Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
....
Умные и тонкие советы Ш., ее талант театр. "педагога оказали решающее
влияние на формирование и развитие дарований мн. молодых актёров,
служивших с ней в провинции. Среди них - В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, П.
А. Стрепетова. Ш. оставила воспоминания ("Моя жизнь").
Соч.: Моя жизнь, Л., 1929.
Лит.: Г p и ц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М.,
1966]; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. Л.- М., 1962; Савина М. Г.,
Горести и скитания, Л.-М-, 1961. А. Кл.
ШУБЕРТ (Subert), Франтишек Адольф (23. III. 1849 - 8.1 X. 1915) -
чеш. театр. деятель и драматург. В 1883-1900 - первый директор Нац. т-ра
в Праге и в 1907-09 - Т-ра на Виноградах. В своих пьесах на материале
истории Ш. отражал острые совр. социальные противоречия: Будители"
(1882), "Ян Вырава" (1886), "Помещик" (1891), "Драма четырёх бедных
стен" (1893), "Жатва" (1904). Ш.- автор работ по истории чеш. т-ра и о
совр. мастерах сцены: Ф. Коларе, К. Шимановском, И. Мошне и др.
Соч.: Kralovske ceske zemske a narodni divadlo v Praze, Praha, 1892;
Klicpera dramatik, Praha, 1898; Jindrich Mosna. Masky narodniho divadla
1883-1900, Praha, 1902; Moje vzpominky, Praha, 1902 (Z uplnuivch dob, dl
1-3); Dejiny narodniho divadla v Praze 1883-1900, sv. 3, cast l, Praha,
1908. Д. Сол.
ШУБЕРТ (Schubert), Франц (31.1.1797- 19.XL 1828) - австрийский
композитор. Ученик А. Сальери (1812-16, Императорско-коро-левская
придворная капелла). Ш.-один из первых крупных представителей
романтизма. Среди обширного творч. наследия Ш.- 18 произведений для
театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854,
Веймар) на текст Ф. Шобера, произведение, предвосхитившее геронч.
тенденции в творчестве Верди; в 1823-музыку к пьесе "Роза-мунда" X. Чези
(1823, "Т-р ан дер Вин", Вена) - одно из самых поэтичных своих творений.
Наиболее сценичным был зингшпиль ffl. "Заговорщики" ("Домашняя война",
соч. 1823, пост. 1861, Франкфурт-на-Майне).
Др. произв.: оперетта "Рыцарь зеркала" (соч. 1812);
"волшебная" опера "Весёлый замок сатаны" (соч. 1813-14); зингшпили -
"Клодина фон Вилла Белла" (соч. 1815), "Братья-близнецы" (соч. 1819),
"Фиеррабрас" (соч. 1823); музыка к "магической пьесе "Волшебная арфа"
(соч. 1820); вставные номера к опере "Волшебный колокольчик" Ф. Герольда
(соч. 1821); опера "Шакунтала" (неоконченная, соч. 1820; исполнена ария
баса, 1822, Вена) и др.
Лит.: К о н е н В., Шуберт, 2 изд., М., 1959; Г о л ь д-шмидт Г.,
Франц Шуберт -жизненный путь, [пер. с нем.], М-., 1960; Жизнь Франца
Шуберта в документах, М., 1963; Черная Е. Ф., Шуберт, 1965. В.Дель.
ШУБИН, Александр Васильевич [р. 3(15).VIII. 1898] - рус. сов.
режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1916 окончил Студию
Мейерхольда, работал как актер и режиссёр в ленингр. т-рах: т-р Нар.
дома (1919-21), "Кривое зеркало" (1925-30), Большой драматич. т-р
(1930-34), Малый оперный т-р (1934-39). Был гл. режиссёром Выборгского
(1940-41), Киевского (1941-43), Пермского (1943-45), Смоленского
(1945-48), Омского (1948-53), Вологодского (1954-65) т-ров.
