Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...прямо запрещают создание Ч.с. и иных судебных
органов, наделенных специальными полномочиями.
ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ - рассмотрение, завершающееся принятием или отклонением
законопроектов на пленарных заседаниях (палаты) парламента. Термин "чтение"
появился в парламентской практике вместе с возникновением законодательной
процедуры в связи с тем, что текст проекта акта зачитывался парламентариям.
Например, до сих пор в Великобритании парламентарии не могут познакомиться с
текстом вносимого на рассмотрение парламента законопроекта до первого чтения.
Иногда вместо "Ч.п." употребляются иные термины, например "обсуждение" - в
Колумбии, "голосование" - в Болгарии.
В разных странах Ч.п. имеют свою специфику и их число может быть различным,
однако чаще всего проводится
три чтения законопроекта, прежде чем он станет законом. Как правило, процедурой
предусматривается возможность отклонения законопроекта в результате любого
чтения, а также возможность его возвращения на этап предыдущего Ч.п. Поэтапное
рассмотрение законопроектов призвано обеспечить высокое качество принимаемых
законов.
Основная задача первого чтения состоит в определении принципиальной
необходимости принятия закона. При этом выясняется реальная потребность в
урегулировании проблемной ситуации и соответствие проблемы уровню закона. В ряде
парламентов в ходе первого чтения обсуждаются также основные концептуальные
положения законопроекта либо концепция законодательного решения в целом. Обычно
на первое Ч.п. законопроект выносится в редакции субъекта законодательной
инициативы. Во время второго Ч.п. рассматриваются поправки к законопроекту и его
новая редакция с учетом предлагаемых изменений. Обсуждение поправок завершается
голосованием - как по отдельным поправкам,так и по блокам поправок в
соответствии с рекомендациями ответственного комитета об их принятии или
отклонении. Третье Ч.п. посвящено рассмотрению законопроекта в окончательной
редакции. Как правило, на этом этапе внесение поправок не допускается. В случае
положительного решения закон принимается в целом.
Законодательная процедура может устанавливать определенный временной интервал
между Ч.п. для качественной подготовки законопроекта и материалов к нему к
следующему Ч.п. В некоторых парламентах сроки подготовки определяются для
каждого законопроекта отдельно и устанавливаются решением (палаты) парламента
или ответственным комитетом. На случаи необходимости экстренного рассмотрения
законопроектов во многих странах предусматриваются срочные процедуры с
сокращением числа Ч.п. и интервалов между ними, упрощением процедуры и т.п. В
исключительных случаях допускается рассмотрение законопроекта и принятие закона
в одном Ч.п. Как правило, это происходит, когда либо сам акт предполагает
рассмотрение в одном Ч.п., либо он находится в высочайшей степени готовности и
соответствует всем требованиям к качеству закона.
В РФ термин "Ч.п." используется в практике работы ГД, которая в соответствии с
Конституцией РФ (ч. 1 ст. 105) принимает ФЗ. В СФ, который только одобряет (или
отклоняет) законы, принятые ГД, применяется термин "рассмотрение ФЗ, принятого
ГД". Рассмотрение законопроектов в палате осуществляется в трех чтениях, если ГД
применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение (см.
Законодательный процесс). Возможность сокращения количества чтений на практике
определяется степенью готовности законопроекта, а также необходимостью срочного
принятия закона чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного
законодательного регулирования, окончания работы сессии или созыва ГД и т.п. В
отдельных случаях количество чтений законопроекта определяется не Регламентом
ГД, а специальными ФЗ. Так, проект федерального бюджета, как правило,
рассматривается в четырех чтениях, а проекты законов о ратификации международных
договоров РФ рассматриваются в одном Ч.п. Интервал между чтениями
устанавливается решением ГД и определяется объемом выполняемых ответственным
комитетом работ по подготовке законопроекта к очередному рассмотрению. Для
первого и второго Ч.п. он больше, для третьего - меньше.
При рассмотрении ФЗ на пленарных заседаниях СФ изменения в текст
законодательного акта не вносятся, так как в этой палате рассматривается не
проект, а закон; кроме того, обязательному рассмотрению СФ подлежат только
законы, указанные в ст. 106 Конституции РФ; остальные законы СФ рассматривает,
если сочтет необходимым.
