Жанр: Энциклопедия
Сто великих некрополей
... телами
жены и сына на "убогом доме" Варсонофьевского монастыря. Но и здесь их прах не
нашел вечного упокоения. Воцарившийся царь Василий Шуйский в сентябре 1606года
приказал перевезти останки Годуновых в Троице-Сергиев монастырь и похоронить на
паперти против
218
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
северо-западного угла Успенского собора. В 1781 году паперть собора была
уничтожена, а над гробницами Бориса Годунова, его супруги, их сына Федора и
дочери Ксении был устроен низкий каменный шатер.
Церковь во имя Сошествия Святого Духа в присутствии кроткой и добродетельной
супруги Анастасии была заложена собственными руками Ивана Грозного после
завоевания им большей части Ливонии. При этой церкви, в особой палатке, покоится
прах невинного страдальца, инока Максима Грека - мужа незабвенного в российской
церковной истории.
Церковь над мощами преподобного Михея построена в память явления Пресвятой
Богородицы со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному
Сергию. Этого видения удостоился и преподобный Михей - ученик преподобного
Сергия Радонежского. Храм был сооружен по повелению императрицы Анны Иоанновны в
1734 году. В 1781 году он был заново украшен старанием митрополита Московского
Платона.
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь приобрел статус лавры (от греч. laura). Так
назывались лишь некоторые мужские православные монастыри. В России они
подчинялись непосредственно патриарху, с 1721 года - Синоду. (На территории
Российской империи имелись еще Киево-Печерская, Александро-Невская, ПочаевскоУспенская
лавры.)
На открытом пространстве Троице-Сергиевой лавры, между Троицким собором и
колокольней, стоит обелиск высотой около 10 метров, сооруженный из дикого камня.
На верху обелиска, украшенного мрамором, - позолоченный шар, на поверхности
которого устроены солнечные часы. На четырех сторонах постамента вделаны белые
мраморные доски, на которых вырезаны краткие описания заслуг Отечеству, которыми
в разное время прославилась Троице-Сергиева лавра.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ КНЯГИНЬ, ЦАРИЦ И ЦАРЕВЕН
В 1529-1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел
в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского
девичьего монастыря в честь Вознесения Господня - на месте прежнего, заложенного
еще святой Евфросинией Московской - вдовой Дмитрия Донского (до пострига -
великая княгиня Евдокия Дмитриевна).
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ КНЯГИНЬ 219
Первый храм стали строить в мае 1407 года, но при жизни преподобной Евфросинии
успели сделать немного, и дело продолжила ее невестка - великая княгиня Софья
Витовтовна. Однако пожар 1415 года уничтожил стены и своды возводимого храма, и
через 50 лет великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия
Темного, хотела разобрать и заново построить Вознесенский храм. Однако
...некто Василий Ермолин придумал с мастерами-каменщиками обгорелые стены
обложить новым кирпичом, своды храма, сломавши, возвести новые. И когда это было
сделано, современники очень дивились сему, не видя ничего подобного в
строительном деле*.
Преподобная Евфросиния вела подвижническую жизнь, построила еще несколько
церквей и монастырей и скончалась 7 июля 1407 года. Оплаканная сыновьями своими,
боярами и всем народом, она была погребена на месте, заранее приготовленном ею
самой - внутри еще строившегося храма Вознесения. Преподобная Евфросиния
удостоилась прославления и после своей кончины: много раз видели, что у ее гроба
сама собой возгоралась незажженная свеча, что являлось доказательством святости
погребенной. Таким образом, в первой трети XV века в Кремле было две
усыпальницы: Архангельский собор - для государей и Вознесенский - для их близких
родственников. Идо 1731 года Вознесенский собор оставался некрополем всех
княгинь, цариц и царевен.
В Вознесенском соборе Портрет Софьи Палеолог.
покоится и Мария Бори- Реконструкция С.А. Никитина
* Вознесенский храм впоследствии еще несколько раз подвергался пожарам, но
каждый раз восстанавливался; окончательно он был возобновлен в 1721 году.
