Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №3

аукам У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор постиг основы музыки и
живописи Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из "Одиссеи"
и "Илиады" Гомера Первый учитель прививал своему юному воспитаннику любовь к
природе и ее тайнам "Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои
чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом
твоего учения"
Согласно преданию, при помощи учителя Пифагор с острова Самос перебрался на
Лесбос, где жил у своего родственника Зоила Там Пифагор познакомился с поэтом и
философом Ферекидом Сиросским - другом Фалеса Милетского У Ферекида Пифагор
учился астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим
обязательным для того времени наукам Прожив на Лесбосе несколько лет, Пифагор
отправился в Милет - к знаменитому Фалесу Пифагор слушал лекции милетского
мудреца, которому было далеко за семьдесят, и его более молодого коллегу
Анаксимандра
Впрочем, большинство историков сомневается, что Пифагор обучался у Ферекида и
Фалеса Например, Ион, впервые упомянувший Ферекида рядом с Пифагором, еще ничего
не говорит об их личных контактах Но уже в следующем веке историк Андрон из
Эфеса, автор книги о семи мудрецах, называет Ферекида учителем Пифагора
Таким образом, ничего определенного об учителях Пифагора сказать нельзя Несмотря
на его несомненную близость к ионийской традиции и знакомство с идеями милетских
философов, никто из них, вероятно, не был его прямым наставником
Все путешествия Пифагора относят ко времени его жизни на Самосе В поздние
времена Пифагору приписывали поездки не только к египтянам, финикийцам или
персидским магам, но и к вавилонянам, эфиопам, сирийцам, индийцам, евреям,
иберам, фракийцам, арабам и даже галльским жрецам-друидам
По дороге в Египет Пифагор на некоторое время останавливается в Финикии, где, по
преданию, учился у знаменитых сидонских жрецов Пока он жил в Финикии, его друзья
добились того, что Поликрат - властитель Самоса, не только простил беглеца, но
даже послал ему рекомендательные письма для Амазиса - фараона Египта В Египте
благодаря покровительству Амазиса

24


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Ему удалось проникнуть в "святая
святых" - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались Для этого Пифагор
прошел посвящение в сан жреца
Изучив язык и выдержав все искусы на пути к познанию, Пифагор стал равноправным
членом касты жрецов. Пребывание в Египте способствовало тому, что он сделался
одним из самых образованных людей своего времени.
После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплачивать ежегодную дань
Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны Персы не пощадили
даже священные храмы Подверглись гонениям и жрецы их убивали или брали в плен.
Так попал в персидский плен и Пифагор
Согласно легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами,
познакомился с учениями халдейских мудрецов, со знаниями, накопленными
восточными народами в течение многих веков астрономией и астрологией, медициной
и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на
представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное
мистическое звучание философии и математике Пифагора.
Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом
греке. Мыслитель возвратился на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям
свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Один из
культурнейших центров, Самос в результате войны с персами превратился в отсталую
провинцию. Свобода, а вместе с ней искусство и культура покинули Ионию. Лучшие
умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда
называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент,
Кротон.
"Достигнув сорока лет, - говорит Аристоксен, - Пифагор, видя, что тирания
Поликрата слишком сурова, чтобы свободный человек мог переносить ее надзор и
деспотизм, уехал вследствие этого в Италию". Годом его отъезда с Самоса
Аполлодор считал первый год 62-й олимпиады (532-531 год до н э ), основываясь,
как полагают, на сочинении самого Аристоксена, а Тимей - 529 год до н э.
Поликрат пришел к власти на Самосе около 540 года до н э и до 522 года до н. э.
оставался единоличным правителем острова. Эпоха его правления была весьма
благоприятна для Самоса' на острове велось большое строительство, его экономика
процветала. Подобно многим греческим тиранам, Поликрат покровительствовал
талантам' при его дворе жили поэты Ивик и Анакреонт, работали знаменитый врач
Демокед и создатель самосского туннеля инженер Евпалин Что же заставило Пифагора
уехать с Самоса9 Действительно ли связь с земельной аристократией, враждебной
Поликрату9 Или, как считают некоторые, политические мотивы его эмиграции просто
выдуманы Арис-токсеном, чтобы приписать ему славу тираноборца? Любой ответ здесь
будет гипотетическим. Можно лишь полагать, что, будь Пифагор только философом и
ученым, ему, вероятно, нашлось бы место под властью просвещенного тирана. Однако
он был еще и человеком с сильными политическими амбициями и посвятил политике
немалую часть своей жизни Трудно ли было ему понять, по прошествии нескольких
лет тирании Поликрата, что Самос слишПИФАГОР
САМОССКИЙ

