Жанр: Энциклопедия
Сто великих гениев
...дается, становясь выразителем "надличного"
процесса".
Свой автобиографический очерк Эйнштейн начал нетривиально: "Вот я здесь сижу и
пишу на 68 году жизни что-то вроде собственного некролога..." Но сообщает не о
житье-бытье, а о том, как его захватывало познание законов Мироздания,
выражаемых математическим языком. И пояснил: "Главное в жизни человека моего
склада заключается в том, что он думает, а не в том, что он делает или
испытывает. Значит, в некрологе можно в основном ограничиться сообщением тех
мыслей, которые играли значительную роль в моих стремлениях".
Конечно же складывалась жизнь его не гладко, бывали и трагические моменты, и
сильные переживания, и очень интересные встречи. Но все это было для него не
самым главным. По его словам, "радость видеть и понимать есть самый прекрасный
дар природы".
Как писал Б.Г. Кузнецов, "Эйнштейн рассказывает в своей автобиографии, как в его
сознании все обыденное, преходящее, личное, уступало место всеохватывающему
стремлению к познанию реального мира в его единстве...
... - Только человек, никогда не думавший о себе, мог с такой отрешенной от
всего личного последовательностью разрабатывать теорию, рвавшею с очевидностью
наблюдения, с очевидностью логики, с тысячелетней традицией, теорию, "безумную"
в самом высоком и благородном смысле этого слова. В этом смысле душевная чистота
Эйнштейна кажется нам неотделимой от титанической силы мышления".
Детские годы Альберта Эйнштейна не предвещали появления научного гения. Родился
он в германском городе Ульме, на левобережье Дуная у подножия Швабских Альп, в
семье владельца электротехнического магазина. В католической школе, а затем в
гимназии он, мягко говоря, не блистал успехами в учебе. С шести лет учился
играть на скрипке - тоже без особых успехов. Он хорошо усваивал только то, что
его волновало и увлекало. Так, разучивая сонаты Моцарта, он ощутил радость
гармонии и вскоре стал играть
322
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
вполне прилично. Сходным образом на него подействовал... учебник геометрии.
Возможно, и здесь его захватило чувство гармонии.
Отличался он замкнутым характером. Писавший о годах его детства А. Мошковский
подчеркнул- "Его называли пай-мальчиком за болезненную любовь к правде и
справедливости. То, что тогда окружающим казалось болезненным, представляется
сейчас выражением исконного, неистребимого инстинкта. Кто знает Эйнштейна как
человека и ученого, тому ясно, что эта детская болезнь была лишь предвестницей
его несокрушимого морального здоровья".
Учился Эйнштейн в Цюрихском политехническом институте (тоже без особых успехов).
Преподаватель математики талантливый ученый Герман Минковский позже, прочтя
первые статьи Эйнштейна, был немало удивлен: от этого студента он не ожидал
ничего подобного Хотя ничего удивительного не произошло. Способность учащегося,
усваивающего "готовые" знания, очень редко совмещаются с талантом творца,
открывателем нового.
После окончания института ему пришлось думать не о научных изысканиях, а о
пропитании. Он преподавал в школе и училище, перебивался кое-как, знакомые ему
помогали устраиваться на работу. Порой приходилось совсем не сладко. Хотя он не
унывал, называя себя "веселым зябликом". Так прошел год, начался 1902-й. И тут
ему улыбнулась удача: благодаря протекции друга его приняли экспертом в Бернское
патентное бюро.
Начались поистине "звездные годы" в его жизни. После службы он мог свободно
заниматься научными исследованиями - без каких-либо экспериментов, чисто
теоретически, путем размышлений, сопоставлений фактов и формул он "выпытывал" у
природы ее Законы. После первых статей опубликовал в 1905 году три небольших по
объему, но необычайно емкие по содержанию работы. Создал фотонную концепцию
света, объяснив фотоэффект; объяснил броуновское движение; создал специальную
теорию относительности (в статье "К электродинамике движущихся тел").
В одном из писем он так изложил суть своей теории: "Еще в древности было
известно, что движение воспринимается только как относительное. В
противоположность такому факту физика базировалась на понятии абсолютного
движения. В оптике исходят из мысли об особом, отличающемся от других движении.
