Жанр: Энциклопедия
Сто великих мыслителей
...денция: борьба Вивекананды с оккультизмом, равно как и с
традиционными предрассудками и суевериями, высокая оценка роли наук, светского
образования.
Во-вторых, Вивекананда разрабатывает ряд проблем, которыми попросту не мог
заниматься Рамакришна, не получивший соответствующего образования. Таково
сопоставление ряда аспектов исторического развития культуры в Индии и Европе
(постоянно проводимое Вивеканандой с целью критики европоцентризма) .
Наконец, в-третьих (и это, пожалуй, самое главное), у Вивекананды произошло
весьма характерное изменение акцентов по сравнению с Рамакришной; социальные
вопросы все более выдвигаются у него на первый план. Впоследствии некоторые
ученики Рамакришны будут упрекать Вивекананду в отходе от мыслей учителя,
выразившемся в преувеличении значения национальных проблем, в излишнем
настаивании на необходимости служения обществу и т. д Отвечая на эти упреки,
Вивекананда всегда подчеркивал, что интересы Индии для него важнее всего, в том
числе даже авторитета Рамакришны.
Выступления Вивекананды в Америке оказали влияние на пробуждение национального
самосознания в Индии. Десятки индийских газет разнесли слова Вивекананды по
всему Индостанскому полуострову. Деятельность Вивекананды вызвала ожесточение у
ряда сторонников индуистского традиционализма, равно как и в кругах, близких к
миссионерам. Впоследствии в одном из своих интервью Вивекананда иронически
суммирует высказывания противников о его моральном облике: "Они утверждали, что
у меня гарем из жен и с полбатальона детей".
Но популярность Вивекананды растет. По всей Индии прокатывается волна митингов в
его поддержку, ему посылают многочисленные приветственные адреса. Вот
характерный отрывок из выступления Нарендранатха Сена на митинге в Калькутте
(сентябрь 1894 году): "Успехи Вивекананды воодушевили индийскую нацию. Это -
проблеск света на мрачных страницах современной индийской истории, и он
преисполнил сердца индийцев такой надеждой, которой они еще не испытывали...
Индийцы забыли все свои сектантские различия и объединились, чтобы почтить
великого индийского посланца на
СВАМИ ВИВЕКАНАНДА
529
Запад... Национальная жизнь проявляется повсюду, и никто не может сказать, что
индийцы - мертвая или инертная нация.. ".
Возвращение Вивекананды в Индию (15 января 1897 года) стало событием
общенационального значения, подлинным триумфом. По словам "Индиан нейшн", "он
оставил Индию как нищий, а вернулся как принц". Огромные толпы народа встречают
Вивекананду на всем пути его следования - "от Коломбо до Альморы" (так будет
назван впоследствии сборник его выступлений на митингах в различных городах
Индии)
Люди ложатся на железнодорожные пути, по которым следует его поезд, чтобы хоть
ненадолго задержать его и выслушать от него несколько слов, раджи впрягаются
вместо лошадей в колесницу, в которой он едет, на пути его следования
воздвигаются десятки триумфальных арок...
По приезде в Индию Вивекананда основывает миссию Рамакришны (1 мая 1897 года) и
"обители" в Белуре (январь 1897 года) и затем вместе с учениками, супругами
Севье, в Альморе, выпускает ряд газет. Наиболее важное из этих начинаний "Миссия
Рамакришны", в уставе которой записаны следующие цели: "1) приготовлять людей к
преподаванию знаний и наук, могущих служить к увеличению материального и
духовного благосостояния масс"; 2) "поощрять искусства и ремесла и оказывать им
поддержку". И, наконец, третий пункт гласит: "3) внедрять и распространять в
массах ведантические и иные религиозные идеи в том виде, как они были разъяснены
в жизни Рамакришны". "Миссия" открывает ряд школ и больниц, а в 1898-1899 годах
активно борется с эпидемиями холеры и чумы.
