Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №346

ких указаний, определяют сценич. поведение актёров.
Непрерывность действия в спектакле эпохи Ш. вызвала разнообразие
эпизодов, необходимость держать внимание зрителей в напряжении. Ш.
перемежает патетич. сцены комедийными, переносит действие из одного
места в другое, вводит новых действ, лиц. Почти каждая пьеса Ш.
содержит,. помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Ш.
использовал комплекс всех средств сценического воздействия, доступных
т-ру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое мастерство
сценич. речи. Для пост. их требовалось умение произносить поэтич.
монологи, пользуясь средствами внешней выразительности - мимикой,
жестами и др.
Пьесы Ш. постепенно вошли в репертуар мирового т-ра. Их сценич.
судьба тесно связана со всей историей т-ра. Закрытие т-ров пуританами
прервало сценич. традиции т-ра эпохи Ш. До 1642 они ставились, как и при
жизни Ш. Когда после 20-летнего перерыва т-ры в Англии были
восстановлены, пьесы Ш. подвергались переделкам, их приспосабливали к
новым вкусам зрителя. Дж. Драйден и У. Давенант переписывали пьесы Ш.
почти целиком, меняя текст, характеры, условия действия, сохраняя лишь
драматургическую канву, вносили поправки и в фабулу пьес, напр. Н. Тейт
переделал финал "Короля Лира":
Эдгар восстанавливает Лира на троне и женится на Корделии. Эта
переделка, сохранявшаяся на англ. сцене до 1832, основывалась на
стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла и
победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и др. произведения. Д.
Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе
классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси, П. Летурнёр). В Германии
благодаря удачным переводам Виланда и критике Г. Э. Лессинга Ш.
приобретает большую популярность; писатели эпохи "бури п натиска"
объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце 18 -
нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж. Кембл и
С. Сиддонс, играющие Ш. в возвышенно-героич. манере. Новый этап в
сценич. истории драматургии Ш. начинается в эпоху романтизма. Э. Кин
придаёт исполнению ролей Ричарда III, Шейлока и Лира огромную
страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш., актёры У.
Макреди и др. отказываются от переделок. Ч. Кин вносит историзм во
внешнее оформление пост. Ш. Но внимание к постановочной стороне
спектакля опять приводит к изменению текста Ш., к-рый подвергается
переработкам для создания постоянных декораций к пяти актам (на акты
пьесы Ш. делятся ещё со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен,
значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли т-ра
"Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост. почти все пьесы Ш. Увлечение
постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В
19 в. т-ры европ. стран всё шире ставят произведения Ш., ив этих
спектаклях раскрывается дарование мн. актёров и реж. В Германии - К.
Иммерман, Л. Дев-риент К*. Зейдельман, Ф. Дингельштедт и Др., во
Франции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли основали нац. школы
интерпретации Ш., сохранившие элементы декламац. стиля классицистской
трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических героев
Ш. создали Т. Сальвини, Э. Рос-си, Э. Дузе. В США выдвинулись А.
Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в Англии в
пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и др. В
России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С.
Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин, трагики-гастролёры
М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм,
Н. П. Россов и др.
Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес Ш.,
связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек
впервые отказался от спектаклей, строившихся исключительно на ведущих
актёрах, и добился единства всего ансамбля. В Англии реж. У. Поэл
выдвинул требование сохранения полного текста пьес Ш., отказался от
перестановок сцен. В созданном им Елизаветинском сценич. об-ве
осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене
т-ра эпохи Шекспира X. Гренвилл-Баркер выдвинул принцип освобождения
сцены от излишних декораций и заменил декламационно-ораторский стиль
исполнения Ш. совр. психологически углублённой игрой. Психологич.
правдоподобия и историч. достоверности добивались в шекспировских
спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, напротив
М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг выдвигали принцип условно-симво-лич. пост.
пьес Ш. Многообразные искания в т-ре нач. 20 в. продолжались в
спектаклях, пост. после 1-й мировой войны. В Англии, где сохраняется
система актёров-"звёзд", в пост. пьес Ш. гл. внимание сосредоточено на
актёрском исполнении. Широкую известность получили создатели образов
Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и др. В 50-60-х гг.
наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р.
Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. - утверждается
и принцип ансамблевого исполнения спектакля, что стало возможным
благодаря организации репертуарных т-ров: "Олд Вик" (с 1963 -
Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 - Королевский
шекспировский т-р). Англ. режиссёры П. Брук и П. Холл пост. в
Королевском шекспировском т-ре значит, спектакли. Среди лучших
спектаклей 60-х гг.- "Король Лир" (1963, реж. П. Брук; Лир - П.

Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье). В США выдвинулись Дж.
Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд пост.
Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар.
Новаторские тенденции в пост. пьес Ш. отчётливо проявились в
спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой
и романтич. страстностью: спектакли "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р
Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов;
Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло
- Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж. Радлов, худ.
Тышлер;
Лир - Михоэлс, Шут - Зускин) утвердили постановочный стиль
шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене и все последующие
годы. Пост. комедий Ш.: "Двенадцатая ночь" (1933, MX AT 2-й, реж.
Гиацинтова, Готовцев), "Много шума из ничего" (1936, Т-р им. Евг.
Вахтангова, реж. Рапопорт; Бенедикт - Симонов, Беатриче - Мансурова),
"Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин;
Катарина - Добржанская), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им.
Ермоловой, реж. Хмелёв и Кне-бель; Жак - Якут), определили
жизнерадостную красочность, тонкую иронию и в то же время глубокое
психологич. раскрытие характеров героев. В 50- 60-х гг. были пост.
спектакли: "Гамлет" (1954, Т-р им. Маяковского, реж. Охлопков, худ.
Рындин; Ленингр. т-р им. Пушкина,реж. Г.Козинцев, худ. А. Тышлер). "Юлий
Цезарь" (1958, Т-р им. Хамзы, реж. Гинзбург), "Гамлет" (1961,
Ташкентский рус. т-р, реж. Михаилов, худ. Вальденберг, Ушаков; Гамлет -
Рецептор), "Ричард III" (1962, Куйбышевский т-р, реж. Монастырский, худ.
Белов; Ричард III - Засухин), "Кори-олан" (1964, т-р "Ванемуйне", Тарту,
реж. Ирд, худ. Сандер; Кориолан - Коппель) и др.
Соч.: The works of Shakespeare. A new variorum ed." by Н. Н. Furness,
[a. o.], v. 1-18, Phil., 1870 - (каждый том-пьеса и комм. к ней), изд.
продолжается под руков. Шекспировской ассоциации США; The works, ed. by
W. A. Wright, v. 1-9, Cambr.- L., 1891-93 (Cambridge ed.);
The New Cambridge Shakespeare, ed. by A. Quiller-Couch and J. Dover
Wilson, 1921-1960 (каждый том - пьеса и KOMM. к ней); The new Arden
Shakespeare, ed. by U. Ellis-Fermore and H. F. Brooks, L., 1951 (каждый
том- пьеса и комм. к ней); The works. The Globe edition, Cambr.- L.,
1864 (текст старого Кембридж, изд., много-числ. перепечатки); The
complete works (The Oxford .Shakespeare, ed. by G. J. Craig, L., 1904
(совр. перепечатки);
The complete works, ed. by G. L. Kittredge, Boston, 1936;
Complete works, [v. 1-4], ed. by P. Alexander, L.- Glasgow, 1954-58;
... ed. by C. J. Sisson, L., 1954; Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1-3,
изд. Н. В. Гербеля, СПБ, 1899; Сочинения, т. 1-5, под ред. С. А.
Венгерова, СПБ, 1902-04; Полное собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и С.
С. Динамова, т. 1-8, М.-Л., 1936-50; Полное собр. соч., под ред. А.
Смирнова и А. Аникста, т. 1-8, М., 1957-60; В. Шекспир, Трагедии, пер.
Б. Пастернака, т, 1-2, М.- Л., 1949.
Лит.: Chambers E. К., William Shakespeare. A study of facts and
problems, v. 1-2, Oxf., 1930; Reese M. M., Shakespeare, his world and
his work, L., 1958; Bent-ley G. E., Shakespeare. A biographical
handbook. New Haven, 1961; АН икс т А., Шекспир, М., 1964; Brad-ley А.
