушений

страница №21

а, то
это — Варата.

Возможно, первоначально она и находилась гораздо южнее, но впоследствии резко изменила курс и двинулась на север. Создается впечатление, что капитан Джошуа Лбери решил не рисковать жизнями пассажиров и переждать шторм в более безопасном месте, писал позже Фоулис в
отчетах экспедиции.

Во время экспедиции 1989 года в десяти километрах от устья реки Коры
Браун обнаружил нечто, напоминавшее остов корабля. Подводная камера, спущенная с борта, попала в сильное подводное течение и была сорвана вместе с креплением. Тогда Эмлин Браун спустился под воду в специальном колоколе и заснял на видеокамеру часть остова.

Просмотрев запись, Эмлин поспешил известить мир о сенсации, однако неопровержимых доказательств того, что лежащий на дне корабль —
Варата, не было.

Во время второго погружения Питер Вильнот, капитан Дип Сэлвидж,
приблизился к небольшому участку остова корабля, покрытого водорослями, и заснял его.

Детально изучив видеозапись, ученые пришли к выводу, что определить этот обломок как часть Вараты невозможно из-за густого слоя ила
и водорослей.

Эмлин Браун сказал: Конечно, это мог быть обломок какого-либо
другого корабля, но, сопоставив все факты, хочется верить, что это всетаки Варата.

ЛИБЕРТЭ

25 сентября 1911 года

Французский эскадренный броненосец затонул в Тулоне после взрыва крюйт-камеры. Погибли 210 человек и 184 были
ранены.

ДійЮЯВЯЯЙЯІИййІІЯ^ Около 6 часов утра 25 сснтябwss'ffwww^1''1' '' 'г-^ЯіЯйірввіїВу:^1''^1- ря І711 года жители Іулона оыли
разбужены четырьмя сильными
взрывами, которые один за другим донеслись со стороны бухты. Горожане, чьи окна выходили
на набережную, увидели, что стоявший на якоре эскадренный
броненосец Либертэ заволокло густым черным дымом. Не
прошло и двадцати минут, как

город потряс пятый чудовищный по силе взрыв, и на стоявшие близ бухты строения упали тысячи стальных обломков корабля, почти все окна в
домах оказались выбиты взрывной волной. Корабль теперь походил на
бесформенную груду дымящегося металла. Вся бухта была усеяна плавающими обломками, вокруг которых барахтались люди. Повсюду слышались крики отчаяния, призывы о помощи и стоны раненых моряков...

В тот день 25 сентября 1911 года командир броненосца капитан 1-го
ранга Жорес находился в отпуске. В момент взрыва не оказалось на борту и старшего офицера корабля капитана 2-го ранга Жубера: он ночевал
на берегу. Фактически линкором командовал вахтенный начальник лейтенант Виньон. Кроме него на корабле находились еще несколько молодых офицеров и около четырехсот матросов.

В 5 часов 35 минут утра через 20 минут после побудки в носовой части
корабля вблизи фок-мачты раздался глухой взрыв. За ним тут же последовало еще три более сильных взрыва. Приблизительно в это же время (по
одним показаниям одновременно со взрывами, по другим — раньше и
позже) из левого носового каземата фор-марса и боевой рубки вырвалось
пламя и оранжевый дым. Через несколько секунд после этого пламя и
дым такого же цвета вырвались из правого каземата 194-миллиметрового
орудия и носовой дымовой трубы. На корабле пробили пожарную тревогу
и приказали затопить погреба боевых припасов. Несколько десятков матросов в панике прыгнули за борт. В 5 часов 45 минут на фалах фок-мачты
Либертэ взвился сигнал: Нужна немедленная помощь.

Старший механик корабля Лестен доложил старшему офицеру, что
его люди не могут добраться до палубных стаканов затопления на нижней броневой палубе, так как удушливые газы и едкий дым заполнили

ЛИБЕРТЭ*

223


помещения носовой части корабля и электросеть на нижних палубах не
действует. Лейтенант Виньон приказал затопить погреба, чего бы это ни
стоило. Выполняя этот приказ, лейтенант Лестен, два офицера, несколько унтер-офицеров и матросов поплатились жизнью: они задохнулись в
дыму в нижних помещениях линкора, не выполнив приказа. Удалось затопить только кормовые пороховые погреба.