И все же самым важным были не организационные начинания Вивекананды, а его
многочисленные выступления, в которых он резко осуждал систему кастовых
привилегий, отстаивал необходимость всеобщего образования, призывал к
прекращению религиозной розни, к национальному единству, к широкому участию масс
в общественной жизни, к гражданскому мужеству и, если необходимо,
самопожертвованию. Вивекананда, более чем кто-либо иной, в эти годы
способствовал тому преобразованию традиционного религиозного идеала, которое так
ярко проявилось в начале XX века в колоритных фигурах ряда радикальных
политических деятелей Индии.. Это хорошо уловила одна из популярных индийских
газет "Махратта", давшая ему такую характеристику: "Вивекананда - саньяси, но
это не аскет старого гипа, для которого мир - ничто, а саньяси нового типа,
следующий "Бхагавадгите", для которого мир - все и кому его страна и народ
дороже, чем все остальное. Главный, ключевой мотив его философии - духовность не
созерцательная, а практическая. "Чтобы наводнить страну социалистическими и
политическими идеями, наводните ее идеями духовными", - говорит Свами. И это
дает нам - в двух словах - суть его философии и его патриотических устремлений".
В июне 1899 года Вивекананда, здоровье которого сильно пошатнулось, отплывает из
Калькутты на пароходе "Голконда" в Европу (одна из целей поездки - поправить
здоровье). Он вновь посещает Англию, США, а также Францию и ряд других стран
континентальной Европы, выступает на конгрессе по истории религий в Париже
(август 1900 года) с критикой европоцентристских теорий, встречается с такими
знаменитостями в мире искусств, как певица Эмма Кальве и актриса Сарра Бернар. В
Париже он беседует с Кро530
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
поткиным, который, возможно, оказал какое-то влияние на утопическисоциалистические
элементы его мировоззрения (впрочем, социалистические идеи
Вивекананда высказывал и до знакомства с Кропоткиным). Другой знаменитый
собеседник Вивекананды в Париже - изобретатель станкового пулемета Максим.
Любопытно, что Максим пытается сделать темой беседы "духовные" вопросы,
Вивекананду же интересует новейшая военная техника. И дело не в том, что в нем
"заговорила кровь" кшатрия. Вивекананда чувствует приближение войны. По его
словам, "Европа - обширный военный лагерь".
В декабре 1900 года Вивекананда возвращается в Индию, он большей частью
безвыездно живет в Белуре. Здоровье его постепенно ухудшается, и 4 июля 1902
года в возрасте 39 лет (еще в 1890-е годы он предсказывал, что не доживет до 40)
Вивекананда умирает. Смерть его овеяна легендами, его ученики не хотели верить в
естественность этого события и постарались окружить его ореолом таинственности.
Сам Вивекананда категорически отказывался обсуждать тему о посмертном
существовании. Он говорил ученикам: "...бросим все эти сказки религии, раковины,
в которые трубят, колокола, в которые звонят, факелы, которыми размахивают перед
изображением божества. Бросим всю ученую гордость шастры, все эти садханы, чтобы
достигнуть самого мукти! Будем ходить из деревни в деревню и посвятим нашу жизнь
служению бедным!" И, наконец, он заявил: "Чем старше я становлюсь, тем глубже я
понимаю смысл индийской идеи, что самое высшее из существ - это человек!".
Таково было завещание Вивекананды.
Теперь в Индии его знают практически все. Одна из первых книг, с которыми
знакомятся миллионы индийских детей в начальных классах школы, - это
"Вивекананда для детей". Сочинения Вивекананды опубликованы на 15 языках мира.
Но, быть может, более всего способствовала известности Вивекананды та дань
благодарности и уважения, которую отдали ему самые выдающиеся индийцы XX века -
Ганди: "Слова Вивекананды зажгли во мне пламя любви к Индии"; Неру:
"Вивекананда... был одним из великих основателей современного национального
движения в Индии"; Тагор: "Если вы хотите знать Индию, читайте Вивекананду".
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ
(1863-1945)
Русский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник комплекса современных
наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре
его естественнонаучных и философских интересов - разработка целостного учения о
биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский - один из
создателей антропокосмизма - системы, в которой природная (космическая) и
человеческая тенденция развития науки сливаются в единое целое. Основные
произведения: "Биогеохимические очерки" (1922-1932, 1940), "Химическое строение
биосферы Земли и ее окружения" (1965), "Живое вещество" (1978).