Таким считали движение в световом эфире К последнему относятся все движения
материальных тел. Таким образом, эфир воплотил понятия абсолютного покоя,
связанного с пустотой. Если бы неподвижный, заполняющий все пространство
световой эфир действительно существовал, к нему можно было бы отнести движение,
которое приобрело бы абсолютный смысл. Такое понятие могло быть основой
механики. Попытки обнаружить подобное привилегированное движение в
ЭЙНШТЕЙН
гипотетическом эфире были безуспешными. Тогда вернулись к проблеме движения в
эфире, и теория относительности сделала это систематически. Она исходит из
предположения об отсутствии привилегированных состояний движения в природе и
анализирует выводы из этого предположения. Ее метод аналогичен методу
термодинамики; последняя является ни чем иным, как систематическим ответом на
вопрос: какими должны быть законы природы, чтобы вечный двигатель оказался
возможным".
К нему пришло признание. Он становится профессором теоретической физики в
Цюрихе, Праге, Берлине, где возглавил физический институт. В эти годы он
сформулировал общую теорию относительности, а в 1921 году был удостоен
Нобелевской премии "За заслуги в области математической физики и особо за
открытие закона фотоэлектрического эффекта" Не пожелав сотрудничать с нацистами,
он эмигрировал в США, где работал в Принстонском институте фундаментальных
исследований.
Эйнштейн писал: "Идеалами, освещавшими мой путь и сообщившими мне смелость и
мужество, были добро, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто
разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в
искусстве и науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой".
Это были не просто красивые слова или желание представить себя в светлом ореоле
(и то, и другое были Эйнштейну чужды).
Таковы были принципы его жизни. Они неявно отражены в его автобиографии,
упомянутой выше (ее очень полезно прочесть каждому, кого интересует путь
познания). Он рассказывает в ней о движениях научной мысли, которые определяются
трудами и озарениями ученых. О себе он упомянул в числе многих, - не из ложной
скромности, а из-за объективности и честности, ясного понимания "соборности"
научного творчества. Он относился к познанию как поискам истины и смыслу жизни.
"Еще будучи довольно скороспелым молодым человеком, - вспоминал Эйнштейн, - я
живо осознал ничтожество тех надежд и стремлений, которые гонят сквозь жизнь
большинство людей, не давая им отдыха. Скоро я увидел и жестокость этой
гонки..." Познание мира "манило как освобождение...". В очерке "Причины научного
исследования" он высказался в том же духе: "Как и Шопенгауэр, я, прежде всего,
думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, -
это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной
пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей".
Обратим внимание, как он писал о своих современниках. "Истинное моральное
величие его личности было причиной, вызывавшей ярую ненависть многих
интеллигентов, скорее всего ограничен324
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ных... Я считаю большой удачей для себя то, что знал такого высокообразованного
и духовно чистого человека" (о Поле Ланжевене). "Даже в такие времена, как наши,
когда политические страсти и грубая сила нависают, как мечи, над головами
встревоженных и трусливых людей, знамя идеала нашего поиска истины держится
высоко и в чистоте. Этот идеал - вечная связь, объединяющий ученых всех времен и
стран, на редкость совершенно отражен в личности Макса Планка". "Сегодня мы с
радостью и благодарностью чтим память человека, который больше, чем кто-либо
другой, на Западе, способствовал освобождению умов от церковных оков и научных
догм... Своими трудами и величием своей личности Коперник призывал людей быть
скромными". "Необычайное отсутствие у него человеческих слабостей не действовало
унижающе на близких. Каждый чувствовал его превосходство, но оно никого не
подавляло, потому что он... всегда проявлял доброжелательность ко всем (о
Генрихе Антоне Лоренце).
Наконец, еще одно его суждение, относящееся к'Марии Скло-довской-Кюри, но,
подобно предыдущим характеристикам, помогающее понять, каким был он сам:
"Моральные качества выдающе-ейся личности имеют, возможно, большее значение для
данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения.