Пост. спектакли: "Мой друг" Погодина (совм. с К. К. Тверским, 1933),
"Обрыв" по Гончарову (1938, 1964), "Горе от ума" (1955); "Фома Гордеев"
по Горькому (1956), "Мёртвые души" (1959), "Вишнёвый сад" (1960), "Анна
Каренина" (1960); "Кремлёвские куранты" (1956) и "Третья патетическая"
(1960) Погодина, "Иркутская история" Арбузова (1960), "Тартюф" (1961);
"Хозяин" Соболева (1961), "Палата" Алёшина (1962).
Начал педагогич. деятельность в 1921. Преподавал в Ленингр. 1-й
художеств. студии, Студии Больтого драматического т-ра, в студиях
руководимых им театров. Е. X.
ШУБИН, Анатолии Ефимович (р. 7,VIII. 1913)- сов. JeaTp. художник.
Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В
1931 окончил Самаркандский художеств. техникум. В том же году начал
творч. деятельность в рабочем т-ре г. Кзыл-Арват (Туркмения). Работал в
Оренбургском т-ре муз. комедии. С 1945 - гл. художник Молд. муз.-драм.
т-ра им. Пушкина. Оформил здесь спектакли:
"Майская ночь" Римского-Корсакова (1945), "Кремлёвские куранты"
(1947), "Враги" (1952); "Грозован" Гершфельда (1956), "Свекровь и три
невестки" Крянгэ (1957), "Овидий" Александр!! (1958), "Каса маре" Друцэ
(1962), "Героика" Маларчука (1965) и др. Д. П.
ШУВАЛОВ, Иван Михайлович [наст. фам.- Егоров; 1865-15(28).II.1905] -
рус. актёр. Занимался в Петербургском театр. уч-ще. Играл в антрепризе
А. А. Рассказова в Костроме и Самаре. В 1886- 1888 - актёр Театра Корша
в Москве. Затем служил в Одессе, Товариществе М. М. Бородая (Поволжье,
юг России), Харькове, Ростове-на-Дону в труппе Н. Н. Синельникова, в
Киеве в труппе Н. Н. Соловцова (сезон 1902/03-в Александрийском т-ре).
Один из культурнейших актёров, рус. про-винц. т-ра, Ш. был известным
исполнителем ролей клас-сич. репертуара, пропагандировал совр. новую
драматургию (Чехов, Ибсен и др.), блестяще играл в комедии. Среди ролей:
Лир; царь Эдип (о. п. Софокла). Макбет;
Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Вершинин ("Три сестры"), Тригорин
("Чайка"), доктор Штокман и консул Берник ("Враг народа" и "Столпы
общества" Ибсена), Кавалер ("Трактирщица"), Звездинцев ("Плоды
просвещения"), Васильков ("Бешеные деньги-) Островского) и др.
Лит.: В е л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М.,
1938; Я б л о н о в с к и и С., Свет и тени, в кн.: Галерея сценических
деятелей, т. 1, [б. м., 0. г.], с. 30-31; Тавридов И. [Е. М. Бабецкий],
Памяти И. М. Шувалова, "Театр и искусство", 1905, № 10, с-. 156. АН. А.
ШУВАЛОВА (К о р в и н-К озановская), Вера (Вероника) Михаиловна (р.
1885) - рус. артистка оперетты. Училась в Петерб. консерватории (класс
Н. А. Ирецкой). С 1905 выступала в петерб. т-ре "Буфф" (исполняла
каскадные роли), в 1914-18- в моек. т-ре "Зон". После 1918 эмигрировала
за границу. Ш. была одной из лучших исполнительниц экс-цент рич. танцев.
Партии: Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", о. п., Оффенбаха), Нитуш
("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мимоза ("Гейша" Джонса), Валентина ("Весёлая
вдова" Легара) и Др. В. Б р.
ШУВАЛОВА, Елена Ивановна [р. 1(13).III.1892]- рус. сов. актриса. Нар.
арт. Удм. АССР (1957). Род. в семье провинц. актёров И. М. Шувалова и Л.
А. Рассказе вой. В 1908 дебютировала в Ростовском т-ре в труппе Н. И.
