Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих некрополей

страница №17

вах желтые повязки, король заявил,
что он и члены его семьи первыми наденут такие повязки... Последним в Роскилле
был похоронен король Фредерик IX.
В соборе покоится и прах принцессы Дагмары, ставшей русской императрицей Марией
Федоровной. Летом 1864 года великий князь Николай Александрович нанес визит
датской королевской чете: формально причиной визита была остановка цесаревича,
возвращавшегося домой с голландского курорта Схевенинген. Однако родители умной
и обаятельной принцессы Дагмары, король Кристиан IX и королева Луиза,
догадывались об истинных мотивах приезда великого князя. По сердцу он и Дагмаре,
и все идет в желанном русле: отъезд принца на родину за родительским
благословением, а потом возвращение в Данию для официальной помолвки.
Молодые аристократы готовятся к брачному союзу, но тяжелый недуг внезапно сразил
21-летнего наследника российского престола, прежде чем зазвучали свадебные
колокола. Умирая в Ницце в апреле 1865 года, он соединил руки своей

206


100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
невесты и младшего брата Александра, завещая им вступить в брак после своей
кончины. Породнившись с самой могущественной монархией мира, принцесса Дагмара
из династии Глюксбургов достигла высшего положения, которое было доступно
женщине. Но триумф и трагедия переплелись в судьбе Марии Федоровны очень тесно,
и на долю супруги императора Александра III, прожившей в России более 50 лет,
выпало много трагических испытаний: свекор, император Александр II, скончался на
ее глазах в Зимнем дворце, раненный бомбой террориста. Жертвой террора стал и
один из братьев мужа - великий князь Сергей Александрович; Мария Федоровна
перенесла смерть мужа, четырех сыновей и пятерых внуков, а в 1913 году был убит
брат вдовствующей императрицы - принц Вильгельм, известный под именем греческого
короля Георга I.
В апреле 1919 года Мария Федоровна покинула Россию на английском корабле
"Мальборо", глядя с его палубы на тающий в дымке крымский берег. Через
Константинополь, Мальту и Лондон она возвратилась .на свою историческую родину -
в Данию. Сначала она жила в королевском дворце Амалиен-борг, потом переехала в
замок Видёре, была очень популярна среди датчан и в меру своих возможностей
помогала русским эмигрантам первой волны, которые продолжали считать Марию
Федоровну императрицей даже тогда, когда не стало самой империи... Умерла она 13
октября (по новому стилю) 1928 года...
Мария Федоровна сначала была похоронена с южной стороны собора, в капелле
Фредерика V, но потом королевская семья Дании решила перенести ее прах в склеп,
расположенный в нижнем помещении западной части собора прямо под усыпальницей ее
родителей - короля Кристиана IX и королевы Луизы.
В начале 1990-х годов в датской прессе обсуждался вопрос о перенесении останков
Марии Федоровны в Русскую церковь Александра Невского, где в далеком 1928 году
ее отпевали. Чтобы отдать последние почести русской императрице, в Копенгаген
съехались тогда сотни русских эмигрантов из разных городов Европы, а также
представители всех европейских королевских домов. Датский король Кристиан X,
племянник Марии Федоровны, относился к своей тетушке как к бедной родственнице и
не спешил устроить ей торжественные похороны, считая это событие делом семейным.
Пытались замолчать это событие и большевистские представители в Дании. Лишь под
давлением общественности и по настоянию дочеВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ
УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

207


рей Марии Федоровны - Ольги и Ксении - королю пришлось изменить свое решение.
Похороны прошли торжественно. Длинная процессия, во главе которой шли служители
церкви в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии, проследовала через
Копенгаген к станции Ёстепарт. Далее задрапированный пурпуром гроб с телом
датской принцессы, бывшей русской императрицей, направился к знаменитому
Роскилльскому собору. Саркофаг русской императрицы стоит здесь в окружении трех
русских икон, однако поклониться ее праху все эти годы можно было только по
специальному разрешению администрации собора. Но в день рождения императрицы
представители Русской церкви Александра Невского всегда служили молебен у ее
гроба...
В 1945 году в Роскилле был установлен неотесанный гранитный камень, на котором
высечены имена одиннадцати героев движения Сопротивления, расстрелянных
гитлеровцами.
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ
Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне
Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила
- небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о
конкретном времени ее возведения, так же как и о имени создателя, не
сохранилось. Правда, есть предположения, что ее начал возводить в 1247 году
Михаил Ярославич Храбрый - владетельный князь Москвы, родной брат Александра
Невского. Древние предания повествуют, что в самом начале XIV века в этой церкви
были погребены два московских князя - Даниил Александрович и его старший сын
Юрий Данилович. Первый скончался монахом в 1303 году, второй был убит в Орде в
ноябре 1325 года, но в том же году привезен в Москву и после отпевания погребен
в храме.

