Купить
 
 
Жанр: Философия

страница №1

В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка)



Российская Академия Наук
Институт философии

Л.П.Киященко

В поисках исчезающей предметности
(очерки о синергетике языка)

Москва

2000


ББК 15.1
УДК 100.0
К-46
В авторской редакции
Рецензенты:
доктор филос. наук В.И.Аршинов
кандидат филос. наук В.Н.Порус

К-46 Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности (очерки о
синергетике языка). - М., 2000. -
000 c.

Основное внимание в работе было уделено основным изменениям в современной
философии науки. Представления об
изменениях строились, исходя из ресурсов синергетизма языка и языка синергетики,
которые связаны со становлением
междисциплинарного предмета понимания и познания. Исходным было предположение,
что язык в силу его
синергетического характера не поддается жесткому определению, при этом активно
структурирует среду своего
существования и изменяется сам, отражает реальности и создает ее в различных
формах предметных представлений.
Традиционные для философии языка типы языковых значений: событие, смысл,
истина, очевидность оценивались в
контексте современных философских направлений: феноменологии, герменевтики.
Решалась задача - показать механизм
функционирования, обновления категориального строя мысли, использования и
селекции его традиционной части и ее
взаимоотношения с вновь обращенными философскими понятиями: событие, смысл,
среда, пространство, синергетика,
диалог, автор, текст, ответственность, но и бытие, онтология, субъект, объект,
предмет, истинность, очевидность,
правдоподобие.

ISBN 5-201-02038-0 ©Л.П.Киященко,2000
©ИФРАН, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ
Настройка на тему 8
Предисловие 9

ГЛАВА 1. "ПОВОРОТ" ЯЗЫКА КАК СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ 16


1. Синергетика движения языка 16
1. Вступление 16
2. Поэтическое преступление 35
3. Пространство и время темы 41
2. Диалог в языке перед лицом бесконечности 55
1. Язык и проблема бесконечности 55
2. Рационален ли язык? Диалог внутри языка 62

ГЛАВА 2. ЯЗЫК СОБЫТИЯ - СМЫСЛ ПРЕДМЕТНОСТИ И ПРЕДМЕТНОСТЬ СМЫСЛА 87


1. Предметность и парадигмальная установка сознания 87
1. Парадигмальная установка сознания 87
Классическое видение 110
Видение, представленное в барокко 110
2. Что сознание понимает в знании? 118
2. Онтология предметности 137
1. Экзистенциальность онтологии 137
2. Онтология и субстанциальность 149
3. Онтология, динамика и порождение знания (о смысле) 158

ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ДИАЛОГЕ 174


Диалог никому не задают, ответ не обязанность, а возможность. 174
Мартин Бубер 174
1. Междисциплинарный диалог - язык события в постнеклассической науке 174
1.Синергетика пространства коммуникативной соотнесенности 174
2. О метафоричности философии и синергетики. Метафорика обобщенных форм 187
2. Риторика очевидности естественного языка 200
1. Повседневность и естественный язык 200
Язык, риторика, междисциплинарность 206
Послесловие (постлюдия) 234
Resume 241

Настройка на тему
Вот этот исходный парадокс - предметность моей деятельности - это
предметность меня для меня самого...
Владимир Библер
Ведь, вообще говоря, семиотика - это не более чем один из случаев
двойственного рассмотрения чего угодно. В этом смысле мы
не знаем другого, более последовательного дуализма. Семиотический дуализм "знакобозначаемое"
-эта глава с зашифрованным
названием названием, в котором зашифрован дуализм предметного человеческого
мышления.
Мераб Мамардашвили, Александр Пятигорский
Категория переживания действительного мира-бытия - как события - есть
категория единственности, переживать предмет -
значит иметь его как действительную единственность, но эта единственность
предмета и мира предполагает соотнесение с моей
единственностью. Все общее и смысловое обретает свою тяжесть и нудительность
тоже только в соотнесении с действительной
единственностью.
Михатл Бахтин
Это герменевтический подход. Он начинается с осознания того, что язык
неизбежно отсылает за пределы себя самого. Указывая на
границы языковой формы выражения. Язык не тождественен тому, что на нем сказано,
на совпадает с тем, что обрело в нем слово.
Раскрывающийся здесь герменевтический горизонт языка делает явными границы
объективации мыслимого и сообщаемого. Языковая
форма выражения не просто не точна и не просто нуждается в улучшении - она, как
бы удачна ни была, некогда не попевает за тем, что
побуждается ею к жизни. Ибо глубоко внутри речи присутствует скрытый смысл,
могущий проявиться лишь как глубинная основа смысла
и тут же ускользающий, как только ему придается какая-нибудь форма выраженности.
Ганс Георг Гадамер

