Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих кораблекрушений

страница №18

>Кромантишир пришлось взять на буксир, без носовых парусов он был неуправляем, а в первом трюме уровень воды достигал
2,5 метра.

Когда капитан Хендерсон произвел подсчет спасшихся с Ла Бургони, то получил следующие цифры: 59 пассажиров (включая единственную женщину) и 105 членов экипажа. Всего 164 человека. Напомним, что
на лайнере в момент выхода из Нью-Йорка было 725 человек: 597 пассажиров и 128 членов экипажа. Таким образом, число жертв этой катастрофы составляет 561 человек: 538 пассажиров и 23 члена экипажа. (Различные морские историки указывают число погибших по-разному 597, 565 и
546 человек.)

Сразу же после того, как пароход Грешиан прибыл в Галифакс, по
разбору катастрофы было назначено следствие. Показания очевидцев установили факты многих убийств на борту лайнера до его погружения и
после — на плотах и в шлюпках. Виновные в убийстве австрийские моряки и итальянские эмигранты под конвоем были отправлены во Францию.
Не в лучшем свете выглядели и спасшиеся члены команды Ла Бургони.
Сравнение цифр числа погибших пассажиров и моряков лайнера — 538 и
23 — говорило не в пользу последних. Допрос свидетелей позволил установить личности и тех членов команды Ла Бургони, которые также
совершили зверские убийства на борту.

Единственное, что в какой-то мере реабилитировало французских судовладельцев в глазах мировой общественности, был факт гибели при исполнении служебных обязанностей всех (кроме одного) офицеров лайнеры Этим одним оказался штурман Делинж. В его адрес не последовало

190


ни одного нарекания со стороны свидетелей катастрофы. Делинж признал факт, что Ла Бургонь в течение всей ночи шла в тумане полным
ходом, неся включенными ходовые огни и все время подавая гудки. Но
ответственность за это полностью лежала на капитане Делонкле, который погиб вместе со своим судном.

25 сентября 1898 года в Галифаксе с капитана Кромантишира полностью были сняты все обвинения.

МЭН

15 февраля 1898 года

Броненосный крейсер затонул в порту Гаваны в результате
взрыва в носовой части. Погибло 266 моряков.

Утром 15 февраля 1898 года
над столицей Кубы Гаваной
прокатился раскатистый гул
взрыва. Те, кто в это время
были на набережной, увидели,
как над носовой частью двухтрубного военного корабля
сверкнула яркая вспышка, и
тотчас он окутался густыми

клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой.
Так погиб американский броненосный крейсер Мэн, который за десять
дней до того пришел в Гавану с визитом дружбы.

К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера Альфонс XII. Моряки постарались сделать все возможное, чтобы
помочь немногим, уцелевшим с Мэна.

Вскоре стали известны и некоторые подробности трагедии. По словам
капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был
ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти
если не его, то хотя бы команду Однако усилия капитана оказались тщетны: Мэн, превращенный в груду изуродованных развалин, увлек за собой на дно бухты 266 моряков — три четверти экипажа.

Каковы же причины катастрофы?

По мнению испанцев, Мэн погиб от внутреннего взрыва в носовом
погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав
обломки погибшего корабля. Мэн лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко.

Иначе считали в США. Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе

Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего сейерного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальной протест. Одновременно испанцы предложили Америке разумный по их мнению, компромисс, создать для расследования катастрофы

192


смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко
было отклонено, причем в довольно невежливой форме.

Пока четверо американцев обследовали обломки Мэна, в США подозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая антииспанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией.

Военный корабль Мэн расколот секретной адской машиной врага!, Мэн предательски разрушен! — были заголовки в Джорнел, а
журналист из Уорлд откровенно требовал от правительства ответных
шагов: Разрушение Мэна должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!

Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт,
горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США.

Американское правительство, торопя события, ассигновало 50 миллионов долларов на нужды национальной обороны, у военной промышленности резко возросли заказы — Соединенные Штаты открыто готовились к войне.

Тем временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, Мэн погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников катастрофы, но каждому американцу было
ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США подхватила пресса
многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том,
что Мэн погиб от диверсии. Вот что писал российский журнал Вокруг
света
: Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший
туда североамериканский броненосец Мэн. Причина взрыва — одна из
торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани
. Концовка сообщения явно отрицает умышленный характер катастрофы..

Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских экспертов и создала свою комиссию, однако американцы не разрешили ей осмотреть обломки Мэна. Испанцам пришлось
ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход
катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опубликовала 28 марта.

Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в котором заявил: Потеря Мэна ни в коем отношении не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов
команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной
мины, который вызвал взрыв двух... передних складов боеприпасов


Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что Мэн
погиб в территориальных водах Испании.

Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный русский Морской сборник напомнил читателям не

193


которые факты, частично подтверждающие испанскую версию, — за два
года до того в угольных ямах американских крейсеров Цинциннати и
Нью-Йорк самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально
чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мнению Морского сборника, такой же пожар на Мэне мог вызвать и роковой для него взрыв в носовом погребе.

Тем временем американское правительство открыто призвало своего
президента к войне: Невозможно дольше терпеть ужасающее положение
вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно
возмущает нравственное чувство американского народа, является позором для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального
военного судна Мэн с 266 лицами его экипажа во время дружеского
посещения гаванской бухты
.

Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил
11 апреля: Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ. Президент оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто
не угрожал...

20 апреля американский посол Вудфорд предъявил Мадриду ультиматум. Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы
и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал
23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг — объявил о
призыве в армию 25 тысяч добровольцев.

Испано-американская война закончилась триумфальной победой США.
Отсталая Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих владений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию
США, пока не стала свободной после национально-освободительного
восстания, которым руководил Фидель Кастро.

Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, — и колонии,
и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше
Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков Мэна Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля.

Не исключено, что к взрыву были причастны американские ультра
Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками
США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мирпого разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую
^лил захват острова.

В подтверждение такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва) сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в
феврале — марте 1898 года, и еще через 13 лет.

194


Прежде всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов Еще более
подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта
(к этому времени американцы уже осмотрели Мэн) Сигби просил у
гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крейсера!

Рассуждая логически, следует предположить, что, сваливая всю вину
на испанцев, морское командование США должно было опубликовать
подробные результаты исследования Увы, командование поступило совсем по-другому.

В 1910 году Мэн начали поднимать на поверхность, причем оригинальным способом Сначала паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых железных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, откачали из кольца воду. На палубу Мэна впервые после катастрофы спустились американские моряки.

Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно
правильно отвергли версию взрыва котлов, — котельное отделение было
цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри
корабля Это окончательно опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты
прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах,
надолго запечатанные грифом совершенно секретно

Подъем Мэна, стоивший американским налогоплательщикам 750
тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носо- j
вую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку

ГЕНЕРАЛ СЛОКАМ

15 июня 1904 года

Американский экскурсионный речной пароход погиб в результате пожара на Ист-Ривер в Нью-Йорке Число жертв превысило 1000 человек

Пассажирский колесный пароход Генерал Спокам был построен на верфи компании Дэвайн энд
Бартис
в Бруклине в 1891 году по
заказу нью-йоркский фирмы Никербокер стимбоут компани для
обслуживания туристов на рейсах по
рекам города и проливу Лонг-Айденд. Пароход имел регистровую
вместимость 1284 тонны, длину —
80 метров, ширину — 11 метров,
осадку — 2,6 метра. Генерал Спокам благодаря паровой машине
мощностью 1400 лошадиных сил развивал скорость до 18 узлов. На четырех палубах парохода могли разместиться 2500 пассажиров.

Три верхние открытые палубы на Генерале Слокаме начинались от
самого форштевня и заканчивались у среза кормы. Салоны парохода были
отделаны полированными панелями красного дерева, в них висели бронзовые люстры и стояли дубовые резные столы, диваны, кресла и стулья,
обитые сафьяном и красным бархатом

В последнем рейсе пассажирами Генерала Слокама оказались германские эмигранты, поселившиеся лет двадцать назад в Манхэттене в
нижней части Ист-Сайда, в районе Миддл-Вилледж. Это место, расположенное между 14-й стрит и вокзалом Хьюстон, до сих пор носит название
*Малая Германия. Тем летом 1904 года немецкая община лютеранской
Церкви Св. Марка в Нью-Йорке, отмечая семнадцатую годовщину своего
существования в эмиграции, наняла Генерала Слокама для увеселительной прогулки в Саранчовую Рощу — живописный пригород Нью-Йорка
на северном берегу острова Лонг-Айленд

Рано утром 15 июня 1904 года пароход покинул свою стоянку на Гудзоне (Норт-Ривер) и, обойдя набережную Баттери, в 8 часов 20 минут
пришвартовался к пирсу на реке Ист-Ривер, чтобы принять пассажиров
Экскурсантами в основном оказались женщины и дети, мужчин было не
больше ста. Приняв на борт 1388 человек, Генерал Спокам в 9 часов
40 минут утра отошел от причала, развернулся и двинулся вниз по ИстРивер в сторону пролива Лонг-Айленд, подгоняемый сильным отливным
Учением.

