Жанр: Энциклопедия
Сто великих мыслителей
... страданием, скукой
Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от
страдания лишь в конкретном его выражении Таким образом, в мире господствует
неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в
самой "воле к жизни"
Поэтому для Шопенгауэра оптимизм - это просто насмешка над страданиями человека
В свое время Лейбниц называл существующий мир наилучшим из возможных миров,
сформулировав теорию оптимизма Шопенгауэр, наоборот, называл существующий мир
"наихудшим из возможных"
Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме, который наступает, когда
человек приходит к тому, что наряду с жизнью уничтожается и мировая воля, так
как тело является проявлением воли Раз уничтожается воля, то уничтожается и весь
остальной мир, так как субъекта без объекта не существует
В области политики Шопенгауэр был сторонником полицейского государства,
применяющего насилие Он полагал, что государственные акции направлены против
вредных следствий, которые проистекают из многих эгоистических действий людей
Пессимистическая философия Шопенгауэра при его жизни не пользовалась успехом
Когда Шопенгауэр назначил свою лекцию одновременно с Гегелем, к нему никто не
пришел Воззрения Шопенгауэра получили распространение только во второй половине
XIX века, послужив источником формирования философии жизни В это время своего
рода
ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ
397
философской модой становятся пессимизм и скептицизм И Шопенгауэр превращается во
властителя дум
Шопенгауэр оказал влияние на Р Вагнера, Э Гартмана, Ф Ницше и др Он стал
предшественником иррационализма, интуитивизма и прагматизма
ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ
(1794-1856)
Русский философ, мыслитель и публицист Родоначальник русской религиозной
философии Основные произведения- "Философические письма" (1836), "Сочинения и
письма" (т. 1-2,изд 1913-1914) Высказал мысли об отлученности России от
всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве,
препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической
миссии. В "Апологии сумасшедшего" (1837), написанной в ответ на обвинения,
выразил веру в историческую будущность России
История оригинальной русской общественной мысли, по Бердяеву, начинается с 1829
года, когда было написано послание П Чаадаева Е Пановой, опубликованное затем в
журнале "Телескоп" "Это крик отчаяния человека, любящего свою родину" Чаадаев
считает, что русские как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь
затем, чтобы преподать ему (человечеству) урок
Петр Яковлевич Чаадаев родился 8 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года Уже в
трехлетнем возрасте мальчик остался без родителей После смерти отца и матери он
вместе с братом Михаилом попал из захолустья Нижегородской губернии в московский
дом князя Д М Щербатова, ставшего, совместно с графом Толстым, их опекуном
Отец его, Яков Петрович Чаадаев, в составе лейб-гвардии Семеновского полка
участвовал в Шведской компании и получил Георгиевский крест Выйдя в отставку в
чине подполковника, он служил советником Нижегородской уголовной палаты Когда
Яков Петрович женился на Наталье Михайловне Щербатовой, род Чаадаевых соединился
с одной из древнейших и именитейших русских фамилий, ведущей свое происхождение
от святого князя Миха398
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ила Черниговского В семье родились двое сыновей - Михаил (1792) и Петр (1794)
Большинство исследователей указывает на поразительное сходство Чаадаева с
известным историком и общественным деятелем екатерининской эпохи князем М М
Щербатовым Мать Чаадаева была дочерью этого знаменитого общественного деятеля,
темпераментного обличителя пороков дворянского сословия и царской фамилии
Чаадаев был, как пишет М Н Лонгинов, "вполне внук своего деда, за исключением
чинов и лент "
Биографы отмечают в Чаадаеве не только замечательную образованность, но и
чрезвычайный ум, живость характера, самобытность и самостоятельность суждений,
большую любовь к книге Честный, смелый, независимый, отзывчивый, впечатлительный
- вот неполный перечень эпитетов, которыми пестрят биографические записки о нем
В 1808 году Петр и Михаил Чаадаевы вместе с двоюродным братом Иваном Щербатовым
поступили в Московский университет
Чаадаев весьма одобрительно отзывался о лекциях ряда профессоров Но еще более
уважительно относился он к сообществу прогрессивно настроенных сокурсников,
впоследствии ставших видными общественными деятелями В одно время с Чаадаевым
учились более двадцати будущих декабристов Наиболее близкие отношения
установились между Чаадаевым и А Грибоедовым, И Снегиревым, И Щербатовым, И
Якушкиным, П Кавериным, Никитой и Артамоном Муравьевыми, А Якубовичем и др
Если судить по отзывам Чаадаева о профессорах, то его захватили в студенческие
годы такие науки, как русская поэзия и красноречие, философские и политические