Предисловие
Болевой точкой, вызывающей напряжение современной философии науки, является
традиционная для философии, но
обострившаяся для самой науки проблема бытия и становления. Она фокусирует весь
комплекс забот постнеклассической науки,
связанных с расширением границ представлений о предмете научного знания.
Раздвинув демаркационные "бастионы" науки, отделявшей
ее от "ненауки", за счет обнаружения внутренней сложности предмета, философия
научного знания осознала свою включенность в более
широкий контекст существования знания вообще. Внутренняя сложность предмета
современной науки возникает на пересечении и при
учете многообразия отношений между чувственным и сверхчувственным. Последнее
теперь не просто не сверхъестественное, но и,
наоборот, претендует быть "истиной" естественного.
"Все представления, составляющие опыт, могут быть причислены к
чувственности, за исключением одного, а именно
представления о сложном, как таковом" . Предмет современной науки, как это все
более получает признание, имеет интенциональную
составляющую, поскольку сложность, как замечено Кантом, не может быть воспринята
чувствами, и мы сами должны производить ее .
"Научный разум тем самым совершает и радикальный онтологический выбор -
непосредственное восприятие мира, обыденный опыт
жизнедеятельности в нем, оставаясь общегенетической основой и предпосылкой,
перестает быть решающим атрибутом. Объективное
становится компетенцией мыслящего рассмотрения" . Эффект становления
объективного в таком случае совпадает с приданием
онтологической самостоятельности субъекту, что не может не сказаться на
характере предметного знания. Предметное знание
приобретает характер посредника между субъектным существованием и человеческим
существованием в формах бытия мира природы.
"Благодаря этим посредникам становится возможной предметная интерпретация смысла
и возникновение предикатов, то есть
представлений, репрезентаций смысла в предметностях мира" .
Рассмотрение современной философией науки эффектов становления
представлений о предмете раздвинуло "горизонт" его
"видения". В его "перспективу" попали не только "истории" прошлого и настоящего,
но и детерминации будущим. Следующий шаг
оказался уже естественным продолжением инерции выбранного движения, что сделало
возможным сегодня констатировать следующее.
Философия науки в современном ее виде рождается на стыке философии и историконаучных
исследований, приобретая статус особой
гуманитарной дисциплины со своими, уже традиционными, проблемами. В частности,
речь идет о проблемах способа бытия
семиотических объектов и соотношении понимания и объяснения .

