Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...").
В федеральной компетенции находится регулирование основных вопросов трудового
права. С 1911 г. в Обязательственном кодексе содержатся нормы о коллективном
трудовом договоре. Эти нормы неоднократно подвергались изменениям (в частности,
в результате реформы 1956 г.), и ныне в основном именно коллективным договором
определяются заработная плата и условия труда рабочих (некоторые положения об
охране труда сформулированы в кантональном законодательстве). Распространена
практика, по которой в коллективных договорах предприниматели берут на себя
обязательство не прибегать к локаутам, а работники вынуждены в ответ
отказываться от своего права на проведение забастовок..
Вопросы социального страхования регулируются большей частью на уровне
законодательства федерации, однако относительно некоторых видов страхования
кантоны вправе самостоятельно определять, насколько оно обязательно. Системы
социального страхования, финансируемые совместно 4)едеральными и кантональными
властями, частными учреждениями и общественными организациями, а также самими
застрахованными, получили развитие лишь после второй мировой войны.
Выплачиваются пенсии и пособия по старости, по случаю потери кормильца, по
инвалидности, болезни и др. С 1951 г. введены страхование от несчастных случаев
на производстве и выплата пособий по безработице. Вопросы охраны окружающей
среды регулируются в III как законодательством федерации, так и нормативными
актами кантонов. В 1971 г. создано Федеральное управление охраны окружающей
среды, соответствующие органы учреждены и в каждом кантоне. На уровне
законодательства федерации наибольшее значение в этой области имеют следующие
акты: об охране вод - 1955 и 1972 гг., об охране природы и.ландшафта - 1966 г.,
о национальных парках - 1980 г., об охоте и охране птиц и млекопитающих - 1986
г.и,наконец, принятое в 1988 г.постановление о чрезвычайных мерах по сохранению
лесов.
Поскольку Конституция Ш. оставила в ведении кантонов вопросы правосудия, в
стране действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов и
соответствующий федеральный законодательный акт, регулирующий процедуру
разбирательства дел в Федеральном суде. Кодексы эти принимались в разное время и
отражают местные особенности, но имеют и немало общего: во всех признается
возможность свободного формулирования сторонами своих исковых требований и
допускается достаточно активная роль судьи, в частности при разбирательстве
исков по семейным делам и мелких имущественных споров, если стороны не
представлены адвокатами. Процедура арбитража, к которой нередко прибегают
участники торговых сделок, ныне регулируется межкантональной арбитражной
конвенцией 1969 г. (к ней присоединились почти все кантоны).
Уголовное право. Развитие уголовного права в Ш. после упразднения в 1803 г.
Гельветической республики и ее законодательства определялось противоречивыми
тенденциями - партикуляризмом (первоначально более сильная) и унификацией
законодательства кантонов, которая диктовалась потребностями более эффективной
борьбы с преступностью (в конечном счете она и возобладала). Некоторые кантоны
после 1803 г. сохранили у себя УК Гельветической республики, другие объявили
своим действующим уголовным и процессуальным законом средневековую "Каролину", в
ряде кантонов были изданы в 1803- 1848 гг. собственные УК, составленные под
сильным влиянием законодательства соседних государств, прежде всего французского
УК 1810 г., австрийского УК 1803 г., баварского УК 1813 г. За принятием
Конституции 1848 г., передавшей в ведение Союза некоторые вопросы уголовного
законодательства, последовало издание в 1853 г. Закона об уголовном праве
Швейцарского Союза. Этот закон состоял из Общей и небольшого числа норм
Особенной части об ответственности за общегосударственные преступления. Его
принятие стимулировало обновление УК многих кантонов (некоторые из них следовали
образцу германского УК 1871 г.). Однако в двух кантонах даже в XX в. продолжало
действовать обычное уголовное право. В конце XIX в. в Ш. начались работы по
подготовке проекта общего УК, который должен был полностью заменить собой
кантональные УК. Эти работы возглавил бернский профессор Карл Штосе. Его проект
в 1896 г. был одобрен экспертной комиссией. В результате после всенародного
референдума в Конституцию Ш. в 18§8 г. была включена ст. 64-бис,
провозгласившая, что "Союз имеет право законодательства по вопросам уголовного
права". Однако издание общешвейцарского УК, несмотря на наличие проекта К.