С., Shakespearean tragedy, L., 1904; R a l i e g h W., Shakespeare, L.,
1907; Schucking L. L., Die Charakterprobleme bei Shakespeare, Lpz.,
1919; S t o l l E. E., Art and artifice in Shakespeare, Cambr., 1933;
Knight G. W i l s o n. The wheel of fire, L., 1930; Spurgeon С. Т. E.,
Shakespeare's imagery..., Cambr., 1935; С lern e n W., Shakespeares
Bilder, Bonn, 1936; С h а г l t o n H. B., Shakespearean comedy, L.,
1938; Spencer Т., Shakespeare'and the nature of man, Cambr., 1.943; Se
-well A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Brown J. R.,
Shakespeare and his comedies, L., 1957; Reese М. М., The cease of
majesty, L., 1961;
Ellis-Fermor U., Shakespeare the dramatist and other papers, L.,
1961; Морозов М., Шекспир. 1564-1616, 2 изд., М., 1956; его же, Избр.
статьи и переводы, М., 1954; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963; Козинцев
Г., Наш современник В. Шекспир, Л.-М., 1962;
А н и к с т А., Творчество Шекспира, М., 1963; Шекспировский сборник,
т. 1-3, М., 1947, 1958, 1963; Шекспир и русская культура, М.- Л., 1965;
Granville-Bar-ker Н., Prefaces to Shakespeare, v. 1-5, L., 1927-49;
Wilson Knight G., Principles of Shakespearean production, [L.], 1949;
Brown Russel J., Shakespeare's plays in performance, L., 1966; А н и к с
т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965; его же, Сценич. история
драматургии У. Шекспира, в кн.: Шекспир, Полное собр. соч., в 8 тт., т.
8, М., 1960, с. 597-632; Иллюстрации, там же, т. ?, с. 633 и далее;
Мастера театра в образах Шекспира, сост. М. Морозов, М., 1940; Н е л ьс
С. М-, Шекспир на советской сцене, М., 1960; О dell, Shakespeare from
Betterton to living, L., 1920; "T r e w i n J., Shakespeare on the
English Stage. 1900- 1950, 1965; E b i s с h W. and Schucking L.L., A
Shakespeare bibliography, Oxf. ,1931; Ebisch W.,Schucking
L. L., Supplement to the year.1930-1935, Oxf., 1937; Smith G.. R o s
s., A classified Shakespeare bibliography 1936-1958, Pennsilvania, 1963;
Шекспир. Библиография рус. переводов и критич. литературы на рус. языке.

1748-1962. Сост. П. М. Левидова, М., 1964. А. А.
ШЁЛЕГ, Анатолий Григорьевич (р. 25.XII.1909) - белорус. сов. актёр.
Нар. арт. БССР (1951). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. В 1933 окончил
театр. студию при 2-м Белорус. гос. т-ре (ныне Т-р им. Я. Кола-са). По
окончании студии вступил в труппу этого т-ра. Ш. играет преимущественно
роли социальных героев, создал ряд образов современников. Его сце-нич.
образы отличаются внутр. силой, цельностью, выразительностью внешнего
рисунка.
Роли: Паратов ("Бесприданница"), Нил ("Мещане"), Юрась ("Нестерка"
Вольского), Огнев ("Фронт"), Перегуд ("Испытание огнём" Крапивы), Лаэрт
("Гамлет"), Шота ("Алазанская долина" Губаревича и Дорского), Рыбаков
("Кремлёвские куранты"), Кречинский ("Свадьба Кречин-ского"), Сымон
Зяблик ("Разорённое гнездо" Купалы), Николай Скроботов ("Враги"), Машека
(о. п. Вольского), Мясников ("Свет с Востока" Глебки), Вальган "Битва в
пути" по о. п. Николаевой), Ярош ("Сердце на ладони" по о. р. Шамякина),
Гушка ("Разорённое гнездо" Купалы) и др. Люд. Ш.
ШЕЛЕСТ, Алла Яковлевна (р. 26.II.1919) - рус. сов. артистка балета.
Нар. арт. РСФСР (1957). В 1937 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще
(класс А. Я. Вагановой) и была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра
оперы и балета им. Кирова. Одухотворённость трагедийных образов, высокая
интеллектуальность творчества и совершенство техники классического танца
выдвинули Ш. в число ведущих сов. балерин.
Партии: Жизель; Диана ("Эсмсральда"), Никия ("Баядерка"), Аврора,
Одетта-Одиллия; Клеопатра ("Египетские ночи" Аренского), Лауренсия;
Гаянэ (о. п.), Зарема; Злюка ("Золушка"; Гос. пр. СССР, 1946),
Джульетта; Девушка-Птица ("Шурале"; Гос. пр. СССР, 1950), Эгина
("Спартак"), Катерина и Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"
Прокофьева), Мехменэ-бану ("Легенда о любви" Меликова) и др.