25


ком мал для них обоих? Политическая карьера в условиях тирании могла вывести его
только в приближенные тирана, но этот путь вряд ли подходил для такой личности,
как Пифагор.
Вот как описывает его приезд Дикеарх (в передаче Порфирия) "Когда Пифагор прибыл
в Италию и появился в Кротоне, он расположил к себе весь город как человек много
странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбой, ибо
он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и
всего остального Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал
старейшин, собравшихся в совете, затем, по их просьбе, дал наставления юношам,
после них детям, собранным вместе из школ, и, наконец, женщинам, когда и их
созвали, чтобы его послушать". К сожалению, картина, нарисованная Дикеархом,
слишком похожа на фрагмент Ангисфена о речах Пифагора и потому едва ли может
рассматриваться как независимое свидетельство Маловероятно к тому же, чтобы
Пифагор смог столь быстро и без особого труда добиться влияния в чужом для него
городе - ведь он прибыл в Великую Грецию в одиночку, не имея никакой поддержки.
Судьба таких людей в VI веке до н. э редко была завидной Последующий успех
Пифагора действительно можно связывать с его умением убеждать людей, но у нас
нет данных о том, что он сумел завоевать влияние в Кротоне уже в первые годы
своего пребывания, не говоря уже о месяцах
Вероятно, постепенно самосский мудрец приобретал приверженцев, первоначально,
скорее всего, из среды аристократической молодежи. По словам Исократа, правда,
несколько ироническим, слава Пифагора была настолько велика, что все юноши
хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они больше общались с
ним, чем занимались собственными делами Молодые ученики Пифагора стали,
очевидно, основной силой пифагорейского сообщества, распространившего свое
влияние сначала в Кротоне, а затем и за его пределами.
Существует красивая легенда, по которой после первой прочитанной лекции Пифагор
приобрел 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими женами и
детьми образовали громадную школу и создали государство, названное "Великая
Греция", в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые
как божественные заповеди.
В Пифагорейский союз принимались только мужчины после определенных испытаний, и
жизнь в этой школе была организована по строгим правилам. В своем первоначальном
виде этот союз просуществовал недолго и был разгромлен политическими
противниками пифагорейцев. Но на протяжении столетий в античном мире оставались
сторонники пифагореизма как учения о числовой основе мироздания. Именно
пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство
("космэ" в переводе с греческого означает "красота") Совершенство космоса,
доказывали пифагорейцы, основано на определенных числовых соотношениях, которые
лежат в основе движения небесных светил, в основе музыкальной гармонии и даже
заключены в пропорциях человеческого тела
Естественно, что арифметика и геометрия занимали особое место в интеллектуальных
занятиях пифагорейцев. ("Самое мудрое - число", "Бог - это число чисел".)
Согласно легенде, основатель союза Пифагор доказал извест26

100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ную теорему о равенстве суммы квадратов катетов в прямоугольном треугольнике
квадрату гипотенузы. С тех пор эта теорема носит его имя И в то же время
пифагорейцы посвящали разные углы треугольника разным богам Таким образом,
мистика у пифагорейцев сочеталась с логикой, что в той или иной степени
свойственно всем ранним греческим философам.
В самом числе последователи Пифагора видели не просто инструмент счета, как
думаем мы. Для них каждое число имело свой мистический смысл. Особое уважение у
пифагорейцев вызывали числа "три" и "десять" По словам Аристотеля, который
познакомил нас со взглядами пифагорейцев в наиболее развернутом виде, вся
Вселенная у них определяется "троицей" А число небесных сфер равнялось десяти.
Именно пифагорейцы ввели в науку и философию понятие противоположности
Противоположность они определили как то, возникновение чего означает гибель
другого. Противоположности, считали пифагорейцы, должны исключать друг друга.
Пифагорейцы составили таблицу десяти пар противоположностей предел и
беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и
женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое,
квадрат и параллелограмм.
Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, то есть о переселении душ из
одного живого тела в другое. Он будто бы утверждал, что сам некогда был Эфалидом
и почитался сыном Гермеса, потом его душа, побывав в некоторых растениях,
оказалась в теле героя Троянской войны Эвфорба, а затем в телах еще двух людей.
Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия,
благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь
привлекали к ним многих людей. Здесь философия была соединена с жизненной
практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после
смерти. Видимо, в этом учении сказалась реакция на обеспеченность, роскошь,
аморальность и скептицизм, которые нередко развивались в греческих полисах,
разбогатевших на захватнических войнах и постепенно утерявших старые идеалы. В
эпоху тиранических властителей, которыми славились греческие города Великой
Греции, пифагорейцы были опасны своей проповедью. Поэтому они тяготели к
замкнутости, потаенности, создали настоящий тайный союз и распространили свое
влияние через членов общества во многих городах, где те занимали видные
должности Они даже скрыто руководили политикой.

