Жанр: Энциклопедия
Сто великих некрополей
...я
с его стороны побега и подрезал ему жилы под коленями. Но узник исчез с глаз
стражи и чудесным образом возвратился в Печерский монастырь. Спустя некоторое
время прежний хозяин его пришел в обитель и увидел там своего бывшего пленника -
высохшего от ран, но живого и бодрого. Пораженный половец принял святое
крещение, постригся в монашество и служил своему бывшему невольнику до самой
кончины его.
В 1700 году у Ближних пещер полтавским полковником Павлом Герциком была
возведена каменная Крестовоздвижен-ская церковь. С XIX века она служит
усыпальницей киевских митрополитов, в частности здесь погребен Филарет
Амфитеатров, которого желчный писатель Н.С. Лесков в своих "Мелочах архиерейской
жизни" характеризует весьма положительно, называя его "младенцем в митре".
В некрополе Ближних пещер находятся могилы П.С. Кайсарова - адъютанта М.И.
Кутузова, Е.В. Путятина - государственного деятеля, дипломата, участника
Наваринского сражения.
На территории Ближних пещер сохраняется плита над могилой видного представителя
Православной церкви, схимо-архиепископа Антония (в миру князя Давида Абашидзе).
В бытность свою инспектором Тифлисской духовной семинарии он исключил из нее
студента Иосифа Джугашвили - будущего Сталина.
ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ
ЛАВРЫ
Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной
из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.
В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и
гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с
изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие,
через которое можно видеть могилу, 17 лет хранив166
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
Гробница Ильи Муромца
шую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного
Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь
Киево-Пе-черской лавры.
Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним
через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой
расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена
она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь,
сооруженная преподобным Фе-одосием.
В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского
(стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание
стяжал
ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
167
дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах
монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и
ободрял все их намерения, злых - укорял и обличал, а потом направлял на путь
добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу
помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и
войти в Царствие Небесное.
Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия
Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным
Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь
ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую
преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих,
мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных
местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно
почивающим мощам, среди которых мощи:
Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана
Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном
Лукиане ничего не известно.
Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел
удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром
ангельским.
Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические
подвиги получил от Бога дар чу-дотворения, так что при жизни многие обращались к
нему за помощью в своих делах и нуждах.
Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из
церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал
митрополитом Киевским - первым из русских, а до того времени митрополитами были
все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им "Слово
о законе и благодати" является первым дошедшим до нас авторским произведением
древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную
проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет
превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати,
дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает
торжество Христовой веры
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.
Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор
Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество,
отличался смирением и безмолвным подвизанием.
Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он
постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть
литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III.
Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487
году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По
преданию,
...во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему:
"Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то
Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета,
данного Богу, не увидит лица Божия!"
Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала
преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города
получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и
только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к
Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.
В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца,
отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило
невареное зелье, а питьем - вода. День и ночь он проводил в молитве и своей
праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые
вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись
Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании
монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в
малых количествах) и очень мало спал От Господа он получил благодатный дар
исцелять возложением рук на больного
Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой.
Собственными руками он сделал жеДАЛЬНИЕ
ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
лезный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом
были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил
от Господа дар чудотворения
Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Несторалетописца.
Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный
усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить
только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса
Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.
Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым По преданию,
он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он
говорил: "Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного - всемогущего Бога,
который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами
Печерских старцев". И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил
преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого
преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым
житием.
Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный
пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю
Псалтирь.
Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания,
он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни
одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.
Преподобного Амона, по благословению игумена Печерс-кого путешествовавшего на
святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в
затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец
иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств
нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни
бесовские.
В церкви Благовещения почивают мощи.
Преподобного Евфимия. схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям
великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и
своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму
и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая
уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.
Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим
подвигам, размышляя над словами Священного Писания "Легче верблюду пройти в
игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное". Отнеся данное изречение прямо
к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в
Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой
и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.
Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях.
Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в
Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью
получил от Господа прощение.
В церкви преподобного Феодосия почивают:
Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и
призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил
молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В
детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в
Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение,
научили читать и всяким иноческим добродетелям.
Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для
всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то
очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.
Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца
- одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя Эта
святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном
Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о
чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды
молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных
воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.
В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из
нас воспринимают только как былинного богатыря В действительности же Илья из
города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне
лет нашел тихое пристанище в обители
УЛИЦА МАВЗОЛЕЕВ В САМАРКАНДЕ
Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои
грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в
1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и
половцев. Город был взят приступом, Кие-во-Печерский монастырь и Софийский собор
разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена.
Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей
малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от
битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в
том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних
пещерах Киево-Пе-черской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные
останки.
УЛИЦА МАВЗОЛЕЕВ В САМАРКАНДЕ
В 1202 году Афрасиаб (предок Самарканда) постигло страшное монгольское
нашествие. Город был уничтожен так, что на поверхности земли не осталось ровным
счетом ничего: крепостные стены были срыты, дворцы и дома сожжены, а знаменитый
водопровод, в течение веков подававший воду в цитадель, разрушен. Там, где
когда-то шумели цветущие сады, ворошились песчаные барханы. Но город не умер, и
с конца XIV века началась его новая жизнь. День, когда великий полководец Тимур
решил сделать его столицей своей империи, стал днем второго рождения города.
Завоевав полмира, повелитель согнал в свою новую столицу художников,
архитекторов, каменщиков, ювелиров, резчиков по дереву и других искусных
мастеров из всех подвластных ему стран.
Шел 1404 год. Над Самаркандом висела пыль строительства: вереницы рабов несли
кирпичи к стенам мечети Биби-Ханым, искусные хорезмские мастера клали плитки
Регистана, стояла в строительных лесах волшебная улица мавзолеев Шахи-Зин-да...
Она не могла похвастаться своими размерами или величием замысла, потому что,
собственно, и замысла-то никакого не было. Эту улицу никто не планировал и не
проектировал, мемориальный ансамбль на ней возник как будто сам по себе, и
мавзолей за мавзолеем строились сотни лет.
Шахи-Зинда означает "Живой царь", древний культ которого существовал еще задолго
до прихода сюда ислама. Основа этого культа уходит своими корнями в старинные
эпиУЛИЦА
МАВЗОЛЕЕВ В САМАРКАНДЕ
Дверь мавзолея Кусам ибн Аббаса в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде
ческие сказания среднеазиатских народов о подземном царстве Афрасиаба -
мифического повелителя страны Туран. Когда на эту землю пришел ислам, древний
культ оказался настолько живуч, что мусульманство не только примирилось с ним,
но и освятило древнюю святыню, связав ее с погребением Мохаммеда Кусама ибнАббаса
- двоюродного брата пророка Мухаммеда. И хотя настоящий Кусам ибн-Аббас
никогда не был в Самарканде, а со временем даже подлинные события и имена,
связанные с завоеванием Средней Азии арабами, в народе были полузабыты, имя
этого газия (воителя за праведную веру) обращенными в ислам самаркандцами было
принято.
Древняя легенда рассказывает, что близ Самарканда Кусам ибн-Аббас выдержал около
70сражений с неверными, которые потом все были обращены в ислам. Но однажды
язычники, обитавшие в горах Пянджикента, внезапно напали на войско Кусам ибнАббаса
в святую минуту, когда все воины стояли на коленях и молились. Неверные
воспользовались их временной небоеспособностью и всех зарубили. Остался без
головы и сам Кусам ибн-Аббас, но он не растерялся: взял голову и спустился в
подземный колодец Шаабан, где и продолжает жить в подземных райских кущах.
Позднее народная фантазия расцветила это предание подробностями, продолжив цикл
легенд о "Живом царе". По одной из версий газий не был убит: отбиваясь от
врагов, он получил много ранений, но все-таки сумел добраться до священного
колодца Шаабан и скрыться в нем. По другой - в этот день минбар под Кусамом ибнАббасом
раскололся, и он, пройдя в образовавшуюся щель, скрылся с глаз неверных!
Популярным было и сказание об отважном герое Бука, рискнувшем спуститься в
колодец, чтобы выведать тайну "Живого царя".
Согласно легендам, Кусам ибн- Аббас умер в начале завоевания Самарканда арабами,
то есть в 1160-е годы. Погребение возле могилы святого обеспечивает блага на том
свете, поэтому многие вельможи и муллы хотели быть похороненными рядом с
гробницей Кусама ибн-Аббаса. Удавалось это немногим, только самым богатым и
знатным, и потому их мавзолеи - лучшие в Средней Азии. Таким образом, уже в XII
веке оформился архитектурный ансамбль, тянувшийся от Железных ворот Самарканда
на восток в виде дорожки, обстроенной парадными усыпальницами и культовыми
сооружениями. Из-за неровностей рельефа дорожка перебивалась
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
площадками, чартаками, ступенями лестниц и в восточном своем конце замыкалась
гробницей Кусама ибн-Аббаса. Но монгольское нашествие оказалось роковым для
этого архитектурного ансамбля, хотя суеверные монголы не решились уничтожить
гробницу "Живого царя", опасаясь мести чужого для них, но, возможно, сильного
святого. С мавзолеями других лиц они не церемонились и разрушили их.