науки, римское право и история, политическая экономия и дипломатия
Диспуты, литературные кружки, театральные представления, инсценировки судебных
процессов - вся атмосфера студенческого общения располагала к свободному обмену
мнениями В те же годы профессор Цветаев преподавал впоследствии запрещенное
естественное право Критическое отношение его к существующим в России порядкам не
могло не быть темой студенческих разговоров Не только Монтескье, но и Вольтер и
Руссо входят в предмет обсуждений Студентам известны произведения Радищева и
Новикова В собранной к 1812 году библиотеке Чаадаева (одной из самых богатых в
Москве), которой активно пользовались его друзья, были и книги, запрещенные
царской цензурой
После окончания университета братья Чаадаевы оказались перед выбором дальнейшего
жизненного пути Предстоящий выбор облегчался семейной традицией - многие
родственники Михаила и Петра как по отцовской, так и по материнской линии в
разное время служили в лейб-гвардии в Семеновском полку
Отечественная война объединила передовые силы России в едином патриотическом
порыве В мае 1812 года Чаадаев вступает юнкером в гвардию и затем определяется
подпрапорщиком в Семеновский полк Эта дата позволяет сделать вывод, что отнюдь
не карьера, или во всяком случае не только она, привела его в армию Он шел
защищать Россию
Чаадаев - герой Бородина, участник многих сражений В свете увиденноПЕТР
ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ
го и пережитого неизбежно должен был задуматься Чаадаев над судьбами мировой
истории, над общекультурными процессами и социально-политическими проблемами
своей родины Может быть, революционные события в Испании, в Неаполе, в Греции, в
Пьемонте вновь и вновь заставляли мучительно переоценивать и переосмысливать
накопленный интеллектуальный и жизненный материал9
С 1817 по 1821 год Чаадаев служит адъютантом командира гвардейского корпуса
Васильчикова, в лейб-гусарском полку, который стоял в Царском Селе Именно к тому
времени относится дружеское общение с Пушкиным, основанное на общей склонности к
глубокому размышлению, на стремлении осмыслить русскую действительность
Петр Чаадаев был чрезвычайно яркой фигурой в петербургском обществе Он часто
общался с великими князьями Константином и Михаилом Павловичами, милостиво к
нему расположенными Чаадаев был замечен и самим царем Александром I
Никто, кроме самых близких по духу людей, не мог сомневаться в блестящей карьере
молодого офицера Стоит ли удивляться поэтому, какой неожиданной для многих
явилась отставка Чаадаева, как много разных толков и слухов она вызвала И хотя
выходы в отставку в тот период (в том числе и в знак протеста против режима) не
были редкостью, они, во-первых, не были столь заметны, а, во-вторых, их мотивы
тщательно скрывались
В октябре 1820 года произошло очередное возмущение деспотическими аракчеевскими
порядками, на сей раз - в гвардейском Семеновском полку, над которым шефствовал
сам Александр I Сообщить о перипетиях семеновской истории царю, находившемуся в
Троппау на конгрессе пресловутого Священного союза, взялся адъютант командующего
корпусом графа Васильчикова Петр Чаадаев Многие усмотрели в этом поступке
стремление еще больше приблизиться к престолу, желание сделать карьеру (флигельадъютан
тские эполеты, дескать, не давали ему покоя) и отвернулись от него,
предполагая предательство по отношению к товарищам-сослуживцам Его упрекали в
шаткости, нетвердости, бесхарактерности, отсутствии ясного понимания вопроса
Чаадаев же надеялся, что милостивое отношение Александра к ротмистру, прошедшему
с Семеновским полком по полям тяжелых сражений Отечественной войны, могло
способствовать смягчению возможной суровости наказания
Александр I надежд не оправдал Он уже находился под влиянием реакционной
политики Меттерниха и был пленником аракчеевщины Можно предположить, что часовой
разговор с царем окончательно прояснил для собеседников, "кто есть кто" Но если
царь еще мог рассчитывать на благоразумие своего "верноподданного" и какое-то
время не закрывать для него карьеру, то Чаадаев "прозрел" окончательно Раньше
многих других в России он понял бесперспективность надежд на прогнивший режим
самодержавной власти
В декабре 1820 года Чаадаев подает в отставку Трудно выделить какую-либо одну,
решающую причину этого поступка Не исключено, что после беседы с царем погасли
надежды Чаадаева на "надлежащий путь" к славе, на соединение личной карьеры с
государственными преобразованиями
BI^ST ~ "aa.*sS'_feibd
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Волконский сообщил Васильчикову из Лайбаха о том, что государь изъявил согласие
на отставку Чаадаева, но без повышения в чине, так как со стороны получил о нем
сведения очень неблагоприятные. При этом запрещалось сообщать Чаадаеву о
подлинных причинах царской немилости, а при необходимости указать ему на его
молодость и недовольство государя его нежеланием продолжать службу.
