Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №352

олочника- труженика,
воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А.
юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным", и глубокий лиризм
особенно отчётливо проявились в рассказе "Мальчик-Мотл". Творчество
Ш.-А. проникнуто глубоким и страстным осуждением социального строя,
основанного на эксплуатации человека человеком, любовью к трудовому
народу, верой в его творч. силы.
С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров в Москве,
Минске, Харькове, Киеве, Одессе. Пьесы и инсц. Ш.-А. ставились за
рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы
выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и др.,
в дореволюц. т-ре - Э. Р. Каминская, Л. Желязо, М. Меерсон, Р.
Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.
С о ч. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 тт., т. 1-6, M., 1961-Лит.:
"Советиш" - Литературный альманах, № 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p
у ш и н И., Драматургия классиков, М., 1948 (на евр. яз.); Парус".
Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, № 1,с. 220-28. А. Шн.
ШОЛОХОВ, Михаил Александрович [р. 11(24). V. 1905] - рус. сов.
писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК
КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик (с 1939).
Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр. (1965).Герой Социалистич. Труда
(1967).
Лит. деятельность начал в 1923 (в 1925 издана первая книга Ш.
"Донские рассказы"). Ш. не выступал как драматург, но почти все его
прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и
муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах инсценировались
крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928- 1940; Гос. пр.
СССР, 1941) и роман "Поднятая целина" (1932-59). "Тихий Дон"
способствовал рождению одной из первых сов. опер (муз. И. И.
Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 1936, Большой т-р),
к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и
др.). Со времени выпуска романа "Поднятая целина" (1-я часть) было
создано 5 инсценировок. Одна из первых пост.- спектакль Театра-студии
под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др.
Второй этап сценич. жизни произв. Ш. наступил в 50-е гг.; спектакли
Дзержинского т-ра и Центр. т-ра Сов. Армии (оба в 1957). Наиболее
значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2 тома романа: Ленингр. Большой
драм. т-р им. Горького (реж. Г. А. Товстоногов; Давыдов - Лавров,
Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р
им. Пушкина (реж. Б. И. Равенских), Ростовский-на-Дону театр им.
Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" шёл и
за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР, 1959), в т-ре в Лангей
(Япония, 1965) и др.
В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост.
в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На сюжет рассказа
Ш. "Судьба человека" написана одноим. опера Дзержинского, пост. в
Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (1961) и в
Киевском т-ре оперы и балета (1962). Инсценирован роман Ш. "Они
сражались за Родину", пост. под назв. "Полк идёт" в Ташкентском т-ре им.
Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.
Произв. Ш. были экранизированы; романы "Тихий Дон" и "Поднятая
целина" дважды.
Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962; Б и -л инки с Я.,
Верность правде, "Вопросы литературы", 1955, № 4; "Поднятая целина".
Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр СССР, М"
1952. ff. Мор.
ШОЛЬТИ(8оШ),Дьёрдь(р. 21.X.1912) - венг. дирижёр. Окончив
Будапештскую консерваторию (класс проф. Э. Донаньи и 3. Кодая). В
1930-39 был дирижёром Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал
в Швейцарию. В 1947 - дирижёр Мюнхенского, с 1951 -
Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дирижёром на междунар.
фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.
ШОЛЬЦ (Scholtz), Фридрих (Фёдор Ефимович)
[5.X.1787-15(27).X.1830]рус. композитор и дирижёр. По происхождению
немец. Работал капельмейстером в т-рах Силезии, Курляндии. В 1811
приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной капеллы.
В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был дирижёром Большого
т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.
Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А. А. Алябьевым:
увертюра к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева (1825),
опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824, т-р
на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель"
(1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым, Верстовским и
Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И.
И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там
же) и др.

С 1815 занимался педагогич. работой.
Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров (Опыт
исторического обзора), вып. 1, кн. 2, СПБ, 1908; Одоевский В.,
Музыкально-литературное наследие. М., 1956; Гозенпуд А., Музыкальный
театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.
ШОМЛАИ (Somlay), Артур (28.II.J883-11.XI.1951)--венг. актёр. Нар.
арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию при т-ре "Вигсинхаз" в 1900,
начал выступать на периферии. В 1905 вернулся в т-р "Вигсинхаз".
Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля
Лира, характерные роли в отечеств. драматургии - Тиборц и бан Петур
("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и др. Гражданственность
иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в
годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал
свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент ("Коварство и
любовь"). С 1945 работал в Нац. т-ре (Будапешт). Ш.- один из
основоположников нового социалистич. т-ра, активный общественный
деятель. Был первым председателем Союза венг. актёров. Пр. Кошута (1948
и 1951).
Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:
Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.
"ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз. Ф. Шопена, либретто М. М.
Фокина. Пост. 10 февр. 1907, Мариинский т-р, .Петербург (ноктюрн -
Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов, мазурка - Седова и П.
Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин, декорации сборные,
оркестровка А. К. Глазунова).
На сов. сцене: 4 февр. 1923, Петроград, Т-р оперы и балета
(исполнители - Билль, Большакова, Трояновская, Пономарёв; дирижёр
Дранишников, декорации сборные). Возобновление, 1932, Большой т-р,
Москва (исполнители - Абрамова, Васильева, С. Мессерер, Ермолаев;
балетм. Чекрыгин, дирижёр Файер, худ. Коровин). Пост. в т-рах оперы и
балета др. городов: Самара (1931), Куйбышев (1935), Тбилиси (1942),
Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958),
Львов, Душанбе (1959), Ташкент, Улан-Удэ (I960), Новосибирск (1961),
Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды", принятом затем
для большинства зарубежных пост.: Париж, т-р Шатле (1909, "Русские
сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон (1932,
1946), Монте-Карло (1936) и др.
Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи... Шо-пениана... Карнавал...
[Л.], 1935, с. 24-32; Фокин М., Против течения, Л.- М-, 1962, с.
161-220. Г. Ш.
"ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) - одна из старейших форм
польск. нар. т-ра кукол. Получила распространение в период
средневековья. "Ш." зародилась как часть богослужения зап. католич.
церкви (в 16 в. возник обычай ставить в рождественские праздники в
церквах ясли с деревянными фигурками, изображавшими персонажи
евангельской легенды о рождении Христа). Представления "Ш."
разыгрывались в двухъярусном ящике; действовали стержневые куклы "на
потыках" (на палочках), к-рых кукольники передвигали посредством
прикреплённой снизу проволоки по щелям пола ящика. Рождественские
представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В 16-17
вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские эпизоды,
разыгрываемые в верхнем ярусе "Ш." ("рай"), перемежались бытовыми
интермедиями, исполнявшимися в нижнем ярусе ("ад"). Среди персонажей
интермедий - польск. собрат Петрушки - Копленяк. Изготовление макетов
"Ш.", отражавших богатство нац. архитектуры, историч. памятников
старинных городов, стало традиционным в польск. нар.-иск-ве ("Ш."
краковского каменщика Эзенэкера 19 в.). Представления "Ш." оказали
влияние на зарождение в 16-17 вв. кукольных спектаклей на Украине
(вертеп) и в Белоруссии (батлейка).
Приёмы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в.
Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали
изображать совр. польских политич. деятелей, артистов, писателей
(сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зелёный балник", осн. в
1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол нар. Польши преобладают
пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески: "Самый миниатюрный театр в мире
-"Гусь зелёный4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка""
1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба, 1956, Варшава) и
др.
Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского народного театра,
СПБ, 1909; Воробьев Г. А., Шопка, польский вертеп, "Исторический
вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба E., Сатирический театр
кукол, "Польша", 1956, № 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959.
с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н А., Польский театр кукол, Варшава,
1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka satyryczna
1956, Warsz., 1956. С. Др.

ШОРТАНОВ, Аскерби Тахпрович (р. 1916) - кабардинский советский
драматург и режиссёр. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР (1939). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. Учился на режиссёрском ф-те ГИТИСа.
Участник, а с 1932 - руководитель первого самодеятельного коллектива,
ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для этого т-ра
свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и фаталист". В 1933 принял
участие в организации театр. студии в Нальчике и до 1935 был её
режиссёром. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх. т-ра. В 1939
написал и пост. здесь героич. драму "Аул Батыр". Автор пьес -"Когда
загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны,
"Посланец партии" (1954) о событиях гражд. войны на Сев. Кавказе,
"Навечно" (1957) о присоединении Кабарды к России, "В одной семье"
(1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956) по поэме А.
Шогенцукова.
Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на яз.
др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев. Осетии, Адыгеи. Ш.- автор
книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.
ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.- ум. 1922) - рус.
актёр и режиссёр. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та. Творч.
деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах. После
революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской - Товарищество
драм. артистов). В 1918 принял участие в создании первого в Ср. Азии
"Советского т-ра" в Ташкенте и был его худ. рук. В 1919 возглавил
Гарнизонный т-р в Ташкенте. В годы гражд. войны руководил фронтовой
труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта. Оказал большую
творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.
Ш.- актёр реалистич. школы, играл трагедийные и героич. роли:.
Отелло, Гамлет; царь Эдип (о. п. Софокла), Вильгельм Телль (о. п.