В 1333 году при Иване Калите вместо деревянного сооружается каменный собор, у
южных врат которого через 8 лет был похоронен и сам князь, и с этого времени
вплоть до начала XVIII века Архангельский собор служил усыпальницей русских
князей, великих и удельных, находившихся в прямом родстве с князьями Московского
дома, а впоследствии - и почти для всех русских царей. Вместе с Иваном Калитой
поко208

100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
ится и старший сын его - великий князь Симеон Гордый, вступивший на престол в
1341 году и державшийся правил своего отца: служа хану, он укреплял Русскую*.
Второй сын Ивана Калиты - Иоанн II Иоаннович - княжил только 6 лет, носил имя
Кроткого, скончался монахом в 33-летнем возрасте. В его княжение внутренние и
внешние враги, пользуясь тихим нравом князя, много беспокоили княжество
Московское. Сын его, будущий князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, после
смерти отца остался ребенком и первое время княжил под руководством митрополита
Алексея. После Куликовской битвы он укрепил свое влияние во многих землях, так
как битва стала поворотным моментом в отношениях между Москвой и Золотой Ордой.
Великий князь погребен в Архангельском соборе, где позже похоронили и
серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго - другого героя Куликовского
сражения, двоюродного брата Дмитрия Донского. У самого иконостаса похоронен
Василий Темный - внук Дмитрия Донского. На великий престол он вступил ребенком
(около 10 лет от роду), и в Московском княжестве сразу же начались междоусобицы,
продолжавшиеся 20 лет. Князь ослепил своего двоюродного брата Василия Косого, а
потом сам подвергся такой же участи.
При великом князе Иване III на Соборной площади Кремля возводятся новые
величественные сооружения - великокняжеский дворец, Успенский и Благовещенский
соборы, колокольня Ивана Великого, поэтому скромная великокняжеская усыпальница
уже не устраивала московских царей. В 1505 году храм времен Ивана Калиты был
разобран, и на его месте итальянский мастер Алевиз Новый возвел Архангельский
собор, завершивший ансамбль Соборной площади. После перестройки собора останки
великих и удельных князей были торжественно перенесены во вновь возведенный
храм.
Первая гробница от западных ворот к северной стене - царя Василия Ивановича
Шуйского. Возведенный на престол после низложения Лжедмитрия, он, однако, не
сумел приобрести расположения народа, к тому же в его царствование появился
второй самозванец. Князь М.В. Скопин-Шуйский разбил войско Лжедмитрия II, и
народ готовился к торжественной встрече его из похода. Однако во время торжеств
пришла весть, что прославленный герой внезапно скончался, это всех сильно
поразило и возбудило подозрения. Народ
* Попутно отметим, что при нем на Руси стала впервые употребляться бумага.
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

209


взбунтовался, и во время бунта царь В.И. Шуйский был свергнут с престола,
насильно пострижен в монахи и отвезен в Польшу, где через несколько месяцев
скончался.
Рядом с надгробием царя В.И. Шуйского расположены три так называемые
"неизвестные" гробницы. Они стоят без надписи, нет даже преданий о том, кто в
них погребен, поэтому в разное время их приписывали разным лицам, в основном
основываясь на предположениях. Одни считали, что в двух из них покоятся братья
В.И. Шуйского, а в третьей - князь В.В. Голицын, тоже умерший в польском плену.
Прах последнего 23 года покоился в Варшаве, а в 1635 году по желанию царя
Михаила Федоровича был перевезен в Москву. Однако многие исследователи считают,
что прах князя В.В. Голицына и братьев царя В.И. Шуйского никак не мог быть
погребен в Архангельском соборе - священной усыпальнице русских царей. Если
гробница М.В. Скопина-Шуйского, находящаяся, впрочем, в приделе церкви Иоанна
Предтечи, и указывает на подобное отступление, то надо все-таки помнить,
Внутренний вид Архангельского собора

