Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...на арендуемой земле сооружения, собирать урожай,
передавать участок по наследству, право залога и, с определенными условиями,
право его дарения и продажи. Держатель участка обязан ежегодно платить
собственнику заранее установленную арендную плату, вносить налоги.
ЭСТОППЕЛЬ (англ. estoppel - процессуальный отвод, лишение права возражать) -
утрата участником действующего международного договора права ссылаться на
обнаружившееся основание его недействительности (например, ошибку, обман, подкуп
представителя государства при заключении договора и др.), а также на основание
выхода из него или приостановление его действия, если данный участник, после
того как ему стало известно о соответствующих фактах, определенно или молчаливо
согласился с тем, что договор по-прежнему действует. Аналогичные последствия
будет иметь подобное поведение договаривающейся стороны и в случаях нарушения
договора другим (другими) его участниками либо при коренном изменении
обстоятельств, существовавших при заключении договора. Это условие, закрепленное
Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенцией
о праве договоров между государствами и международными организациями или между
международными организациями 1986 г., однако, не лишает любого участника
договора права ссылаться на указанные обстоятельства, если они возникнут вновь.
Волосов М.Е.
ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти, в
соответствии с которым депутаты представляют не все население страны (или ее
отдельные территории), а определенные этнические группы,от которых они
непосредственно и избираются. В современном мире Э.п. применяется весьма редко,
так как противоречит принципу равного представительства и, следовательно,
фундаментальному принципу равноправия граждан. Почти уникальным случаем является
Фиджи, где Э.п. положено в соответствии с Конституцией 1991 г. в основу всей
системы организации государственной власти. В ряде демократических государств
Э.п. носит вспомогательный характер и служит конституционным способом защиты
интересов коренных малочисленных народов: так, небольшое число депутатов
избирается по национальным округам (см. Национальные избирательные округа) или
иным способом от малых этнических групп в парламенты Индии, Словении, Республики
Крым и некоторых других государств.
ЮНЕСКО - см. Организация Объединенных. Наций по вопросам образования, науки и
культуры.
ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) -
специализированное учреждение ООН, цель которого - содействовать промышленному
развитию развивающихся стран. Создана в 1966 г. К 1995г. насчитывала 166
государств-членов (включая РФ). Деятельность ЮНИДО подразделяется на оперативную
и вспомогательную. Оперативная - оказание технической помощи развивающимся
странам в реализации конкретных проектов(командирование экспертов, проведение
консультаций, поставка кадров и т.д.); вспомогательная - сбор, обобщение,
публикация данных, проведение исследований,организация конференций и т.д. по
вопросам промышленного развития. Под эгидой ЮНИДО разрабатываются десятилетние
региональные стратегии развития освободившихся государств; действует Банк
промышленной и технологической информации;
реализуется Технологическая программа, направленная на укрепление научнотехнического
потенциала. Главные органы: Генеральная конференция,Совет по
промышленному развитию, Постоянный комитет и Секретариат. Имеет собственный
бюджет, формируемый из взносов стран-членов; финансирование оперативной
деятельности осуществляется из средств Программы развития ООН и Фонда
промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов странчленов.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - коллектив адвокатов, создаваемый президиумами
коллегий в районах, городах и других населенных пунктах для организации работы
адвокатов по оказанию юридической помощи. Местонахождение Ю.к. и количество
работающих в ней определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с
местными органами государственной власти или самоуправления.
Ю.к. являются основным рабочим звеном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов
входят в состав какой-либо Ю.к. и там проводят свою работу. Президиум коллегии
адвокатов утверждает также штаты и сметы Ю.к. Они имеют текущий счет в банке,
печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к
соответствующей коллегии адвокатов. Ю.к. руководит заведующий, назначаемый
президиумом из числа членов коллегии. Заведующий
Ю.к. осуществляет предоставленные ему права на основании доверенности,
выдаваемой президиумом коллегии адвокатов.
За рубежом структуры, аналогичные Ю.к., называются обычно адвокатскими бюро
(адвокатскими фирмами). Однако последние обладают, как правило, гораздо большей
степенью самостоятельности по отношению к профессиональным объединениям
(ассоциациям, союзам) адвокатов.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА- совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит
в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые
юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось
благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из
первых преподавателей права был Гварне-рий (Ирнерия), который начал обучать
студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и
толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы,
используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе
уточнить юридически важные понятия.
Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному
формированию Ю.н. Значительную роль в этом процессе играли европейские
университеты. Их влияние на развитие Ю.н. заключалось в том, что они:
а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали
тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил
строить правовые системы из обычаев и законов; б) возвысили роль ученого в
формировании права; в) способствовали отделению права от богословия, риторики,
этики и политики;
г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых
институтов и систематизации права как единого свода знаний; д) создали класс
профессиональных юристов.
Развитие отечественной Ю.н. тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и
в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права
в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные
профессорами,поэтому история развития Ю.н. в России, по существу, неотделима от
развития этих университетов.
Первоначально российская Ю.н. основывалась на зарубежных исследованиях,
преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены
и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е.
Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской Ю.н. Он считал, что Ю.н.
включает в себя 4 части: а) о происшествии правлений в разные века и у разных
народов;
б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей; в) о правах,
происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; г) о полиции или
благоустройстве гражданском.
Формирование теоретических основ отечественной Ю.н. происходило под влиянием
идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева,Л.И.. Петражицко-го, Б.А. Кистяковского,
Ф.В. Таранов-ского и др. Развитию отраслевых Ю.н. способствовали труды Н.М.
Коркунова.
Предметом Ю.н. выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и
другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве.
Вопрос о предмете Ю.н. решался и отечественными правоведами. Так, по мнению
советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет Ю.н. включаются
регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники
юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права,
правоотношения и юридические факты.
Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет Ю.н. может быть
рассмотрен в 2 плоскостях: а) с точки зрения процесса правового регулирования
его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как
предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения,
индивидуальные акты, правосознание и правовая культура;
формирование и действие права, эффективность его норм: б) с точки зрения
содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма
права, техника юриспруденции.
Под методологией Ю.н. следует понимать совокупность приемов,способов изучения ее
предмета.
На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который
был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза
доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у
светских авторитетов.
Метод европейских юристов XII в. (за основу которого были взяты диалоги
Платона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения,
характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического
римского права.
Отечественный юрист Г.Ф. Шерше-невич, разрабатывая методологию Ю.н. (1912 г.),
анализировал 4 метода: догматический, исторический,социологический и
критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов Ю.н.: а) метод
материалистической диалектики; б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и
дедукция и др.); в) специальные методы (статистический, кибернетический,
социально-психологические приемы); г) частноправовые методы (формальнологический,
сравнительно-правовой).
В обобщенном виде методологическую базу Ю.н. составляют общенаучные и собственно
юридические методы. Главными функциями Ю.н. являются: а) теоретикопознавательная
(с помощью которой осмысливается сущность права, познаются его
объективные закономерности); б) практически-прикладная (дает возможность Ю.н.
вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и
практики его применения); в) идеологическая, воспитательная функция (заключается
в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них
воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции Ю.н.
является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту
функцию, другие считают, что, поскольку Ю.н. весьма политизирована, без
идеологической функции не обойтись.
Ю.н. способствует формированию такого общественного сознания, в котором будут
господствовать идеи законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Система Ю.н. есть совокупность наук. изучающих право во всех его проявлениях.
Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно
представить следующим образом:
а) общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и
права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);
б) отраслевые науки (конституционное, административное, гражданское, уголовное,
трудовое,уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.);
в) межотраслевые науки (экологическое право, судоустройство и др.); г) науки
международного права (международное публичное, международное частное,
космическое право); д) наука сравнительного права; е) прикладные Ю.н.
(криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина,
судебная психиатрия). В России Ю.н. развивается в научных учреждениях (Институт
государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, НИИ МВД и др.) и
учебных заведениях (юридических академиях, институтах и юридических факультетах
университетов).
Лит.: Алексее в С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Свердловск,
1972; Аннерс Э. История европейского права. М., 1994; Берман Г. Западная
традиция права: эпоха формирования. М., 1994; Таганцев Н.С. Русское уголовное
право. В 2-х т. СПб., 1902;
Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1-2. М., 1987, 1988; Красавчиков О.А.
Советская наука гражданского права. Ученые труды Свердловского юридического
института. Т. 6. Свердловск, 1961;Ко р кун о в Н.М. История философии права.
СПб., 1908; его же: Русское государственное право. В 2-х т. СПб., 1893;
его же: Лекции по международному праву. СПб., 1884; Кузнецов Э.В. Философия
права в России. М., 1989: Связь юридической науки с практикой/Отв. ред. В.Н.
Ку.-дрявцев. М., 1988; Сырых В.М. Метод правовой науки. М., 1980; Теория
государства и права/Под ред. А.Б. Венгерова.М., 1995;Шершеневич Г.Ф. Учебник
русского гражданского права. М., 1907; его же: Учебник торгового права. М.,
1914;
Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука//Государство и право,
1996, №12.
