Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих кораблекрушений

страница №57

валил критическую точку, и судно
перевернулось...

Эстонский капитан Уно Лаур был председателем международной комиссии по расследованию обстоятельств гибели парома Эстония. Каковы же итоги работы этой комиссии?

Мы работали более трех лет, — говорит Лаур. — Работа была очень
сложная. И главное заключалось в том, что отсутствовали важные свидетели. Ни один судоводитель не спасся. Все, кто был на мостике, — на
дне. Мы вынуждены были восстанавливать картину трагедии по крупицам, из небольших, порой разрозненных эпизодов.

Мы установили: последним свидетелем того, что происходило на мостике, был матрос, покинувший его минут за десять до возникновения
крена. Известно, там до последнего момента присутствовали второй и
четвертый помощники капитана, а также сам капитан и еще два человека
экипажа — всего пять человек. Это подтверждено записями радиопереговоров: в 01.12 капитан находился на мостике. 01.15 — неожиданный крен,
трудно поверить, что он за несколько минут покинул мостик. Ведь он
получил травму из-за резкого крена. Словом, с ним что-то случилось.
Сравнительно много членов экипажа спаслось потому, что моряки жили
на самом верху, на седьмой палубе. Кроме того, у механиков был специальный выход по трубе, поэтому машинный отсек спасся.

В своем заключении мы никого не обвиняем. Говорим лишь об ошибках, недостатках, упущениях экипажа... Представьте себе ситуацию... Ночь,
штормовая погода. Когда возник правый крен, то судно быстро повернули влево, что для каждого моряка является совершенно естественным
маневром. На судне, как мы считаем, не знали об истинных причинах
случившегося. Вероятнее всего, полагали, что сдвинулся груз. Паром повернули носом к волне, чтобы избежать еще большего крена. А тут остановились машины, заглохли генераторы, вырубилось электричество. Когда
включился аварийный свет, выяснились координаты, но было уже поздно.

Если бы они дали сигнал тревоги даже на 4—5 минут раньше, то это
ничего не изменило бы — судно в любом случае было обречено. С опозданием пришли спасатели. Служба контроля радиоэфира в Финляндии
распространила сигнал о помощи как срочный сигнал (судну не угрожает
прямая опасность), а не как сигнал о катастрофе.

592


Можно много говорить об ошибках экипажа и спасателей, но они уже
явились следствием катастрофы, которая неизбежно привела бы к трагическому результату вне зависимости от субъективных факторов. Мы установили, что замки визира должны были бы быть в семь раз крепче! Под
ударами волн замковые устройства были буквально вырваны с мясом
из металла. Визир оборвался и смял перегородку или рампу, дополнительно предохранявшую грузовую палубу от проникновения воды. Волны
прорвались внутрь судна, и Эстония быстро пошла на дно. Ничего бы
не произошло, если бы даже визир сорвался, но рампа осталась целой.
Но так как она была спроектирована неверно, слишком близко к носу,
то визир до нее дотянулся, подмял и открыл дорогу воде.

Эти выводы подтвердили и результаты исследований, проведенных в
Гетеборге в специальном бассейне на точной копии Эстонии 1:35. Были
созданы аналогичные штормовые условия, высота волн, температура,
давление и пр. С моделью произошло то же самое, что и с паромом. Поднятый со дна моря носовой люк подтвердил наш вывод.

Если подобными конструктивными недостатками обладают и другие
суда такого типа, то жизни пассажиров, плавающих на них, угрожает смертельная опасность. Беда может случиться в любой момент...

Сейчас, после нашего заключения, все визиры укреплены, внесены
конструктивные изменения. Самое обидное, что катастрофы можно было
бы избежать, если бы были сделаны выводы из целого ряда аналогичных
аварий, случившихся ранее.

Буквально за полтора года до сентябрьской катастрофы, в январе
1993 года (как раз в это время Эстония получила прописку в Таллинне),
нечто подобное приключилось с паромом Диана-ІІ в том же Балтийском море. Мы узнали об этом случайно. Назвать оба судна близнецами
мешает только более короткий нос у Дианы-П. Если бы судоводители
на Диане-II вовремя, обходя судно днем, не заметили, что один замок
сорван, а другие еле держатся и вода уже зашла за рампу, то паром предвосхитил бы будущую трагедию на Эстонии. Судно тоже построила немецкая судоверфь Майер и сертифицировала французская фирма Бюро
Веритас
. Увы, выводов сделано не было.

Судостроители категорически отрицают свою вину, утверждают: трагедия произошла из-за неправильной эксплуатации парома.

В своем отчете комиссия никого не обвиняет, в том числе и судоверфь. Это не наша задача. Кто виноват, должен определить суд. Компенсация по страховке в размере 60 миллионов долларов выплачена всем
пострадавшим, в том числе и родственникам. Каждый получил от 0,5 миллиона до 1 миллиона шведских крон — в зависимости от обстоятельств...