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
совна, дочь тверского князя Бориса Александровича. Она была обручена с
московским князем Иваном III, когда ему было всего 7 лет. Через это обручение
родители их, бывшие до того времени заклятыми врагами, заключили союз против
вероломных действий князя Дмитрия Шемяки, стремившегося овладеть Московским
княжеством в ущерб законному великому князю московскому Василию. По отзывам
"Русского летописца", Мария Борисовна была смиренной и доброй, но недолго она
могла утешать своими добродетелями Ивана III. Прожив в супружестве 5 лет,
великая княгиня внезапно скончалась в апреле 1467 года. Великого князя в Москве
тогда не было, и усопшую со всеми почестями погребли в Вознесенском соборе
митрополит Филипп I и мать Ивана III, великая княгиня Мария Ярославна. Последняя
по кончине своей была погребена рядом - в юго-западном углу храма.
Направо от южных ворот первой располагалась гробница великой княгини Евдокии
Лукиановны, второй супруги царя и великого князя Михаила Федоровича,
скончавшейся в августе 1645 года. Через год на ее надгробие был сделан
драгоценный бархатный покров и Поставлена золотая братина, принадлежавшая ей при
жизни. В следующей гробнице похоронена великая княгиня Мария Ильинична - первая
супруга царя и великого князя Алексея Михайловича. Она скончалась 3 марта 1669
года в возрасте 44 лет. В течение трех лет по ее кончине государь и супруг ее
пожертвовал в монастырь две печатные книги бесед святого Иоанна Златоуста с
надписью на них и устроил над надгробием великой княгини бархатный покров, а
также подарил в монастырь серебряное золоченое блюдо.
В третьей могиле у южных ворот покоилась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая
супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I. В середине января 1694 года она
почувствовала первые признаки предсмертной болезни и 20 числа призвала к себе
патриарха Адриана с духовенством, приобщилась Святых Тайн, освятилась елеем и
благословила обоих царей, Ивана и Петра. В следующие три дня государыня повелела
отдать все свои царские одеяния в церкви, сокровища разделить между бедными, а
накануне кончины своей (24 января) упросила царей сложить казенные долги и
отпустить узников.
Петр I был глубоко опечален кончиной матери, велика была скорбь и всего народа
православного, лишившегося в лице Натальи Кирилловны своей благодетельницы.
Когда гроб с ее телом вынесли из царского дома, великое множество людей всякого
звания бросилось к нему со слезами, и поПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ КНЯГИНЬ 221
гребальное шествие с трудом могло двигаться среди рыдающей толпы к Вознесенскому
собору.
Великие князья и государи российские много жертвовали в Вознесенский собор, и в
его ризнице постепенно скапливались большие сокровища. Но в 1812 году французы,
не пощадившие кремлевские дворцы и соборы, многое растащили и из Вознесенского
собора. Правда, некоторые реликвии и вещи из утвари храма и ризницы уцелели
благодаря игуменье Трифене, которая перевезла их в Вологду.
В 1822 году стараниями игуменьи Афанасии и на добровольные пожертвования над
мощами преподобной Евфроси-нии была устроена бронзовая высеребренная чеканная
рака с сенью над ней. Через 50 лет мать-игуменья Сергия устроила более
благолепную раку с балдахином для мощей преподобной Евфросинии, тогда же был
украшен драгоценными камнями и золотом и киот у ее гробовой иконы.
В 1929-1930 годы Вознесенский монастырь снесли, а на его месте построили школу
курсантов им. ВЦИК (ныне - один из корпусов бывшего Президиума Верховного Совета
СССР). Благодаря стараниям комиссии, созданной архитекторами В.К. Клейном и Н.Н.
Померанцевым, саркофаги не были уничтожены, и их перенесли в подвал южной
пристройки Архангельского собора (Судную палату). Более того, во время переноса
их вскрыли и исследовали. При вскрытии саркофага Софьи Палеолог ученые
обнаружили ее останки, завернутые в саван из итальянской камки, сделанный
куколем (то есть углом на голове). На белокаменной крышке сохранилась надпись в
технике граффити, состоящая только из одного слова - Софья.
Софья (Зоя) Палеолог после гибели Византийской империи воспитывалась при дворе
римского папы. В 1469 году римской престол предложил великому князю московскому
Ивану III заключить с ней брак, имея при этом в виду далеко идущие планы -
окатоличить Русь и привлечь ее к военному союзу против грозной опасности с
Востока. Переговоры продолжались долго и только в 1471 году привели к желанному
результату. После длительного путешествия через всю Европу Зоя Палеолог 12
ноября 1472 года прибыла в Москву, где в тот же день состоялось ее венчание с
великим князем.