Соболыцикова-Самарина. Работала в т-рах Астрахани, Оренбурга,
Екатеринбурга, Пензы, -Вологды, Новочеркасска, Казани, Сызрани,
Уральска, Ирбита. С 1938 - в Удмуртии (т-ры Глазова, Воткинска, Ижевска,
Сарапула).
Роли: Кручинина, Гурмыжская, Васса Жслезнова;
Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Долгова ("Касатка" А.Н.Толстого), Мария
Александровна ("Семья" Попова), мадам Обломок ("Юность отцов"
Горбатова), Бережкова ("Кресло .N'o 16" Угрюмова) и др. Л. Ив.
ШУДРАКА (гг. рожд. и смерти неизв.)- инд. драматург, живший
приблизительно в 5 в. н. э. Автор одной из наиболее значит, пьес Др.
Индии - "Глиняная повозка" ("Мриччхакатика"), написанной на санскрите
(лит. яз.) и пракритах (нар. яз.). Пьеса рассказывает о любви
обедневшего брахмана и гетеры, чувства к-рых восторжествовали над
сословными предрассудками. IU. осложняет сюжет политпч. интригой -
борьбой правдолюбца с тираном. Стремление Ш. преодолеть драматургич.
каноны наложило отпечаток на идейно-художеств. строй пьесы. Ш.
отказывается от традиции изображения в пьесах богов или царей, усиливает
сатирич. элементы, осуждает имуществ. неравенство. 25 действующих лиц
(из 30) говорят на пракритах, что свидетельствует о демократич.
направленности драмы. По мотивам "Глиняной повозки" сов. драматурги В.
В. Винников и Ю. А. Оснос написали пьесу "Белый лотос" (пост. Моск.
т-ром им. Ав С, Пушкина, 1957, и др. т-рами Сов. Союза).
Соч. в рус. пер.? Фейхтвангер Л., Васантасека. Пер. с нем. М. А.
Фромана, Л., 1938; "Глиняная повозка. пер., предисл. и примеч. В. С.
Воробьёва-Десятовского. Стихи в пер. В. С. Шефнера, Л., 1956.
Лит.: Серебряков И. Д., Древнеиндийская лит-ра. Краткий очерк, М.,
1963; на яз. хинди - Б х а г-ватшаран Упадхьяй, Мриччхакатика,
"Алоч-на", Дели, 1963, июль, № 27. И. Р.
ШУЙОК (Sulyok), Мария (р. 24.IV.1908) - венг. актриса. Нар. арт. ВИР
(1963). В послевоенные годы выступала на сцене Нац. т-ра в Будапеште,
где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы ("Банк-бан" Катоны). С
1951 - актриса т-ра "Вигсинхаз". Выступала в рус., нац. и мировом
классич. репертуаре:
Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро сатирич.
образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой дамы" Дюрренматта,
психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра", "Траур к
лицу Электре" О'Нила). С наибольшей силой трагедийное дарование Ш.
проявилось в роли Гекубы ("Троянки" Еврипида). Лауреат пр. Кошута
(1957).
Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.
ШУКУРБЁКОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и драматург.
В 1933 окончил педаго-гич. техникум в г. Фрунзе. Участвовал в
самодеятельных спектаклях, затем как проф. актёр выступал на сцене Кирг.
муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса - "Борьба" (Кирг. муз.
т-р, 1933). В пьесах "Айдар", "Среди могил" (1935) показана
коллективизация в республике. В сатирич. комедии "Джапалак Джатпасов"
(1935) Ш. заимствовал ситуации из "Ревизора", перенеся конфликт в
современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях Великой Отечеств.
войны, комедии "Прежде чем сказать, подумай" (1945). Преобразованиям
кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга" (1946), "Мой
аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958), "Зелёный лес"
(1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг. акыне
Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре (1962). Перевёл на кирг. яз.
"Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре, 1966), "Коварство и любовь"
(1956). Для драматургии Ш. характерны яркая комедийность, острая
злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились
в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.
Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М.,
1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961 (на
кирг. языке). Д. Бр.