Малиновский А .А.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - установленная законодательством и обеспеченная
государством мера должного поведения обязанного субъекта. Если какой-либо
субъект правоотношения может добровольно отказаться от использования
субъективного права, то от Ю.о. отказаться довольно сложно, поскольку она
обеспечивается возможностью государственного принуждения. Ю.о. можно назвать
специальным элементом, через который субъективные права связываются с
государственным принуждением в виде юридических санкций. В связи с этим
юридически обязанное лицо, возможно, действует против собственного интереса,
однако его действия должны сообразовываться с интересами других участников
правоотношений, с интересами общества и государства. Ю.о. является существенным
инструментом для установления правопорядка, цель которого заключается в правовом
регулировании общественных отношений.
Ю.о. - один из четырех элементов правового отношения, наряду с объектами права,
субъектами права и субъективными правами. Нормы права предоставляют одним
субъектам правоотношений права, содержанием которых является мера дозволенного
поведения, а другим - соответственно обязанности. Ю.о. неодинаковы по
содержанию, которое может быть выражено в следующих трех видах: а) в обязанности
активного типа поведения субъекта в пользу так называемых управомоченных лиц.
Данный вид обязанности характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо
должно поступать в соответствии с нормами права; б)в обязанности пассивного типа
поведения, т.е. в необходимости воздержания от запрещенных законода-. тельством
действий. Данный вид Ю.о. играет прежде всего оградительную роль;в) в
обязанности претерпевания определенных государственно-принудительных мер
воздействия, т.е. санкций.
Права и обязанности являются едиными по своему объекту. Если на основе норм
права возникают субъективные права, то обычно возникают и Ю.о. Так, при
заключении трудового договора (контракта) у работника возникает пра-во на
получение заработной платы за осуществление определенных функциональных
обязанностей, а предприятие обязано в свою очередь организовать труд работника,
создать условия для безопасного и эффективного труда, своевременно выплачивать
обусловленную контрактом заработную плату. Однако права и обязанности могут
иметь и самостоятельное значение.
Часто Ю.о. и субъективные права совпадают. Таковыми являются полномочия
государственных органов власти и должностных лиц. совокупность прав и
обязанностей которых непосредственно составляет их компетенцию. Так, правом Минюста,
является государственная регистрация ведомственных нормативных актов,
затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающих
правовой статус организаций. носящих межведомственный характер. Выполнение
должностными лицами определенных действий,связанных с данной регистрацией,
является также их обязанностью по отношению к федеральным органам исполнительной
власти.
Лит.: Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. II. М., 1982; Семене к о
Б.М. Юридические обязанности граждан СССР (Вопросы теории). Саратов,
1978;Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
Арзамасов Ю.Г.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - одна из форм общесоциальной ответственности.
Последняя включает в себя также политическую, национальную, историческую,
партийную и многие другие виды ответственности.
В отечественной и зарубежной юридической литературе нет единого понятия Ю.о. В
одних случаях она определяется как "мера государственного принуждения,
основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и
выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в
форме ограничений личного и имущественного порядка". В других случаях - как
"регламентированное нормами права общественное отношение между государством в
лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается
обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия
за совершенное правонарушение". Третья позиция рассматривает Ю.о. как
"применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер
принуждения в установленном для этого процессуальном порядке".
Ю.о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным
принуждением, с практическим применением установленных законом санкций. Ю.о.
всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое
осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением
отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка.
В отличие от других видов ответственности Ю.о. выступает в форме общественного
отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных на
то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при
этом выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель - обязанной.
Для возникновения и осуществления на практике Ю.о. требуются предусмотренные
законом основания и условия. Согласно законодательству РФ, основанием Ю.о.
является правонарушение. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков
правонарушения препятствует наступлению Ю.о.
Все действия участников правоотношения, возникающего в результате совершенного
правонарушения, строго регулируются законом и должны совершаться только в рамках
закона. В особенности это касается действий по установлению виновности того или
иного лица в совершении противоправных деяний, а также по определению характера
и меры Ю.о. за содеянное.
По своему содержанию Ю.о. .проявляется либо в виде возложения на виновное лицо
штрафных, карательных санкций, либо в виде вменения ему в обязанность
восстановить (там, где это возможно) незаконно нарушенные право и ранее
существовавшие общественные отношения.