Решения ФС по результатам рассмотрения законопроектов и законов оформляются
соответствующими постановлениями (см. Постановления палат Федерального Собрания
РФ).
Лит.: Парламенты мира: Сб. М., 1991;
Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М...1996; Комментарий к
Конституции РФ/Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996; Регламент Государственной
Думы Федерального Собрания - Парламента РФ. М., 1995; Регламент Совета Федерации
Федерального Собрания РФ// Ведомости ФС РФ, 1996, № 6. Ст. 163.
Парамонов А.Р., Полуян Л.Я.
ШАРИАТ (от араб. "шариа" - прямой, правильный путь; обязательные предписания:
право; закон) - комплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний, которые
определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности
мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В
мусульманском праве - совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний,
установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда.
Ш. включает три части - религиозную догматику, исламскую этику и так называемые
практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые,обрядовые
предписания,устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и
нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские
взаимоотношения. Есть и другое, узкое, толкование содержания Ш., которое относит
к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека (практические
нормы).
По вопросу о характере нормативной части Ш. (Ш. в узком смысле) позиции
мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только
положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также
все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает
в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового
и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл
вкладывается в выражение "законы Ш.", а также в определение "шариатский"
(например, шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и
сунной,,но и выводами фикха.
Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют
мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин "право"
употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем
в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое прежде всего
воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и
отвечающих критериям права, которые современная мусульманская концепция права
склонна относить к Ш.
Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным
источником законодательства, а реализация данных конституционных положений
рассматривается как "пре-;
творение Ш.". Официальное толкование, даваемое органами конституционного
контроля статьям конституций о статусе Ш.как источника законодательства, как
правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны,
устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и
разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил
поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. - -
Лит.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и
мусульманско-правовая культура. М., 1997; Ислам. Энциклопедический словарь.
М.,1991.С.292-294.
Сюкияйнен Л.Р.
ШАРИАТСКИЙ СУД - орган
правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и
юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел
регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса
кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. С момента
становления мусульманского государства Ш.с. были основным институтом,
применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в
судебных системах исламских стран. С середины XIX в. в результате образования в
большинстве из них светских судов, которые начали применять законодательство
европейского образца, роль Ш.с. стала падать и постепенно свелась к рассмотрению
вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования,
опеки, попечительства и т.п.
В настоящее время в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Ливии) Ш.с.
ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих
странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш.с. В Саудовской
Аравии, Йемене, Иране, Пакистане, некоторых странах Персидского залива Ш.с.
остаются центральным звеном судебной системы, решая широкий круг дел, в том
числе и уголовных.
В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали Щ.с.
(суды кади), применявшие нормы шариата и адата, не противоречившие
законодательству. После 1917 г. они были ликвидированы, но затем в ряде районов
Северного Кавказа восстановлены. Они действовали параллельно с общегражданскими
судами и рассматривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные
гражданские и уголовные дела. К концу 20-х гг. эти суды были ликвидированы. В
настоящее время в Чечне создается система Ш.с.
Лит.; Me ц А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманские
суды в странах Арабского Востока. М., 1984. :
Сюкияйнен Л.Р.
ШВЕЙЦАРИЯ (Швейцарская Конфедерация) - государство, расположенное в Центральной
Европе. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская
Конфедерация, это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, три из
которых делятся на полукантоны. В Ш. имеется многообразная система различных
форм местного управления и самоуправления;
каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство
кантонов делятся на округа и общины (мелкие - только на общины). В каждом
кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы
суверенитета кантонов определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в
той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они
осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти". Ш. -
парламентская республика. Ныне действующая Конституция принята в 1874 г. В
последующем в нее вносились некоторые изменения, однако существа
государственного строя они серьезно не затронули. Законодательную власть
осуществляет парламент- Федеральное собрание, которое состоит из двух палат -
Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200
депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе
пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по
2 от кантонов и по 1 от полукантонов), часть их избирается местными
парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов
Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Очередные сессии парламента проводятся один раз
в год. По требованию правительства. депутатов парламента или нескольких кантонов
могут быть созваны чрезвычайные сессии. ...