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ
Родился будущий ученый 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора
политической экономии Ивана Васильевича Вернадского от второго его брака с Анной
Петровной Константинович, дочерью малороссийского помещика, бывшей в молодости
хоровой певицей и вокальным педагогом.
Когда Владимиру было всего пять лет, семья перебралась на родную для отца и
матери Украину. Детство свое, проведенное в Харькове, Вернадский считал одним из
счастливейших периодов жизни. Именно тогда он не просто увидел природу во всем
ее естестве, а вжился в нее. Большое влияние на него оказали близкие люди. Это и
няня с ее добротой, житейской мудростью, естественностью культурно-религиозных
традиций; и дядя Евграф Максимович Короленко (писатель В.Г. Короленко был
троюродным братом Владимира Ивановича) с его богатым воображением, увлеченностью
эволюционной теорией и поэзией звездного неба и космоса; и старший сводный брат
Николай, с его необычайно широкой одаренностью, который для младшего стал первым
учителем в мире культуры; и баловавшие его сестры, и любящая мать, и отец,
сумевший привить любовь к Родине и уважение к иным странам и народам.
Однако детские годы Вернадского не были сплошным праздником. Тяжелая болезнь
отца, чуть не стоившая ему жизни, и другое потрясение - смерть Николая - вызвали
глубокие переживания и раздумья. "Мои заметки и воспоминания 1874 года" - такое
название носят его записи в год, когда он теряет брата и начинает систематически
вести дневник. В них есть такое признание: "Да, есть две вещи, которые нелегко
перенести, - горе, постигшее семейство, и потерю Отечества". Как это ни странно,
но, возможно, в переживаниях этого времени лежит глубинная первопричина его
будущей всецелой обращенности к науке. Оказывается, с детства Владимир был
наделен странными, пугавшими его самого качествами: он страдал наследственным
лунатизмом, ему было дано во сне и наяву вызывать образы дорогих людей, в том
числе умерших, причем в яркой, галлюцинаторной форме, и вступать с ними в
контакт. Сразу после смерти брата, с которым его соединяла такая интимная,
душевная связь, он вначале "из-за страха" (его собственное объяснение в поздних
дневниках) стал решительно глушить в себе такого рода мистические рецепторы.
Учеба в гимназии, сначала харьковской, а затем петербургской, не вызвала у него
энтузиазма и осталась в памяти в связи с устойчивым чувством несвободы. Он
находил отдушину в чтении и беседах с отцом и друзьями Две темы
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
волновали Вернадского более всего: судьба славянства и его будущее (в эти годы
шла русско-турецкая война) и природоведение (гимназии давали естественные
дисциплины в крайне ограниченной и примитивной форме). Решив, что "по двум путям
углубляться невозможно", увлеченный миром, открывшимся ему на страницах книг А.
Гумбольдта, Ч Дарвина, Владимир делает свой выбор
Студентом естественного отделения физико-математического факультета
Петербургского университета Вернадский становится в восемнадцать лет. И еще одна
удача в жизни - учителя. Ими оказались люди творчески свободные, волевые,
порядочные: химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, физиолог И. Сеченов, ботаник А.
Бекетов и особенно В. Докучаев, почвовед, давший толчок к созданию
синтетического естествознания, соединяющего в систему природу живую и мертвую.
Кроме обязательных предметов Вернадский посещает лекции на других отделениях;
намечает обширную программу самообразования, в которую входит значительный блок
наук общественных история, демография, философия, политэкономия. Его интересуют
нестандартные концепции в естествознании, истории науки, художественном
творчестве, религиеведении; он сотрудничает в научно-литературном обществе;
участвует в экспедициях и полевых наблюдениях.