Шиллера), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд и др. Пост. в
"Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи" Гауптмана, "Женитьба", "Ревизор";
"Отцы и дети" по Тургеневу, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Мещане";
"Королевский брадобрей" Луначарского.
Лит.: Дьяченко В. П., Первый гос. рус. драм. т-р в Ср. Азии,
Общественные науки в Узбекистане", 1965, № 9, с. 43-46.
ШОССОН (Chausson), Эрнест (21.1.1855-10. VI. 1899) - франц.
композитор. Учился у Ж. M а сено в Парижской консерватории и у С.
Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не",
Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882); музыку к драмам "Буря"
Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).
Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i n s t e i n L., E.
Chausson, the comnoser's life and works, L., 1950; то же, Horman
(Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.
ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25). IX. 1906] - рус. сов.
композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и
Верховного Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил Ленинградскую
консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции - М. О.
Штейнберга, 1925). Для творчества Ш., одного из самых выдающихся
композиторов современности, характерно вдохновенное новаторское
воплощение важнейших социально-исторических явлений действительности,
больших трагических коллизий и антагонистических противоречий (война и
мир, человеконенавистничество и гуманизм, реакция и прогресс),
противопоставление мощи света и добра силам мрака и зла. Наиболее
активно композитор работает в области крупных инструмент, жанров,
сим-фонич. и камерных (13 симфоний, 5 концертов, множество
камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался к разл.
формам театр. музыки и проявил себя как мастер муз. драматургии. Ш.
написал 2 оперы, 3 балета, оперетту, музыку ко мн. театр. пост. и
фильмам.
В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;
1964, Флоренция; 1965, Прага) по о. п. Гоголя Ш. исходил из
тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"! а также из условности
т-ра масок и нек-рых элементов оперного стиля И. Ф. Страгинского
("Мавра"). Ш. стремился создать эксцентричную, весёлую, обличительную
оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы слиты воедино. Отсюда
инструментально-речитативный склад вок. партий, едкая колючесть муз.
языка, обилие политональных наложений и ато-нальных разделов,
стремительность сценич. развития. В 1932 Ш. закончил одно из своих
центр, произв.- оперу "Леди Макбет Мценского уездау ("Катерина
Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по Н. С. Лескову,
пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал
сюжету социально-обличительную направленность. Он обострил негативные
стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув, что его
героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму Катерины
до социальной трагедии. Отсюда и жанр оперы - "трагедия-сатира".

Партитуре оперы свойственно сквозное симф. развитие. Вок. партии
характеризуются психодогич. напряжённостью. В этом глубоко новаторском,
самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского, Чайковского
(борьба личности за счастье в условиях социального гнёта и
несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов, присущей
операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики,
к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера была снята с
репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах мн. сов. т-ров в новой
авторской редакции (в 1967- фильм-опера).
Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век" (1930,
Т-р оперы и балета им. Кирова) написан на основе бытового
танц.-песенного материала; "Болт" (1931, там же) - остро сатирич.
произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935, там же и
Большой т-р) написан на сюжет из колхозной жизни. На музыку Ш. пост.
одноактные балеты: "Танцевальная сюита" (1958, Большой т-р), "Цветы"
(1961, Ленингр. Малый оперный т-р), "Седьмая симфония" (1961, Т-р оперы
и балета им. Кирова; 1964, Т-р им. Яначека, Брно), "Барышня и хулиган"
(1962, Ленингр. Малый оперный т-р и др.).
Лирич. музыка оперетты Ш. "Москва, Черемушки" (1959, Моск. т-р
оперетты) на сюжет о новосёлах построена на мастерски используемых
элементах бытовых жанров и интонаций. Эта тенденция использования
бытовых мотивов имеет большое значение в творчестве Ш. и даёт реалистич.
основу его муз. языку.
Ш.- автор музыки к драм. спектаклям: "Клоп" Маяковского (1929, Т-р
им. Мейерхольда), "Выстрел" Безыменского (1929, ТРАМ), "Целина" Горбенко
и Львова (1930, там же), "Правь, Британия" Пиотровского (1931, там же),
"Гамлет" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Условно убитый" Воеводина и Рысса
(1931, Ленингр. мюзик-холл), "Человеческая комедия" по Бальзаку (1934,
Т-р им. Вахтангова), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Ленингр. т-р
драмы им. Пушкина), "Король Лир" (1941, Ленингр. Большой драм. т-р) и
мн. др. Ш. оркестровал оперы - "Борис Годунов" (1959, Т-р оперы и балета
им. Кирова) и "Хованщина" (1960, там же).