ШУЛЬЖЁНКО, Клавдия Ивановна [р. 11 (24). III. 1906] - рус. сов.
эстрадная певица. Нар. арт. РСФСР (1962). Училась пению у Н. Л.
Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук. Н.
Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове (1928-29), Ленинграде
(1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли организовала и возглавила эстрадный
ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве. Исполнение
Ш. отличается филигранной отделкой, музыкальностью, выявлением
драматургии песни. Превосходная дикция, использование интонаций
разговорной речи, выразительная мимика и движения характеризуют иск-во
Ш. В её репертуаре лирич. и шуточные песни,произв. гражд. лирики:
"Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова, "Че-лита" в
обр. Феркель-мана, "Морщинки" Лозовского, "Синий платочек"
Петерсбургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь,
друзья-однополчане" Соловьева-Седого, "Старые письма" Розенфельда,
"Задушевная беседа" Левиной, "Родные просто ры" Химкпса, "Письмо к
матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.
Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко, Сов. музыка", 1951,
.VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады", 1961,
у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, № 6;
Дмитриев Ю., Искусство- советской эстрады, М., 1962, с. 5,
10-II,102-05. М.Лифш.
"ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух". ШУМАН (Schumann), Роберт (8. VI.
1810-29. VII. 1856)-нем. композитор и муз. писатель. Учился в
Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой
у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).
Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и вок. жанрах, яркого
представителя прогрессивного романтизма, характеризуется меткой
изобразительностью, программностью, глубоким раскрытием психологии
человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и сцены из
"Фауста" Гёте для солистов, хора и оркестра (1848, Дрезден; 1849,
Лейпциг) - первые произв.
Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850, Лейпциг) по Ф. X.
Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные традиции "Эврианты" Вебера.
Одно из наиболее выдающихся произв. Ш.- музыка к "Манфреду" (1852,
Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к "Месспнской
невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Гёте.
В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10 лет был
его редактором и основным автором. В своей публицистич. деятельности,
ставшей образцом прогрессивной романтич. муз. критики, боролся с
рутиной, филистерством, пропагандировал творчество передовых
композиторов. Занимался муз. педагогикой и дирижёрской деятельностью. В
1844 посетил Россию.
Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р о ш
Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, №№ 1, 2; Л
и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413; Житомирский
Д.,
Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert Schumann. 4 Aufl., B.,
1920. дль.
ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина (15.VI. 1861-17.XI.1936) -
амер. артистка оперы (меццо-сопрано). По происхождению австрийка.
Ученица К. А. Кребса и Ф. Вюльнера. В 1878-82 -солистка Дрезденской
оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге, Берлине и Лондоне. С
1891- в США. В 1932 оставила сцену.
Ш.-Х. - крупнейшая исполнительница вагнеров-ского репертуара. Её
исполнение отличалось богатством эмоционально-смысловых оттенков,
выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.
Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена, Магдалена ("Золото Рейна",
"Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Фидес ("Пророк"
Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T
ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-воспроизведение на сцене звуков
окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением Ш. о.
составляет фон, помогающий актёрам и зрителям почувствовать себя в
среде, соответствующей действию пьесы, создаёт нужное настроение, влияет
на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного
листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в
16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр. зданий
(напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой
раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о. пользовались уже в
сер. 18 в.
Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки природы (ветер,
дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные шумы (завод, стройка);
транспортные шумы (телега, поезд, самолёт); батальные шумы (кавалерия,
выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).
Ш. о. может быть натуралистическим, реалистич., романтич.,
фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и
решения спектакля. Ш. о. занимается звукооформителъ или постановочная
часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой
бригады, в к-рую входят и актёры. Несложные звуковые эффекты могут
выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для
Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров,
сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения
большого пространства; с помощью звуковой перспективы создаётся иллюзия
шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самолёта и т. д. Совр.
радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, даёт большие возможности
для расширения художеств. диапазона и качества Ш. о., одновременно
организационно и технически упрощает эту часть спектакля.