В XIV веке начинается новая застройка Шахи-Зинда, особенно интенсивно
строительство осуществлялось при Тимуре и его внуке Улугбеке. В настоящее время
комплекс сооружений Шахи-Зинда тянется вдоль узкого коридора, который образует
три группы мавзолеев - верхний, средний и нижний.
Древнейшим сооружением является гробница Кусама ибн-Аббаса, которая не раз
подвергалась ремонтам и переделкам, и потому от ее первоначальной архитектуры
осталось не очень много. Представление о прежнем облике мавзолея дает описание
его арабским путешественником-географом Ибн-Бату-той, посетившим Самарканд в
1330-е годы.
Могила благословенна; над ней возведено четырехугольное здание с куполом; у
каждого угла стоят по две мраморные колонны, мрамор зеленого, черного, белого и
красного цвета. Стены здания также выстроены из разноцветного мрамора с золотыми
орнаментами; крыша сделана из свинца. Гробница покрыта черным деревом,
украшенным драгоценными камнями; углы ее обиты серебром.
Надгробие в ту пору было иным, чем сейчас, и увидеть его можно было лишь через
специальное оконце. Внутри мазара сохранились остатки настенной росписи
геометрического орнамента (чередование звезд и крестовин), выполненного белым,
синим и золотым. На полу стояло ступенчатое надгробие, обычно укрытое
погребальными покрывалами. Во второй половине XIV века оно было облицовано
прекрасными изразцами.
В небольшой подсобной комнате имеется спуск в поминальную мечеть и чилля-хану -
камеру для 40-дневного поста. Поминальная мечеть была отстроена уже в XV веке, и
потому ее архитектура отличается от зодчества века предшествующего.
Продолговатая в плане мечеть имеет 3-купольное перекрытие, интерьер ее свободный
и легкий, в основании стен проходит панель из ярко-голубых шашек, местами
оживляемая мозаичными медальонами.
Гробница Кусама ибн-Аббаса окружена другими мавзолеями. Здесь им тесно, ведь
каждый владелец хотел, чтобы его
УЛИЦА МАВЗОЛЕЕВ В САМАРКАНДЕ
гробница стояла как можно ближе к мазару святого. Больше других повезло
мавзолеям Туман-ака (жены Тимура), Хаджи Ахмада - крупного религиозного деятеля
и безымянной усыпальнице знатной "девушки, умершей в целомудрии" в 1360 году.
Больше о ней ничего не известно...
Мавзолеи как гробницы святых или особо почитаемых лиц всегда привлекали к себе
паломников. Поэтому впоследствии стали возникать вспомогательные помещения,
которые пристраивались к усыпальницам, и со временем их становилось все больше.
В сооружении мемориальных комплексов наметились два направления: для первого
характерно объединение различных и разновременных построек, а для второго
главным было возведение мавзолея со всеми необходимыми помещениями.
Комплекс Туман-ака складывался постепенно, и вначале ученые под этим названием
подразумевали даже не весь комплекс, а только поминальную мечеть и небольшое
помещение южнее нее. Только с конца 1970-х годов название "Туман-ака" стало
означать всю группу сооружений, состоящую из 4-арочной купольной сни, мечети и
мавзолея, возведенного в 1405 году. Он был задуман и построен как
самостоятельное сооружение, но мавзолей еще не был сооружен, как началось
возведение мечети, поэтому южная стена его была исполнена как северная стена
мечети. Над входом в нее два мозаичных панно с надписями. Правая надпись гласит:
"Сказал Пророк, да приветствует его Аллах: Спешите к молитве до погребения", на
левом панно следует продолжение текста: "И спешите к раскаянию до смерти".
Мавзолей Туман-ака очень красив. Его изразцы и мозаики - вершина декоративного
искусства тимуровской эпохи. Портал мавзолея представляет собой богатый, чистых
красок ковер, в котором переплетаются цветы, ветки и надписи. Он не голубой, как
многие другие, а фиолетовый, и потому еще больше выделяется в мире, где в
основном два цвета: охра - песок и голубой - небо.
К мавзолею Туман-ака примыкает усыпальница, приписываемая Бурундуку - одному из
военачальников Тимура. Мавзолей его скромнее: сам эмир сильно разбогател в
военных походах, но потомки его, видимо, не посмели выстроить гробницу лучше,
чем у членов царского рода. За мавзолеем Бурундука следуют две гробницы, сходные
с ним в своем композиционном решении.