Другими словами, такой ход событий в современной философии науки поставил
ее перед необходимостью выразить свое
отношение к фундаментальной парадоксальности, заложенной в любой форме
жизнедеятельности человека, человека и мира его
представлений. В рамках философии науки этот парадокс представлен, в частности,
в формах "критической рациональности",
"понимающей рациональности". Эта же проблема воспроизводится, когда мы пытаемся
представить изменения, которые происходят с
предметом дисциплинарно организованного знания. В рамках развернувшихся
дискуссий о его статусе мы вынуждены предположить его
существование в пространстве одновременно "уже" и "еще" несуществования.
Образуется "зазор", зона движения и порождения нового
смысла и значения предмета. Синергетизм периода становления - "бесшовное"
соединение неустойчивости и устойчивости в различных
их формах (понимания и знания, полагания и выражения, средства, метода и
результата, некоторой возникшей реальности и тому
подобных представлениях методологии и философии науки) - сказывается на
характере предмета такого рода деятельности. Он
приобретает неустойчивые черты и свойства "смыслообраза" (В.С.Степин), некоей
предметности, сочетающие в себе особенности
интенциональности и репрезентативизма периода становления предмета.
Заявленная тема книги "В поисках исчезающей предметности (очерки о
синергетике языка)" может показаться несколько витиеватой
и претенциозной, учитывая ассоциативную похожесть на название известной книги
Марселя Пруста. Вместе с тем оно лишь дает отчет в
простейшем экзистенциональном переживании, которое неотлучно сопровождает любые
действия познания или понимания. Предмет
влечет к себе, захватывая внимание осмысляющего, лишь ускользая от попыток
схватывания. В статусе познанного и понятого он
утрачивает власть над сознанием человека. Причем и ускользание смысла, и его
поиск происходит в одной и той же парадоксальной
стихии языка, содержащей в себе условия возможности, как бытия, так и
становления.
Чтобы усмирить чрезмерно спекулятивный, не предметный характер рассуждений
такого рода, в книге предполагается
воспользоваться советом, данным Гадамером. "Единственный, добросовестный способ
делать доступными для понимания философские
мысли - это подчиниться тому знанию, которое уже заключено в языке, объединяющем
всех нас" .
В книге основной акцент, "поворот" рассмотрения языка и его философии
определен их взаимоотношениями с новым
направлением исследования науки - синергетикой. Синергетика позволяет
интерпретировать научное познание и его понимание как
самоорганизующийся феномен междисциплинарных коммуникативных практик и по сему
ориентирующихся на эвристический
потенциал языка как такового.
При этом язык не является просто одним из предметов приложения
синергетической методологии. Обращение к нему более
фундаментально. "Словом "язык" обозначается проблема оснований науки и
философии, а не просто эмпирический предмет науки наряду
с другими (находящимися в мире) предметами, и это никогда не осознавалось столь
четко, как в XX столетии" . И в этом смысле "язык"
сохраняет роль одной из тех тематических предпосылок, которые обеспечивают
понимание происходящего с нами и мира, в котором
мы живем .
Напомним достаточно обсужденные в литературе специфические черты
синергетического подхода, которые служили нам
ориентиром. Они также будут полезны для понимания последующего изложения.
- Если классические наука и философия исходят из онтологического
предположения об изначальной упорядоченности бытия,
синергетика обращается к идее становления для интерпретации происхождения
различных форм порядка из хаоса . Тем самым она
предлагает средства для осмысления происхождения, генезиса возникновения нового
(новых парадигм и т.д.), которые являются
традиционно трудными для классического рационализма и для освоения которых он
(рационализм) всегда позволяет себе серьезные
отступления от собственных канонов.
- Из основополагающей специфики синергетики следует ее вторая столь же
фундаментальная черта. Как известно, классическая
наука и философия традиционно представляют универсалии (идеи, понятия,
представления, смыслы) как существующие объективно (в
природе, языке, культуре и т.д.), независимо от опыта познания. Синергетика же
их рассматривает не как предшествующие опыту
познания "платоновские идеи", а как результат межсубъектной коммуникации.
М.Шеллер, Ю.Хабермас и Р.Рорти подобного рода
универсалии называют контингентными . При этом следует особо подчеркнуть, что
синергетика не является альтернативной
классическому рационализму, но относится к нему по принципу дополнительности,
находясь с ним в постоянном творческом диалоге в
синергетическом движении самого языка .