Лит ..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш.
ШУМСКАЯ, Елизавета Владимировна (р. 12. IV. 1905) - рус. сов.
артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В
1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 - солистка Моск. обл. оперы
под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 - Саратовского т-ра оперы и балета.
С 1944 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает лёгким голосом серебристого
тембра, музыкальностью, виртуозно владеет вокальной техникой.
Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой.
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе
Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950), Панночка
("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта
и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно), Виолетта, Ми-каэла,
Чио-Чио-сан и др.
Лит.: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 [Буклет]; Большой
театр СССР. Опера и балет, М., 1958.
Гал. Б.
И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков; 7(19).X. 1820,
Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. актёр. Воспитанник Моск. театр.
уч-ща; был любимым учеником М.-С. Щепкина. Тесное общение с семьёй
Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва и литературы
оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещё учеником, он сыграл в
Малом т-ре ряд ролей ;исполнение роли Добчин-ского ("Ревизор", 1836,
первая пост. в Москве) получило одобрение В. Г. Белинского. В 1841,
после окончания уч-ща, Ш. был принят в труппу Малого т-ра. До 1847
выступал преим. в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли:
Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца",
"Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница"
Фёдорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N
("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по
рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где играл гл. роли. В
1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых
значит, образов Ш.: Кочкарёв ("Женитьба", 1850), Загорецкий ("Горе от
ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин
("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в Москве), Кречинский
(1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась высоким мастерством,
артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна,
согрета искренним чувством. Актёр рационалистич. склада, Ш. с особым
вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не
только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности,
тонкости отдельных штрихов, деталей. Чёткостью внешнего и внутр. рисунка
отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не
злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутр.
преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики,
успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой
голос). Актёр "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах
Островского, а также в произв. др. рус. и западноевроп.
драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На
всякого мудреца...", 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным
исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки
Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869).
Лучшие роли: Добротворский ("Бедная невеста", 1853), Оброшенов
("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда
- хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя,
1861), Плюшкин ("Мёртвые души", 1877), Шприх ("Маскарад", 1862),
Тропачёв ("Нахлебник" Тургенева, 1862), Пустозёров ("Мишура" А.
Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского, 1863),
Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и
Че-рёмухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872,
Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский цирюльник",
1856, и "Женитьба Фигаро", 1868, Бомарше), мистер Форд ("Виндзорские
проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др.
В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории;
пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869).
Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ, 1852, т.
3, № 6, с. 1-8; Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический
этюд), "Искусство",. 1883, № 43, с. 517-19; Коропчевский Д., Сергей
Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ". Сезон
1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил.
ШУМСКИЙ (наст. фам.- Ш о м и н), Юрий Васильевич [5 (17).XI.18877.VI.
1954] - укр. сов. актёр. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии
с 1942. В 1906 был исключён из последнего класса Херсонского гор. уч-ща
за участие в революц. движении и начал трудовую деятельность в порту.
Принимал активное участие в спектаклях рабочего драм. кружка. В 1917-20
организовал в Херсоне любит, укр. т-р и драм. студию. В 19251934
Ш.-актёр т-ра "Держ-драма" (ныне-Одесский, укр. драм. т-р им.
Октябрьской революции). В этот период формируется реалистич., глубоко
народное творчество актёра. В образах Шванди;
Фурманова ("Чапаев", "Мятеж" по Д. Фурманову), Гайдая ("Гибель
эскадры"), Хлестакова, Фигаро; Клода ("Собор Парижской богоматери" по В.
Гюго), созданных Ш. на сцене этого т-ра, раскрылся его самобытный
талант. В 1932 Ш. пост. впервые на укр. яз. пьесу "Егор Булычев и
другие", сыграв в ней заглавную роль.