Независимо от видов Ю.о. должна реализоваться в строгом соответствии с
установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них
общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости,
неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной
(например, одновременно уголовной и административной) ответственности за
совершение одного и того же преступления.
Марченко М.Н.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая психические явления.процессы и
механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении
деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права,
т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей. В
приведенном определении очерчен и предмет Ю.п., и границы ее компетенции, и ее
прикладные функции по обслуживанию юридической теории и практики.
Ю.п. по предмету и методам исследования, по психической природе явлений,
подлежащих изучению, - отрасль психологической науки, в состав которой она
организационно включена номенклатурой.научных специальностей. По сфере
общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые Ю.п., по
направленности своих исследований и по области практического применения
полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.
В качестве синонима Ю.п. используется понятие правовой психологии, которое
иногда означает сам предметЮ.п., т.е. психическую реальность, изучаемую данной
наукой, а также имеет и более узкое значение как наименование раздела Ю.п.,
изучающего психологическую сторону правового сознания и наиболее общие
психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных
отношений и поведения людей. Другие разделы Ю.п.: криминальная психология,
изучающая психологию преступности, и личности преступника;
судебная психология, изучающая психологические проблемы раскрытия,
расследования, судебного рассмотрения преступлений и гражданского
судопроизводства; исправительная психология, изучающая психологические проблемы
применения и исполнения наказаний, ресоциализации осужденных и профилактики
правонарушений.
Развитие Ю.п. инициировалось потребностями юридической теории и практики,
побуждалось задачами уголовной политики,борьбы с преступностью, расследования
преступлений,отправления правосудия, обращения с осужденными.
Одна из важнейших прикладных задач Ю.п. - строгое определение, научное
толкование и адекватное применение правовых установлений и терминов, имеющих
психологическое содержание, а также юридических категорий и понятий, подлинную
природу которых невозможно уяснить без привлечения данных психологии. К их
числу, например, относятся понятия вины и ответственности, мотивов и целей,
морального вреда,внутреннего убеждения, заведомой ложности, оправданного риска,
психического принуждения, беспомощного состояния и многие другие.
Основные разделы Ю.п. (правовая, криминальная и исправительная психология)
взаимосвязаны и обслуживают друг друга, охватывая психическую деятельность
различных субъектов на разных стадиях и этапах, .в различных сферах и отраслях
правовой жизни общества, что придает Ю.п. внутреннюю согласованность, целостный
и системный характер.
. Лит.: Антонян Ю.Н., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.,1991;
Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991;Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф.
Исправительно-трудо-вая психология. М., 1974; Дулов А.В. Введение в юридическую
психологию. М., 1970; Ефремова Г.Х. и др. Общественное мнение и преступление.
Тбилиси, 1984;
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Костиц-кии М.В.
Введение в юридическую психологию. Киев,1990; Коченов М.М, Введение в судебнопсихологическую
экспертизу. М., 1980: Кудрявцев И.А. Судебная психологопсихиатрическая
экспертиза. М., 1988; Ратинов А.Р..Судебная. психология для
следователей. М.. 1967;
Р а т и н о в А.Р. Методологические вопросы юридической
психологии//Психологический журнал, 1984, № 4; Рати-нов А.Р. Актуальные задачи
психологии права//Психологический журнал, 1987, №1;Ратинов А.Р., Е ф ре м о в а
Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1987; Романов В.В.
Военно-юридическая психология. М., 1991; С и тко в с ка я О.Д. Психологические
основания уголовной ответственности. Баку, 1992; Чуфаровский Ю.В. Юридическая
психология. М.,1996.
Ратинов А.Р.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА - обязательность любого нормативного акта, а также его
приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется
положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных
органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила
служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два
основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты.
В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой
системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчи-ненности
нормативных актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного
самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают
нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами
государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей
юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние
должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во
исполнение закона. .
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет
важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчест-ва и правоприменения,
для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Марченко М.Н.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - совокупность принципов,правил, методов, средств и приемов,
используемых для качественного написания и оформления (проектов) текстов
нормативных, актов.
К основным принципам Ю.т. относятся: а) общие принципы регулирования
(управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия
и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных
отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или
допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в
действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов,
организационных и правовых механизмов): б) принцип системности права: соблюдение
принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также
установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе;
соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих
правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его
органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений
действующего законодательства;
в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых
правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции)
правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений
правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как
официального юридического документа.
Для реализации принципов разработки правовых а
...Закладка в соц.сетях