С 1937 ведёт педагогич. работу (с 1939 - профессор Ленингр., с
1943Моск. консерваторий). Первый секретарь Союза композиторов РСФСР (с
1961). Лауреат Ленинской пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946,
1950, 1952), Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между
народами" (1954) и пр. им. Сибелиуса (1958). Член Славянского комитета
СССР (1942) и Советского комитета защиты мира (1949). Почётный член
зарубежных муз. академий: Шведской (1954), Римской (1956), Берлинской
(ГДР) академии иск-в (1956), Американской академии наук (1959). Почётный
член Американского ин-та иск-в и лит-ры (1943), почётный доктор
Оксфордского университета (1958), почётный профессор Мексиканской
консерватории и др.
Соч.: К премьере "Носа", "Рабочий и театр", 1929, .No 24; О моей
опере, в кн.: Д. Шостакович, "Катерина Измайлова", М., 1934; О подлинной
и мнимой программности, "Сов. музыка", 1951, .№ 5; Думы о пройденном
пути, там же, 1956, .№ 9.
Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М., 1962;
Данилевич Л., Наш современник. Творчество Д. Шостаковича, М., 1965; С
а к в а К., Новая встреча с Катериной Измайловой, "Сов. музыка", 1963,
.№ 3; Г р и г о р ь-е в а Г., Первая опера Шостаковича "Нос", в сб.:
Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Шумская Н., Традиции и
новаторство в опере Шостаковича "Катерина Измайлова", там же; Садовников
Е.Л.,Д. Шостакович. Нотографический справочник, 2 изд., М., 1965. J9.
Делъ.
ШОТЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
В течение мн. лет театр. жизнь Шотландии сосредоточивалась в Глазго и
Эдинбурге и находилась в зависимости от англ. т-ра (см. Английский театр
и Английская драматургия). В этих городах драматич. т-ры начали
появляться в сер. 18 в. Первый патент на "концертный* зал"'в Эдинбурге
выдан в 1767. Здесь была пост. трагедия Дж. Хоума (1722-1808) "Дуглас".
В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс открыл в Эдинбурге т-р "Ройял", где
ставились пьесы англ. авторов и играли преим. англ. актёры. В 1859
здание т-ра было снесено. Был вновь построен новый т-р "Ронял" на месте
сгоревшего в 1853 т-ра "Адельфи". В 1883 открылся т-р "Лицеум". В Глазго
к сер. 18 в. построено три театр. здания, сожжённые впоследствии религ.
фанатиками. В 1782-1863 в городе работал "Данлоп стрит тиэтр" (в нём
выступала труппа из Эдинбурга), в 1805-29 - т-р "Куин стрит", в 1842-48
- т-р "Адельфи", в 1845 - т-р "Сити". Затем были основаны т-ры "Куинс" и
"Принс". В 1869 открыт т-р "Ройял" в Глазго (отстроен в 1879 после
пожара). В конце 19 в. начали работать т-ры "Лицеум" и "Кинге".
Возникновение шотл. драматургии относится к эпохе Возрождения, когда
поэт-гуманист Д. Линдсей пост. пьесу: "Приятная сатира о трёх сословиях"
(1540). Однако деятельность первых драматургов не оказала значит,
влияния на развитие театр. иск-ва. На протяжении 17 в. в Шотландии не
появлялись произведения нац. драматургии. И только в 1756 была
опубликована трагедия "Дуглас" Хоума. Шотл. т-ры 2-й пол. 18 - нач. 19
вв. включали в репертуар преим. пьесы англ. драматургов. В эпоху
романтизма на шотл. сцене появляются инсценировки историч. романов шотл.

писателей - В. Скотта "Гай Манринг" (1817, т-ры Глазго и Эдинбурга) и
др. Становятся популярными мелодрамы и романтические трагедии. Некоторое
развитие получает пантомима. В конце 19 в. пользуется успехом пьеса
"Диккон Броди" Стивенсона и Хенли (1880), а также ранние пьесы Дж.
Барри.
Первая попытка создания нац. т-ра относится к нач. 20 в., когда
работал Репертуарный т-р Глазго (1909-14). Во главе т-ра стояли А.
Уэринг и комитет" в к-рый вошли проф. Дж. Филлимор и М. Диксон. В
репертуаре т-ра было неск. пьес шотл. драматургов в т. ч. "Кэмпбелл из
Килмора" Фергюсона. В нач. 1-й мировой войны т-р закрылся. В 1921
организовалась труппа "Шотландские национальные актёры". В 1921- 1936
шотл. драматургия получает наибольшее развитие. На сцене т-ра ставятся
пьесы Дж. Брэндейна (р. 1869), Р. Миллара (р. 1889), Дж. Корри (р.