210


100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
что он был племянником царя В.И. Шуйского и погребен еще при жизни этого
государя.
В летописях значатся имена великих князей, похороненных в Архангельском соборе,
но гробниц этих князей в соборе нет. Ученые предполагают, что, может быть, они и
похоронены в "безымянных" гробницах. Это могли быть тверской князь Дмитрий
Михайлович, убитый в Орде, и Иван Иванович Малой - брат Дмитрия Донского.
Последнее подтверждается и изображением на стене его ангела - святого Иоанна
Богослова. В третьей гробнице, почти достоверно можно сказать, похоронен великий
князь Андрей Иванович Стариц-кий, о чем сказано на надгробном камне, найденном
при реставрации собора в 1835 году: "Въ лето 7045-1537 декабря въ 11 день
преставися благоверный князь Андрей Ивановичъ Старицкш", сын Ивана III. Великий
князь был человеком слабохарактерным и блестящих свойств не имел никаких,
поэтому при дворе пользовался лишь внешними знаками достоинства и уважения.
Однако он решился на бунт, за что был заключен в "тесную палату", где и умер
через 6 месяцев.
Из 54 захоронений Архангельского собора 52 находятся под землей. Князья, великие
и удельные, похоронены в тесаных белокаменных гробах, скрытых под полом, а над
захоронениями возведены кирпичные надгробия. В XVIII веке на них были
установлены белокаменные плиты с надписями и орнаментом. В 1903 году, чтобы
охранить надгробия от разрушения, их заключили в медные чехлы.

На полу собора расположились две раки со святыми мощами. В одной из них покоятся
останки святого благоверного князя-мученика, убитого в Золотой Орде в 1245 году,
в другой - святого страстотерпца царевича Дмитрия (младшего сына царя Ивана
Грозного), убитого в 1591 году в Угличе.
В царствование Екатерины II по воле императрицы была устроена рака для мощей
святых черниговских чудотворцев - благоверного князя Михаила и боярина его
Федора, погибших в Орде. Мощи черниговских чудотворцев сначала привезли во
Владимир, потом в Чернигов, где они и почивали 330 лет. В 1572 году по желанию
Ивана Грозного их привезли в Москву и сначала положили в построенный для них у
верхних Тайницких ворот Черниговский храм. Когда же все строения и приказы,
окружавшие этот собор, снесли, то мощи святых чудотворцев перенесли во дворцовый
Сретенский собор, а уж оттуда - в ноябре 1774 года - в Архангельский собор.
Для сооружения раки из Коллегии экономии в распоряжение Экспедиции строений
Кремлевского дворца было отпуВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ
УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

211


щено 12 000 рублей. Наблюдать за исполнением работ поручили архитектору В.И.
Баженову, который представил и рисунки барельефа, по его собственному признанию,
"скорыми мыслями" за недостатком времени, но в точном соответствии с размерами
гробницы. Первый рисунок представлял, как воины Батыя ведут князя Михаила через
огонь, чтобы он поклонился идолам. На втором за князем следует его боярин Федор,
и оба они от поклонения идолам отвращаются; на третьем изображено, как
отступник-христианин отрубает благоверному князю голову, на четвертом - тела
святых брошены на съедение псам, а над телами изображен сходящий с небес
огненный столп.
Для работы В.И. Баженов пригласил венгра Ивана Пран-ка - золотых дел мастера, а
для исполнения серебряной и чеканной работы - немецкого мастера Роберта Пиля.
Пока шли приготовления для сооружения раки, В.И. Баженов составил барельефные
рисунки уже в более тщательно отделанном виде. Императрица живо интересовалась
сооружением раки и торопила мастеров, но разразившаяся в 1771 году моровая язва
унесла жизни многих работавших над ракой, другие перед страхом смерти сами
разбежались. Да и В.И. Баженов в июле 1771 года отказался от дальнейшего
наблюдения за производством раки, сославшись на множество других дел. Работа
возобновилась только в 1772 году и закончена была к 1774 году.
Во главе раки, в украшенном лаврами овале, была выгравирована молитва святым
мученикам, а в ногах (в таком же овале) изображалось краткое описание их жизни.
Вокруг рака украшалась изображениями ангелов, а крышка и карниз ее были
испещрены резными пальмами и другими украшениями. На крышке на медной доске был
исполнен образ лежащего в гробу князя.
В 1812 году Архангельский собор подвергся осквернению и разграблению. В надежде
найти церковное золото французы до половины разрушили надгробие князя Ярослава
Всеволодовича. Затем весь чугунный помост загромоздили бочками с вином, а уходя
из Москвы, разбили все бочки и бочонки, и вытекшее вино залило соборный помост
на несколько вершков. Была похищена и рака святых черниговских чудотворцев. Ее
заменили бронзовой - высеребренной и с образами прекрасной работы как на самой
раке, так и на столбе над ней.
Когда епископ Августин в первую ночь после ухода французов пришел в собор, то не
обнаружил и мощей святого ца212

