Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №5

онь в истолковании Гераклита есть нечто вроде судьбы, которая несет с собой
какое-то воздаяние, пусть и не устанавливая космическую "справедливость".
Всякое явление для Гераклита составлено из противоположных начал. Эти
противоположности находятся в состоянии борьбы: "Война есть отец всего и мать
всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала
рабами, других свободными". "Следует знать, что война всеобща, и правда -
борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости".
Есть в философии Гераклита, так сказать, ценность всех ценностей, которой он понастоящему
поклоняется. Речь идет о законе. "Народ, - говорит Гераклит, - должен
сражаться за попираемый закон, как за стену города". Очевидно, имеется в виду не
всякий наличный закон какого угодно государства. Но ценность истинного закона
для него - не просто высокая, а абсолютная. Эта мысль встречается позднее у
Сократа и Платона.
Один из главных пороков, против которых с истинной страстью выступает Гераклит,
- невежество По мнению философа, невежественны те, кто поддается обманчивому
человеческому мнению, кто ленив в размышлении, кто в погоне за богатствами не
занимается совершенствованием своей души Распространенный вид невежества: люди
верят в то, что им внушают. Гераклит с возмущением говорит о таких людях и
противопоставляет толпе - "наилучших": "Один мне - тьма, если он наилучший"
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

41


Кого же относит Гераклит к "наилучшим"? Это те, кто размышление,
совершенствование души предпочитает "скотскому" пресыщению чисто материальными
благами. Но "наилучшие" - не просто люди, которые приобретают знания, хотя
размышлять, рассуждать, накапливать знания, конечно, очень важно Для Гераклита
уже разумение есть своего рода добродетель. И каждый человек может развить в
себе благодетельную способность к размышлению, к познанию самого себя.
Способность к размышлению и самопознанию, согласно Гераклиту, в принципе дана
всем людям, нужно лишь правильно воспользоваться ею.
Толпу, по убеждению Гераклита, и составляют люди, которым лень расстаться с
невежеством, легковерием и устремиться на путь мудрости. Мудрых людей вообще
очень мало, большинство к мудрости так и не приобщается.
Сокрушаясь по поводу невежества "большинства", эфесец замечает: "Невежество
лучше скрывать", чем обнаруживать его публично; "Собаки лают на тех, кого они не
знают"; "Спесь следует гасить быстрее, чем пожар".
Интересно, что причину "варварства душ" людей Гераклит видит в их конкретном
вещественном состоянии. Дело в том, что души, поясняет он, происходят из влаги,
но при этом склонны высыхать. И разница между "влажной" и "сухой" душой как раз
и определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница, считает
Гераклит, безусловно имеет влажную душу. В то же время душа мудреца самая сухая
и наилучшая. Характерно, что в состоянии предельной сухости душа человека, по
Гераклиту, излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе. Причем,
переселяясь в Аид, души мудрецов играют там особую роль стражей живых и мертвых.
Согласно Гераклиту, невежественные люди с их "грубыми" душами не стремятся к
отдаленной и высокой цели: "Родившись, они жаждут жизни и тем самым смерти,
вернее же сказать, успокоения, и оставляют детей, порожденных для смерти". Между
тем назначение человека состоит не просто в том, чтобы жить и рождать себе
подобных. Ему следует преодолеть свою склонность к пассивному восприятию жизни и
беспечному самодовольству. В отличие от "влажной" души заурядных и самодовольных
"многих" "сухая" ("огненная") душа "наилучших" находится в постоянной
неудовлетворенности и беспокойстве. Впрочем, неудовлетворенность - неотъемлемая
черта самой человеческой жизни. "Людям не стало бы лучше, если бы исполнились
все их желания". Жизнь не знает покоя и отдыха; покой и бездействие - "свойство
мертвых".
Хотя представления о загробном мире эфесец объявляет иллюзорными, он тем не
менее не дает определенного ответа на возникающий вопрос о возможности и
невозможности загробного существования. По его словам, "людей ждет после смерти
то, чего они не ожидают и не предполагают" Впрочем, судя по некоторым
фрагментам, складывается впечатление, что Гераклит придерживался веры, по
которой человек своим поведением и образом жизни в посюстороннем мире
предопределяет судьбу своей души в потустороннем мире, то есть посмертные
награды и наказания. Поэтому человек, предававшийся чувственным наслаждениям и
ведший по преимуществу неразумный ("мокрый") образ жизни, не может рассчитывать
на посмертное сохранение индивидуальности своей души. Это значит, что избыточно
увлажненные остатки