В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные
комиссии. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение
законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат..Если за него
проголосовало большинство в обеих палатах, законопроект считается принятым.
Когда мнения палат расходятся, из их представителей на паритетных началах
образуется согласительная комиссия. Если и она не приходит к положительному
решению, законопроект больше не рассматривается.
Помимо законодательной деятельности Федеральное собрание наделено рядом других
функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд,
канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет,
ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну
и заключать мир. Оно одобряет конституции кантонов и обеспечивает выполнение ими
своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание правомочно решать вопросы о
мерах по охране "внутреннего порядка", по предотвращению "угрозы Федерации": оно
контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом
помилования. Контроль за деятельностью правительства выражается в форме
интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей
деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или
отдельных его членов. Правительство Ш. - Федеральный совет - осуществляет высшую
исполнительную власть. В его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным
собранием из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в
парламенте. . :
Во главе. Федерального совета стоит президент, ему помогает вице-президент. И
тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием из числа членов
правительства. Один и тот же человек не может быть избран президентом или вицепрезидентом
два раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и
выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных
прерогатив по. сравнению с остальными членами правительства он не имеет.
Выборы членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания
Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не
могут быть депутатами. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его
ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального
уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политакой,
решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства.
За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.
Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства.
Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает
законопроекты,внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по
ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные
нормативные акты, а в случае осуществления им чрезвычайных полномочий принимать
общеобязательные постановления.Заседания правительства проводятся каждую неделю,
решения принимаются единогласно.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика.Первые в истории положения собственно швейцарского права
были сформулированы в договоре об образовании Швейцарского Союза, заключенном
свободными крес-. тьянами 3 кантонов (Швиц, Ури и Унтер-вальден)в 1291 г. Этот
договор, заложивший фундамент швейцарской государственности, одновременно
закрепил принцип самостоятельности правовых систем и судебных органов каждого из
кантонов. Исключение составляли лишь вопросы совместной вооруженной борьбы
против Габсбургов, а также единообразного уголовного преследования наиболее
опасных преступлений - убийства, поджога, разбоя. На протяжении последующих
столетий существования Швейцарского Союза, к которому присоединялись все новые
кантоны, в отдельных его частях действовали собственные собрания правовых
обычаев городских и сельских районов (городское и земское право). Неписаное
обычное право, основные нормы которого оглашались городскими и сельскими
старейшинами накануне судебных заседаний, со временем стало записываться и даже
приобретать кодифицированный характер. Например, в кантоне Гларус в 1387 г. были
записаны конституция и правила судебной процедуры, а в 1448 г. издан земский
кодекс.
Важным источником права со временем стали совместные акты, принятые всеми или
большинством кантонов. Например, так называемая Поповская хартия 1370 г. провела
четкие разграничения между светской и церковной юрисдикцией, а также запретила
всем проживавшим на территории Швейцарского Союза обращаться к иностранным судам
с исковыми заявлениями, за исключением некоторых категорий брачных и церковных
дел, подсудных епископскому суду в Констанце.
Существенным дополнением к местным источникам права нередко служили отдельные
принципы и нормы римского права, а также "Каролина" - уголовно-судебное
уложение, изданное в. 1532 г. императором Карлом V. В отношении швейцарских
наемников, состоявших на иностранной военной службе, "Каролина" была официально
признана действующим швейцарским уголовным правом, а в 3 кантонах она подлежала
применению ко всем гражданам.
В период Гельветической республики (1798-1803), провозглашенной на территории Ш.
после вступления туда французских войск, был издан ряд законодательных актов,
преследовавших цель создания и укрепления "единого и неделимого" государства.