В университетской среде он находит людей, близких по духу. Кружок, который со
временем стал называться "Братством", сложился к окончанию Владимиром
университета, и тридцать пять лет его члены находились в постоянной переписке и
встречались, когда такая возможность представлялась, 30 декабря. В "Братство"
входили кроме Вернадского востоковед С Ольден-бург, его брат педагогпросветитель
Ф. Ольденбург, писатель и общественный деятель Д. Шаховской,
историки А. Корнилов и И. Гревс, геоботаник А Краснов (товарищ Вернадского еще
по гимназическим годам) и другие К кружку примкнула группа девушек, занимавшихся
изданием и распространением литературы для народа (среди них была Наталья
Егоровна Старицкая, вскоре ставшая женой Вернадского). Важнейшими правилами
своей жизни они объявили: "1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя)
как можно меньше. 3. На чужие беды смотри, как на свои". Примечательно, что эти
принципы члены кружка свято соблюдали всю жизнь.
После завершения учебы Вернадский становится хранителем Минералогического
кабинета Петербургского университета. Сфера его научного интереса - минералогия,
кристаллография, почвоведение. Одновременно он участвует в заседаниях научнолитературного
общества и возглавляет Совет объединенных землячеств университета.
Ему небезразличны политические проблемы России и неприемлем курс царствования
Александра III. В результате последовали донос и угрозы отставки. Владимир
Иванович сумел получить заграничную командировку для подготовки к профессорскому
званию, на несколько лет он покидает Россию. В Германии, Англии, Италии и
Франции Вернадский занимался кристаллографией, серьезно изучал литературу по
истории естественных, гуманитарных и технических наук В 1890 году Вернадский был
научным консультантом почвоведческого раздела русского павильона Всемирной
выставки в Париже.
В том же году он принял приглашение в Московский университет Очень
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ
скоро как коллеги, так и студенты убедились, что с ними рядом появился
перспективный ученый, эрудированный человек, интересный педагог Он защитил
магистерскую, а потом и докторскую диссертации, появляются ученики и
последователи. В Москве Владимир Иванович продолжал общаться с членами
"Братства", встречался с Л Н. Толстым, философами братьями Трубецкими, историком
П Н. Милюковым, юристом П.И. Новгородцевым
Являясь сторонником конституции и гражданских прав, Владимир Иванович участвует
в земских съездах, печатает статьи, выступает с докладами. Вернадский становится
членом Тамбовского земского собрания, принимает самое деятельное участие вместе
со своими друзьями в помощи голодающим в 1891-1892 годах. Он оказывается одним
из инициаторов реформы высшей школы, создания политических партий в России. В
октябре 1905 года в стране появляется первая легальная партия конституционных
демократов (кадетов) "Партия народной свободы". Вернадский вошел в ее ЦК.
Академия наук и университеты выбирают ученого в Государственный совет, который
произвел на него впечатление "необычайно малой умственной силы".
Удивительно, что при такой занятости Владимир Иванович вел чрезвычайно
интенсивную научную работу. В докладе на XII съезде русских естествоиспытателей
и врачей он практически положил начало науке геохимии, сделав шаг к созданию
обновленной картины мира, соответствующей данным науки XX века. "Развитие
научной мысли... это или область жизни, или область искусства, или область
философии".
Все изменилось внезапно. В начале 1911 года университетское начальство издало
провокационный приказ о запрещении студенческих демонстраций. Аресты среди
студентов вызвали возмущение ректората и профессоров - более 120 педагогов
подали в отставку. Университет покинули Лебедев, Тимирязев, Вернадский,
Зелинский и другие.
Через двадцать лет Вернадский возвращается в Петербург. В 1912 году его избирают
академиком Российской Академии наук Но начинается война Несмотря на это, ученый
развивает бурную деятельность по созданию первой в России радиохимической
лаборатории Побывав в Канаде (там проходил Международный геологический
конгресс), Владимир Иванович серьезно задумывается о влиянии научно-технического
прогресса на окружающий мир и о необходимости создания специальной комиссии по
изучению естественных производительных сил.