К охваченному пламенем кораблю начали подходить катера и баркасы, спущенные с других кораблей эскадры, стоявших на рейде. Они стали
снимать команду Либертэ. Через восемнадцать минут после первых четырех взрывов в 5 часов 53 минуты над бухтой раздался новый страшной
силы взрыв, и передняя часть корпуса корабля отделилась от стальной
его части и исчезла под водой. Носовая башня с 194-миллиметровыми
орудиями и носовая башня главного калибра в 305 миллиметров оказались сорванными со своих мест и отброшенными на 150 метров от Либертэ в сторону, где стоял линейный корабль Републик. Фок-мачта с
взорвавшегося корабля пролетела над водой 50 метров и упала на дно
бухты. Огромный кусок 30-миллиметровой броневой палубы, весивший
несколько тонн, упал на палубу линкора Веритэ, который стоял на
якоре в двухстах метрах от Либертэ. Кормовая часть корабля, получив
сильные повреждения, села на грунт на глубине четырнадцати метров. В
средней части Либертэ броневая палуба с лежащими над ней палубами
и надстройками и орудийными башнями калибра 194 миллиметров оказалась вывернутой на другую сторону и наброшенной на кормовую часть
корабля. Множество крупных и мелких осколков от взрыва разлеталось
на расстояние до двух тысяч метров и обрушилось на город и стоявшие
на рейде корабли.


Самые тяжелые повреждения получил линейный корабль Републик.
Его верхние палубы оказались пробитыми на площади тридцати квадратных метров. Средняя часть навесной палубы вблизи дымовой трубы была
пробита куском весом 300 килограммов от крана для подъема баркасов.
Кусок броневой плиты взорвавшегося линкора весом 37 тонн разрушил
левый борт у кормовой башни его главного калибра. Потребовалось потом три дня, чтобы этот кусок брони, мешавший поставить корабль в
док, вытащить из борта.

На линейном корабле Демократи осколками взорвавшегося Либертэ были разрушены офицерская кают-компания и кормовой боевой
мостик. При взрыве погибло четыре баркаса с Републик, два с Веритэ
и один с Демократи. Эти гребные суда оказались в зоне действия осколков, когда снимали команду гибнущего линкора.

После взрыва гавань Тулона была усеяна множеством плававших
обломков корабля, а упавшие на ее дно куски металла представляли опасность для движения кораблей на рейде, глубины которого не превышали
одиннадцати метров. Линейный корабль, входя после взрыва в гавань,
получил из-за этого пробоину в днище. Корабли Первой французской эскадры Средиземного моря, вышедшие накануне из бухты на учебные

224


стрельбы, не смогли в нее вернуться, пока водолазы не осмотрели дно
гавани. Обставленные буями обломки поднимали со дна в течение двух
месяцев. При взрыве на Либертэ были убиты и пропали без вести 143 и
ранен 91 человек, не считая жертв среди жителей города. На кораблях
эскадры погибли 67 человек и 93 были ранены...

Для расследования причин катастрофы правительство Франции назначило следственную комиссию под председательством контр-адмирала Гашара. В состав комиссии вошли флагманский артиллерист эскадры, командир линкора Юстис капитан 1-го ранга Шверер, главный артиллерист эскадры и инженер-кораблестроитель Луи. Комиссия выдвинула три
вероятных причины взрыва Либертэ:

короткое замыкание электросети в носовом пороховом погребе;

неосторожное обращение с огнем или умышленный поджог погреба;

самовозгорание пороха вследствие его разложения.

Первое предположение сразу же было отклонено, поскольку выяснилось, что приказом Морского министра Франции с 1907 года в пороховых
погребах зсех французских кораблей электропроводка была устранена. В
отношении второго предположения некоторые очевидцы катастрофы заявили, что взрыву предшествовал пожар, вспыхнувший в соседних с погребами помещениях корабля. Однако следствие установило, что в этих
помещениях никакого пожара перед взрывом не было. Подозрение, павшее на работавших в погребах, отвергалось фактом времени взрыва. Отдельные члены комиссии высказали мнение, что служба могла находиться в пороховых погребах перед побудкой для замера в них температуры и
их вентилирования, и, видимо, взрыв мог произойти из-за простой небрежности. Но это предположение комиссией было опровергнуто, как
ничем не доказанное.

