Жанр: Энциклопедия
Сто великих гениев
... последышем. Она могла его
взрастить только своим трудом, ведя заводское дело, воспитывая примером,
исправляя любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние силы
и средства. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в
труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо
понимала... сколь многое еще должно узнать и как при помощи науки, без насилия,
любовью, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана
добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее
благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделев".
Он окончил гимназию рано, в 15 лет. Перед этим
МЕНДЕЛЕЕВ
311
пришлось пережить серьезные несчастья: умер отец, затем сестра, а в довершение
бед целиком сгорел стекольный завод вместе со складом готовой продукции. Мария
Дмитриевена, любя своего "младшенького", веря в его ум и трудолюбие, рискнула:
ликвидировала все дела в Аремзянке, отправилась с Дмитрием и дочерью Лизой в
Москву, к брату. Однако выпускникам Тобольской гимназии разрешалось поступать
только в Казанский университет. Мария Дмитриевна привезла его в Петербург для
поступления в Медико-хирургическую академию. Но уже после первого пробного
посещение анатомического театра он понял, что учиться на трупах не сможет.
Пришлось поступать в Главный педагогический институт.
И снова начались несчастья. Осенью 1850 года скончалась мать, а вскоре и ее брат
Василий Дмитриевич, материально помогавший Дмитрию. Приходилось едва сводить
концы с концами. А тут умерла двадцатипятилетняя сестра Лиза от туберкулеза; ту
же болезнь определил доктор и у него. Но Менделеев не пал духом, продолжал
учиться, много читал, увлекся химическими исследованиями и даже сумел окончить
институт с золотой медалью. В студенческие годы он написал две научные работы
учебные: "Человек как тело природы" и "О грызунах Петербургской губернии".
Первая была связана с философией и общими проблемами естествознания, вторая - с
биологической систематизацией, которая к этому времени достигла немалых успехов.
В чем же заключается главное достижение Дмитрия Ивановича Менделеева,
поставившее его в первый ряд научных гениев? Ведь согласно опросам зарубежных
авторитетных специалистов он был признан самым замечательным, крупнейшим ученым
XIX века. А русские гении не в чести за рубежом, и вряд ли там хорошо знают его
прекрасные работы по демографии, экономической географии и развитию
производительных сил России; к тому же научных гениев в XIX веке.было необычайно
много, но именно его английский ученый и философ Дж.Д. Бернал назвал "Коперником
атомистической системы".
Главное достижение Менделеева в том, что из хаоса разрозненных химических
элементов он создал стройное здание Периодической системы. Так был внесен свет в
химическую картину мира. Это был великолепный творческий акт, великое озарение.
Подобная оценка может кому-то показаться сильно преувеличенной. На первый взгляд
его система похожа на удачно разложенный карточный пасьянс. Кстати, история о
том и свидетельствует. Дмитрий Иванович взял пачку визитных карточек, записал на
них названия и главные свойства известных тогда 63 элементов и стал при каждом
удобном случае тасовать и раскладывать так и эдак эту "колоду" элементов. В
конце концов столь странный "химический па312
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
сьянс" сошелся... сначала во сне. Он, проснувшись, быстренько записал увиденное,
и тогда же в 1869 году опубликовал соответствующую статью. Вот вроде бы и все.
Нет, не так просто. У него были предшественники, предлагавшие свои варианты
периодической таблицы. Наиболее близко к открытию Менделеева подошел немецкий
ученый Лотар Мейер, опубликовавший практически в то же время свою систему
элементов, сходную во многом с менделеевской. Именно он разложил в относительном
порядке "химический пасьянс". Его таблица - пример классификации известных к
тому времени элементов. В этом она не отличается от многих других систем
упорядочения фактов. Она не вторгается в неведомое, а является продуктом, можно
сказать, на-i учной комбинаторики.
Таблица Менделеева была идеальной системой. Кроме тех элементов, которые уже
были известны (занесены на карточки), в ней присутствовали и "невидимки", бытие
которых предполагалось автором, но никем еще не было доказано. Их существование
и свойства определялись единственно волей и разумом творца'системы, его
представлением о мировом порядке.