Вопрос об отношении Чаадаева к декабрьскому восстанию и членстве его в тайных
обществах является предметом постоянных дискуссий. Сам Чаадаев на вопрос о
принадлежности к тайным обществам ответил' "Ни к какому тайному обществу никогда
не принадлежал. Мнение мое о тайных обществах видеть можно из находящейся в
бумагах моих речи о масонстве, писаной мною еще в 1818 году, где ясно и сильно
выразил мысль свою о безумстве, о вредном действии тайных обществ вообще О
существовании тайных обществ в России не имел другого сведения, как по общим
слухам. О названиях же их и цели никакого понятия не имел и какие лица в них
участвовали, не знал". Как бы то ни было, Чаадаев был в очень близких отношениях
с руководителями Северного общества. Но он всегда выступал против насильственных
методов ведения борьбы.
Чаадаев признавал, что перед отъездом из Петербурга за границу он виделся с
Матвеем и Никитой Муравьевыми, князем Трубецким и Николаем Тургеневым. Матвей
Муравьев-Апостол и Раевский провожали Чаадаева. Но ведь это элита тайного
общества!
Когда декабристы выступили против царя, Чаадаев был за границей. Еще в 1823 году
он отправился в трехлетнее путешествие. Петр Яковлевич посетил Англию, Францию,
Италию, Швейцарию, Германию.. В Карлсбаде он встречался с немецким философом
Шеллингом. На родину Чаадаев вернулся лишь осень 1626 года, когда его друзьядекабристы
были осуждены.
Поражение декабристского движения передовая общественность переживала очень
глубоко. У Чаадаева для этого были и причины личного характера. С осени 1826
года Чаадаев живет в имении тетки в Дмитровском уезде. Пять лет продолжается его
затворническая жизнь, наполненная напряженной мыслительной работой. Его позиция
в тот период очень хорошо иллюстрируется содержанием письма к Вяземскому:
"Неужто надобно непременно делать дела, чтобы делать дело? Конечно, можно делать
и то и другое, но из этого не следует, чтобы мысль... не могла быть вещь очень
дельная Настанет время, она явится и там".
В это время он познакомился с Екатериной Дмитриевной Паниной Ей было двадцать
три года, но она уже пять лет была замужем, правда, детей не имела. Екатерина
Дмитриевна выделялась в глазах Чаадаева из толпы беспокойством духа и
развитостью ума, умением находить "прелесть в познании и в величавых эмоциях
созерцания". Надо только, думал он, наполнить эти свойства существенным100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
тельно, Федоров стал инициатором новых форм ведения книжного дела, выдвинул идею
не только межбиблиотечного, но и международного книгообмена, использования в
читальных залах книг из частных коллекций и т д Он составил первый
систематический библиографический каталог книг, хранившихся в Румянцевском
музее. Особое значение Николай Федорович придавал книжной карточке-аннотации,
которую, по его мнению, должен был составлять сам автор произведения, стремясь к
достижению "идеальной полноты и вместе краткости", так, чтобы в случае гибели
книги ее можно было бы в какой-то мере даже восстановить, руководствуясь
карточкой как программой (поэтому по материалу он предлагал ее сделать трудной
для разрушения) Федоров говорил о необходимости "создания общими усилиями
цивилизованных народов всемирного систематического каталога"
В 1871 году Федоров познакомился с Толстым (об этом есть соответствующая запись
в его дневнике). Толстой стал частым гостем Федорова в его служебном помещении.