В отношении злого умысла мнения членов комиссии разделились. Одни.
эксперты были убеждены, что команда Либертэ была способна на диверсию. Имелись сведения, что команда корабля не раз угрожала своим
офицерам за несправедливое и жестокое обращение с ней уничтожить их
взрывом
. Записки с подобными угрозами находили в офицерских каютах
и в кают-компании Либертэ. Если бы злоумышленники действительно
хотели взорвать офицеров, — заявляли другие члены комиссии, — то они
наверняка подожгли бы кормовой пороховой погреб, расположенный
рядом с жилыми помещениями офицеров корабля
.

Умышленный поджог порохового погреба членами команды Либертэ расценивался комиссией как маловероятный.

Итак, отвергнув два первых предположения, эксперты вплотную подошли к третьему — самовозгоранию пороха вследствие его разложения.

В это время на вооружении французского военного флота стоял порох типа В, приказом командования уже снятый с производства, но
еще находившийся в употреблении из-за того, что новые пороха не начали поступать во флот. Все сорта пороха В сгорают при соприкоснове
ЛИБЕРТЭ

225


ний с открытым пламенем без взрыва, они детонируют лишь от поджога
шашки черного пороха, вложенной в заряд.

Как же порох хранился на Либертэ?

Следственная комиссия выяснила следующие обстоятельства и
факты.

Температура в пороховых погребах часто поднималась до 30—40°С.

На корабль неоднократно поставлялся старый освеженный порох для
учебных стрельб с пометкой израсходовать в течение трех месяцев.
фактически же он оставался на кораблях больше указанного срока. В
патронах для зарядов малого калибра также использовался освеженный
порох. На Либертэ и на других кораблях эскадры в 47-миллиметровых
патронах содержался порох, изготовленный в 1889 году. Для 65-миллиметровых зарядов употреблялся порох, на котором имелась пометка совершенно негодный.

Воспламенительные шашки черного пороха хранились вместе с полузарядами.

Патроны малого калибра, заряженные частично черным и освеженным порохом типа В, хранились вместе в одном погребе, хотя официально считалось, что на кораблях Второй эскадры эти патроны черного
пороха были заменены мелинитовыми.

В погребах корабля хранились пороховые заряды среднего и малого
калибров, уже один раз введенные в ствол орудия во время стрельб. Заряд, побывавший в разогретом стволе, приобретал свойство быстро разлагаться и, попадая обратно в погреб, представлял большую опасность.
Эти выводы вызвали возражения со стороны некоторых военно-морских
чинов, но члены комиссии остались при своем мнении, которое разделяли многие известные химики и пиротехники. Так, изобретатель мелинита
химик Тюрпен сообщил, что сразу же после катастрофы с броненосцем
Йена он заявил морскому министру Франции, что причиной взрыва
стал порох В и что ввиду способности этого пороха к разложению его
использование на военных кораблях слишком опасно. Именно Тюрпен
предложил военному министерству страны порох, более стойкий и надежный в хранении.

Закончив следствие, комиссия пришла к заключению: катастрофа Либертэ произошла от самовозгорания заряда в одном из верхних снарядных погребов по правому борту. Одновременно она отмечала важные
обстоятельства, предшествовавшие взрыву на корабле. Оказывается, в
течение всего времени с 1 июня по 15 августа температура в пороховых
погребах правого и левого бортов для хранения снарядов достигала 30°С,
а иногда была даже выше. С 4 по 16 августа Либертэ участвовал в маневрах эскадры, и в течение всего этого времени было приказано держать
заряды вблизи орудий. Поэтому шесть гильз с зарядами для 194-миллиметровых орудий двенадцать дней находились недалеко от кочегарок, где
температура достигала 40°С. Возможно, что эти заряды были снова помещены в пороховой погреб.

226


По мнению комиссии, пожар возник в зарядном погребе одного из
орудий Можно предположить, что сначала произошло самовозгорание
пороха В в гильзе снаряда без детонации Потом порох загорелся в соседних гильзах со слабой детонацией, которая была слышна на палубе в 5
часов 31 минуту После этого погреб оказался охваченным огнем