Автор шел на риск, выступив в роли провидца. Помимо всего прочего, он
теоретически уточнил атомные веса некоторых известных элементов. Его система
могла быть экспериментально проверена и опровергнута. Между прочим, обдумывал он
ее не один год. И вдохновляла его вера в существование гармонично устроенного
мироздания.
В последующие годы пробелы в таблице постепенно заполнялись. В этих-то пробелах,
оставленных для воображаемых элементов, и заключалась гениальная идея автора.
Таблица Менделеева предваряла будущее!
До сих пор ученые продолжают разгадывать подтекст этой таблицы; ежегодно ей
посвящают сотни научных статей. И все еще многое в ней остается не только
загадочного, но и плодотворного, сулящего новые открытия.
Расцвет творчества Менделеева пришелся на "золотой век" русской культуры. А
мировому признанию отечественной науки более всех содействовал Менделеев. Он
сделал очень много и для развития русской научной мысли.
"Блестящие лекции Д.И. Менделеева в Петербургском университете, - вспоминал В.И.
Вернадский, - остаются незабываемыми... Химический элемент являлся в них не
абстрактным, выделенным из космоса объектом, а представлялся облаченным плотью и
кровью, составной неотделимой частью единого целого - планеты в космосе...
Сколько в это время рождалось мыслей и заключений, нередко шедших совсем не
туда, куда вела логическая мысль лектора, дейМЕНДЕЛЕЕВ
ствовавшего на нас всей своей личностью и своим ярким, красочным обликом".
Не случайно, конечно, ученик Менделеева Вернадский стал одним из
основоположников новой науки геохимии и разработал геохимическое учение о
биосфере, области жизни.
Чтобы хоть сколько-нибудь полно представить творчество Менделеева, надо учесть,
что из 26 томов собрания его сочинений всего лишь один посвящен периодической
системе элементов, а экономическим темам - 4. Он, к примеру, проницательно
отмечал: "Промышленное развитие есть высшее благо, современностью выработанное,
а капитализм есть современное зло... Это сочетание лишь временно, лишь простая
эволюция роста человечества..." Он требовал "таможенной защиты от иностранных
конкурентов" и предлагал необходимые для этого меры. Его работы по
индустриализации сельского хозяйства и развитию промышленности России
содействовали экономическому подъему нашей родины.
Менделееву принадлежат оригинальные труды по общей, неорганической и
органической химии, минералогии, метеорологии, геофизике, гидродинамике,
воздухоплаванию, химической технологии, нефтехимии, метрологии, социологии,
экономике сельского хозяйства, спиритизме (он с излишней серьезностью опровергал
домыслы спиритов)... Прервем перечень, который можно продолжить.
Это был человек неуемной энергии, неугомонный, способный и осматривать шахты и
нефтепромыслы, и подниматься ввысь на воздушном шаре, и изобретать новые приборы
и технологии, и участвовать в проекте освоения Северного морского пути...
Что придавало ему силы, вдохновляло, подвигало на творческие подвиги? Жажда
познания и любовь к России.
Это чувство утвердилось в нем еще в детстве и было сходным с любовью к матери.
Вот его кредо, очень актуальное для нашего века: "Пока мы, своих нужд ради,
потребляем или, правильнее, и истребляем и разрушаем так или иначе созданное, -
в нас еще нет места высшим началам, человечеству свойственным, и низшее
господствует в потребителях, а потому неизбежно проявляется в общем строе
жизни... С материального рая на земле началось человечество, а в своей эволюции
оно дошло до представления о рае внутреннем и духовном, поставив для его
достижения первым условием не свое благо, а благо других и общее".
Для великих русских мыслителей - да и не только для них - таковы принципы
творчества: патриотизм, стремление к познанию гармонии природы, сокровенных тайн
бытия, нежелание (или неспособность) ограничиваться решением частных задач,
ориентация на высшее благо, высшие духовные ценности, а не личное благополучие.
И еще - сознание ограниченности своего ума и безгранич314
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ной сложности мироздания.