Штосса, задержалось на несколько десятилетий, в течение которых был составлен
еще не один предварительный проект. После обсуждения, начавшегося в 1928 г. и
закончившегося в 1937 г.. Федеральное собрание одобрило текст "гражданского
уголовного" (как его называют в отличие от военно-уголовного) кодекса. В
противоположность ГК 1907 г. его пришлось поставить на всенародный
референдум,поскольку этого потребовали около 70 тыс. избирателей. В ходе
референдума "за" высказалось 53% участников голосования. Кодекс вступил в силу с
1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о введении
его в действие и применении в соответствующем кантоне. В ведении кантонов
(согласно ст. 335 УК) осталось только установление наказаний за некоторые
малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УК, за
нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также
местного налогового законодательства.
В швейцарском УКнашли отражение противоречивые тенденции в развитии буржуазного
уголовного законодательства, связанные прежде всего с идеями социологической
школы .уголовного права, одним из видных представителей которой был К. Штосе.
Кодекс установил широкие пределы судейского усмотрения при выборе наказания или
названных мер. Вместе с тем введение его в действие было связано с
осуществлением ряда либеральных ре4юрм: отменялась смерт-ная казнь (до этого она
сохранялась в некоторых кантонах), расширялось применение условного осуждения и
условного досрочного освобождения и др.
Противоречивость тенденций развития швейцарского уголовного законодательства
проявляется и в реформах, которым подвергся кодекс после его вступления в силу.
Так, в 1950 г. усилены наказания за преступления "политического характера" и
одновременно расширены возможности вынесения условных приговоров. В 1966г. в
текст УК
внесены нормы, направленные на усиление воспитательного воздействия лише-ния
свободы, назначаемого несовершеннолетним и молодым людям в возрасте до 25 лет. В
1971 г. проведена большая реформа системы наказаний: по существу, отменены
различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при "обычном" тюремном
заключении, предусмотрено широкое применение режима "полусвободы" для
заключенных, отдельное содержание лиц, впервые приговоренных к лишению свободы,
и т.п. Последующие реформы уголовного законодательства касаются главным образом
изменений в Особенной части УК (усилены наказания для участников вооруженных
ограблений и других насильственных акций).
В кантонах действуют свои законы о судоустройстве и уголовно-процессуаль-ные
кодексы, большинство из которых были существенно обновлены после второй мировой
войны. В ходе этих реформ расширены некоторые права обвиняемого, но одновременно
существенно упрощена процедура разбирательства дел о малозначительных
преступлениях, в частности установлена возможность применения штрафных санкций
органами полиции без передачи дела в суд. В сфере регулирования кантональных
властей находятся также вопросы исполнения наказаний, в том числе связанных с
лишением свободы, хотя ряд весьма важных норм в этой области был включен за
последние десятилетия в общешвейцарский УК.
Исследования по вопросам права проводятся в основном под эгидой юридических
факультетов университетов в Базеле (основан в 1460 г.), Берне, Женеве, Лозанне,
Невшателе, Фрибуре и Цюрихе. Преподавание в них ведется на немецком либо
французском языке (во Фрибуре - на обоих).
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Судебная система Ш. включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и
суды кантонов, причем те и другие могут применять как общешвейцарское право, так
и право отдельных кантонов.
Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 1113
их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием
(допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны
быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вицепредседатель
суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права
переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального
суда, который практически никогда не собирается в полном составе, функционируют
постоянные палаты из 5-7 судей. Две из них занимаются вопросами конституционного
и административного, две - гражданского права, одна палата разбирает дела о
взыскании долгов и одна - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая
Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. При необходимости
создаются другие палаты - на временной основе.
В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и
единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и
кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных
прав. Федеральный суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов
между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры,
если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает
установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает (с
участием присяжных) уголовные дела о государственной измене, о преступлениях
против международного права, о преступлениях и проступках политического
характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он является высшей
кассационной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам, при
рассмотрении жалоб по вопросам права на решения и приговоры высших судебных
инстанций кантонов.
Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне
заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и
рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и
пособий.
Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются
немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных
инстанций.Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими,
кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они являются высшей
судебной инстанцией, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих
судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции
некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по
гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают
мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в
которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно
небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единолично судья, а не коллегия
судей). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо
полицейские суды, в которых мировой судья единолично рассматривает дела о
малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в
составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо
суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголов-но наказуемые деяния
подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.
В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные
специализированные суды. В частности,для разбирательства коммерческих споров
созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи
(обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными
советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым
спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители
предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по
аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют
специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.
Судьи избираются либо населением, либо кантональными советами на различные сроки
(в пределах от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов
назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во
многих кантонах должности судей часто занимают лица, не имеющие юридического
образования.
Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим
контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он
назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и
по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживают федеральный
прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица
федеральной прокуратуры.
Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять
лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское
юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в
кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам часто
также представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при
разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.