Однажды он попал в каморку, где жил философ, и был поражен аскетизмом его быта.
Федоров не принимал толстовского отрицания науки и учения о непротивлении злу
насилием; "общее дело" Федорова требует активного вмешательства знания в жизнь.
Как только он не называл его. "величайшим лицемером нашего времени",
представителем "опошлевшего иконоборства", "иностранцем, пишущим о России",
"панегиристом смерти" Однажды, вспоминает Линниченко, "когда Толстой стал
ссылаться на то, что уже раньше писал о вопросах, бывших предметом спора,
Николай Федорович ответил ему: "Да ведь вы, Лев Николаевич, тогда были не только
знаменитым писателем, но и неглупым человеком". Отношения между Федоровым и
Толстым испортились окончательно в 1892 году, когда Толстой опубликовал за
рубежом статью против русского правительства. Философ посчитал такой поступок
непатриотичным и не подал графу руки.
15 сентября 1898 года директор Румянцевского музея Михаил Алексеевич Веневитинов
подписывает прошение Николая Федоровича об отставке Этому акту предшествовали
почти полугодовые попытки отговорить шестидесятидевятилетнего Федорова от этого
шага: его упрашивала дирекция, писали письма сотрудники и читатели. Попытки
вернуть Николая Федоровича продолжались и после его окончательного ухода.
Официальной мотивировкой ухода было ухудшение здоровья, впрочем, вполне
реальное, но внутреннее побуждение оставалось все то же отдать оставшиеся силы
исключительно Делу.
Последние пять лет жизни Федорова чрезвычайно плодотворны: фактически все
работы, входящие во второй (опубликованный) и третий (неопубликованный) том его
трудов, написаны в это время И главное - он предпринимает вторую после "Вопроса
о братстве.. " попытку целостного изложения своего учения: "Супраморализм, или
Всеобщий синтез", основную часть которого составляют двенадцать пасхальных
вопросов, двенадцать блистательных сгустков, микрокосмов его мысли, вобравших в
свои глубочайшие формулы истины активного христианства Это своеобразный образец
нового "евангелия" такого христианства.
Федоров живет главным образом в Москве, летом перемещаясь в Сергиев Посад. В
последние годы жизни он вынужден был вновь поступить на службу
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВ
в архив Министерства иностранных дел- пенсия была так мала, что ее не хватало
даже при мизерных потребностях Николая Федоровича. В архиве он встретил не
просто уважение к своим деловым и личным достоинствам, но был согрет особо
внимательно-любовным, родственным отношением, какого ему недоставало всю жизнь И
в эту свою последнюю службу Николай Федо-' рович не мог не внести одушевление
своего Идеала. Ему виделось учреждение, призванное заняться изучением причин
розни, вражды, небратства, накопившихся между странами и народами, и возникало
видение будущего Министерства международных сношений и международного дела с
архивом, превращающимся в Международный музей мира.
В августе 1899 года он отправляется в дальнюю дорогу, в Асхабад, к своему
ученику Николаю Павловичу Петерсону Осенью они совершают путешествие на Памир
Достигнув цели, Николай Федорович пишет- "У подошвы Паропа-миза, на рубеже Ирана
и Турана" Паропамиз - это горная система в Афганистане, северные предгорья
которой заходят на территорию нашей страны. Бодрящие впечатления от путешествия
по древнейшим путям соединяются с глубокой историософией, с надеждой, что
Россия, умиротворительница степи и кочевников, поможет победить пустыню, голод и
смерть через всеобщую регуляцию этого края и станет воистину "Новым Ираном"
В начале 1900 года Николай Федорович уезжает из Асхабада Отъезд омрачен
очередной ссорой гостя с хозяином. И в этом году, кроме июльской публикации двух
статей Петерсона "К вопросу о лучшем устройстве нашей школы", в форме рецензии
на книгу воронежского писателя Евгения Марсова "Грехи и нужды нашей школы"
(1900), - кстати, хорошего знакомого и Петерсона, и Федорова, - ничего не
появляется Но с середины следующего года наступает настоящий бум вокруг
федоровских идей (поданных, естественно, анонимно). 3 и 5 июня "Асхабад"
публикует в подвале второй и третьей страницы на половину листа большую статью
Федорова "Разоружение. Как орудие разрушения превратить в орудие спасения" -
перепечатка из "Нового времени" от 14 октября 1898 года. Это одна из важных
работ Федорова, в ней изложены его проекты регуляции природы, превращения армии
в естествоиспыта-тельную силу и т. д., но в ней еще нет речи о главном - о
воскрешении и преображении умерших. И вот с 6 июля в пяти номерах "Асхабада"
печатается большая работа Федорова "Самодержавие", где уже прямо была высказана
главная Идея
Именно "Самодержавие" стало, наконец, той бомбой, что взорвала спокойствие,
вежливое равнодушие, царившее до этого по отношению к первым, частичным
обнаружениям идей "общего дела" Интересно, что, несмотря на всю остроту
полемики, по мере все большего прояснения федоровских идей, даже самые резкие
противники начали склоняться к признанию их важности и необходимости
систематического их представления.