В 1953 выступала в Лондоне, в 1954 - в Берлине. В 1963 оставила
сцену.
Лит.: "Искусство и жизнь", 1941, № 3; "Театр", 1962, № 11;
Львов-Анохин Б., Алла Шелест, М., 1964. В. Кр.
ШЕЛЛИ (Shelley), Перси Биши (4.VIII.1792, Филд-Плейс, близ
Хоршема,-8.У11.1822, близ Ливорно) - англ. поэт и драматург. Род. в
богатой аристократии. семье. Учился в Итоне (1804-10) и Оксфорде
(18101811), откуда был исключён за издание брошюры"Необ-ходимость
атеизма". Стоял на позициях утопич. социализма, был близок к У. Годвину,
известному писателю и политич. деятелю, на дочери к-рого был женат
вторым браком. Самоубийство первой жены и травля, поднятая
реакционерами, вынудили его в 1818 навсегда покинуть Англию и поселиться
в Италии. Здесь tu. сблизился с Дж. Байроном. В Италии были написаны все
дра-матургич. произведения Ш. В лирич. стихотворной драме "Освобождённый
Проме-тей" (1820) он ставит вопрос о совершенствовании человеческой
личности, рисует гу-манистич. идеалы общества будущего.Трагедия
"Ченчи"(1820)- одно из лучших произведений романтич. драматургии, в ней
автор развивает тираноборч. и богоборч. идеи, призывает к активному
сопротивлению злу. Этой же теме посв. драма "Эллада" (1821-22),
написанная под влиянием восстания в Греции. Влияние Шекспира сказалось в
незаконченной трагедии "Карл I" (1822) - о событиях английской революции
17 в. Для сценич. воплощения предназначалась лишь трагедия "Ченчи".
(Роль Беатриче была написана для актрисы т-ра "Друри-Лейн" Э. 0'Нил).
Однако при жизни Ш. пьеса не была пост. Впервые пост. в 1886 как
закрытый клубный спектакль "Об-ва Шелли" (Излингтон), затем в 1922-в
"Ныо тиэтр" и в 1959 - в т-ре "Олд Вик". В 1920 в Т-ре Корша пост. К. А.
Марджановым (Беатриче - Юренева). С 20-х гг. ставилась в др. странах
(Франция, Чехословакия, Италия).
Соч.: The poetical works, v. l-3, Boston - Cambr., 1855; L., 1888 (т.
1-2 - пьесы); Complete poetical works, Oxf., 1953; в рус.
пер.-Избранное, М., 1962; Собр. соч. в пер. К. Д. Бальмонта, т. 1-3,
СПБ, 1903-19U7.
Лит.: Мору а А., Ариэль, пер. с франц., М.-Л., 1925; Неупокоева И.
Г., Революционный романтизм Шелли, М., 1959; К i n g -H e l e D.,
Shelley..., N. Y., 1960;
Wagner W.. Shelley's "The Cenci", Rostock, 1903 (Diss.); A v e l i n
g E. and A v e l i n g E. M., Shelley's socialism, Manchester, 1947. fQ
f{
ШЁНБЕРГ (Schonberg), Арнольд (13.IX.1874- 13.VII.1951) - австр.
композитор и теоретик музыки. Один из виднейших представителей муз.
экспрессионизма, основоположник атональной музыки. Учился музыке
самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895 играл
в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях
Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете "Пёстрый
театр" Э. фон Воль-цогена. В 1933 (после установления фашистского
режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал
в США. Творч. путь композитора характеризуется сложной эволюцией. В
своих ранних произв. он следовал традициям нем. музыки конца 19
в.-И.Брамса и гл. обр. Р. Вагнера. Среди сценич. произв. Ш. этого
периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909, пост.

1924, Прага) - типичная экспрессионистская "драма крика" (das
Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в минуту высшего
напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая рука"
на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь
созданы условные образы-маски, драма не имеет конкретного сюжета
(человек стремится к возвышенным целям, но не может преодолеть в себе
стихийное подсознательное начало); особую роль приобретает хор,
комментирующий действие.
В этот период творчество Ш. сближается с иск-вом нем.-австрийского
экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики -
композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор А. Лоз, писатель Э.