100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
ревича Дмитрия. Но после выяснилось, что их сохранил Иван Яковлевич Виноградов -
священник одного из храмов Вознесенского монастыря. После восстановления
Архангельского собора преосвященный Августин 1 февраля 1813 года освятил храм по
большому чину, и на другой день в него внесли мощи царевича Дмитрия. Рака
царевича Дмитрия была тоже похищена, но к этому времени на средства московского
купца Д.А. Лухманова устроили серебряную раку, на которую положили серебряный
барельеф с вычеканенными на нем княжескими регалиями. Впоследствии перед ней
поставили медно-серебряный подсвечник с круглой чашей, которую поддерживают 4
вызолоченных двуглавых орла. На чаше отливными буквами сделана надпись: "1832
года усердием граждан города Углича".
На крышке раки запечатлен лик царевича в возрасте, когда он погиб. Из серебра
вычеканены княжеские одежды и то ожерелье, которое дерзнул схватить убийца,
занесший руку над ребенком. Вокруг юного чела царевича сияют два венца: один -
земной, второй небесный - мученика. Над возглавием святых мощей царевича
Дмитрия, за стеклом медного вызолоченного киота хранятся его личные вещи:
деревянные складни с изображением "Деисус" и серебряный вызолоченный ковчежец с
резным изображением царевича Дмитрия на крышке. В ковчежце хранятся волосы
царевича, ореховые скорлупки, две ладанки из шелковой материи и другие вещи.
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Основание Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года - лавра) положили преподобный
Сергий, в миру Варфоломей, и брат его Стефан. Сначала братья построили себе
кельи, а потом на вершине холма Маковец построили небольшую часовню. Она
предназначалась для чтения "часов" - псалмов и молитв, приуроченных к
определенным часам дня.
Вскоре Стефан ушел в Москву - в Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался
один. Жил он скромно и достойно: бортничал, ловил рыбу, питался кореньями и
орехами... По окрестностям растекалась молва об отшельнике и святости его жизни,
и начали сюда приходить люди, желавшие спасения, - просили пристанища и селились
рядом. Сообща поставили церквушку во имя Пресвятой Троицы, которую освятил
митрополит всея Руси Феогност, со временем перебрались из землянок в добротные
срубы, и вскоре
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

213


Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
вокруг церкви образовался небольшой монастырь. И кельи свои, и монастырь братья
обнесли оградой, а потом избрали преподобного Сергия Радонежского себе
начальником.
Дальнейшее развитие этой обители связано с активной деятельностью
предприимчивого и энергичного игумена Никона - преемника преподобного
Сергия, скончавшегося в