Среди них - Уголовный кодекс (УК) Гельветической республики 1799 г.,
составленный по образцу французского УК 1791 г. Он отменил пытки, калечащие и
другие телесные наказания, а вместо квалифицированных видов смертной казни
(сожжение, четвертование и т.п.) ввел гильотину. Однако упразднение
Гельветической республики, превращение Ш. вновь в конфедерацию, а затем (по
Конституции 1848 г.) в федерацию кантонов привело к созданию такой правовой
системы, в которой союзное (общефедеральное) законодательство находится в
достаточно определенных взаимоотношениях с законодательством отдельных кантонов.
С начала XIX в. в Ш. наблюдался процесс постепенного вытеснения устаревших норм
средневекового обычного права, в том числе и кодифицированного, законодательными
актами, более соответствующими складывающимся в стране капиталистическим
отношениям. При этом на протяжении многих десятилетий решающая роль в развитии
законодательства принадлежала отдельным кантонам, а не федеральным органам
власти.
Поскольку до 1814 г. Ш. находилась в зависимости от наполеоновской Франции, ее
законодательство испытало сильное влияние французских законов, прежде всего
Кодекса Наполеона - УК 1804 г. (это влияние сказывалось и спустя много
десятилетий после обретения Ш. полной государственной независимости). По его
образцу были составлены УК в кантонах с франкоязычным населением. Кантоны с
преобладанием немецкоязычных граждан ориентировались при подготовке проектов
своих гражданских кодексов на австрийский Гражданский кодекс (ГК) 1811 г. Так
были составлены, например, достаточно оригинальные гражданские кодексы кантонов
Берн (1824) и Цюрих (1853), в свою очередь послужившие образцом для кодексов
ряда других кантонов. Но вместе с тем в нескольких кантонах на протяжении почти
всего XIX в. нормы обычного права оставались основным источником права, в том
числе в сфере гражданских и торговых отношений.
Процесс унификации законодательства начался в Ш. по существу лишь с принятием в
1874 г. Конституции, и в особенности с внесением в нее в 1898 г. поправок,
предусматривающих расширение полномочий федерации и передачу в ее ведение
основных вопросов гражданского и практически всех вопросов уголовного права. В
том же 1874 г. был издан Закон о гражданском состоянии и браке, а в 1881 г. -
федеральный Обязательственный кодекс, которым регулировался широкий круг
правовых вопросов, прежде всего относящихся к торговле. Обязательственный
кодекс, составленный с участием видного швейцарского юриста И. Блюнчли,
преследовал цель облегчить гражданский оборот между разноязычными кантонами,
ориентирующимися либо на французское, либо на германское, либо на австрийское
право. Тенденции к унификации законодательства в масштабе всей страны выявились
и в проекте общешвейцарского ГК, принятого в 1907 г. Он был подготовлен
известным швейцарским цивилистом Е. Губером на базе тщательного изучения системы
и истории гражданского права кантонов с учетом опыта законодательства в области
гражданского права других европейских государств.
Швейцарский ГК стал заметной вехой в истории буржуазного гражданского права. В
некоторых странах, например в Турции, он служил образцом при подготовке реформы
национального законодательства. Этому в немалой степени способствовали простота
и четкость формулировок кодекса, поскольку он был составлен в расчете на
понимание не только юристами, но и обычными гражданами (а также
непрофессиональными судьями). К тому же кодекс подлежал переводу и изданию на
всех трех "официальных" языках - немецком, французском и итальянском.
ГК вступил в силу лишь с 1912г., поскольку с его принятием потребовалось внести
немало изменений в законодательство как федерации,так и кантонов, в каждом из
которых были изданы довольно пространные законы о введении кодекса в действие.В
результате в компетенции кантонов остались лишь отдельные, не столь существенные
вопросы (например, регулирование имущественных отношений между соседями, между
братьями и сестрами и др.).
К настоящему времени принято несколько десятков поправок к Конституции 1874 г.,
с помощью которых компетенция федерации все более и более расширялась. К
полномочиям органов федерации отнесено решение важнейших вопросов
государственной жизни, законодательство по вопросам финансов, промышленности,
транспорта,связи,труда, социального страхования, гражданского и уголовного
права. Компетенция канто-нов,.хотя и имеющих свои конституции, ограничивается по
некоторым из названных вопросов лишь возможностями издавать нормативные акты,
детализирующие либо дополняющие федеральное законодательство. Наиболее важный
предмет, сохраняющийся в ведении кантонов, - регулирование вопросов
судоустройства, судебной процедуры по гражданским и уголовным делам и
деятельности полиции.
Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству,
и в первую очередь - Конституции. Предложения об изменении конституции, так же
как об издании иных союзных законов общегосударственного значения, должны
ставиться на всенародное голосование,если этого потребуют путем сбора подписей
30 тыс. граждан либо власти 8 кантонов и полукантонов (факультативный
референдум). Однако правительство может объявить внесенный им законопроект
"срочным" и тем самым избежать референдума. В последние десятилетия все больше
распространяется издание подзаконных актов (ордонансов) правительством либо, по
его поручению, департаментами федерации.
После второй мировой войны была проведена большая работа по кодификации
действующего федерального законодательства, закончившаяся изданием тщательно
подготовленного Систематического собрания законов федерации, принятых за период
с 1848 по 1947г. Те законодательные акты, которые не вошли в 14 томов
Систематического собрания, с 1 января 1953 г. (дата вступления Собрания в силу)
считались утратившими силу. Законодательные акты, принятые после 1947 г.,
публикуются в хронологических собраниях и в дополнениях к томам Систематического
собрания. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется не только на
французском, немецком и итальянском языках, как это было установлено ранее, но и
на ретороманском языке. Свои собрания законов имеют и кантоны: во многих из них
существует весьма давняя традиция издания хорошо подготовленных сборников такого
рода. Публикуются они, как правило, на языке большинства населения
соответствующего кантона.
Наряду с законодательством источником права в Ш. могут служить местные и
торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается ГК либо если
обнаруживаются пробелы в законе. При определенных условиях в качестве источника
права могут выступать и судебные решения, прежде всего вынесенные Федеральным
судом. ГКдопуска-ет, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать"
законодателя.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права. В регулировании отношений в
сфере гражданского и торгового права решающая роль и в настоя-ще время
принадлежит ГК 1907 г. с дополняющими его законами и подзаконными актами. Он
состоит из небольшой вводной главы (10 статей) и 4 частей, в которых
регулируются следующие вопросы: физические и юридические лица (часть I),
семейное право (часть II), наследственное право (часть III), вещное право,
включая вопросы собственности, ограничения имущественных прав и владения (часть
IV). В качестве раздела(или части V) в ГК нередко включается самостоятельный
Обязательственный кодекс 1881 г.. подвергшийся существенной переработке в 1911 и
1936 гг. Он в свою очередь состоит из разделов, содержащих общие положения,
нормы, регулирующие отдельные виды договоров, обязательства из правонарушений,
право торговых обществ, в том числе ТОО, правовой режим ценных бумаг и др.
Для швейцарского ГК характерно предоставление участникам правоотношений, и
прежде всего частным собственникам и их объединениям, весьма широких
возможностей при заключении договоров, создании юридических лиц и т.д.
Ограничения диктуются лишь необходимостью соблюдать наиболее важные интересы
государства и общества. Кодекс предусматривает достаточно широкие пределы
судейского усмотрения. Существенная особенность швейцарского законодательства
последних десятилетий - нередко одновременное регулирование материального и
процессуального права(например, в 1985 г. вступили в силу такого рода дополнения
к ст. 28 ГК относительно защиты личных прав граждан).
В последние годы начался процесс пересмотра норм ГК, регулирующих вопросы
семейного права и наследования.
Расширены права замужних женщин, в том числе при наследовании (законы 1984 и
1987 гг.), готовится реформа в области процедуры развода и его правовых
последствий. Торговое право и деятельность компаний регулируются нормами ГК и в
особенности Обязательственного кодекса, а также рядом иных ФЗ: о банках 1934 г.
(содержит нормы об охране "банковской тайны", разглашение которой объявлено
преступлением), о картелях 1985 г., о недобросовестной конкуренции 1986 г.
(имеет целью создание условий для справедливой конкуренции "в интересах всех
участников торгового оборота
...Закладка в соц.сетях