В одной из своих записных книжек Дмитрий Иванович отметил: "Истинное высшее как
в науке, так и в художестве, открывая или раскрывая нечто, вводя его в
сознание... тотчас ставит нечто новое неясным, требующим такого же дальнейшего
уяснения, то есть указывает бесконечность
Галилей, Ньютон, Иванов, Микеланджело, Бетховен, Пушкин. . Умникам - все ясно,
все чисто; следовательно, ничего не открыто, все темно, коли нет бесконечного,
как главного фона. Как неба - беспредельного".
Его при жизни нередко называли гением (посмертно - еще чаще) Он отшучивался.
"Гений9 Какой там гений?! Работал всю жизнь, вот вам и гений".
Но работают, порой долго и плодотворно, многие люди, а таких, как он, слишком
мало. Так, может быть, он был особо одаренной личностью?
Нет, он не выказывал никаких сверхъестественных талантов и не противопоставлял
себя "массам". Подчеркивал, что не бывает человека самого по себе: "Вместе -
только люди". Отвергал эгоистичный индивидуализм: "Гордитесь только тем, что
сделано для других".
ВЕРНАДСКИЙ
(1863-1945)
Владимир Иванович Вернадский родился в семье профессора экономики и статистики
Окончил Петербургский университет, работал минералогом, как химик стажировался в
Западной Европе.
Под руководством В.В Докучаева проводил исследования почв в Центральной России,
преподавал кристаллографию и минералогию в Московском университете; в 1906 году
был избран академиком Петербургской академии наук. Был одним из крупнейших
организаторов научных учреждений в России и СССР, плодотворно занимался историей
и философией науки. Утверждал, что в духовной жизни общества одинаково важны
философия, наука и религия. Основал геохимию и биогеохимию (изучающую глобальную
деятельность живого вещества, совокупности организмов) Предполагал, что
благодаря научной деятельности и труду человечество преобразует область жизни в
ноосферу, где господствует разум. Вершиной его творчества стало учение о
биосфере, которое за последние десятилетия активно разрабатывается в
экологическом аспекте, но все еще недооценивается философами.
ВЕРНАДСКИЙ
В XX веке в науке окончательно воцарилась узкая специализация. И лишь Владимир
Иванович, верный классическим традициям, осуществлял синтез знаний, хотя был и
творцом новых идей
Вспомним: около полувека назад в физике немало споров вы-звало предположение,
что в мире элементарных частиц существует отличие правого и левого. Один из
создателей квантовой механики, нобелевский лауреат (1945), швейцарец В. Паули
тогда писал: "Я не верю, что Бог является левшой... и готов побиться об заклад
на очень большую сумму, что эксперимент даст симметричный результат". Того же
мнения придерживались едва ли не все авторитетные специалисты, например, один из
основателей квантовой электродинамики, нобелевский лауреат (1965), американец Р.
Фейнман, который, правда, все-таки рекомендовал провести опыт Вернадский же
предвидел возможность различия правого и левого в микромире за 20 лет до того,
как физики всерьез поставили эту проблему Он утверждал1 "Пространство-время
глубоко неоднородно, и явления симметрии могут в нем проявляться только в
ограниченных участках". Что и подтвердилось в 1956 году благодаря работам
американских физиков (выходцев из Китая) Ли Цзундао и Янга Чжэньнина
(нобелевских лауреатов 1957 года).
Чем объяснить столь замечательную проницательность9 Тем, что Владимир Иванович
никогда не ограничивал себя узкими рамками одной научной дисциплины, а стремился
понимать природу как целое. Поэтому умел и имел смелость выходить мыслью за
пределы известных фактов
Не потому ли он, специалист по наукам о Земле, задолго до Второй мировой войны
предупреждал о возможности использования атомной энергии для военных целей? В
этой связи он первым - еще в 1910-1911 годах- заговорил о великой
ответственности ученых перед обществом.