Последнее зависит от величия характера в значительно большей степени, чем это
обычно принято считать".
БОР
(1885-1968)
Его личность и творчество вполне подтверждают ту мысль, которая высказана в
конце предыдущего очерка: интеллектуальные великие достижения зависят прежде
всего от величия характера.
Нильс Хенрик Дэвид Бор в детстве и юности больше всего увлекался философией и
футболом. Его отец Христиан, профессор физиологии, основал один из первых в
Дании футбольных клубов, в котором играли оба его сына. Учеба давалась Нильсу
легко. Правда, на первых порах младший брат Гарольд обогнал его и в футболе
(Гарольда включили в сборную Дании на Олимпийских играх), и в остроумии (Нильс
отговаривался: "Я лишен дара дерзости"), и в защите магистерской диссертации.
Из Гарольда получился отличный математик. Его старший брат был неторопливей, не
спешил с экспериментами и выводами и в конце концов стал одним из крупнейших
физиков мира.
БОР
Окончив Копенгагенский университет, Нильс работал в Англии (в Кавендишской
лаборатории и у Э. Резерфорда в Манчестере), а затем преподавал в Копенгагене.
Он женился на Маргарет Нордлунд, дочери богатого датского пивовара, благодаря
финансовой помощи которого Бор создал в 1916 году Институт теоретической физики,
вскоре ставший одним из крупнейших центров науки, изучавшим главным образом
структуру атома и его ядра. Бор смело отказался от электродинамики и предложил
новую философию физики микромира.
По словам Эйнштейна, работа Бора по строению атома - "высшая форма музыкальности
в области мысли". "Атом Бора" построен по законам не простой механики, а
квантовой. Она предполагает своеобразные "прыжки" в пространстве-времени,
"квантовые состояния" электронных орбит-оболочек, окружающих атомное ядро, а
также излучаемых порций света. Он дал свое объяснение структуре и механизму
распада ядра атома, и в 1922 году его удостоили нобелевской премии.
Несмотря на свой научный авторитет, Нильс Бор всегда готов был обсудить и
поставить под сомнение свои концепции, не терял интерес к познанию. Как писала
его биограф Рут Мур, "как-то в конце семинара, один из студентов подошел к Бору
и пожаловался, что дискуссии и затрагиваемые в них сложнейшие вопросы, которые
еще предстоит решить, вызывают у него головокружение.
- Если кто-нибудь скажет, что у него не кружится голова, когда он думает о
квантовых проблемах, значит, он ничего в них не понимает, - ответил Бор, явно
соглашаясь со студентом.
Бор являл собой прямую противоположность тем ученым, которые, создав теорию,
остаток жизни посвящают ее защите. Он сам искал недостатки и слабые места в
собственной теории, настаивал на всестороннем изучении проблемы и никогда не
соглашался удовлетвориться первым попавшимся решением. Любая проблема, которую
он разрабатывал, к моменту ее решения теряла почти всякое сходство с
первоначальным своим вариантом".
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
В дискуссии, развернувшейся после одной из лекций, 19-летний Гейзенберг заявил,
что в результатах Бора кроется ошибка; более того, ему удалось доказать свою
правоту. Бор был в восторге и немедленно пригласил молодого человека на
прогулку, во время которой они продолжали спор. Вскоре к ним присоединился
Паули, он также не преминул включиться в дискуссию. Это доставило Бору живейшее
удовольствие. Он пригласил обоих молодых физиков в Копенгаген для продолжения
работы.
Подобно Эйнштейну, Бор не оставался в стороне от общественно-политических
проблем, активно выступая в защиту мира, за недопустимость использования атомной
энергии и достижений научной мысли в военных целях (кстати, во время Второй
мировой войны он проявил немалое личное мужество, не пожелав сотрудничать с
фашистами, оккупировавшими Данию). Свою позицию он определил ясно: "Мы,
наблюдатели природы, обязаны помнить, что являемся неотъемлемой ее частью. Это
налагает на нас особую ответственность. В настоящее время цивилизация стоит
перед исключительно серьезной угрозой, требующей пересмотра отношений между
народами. Мы должны обеспечить устранение беспримерной опасности, нависшей над
миром, и добиться того, чтобы простые люди всех стран стремились к повышению
благосостояния на планете на основе гигантского научного прогресса".