Катастрофа Либертэ сильно подействовала на моральное состояние
личного состава французского военно-морского флота того времени
Военным морякам буквально стали мерещиться взрывы на их кораблях,
и малейший пожар или появление дыма нередко оканчивались затоплением
пороховых погребов, что, в свою очередь, приводило к уничтожению запаса пороха Частые затопления погребов показали, что такие системы на
французских кораблях оставляли желать лучшего На многих кораблях
для затопления некоторых групп погребов требовалось открыть около
десяти клапанов, причем каждый из них открывался лишь после 15—20
поворотов маховика, и открыть эти клапана можно было только с нижней палубы Из опытов, проведенных после гибели Либертэ на Юстис
и на Патри, выяснилось, что затопление погребов происходило гораздо
медленнее, чем ожидалось Эксперты, изучавшие катастрофу в тулонской
бухте, пришли к весьма неутешительному выводу Если бы даже на Либертэ и удалось открыть клапана затопления носовых погребов, то это
все равно не повлияло бы на результат катастрофы вода просто не потекла бы в закрытое помещение, наполненное газом высокого давления
Средств же увеличения давления воды в магистралях орошения и затопления пороховых погребов на Либертэ не было

ТИТАНИК

15 апреля 1912 года

Английский лайнер затонул спустя 2 часа 20 минут после уда
ра об айсберг Погибли 1522 человека, спасено 705 человек
Самая знаменитая катастрофа XX века

Летним вечером 1907
года Брюс Айсмей, исполнительный директор Уайт
Стар
, и его жена Флоранс
ужинали в лондонской резиденции лорда Джеймса Пирри, компаньона белфастской
кораблестроительной фирмы
Гарланд энд Вульф, которая строила все суда для Уайт
Стар
Новый лайнер Лузитания, принадлежавший
конкурентам из компании

Кунард лайн, был на устах всего города Перед его первым рейсом ожидалось, что будет побит рекорд скорости по пересечению Атлантики и
сей факт закрепит лидерство Кунарл лайн в гонке суперлайнеров Суда
Уайт Стар не шли ни в какое сравнение с Лизитанией Пирри и
Айсмей разработали план, позволявший Уайт Стар завоевать первенство Они решили, что не будут вступать в соревнование по скорости, а
построят пару плавающих дворцов, каких мир еще не видел Спустя неделю после этого исторического ужина целая армия инженеров и механиков принялась создавать чертежи и спецификации, начиная с массивных, высотой в четыре яруса, двигателей и заканчивая посадочными
местами в столовой для первого класса В декабре 1908 года была заложена первая килевая плита в основание судна № 400, названного позднее Олимпик Судно № 401, названное Титаником, было заложено 31 марта 1909 года

День 31 мая 1911 года в Белфасте выдался ярким и чистым Южный
бриз морщил поверхность Белфастского залива и трепал флаги на кранах
Более 100 тысяч зевак пожелали увидеть спуск на воду судна № 401 По
традиции компаний Уайт Стар и Гарланд энд Вульф не было никакого молебна во славу новорожденного

В 1205 запустили две ракеты, в 12 10 — третью В 12 13 корпус в
26 000 тонн заскользил вниз по направляющим, влекомый собственным
весом Титаник развил скорость в 12 узлов (около 22 км/ч), прежде чем
шесть якорей и две толстые якорные цепи, весившие каждая 80 тонн,
остановили его Весь процесс занял 62 секунды Затем буксиры подвели

228


его к бухте, где в течение десяти месяцев он должен был оснащаться
оборудованием и пассажирскими каютами.

После спуска судна на воду началась работа по сооружению пассажирских мест, установке инженерного оборудования и навигационных
систем. Все, что было сделано до этого, можно сравнить с постройкой
фундамента здания. Теперь плотники, электрики, наладчики паровых машин, укладчики ковровых покрытий и мастера по металлу получили широкий фронт для работы.

Это было поистине уникальное сооружение. Его валовая вместимость ~
46 328 тонн, длина — 270 метров, ширина — 28, высота от ватерлинии до
шлюрочной палубы — 18,5 метра, высота от киля до конца труб — 53 метра. По сути в высоту это одиннадцатиэтажный дом! Двигатели: 2 поршневых, 4 цилиндровых, мощностью 30 000 лошадиных сил; одна парсоновская турбина низкого давления мощностью 18 000 лошадиных сил. Предельная скорость — 21—23 узла (примерно 37—41,4 метра в сек). Двадцать спасательных шлюпок были рассчитаны на 1178 человек.