214


100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
1392 году. В августе 1408 года полчища татарской конницы под водительством хана
Едигея подошли к Москве и окружили город, рассчитывая взять его долгой блокадой.
Месяц стояли вражеские войска под Москвой, грабя окрестные села. Был разграблен
и Троицкий монастырь, однако в это время в самой Орде обострились раздоры, и
Едигей, взяв с москвичей "откуп" в 3000 рублей, поспешил назад.
Когда Троицкие монахи возвратились в свою обитель, они увидели на ее месте
только пепел от пожарища. С помощью великого московского князя игумен Никон
отстраивает монастырь вновь, во всем следуя его прежней планировке. На месте
старой церкви, где был похоронен преподобный Сергий, возводится новая - тоже
деревянная, но больших размеров. В 1422 году преподобный Сергий был причислен к
лику святых, его официально объявляют покровителем и заступником земли Русской,
и в связи с этим над гробом его начинается возведение белокаменного Троицкого
собора Поставленный "в похвалу" вьщающихся заслуг Сергия Радонежского перед
Отечеством и церковью, Троицкий собор стал, таким образом, одним из первых
мемориальных памятников Московской Руси.
В это же время были обретены мощи преподобного, причем обретение их
сопровождалось многими чудесами и исцелением недужных и больных людей. Мощи
преподобного Сергия покоятся у южной стены Троицкого собора, близ иконостаса, и
по сей день источают благодать и исцеление всем, кто приходит к ним с верой.
Мощи почивают в богатейшей серебряной позолоченной раке, сооруженной царем
Иваном Грозным. Стенки прямоугольной (по размеру гроба) раки покрыты тонким
рельефным орнаментом, на фоне которых четко выделяются накладные фигурные клейма
с замысловатой вязью текстов из "Жития Сергия". Одновременно был сделан и
великолепный золотой оклад на надгробную икону Сергия в рост, служившую крышкой
гроба*. У раки Сергия Радонежского торжественным "крестоцелованием" московские
князья скрепляли союзы, совершали молебны перед походами и по окончании их,
крестили наследников престола и отмечали другие события. Например, в 1552 году
царь Иван Грозный перед походом на Казань приходил в монастырь и пред гробом
преподобного Сергия получил невидимое бла*
В 1835 году эта икона была заменена ныне существующей крышкой гроба, также
чеканенной из серебра и украшенной скульптурными изображениями херувимов в
оформлении цветочных гирлянд
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

215


гословение от Святого заступника небесного. Оно осенило царя, и пали перед ним
твердыни Казанского ханства.
В Троице-Сергиев монастырь рака была передана через год после смерти Ивана
Грозного - уже от имени царя Федора и царицы Ирины "с молением о чадородии".
Осеняющий раку серебряный балдахин, устроенный в 1737 году императрицей Анной
Иоанновной, был виртуозно выполнен в мастерской московского чеканщика Давида
При-фа. Балдахин, весящий более 400 килограммов, стоит на четырех фигурных
столбах и пышно украшен замысловатыми орнаментальными рельефами. Перед ракой
теплится серебряная вызолоченная Неугасимая лампада, а для свеч устроен большой
серебряный подсвечник.
В юго-западном углу Троицкого собора почивают останки князя Андрея
Владимировича, которому село Радонеж досталось в удел по духовному завещанию его
отца - князя Владимира Храброго. Кроткий и благочестивый князь Андрей принял в
обители схиму с именем Саввы, и по кончине над гробом его была укреплена медная
доска с летописью.
За алтарем Троицкого собора покоятся останки представителей рода ГорбатыхШуйских,
и среди них - Александр Борисович Горбатый-Шуйский, один из храбрейших
воевод в покорении Казанского ханства, а потом наместник его.
Искусный в делах ратных и истинный христианин, он впоследствии стал первой
жертвой Ивана Грозного во второй период учиненных царем казней Боярина обвинили
в злых умыслах на жизни не только самого царя, но и покойной царицы Анастасии и
вместе с 17-летним сыном Петром приговорили к смерти. Оба шли к месту казни без
страха, держась за руки Сын не хотел видеть смерти отца, и первый склонил голову
под меч палача. Но отец отвел его в сторону со словами. "Да не узрю тебя
мертвого!", и юноша уступил отцу А потом поднял его отрубленную голову,
поцеловал ее, взглянул на небо спокойным взором и отдал себя в руки палача
Когда скончался преподобный Никон, над гробом его была возведена церковь,
которая находится у самого входа в Троицкий собор - у правой стороны его.
Строители возвели не отдельно стоящее мемориальное здание, а прислонили его к
мощной стене Троицкого собора, объединив два здания и увековечив в камне
духовную связь основателя монастыря и его ученика и преемника. Мощи преподобного
Никона почивают под спудом в юго-западном углу придела Позолоченная рака
преподобного Никона была устроена преосвящен216