В 1934-54 Ш.- актёр Т-ра им. И. Франко. Здесь иск-во актёра достигло
зрелости и мастерства. Он создал выдающиеся образы: Платон, Тарас
Голота, Галушка, Хмельницкий (Платон Кречет", 1934, "Правда", 1937, "В
степях Украины", 1940, "Богдан Хмельницкий", 1939, Корнейчука), Филипп
II ("Дон Карлос" Шиллера, 1936), Годунов ("Борис Годунов", 1937),
Бенедикт ("Много шума из ничего", 1940), Буйко ("Профессор Буйко" Баша,
1949), Городничий (1952).
Художник глубокой мысли, обладавший особым даром перевоплощения, Ш.
создавал сценич. образы, достигающие высокой реалистич. выразительности.
Актёр тонко передавал стиль и идею пьесы, находил свежие, сочные краски
для обрисовки каждого сценич. персонажа, раскрывая тончайшие нюансы
духовного мира своих героев, достигал простоты, лёгкости и
естественности исполнения. Был известен как мастер художеств. слова.
Снимался в кино. За исполнение ролей маршала Василевского (в фильмах
"Третий удар", "Сталинградская битва") и Романюка (в спектакле
"Калиновая роща" Корнейчука) удостоен Гос. пр. СССР в 1950 и 1951.
В 1940 организовал Нар. т-р при Киевском ун-те. Лит.: Серп1л1н Л., Ю.
В. Шумський. Народний артист СССР, К., 1950; К p у т i I., Ю. В.
Шумський, К., 1955; Йосипенко Н. К.. Юрий Васильевич Шум-ский. Народный
артист СССР, К., 1960. р. ?,
ШУМСКИЙ, Яков Данилович (г. рожд. неизв.- ум. 1812) - рус. актёр.
Соратник Ф. Г. Волкова, Ш. в конце 40-х гг. 18 в. принимал деятельное
участие в создании т-ра в Ярославле. В февр. 1752 в числе лучших
"комедиантов" был привезён в Петербург; зачислен в придворную труппу
(май 1752). В 1756 вошёл в осн. состав первого русского проф.
постоянного публичного театра. Пользовался огромной любовью публики,
ценившей непосредственность его исполнения. Обладая большим самобытным
комедийным дарованием, Ш. смело преодолевал на придворной сцене
условности классицизма."... E го талант был чистый инстинкт или,
пожалуй, вдохновение", - писал С. Т.Аксаков ("Я. Е. Шуше рин и
современные ему театральные знаменитости" в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955,
с. 388). Простая и правдивая игра Ш., отмеченная ярким комич.
темпераментом, была основана на традициях рус. нар. т-ра. Ш, играл роли
комич. слуг. Д. И. Фонвизин восторг.кен-но отзывался об его исполнении
роли слуги, выдающего себя за модного фран та-дворянина в пьесе "Генрих
и Пернилла" Гольбер-га (1760). Одобрение автора получило также
исполнение Ш. роли преданного, честного слуги Василия в пьесе "Мот,
любовью исправленный" Лукина. Лучшая роль Ш.- Созий в комедии
"Амфитрион" Мольера(1761).
С успехом играл роли "...молодых повес и весельча ков из простого
звания" (там же) и роли комич. старух (в 18 в. роли старух играли обычно
комедийные актёры); был первым исполнителем роли Ере-меевны в
"Недоросле" Фон' визина (1782). В 1785 Ш. ушел на пенсию, выступал на
сцене эпизодически. Вёл педагогич. и режиссёрскую работу (в 60-х гг.
руководил спектаклями в Шляхет-ном .корпусе).
Др. роли: Эктор ("Игрок" Реньяра), Скопин ("Скопи-новы обманы"
Мольера, 1757), Валентин ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763).
Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
1958, с. 352; Г у реви ч Л., Ис тория русского театрального быта, М.-Л.,
1939, с. 108-10;
Всеволодский-Герн-г p о с с В., Первые постановки "Бригадира" и
"Недоросля", в кн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н.
Е. Эфроса, т. l. M., 1914, с. 361. JO. Гл.
"ШУРАЛЁ" ("А л и-Б а ты р")-балет Ф. з. Яруллина, либр. А. Файзи и Л.
В. Якобсона (по
...Закладка в соц.сетях