Долгая жизнь греческой царевны на новой родине была богата событиями, и одной из
главных проблем был возникший в конце 1490-х годов вопрос о престолонаследии,
так как у великого князя от первого брака с тверской царевной Марией Борисовной
был
^нщуц?
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
сын, что не раз приводило к осложнениям отношений между супругами.
Великая княгиня умерла в 1503 году, считается, что в возрасте 60лет, так как
точная дата ее рождения неизвестна.
Софью Палеолог погребли в юго-западном углу Вознесенского храма. Над ее могилой
не было надгробного памятника с резной плитой и надписью, так как она со всех
сторон была окружена надгробиями соседних захоронений. Саркофаг ее был сделан с
полукруглым изголовьем и мягкими плечиками. Как и в большинстве саркофагов
данного некрополя, в головной части погребального сооружения Софьи Палеолог
сделано специальное возвышение в форме ступеньки высотой 3 сантиметра. Снаружи
гроб тщательно отделан, но на поверхностях внутренних стенок и на дне саркофага
видны следы работы теслом.
Гробница Софьи Палеолог вскрывалась еще и в 1984 году. И в этот раз
исследователи обнаружили только несколько мелких обрывков ее савана: другие
остатки погребальных одежд великой княгини не сохранились. На лобной части
черепа Софьи Палеолог была найдена также только часть волосника (сетчатой
шапочки, в которую укладывались волосы), который по своей конструкции несколько
отличался от традиционных головных уборов того времени.
Великие княгини, царицы и царевны погребались в основном в простой светской
одежде, в монашеском облачении - единицы. Из цариц только Мария Долгорукова
(первая жена царя Михаила Федоровича Романова) похоронена в парчовом платье. В
саркофагах также отсутствовали какие-либо украшения, в том числе и кресты. Лишь
у одной из сестер Петра I на пальце было золотое кольцо.
При вскрытии захоронения Марфы Собакиной (третьей жены Ивана Грозного) * был
обнаружен удивительный биологический феномен. Она лежала в гробу как живая и не
была тронута тлением. Специалисты считают, что неизвестное ядовитое вещество,
которым отравили новобрачную, со временем забальзамировало ее тело.
В настоящее время и мужские и женские захоронения русских князей, княгинь,
царей, цариц и царевен находятся вместе - в Архангельском соборе. Исключение
составляет только Соломония - первая жена царя Василия III, дочь Ю.К. Сабурова,
потомка выходца из татарской Орды Мурзы-Чета.
т
* Ученые предполагают, что ее, видимо, отравили сразу же после свадьбы
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ НА ВАВЕЛЬСКОМ ХОЛМЕ 223
После 21 года супружества они не имели детей. Великий князь и княгиня жертвовали
вклады во многие монастыри, ездили на поклонение святым местам, применяли "чары
и ворожбу", раздавали милостыни, но ничего не помогало. И тогда Василий III
решился на развод, а Соломонию под именем Софьи постригли в монахини в
московском Рождественском монастыре и сослали в Каргополь. Однако к ней шло
очень много паломников, после чего решено было отправить ее в Суздаль - в
Покровский женский монастырь.
Великий князь женился во второй раз - на Елене Глинской, и через 3 года у них
родился сын Иоанн - будущий Иван IV Грозный. Таким образом, считается, что
главной причиной пострига Соломонии была бездетность царицы, однако, по
известной в научном мире "Легенде о принце Георгии", ее постригли, когда она
была уже беременной.
Из Суздаля по всей стране расползались слухи, что ссыльная Соломония родила сына
Георгия, и из документов известно, что это не было выдумкой. Чтобы обезопасить
сына, Соломония будто бы отдала его на воспитание верным людям, а сама
распустила слух о смерти младенца. Было инсценировано даже его погребение, когда
с подобающими обрядами была захоронена деревянная кукла.
Гробница таинственного Георгия сохранялась до 1934 года под видом гробницы
Анастасии Шуйской - дочери царя Василия Ивановича, сосланной вместе с матерью в
1610 году в Покровский монастырь Суздаля. Археологические раскопки показали: в
открывшемся гробике-колоде была найдена кукла, завернутая в шелковую рубашечку и
жемчужный свивальник. Костей погребенного ученые не обнаружили... По одной из
версий "Легенды о принце Георгии" Иван Грозный всю жизнь охотился за братом,
который будто бы стал знаменитым разбойником - атаманом Кудеяром. У
исследователей есть даже основания предполагать, что Иван Грозный вел
следственное дело о беременности Соломонии, но затем якобы все бумаги были
уничтожены...