- Следующей своеобразной чертой, столь же непосредственно вытекающей из уже
отмеченного, является специфическое
понимание роли языка в научном познании. Для классического рационализма язык
играет роль нейтрального средства, выступающего в
качестве "прозрачной среды" научных описаний, которая тем лучше, чем меньше
вносит в эти описания субъективных "помех".
Синергетика видит в языке активную среду порождения универсалий, учитывая
периферию "помех". В этом смысле не вполне корректно
утверждать, что субъект использует язык для обнаружения предсуществующих смыслов
(универсалий), скорее язык - "самоговорящее
бытие человеческого рода" - участвует в порождении смыслов в процессе
философствования и научного познания.
Тем самым жесткая "залоговая" оппозиция "актив-пассив" классики с участием
человека и языка (субъект-объект) снимается.
Переформулирование классической дилеммы ведет к взвешенному учету как обоюдного
динамического влияния друг на друга
участников диалога, так и самоопределяющегося становления каждого из них. Это
обстоятельство предполагает наличие своеобразной
"синергетической рефлексии", когда концептуальный аппарат, претендующий на
описание самоорганизующихся процессов, сам
является результатом самоорганизации. "Синергетическое движение в языке,
претендующее, по сути дела, на открытие доступа к
становящемуся бытию, само должно нести в себе элемент становления и
соответственно ускользать от четко артикулированных форм" .
Последнее положение создает определенные трудности для чтения синергетических
текстов. Читатель, ориентирующийся на
классическую форму изложения научного материала, разворачивающегося как линейная
последовательность: от формулировки
проблемы через обсуждение аргументов к формулировке выводов, столкнется с
трудностью, обнаружив нелинейное движение письма.
Однако он должен иметь в виду, что подобные трудности неизбежны. Язык, пытаясь
дать простор становлению, сам оказывается во
власти этого становления. В результате возникают повторы, семантические сдвиги,
метафоры как указывающие путь движения мысли,
который отнюдь не всегда заканчивается утверждением общепринятого понятия или
представления - все это читатель найдет в книге.
Синергетическое движение в языке предполагает, что конструирование с помощью
языка в качестве средства необходимых смыслов
(универсалий) происходит в самоорганизующейся языковой реальности. Язык
прислушивается и приглядывается к доязыковым,
телесным практикам, движениям, поворотам в языковой среде, отслеживает события
возникновения новых смыслов.
Уважительное отношение к языку дает возможность человеку научиться
использовать смыслы, которые "даруются" языком как
"вместилищем" культурной памяти и "причаститься" к тайне существования и
возникновения смысла.
Хотелось выразить глубокую признательность за помощь при написании этой
книги моим коллегам В.И.Аршинову, В.Н.Порусу,
Я.И.Свирскому, П.Д.Тищенко, которые высказали много ценных замечаний и советов,
что значительно улучшило ее содержание.
Книга является итогом многолетнего размышления, поэтому в нее вошли
переработанные ранее опубликованные материалы.

ГЛАВА 1. "ПОВОРОТ" ЯЗЫКА


КАК СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ
Язык сегодня представляет собой тот
философский предмет, где происходит
встреча науки и опыта человеческой жизни
Г.-Г.Гадамер

1. Синергетика движения языка
1. Вступление
Взгляд на язык как на самоорганизующийся процесс, как было уже замечено,
предполагает наличие
своеобразной "синергетической рефлексии", когда концептуальный аппарат,
претендующий на описание
самоорганизующихся процессов, сам является результатом самоорганизации .
Следование за процессом
самоорганизации сложных систем, к каковым относится язык в целом (и в любой его
специализированной
части), вводит в рассмотрение ситуации, когда приходится учитывать новые типы
детерминаций. Ситуация
неопределенности "метит" в поведении сложных систем совпадение (когерентность,
соответствие)
детерминации "причинными тенями" прошлого и детерминации будущим (причины
формообразующие и телеологические
(теленомические, по Аристотелю), указывает место принципиально
"несиловых" когерентных
взаимодействий . В качестве одного из претендентов на описание синергетического
движения в языке
предполагается рассмотреть такой его промежуточный результат (элементарная форма
движения,
ускользающая от четкой артикуляции), как "поворот" языка.

Ближайшее значение выражения "поворот" языка - это смена направления
движения языка от
устоявшейся нормы, пересечение границы устойчивости, равновесия, которое
переводит язык в режим
неопределенности, нестабильности. Вдали от равновесных состояний язык становится
особенно активным.
Возникают ситуации, когда явным образом включается механизм самоорганизации,
самодеятельности языка,
когда язык можно заметить в его формотворчестве, которое объединяет форму как

ГЛАВА 2. ЯЗЫК СОБЫТИЯ - СМЫСЛ


ПРЕДМЕТНОСТИ И ПРЕДМЕТНОСТЬ СМЫСЛА
История стоит того, чтобы
о ней поведать, только в том случае,
если хотя бы некоторые из описываемых
в ней событий порождают какой-то смысл.
Г.-Г.Гадамер