К началу 1917 года в стране усиливается социальный кризис. В феврале на
удивление быстро меняется власть. Вернадский как член Государственного совета
подписывает телеграмму царю с предложением об отречении Затем его карьера
стремительно развивается следующим образом профессор Московского университета;
председатель комитета Министерства земледелия и комиссии по ученым предприятиям
и научным учреждениям Министерства просвещения; заместитель министра во
Временном правительстве В ноябре, опасаясь ареста и невозможности заниматься
научной деятельностью, Вернадский уезжает на Украину. Работа над открытием
продолжается. ("Как не подвергаю я самокритике свою работу, все же в таком виде,
мне кажется, природу никто не охватывал".) Одновременно он включается в работу
по организации Украинской Академии наук и становится ее первым президентом
(1919) Владимир
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Иванович пытается развернуть исследования, борется за жизнь академии в период
смены одной власти на другую, стремится собрать семью, разбросанную по югу
России, защитить себя и свои работы, тяжело болеет тифом, продолжает
преподавательскую деятельность и даже становится ректором Таврического
университета в Симферополе.
В самые первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу
русской государственности, разрушение культуры: "Я не могу себе представить и не
могу примириться с падением России, с превращением русской культуры в турецкую
или мексиканскую" (дневник от 30 августа 1920 года). Вину он возлагает и на
интеллигенцию, зараженную "маразмом социализма" в его плоско-материалистическом
варианте, и на невежество народа. "Русское освободительное движение", в котором
он сам участвовал, представляется ему теперь "чем-то мутным, наполненным
насилием и ложью", а "большевизм - его законным детищем", причем как самое
ужасное в новом строе переживается "влезание в душу, в самое интимное". "Где
искать опоры9 - задавал себе ученый вопрос еще в марте 1918 года и отвечал: -
Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа". На этом он
стоял до конца.
В Петроград Вернадский возвращается в 1921 году благодаря ходатайству своего
бывшего ученика, наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Разруха и беспорядки,
голод и отсутствие необходимых условий для научной работы - таковы знамения того
времени. Ответственность за судьбу России заставила Владимира Ивановича отринуть
мысль об эмиграции. Он заведует музеями, возглавляет работу в радиохимической
лаборатории, организует метеоритную экспедицию, читает лекции, участвует в
комплексных исследованиях Кольского полуострова. И все это вопреки угрозе
здоровью и жизни (в 1921 году он был подвергнут краткому аресту). Возобновляются
встречи "Братства". В начале 1922 года наконец открывается Радиевый институт.
Важный этап в жизни и творчестве Владимира Ивановича Вернадского - командировка
во Францию, которая продлилась три с лишним года. Ученый был избран профессором
Сорбонны и приглашен для чтения лекций по геохимии. На Западе Вернадский
встречает среди русских эмигрантов много давних знакомых и друзей по научной и
политической деятельности. Владимир Иванович делает окончательный выбор - он
посвящает себя научному творчеству и покидать Россию не собирается, хотя там
"все сдерживается террором".
Вернадский читает курс лекций и готовит его к изданию; знакомится с новостями
мировой науки и трудами выдающихся ученых; обсуждает научные проблемы с
Резерфордом, Ланжевеном. Он издает "Геохимию", подготавливает к печати один из
основных своих классических трудов - "Биосфера". Но главное, он создает учение о
ноосфере (с греческого: "сфера разума"), которое будет развивать и
совершенствовать до последних дней своей жизни.
Вернадский встречается с философами Эдуардом Леруа и Пьером Тейяр де Шарденом,
чуть позднее знакомится с идеей о ноосфере, прежде всего через лекционный курс
Леруа, опубликованный в 1928 году в книге "Происхождение человека и эволюция
разума". Именно в трудах Леруа появился термин "ноосфера". Владимир Иванович так
представлял духовную последовательность возникновения учения о ноосфере:
биогеохимический подход к биосфере, предложенный им парижской аудитории,
оплодотворяет мысль франВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ
цузских философов, сделавших следующий шаг, принятый уже, в свою очередь, им
самим. Ноосферные идеи Вернадский развивал в основном в 1930-е годы, прежде
всего в работе "Научная мысль как планетное явление", которая мыслилась как
своего рода огромное философское предисловие к итоговой, "главной книге"
"Химическое строение биосферы Земли и ее окружения" (оба произведения увидели
свет только в 1960-1970-х годах).