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ НА ВАВЕЛЬСКОМ ХОЛМЕ
Старинный польский город Краков начинался на Вавель-ском холме, где возводились
крепостные стены и башни, королевский замок и кафедральный собор, запечатлевшие
тысяI
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
челетнюю историю польского народа. Вавель - это святыня, которая дорога сердцу
каждого поляка.
В XIII веке на холме был построен каменный палатин, а позднее - кафедральный
собор, который впоследствии не раз перестраивался. Таким образом, кафедральный
собор возводился в разные эпохи, и нередко камни разобранных стен предыдущего
храма становились стенами следующего. Поэтому во внешнем облике кафедрального
собора Кракова можно увидеть черты романской, готической, ренессансной и
барочной архитектуры. Самый первый собор на Вавельском холме начал возводить во
имя святого Станислава еще в XI веке король Болеслав Храбрый.
Святой Станислав был епископом Кракова во второй половине XIвека. Он открыто
критиковал короля Болеслава II за жестокость и развратный образ жизни и в конце
концов отлучил его от церкви. Тогда король приказал убить епископа, и тот был
убит прямо перед высоким алтарем собора. Святой Станислав был погребен в крипте
первой церкви, возведенной на Вавельском холме, а в XVII веке его останки в
резной серебряной раке перенесли на более почетное место. Голова святого
Станислава, по преданию, хранится в сакристии собора в золотом ковчеге.
Первый собор на Вавельском холме просуществовал недолго, и в период 1090-1130
годов его сменила более массивная базилика с двумя нефами и четырьмя башнями.
Базилика сильно пострадала во время опустошительного нашествия на Западную
Европу монголов, но фрагменты ее сохранились: это фундамент Часовой башни,
нижняя часть башни "Серебряные звоны" и крипта святого Леонарда. Крипта
построена из огромных, тщательно отесанных каменных блоков, что придает ей
особую суровость. Как и положено, эта древняя подземная чаКоролевские
гробницы в Вавеле
совня имеет собственВ
КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ НА ВАВЕЛЬСКОМ ХОЛМЕ
ное предание. Согласно ему, каждый год в ночь под Рождество все короли Польши,
погребенные в кафедральном соборе, собираются здесь на совет, чтобы обсудить
дела вековой давности. В крипте Святого Леонарда покоятся и останки легендарного
польского короля Яна III Собесского - талантливого полководца и храброго воина,
в 1683 году разгромившего турецкую армию, осадившую Вену.
Интерьер собора тоже производит впечатление величавой суровости, хотя он и
моложе крипты на целых два столетия. Вдоль боковых нефов и пристроенных к ним
часовен веками собирались шедевры польской скульптуры XIV-XVIII веков - гробницы
королей и королев, епископов и крупнейших магнатов. Самая древняя из них -
гробница Владислава Локе-тека, выполненная из серого известняка около 1340 года.
Король изображен лежащим на саркофаге в коронационных одеждах и с королевскими
регалиями в руках.
При Владиславе Локетеке на Вавельском холме в 1320 году начали возводить третий
храм - в готическом стиле, а закончен он был через 40 лет - уже в царствование
Казимира Великого, и с тех пор кафедральный собор является украшением старого
Кракова. Перед входом в собор, возле кованой двери с монограммой Казимира
Великого, на массивных цепях подвешены кости доисторических животных - берцовая
кость мамонта, ребро кита и череп мохнатого носорога. По поверью храм будет
стоять невредимым до тех пор, пока вход в него охраняют эти кости.
Монументальная гробница Казимира Великого - это уже образец зрелой краковской
готики. Королевский саркофаг сделан из песчаника и красного мрамора и украшен
тонкой резьбой. Большое портретное сходство изображения короля, тонкое чувство
света и пластики материала, высокое мастерство резьбы по камню - все говорит о
мастерстве резчика.
Гробница Владислава Ягеллона привлекает к себе внимание сочетанием готического
саркофага красного мрамора с ре-нессансным балдахином строгих изящных пропорций.