Эстония, построенная в 1980 году, могла затонуть еще во время своего первого рейса из Таллинна, настолько ненадежен был визир. До этого
паром плавал в относительно спокойном Ботническом заливе, предпосылок для аварий не было. А ведь по документам он мог плавать в Америку!
Да и 8—9 баллов, зафиксированных в момент трагедии, не являются штор

ЭСТОНИЯ

593


мом. По международной классификации шторм на море — это 10 баллов.
Мне приходилось плавать на Дальнем Востоке, и я могу представить, что
произошло бы с этим паромом, попади он в настоящий шторм.


Мы рассматривали и другие версии. Например, проверили наличие
взрывчатых веществ. Никаких следов не обнаружили. Относительно сброса
партии наркотиков, некоего секретного оружия из России и т. п., то неужели вы думаете, что на Эстонии плавали полные идиоты? Установлено: замки не открыты, не сбиты, а сорваны под воздействием, которое
могли оказать только волны в данных погодных условиях. Версия о чудом спасшемся втором капитане Аво Пихте, которого якобы видели живым после катастрофы, остается лишь красивой версией — не больше. У
нас нет никаких сведений, указывающих на то, что капитан, плывший на
судне в качестве пассажира (он ехал в Стокгольм сдавать лоцманский
экзамен), остался жив...

Бушующие волны и сильный ветер сильно затруднили спасательные
работы. Из 1051 человек, находившихся на борту Эстонии, чудом удалось спасти лишь 137 человек. 912 нашли свою могилу на дне моря, из
них трое были гражданами России.

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

Акустик — корабельный специалист, обслуживающий подводно-звуковые средства связи и наблюдения.

Анкерок — небольшой деревянный бочонок вместимостью в два-три
ведра для хранения питьевой воды в спасательных шлюпках.

Аппарель — составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с
берега на одну из палуб судна и съезда обратно (забортная аппарель).

Артиллерийские (пушечные) порты — отверстия квадратного сечения в
борту или надстройке парусного судна для стрельбы из орудий.

Астролябия — угломерный инструмент, служивший до XVIII века для
астрономических и геодезических наблюдений.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности
судна в виде продолжения киля.

Бак — а) надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; б) на парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.

Бакштаг — а) курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно-боковом ветре; б) трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т. д.

Балкер — судно для перевозки навалочных грузов.
Балл — единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале
Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны — от 0 до 9.

Балласт — жидкий или твердый груз, принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств.

Банка — а) отдельно лежащая мель — неглубокий участок дна, над
которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе;

б) деревянные скамьи шлюпки.

Баржа — несамоходное грузовое судно. По способу движения разделяются на буксируемые и толкаемые.

Барк — морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми
парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.

Баркас, барказ —12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.

Баркентина (шхуна-барк) — морское парусное судно, имеющее не
менее трех мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фокмачту), несущую прямые паруса.

Баталер — специалист по продовольственному или вещевому снабжению личного состава корабля.

Батопорт — затвор, устанавливающийся в воротах сухого дока для
изоляции от морской (речной) воды. Представляет собой стальной водо

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

595


непроницаемый ящик, имеющий внутри платформу и разделенный на
камеры.

Бегучий такелаж — снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.

Бертмейстер — служащий порта, отвечающий за швартовку судов к
причалу и за перешвартовку судов на акватории порта.

Брандспойт — ручная переносная помпа, употребляемая для тушения пожаров и откачивания воды.

Бизань-мачта — самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с
тремя и более мачтами.

Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие
для настила палубы.

Бот — небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее
двигатель.

Брамсель — третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.
Бриг — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением
на обоих мачтах.

Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).

Бункер — угольная яма на торговом судне, то есть специальное помещение для хранения запасов топлива.

Бушприт — горизонтальный или наклонный брус круглого сечения,
выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед
и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.

Валовая регистровая вместимость (брутто-вместимость) — объем всех
судовых помещений под главной палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, не вполне защищенных от непогоды помещений на верхней
палубе. Измеряется в регистровых тоннах.

Ватерлиния — линия соприкосновения плоскости спокойной водной
поверхности с корпусом плавающего судна.

Вельбот — быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми
обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как
спасательное средство.

Водоизмещение — количество воды, вытесняемое плавающим судном,
характеристика размеров судна.

Впередсмотрящий — вахтенный матрос на баке или ходовом мостике,
наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна.

Галера — парусно-гребное судно, существовавшее в VII—XVIII веках
во флотах почти всех европейских стран.

Галеас — а) парусно-гребное судно типа большой галеры, входившее
в военные флоты многих европейских стран в XVI—XVII веках; б) не

596


большое транспортное и рыболовное двухмачтовое парусное судно, применявшееся в XVIII—XIX веках в морях Северной Европы.