Нильс Бор, подобно Галилею, Ньютону, Эйнштейну, был не только выдающимся
физиком, но и глубоким мыслителем. Его идеи оказали немалое влияние на философию
познания. Он особо подчеркивал значение того, как проводится наблюдение, каким
образом получены те или иные результаты, а не только "голым" фактам. Впрочем,
предоставим слово ему самому: "Важное значение физической науки для развития
общего философского мышления основано не только на ее вкладе в наше непрерывно
возрастающее познание той природы, частью которой мы являемся сами; физическая
наука важна и тем, что время от времени она давала случай пересматривать и
улучшать нашу систему понятий как орудие познания. В нашем столетии изучение
атомного строения материи обнаружило неожиданное офаничение области применимости
классических физических идей и пролило новый свет на содержащиеся в традиционной
философии требования к научному объяснению. Необходимый для понимания атомных
явлений пересмотр основ и предпосылок однозначного применения наших элементарных
понятий имеет поэтому значение, выходящее далеко за пределы одной только
физической науки...
- ...Взаимодействие между атомными объектами и измерительными приборами
составляет неотъемлемую часть квантового измерения. Поэтому данные, полученные в
различных экспериментальБОР
ных установках, не могут быть объединены в том смысле, как обычно; необходимость
принимать во внимание условия, при которых получены те или иные опытные данные,
прямо требует дополнительного способа описания.
...Для объективного описания и гармоничного охвата опытных фактов необходимо
почти во всех областях знания обращать внимание на обстоятельства, при которых
эти данные получены".
...Рассказывают, что один из гостей Бора удивился, увидя над дверями его
деревенского дома подкову: "Неужели вы, великий ученый, верите, что подкова
приносит счастье?!" "Конечно, не верю, - усмехнулся Бор. - Но говорят, она
приносит счастье и тем, кто в это не верит".
Остается лишь добавить: в научных исследованиях важно не только то, какие
получены данные и каким образом. Даже не то, какие из этого сделаны выводы,
построены теории, выдвинуты гипотезы. Великие открытия совершают не какие-то
особенные "мозговики" с необычайным интеллектом, а великие личности, обладающие
прекрасными человеческими качествами.
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ -
В данном разделе мы расскажем о представителях изобразительного искусства и
композиторах. Артисты и музыканты-исполнители сюда не войдут, хотя именно они
необычайно прославлены за последние десятилетия и стали кумирами, а то и идолами
для десятков миллионов людей.
Это явление свидетельствует о серьезных изменениях в общественном сознании в
отношении к искусству. В наше время оно становится своеобразной индустрией,
средством потребления и развлечения, получения сверхприбыли и "отмывания" денег,
добытых нечистыми путями. Широчайшее распространение массовой "поп-культуры"
оборачивается глобальным бедствием, загрязнением и деградацией духовной среды
обитания человечества.
Современный кризис искусств связан прежде всего с внедрением в эту область
техники. Благодаря электронным средствам появилась возможность конструировать
произведения живописи, составлять музыкальные композиции. Но главное даже не в
этом. Расчет на массовость и прибыльность губительно сказывается на творчестве,
ибо принуждает художника или композитора приспосабливаться к вкусам
посредственности, угождать заказчикам.
В прежние времена важнейшим предназначением искусства было повышать
нравственный, духовный, интеллектуальный уровень людей. "Чувства добрые я лирой
пробуждал", - справедливо утверждал Пушкин. Ныне такая роль отодвинута на задний
план. Поэтому, в частности, творец-композитор уступает место исполнителю,
популярность которого во многом зависит от рекламы и примитивных потребностей
толпы.
Ремесло артиста конечно же заслуживает уважения. Оно одухотворяет сочинения
драматургов и композиторов, обращено непосредственно к зрителям и слушателям. И
все-таки это творчество особого рода, можно сказать, вторичное, зависящее прежде
всего от сочинителя. Исключение составляют те режиссеры, которые внесли нечто
новое, оригинальное и плодотворное в театральные постановки. Но и они зависят от
качества "первичной продукции" данного произведения. И если они ловкими приемами
угождают зрителям, такое умение оборачивается бедой.