Предвидя начало "атомной эры", именно Вернадский организовал в 1922 году
Радиевый институт (Петроград), затем академические комиссии, благодаря которым у
нас развернули разведку радиоактивного сырья, изучали возможности использования
нового вида энергии Это позволило нашим ученым в 1954 году создать первую в мире
атомную электростанцию (Обнинск, Калужская область) и быстро ответить на
появление в США атомной бомбы
Очень интересны и поучительны труды Вернадского, посвященные истории и философии
науки, преимущественно - естествозна316
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ВЕРНАДСКИЙ
ния. До сих пор они почти не известны на Западе. Возможно, по этой причине около
сорока лет назад произвела сенсацию работа американского ученого Т. Куна
"Структура научных революций". А ведь значительно раньше, еще в начале XX века,
Владимир Иванович не менее глубоко и более полно исследовал те же проблемы
(впрочем, он предпочитал говорить не о революциях, а о вспышках научного
творчества, рассматривая их не в узкоспециальном, а в широком, прежде всего в
мировоззренческом и отчасти социальном аспектах, в связи с общим развитием
духовной и материальной культуры).
В частности, Т. Кун, следуя укоренившейся традиции в физико-математических
науках, выделял "установление значительных фактов, сопоставление фактов и
теории, разработку теории", считая, будто этим исчерпывается "поле нормальной
науки". А Вернадский особо подчеркивал важность для познания природы
эмпирических обобщений. Кстати, учение о биосфере явилось именно великим
эмпирическим обобщением.
Правда, еще до Вернадского английский океанолог,'иностранный член-корреспондент
Петербургской АН Дж. Мерей, а также французский географ Ж.Э. Реклю и некоторые
другие писали о сфере жизни, но ограничивались общими формулировками. Владимир
Иванович окончательно обосновал учение о биосфере во время научной командировки
в Париж (1923-1924), где работал в ряде институтов и читал в Сорбонне лекции по
геохимии. В книгах "Очерк геохимии" (1927), "Биосфера" (1926) он раскрыл
глобальные масштабы, огромное значение живого вещества и человека на планете.
"Живые организмы, с геохимической точки зрения, - подчеркивал ученый, - не
являются случайным фактором в химическом механизме земной коры; они образуют его
существенную и неотделимую часть. Они неразрывно связаны с косной материей
земной коры, с минералами и горными породами". Исходя из этих предпосылок и
геологических данных, он обосновал смелую идею о геологической вечности жизни и
постоянстве массы живого вещества в истории Земли (точнее было бы сказать, о
постоянстве геохимической активности живых организмов). В дальнейшем - до сих
пор! - исследователи так и не обнаружили горные породы, существовавшие до
появления живого вещества на нашей планете.
Первым о биосфере как особой планетной оболочке, охваченной жизнью, написал в
1875 году австрийский геолог Э. Зюсс. С тех пор это понятие вошло в науку, но
только В.И. Вернадский раскрыл планетную и космическую сущность жизни в своем
учении. Сначала он писал о "механизме биосферы", затем по отношению к ней стал
употреблять определение "организованность", подчеркивая ее подобие организму, а
не механической системе. Развивая эти взгляды,
можно предположить, что было бы плодотворно изучать биосферу именно как
организм, осуществляющий обмен веществ, частично аккумулирующий лучистую
солнечную энергию, обладающий системой памяти и накопления информации (земная
кора). Данный подход мог бы, помимо всего прочего, расширить наши представления
о сущности и формах жизни.
Другая идея Вернадского, заслуживающая серьезного внимания, относится к
представлению о человеке - творении биосферы - не только как о телесном, но и
духовном, интеллектуальном существе: "...Человек, являясь частью биосферы,
только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании".
И еще: "До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук... сознательно не
считаются с законами природы биосферы - той земной оболочки, где может только
существовать жизнь. Стихийно человек от нее неотделим".
Владимира Ивановича часто называют творцом учения о ноосфере (сфере разума). В
действительности ничего подобного он не создавал, а выдвинул гипотезу, согласно
которой человек преобразует природу, используя свой интеллект и руководствуясь
научной мыслью. Термин "ноосфера" он заимствовал у своих современников,
французских философов Э. Леруа и Т. де Шардена Однако сами они стали
разрабатывать концепцию ноосферы под впечатлением сорбоннских лекций Вернадского
и последующих бесед с ним...