Спецификации Титаника в большой степени походили на спецификации Олимпика. Были внесены некоторые изменения, которые привели к утяжелению на 1000 тонн и большей роскоши. Одним из них была
установка дополнительной защиты вокруг прогулочной палубы. Кроме
того, пассажиры Олимпика жаловались на брызги соленой морской воды
от носа корабля во время плавания по северным атлантическим морям.
Эти изменения и стали наиболее видимой разницей между двумя судами.
Наконец, 3 февраля 1912 года Титаник был поставлен в сухой док, где
его снабдили тремя винтами, а на внутреннее убранство навели последний лоск. Прибыла огромная люстра, которую повесили в главной каюткомпании. Кухонную утварь и фарфор поместили в соответствующие хранилища. Была установлена и проверена система беспроводной связи, способная передавать сообщения на расстояние в 500 миль (около 310 километров). Карты и навигационное оборудование отправили на капитанский мостик. Все мелочи, необходимые для функционирования крупного
океанского лайнера и большого отеля, прибыли на борт, были установлены, проверены, размещены по хранилищам и оприходованы. Строительство великого судна почти закончилось.

Со 2 апреля Титаник начал плавать по морям. Пройдя в глубь залива
и оставив позади буксиры, он совершил несколько быстрых рейдов для
проверки двигателей. Корабль был поставлен на прямой курс со скоростью 20,5 узлов. Рулевое колесо резко повернули на 360 градусов. Слегка
накренясь, Титаник развернулся, описав круг диаметром 3850 футов
(больше одного километра). Никто не мог предположить, что корабль
повторит этот маневр менее чем через две недели, но уже при трагических обстоятельствах. 4

После завершения теста и получения разрешения от Торговой палаты|
Уайт Стар лайн была объявлена полноправным владельцем королеве

229


кого почтового парохода Титаник, самого большого и роскошного предмета, когда-либо созданного человеческими руками.

Суббота, 6 апреля. Порт Саутгемптон, графство Хэмпшир, юг Англии.
День найма для большинства из экипажа. Прибыла основная часть груза.
Весь груз весил 560 тонн и состоял из 11 524 отдельных мест. Холлы офиса компании Уйат Стар лайн были полностью забиты людьми. Сотни
моряков Саутгемптона, оказавшихся без работы в результате только что
прошедшей забастовки шахтеров, толпились в ожидании счастливого случая, несмотря на то, что они, без сомнения, были обеспокоены грядущим первым рейсом. Многие были из самого Саутгемптона, но часть
моряков прибыла из Ливерпуля, Лондона и Белфаста. Заявления от прибывших с континента не принимались, поскольку по настоянию капитана корабля Эдварда Дж. Смита необходимо было сформировать настоящий британский экипаж для настоящего британского судна. К концу дня большая часть экипажа была нанята. К основному грузу добавились 5800 тонн угля с соседнего угольного пирса. Сумасшедшая сделка!
Чтобы загрузить такой большой лайнер достаточным количеством угля,
потребовалось 24 часа, после чего судовой кладовщик аккуратно опечатал хранилище для угля клееным холстом, смоченным в красной краске.
К концу этого изнурительного дня все переходы, палубы, лестницы и пассажирские помещения были тщательно очищены от всепроникающей
угольной пыли.

Пасхальное воскресенье, 7 апреля. Поверхность воды была чиста, и
вся работа на борту Титаника в то пасхальное воскресенье приостановилась. Не было видно ни дыма, ни пара из его труб. Звуки корабельной
рынды разносились по заливу, отмечая последние часы стоянки, и голубой английский гюйс трепетал на флагштоке. Титаник оставался пришвартованным к пирсу № 44, который специально углубили на сорок
футов для таких гигантов, как Титаник и Олимпик.

Понедельник, 8 апреля. На борт судна были погружены свежие продукты питания, привезенные в порт поездом. Около 34 тонн свежего мяса
и около 5 тонн рыбы разместили в огромных холодильниках и хранилищах, расположенных на палубе G. До отправления оставалось совсем
немного времени. Все последние приготовления проходили под наблюдением конструктора судна Томаса Эндрю. В тот вечер Эндрю оставался на
борту до половины седьмого, а затем вернулся в офис Гарланд энд Вульф,
чтобы написать письма и решить деловые вопросы.

Вторник, 9 апреля. Продукты и товары продолжали грузить на борт.
Капитан Кларк, наблюдатель от Торговой палаты, находился на борту до
позднего вечера, проверяя каждый закуток судна. Второй помощник Чарльз
Лайтхоллер на сенатских слушаниях о причине гибели Титаника сказал
о Кларке: Он выполнил свою задачу, и я с уверенностью повторяю, что
он сделал это тщательно
. Капитан Смит, командующий Титаником,
проводил .свой собственный осмотр. Все офицеры, за исключением Смита, провели ночь на борту.