Первым важным политическим событием, с которым традиция связывает пифагорейцев,
была война Кротона с Сибарисом. В битве, происшедшей около 510 года до н. э.,
кротонское войско во главе с пифагорейцем Милоном наголову разгромило сибарисов
и разрушило их город. Победа над Сибарисом сделала Кротон самым сильным из
городов Южной Италии; соседние полисы стали зависимыми от него "союзниками".
Вместе с тем эта победа привела к первой вспышке антипифагорейского движения,
известной как заговор Ки-лона. Аристоксен сообщает о нем следующие подробности
"Килон, кротонский муж, по своему роду, славе и богатству происходил из первых
граждан, но был в остальном человеком тяжелым, тиранического нрава, насильником
и сеятелем смуты Всячески желая присоединиться к пифаПИФАГОР
САМОССКИЙ

27


горейскому образу жизни, он пришел к Пифагору, когда тот был уже стариком, но
был им отвергнут по указанным причинам. После этого он и его друзья начали
яростную борьбу против Пифагора и его соратников"
Дома пифагорейцев и их имущество были разгромлены и разграблены, многие из
пифагорейцев погибли.
Роль Пифагора в событиях этого времени оценить очень трудно Аристоксен
ограничивается короткой ссылкой на то, что "из-за этих событий Пифагор уехал в
Метапонт, где, говорят, и окончил свою жизнь" Дикеарх также подтверждает, что он
перебрался в Метапонт, правда, после безуспешных попыток осесть в Каулонии,
Локрах и Таренте, куда его не пустили. Из дальнейшего рассказа Дикеарха
следовало, что "Пифагор умер, бежав в метапонтий-ский храм Муз, где провел сорок
дней без пищи". Последовала ли смерть Пифагора сразу же после бегства в
Метапонт, или между этими событиями прошло какое-то время? Если принять версию
Дикеарха, то Пифагор умер еще до конца VI века до н. э., поскольку мятеж Килона
произошел, вероятно, вскоре после войны с Сибарисом, хотя когда именно -
неизвестно Вероятнее всего, Пифагор скончался в середине 90-х годов V века до н
э Обстоятельства его смерти говорят о том, что он и в Метапонте продолжал
заниматься политикой: смерть в храме от голода (если, конечно, это реальная
деталь) указывает на политические преследования.
Несколько слов о семье Пифагора Его женой обычно называют Теано, дочь
пифагорейца Бронтина. Однако в более поздних источниках она фигурирует как жена
Бронтина и (или) дочь Пифагора. В псевдопифагорейской литературе Теано была
чрезвычайно популярна Ей приписывалось множество сочинений, писем и масса
нравоучительных высказываний, которые рисовали образ идеальной жены и матери.
Столь же запутанны и сведения о детях Пифагора Тимей сообщает, что "дочь
Пифагора была в девичестве первой в хороводе девиц, а в замужестве - первой в
хороводе замужних" Согласно Порфирию, ее звали Мийа. Из сыновей Пифагора чаще
всего называют Те-лавга и Аримнеста, хотя в поздней традиции встречаются и
другие имена его сыновей, а также дочерей. Семейная биография Пифагора
сочинялась уже в эллинистическое время, при этом почти каждому члену его семьи
приписывались какие-то сочинения. Оценить, насколько достоверны хотя бы имена
его родственников, практически невозможно.
Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни "философией"
(любомудрием) "Человеческую жизнь, - говорил Пифагор, - можно, прибегая к
образности, сравнить с рынком и Олимпийскими играми На рынке имеются продавцы и
покупатели, которые ищут выгоды На играх участники их заботятся о славе и
известности Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там
происходит. Похоже обстоят дела и в жизни людей. Большая часть их заботится о
богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной
толпы не принимают участия в этой суете ради почестей и преуспевания, но
созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего Они
называют себя философами - любителями мудрости, а не софами -мудрецами, потому
что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку
свойственно лишь стремиться к ней"