С древнейших времен искусство имело утилитарное предназначение. Как
свидетельствуют наблюдения за племенами, для них в музыке первенство
принадлежало не мелодии, а ритму (очевидная аналогия с нынешней "поп-музыкой").
Отчасти это можно объяснить отсутствием соответствующих технических средств,
более или менее сложных музыкальных инструментов.
ЛЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ
В этом отношении у изобразительного искусства были значительные преимущества.
Подлинными мастерами живописи и рисунка были первобытные художники охотничьих
племен кроманьонцев, обитавших 30-10 тысячелетий назад в Европе, Азии, Африке.
Они создавали великолепные "картинные галереи" на скалах, стенах пещер; вырезали
порой фигурки животных с изумительным мастерством.
Далеко не все произведения того периода одинаково хороши, но нередко они
демонстрируют наблюдательность, знания и умение гениальных творцов.
Преобладающая манера изображений - реалистическая. Тогда же появляются и
отдельные символические образы или даже абстрактные композиции, декоративные
узоры.
Согласно некоторым данным, изобразительное искусство зародилось еще раньше,
примерно сто тысячелетий назад, у так называемых неандертальцев. Оно было
конкретным, натуралистичным. Например, на глиняный или каменный остов клали
шкуру медведя, имитируя животное (вновь напрашивается аналогия с современным
предметным "поп-артом", показывающая не столько прогресс авангардистов, сколько
их беспомощность как творцов).
Если первобытное искусство было, и сущности, народным, то с появлением
классового общества, стало оформляться элитное направление, обслуживающее
жреческое и правящее сословия. Сохранившиеся памятники искусства древних
государств Египта, Двуречья, Индия, Китая, Нового Света в некоторых случаях
относятся к мировым шедеврам. О музыке того времени можно судить лишь косвенно,
по сохранившимся изображениям музыкантов с их инструментами, танцовщиц.
Отличительная особенность древней культуры (отчасти и средневековой) -
анонимность. Мы видим, понимаем, что некоторые произведения созданы выдающимися
мастерами, однако их имен узнать невозможно. Искусство в те времена принадлежало
либо народу, либо тем, кому оно конкретно предназначалось. К художнику,
скульптору относились как к ремесленнику. Не случайно в Древней Греции слово
"технос" означало ремесло, искусство (нечто созданное людьми в отличие от
естественного).
В Древней Греции, по-видимому, впервые начали отмечать авторство произведений
искусства, прежде всего скульпторов в архитекторов. Правда, дошедшие до нас
картины, мозаики того периода остаются анонимными. Хотя существуют описания
выдающихся произведений!
Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (Увек до н.э.).
Жизнь его овеяна легендами. Говорили, будто соперники и завистники обвинили его
в присвоении золота, отпущенного на статую в Афинах. Скульптора якобы изгнали из
го330
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
рода, и он умер в Олимпии. Его творения украшали ряд городов Греции. Он
руководил реконструкцией афинского Акрополя. Из многочисленных созданий Фидия до
нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). Он оказал большое
влияние на развитие классического искусства Греции. Выполненная им гигантская
статуя Зевса Олимпийского - из мрамора, слоновой кости и золота - была признана
одним из семи чудес света.
Произведения афинского скульптора и зодчего Праксителя (IV век до н.э.) известны
по описаниям Лукиана Плиния Старшего, а также по замечательным мраморным копиям
("Афродита Книдс-кая", "Гермес Олимпийский", "Пьяный сатир", "Апполонн,
убивающий ящерицу"). Происходил он из семьи скульптора, а о его жизни ничего
достоверного не известно.
Более поздние авторы II-III веков нашей эры - отец и сын Филостраты и Каллистрат
оставили подробные описания картин и скульптур, далеко не всегда упоминая
создателей шедевров (если, конечно, творения были выдающимися, что не очевидно).
Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего "Картины": "Кто не любит
всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой
наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо
поэтам... Говоря возвышенным слогом, ведь искусство - богов откровение... Если
кто хочет точнее узнать, откуда возникло искусство, пусть он знает, что
подражание служат ему началом..." Здесь описания картин - это поэтические эссе
на ту или иную тему, без указания авторов. Каллистрат рассказывает о "святынях
искусства" (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя,
Лисиппа; судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников.
В эпоху Возрождения поначалу тоже приоритет отдавали скульпторам. В частности,
Филиппе Брунеллвски (1377-1446), флорентиец, выполнял барельефы и скульптуры для
храмов, но и он больше всего прославился как зодчий, став основателем
архитектуры Возрождения. Был он выдающимся инженером и написал научный трактат о
перспективе (характерная черта той эпохи - универсализм).
Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. Первым в
этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянского
композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни
Баггисты. Вивальди учился у композитора Дегренци. В 1703 году он стал
священником, ас 1714 года руководил оркестром и хором консерватории в Венеции, а
также придворным ансамблем. Его превосходные "Времена года" - ранний образец
программной музыки. Всего Вивальди написал 40 опер, множество инструментальных
концертов и церковных сочинений.
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ
Начиная с XII века шел бурный расцвет изобразительного искусства, так что многих
выдающихся мастеров нет возможности упомянуть. Они работали в разных странах
Европы, но составляли единое сообщество; индивидуальные достижения быстро
перенимались и доводились до совершенства. Один из великих художников тех
времен- испанец Веласкес (1599-1660), придворный живописец, автор замечательных
по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические,
исторические темы. Его техника была великолепной, и единственно, что помешало
причислить его к величайшим гениям, это традиционный характер произведений,
отточенность и завершенность мастерства, - то самое совершенство, что знаменует
кризис стиля и необходимость преодолеть сложившиеся каноны.
Подобные доводы многим покажутся неубедительными. Скажем, Сальвадор Дали, о
котором будет упомянуто особо, по справедливости считал Веласкеса более великим
мастером, чем он сам (а себя любил называть непревзойденным гением, правда, с
уточнением - для данной эпохи упадка искусства). Вообще, суждения о художниках,
скульпторах, композиторах неизбежно субъективны, и с этим ничего не поделаешь.
Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе "Универсальные
гении". К ним можно было бы отнести Дюрера, Вагнера, Дали, но все-таки эти люди
прославились как художники и композиторы.
Еще раз подчеркну, что изобразительные искусства достигли необычайных высот еще
до эпохи Возрождения, и даже до античности. Безымянные мастера создавали
выдающиеся произведения, находили выразительные приемы, оттачивали технику.
Ремесло выходило на уровень подлинного искусства. И в те далекие времена
проявлялась индивидуальность творца, хотя сам он оставался безымянным.
Наконец, обратим внимание на одну закономерность. До середины XIX века
первенствовали зримые, наглядные произведения живописи, графики, скульптуры. С
середины VIII века все весомее заявляла о себе музыка (период "бури и натиска",
революций), а в начале XX столетия вновь на первый план вышло изобразительное
искусство, возникло новое явление - кинематограф.
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ДЖОТТО
(1266-1337)
Принято считать его родоначальником реализма в европейской живописи эпохи
Возрождения. Его творчество стало новаторским не потому, что открыло нечто
новое, доселе небывалое в искусстве. Оно не порвало с традиционным в
средневековом христианском обществе византийским стилем с его условностями и
своеобразным импрессионизмом. Главным было - содержание, религиозная идея, а не
внешние признаки; стремление передать величие божественных образов. Отчасти это
сохранилось и у Джотто. Но он ввел в этот мир застывший, принципиально
двухмерный, пренебрегающий перспективой (которая нередко становилась обратной),
дыхание жизни, объем, иллюзию трехмерности, человеческие чувства с их оттенками.
Например, на фреске "Распятье" в церкви Св. Франциска в Ассизи центральная
фигура словно парит над землей в окружении ангелов, раскинув руки; ученики
тянутся к нему не только в скорби, но и в устремленности к высшему, к идеалу. А
сл
...Закладка в соц.сетях