196


Капитаном корабля был 67-летний голландец Вильям Ван-Шайк с
двумя его помощниками — лоцманами Эдвардом Уартом и Эдвардов
Уивером. Через несколько минут судно должно было войти в узкий скалистый пролив Холл Гейт (Врата ада). Это место считается самым опасным и трудным для плавания судов в районе Нью-Йорка. Его извилистость в виде латинской буквы Z требует от судоводителей хорошего знания лоции и даже виртуозности, если учесть, что скорость приливно-отливного течения, которое меняется два раза в сутки, здесь составляет 5—
6 узлов. Течение прекращается один раз в сутки всего на четыре минуты.

Генерал Спокам шел западным фарватером между берегом Бруклина и островом Бэкуэлл (ныне остров Президента Рузвельта). Через
20 минут после отхода от пирса на борту вспыхнул пожар. Его первые
признаки заметил 11-летний мальчик. Проходя по палубе вдоль левого
борта позади гребного колеса, он почувствовал запах дыма, который просачивался сквозь щель в дверях запертой кладовой. Мальчик сказал об
этом матросу Джеку Кокли. Тот открыл дверь кладовой, где хранились
старые канаты, бочки с краской и машинным маслом, посуда и сломанная мебель из салонов. В большой деревянной бочке горела солома Матрос, чтобы сбить пламя, опустил в бочку попавшийся под руку мешок
мелкого угля и отправился за помощью. Он сообщил о возгорании первому помощнику капитана Эдварду Фланагану, тот поставил в известность
старшего механика Бена Конклина. Стармех, собрав группу из пяти-шести матросов и кочегаров, включил пожарный насос и раскатал по палубе
рукав. Но как только открыли вентиль, старый шланг, не выдержав давления воды, лопнул в нескольких местах. Через несколько минут второй
механик Эверетт Брэндоу притащил другой, более тонкий резиновый
шланг. Но использовать его не смогли, так как не нашли переходной
муфты к насосу. За это время огонь из бочки охватил машинное масло и
масляную краску, и очень быстро пламя из кладовой перекинулось на
деревянные панели парохода и переборки. Генерал Спокам почти целиком был построен из дерева, и к тому же незадолго до того его всего
заново покрасили масляной краской.

Генерал Спокам шел против ветра, и, чтобы не потерять управляемость на стремнине во Вратах ада, капитан Ван-Шайк вел его на предельных оборотах машины. Скорость парохода на подходе к проливу равнялась 18 узлам. Все это способствовало быстрому распространению огня
наверх и в сторону кормы. Пассажиры, находившиеся на трех носовых
палубах парохода, о пожаре не подозревали В неведении находился и капитан, стоявший с двумя лоцманами в рулевой рубке. Оркестр продолжал
играть, а пассажиры — танцевать.

В 10 часов утра жители Нью-Йорка стали свидетелями невероятного
и страшного зрелища. В самом центре города по реке Ист-Ривер на огромной скорости шел охваченный огнем большой белый пароход Генерал Спокам. На переполненной верхней носовой палубе под бравурную
музыку, не замечая пожара, пассажиры танцевали польку...

.ГЕНЕРАЛ СПОКАМ

197


С берегов Манхэттена и Бруклина неслись крики Остановите пароход' Тушите огонь! Причаливайте к берегу! Но пароход продолжал следовать вниз по реке в сторону пролива Лонг-Айленд Его пытались догнать два паровых буксира и речной паром, который бросил свой маршрут
(іа переправе через Ист-Ривер, но безуспешно

Первый помощник капитана Фланаган доложил капитану о пожаре
дишь спустя 20 минут после того, как об этом ему сказал матрос Джек
Кокли. Увидев вырывавшиеся с нижних палуб за гребными колесами языки пламени и стелившийся за кормой дым, Ван-Шайк понял, что судно
обречено.