Решетников Ф.М.
ШВЕЦИЯ (Королевство Швеция) - государство, расположенное в Северо-Западной
Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Ш. - унитарное
государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного
самоуправления - ландстинги, избираемые населением на
3 года. Их деятельность контролируется губернаторами, которые представляют в
ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных
административных бюро.
Государственный строй Ш. определен Конституцией 1974 г.,которая состоит из 3
основных законов - Закона о форме правления, Закона о престолонаследии, Закона о
свободе печати.
Ш. - конституционная монархия. Глава государства - король, наделенный чисто
представительскими функциями и являющийся символом государства и нации.
Законодательная власть осуществляется риксдагом (парламентом), основанным в 1435
г. С 1971 г.риксдаг Ш. - однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых
путем всеобщего, прямого и тайного голосования раз в
4 года. Исполнительная власть принадлежит правительству, возглавляемому премьерминистром.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика. Основы современной правовой системы Ш. были заложены
Законом Шведского государства (королевства) 1734 г. До этого основными
источниками права в стране служили сначала нормы обычного права, азатем и
отдельные законодательные акты и собрания законов. Территория Ш. никогда не
находилась под иностранным господством,поэтому развитие шведского права
определялось внутренними потребностями страны и лишь отчасти влиянием иных
правовых систем римского права и торговых обычаев городов-государств германского
побережья Балтики. В XI- XII вв. в отдельных провинциях Ш. местные правовые
обычаи заучивались "хранителями закона", которые время от времени торжественно
оглашали их на собраниях свободных
землевладельцев •- "тингах". Начиная с XIII в. эти обычаи стали записываться, а
в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического
права, заимствованных из иных правовых систем, были изданы королем Магнусом
Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских
поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто
применяемых правовых положений. Они содействовали укреплению единства Ш. и на
протяжении почти четырех веков были основными источниками права:развитие
законодательства осуществлялось главным образом путем внесения в них изменений и
дополнений либо публикации их пересмотренных изданий.
С конца XVII в. началась подготовка реформы всей системы шведского
законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов.
Ее работа завершилась принятием риксдагом в 1734 г. Закона Шведского
государства. Этот важнейший для истории законодательства Скандинавских стран
документ представлял собой результат развития прежде всего шведского и отчасти
финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Ш., и финские
юристы входили в состав комиссии по подготовке реформы законодательства). В
некоторых его положениях, в особенности цивилистических, сказывалось влияние
римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли
права и включающий 9 разделов. Семь из них были посвящены вопросам материального
права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля,
противозаконные действия и наказания). Два раздела регулировали процессуальные
вопросы - процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а
также исполнение судебных решений.
С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был. как отмечают шведские
исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок,
отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован,
содержал немало пробелов даже применительно к потребностям своего времени.
Однако будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Ш. опередила многие
европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и
финского) права на последующие столетия. И в настоящее время он формально
признается центральным действующим актом шведского законодательства.
Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути
последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем
издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт
либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали
систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в
один из его разделов.
Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г..
предпринимались лишь после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не
привели и долгое время не возобновлялись. К настоящему времени большинство
первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними
законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо
кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.
Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления",
предусматривает издание наряду с конституционными и обычными законами
подзаконных актов, принимаемых правительством в порядке делегированного
законодательства (их число ныне существенно превышает число актов, принимаемых
риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных актов общеобязательного
характера пользуются отдельные министерства и ведомства (в соответствующих
сферах управления).
Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют
материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов:
доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета,
состоящего из членов Верховного суда (ВС) (3 человека) и Верховного
административного суда (1 человек), заключения постоянных комиссий риксдага и
др.
Одним из источников права в Ш. служит обычай, например, в сфере торгового права
(иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров).
Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также
нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском
законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям
безоговорочную силу обязательного прецедента.
На развитие шведского законодательства воздействует сближение правовых систем
Скандинавских стран, начавшееся в 70-х гг. прошлого века и особенно усилившееся
после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Ш. входят Дания,
Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого движения комиссиями экспертов
готовятся законопроекты, многие из которых в Ш. уже стали законами, идентичными
или весьма близкими законам других Скандинавских стран, прежде всего в сфере
брачно-се-мейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях и
др.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права. В системе шведского
законодательства никогда не было единого гражданского кодекса, а нормы одного из
разделов Закона 1734г., посвященного вопросам торгового права, ныне почти
полностью утратили силу. В сфере гражданского и торгового права важную роль
играют Закон о продаже товаров 1905 г., почти совпадающий с аналогичным датским
и норвежским законодательством, и Закон о договорах и иных юридических сделках
1915 г. Они регулируют как вопросы заключения договоров (форма,
представительство сторон и др.), так и последствия невыполнения обязательств.