Прихоть истории и судьбы объединила в Шахи-Зинда гробницы очень разных людей -
царицы и воина, муллы и "девушки, умершей в целомудрии". В районе верхних ступе176
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
ней, но без всякой связи с ними высится один из самых выразительных по силуэту
мавзолеев. Он отождествляется с усыпальницей астронома Казы-заде Руми - друга и
соратника великого Улугбека. Казы-заде Руми не принадлежал к знатному роду, не
нажил за свою жизнь ни богатства, ни земель. Но он был величайшим ученым своего,
времени, и потому Улугбек соорудил ему усыпальницу рядом с мавзолеями ханов и
цариц, сделав ее хоть чуточку, но выше.
Мавзолеи в нижней части улицы воздвигнуты уже после смерти Тимура - в следующем
столетии. Чем ниже спускаешься по лестнице-улице, на которой никто никогда не
жил, тем изысканнее становятся формы мавзолеев, тем тоньше узоры изразцов, хотя
при этом иногда теряются чистота, лаконичность и благородство линий.
Коран считает смертным грехом изображать людей или животных, потому что в
загробном мире изображенные существа будут вечно преследовать художника своими
стенаниями и мольбами. Поэтому в мусульманском искусстве редко можно найти
картины или скульптуры. Но фантазия, темперамент и изобретательность художников
обрели свое выражение в орнаментальном искусстве. Стены мавзолеев Шахи-Зинда,
карнизы, арки - все расцвечено, изукрашено затейливым узором, не имеющим ни
начала ни конца. Отдельные части орнаментов, подчиняясь каким-то сложным и
точным законам, повторяются бессчетное количество раз - то сплетаясь, то
расходясь, чтобы потом снова соединиться.
Особенно хороши майоликовые орнаментальные композиции и бесконечная игра
переливов полихромной глазури. Примечательны также арабески каллиграфических
надписей, выполненных почерками куфи, сульф и насх. Большинство надписей имеет
религиозное содержание, но встречаются сведения и исторического характера. В
тонкой вязи архитектурных орнаментов кое-где сохранились скромные автографы -
история сберегла для нас память об отдельных строителях, резчиках по дереву,
мозаичистах, каллиграфах и других мастерах. Например, на усыпальнице Шади-Мулька
можно прочесть имена Бареддина и Шамсетдина - мастеров из Самарканда и имя
Зайнутдина из Бухары, написанные на базе колонны. В деталь облицовки мавзолея,
построенного в 1380-х годах, вписано имя мастера Али Несефи из Карши, а на
фигурном листе растительного орнамента мавзолея Хаджи Ахмада значится имя
самаркандца Фахри-Али.
Шахи-Зинда прекрасен отовсюду. И с вершины холма, откуда видны две цепочки
голубых куполов... И снизу, где за арт
ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО
кой открывается узкая цветистая улица порталов... И издали, когда этот
архитектурный ансамбль кажется страницей из сказок Шахерезады, и вблизи - когда
он ошеломляет буйством своих красок...
ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО '
Свое название аббатство получило от бывшего здесь в старину монастыря, который
назывался Западным (West-minster) в отличие от другого монастыря,
располагавшегося в противоположной части Лондона и называвшегося Восточным.
Основание Вестминстерского аббатства относится к началу VII века и посвящено оно
апостолу Петру. На месте аббатства в древности стоял языческий храм, хотя не
всеми исследованиями это подтверждается. В 616 году саксонский король Зе-берт
построил здесь церковь Святого апостола Павла при бенедиктинском монастыре, но
со временем она пришла в совершеннейшее запустение от беспрерывных междоусобных
войн и беспорядков. В XI веке церковь в очередной раз была
Вестминстерское аббатство
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
разрушена, и на ее месте король Эдуард Исповедник возвел новую - в виде креста.
Покровительство королевской власти сыграло большую роль в дальнейшем развитии
монастыря. Само аббатство могло опираться только на местных ремесленников,
король же приглашал лучших мастеров не только своей земли, но и из других стран.
В это же время аббатство получило огромные доходы, недвижимые владения, светскую
судебную власть и другие привилегии. К настоящему времени от аббатства того
времени осталось немногое, так как король Генрих III заново перестроил его и
придал ему тот вид, который почти без изменений сохранился доныне.
Начиная с 1065 года Вестминстер стал не только местом коронования английских
монархов, но и усыпальницей членов английской королевской династии. Королевская
усыпальница располагается в часовне короля Эдуарда Исповедника: в ней за
решеткой видны два узких королевских кресла. Слева - самый древний трон, в
котором заключен знаменитый камень Scone: на нем, по преданию, почивала в Вефиле
голова патриарха Иакова, и на троне этом во время коронации восседали короли
Шотландии. Камень этот в знак окончательного покорения Шотландии в 1247 году
привез в Лондон король Эдуард I, и на троне с этим камнем восседали во время
коронации уже английские короли. Сам камень представляет собой кусок красного
песчаника, прикрепленный к трону жел
...Закладка в соц.сетях