230


Среда, 10 апреля. Капитан Смит поднялся на борт Титаника в|
7.30 утра и принял от первого помощника капитана Генри Уайлда рапорт. 1
Звук сирены Титаника извещал на мили вокруг о том, что наступил '
день его отплытия. Между 9.30 и 11.30 утра к судну подошли три морских
трамвайчика с пассажирами первого, второго и третьего классов. Ровно в
полдень Титаник отдал концы, катера отбуксировали его от причала, и
гигантская махина начала свое движение по 24-мильному Английскому
каналу в направлении Франции. В 5.30 пополудни Титаник появился в
порту французского города Шербур. Пассажиры загодя погрузились на
тендеры и ждали отплытия на Титаник. Вечером в 8.30 был поднят якорь,
и Титаник с зажженной иллюминацией взял курс на Ирландию вокруг

южного побережья Англии.

Четверг, 11 апреля. Пассажиры осваивали огромный лайнер. Томас
Эндрю и гарантийная группа из верфи Хэрленд энд Волфф помогали
инженерам Титаника обслуживать необходимые системы. Была отрепетирована общая тревога, громкость аварийных колоколов была значительно понижена водонепроницаемыми дверями. В 11.30 утра Титаник
бросил якорь в заливе Куинстауна на расстоянии двух миль от берега и
.приготовился взять на борт новых пассажиров и почту. В 1.30 пополудни
главный якорь был поднят в последний раз, и Титаник ушел в свой
первый трансатлантический рейс к берегам Америки. Капитан Смит получил рапорт о том, что на борту находится 2227 пассажиров и членов

экипажа.

Пятница, 12 апреля. К середине дня Титаник был где-то посередине
Атлантики, идя со скоростью 21 узел. С 11 по 12 апреля он покрыл расстояние в 386 миль в спокойную, тихую и ясную погоду. С каждым новым
днем путешествия росло общее восхищение судном — его поведением
при маневрах, полным отсутствием вибрации, устойчивостью по мере увеличения скорости. Генри Уайлд отметил, что воздух был очень холоден,
достаточно холоден, чтобы не позволять писать или читать на палубе,
поэтому многие проводили большую часть времени в библиотеке. В течение дня Титаник получил множество радиопоздравлений и пожеланий счастливого пути, в числе которых было поздравление от британской королевы. Почти в каждой радиограмме, полученной от кораблей,
находившихся в водах Атлантики, содержалось предостережение о массивных глыбах льда, что было весьма необычным для апреля. Поздним
вечером радио Титаника было временно отключено, чтобы позволить
Филипсу и Брайду в самые ранние утренние часы провести профилактику

аппаратов.

Суббота, 13 апреля. Судно оказалось окруженным льдом, появившимся
по всему Северному Атлантическому морскому пути. За время от полудня
пятницы до полудня субботы Титаник покрыл 519 миль. В 10.30 утра
капитан Смит начал дневной осмотр судна. Глубоко внизу, в кочегарках,
черные смены, обнаженные до пояса, продолжали удовлетворять аппе

231


титы горнов в жарком воздухе, наполненном угольной пылью. В этой
угасающей духоте было трудно представить, что наверху почти мороз.

Воскресенье, 14 апреля. Прекрасная погода, гладкая поверхность воды
ч умеренный юго-восточный ветер создавали прекрасное настроение.
Множество пассажиров медленно прогуливалось по лодочной палубе. Еще
ранним утром Титаник принял радиограмму от Каронии,
предупреждавшей о льдинах впереди, а затем — от датского лайнера Нордам, оповещавшего об огромном скоплении льда. Сразу после полудня Балтика сообщила о большом количестве ледяных полей впереди
от Титаника на расстоянии 250 миль. Все эти радиограммы Смит передал Айсмею. Спустя некоторое время немецкое судно Америка предупредило о большом айсберге, но это сообщение не было отправлено на
капитанский мостик.

Около 6.30 вечера Смит повернул корабль слегка на юго-запад от обычного направления, желая, вероятно, обойти лед, о котором предупреждали так много судов. Однако не был отдан приказ о снижении

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.