Последние годы жизни Федорова были и необычайно плодотворны (почти все работы,
входящие в 3-й том его сочинений, написаны тогда), и особенно трудны Хотя
Федоров сохранял большую умственную энергию, физическое его здоровье ухудшалось.
Но главное - он ощущал почти полное духовное одиночество. Самым значительным его
последователем, кроме Петерсона, был
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Владимир Александрович Кожевников, ученый, философ и поэт, человек обширнейших и
разносторонних знаний, в совершенстве владевший восемью языками
Николай Федорович скончался 15 декабря (по старому стилю) 1903 года в Мариинской
больнице для бедных Как рассказывают, смерть наступила, по существу, случайно
Однажды в трескучие декабрьские морозы под нажимом знакомых Федоров изменил
своим привычкам ходить в легком платье круг лый год Его почти насильно одели в
шубу и посадили на извозчика, чего он никогда себе не позволял Результатом
явилась простуда и сильнейшее дву стороннее воспаление легких
Сергей Бартенев, известный музыкант своего времени, автор исследова ния о
Кремле, писал о впечатлении, которое произвела эта смерть "Не верилось, что этот
ополчившийся против смерти человек когда-нибудь умрет Когда это случилось и я
увидал его лежащего мертвым, помню, мир мне показался в овчинку, столь далеким,
столь маленьким1 Такого человека не стало1" Похоронили Николая Федоровича на
кладбище московского Скорбящен-ского монастыря (на нынешней Новослободской
улице) Могила философа, призывавшего живых обратиться сердцем и умом к
кладбищам, была снесена в 1929 году, место последнего упокоения утрамбовали под
игровую площадку Осуществилось зловещее пророчество Федорова о нравственном
одичании, одним из симптомов которого станет "превращение кладбищ в гульбища", а
"сынов человеческих" - в "блудных сынов, пирующих на могилах отцов"
Сразу после смерти Федорова Петерсон и Кожевников начали готовить к изданию все
труды, написанные их учителем В 1906 году в городе Верном (ныне Алма-Ата) вышел
первый том "Философии общего дела" всего в количестве 480 экземпляров Следуя
заветам покойного, ученики выпустили книгу "не для продажи" Часть тиража была
разослана по библиотекам, из другой части любой желающий мог себе бесплатно
заказать экземпляр у издателей Второй том был издан через семь лет, в 1913 году,
в Москве Был подготовлен к печати и третий том, содержавший ряд статей Федорова
и прежде всего его переписку, но наступившие бурные события первой мировой войны
и революции помешали его выходу в свет
Федоров не произносит слова "соборность", "русская идея" Но нет другого такого
мыслителя, который бы столь всесторонне и глубоко осмыслил идею общности
человечества во имя высоких целей обретения им вечной жизни Патриот, он считал,
что русскому народу суждено сказать свое веское слово Но что означает
"подчинение всех земель и всех миров воскресшим поколениям"9 Федоров
предсказывает покорение космоса Он сравнивает Землю с космическим кораблем
"Вопрос об участи земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность
не должна ограничиваться пределами земной планеты Мы должны спросить себя знание
об ожидающей землю судьбе, об ее неизбежном конце, обязывает ли нас к чему-либо
или нет9 Творец через нас воссоздает мкр, воскрешает все погибшее, вот почему
природа и была оставлена своей слепоте, а человек - своим похотям Через труд
воскрешения как самобытное, самосозданное, свободное существо свободно
привязывается к Богу своей любовью Поэтому же человечество должно быть не
праздным пассажиром, а прислугой, экипажем нашего земного, неизвестно еще
РАМАКРИШНА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ)
какою силою приводимого в движение корабля - есть ли он фото , термо-или
электроход Да мы и знать не будем, какою силою движется наша земля, пока не