Скульптор, высекавший этот саркофаг, видимо, прошел хорошую школу в мастерских
Италии... Он с высоким профессионализмом создал портрет короля, а также удачно
расположил композицию на саркофаге, у подножия которого поместил фигуры собак и
соколов, напоминающие об охотничьей страсти Владислава Ягеллона. Выразительны и
своеобразны "сарматские" типы плакальщиков на стенках саркофага, в фигурах
которых скульптор изобразил представителей разных сословий Польши.
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
В 1447-1492 годах в кафедральном соборе возводилась часовня Святого Креста -
своеобразный мавзолей для Казимира Ягеллона и его супруги королевы Елизаветы.
Гробница короля, занимающая угловую часть часовни, - это одно из произведений
Вита Ствоша, созданных им в Польше и подписанным его полным именем. Рядом с
именем высечена дата "1492" - год смерти короля и одновременно год окончания
работы над гробницей, которая, по обычаю тех лет, была заказана еще при жизни
короля.
Гробница состоит из саркофага и балдахина, высеченных из камня. На стенках
саркофага В. Ствош тоже изобразил плакальщиков из разных слоев общества, однако
его скульптурные фигуры насыщены уже не "гробовым спокойствием", а беспокойством
и драматизмом земной жизни.
В 1517-1533 годах итальянский архитектор Бартоломео Бе-реччи по повелению
Зигмунта Старого возвел монументальную "Часовню Зигмунта" - мавзолей последних
Ягеллонов. Часовня эта - в плане квадратная, но массивность короба-куба
архитектор старался "разрядить" изящными пилястрами и ромбами руста. Почти все
пространство каждой стены восьмигранника занимают огромные круглые окна в тонкой
лепнине обрамления.
"Часовню Зигмунта" накрывает чуть вытянутый золотой ребристый купол с фонарем,
который венчается королевской короной. В нишах у основания купола расставлены
мраморные бюсты святых, в медальонах изображены царь Соломон, которому придано
сходство с королем Зигмунтом, и Давид - портрет Северина Бонета, королевского
советника и крупного финансиста.
По проектам талантливого архитектора не только строилась сама часовня, но
исполнялось и архитектурно-пластическое убранство ее интерьера. На внутреннюю
отделку капеллы Б. Береччи и 30 его помощников (польских и итальянских мастеров)
потратили 11 лет. Богатство лепных орнаментов, обилие рельефов на библейские и
мифологические сюжеты, общий декор интерьера - все создает атмосферу более
мирскую, чем мистическую. В нишах у стен расположились королевские гробницы:
вверху - Зигмунта Старого, внизу Зигмунта Августа (автор последней - Санти
Гуччи). По мнению искусствоведов, "Часовня Зигмунта" является "великолепнейшим
образцом итальянского Ренессанса по эту сторону Альп". Обе часовни были заказаны
еще при жизни королей, обе выполнены из красного полированного мрамора, и обе -
в духе эпохи гуманизма, хотя разделяют их четыре десятилетия. Фигуры королей на
саркофагах изображены не безжизненно,
МЕЧЕТИ СТАМБУЛА
а как людей, уснувших вечным сном. Однако характерно и то, что в той же "Часовне
Зигмунта" Санти Гуччи в 1477 году создал надгробную плиту над саркофагом Анны
Ягеллонки - самой, пожалуй, благочестивой и чопорной польской королевы. И перед
нами предстает типично готическая плита с фигурой, застывшей в "покойницкой
позе".
Перенос столицы Польши из Кракова в Варшаву и последующая цепь бедствий,
обрушившихся на Краков, привели к упадку Вавеля. Довершил дело третий раздел
Польши, после которого для Вавеля наступили черные дни. В 1846 году королевские
земли окончательно переходят к Австрии, и на Вавеле вовсю начинают хозяйничать
австрийские войска. На холме перестраиваются укрепления, для чего сносятся
средневековые крепостные стены и башни. Когда завоевателям понадобился плац для
военных упражнений, они снесли все, а также церкви Святого Михаила и Святого
Ежи, стоявшие на внешнем дворе королевского замка, и некоторые другие постройки.
Саркофаги и гробницы из кафедрального собора они намеревались перенести из
кафедрального собора в костел Святого Петра, чтобы огромное помещение собора
очистить для проведения солдатских молебнов. Но польская общественность собрала
огромный выкуп в 3 500 000 австрийских крон для строительства новых казарм за
городом, и австрийцы покинули Вавель, а вскоре и Краков... После их ухода сразу
же начались реставрационные работы.