Впрочем, справедливости ради надо заметить: еще в начале XX века упомянутый Дж
Мерей писал: "...В пределах биосферы у человека родилась сфера разума и
понимания, и он пытается истолковать и объяснить космос; мы можем дать этому
наименование ПСИХОСФЕРЫ". Примерно то же имел в виду Т. де Шарден, говоря о
"Духе Земли". В отличие от них, Вернадский исходил прежде всего из глобальной
геологической деятельности человека, отчасти в развитие идей американского
ученого Г. Марша ("Человек и природа, или О влиянии человека на изменение
физико-географических условий природы", 1866), немецкой географической школы XIX
века (А. Гумбольдт, Ф. Ратцель и др.), а также ряда других исследователей. При
этом Владимир Иванович подчеркивал особую роль науки: "Научной мыслью и
государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек
создает в биосфере новую биогенную силу".
Ученик Вернадского, замечательный минералог и геохимик академик А.Е. Ферсман
называл эту геологическую силу не биогенной, а техногенной, справедливо отмечая
принципиально важное значение техники в преобразовании природной среды. Однако
Владимир Иванович, оставаясь энтузиастом науки, по-видимому, переоценивал ее
роль в жизни людей и природы. Это стало особенно ясно во
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
второй половине XX века, когда остро встали экологические проблемы, связанные с
уничтожением многих видов растений и животных, загрязнением природных вод, почв
и атмосферы, обеднением ландшафтов, опустыниванием, истощением минеральных и
водных ресурсов, дестабилизацией погоды и климата...
Анализ показывает: техногенез действует на биосферу преимущественно
разрушительно, вызывает ее деградацию, а вовсе не переход на более высокий
уровень сложности и организации. Она превращается в глобальную область
господства техники (техносферу), чья деятельность направляется не столько
научной мыслью, сколько системой постоянно растущих материальных потребностей,
экономическими принципами, борьбой за власть и прибыль, а также другими
факторами, в том числе невежеством.
Впрочем, Вернадский сознавал, что человек отчуждается от создавшей его природы.
По его словам, "благодаря условностям цивилизации эта неразрываемая и кровная
связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается
рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти
попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению
человечества в общей связи его со всей Природой" Он не мог представить, что люди
будут и впредь рассматривать окружающую природу лишь как средство для
удовлетворения своих материальных потребностей, мало заботясь о ее состоянии,
используя научные достижения почти исключительно для экстенсивной эксплуатации
ее ресурсов.
Ученый думал о ноосфере, надеялся на ее создание уже в XX веке Действительность
опровергла эти мечты. Заблуждение гения9 Вряд ли. Только вот достижение того,
что он подразумевал под ноосферой, оказалось необычайно трудной задачей. Ее не
решить посредством создания более совершенных технических средств, технологий.
Еще древнегреческий философ Аристотель отметил: "Природа дала человеку в руки
оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим
оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев
оказывается существом самым нечестивым и диким" Следовательно, на пути к
ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько
окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. Идея ноосферы обладает
эвристическим потенциалом, помогая сопоставлять реальность с тем идеалом, к
которому следует стремиться.
Сам Вернадский был, можно сказать, человеком ноосферы. Он старался делать все
возможное для развития научных идей и претворения их в жизнь Работал на благо
родины, науки и всего человечества, не обращая внимания на то, при какой власти
трудится. Еще во времена Российской империи он организовал при Академии
ВЕРНАДСКИЙ
наук Радиевую комиссию (1910) Во время Первой мировой войны стал одним из
инициаторов создания и председателем академической Комиссии по изучению
производительных сил России. Эти организации плодотворно работали и при
советской власти. В гражданскую войну (1918-1920) он основал, став первым ее
председателем, Украинскую академию наук. В дальнейшем ему довелось организовать
ряд академических комиссий, лабораторий, институтов.