Остановить пароход или посадить его на мель было невозможно, поскольку судно уже вошло в пролив и начинало совершать первый поворот. Если бы в эту минуту машину Генерала Слокама застопорили, течение его тут же развернуло лагом и отбросило на скалы Врат ада.
Поэтому судно продолжало двигаться вперед

Пассажиров мгновенно охватила паника, и на палубах Генерала Слокама начало твориться нечто неописуемое. Женщины кричали, многие
бросились искать в толпе своих детей. На трапах началась давка. Теперь
уже никто не думал о том, чтобы погасить огонь, так как половина судна
была охвачена огнем. Пламя стало распространяться и в сторону носа
парохода. Люди бросились к спасательным металлическим шлюпкам,
которым огонь был не страшен. Их на судне имело шесть. Но спустить
шлюпки на воду оказалось невозможным. Все они намертво присохли к
кильблокам в результате многих покрасок и, более того, были прикреплены к ним толстой проволокой. Помимо шлюпок на пароходе было около
двух тысяч спасательных пробковых жилетов особой конструкции — так
называемые никогда не тонущие жилеты Конуэйлера. Но эти спасательные средства хранились на специальных стеллажах вдоль продольных
переборок каждой из открытых палуб, но так высоко, что до них нужно
было допрыгивать. Когда матросы парохода попытались все-таки их раздать женщинам, из этого тоже ничего не получилось. Жилеты были сложены в пакеты по двенадцать штук в каждом и перевязаны проволокой, а
наполнявшая их пробка истлела и превратилась в труху. Позже выяснилось, что жилеты с момента первого пуска на воду Генерала Слокама
ни разу не снимались со стеллажей и не проверялись

В районе пролива Хелл-Гейт пароход напоминал огромный, плывуЩий по реке костер. Огонь уже добрался до световых люков машинного
отделения и охватил две нижние носовые палубы. Механики и кочегары
покинули свои посты. Колеса Генерала Слокама по-прежнему продолжали вращаться на предельных оборотах машины, которую теперь остановить было невозможно, так как путь к ней был отрезан стеной огня.

Выведя Генерала Слокама из Врат ада, капитан Ван-Шайк привел к выводу, что единственным местом, где можно было посадить судно
^ мель, являлся остров Норт Бразер Айленд, напротив набережных Бронза Когда же пароход на полном ходу стал огибать мыс Халлет, где начи

198


нается район Бруклина Астория, он резко и сильно накренился на одиц
борт столпившихся на верхних носовых палубах людей откинуло и прижало к бортовым поручням, которые не выдержали и рухнули, и сотни
людей оказались в воде

Генерал Спокам взял курс к спасительному острову, в это время
мощный портовый буксир Франклин Эдсон сумел приблизиться к нему
вплотную и пришвартоваться к кожуху гребного колеса Около 50 человек смогли перебраться на буксир, который, однако, тоже загорелся Буксир поспешил к берегу, чтобы высадить людей Отовсюду к Генералу
Слокаму
спешили пожарные суда, паромы, гребные лодки Они подбирали с воды плывущих людей и трупы

На берегу залива острова Порт Бразер Айленд капитан Ван-Шайк увидел нефтяные резервуары и штабели бревен лесного склада Горящий
пароход мог поджечь склады, поэтому капитан направил судно к другому,
северо-восточному, берегу острова

Люди, смотревшие на горящий Генерал Спокам с берега, бросились
к стоявшим у пристани лодкам и направились спасать несчастных Навстречу пылавшему пароходу от острова Норт Бразер Айленд отчалил
ялик, в котором гребли четверо больных из инфекционной больницы,
находившейся на острове На другом острове Райкерс располагался исправительный дом для малолетних преступников Увидев, как с охваченного пламенем парохода за борт прыгают женщины и кидают в воду младенцев, заключенные самовольно захватили гребные лодки, принадлежавшие администрации колонии, и бросились на помощь

Капитан рассчитывал посадить пароход на мель правым бортом, но
этого не получилось, судно уперлось в камни носом, течение развернуло
его, и корма оказалась на глубокой воде Из-за этого многие из тех, кто і
не умели плавать и надеялся спрыгнуть с парохода на сушу, остались
навсегда на охваченном пламенем судне