Мы упомянули только о нескольких часовнях кафедрального собора в Кракове, всего
же их в соборе 19; они последовательно нанизываются точно вдоль оси, параллельно
центральному нефу. В гробницах этих часовен покоятся останки Тадеуша Костюшко -
борца за независимость Польши, а также останки Адама Мицкевича и Ю. Словацкого,
которых называли "пророками Польши". В крипте среди выдающихся людей страны
упокоился и маршал Юзеф Пилсудский - первый президент независимой Польши...
МЕЧЕТИ СТАМБУЛА
В 658 году до н.э. греческие колонисты из Мегары основали на острове,
расположенном между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, город Византии,
который вскоре занял видное место среди других греческих полисов. В мае 330 года
император Константин переехал в Византии со своим двором,
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
Мечеть в Стамбуле
так как решил сюда перенести столицу Римской империи. Он назвал город Новым
Римом, но название это не прижилось, и город стал именоваться Константинополем.
Император стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим,
поэтому по его приказу из других городов в Константинополь были привезены лучшие
скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Дело императора
Константина продолжили его потомки, и город, раскинувшийся, как и Рим, на семи
холмах, становился все прекраснее. Широкие улицы с крытыми галереями, просторные
площади с колоннами и статуями, великолепные храмы, дворцы и триумфальные арки
восхищали всех, кому доводилось в нем побывать. Поэтому неудивительно, что
многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем. Его
осаждали греки и римляне, персы и болгары, дружины киевских князей, арабы и
турки.
В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в
Истанбул (Стамбул). Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало
приспосабливаться к турецкому укладу жизни, причем каждый строМЕЧЕТИ
СТАМБУЛА
ил свой дом там, где ему нравилось. Улицы сужались, дома отгораживались от
внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того темные уличные
проходы. Но город и украшался. Строились мечети, и их в Стамбуле столько, что
перечисление только главных из них может занять довольно много времени.
Рядом с каждой мечетью, как правило, находятся могилы ее основателя, его жен и
детей. В тюрбе (закрытых гробницах) хоронили только святых, султанов и очень
важных лиц. Большинство тюрбе представляют собой восьмиугольные здания, в
которых каждый угол соответствует именам Аллаха, пророка Мухаммеда и шести
имамов. Гробница основателя всегда располагается против двери мечети, а могилы
его жен и детей - в симметричном порядке вокруг тюрбе, величина которого зависит
от положения усопшего. В тюрбе стоит гроб с прямоугольным основанием и с крышкой
в форме призмы. Гробницы покрываются богато вышитыми золотом и серебром черными
бархатными покрывалами, а иногда дорогими шалями, побывавшими в Медине, где они
лежали на гробнице пророка, или в Мекке. В тюрбе очень знатных лиц есть особые
сторожа (тюрбедары), которые постоянно читают Коран.
Над могилой султана Мехмеда II Завоевателя возвышается самая высокая гробница
Стамбула, заложенная в 1471 году. Видная издалека, мечеть эта возведена на том
холме, где когда-то император Юстиниан воздвиг церковь Святых Апостолов,
считавшуюся самой красивой после собора Святой Софии. За историю своего
существования церковь Святых Апостолов пережила много разрушений, грабежей и
кощунств над могилами императоров и патриархов. А потом ее и вовсе разрушили
вместе с храмом Цибис, но султан Мехмед Завоеватель повелел греку Христодулосу
возвести нынешнюю мечеть. Постройка ее продолжалась 5 лет, в течение которых
прах и кости смешались со щебнем, шедшим на фундамент.
Много раз разрушали эту мечеть и землетрясения, но каждый раз ее
восстанавливали. Сейчас она занимает огромное пространство, на котором
разместились 2 двора, 8 колледжей, госпиталь, кладбище с восьмиугольным
мавзолеем Мехмеда Завоевателя, могилы его любимой жены Гюльбахар (матери султана
Баязета) и разных государственных сановников.
Султану Мехмеду II приписывают и сооружение священнейшей мечети Эйюба,
построенной турками в 1458 году - через 5 лет после завоевания Константинополя.
Мечеть утопает в зелени деревьев, это настоящий сад кипарисов и тюльпанов, весь
окутанный спокойствием и т
...Закладка в соц.сетях