Галион — большое парусное военное судно Португалии и Испании в

средние века.

Галиот — название типа средневекового грузового парусного судна.

Генеральный груз — любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест.

Гидрант — водозаборный кран, установленный на судовой пожарной
магистрали или на территории порта.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых
парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.

Грот-мачта — средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа;

обычно самая высокая мачта на парусных судах.

Дедвейт — полная грузоподъемность торгового судна, включая запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж.

Дек — название палубы на парусных военных кораблях.

Дефлектор — вертикальная труба с раструбом в верхнем конце, служащая для вдувной вытяжной вентиляции судовых помещений.

Дифферент — разница в осадке (углублении судна) носом и кормой.
Например, при осадке судна носом 2 м, а кормой 2,5 м говорят, что судно
имеет дифферент 0,5 м на корму.

Докмейстер — лицо, ведающее движением и расстановкой судов в доке.


Док — инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.

Док-бассейн — акватория порта, предназначенная для стоянки судов в
местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.

Дредноут — английский линейный корабль (постройки 1906 года), имевший башенные орудия калибром 12 дюймов. В переводе с английского
Дредноут означает Неустрашимый.

Дрейфовать — а) перемещаться по ветру или течению без помощи
какого-либо двигателя; б) сносить с места ветром или течением судно,
стоящее на якоре, который недостаточно хорошо забрал грунт и ползет.

Задраить — плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т. д.),
обычно при помощи специальных приспособлений — задраек.

Золотник — парораспределительный орган у паровых машин.

Кабельтов — единица длины, применяемая на море. Равна 0,1 морской мили, то есть 185,2 метра.

Канонерская лодка — небольшой артиллерийский корабль, предназначенный для обстрела береговых линий.

Кают-компания — помещение на корабле (судне) для коллективного
отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицерского (командного)

состава.

Кильблоки — две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

597


шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.

Кингстон — клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.

Клипер — быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.

Клотик — точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту, сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие
для подъема флагов.

Клюз — отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.

Кнехты — литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.

Кожух гребного колеса — железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждений при навалах на причал и т. д.

Комингс (люка) — порог из вертикальных листов, окаймляющих люк
по периметру над палубой.

Конвой — специальное формирование из торговых, вспомогательных
судов и кораблей охранения, создаваемое для безопасного перехода судов
морем.

Кондуктор — ближайший помощник офицера-специалиста. В военноморских силах кондукторы бывают сигнальные, рулевые, артиллерийские, минные и пр.

Конец — в морском обиходе любая веревка или трос.

Корвет — а) самое малое трехмачтовое судно в парусном военном
флоте, с полным прямым вооружением, несущим до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; б) современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.

Крен — поперечное наклонение судна на один из бортов.

Крюйт-камера — во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.

Лаг — прибор для определения скорости судна.

Лайнер — пассажирское или грузовое судно, совершающее регулярные скоростные рейсы на определенных линиях между определенными
портами.

Либерти — тип транспортных судов, строившихся на верфях США
во время второй мировой войны, вместимостью 10 000 т, длиной 135 м и
развивающих скорость до 10 узлов.

Линейный корабль (линкор) — а) большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю,
то есть вытянувшись в линию; б) современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).


598


Линь — трос не более 25 мм по окружности, служащий для оснастки,
такелажных работ и т. д.

Лихтер — несамоходное грузовое судно, служащее для перевозки грузов с морских судов большой осадкой на берег или обратно, а также для
самостоятельной перевозки морем или рекам.

Лот — прибор для измерения глубины с судна.

Лотлинь — тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота.

Лоцманская проводка — проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акватории порта и на реках.

Льяльная магистраль — главная линия труб для откачки воды из междудонного пространства, куда стекает попадающая в трюм судна вода.

Люк — вырез, отверстие в палубе судна; в то же время под термином
люк подразумевают всю конструкцию закрытия отверстия, хотя отдельные части этой конструкции имеют специальные названия.

Лючины — прочные деревянные щиты, служащие для закрывания грузовых люков на торговых судах.

Мачтовая надстройка — идущий от борта до борта закрытый навес,
через который проходит грузовая мачта. На ней установлены грузовые
лебедки и прочее грузовое оборудование.

Наветренный борт — тот борт, в который дует ветер.

Нагель — небольшой деревянный или металлический стержень длиной до 50 см, применяемый для крепления снастей. По форме напоминает дубинку полисмена.

Найтов — а) перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; б) трос, которым крепятся различные предметы на судне.

Непотопляемость судна — способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.

Обшивка — водонепроницаемая оболочка судна, которая приклепывается или приваривается к наружным полкам угольников и швеллеров,
составляющих набор судна. Она состоит из ряда поясов, составленных из
отдельных листов и расположенных вдоль судна.