Авторы ноосферной теории ввели вопрос о происхождении и сущности жизни, а затем
и человека в общий космический процесс усложнения материи (стремление ко все
растущим соединениям элементов: атомы, молекулы, клетки, многоклеточные...).
Жизнь на Земле - отчетливое проявление этой универсальной тенденции. Там, где
материя кажется нам "мертвой", она в действительности лишь "дожизненна", в ней
брезжит потенция стать живой. В этом смысле жизнь - космическое явление,
поскольку ее нить таится в самих недрах материи. Очеловечивание (гоминизация)
жизни следующий, такой же великий скачок планетарного и космического развития,
как оживотворение (витализация) материи. Иначе говоря, появление человека,
дальнейшее, качественно новое развертывание задач самой биосферы, а за ней и
космического процесса. Преемственно связанный со всей эволюционной цепью жизни,
человек тем не менее является в мир как такое оригинальное целое, что его можно
считать даже не отдельным видом или даже царством природы, а "новым порядком
реальности", таким же широким и самостоятельным, как сама жизнь перед лицом
неодушевленной материи.
Человек - по отношению к природе, к биосфере, при всей физической внедренности в
них, - это равнозначащее им в "экономии вещей" явление, новая "оболочка"
планеты, "новая сфера". Развивается трудовая, социальная, творческая активность
человека, он расселяется по земле, растут средства сообщения, умножаются способы
хранения и передачи информации (а ведь в основе основ всех этих достижений лежит
всего одна духовная сила - человеческий разум!), человеческая специфичность все
более выражается в этой особой "сфере разума". Через преемственное, из поколения
в поколение распространение знаний и умений (а это началось с первых
фундаментальных открытий и созиданий человека: орудий труда, огня, приручения
животных, земледелия), через философский, нравственный, религиозный поиск,
искусство, науку уже идет своего рода коллективная цефализация, увеличивающая
объем общеземного мозга.
Для истинного торжества ноосферы, по мнению Вернадского, необходимы такие
предусловия, каких мир еще не достиг: "Два момента, следовательно, являются
предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней
природой и господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами".
Как ученый-натуралист Вернадский много сделал для объективного изучения
складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, как
выдающийся мыслитель он провидел сущность "ноосферы как цели", задачи и движущие
силы ее. Колоссальное изменение порядка вещей, какое происходит от вторжения
человека в природу, ученый поставил на точную научную основу, введя понятие
культурной биогеохимической энергии.
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
В XX веке, по мысли Вернадского, созревают значительные материальные предпосылки
для перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции
это вселенскость человечества, "полный захват человеком биосферы для жизни",
когда вся Земля до самых неблагоприятных мест преобразована и заселена, человек
проник во все ее стихии - землю, воду, воздух Второй фактор - единство
человечества, когда создаются сходные формы научной, технической, бытовой
цивилизации, самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами
передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией Третий фактор -
омассовле-ние общественной, исторической жизни, когда "народные массы получают
все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и
общественных дел" И, наконец, - рост науки, превращение ее в мощную
геологическую силу, главную силу создания ноосферы, таящую в себе потенцию
развития, фактически безграничного
В начале 1926 года Вернадский возвращается в Ленинград Действительность в России
его неприятно поразила Вернувшись в академию, он сосредоточился на деятельности
Радиевого института, Комиссии по изучению естественных производительных сил
России Очень быстро из печати выходит его работа "Биосфера", в которой он
обосновывает мысль о том, что "биосфера - это биокосное природное тело, для
которого характерна закономерная организованность движения материи и энергии под
влиянием живого вещества" Выйдя тиражом в 2000 экземпляров, книга имела огромный
успех и не только в научных, но и в широких культурных кругах
Огромные силы уходят на организацию работы института, получение для него
необходимого оборудования, основание биогеохимической лаборатории - прототипа
Института живого вещества Владимир Иванович участвует в экспедициях, в течение
десяти лет (до 1937 года) по нескольку месяцев проводит за границей ежегодно
Упрочилось его международное признание
Сосредоточившись на научных проблемах, Вернадский начинает разрабатывать
несколько идей одновременно П
...Закладка в соц.сетях