42


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
его психического огня превратятся в воду или, в лучшем случае, отделившись от
содержащейся в них влаги, сольются с космическим огнем и потеряются в нем. Иная
судьба ожидает души мудрых и вообще лучших людей, придерживающихся умеренного
образа жизни и оберегавших свои души от увлажнения и загрязнения, то есть
хранивших свои психеи "сухими". Такие люди, их души, могут надеяться на
индивидуальное бессмертие
Вероятно, Гераклит сознательно вел уединенную жизнь ученого, философа, своего
рода отшельника. Он удалился в горы, и питался травой и кореньями. Вследствие
плохого питания Гераклит заболел водянкой, вместе с тем он знал, что "психеям
смерть - стать водою". Поняв, что ему грозит смертельная опасность, он вернулся
в город, чтобы спросить совета у попрекаемых им врачей. Философ, оставаясь
верным своему стилю, то есть говоря загадками, обратился к врачам с вопросом о
том, можно ли превратить ливень в засуху, но они не могли понять, чего он от них
хочет Тогда Гераклит, исходя из тезиса, что "влажное высыхает", изобрел
собственный способ лечения забравшись в хлев, он зарылся в навозе (по другой
версии, облепил себя навозом), надеясь, что теплый навоз спасет его Однако его
надежды не оправдались, и он умер По другой версии, он выздоровел, но позже умер
от другой болезни
Дата смерти Гераклита неизвестна Из сообщения Диогена следует, что Гераклит умер
в возрасте шестидесяти лет, то есть около 484-481 годов до н. э. В какой степени
верна эта дата - судить трудно С некоторой долей уверенности можно предположить,
что Гераклит умер несколько позже, примерно в 475 году до н. э.

Аристотель считал, что гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на
Платона. Трудно не верить Аристотелю - ведь он был учеником Платона В
интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как
Гегель и Ницше, можно обнаружить влияние герак-литовских идей и образов
АНАКСАГОР ИЗ КААЗОМЕН
(ок. 500-428 до н э.)
Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской
философской школы Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о
неразрушимых элементах — "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип
мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.
Анаксагор родился около 500 года до н э в Клазо-менах - небольшом, но в то время
процветавшем приморском городке малоазииской Ионии Отец Анаксагора, Гегесибул
(или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти
значительное
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

43


состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный
интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической
деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество
(включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам
покинул Клазомены и отправился странствовать
Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего
Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора,
возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор
оказался в Афинах и там обосновался.
Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями
он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины,
бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев,
обрели, наконец, первого крупного философа Ученик Анаксагора, Архелай, был уже
коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником
афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих
мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля
Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами
афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и
общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите
города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической
партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской
республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора
Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать
несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и
советам Вторая жена Перикла, знаменитая Ас-пасия, женщина умная и образованная,
сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции,
включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и
Анаксагор, оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем
свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих
несомненные отзвуки воззрений Анаксагора
К концу 30-х годов V века до н э , когда положение Перикла в качестве главы
государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные
преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и
Анаксагора Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но
политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв
авторитета Перикла, еще пользовавшегося большой популярностью среди афинского
населения Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных
светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям Философу
грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.
Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу
Геллеспонта Умер он в 428 году до н э . окруженный почетом и уважением
лампсакских граждан В течение длительного времени после смерти философа
лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

1


44


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной
биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке,
как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости Живя в
Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать
и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие,
судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.
Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.
Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи
мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому,
еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазомен-ца.
Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса,
рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он
любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миман-та, находившегося по
соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные
астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т.

д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его
астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались
весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему
пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной
методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному
своду имело, скорее, эстетический характер. Согласно преданию, когда Анаксагора
спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы
созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора
совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла
быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.
Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставил вопрос о
том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира
он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл
гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим.
Отдельные вещи состоят из отдельных семян Характер вещи, ее свойства зависят от
преобладания того или иного типа семян Так, в кости имеются различные семена, но
преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего
кусочков мяса Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не
наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что
выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из
которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы.
Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их
соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки
(например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако
на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная
механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как
причина или основа мировой упорядоченности.
В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувАНАКСАГОР
ИЗ КЛАЗОМЕН