100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
ным Платоном - митрополитом Московским. Рака была покрыта басменным серебром, а
перед ней на стенах стояли разные древние иконы. Но иконостас Никоновского
придела и рака преподобного Никона до настоящего времени не сохранились. Заново
они были сделаны в 1950-х годах под руководством профессора Ф.Н. Мишукова.
В Троицком соборе, ближе к Никоновской церкви, покоятся останки представителей
рода Воротынских, к северу - представители рода Глинских и Голицыных. Среди
последних - родоначальник рода Михаил Иванович Булгаков-Голица. Взятый в плен в
битве под Оршей, он 38 лет томился в литовском плену и на родину вернулся только
в 1552 году. Оставшуюся жизнь он посвятил Богу, приняв в обители схиму с именем
Ионы. Под западным притвором собора упокоились представители родов Одоевских и
Трубецких...
К южной стороне Троицкого собора пристроен каменный притвор с широкими окнами и
лепным карнизом, устроенный в 1559 году над гробом новгородского епископа
Серапи-она, бывшего в 1495-1506 годах игуменом монастыря. Часто этот притвор
называют Серапионовой палаткой, а устроен он по преданию на месте бывшей кельи
преподобного Сергия, в которой он удостоился посещения Богоматери с двумя
апостолами. Здесь, на южной стороне, взорам верующих предстает икона этого
благодатного видения, которая украшена серебряной позолоченной ризой, золотым
венцом и короной из драгоценных камней. Близ этого образа в особых ковчегах
хранятся десная (правая) рука Святого первомученика архидиакона Стефана и камень
от Гроба Господня.
Вне палатки, с южной стороны, находятся захоронения келаря Авраамия Суханова и
Святого Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря и славного
сподвижника келаря, вместе действовавших по спасению Отечества от нашествия
поляков.
В 1618году, во время нападения на монастырь польских войск под командованием
полковника Владислава Чаплинского, келарь Авраамий приказал сжечь все
находящиеся вокруг нее строения, чем принудил поляков отступить. Один только
Троице-Сергиев монастырь устоял в то смутное время, ибо каждый его инок был
воином, и ни один из них не запятнал изменой славы обители.
После занятия Москвы поляками архимандрит Дионисий послал из монастыря всю
находившуюся в нем церковную утварь и сокровища казакам, которые не хотели идти
сражаться. И умолял, чтобы они не расходились до окончания дела. Казаки, увиТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
ЛАВРА

217


дев все это, умилились и не взяли ничего, а потом успокоились и пришли в
послушание своим начальникам.
Где еще можно найти другого Дионисия, другого Авраамия и подобную братию? Сам
патриарх Иерусалимский Феофан, посланный вселенскими патриархами для поддержания
на Руси православия, приходил в эту обитель подивиться на них...
При царе Иване Грозном, по образцу кремлевского Успенского собора, начал
строиться Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря, а окончен он был его
сыном - царем Федором Иоанновичем. Внутри собора устроены три придела - во имя
святого великомученика Федора Стратилата, во имя святой мученицы Ирины и во имя
Святого Николая чудотворца. В юго-западном углу собора покоятся датская королева
Марфа Владимировна (дочь Старицкого князя Владимира Андреевича) и дочь ее -
королева Евдокия, в западной стороне - архиепископ Рязанский Моисей (скончался в
1651 г.), архиепископ Московский Августин (скончался в 1819 г.) и митрополиты
московские Макарий и Леонтий.
Неподалеку от Успенского собора, против северо-западного угла его, покоятся
бренные останки царя Бориса Годунова, его кроткой супруги Марии, невинного сына
- царя Федора и дочери Ксении (в иночестве Ольги).
5 апреля 1605 года Борис Годунов, встав от обеда, поднялся на высокий дворцовый
терем, с которого часто обозревал Москву. Но вдруг поспешно сошел оттуда и стал
жаловаться на колотье и тошноту. Приближенные бросились за врачами и
духовенством, а между тем царю становилось все хуже: из носа и ушей у него пошла
кровь, он начал терять сознание... Едва успели причастить Бориса Годунова Святых
Тайн и наскоро совершить пострижение в схиму с именем Боголепа, как он испустил
дух, оставив семью и престол в роковые минуты.
На следующий день Бориса Годунова погребли в Архангельском соборе Кремля -
усыпальнице московских государей, однако злоба людская преследовала царя и за
гробом. Не признавая при жизни его прав на престол, бояре и мертвому не хотели
дать ему места среди погребений властителей Московского государства. Через шесть
недель, когда сын его Феодор был свергнут с престола и убит вместе с матерью, из
Архангельского собора вынесли гроб с останками Бориса Годунова и зарыли с

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.