Отличительные (бортовые) огни — огни, зажигаемые на обоих бортах
судна (зеленый — на правом, красный — на левом), носимые судами от
захода до восхода солнца.

Остойчивость судна — способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.

Пакетбот — морское парусное судно или парусно-винтовое судно,
предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

599


Пал — врытая в землю чугунная (каменная) тумба, за которую заводятся швартовы судна.

Пеленг — угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.

Переборка — вертикальная перегородка из отдельных листов, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней
палубе.

Плавучесть судна — способность судна держаться на поверхности воды.

Плицы — лопасти гребного колеса парохода.

Подветренный борт — борт судна, противоположный тому, в который
дует ветер.

Подшкиперская — кладовая на баке судна.

Поручни — род перил на верхней палубе, а также на трапах, мостиках,
надстройках и т. п.

Принайтовить — скрепить найтовом, привязать, прикрепить

Рангоут — круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, служащие для постановки парусов, обеспечения грузовых
операций и подъема сигналов. К рангоуту относятся: мачты, реи, стеньги, гафели, гики, выстрелы, бушприты и т. п.

Регистр Ллойда — Британское классификационное общество, которое ведет наблюдение за постройкой судов и их освидетельствование на
годность к плаванию.


Регистровая тонна — объем регистровой тонны был установлен в середине XIX века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 кубических футов или 2,83 кубических метра судовых
помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за
стоянку у причала, проход по каналам и проч.

Рей — брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.

Рейдер — быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.

Рубка — закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не
доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).

Рулевая рубка — служебное помещение на судне, расположенное на
платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится
руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для
управления судном.

Румб — единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен 11,25 градуса.

600


Рыскать — двигаться, уклоняясь от курса то в одну, то в другую сторону

Сажень (морская) — единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 метрам).

Световой люк — отверстие в палубе или в верхней части кожуха машинного отделения для доступа воздуха и света.

Секстан — угломерный инструмент, служащий для измерения высот
небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.

Скоб-трап — лестница на судне, сделанная в виде приваренных или
приклепанных металлических скоб к вертикальной поверхности борта,
переборки, надстройки, рубки, мачты и т. п.

Скула судна — часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение с правой
скулы
обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.

Спардек — надстройка, идущая с борта до борта, в средней части
судна.

Становой якорь — один из двух (редко трех) носовых якорей, на который всегда становится судно.

Спринклерная система — общесудовая система, предназначенная для
автоматической подачи и распыления воды в помещениях при повышении температуры выше заданной, что обеспечивает предотвращение или
тушение пожара.

Становой якорь — большой якорь, на котором стоит судно.

Стапель — место постройки судов на верфи, представляющее собой
помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.

Старший стюард — офицерская должность на английских торговых
судах. В обязанности старшего стюарда входит обеспечение судна провизией, работа камбуза, питание экипажа, выдача зарплаты.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. т

Стивидор — портовый грузчик, имеющий квалификацию по укладке;

груза в трюме судна. <)

Судовой колокол — бронзовый колокол, висящий на кронштейне на
баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он
служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых — для
подачи туманных сигналов.

Сходни — деревянные переносные мостки с поперечными планками,
служащие для выхода с судна на берег.

Сюрвейер — инспектор иностранных классификационных обществ по
техническому надзору за судами

Такелаж — все снасти на судне, служащие для крепления рангоута и
выполнения работ, связанных с тягой, опусканием и подъемом различных предметов (грузов, шлюпок, сигнальных флагов и т. п.).

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ 601

Тали — подъемно-спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенными между собой
тросом.

Тальман — чиновник-счетчик, ведущий письменный счет погружаемому или выгружаемому грузу в портах.

Танки — отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и
поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном
пространстве.

Твиндек — межпалубный трюм, то есть пространство между палубами
судна. Твиндек уменьшает высоту трюма, дает возможность использовать
все трюмное пространство и не нагромождать одни грузы на другие, как
это имеет место на больших судах, имеющих одну палубу.

Тоновый огонь — белый огонь, который несется на мачте с механическим двигателем на ходу. Бортовые (отличительные) огни также несутся
судном на ходу. Правый отличительный — зеленый, левый — красный,
устанавливаются на бортах судна примерно на высоте мостика.

Траверз — направление, перпендикулярное к курсу корабля (судна)
или к его диаметральной плоскости.

Трап — лестница на судне.

Трюм — внутреннее помещение, находящееся ниже самой нижней
палубы и занимающее почти все пространство внутри корпуса судна за
исключением машинного и котельного отделений

Узел — единица скорости судна, равная морской миле (1853 метра) в
час, или 0,514 метра в секунду.

Утка — двурогая отливка или точеная деревянная планка, прочно закрепленная на палубе, переборке, мачте, фальшборте и пр. и служащая
для крепления на ней снастей бегучего такелажа.

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Фал &mdas

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.