Только в день катастрофы обнаружили 498 тел пассажиров Генерала t
Слокама
Окончательная цифра погибших — 957 человек Вскоре это число t
возросло за счет умерших в госпиталях от ран и ожогов до 1021 человека *
Из 1418 человек (30 членов экипажа), находившихся на борту сгоревшего
парохода, 175 пассажиров и 5 членов экипажа Генерала Слокама полу
чили тяжелые ожоги Совсем не пострадали — 251 человек

Последний рейс этого парохода начался в 9 часов 40 минут и закончился в 10 часов 20 минут утра Всего полчаса потребовалось огню, чтобы
уничтожить пароход Несмотря на отчаянные попытки прибывших к острову Норт Бразер Айленд пожарных судов, Генерал Спокам сгорел
фактически до главной закрытой палубы

Предварительное следствие быстро вскрыло целый ряд вопиющих нарушений правил и недостатков в эксплуатации компанией Никербокер
стимбоут
своего парохода За 13 лет службы на Генерале Слокаме несколько раз происходили поломки и аварии Через четыре месяца после
первого спуска на воду он наскочил на мель и сильно помял днище, да
.ГБНЕРАЛ СПОКАМ^

199


дее, отходя от пирса на Норт-Ривер, своей кормой протаранил пароход
^онмум Чуть позже столкнулся с лихтером Маелия, а через некоторое время сам получил пробоину в корме от форштевня буксира Род5(серт Сэйр Летом 1844 года название парохода Генерал Спокам попало
да первые полосы всех газет Нью-Йорка Ван-Шайк умудрился посадить
его на мель в заливе Рокауэй в тот момент, когда на борту судна находидось 4700 пассажиров (вместо 2500, предусмотренных нормой)' За такое
нарушение правил безопасности плавания владельцы Генерала Слока^а вынуждены были заплатить штраф в размере 1670 долларов — сумму
по тем временам немалую

Предварительным следствием было установлено, что в мае 1904 года
Генерал Спокам обследовался судоходной инспекцией США, о чем
имелся соответствующий акт, в котором инспектора утверждали, что они
проверили все спасательные средства, вывалили на шлюп-балках все шлюпки за борт и испытали под давлением пожарные рукава и насос

На допросе капитан Генерала Слокама заявил, что он командовал
во всех отношениях исправным судном, которое было обеспечено всем
необходимым для его безопасности оборудованием Однако факты,
вскрывшиеся в ходе предварительного следствия, изобличали во лжи как
чиновников судоходной инспекции, так и капитана Генерала Слокама и
владельцев парохода Члены экипажа сгоревшего парохода под присягой
показали, что они ни разу не проходили противопожарного инструктажа
и что на судне никогда не проводилось учебных спасательных тревог Более
того, расследование показало, что у некоторых членов экипажа парохода
не было соответствующих документов на занятие своих должностей Например, первый помощник капитана Эдвард Фланаган не имел диплома
судоводителя, а прежде он служил клерком в офисе фирмы Никербокер
стимбоут компани


На четверый день работы суда присяжных Ван-Шайк был обвинен в
непредумышленном убийстве многих людей — пассажиров вверенного
ему парохода Капитан Генерала Слокама, оправдываясь, обращал внимание суда на тот факт, что до этой катастрофы он на своем пароходе без
единого несчастного случая перевез 30 миллионов пассажиров Однако
суд не счел этот факт смягчающим вину обстоятельством Учитывая, что
Ван-Шайк получил ожоги и находился в госпитале, следственная комиссия, отпустив его на время под залог, передала дело о катастрофе Большому федеральному жюри штата Нью-Йорк Под залог были также отпущены сотрудник судоходной инспекции Лундберг, подписавший фальшивый акт освидетельствования Генерала Слокама в мае 1904 года, не^олько должностных лиц фирмы Никербокер стимбоут компани и безДипломный первый помощник капитана Эдвард Фланаган, который так
^здно оповестил капитана о начинающемся пожаре

10 ^января 1906 года на сессии Большого федерального жюри штата
Нью-Йорк возобновилось слушание дела по обвинению капитана ГенеР^а Слокама в непредумышленном убийстве своих пассажиров При

200


сяжные признали капитана виновным в том, что он не заботился о состоянии противопожарного и спасательного оборудования своего парохода, ни разу не проводил с экипажем соответствующих учений и инструктажей. Хотя действия Ван-Шайка в управлении судном после

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.