1. Предметность и парадигмальная
установка сознания
1. Парадигмальная установка сознания
Предметность формируется не сама по себе, но для определенного сознания.
Однако сознание -
странный "предмет". Когда сознание есть и нормально функционирует, оно
незаметно. Оно есть для меня,
когда его в некотором смысле нет. И только тогда о присутствии сознания,
ориентированного на знание,
можно догадаться по определенным признакам на уровне явлений, которые
свидетельствуют о его нехватке,
ненормальности и т.д. Например, под вопросом оказывается осмысленность,
адекватность поступков
прилагаемым обстоятельствам, целеустремленность в линии поведения, убежденность
и настойчивость в
осуществлении намерений, умение их объяснить и аргументировать ссылкой на
известные факты и
положение дел и тому подобное. Подобие перечисленных явлений и, возможно, других
обусловлено тем
обстоятельством, что они размещаются в одном "поле видения". Они собраны в "поле
видимости" предметной
деятельности человека. Существенной особенностью которой является то, что ее
предметом (отстраненным
предметом) является она сама. "Сознательность (или пред-определение
сознательности) - это не нечто
вторичное по отношению к деятельности, это - само определение предметной
деятельности, коль скоро она
направлена на саму себя, не совпадает сама с собой, исходно (предпсихологически)
рефлективна. Деятельность
рефлективна по своему определению, еще до того, как мы непосредственно говорим о
сознании (выделено мной. -
Л.П.)" . Парадоксальность, заложенная в таком понимании предметной
(предметности) деятельности, которая
транслируется по всем возможным видам и уровням ("кругам") человеческой
деятельности, - замкнутость на
самое себя, - скрепляет сознание установкой на предметность, делает
представимым, осмысленным разговор о
нем. Скрепляет, но не закрепляет. "Размышляя о сознании, мы имеем дело и с
какими-то особенностями
человеческого существа, которые не могли получить конечных размерностей
определения, никакой конечной
предметности как особенности именно человеческие" .
Сознание, как и самосознание, замечаемо при определенной готовности,
воспитанности различать их
присутствие в многообразии явлений окружающего и внутреннего миров, исходя из
установленных соглашений
и усвоенных "правил правильности". Так понимаемое сознание дает возможность
говорить о парадигмальной
установке сознания . Правилосообразность в таком понимании сознания дает
возможность выделить одну из
его составляющих - наиболее легко просматриваемую, оставляя в своей тени то, что
не поддается
рефлексии, отстранению познанного и выраженного так или иначе в языке.
Спрятанное в тени, оно дает о себе
знать в "сбоях" правил правильности, когда по какой-то причине они перестают
работать.
Сознание вмещает в себя компонент знания в качестве одного из своих
составляющих, но не знание его
определяет по сути. Скорее знание определено сознанием, если его понимать как
спонтанную и
самодействующую (действующую по принципу causa sue - причина самой себя)
активность, порождающую
знание. Парадокс, по мнению авторов "Символ и сознание", в том, что в ситуации
познания самого сознания
это "сознание останавливается, чтобы быть осознанным". Поэтому рассуждая о
проблеме сознания, "мы
работаем с сознанием", мы в некотором роде уже его как какой-то спонтанный,
самобытный процесс исключаем"
. Исключаем из предмета, но сохраняем в качестве условия его мыслимости.