Фриделль, певица Э. Хайм, художник О. Кокошка и др. Связь с
экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш. от тональной
организации муз. материала. Он выработал двенадцатитоновую систему
композиции, впервые применив её (частично) в сюите для мелодич. чтения с
инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро" на стихи франц.
поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал,
что созданная им система не является универсальной).
Ш. принадлежит одноактная опера "С сегодня на завтра" (1930,
Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для сцены, среди
них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму
"Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей и Аарон"
(два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это
произв. заняло центр, место в творчестве Ш. "Моисей и Аарон" -
философская драма, отразившая тра-гич. противоречия современного
композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской
легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории.
Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших
и младших современников (К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, И.
Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали более
очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг. начали
привлекать внимание т-ров разных стран. Потрясённый гибелью варшавского
гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы"
(1947) - рассказ чтеца с оркестром и мужским хором. Здесь композитор
отказывается от присущего ему субъективизма. В своём творчестве Ш.
протестовал против бесчеловечных законов бурж. государства и бурж.
морали. Но доминирующей темой оставалось для него трагическое
одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ.
Ш. вёл педагогич. работу (в 1901-03 и 1911-15- в берлинской
консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз.
академии; с 1917 вёл в Вене семинар по композиции; с 1925 - профессор
класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933 фашисты
изгнали Ш. из академии как "неарийца"; в 1936-44 - профессор
Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912 гастролировал
в Петербурге как дирижёр.
Лит.: Соллертинский И., Арнольд Шёнберг, Л., [1934]; Adorno Th.,
Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; W o r n e r K. H.,
Gotteswort und Magie. Die Oper "Moses und Aaron" von A. Schonberg,
Hdlb-, 1959;
Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.
ШЁНЕМАН (Schonemann), Иоганн Фридрих (21.Х. 1704-16.III.1782) - нем.
актёр, антрепренёр, театр. деятель. В 1725 вступил в странствующую
труппу Фёрстера. Здесь ставились гл. обр. фарсы, в к-рых Ш. выдвинулся
как блестящий исполнитель ролей Арлекина и Гансвурста. В 1730-40 работал
в труп-пе Ф.К. Нейбер. С большим успехом играл роли ко-мич. слуг, а
также характерные роли в пьесах Мольера: Гарпагон ("Скупой"), Тартюф и
др. Ш. стремился исполнять и трагедийные роли, но они ему не удавались.
В 1740 основал собственную труппу.
Ш. обладал большими организаторскими способностями, привлекал в свою
труппу лучших нем. актёров того времени. Первоначально в неё вошло 11
актёров, среди к-рых были К. Аккерман, К. Эк-гоф, С. Шредер. Труппа Ш.
выступала в университетских городах Германии. Продолжая направление,
утверждавшееся Нейбер, Ш. ставил пьесы франц. классицистов, заботился о
художеств. цельности спектакля. Вместе с тем, в угоду публике, он
включал в репертуар арлекинады, насыщенные грубыми шутками, трюками.
После раскола труппы Ш. переехал из Лейпцига в Берлин. В 1743 возродил
свою труппу и привлёк в неё лучших актёров из б. Т-ра Нейбер.
В 1749 Ш. давал спектакли в Лейпциге, но, не выдержав конкуренции с
труппами Г. Г. Коха и Ф. Шу-ха, обратился к поддержке герцога
Мекленбург-Шверинского; с 1753 труппа Ш. стала именоваться придворной и
обосновалась в дворцовом т-ре в Росто-ке. В 1757, после смерти герцога,
т-р был закрыт, труппа Ш. распалась, и он оставил т-р.
Лит.: Devrient E., Geschichte der deutschen Schauspielkunst, B.- Z.,
1929, S. 110-24. Г. Гур.
ШЕНК, Пётр Петрович [11(23)Л1. 1870- 5(17). VIL 1915] - рус.

композитор, дирижёр, муз. критик. Учился в Петерб. консерватории. Автор
опер: "Последнее свидание" (1904), "Актея" (1906), "Чудо роз" ("Дочь
иных веков", 1913), "Победа" (1914, все - в Мариинском т-ре) и др.;
балета "Синяя борода" (1896, там же) и др.; оперетт: "Горячая кровь"
(1896, Т-р Не-метти, Петербург), "Сон Илоны" (1902, Т-р коммерческого
клуба, Харьков); музыки к спектаклям Михайловского т-ра. Выступал как
муз. критик. С 1901 служил в Дирекции "императорских т-ров. А. Ив.