45


ствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам
не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того,
он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из
которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их
существовании посредством ума, они постигаются только умом.
С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого
известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах
до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря).
Древние авторы единодушно утверждали, что Анаксагор предсказал падение
метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей
мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не
могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал
об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на
небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них
может сорваться и упасть..."
Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного
конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита
в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции
небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой
круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты
- отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор
совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил
ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по
городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около
тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в
Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.
Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с
одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была
разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и
аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и
Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем,
встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во
время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э.,
о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком
со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени
широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения
Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и
зеноновских) формулировок Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор
с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически
отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое
сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий,
Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным
указание Ари46

f
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
стотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже
него" Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого
сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии
Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не
отличался от большинства философов-досократиков Сообщения о том, что у
Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны Римский ученый
Витрувий, автор знаменитого трактата "Об архитектуре", указывает, между прочим,
что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной
перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие
инструкции для художников-декораторов Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме,
Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема,
над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ
Хиосский и др Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что
эти его занятия привели к каким-либо результатам
Сочинение Анаксагора было написано простои и ясной прозой, послужившей образцом
для трактатов Демокрита и других позднейших ученых И в этом отношении Анаксагор
следовал своему милетскому предшественнику Сочинение Анаксагора состояло, повидимому,
из нескольких книг в первой из них была изложена космогоническая
концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие
кнши были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической
географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности,
проблеме ощущений) и т д Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какиелибо
суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники
хранят по этому поводу полное молчание Но и без этого сочинение Анаксагора
охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе"
До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых
цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н э ) в его комментариях к
"Физике" Аристотеля Почти все эти фрагменты относятся к первой книге,
интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени
О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н э
свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа",
"Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание
этого сочинения считалось в то время признаком невежества Любопытно, что там же
имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену,
которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения
Анаксагора Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили
многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через
многие века легенду Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных
деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ
философа
Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего
себя науке, то есть как ученого-профессионала В Греции сереГ

\
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

47


дины V века до н э это был новый тип человека Все предшественники Анаксагора, о
жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан,
Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными
вождями, но профессиональных ученых среди них не было
Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксаго ра
отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису Покинув Клазомены
- город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор,
насколько известно, никогда не хотел туда вернуться Как сообщает Диоген
Лаэртский, на вопрос "Неужели родина тебя нисколько не интересует9" - Анаксагор
ответил, указав на небо "Помилуй бог1 Родина даже очень интересует меня" А
согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили
его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал "Совсем
этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен"
Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам
Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что
тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа,
посвятившего себя поискам истины По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не
считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если
бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом У нас нет сведений о
частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт
отличался скромностью и простотой В этом отношении Анаксагор полностью
соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,
"созерцатеаьный" образ жизни Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам
одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, повидимому,
не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему,
живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал
Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в
любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах Во многих источниках
сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о
смерти сына "Я знал, что родил его смертным" Некоторые авторы говорят о смерти
сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их
Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным
преследованием, которому он подвергся в Афинах Узнав о вынесении ему смертного
приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал "Природа давно присудила [к
смерти] и меня, и их [судей]"
Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах -
в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры9
Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко
расходились с господствовавшими в то время религиоз ными представлениями
Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли
силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба,
а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не
вызывать возмущения

48


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности
небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой
политеистической религии.
Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.
МО-ЦЗЫ (МО ДИ)
(ок. 480-400 до н. э.)
Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник
Конфуция. Основной тезис учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" -
попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды
мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо-цзы".
Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы ие сохранилось Однако все источники
сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить
утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция,
то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются
периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н э., то есть примерно 60-ю
годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил
долгую жизнь, около 80 лет.
Место рождения Мо-цзы также точно не известно. По одним источникам, он родился в
царстве Лу, по другим - в царстве Сун, третьи утверждают, что мудрец появился на
свет в Чжэн и даже в Чу. Но большинство авторов считает местом его рождения
царство Лу, один из центров культуры и ремесел древнего Китая. Мо-цзы происходил
из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли его "учителем
учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы - "Учитель Мо". Имя философа Ди.
Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни
и придворные оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а такжеем и Кебетом Надежнейшим другом был Критон, не философ, а просто добрый и
благородный человек. У него были друзья в разных концах Греции, в Фессалии,
Фивах, Мегаре, Элиде Евклид из Мегары во время войны пробирался в Афины по ночам
под страхом смерти, чтобы послушать Сократа Фе-дон из Элиды, попавший в плен и
обращенный в рабство, был выкуплен при содействии Сократа и стал его учеником.

Иные, как Херефонт, Аполлодор, Антисфен, Аристодем или Гермоген, были
восторженными поклонниками Сократа, готовыми ради него бросить все блага жизни
Ксенофонт, писатель, философ, историк, познакомился с Сократом оригинальным
путем Сократ однажды якобы встретил Ксенофонта и загородил ему дорогу палкой,
спросив его, где продается еда На ответ Ксенофонта он вновь задал вопрос: а где
люди делаются добродетельными9 На молчание Ксенофонта Сократ властно

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.