28


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

1


КОНФУЦИЙ
Пифагору приписываются многочисленные мудрые изречения В заключение приведем
некоторые из них "Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом",
"Истину полезно видеть нагую Ложь покрывает себя одеждою", "Статую красит вид, а
человека - деяния его", "Делай великое, не обещая великое", "Жизнь подобна
театру в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места", "Измеряй свои
желания, взвешивай свои мыс ли, исчисляй свои слова"
КОНФУЦИЙ
(551(552)-479 дон э)
Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства Основные взгляды изложены в
книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения") Конфуций объявлял власть правителя
священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких
людишек") - всеобщим законом справедливости В основу социального устройства
ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли") Со II
века дон э и до начала XX века конфуцианство являлось в Китае официальной
государственной идеологией
Конфуций, один из ветиких мудрецов древности, является своего рода символом
Китая, его культуры, философской мысли Конфуций считается также великим
первоучителем всех китайцев На протяжении многих десятков поколений миллиарды
жителей Китая (час гично это касается и их соседей - японцев, корейцев,
вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни Для дальневосточной цивилизации
Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан и пи Мухаммед для мусульман Но
китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в
общении, каким и должен быть учитель Он подчеркивал, что в своих идеях опирает
ся на мудрость старины "Передаю, а не создаю Верю в древность и люблю ее" И это
действительно было так, в этом была сила Конфуция Вместе с тем совершенно
очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности,
что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий
Конфуций не любил суеверий, хотя и вынужден был их терпеть На вопрос ученика Цзи
Лу, как следует служить духам, он строго ответил "Мы еще не

29


научились служить людям, так что нечего говорить о служении духам" (име лись в
виду как дух умершего человека, гак и духи вообще - гуй-шэнь) Продолжив свою
мысль, учитель на вопрос о смерти заметил "Мы не знаем, что такое жизнь, что же
можем мы знать о смерти91" Однако учитель не случайно относился к суевериям с
терпением
Конфуций принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого
восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н э После гибели
иньцев под ударами Чжоу (1027 год до н э ) один из потомков династии Шан-Инь
получил от чжоусцев в управление удел Сун Родственником сунского правителя был
Кун, который в VIII веке до н э занимал должность главнокомандующего войсками
удела (сыма), уже превратившегося в достаточно крупное царство Всесильный
министр-правитель царства Сун захотел, согласно преданию, отобрать у Куна его
жену Сложная любовно-политическая интрига, как она описана в хронике-летописи
"Цзо-чжуань", привела к тому, что сунский правитель, не одобривший намерений
интригана, был устранен с престола, а при его преемнике всесильный министр
добился своего Кун был убит, а его жена с почестями переведена в дом министра,
где добродетельная дама, однако, повесилась на своем поясе Следствием интриги
стало вынужденное бегство уцелевших членов клана в царство Лу, где спустя
некоторое время и родился Кун Фу-цзы Имя Конфуций - латинизированная форма
китайского имени Кун Фу-цзы, то есть "учитель Кун"
Его отец Шу-лян Хэ был бравым солдатом, впоследствии комендантом крепости Цзоу,
причем предания рисуют его человеком огромного роста и необычной силы,
прославившимся воинскими подвигами Хэ имел жену и девять дочерей, но не имел
сына Правда, наложница родила сына, но тот оказался калекой И тогда, уже на
рубеже восьмого десятка, старый воин решил еще раз жениться На сей раз он взял в
жены молоденькую девушку из рода Янь Через положенный срок на свет появился
мальчик, которому были даны имена Цю и Чжунни
Конечно, многое в этой истории приукрашено, истинных сведений о детстве великого
мудреца известно очень мало Его мать овдовела, когда ему было три года
Рассказывают, что в детстве он любил играть с ритуальными сосудами и повторять
увиденные им церемониальные обряды Неясно, где и сколько он учился, если учился
вообще (речь идет о школах для молодых аристократов), но несомненно, что мальчик
был любознательным и способным и всегда стремился к знаниям Сам о себе он как-то
в старости заметил "В 15 лет я ощутил потребность учиться" Из контекста не
вполне ясно, о чем идет речь "В 30 лет уже стоял твердо, в 40 не имел сомнений,
в 50 познал волю Неба, в 60 следил чутким ухом за истиной, а в 70 мог следовать
желаниям сердца, не боясь отклониться" Фраза в целом - явно символический итог
жизни, этапы созревания интеллекта Возможно, что первая фраза говорит о том, что
к 15 годам потребность учиться, приобретать знания стала для Конфуция осознанной
необходимостью
Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где
готовили чиновников Но это не остановило Конфуция С пятнадцати пет он стал брать
частные уроки и заниматься самообразованием Овладев иерог30