Серьезным дополнением к ним служат законы, принятые в 1971 г., - о запрещении
договоров с ненадлежащими условиями и о продаже товаров потребителям. Оба они
направлены на то, чтобы попытаться оградить рядовых граждан от произвола крупных
корпораций.
Отношения земельной собственности регулируются Законом о недвижимом имуществе
1970г., допускающим известные ограничения прав собственников в интересах охраны
природы, а также территориального (в особенности городского) планирования. Меры
по охране окружающей среды, в том числе связанные с добычей полезных ископаемых,
изменением гидрологических условий,использованием пестицидов и других химических
и биологических веществ, стали в Ш. самостоятельной и весьма значимой отраслью
законодательства. Не менее важны Законы об АО 1975 г. и о торговых компаниях и
партнерстве 1980 г.
Основные акты в сфере брачно-се-мейных отношений - Закон о браке 1920 г. и Закон
о родителях и детях 1949 г., в которые были внесены значительные изменения,
большей частью в результате деятельности Комиссии по реформе семейного права,
созданной в 1969 г. Шведское право признает равенство юридических последствий
брака, заключенного в гражданской и в религиозной форме. Имущественные права
супругов с 1978 г. регулируются таким образом,чтобы обеспечить их относительную
самостоятельность, а при необходимости - возможность получить после разводаШПИОНАЖ - особо опасное преступление. посягающее на внешнюю безопасность РФ и
заключающееся в передаче, собирании, похищении или хранении в целях передачи
иностранному государству, иностранной организации или их представителям
сведений, составляющих государственную тайну. Ш. может совершаться и в форме
передачи или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для
использования их в ущерб внешней безопасности РФ (ст. 276 УК). Круг сведений,
составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июня 1993 г. №
5485-1 "О государственной тайне". Точный перечень утвержден Указом Президента РФ
от 30 ноября 1995 г. № 1203. Эти сведения относятся к военной,
внешнеэкономической, экономической, научно-технической, разведывательной и
оперативно-розыскной деятельности. Под иными понимаются любые сведения,
интересующие иностранную разведку. Под передачей сведений понимаются как личные
контакты, так и иные способы: отправление по почте, оставление в тайниках и т.п.
Собиранием сведений охватываются любые способы завладения ими: фотографирование,
копирование, киносъемка, видео-, аудиозапись, все действия, которые не связаны с
непосредственным изъятием предмета, заключающего в себе государственную тайну.
Собирание следует отличать от похищения, для которого характерно изъятие
предметов (чертежей, схем, документов и т.п.), охраняемых особо, с ограничением
к ним доступа. Хранение - результат похищения или собирания сведений, которые
оказались у виновного. Ш. считается оконченным с момента совершения какого-либо
из перечисленных действий. В случае собирания, похищения или хранения сведений,
составляющих государственную тайну,необходимо, чтобы они совершались с целью
передачи именно иностранному государству, иностранной организации или их
представителю, а не для иных целей, "на всякий случай". Перечисленные в ст. 275
УКдействия в отношении сведений, составляющих государственную тайну, подпадают
под действие данной нормы, если совершаются как по собственной инициативе,так и
по заданию иностранной разведки, в то время как иные сведения - только по
заданию иностранной разведки для использования их в ущерб интересам внешней
безопасности РФ..
Ш. - умышленное преступление. Ответственность за Ш. несут достигшие 16 лет
граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ при
совершении перечисленных действий должны нести ответственность за
государственную измену в форме шпионажа по ст. 275 УК, а в случае пособничества
- также по ст. 276 УК.
Устинова Т.Д.
ШТАНДАРТ (флаг) ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - согласно Указу Президента РФ
от 15 февраля 1994 г. № 319 "О штандарте (4)лаге) Президента Российской
Федерации" является главным символом президентской власти в РФ. Представляет
собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней -
белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага
РФ). В центре - золотое изображение Государственного герба РФ. Полотнище
окаймлено золотой бахромой. На древке крепится серебряная скоба с
выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента РФ и датами его
пребывания на этом посту. Древко увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала Ш.П. РФ является служебный кабинет Президента РФ в г.
Москве. Дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ в г. Москве, над
другими резиденциями во время пребывания Президента РФ в них; устанавливается на
транспортных средствах Президента РФ.
Авакьян С.А.
ШТАТ (англ. state - государство) - название субъектов федера
...Закладка в соц.сетях