Присутствие сознания в
качестве некоторого допущения (средства) необходимо, чтобы с его помощью понять
что-то другое, например
знание (в том числе и знание о сознании).
В таком понимании сознание заявляет о своем существовании косвенно, в виде
эффектов (состояниях) на
своих границах. Одна из таких границ образована языком. Сознание обнаруживает в
себе границу с языком,
когда последний становится помехой, затруднением в схватывании предмета.
Возникая как помеха для
сознания, язык одновременно дает возможность говорить о сознании языком границ,
которые "с другой
стороны" маркируют неязыковую стихию существования сознания. О границах
говорится условно. Условность
состоит в том, что сознание и язык относятся друг к другу взаимопроницаемым
образом. Частичное их
пересечение (совпадение) образуют неустойчивую среду перманентного
доопределения, ограничивающую
каждого из них. Но граница у них не общая, у каждого своя, от того и возникает
граница в виде среды
(пространства их пересечения), а не линии. Можно описывать условия, при которых
говорится и думается о
языке или сознании, свойства этого говорения и думанья, но это не будет прямым
определением, а лишь
только косвенным указанием. Сознание в своей неопределимости разделяет судьбу
языка. Как сознание, так и
язык для своего определения должны уже содержать в себе те условия и те
средства, которые необходимо
определить. Поэтому определение возникает косвенным образом, из конкретных
случаев применения.
Быть в сознании означает всегда быть на выходе из него, на его границе,
которая дает возможность
заметить сознание, как осознавание. То же и в языке, язык замечаем, когда мы из
него выходим, когда
возникает проблема неудобства с его употреблением.
Предметная неопределенность сознания и языка со стороны субъекта делает
правдоподобным
предположение о том, что "они сами становятся субъектом действия в отношении
себя, обладают внутренним
механизмом самонастройки сущности, которые в порядке выхода из этого сознания
могли быть соотнесены (но не
отождествлены) с реальной материей" .
"Сознание и язык могут естественным образом функционировать лишь при условии
существования какихто
представлений (которые мы называем метапредметами) о самих этих предметах" .
Метапредметы
(предметности) - посредники указывают на сознание и язык, которые, как только
что было замечено, в
чистом виде, "по определению" предмета, таковыми не являются, предметно они не
схватываются. Сознание
функционирует, лишь поскольку есть нечто о сознании в языке. Язык функционирует,
если в сознании
присутствует знание о языке.
С принятием такого рода допущений необходимо скорректировать представление
об упорядочивающей
роли сознания, о парадигмальной установке сознания. В смене трактовок акцент
сдвигается с устойчивой
констатации достигнутого уровня знания, результата. Парадигмальная установка
сознания в предлагаемом
понимании ориентирована на становление, на дополнительность в настоящем
случившегося и будущего. Что
находится между "уже" и "еще". Становление - это тот "предмет", который сам
рассматривает сознание на его
соответствие ему, так и сознание смотрится в становлении, чтобы удостовериться в
своем существовании в
той или иной форме выраженности. "Предмет" становления - предметность, дающая
смысл событию знания и
сознания, структурирующая, упорядочивающая способность сознания быть выраженной
в языке. "Так что мы
теперь не будем спрашивать, в чем смысл события: событие и есть смысл как
таковой" . В своем одновременном
развороте к двум состояниям смысла - "фактическому и правовому,
апостериорному и
априорному; одному, в котором смысл косвенно вводится через круг предложения, и
другому, в котором он
обнаруживается явно, как таковой, посредством разрывания круга и развертки его
вдоль границы между
предложением и вещами" , в его абсолютной представленности.

Сегодня соглашаться с абсолютностью некоторой точки зрения в любой
мыслительной сфере случается
лишь в единичных случаях. Например, при снисходительном отношении к темпераменту
излагающего или
при условии, что эта точка зрения применима лишь к достаточно узкой области
действия или, наконец, в признании
некоторой точки зрения в качестве абсолютной, но уже в значении
относительной, своеобразной точки
отсчета, слежения за изменением, которое претерпевает некогда канонизированная
система взглядов.
Такой точкой, системой взглядов в наши дни остается классика, проповедующая
в научном знании, но и
не только в нем, тот или иной тип рациональности . Правда, сейчас она, поумерив
свои абсолютистские
претензии, продолжает сосуществовать наравне с другими взглядами, занимающими во
многом противоположные
позиции.
Укорененность и в наше время взглядов классической рациональности может быть
предметом
самостоятельного исследования. Отметим лишь некоторые существенные для
дальнейшего изложения
моменты. Прежде всего многовековой обыденный опыт, оперирующий с отдельными
выделенными
предметами, вещами из окружающего мира, привычно подсказывает аналогичное
действие уже с
представлениями о вещах. Первичный порядок покоится на непосредственной близости
"вещей", на
ближайшем сходстве и различии как предметов в поле деятельно

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.