ШЕНЬЕ (Chenier), Мари Жозеф (11. II. 1764-10. 1.1811) - франц.
драматург и поэт. Первые пьесы Ш.- комедия "Эдгар, король Англии, или
Мнимый паж". (1785, т-р "Комеди Франсез"), трагедия "Азе-мира" (1786,
там же) - не имели успеха. Ш. получил признание как представитель
революц. классицизма, поэт революции 1789-94. Пост. трагедии Ш. "Карл
IX, или Урок королям" (1789, "Комеди Франсез", в гл. роли Ф. Ж. Тальма)
стала политич. событием и ознаменовала рождение революц. т-ра.
Антиабсолютистской трагедией Ш. "Генрих VIII" открылся в 1791
"Французский театр" на ул. Ришельё (позже "Т-р Республики"). Ш. создал
новый вид трагедии, в к-рой конфликт построен на непримиримой
идейно-политич. борьбе героев. Он утверждает "возвышенно-простую"
трагедию, воспитывающую "высокий энтузиазм", "любовь к добродетели" и
ненависть к деспотизму. Персонажи в трагедиях Ш. идеализированы,
действие строится на основе классицистских "единств". В антиклерикальной
трагедии "Жан Калас, или Урок судьям" (1791, "Т-р Республики")
появляется герой из третьего сословия, стойкий, мужественный человек,
ставший жертвой фанатизма. В трагедии "Кай Гракх" (1791, там же, снята
со сцены при правительстве Робеспьера) герой олицетворяет "гражданское
мужество и революционную энергию", отстаивает права народа. Ш. был
депутатом Конвента, членом Совета пятисот, примыкал к правым якобинцам,
отвергал террор. Его политич. взгляды получили выражение и в трагедии
"Фенелон, или Монахини из К амбре" (1793, там же). Ш. организовывал
революц. празднества. После 9-го Термидора не создал ничего
значительного (трагедия "Кир", 1804, "Комеди Франсез").
Соч.: Oeuvres anciennes et postumes, v. l-8, P., 1824- 1826; в рус.
пер.-"Карл IX, или Урок королям", в кн.:
Французский театр эпохи Просвещения, т. 2, M., 1957.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963;
Обломиевский Д. Д., Литература французской революции 1789-1794 гг., M.,
1964; Lumiere H., Le theatre francais pendant la Revolution, P., 1894;
Lieb y A., Etude sur le theatre de M. J. Chenier, P., 1901. Н.Шр.
ШЕРАЗАДИШВЙЛИ, Ираклий Васильевич [р. 2(15).1.1906] - груз. сов.
актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Учился (с 1929) в студии при Т-ре им.
Руставели и работал в этом т-ре. С 1939 - актёр т-ров Сухуми, Гори,
Телави, Велисцихе, с 1949 - Цхин-вальского т-ра (груз. труппа). Исполнял
в основном роли героев.
Роли: Гоча ("Хевисбери Гоча" по Казбеги), Баха ("Изгнанник" Пшавела),
Леван Чадунели ("Начальник станции" Мосашвили), Комбле (о. п.
Нахуцришвили), Коррадо ("Семья преступника" Джакометти), Жамтабеири
("Дочь Ж-амтабеи-ри" Джапаридзе), Леван ("Родина" Д. Эристави), Человек
в мантии ("Такая любовь" Когоута), Фердинанд ("Коварство и любовь"),
Тинибег ("Лавина" Мревлишвили), Отар-Бег Анания ("Измена"
Сумбатова-Южина) и др.
Ведёт также режиссёрскую работу: пост. "Арсен" Шаншиашвили, "Затмение
солнца" Антонова и другие. Эт. Г.
ШЕРАЗЙЕВА, Гульхан (р. 27.X.1920) - кара-калп. сов. актриса. Нар.
арт. Узб. ССР (1957). Сце-нич. деятельность начала в 19а5 в
Каракалпакском т-ре. Героини Ш. обычно активные, волевые. Актриса
глубоко раскрывает тему чистой любви, не покоряющейся насилию.
Роли: Тазагуль (о. п. Мажитова), Баян ("Козы корпеш и Баян Слу"
Мусрепова), Айсанем ("Насильно мил не будешь" Ходжаниязова), Гульпаршин
("Алпамыс" Давкараева), Сарбиназ ("На берегу Амударьи" Аймурзаева),
Хафиза ("Шёлковое сюзане" Каххара),

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.