будем управлять ее ходом Что фантастичнее построение нравствен ного общества на
признании существования в иных мирах иных существ, на признании эмиграции туда
душ, в действительном существовании чего мы даже и убедиться не можем, или же
обращение этой трансцендентной миграции в имманентную, то есть поставление такой
миграции целью деятельности человечества"
Именно тогда родилась основная мысль Федорова, мысль, что чрез нас, чрез
разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления,
воссоздаст все разрушенное по ее слепоте и тем исполнит волю Бога, делаясь
подобием его
Причина недолговечности человека - зависимость от природы Последняя противостоит
человеку как враждебная сила, а человек в своей слепоте не находит ничего
лучшего, как насиловать и уничтожать природу, попадая еще в большую зависимость
от нее Необходимо не подчинение природы, а ее "регуляция", внесение в природу
воли и разума Естественный прирост населения надо заменить воскрешением мертвых
Появление человека на Земле не было случайностью Но это не значит, что все
совершается по божественному плану Федоров был верующим, однако давал
православному вероучению своеобразное истолкование Апокалипсис он рассматривал
только как предостережение человечеству Гибель мира можно и нужно предотвратить
Эту мысль затем восприняли Н Бердяев и С Булгаков От Федорова к Бердяеву
перекочевала и другая идея - космическая ответственность духа Федоров мечтает об
обращении Солнечной системы в "хозяйство", человек должен выйти в космос и
использовать его для расселения и обеспечения воскрешенных
Вот еще одна поражающая воображение мысль, не имевшая аналогов у
предшественников (о воскрешении умерших и полетах на Луну говорили на Западе в
эпоху Возрождения и Просвещения) о том, какой облик примет в будущем
человечество, Федоров видит его "многоединым, или, точнее сказать, всеединым
существом" При том, что личность каждого "будет сохраняться"
Федоров апеллирует к образу Святой Троицы, единой в трех лицах Так и
человечество, созданное по образу и подобию Бога, станет бессмертным, единым и
многоликим Пока подобие неполное "В учении о Троице заключается путь для
совокупного действия человеческого рода, закон всемирной истории не в смысле
знания, а в смысле указания пути"
РАМАКРИШНА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ)
(1836-1886)
Индийский мыслитель и религиозный реформатор Популярную форму веданты (Шанкары)
объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира По Рамакришне,
главное требование религиоз466
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей Оказал большое
влияние на идеологию индийского национального движения
В небольшой бенгальской деревушке Камар-пукур, расположенной в глубоком
захолустье, среди рисовых полей, пальм и манговых рощ, в убогой хижине
деревенского брахмана Кхудирама Чаттерджи 18 февраля 1836 года родился сын -
Гададхар Рождение его сопровождалось разного рода "чудесными" видениями, снами и
"знамениями" (одно из них состояло в том, что новорожденный упал в золу,
находящуюся близ печи, - событие, которое было истолковано как
знак того, что его призвание быть аскетом) Мальчик оказался чрезвычайно
впечатлительным, чувствительным к красоте, эмоциональным Однажды, увидев стаю
ослепительно белых журавлей на фоне голубого неба, он впал в экстаз После этого
его все чаще - и по самым различным поводам - охватывали восторженность,
эмоциональный подъем, неизменно завершающиеся экстатическими состояниями. Это
случалось во время прогулок по окрестным деревням, посещения храмов и священных
мест, театральных представлений
Кхудирам Чаттерджи умер, когда Гададхару исполнилось всего 7 лет Семья попала в
весьма затруднительное положение, и старший брат Гададха-ра - Рамкумар вынужден
был содержать ее В 1855 году он стал жрецом храма Кали в Дакшинешваре,
основанного богатой, но принад
...Закладка в соц.сетях