Конечно, Владимир Иванович был патриотом России - СССР. Однако отношение ученого
к господствовавшей с 1917 года в стране марксистско-ленинской философии было,
мягко говоря, неоднозначным. Не случайно официозные круги подвергали резкой и
несправедливой критике его философские взгляды. Вернадский не стал
отмалчиваться. Он откровенно признался "Я философский скептик. Это значит, что я
считаю, что ни одна философская система... не может достигнуть той
общеобязательности, которую достигает (только в некоторых определенных частях)
наука". "Я как философский скептик могу спокойно отбросить без вреда и с пользой
для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас
живы". Это было сказано в 1932 году.
Преуменьшал ли ученый на самом деле значение философии? Нет. Он писал:
"Философская мысль играет огромную, часто плодотворную роль в создании научных
гипотез и теорий". Более того, надеялся, что философское осмысление концепции
биосферы позволит преодолеть господствующее в науке механистическое
мировоззрение, основанное на данных физико-математических и химических наук. По
его мнению, разработанные таким образом модели мироздания и Земли демонстрируют
механический синтез Космоса: "В сущности, этот мир космоса дает нам совершенно
чуждое, нас не трогающее впечатление и, очевидно, представляет схему, далекую от
действительности". И верил, что эта формализация будет преодолена: "Есть всегда
ученые, которые ярко чувствуют и охватывают живую реальную природу нашей
планеты, всю проникнутую вечным биением жизни, и для которых это понимание
единой Природы является руководящей нитью всей научной работы".
Увы, и в этом случае он проявил излишний оптимизм. По-прежнему чрезмерно
популярны модели мертвой Вселенной, рожденной., нет, взорвавшейся как некая
сверхсупербомба (идея, обоснованная с позиций ядерной физики и квантовой
механики), а также мертвой Земли, по которой механически перемещаются плиты
литосферы (геофизическая теория). Жизнь и разум в подобных моделях остаются
частными случайными и ничтожными явлениями в механике Мироздания. Ас позиций
Вернадского следовало бы говорить о жизни Земли (не только - на земле) и
предполагать возможность биосферы Вселенной.
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Преобладание материальных ценностей над духовными, укрепление техносферы -
тупиковый путь современной цивилизации. Он ведет к деградации области жизни,
культуры и человеческой личности, о чем убедительно писал немецко-французский
мыслитель, лауреат нобелевской премии (1952) А. Швейцер. Надо стремиться к тому,
чтобы homo sapiens был разумным не по самоназванию, а по верности идеалам
ноосферы: добра, справедливости, красоты, разума. И как бы ни были замечательны
научные и философские идеи Владимира Ивановича Вернадского, не менее важен опыт
и пример его творческой счастливой жизни. У него были ограниченные материальные
и безграничные духовные потребности. Только при этих условиях на Земле
сохранится великолепная биосфера и достойное ее человечество.
ЭЙНШТЕЙН
(1879-1955)
Во второй половине XX века он стал эталоном научного гения. Это странно. Науки
бывают разные; некоторые натуралисты совершили крупные открытия сразу в
нескольких из них, создавали новые научные направления. А Эйнштейн был физиком и
никакими
другими областями знаний, например науками о Земле и жизни, не интересовался.
Выдвинутые им теории относятся к явлениям весьма далеким от обыденной жизни. Они
дали обильную пищу писателям-фантастам, журналистам. Возможно, это сыграло
немалую роль в популяризации не столько даже его идей и личности, сколько имени.
О нем слышали все, и портреты его видели, а вот в чем суть теории
относительности или за что он был удостоен Нобелевской премии, каким он был
человеком, расскажут немногие.
Не нам судить, достоин ли он своей беспрецедентной для
ЭЙНШТЕЙН
ученого славы. Споры о его теории относительности не смолкают по сию пору. Это
делает честь оригинальности его мысли, но не позволяет дать ей окончательную
оценку, хотя и без нее вклад его в физику велик. Что бесспорно - он был очень
симпатичным, честным, добрым и мудрым человеком.
Как писал его биограф доктор физико-математических наук Б.Г. Кузнецов, "Эйнштейн
никогда не думал о своей гениальности и отвечал характерным, необычайно
искренним, совершенно детским смехом на каждую попытку присоединить к его имени
этот эпитет. Размышления о собственной личности входят в тот комплекс "только
личного", от которого гений освобож
...Закладка в соц.сетях