100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
лифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу "Я любил
древних, - говорил он ученикам, - и приложил все усилия, чтобы овладеть их
знаниями"
Конфуций, как Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения
Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -
"Суждения и беседы" Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые
начинаются словами "Учитель сказал " Иногда в ней сообщаются факты из биографии
Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями И
хотя предание приписывает Конфуцию составление чуть ли не всей священной
письменности Китая, "Лунь-юй" остается почти единственным надежным
свидетельством о мудреце и его учении
В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун Через год
у них родился сын По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун
поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа В знак признательности за
оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что
означает "карп", и впоследствии добавил прозвище Бо Юй (юй - рыба, бо - старший
из братьев) Однако с последним Конфуций несколько поторопился, так как сыновей у
него больше не было
Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был
Есть сведения, что он развелся Вообще отношение Конфуция к женщинам достаточно
наглядно показано и практически исчерпывается в следующей сентенции "Всего
трудней иметь дело с женщинами и сяо-жень приблизишь их - становятся
строптивыми, отдалишь - ропщут" Да и вся его не прикрашенная поздними преданиями
жизнь, как она представляется со страниц трактата "Лунь-юй", была жизнью
одинокого и не избалованного успехами учителя, окруженного лишь преданными ему
учениками
Вначале Конфуций, обремененный семьей, занимал незначительные общественные
должности - был хранителем амбаров, заведовал полями и фермами
Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с
воодушевлением принялся за дело, ибо видел в нем нечто священное Он тщательно
следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи,
расспрашивал людей, знающих толк в хозяйстве, беседовал с крестьянами,
интересовался способами улучшения урожая
Работая на складах, Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях,
произволе и расточительности в княжестве не преувеличенны Постепенно ему
становилось ясно, что его родной край страдает тяжким недугом
Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно
заботили непорядки в стране Под влиянием того, что он видел на службе, и того,
что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился
с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его
В 528 году до н э у Конфуция умерла мать По обычаю он должен был в знак траура
покинуть службу на три года И хотя многие в то время уже не обращали внимания на
это правило, он решил строго соблюсти его
КОНФУЦИЙ

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

31


Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории В
народных сказаниях и одах перед ним оживало идеальное царство, в котором
властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне
трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна Конфуций
пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в
стране Для тою чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаям
и порядкам Но сделать это нужно сознательно каждый человек должен быть
требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все
общество исцелится от своего недуга
Конфуций изучал исторические документы, церемониальные обряды, древние песни,
музыку, предания и, преуспев в этом, стал считаться знатоком традиций
В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в
главном храме царства Лу Здесь произошел знаменательный эпизод Конфуций, к тому
времени уже прослывший человеком весьма образованным, только и делал, что
спрашивал о значении каждой процедуры, чем вызвал недоуменный вопрос "Кто
сказал, что этот человек из Цзоу разбирается в ритуалах9 Он расспрашивает
буквально о каждой детали" Конфуций спокойно ответил "В таком месте спрашивать о
каждой детали и есть ритуал1" Вопрошание о сути каждого поступка или изречения
стало одним из методов обучения учителем Куном своих учеников "Если знаешь, то
говори, что знаешь, а если не знаешь, то говори, что не знаешь"
Есть сведения, что в 518 году до н э , когда Конфуцию было уже за тридцать, один
из луских сановников перед смертью порекомендовал своим сыновьям поучиться у
Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов Это уже
означало признание Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем
наставника Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял
обряды Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел
давно в прошлое, но может быть воскрешен
Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на
средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для "школы"
Когда Конфуция называли проповедником какой-то новой доктрины, он возражал
против этого "Я толкую и объясняю древние книги, а не сочиняю новые Я верю
древним и люблю их" Свою главную цель он видел в "умиротворении народа", только
ради этого нужно знание заветов святых людей
В 522 году до н э исполнилась давняя мечта Конфуция Он посетил вместе с
учениками старую стол

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.