1894), Дж. Брай-ди (1888-1951), Дж. Фергюсона, Дж. Барри (1860- 1937). В
1939 состоялся первый шотл. театральный фестиваль. С этого времени Брит.
драматич. лига ежегодно устраивает театр. фестивали, в к-рых принимают
участие проф. и любительские коллективы Шотландии. В 1943 в Глазго
основан существующий и поныде репертуарный Гражданский т-р, одним из
создателей и руководителей к-рого был драматург Дж. Брайди. В 1941
создан рабочий полупроф. т-р "Глазго юнити тиэтр", связанный с
лондонским т-ром "Юнити" (т-р пост. "На дне", 1945; "Оружие и человек"
Шоу, 1951). В 60-е гг. созданы репертуарные т-ры в Перте и Данди. С 1947
в Эдинбурге устраиваются ежегодные Эдинбургские фестивали музыки и драмы
(длятся обычно три недели). Ф. К.
ШОУ (Shaw), Бернард Джордж (26.VII.1856, Дублин,- 2. XI. 1950,
Эйот-Сент-Лоренс)- англ. драматург, критик и публицист. Ирландец по
происхождению. С 1876 занимался журналистикой и писанием романов, к-рые
сначала ни одно издательство не хотело печатать. В 1885 Ш.- рецензент
газ. "Пэлл-Мэлл", в 1886-87 - художеств. критик, в 1890-94- муз. критик
газ. "Уорлд", в 1888-90 - муз. критик газ. "Стар" (писал под псевд.
Корно дне Бассето), в 1895-98 - театр. критик еженедельника "Сатерди
ревью".
Обращение Ш. к драме было вызвано влиянием Г. Ибсена, пропагандистом
к-рого Ш. выступил в книге "Квинтэссенция ибсенизма" (1891, 3-е
расширенное изд. 1913). Первую пьесу Ш. начал писать в 1885 совм. с У.
Арче ром, но несколько лет спустя, отказавшись от начального варианта,
создал оригинальную драму "Дома вдовца" (1892, "Независимый т-р",
Лондон). Эта и следующие пьесы Ш. неизменно вызывали враждебное
отношение бурж. публики и консервативной критики. Его произв. с трудом
пробивали себе путь на сцену. Нек-рые пьесы впервые ставились за рубежом
(в США). Однако в нач. 20 в. пьесы Ш., считавшегося
драматургом-бунтовщиком и ниспровергателем, начинают широко ставиться в
Англии и на континенте Европы.
Социалист по политич. убеждениям, Ш. с самого начала творч.
деятельности выступал с обличением пороков капитализма, заявлял о
необходимости замены бурж. строя коммунистическим. Если в начале творч.
деятельности Ш. придерживался реформистских взглядов, то затем, в
особенности под влиянием Октябрьской революции, признал правомерность
рево-люц. насилия. В многочисл. публичных выступлениях Ш. поддерживал
политику Сов. правительства и опровергал клевету жёлтой прессы на Сов.
Союз. Он был решительным противником империализма, активно выступал
против фашистов (хотя вначале не понял реакционной сущности политики
Муссолини и Гитлера).
Социально-политич. воззрения Ш. получили выражение и в его
драматургич. творчестве. Ш.- крупнейший создатель "драматургии идей".
Его пьесы откровенно тенденциозны: "Я пишу пьесы с определённым
намерением привить всему народу мои мнения". В отличие от других
драматургов-философов, Ш. облекает свои идеи в шутливую форму. Смех для
Ш.- средство утверждения идей, враждебных бурж. строю жизни. "Марк
Твен и я находимся в одинаковом положении,- писал Ш.,- мы должны
высказывать свои мнения так, чтобы люди, которые иначе повесили бы нас,
думали, будто мы шутим". Излюбленный приём Ш.- парадокс. Парадоксальной
является в его пьесах драматич. ситуация, парадоксами изобилует речь его
персонажей. Круг тем пьес Ш. необыкновенно широк: от нравственно-бытовых
вопросов до проблем космического масштаба. В центре его творчества -
противоречия, возникающие из-за того, что строй жизни, созданный
капитализмом, враждебен человеческой природе и естественным понятиям о
справедливости. Ш. смело обличает пороки бурж. общества: социальное
неравенство, лживую, ханжескую мораль, бессовестное хищничество; он
утверждает подлинную гуманность, к-рая будет достигнута тогда, когда
люди проникнутся социалистич. отношением ко всем явлениям жизни. Пьесы
Ш. построены на конфликтах, выражающих столкновение противоположных
социаль

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.