Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №43

лиментом, явно вымученным
Отчаявшийся Ницше в августе 1886 года послал книгу датскому литературному
критику Георгу Брандесу и известному французскому историку и литературоведу
Ипполиту Тэну. Первый ничего не ответил, а Тэн отозвался необычайно похвально,
пролив бальзам на душу Ницше. А между тем именно в книге "По ту сторону добра и
зла", как ни в какой другой, Ницше обнаружил удивительную проницательность,
предсказав катастрофические процессы будущего.
Он размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых ценностей и
норм, восстании масс и создании для их оболванивания и обслуживания чудовищной
массовой культуры, унификации людей под покровом их мнимого равенства, начале
борьбы за господство над всем земным шаром, попытках выращивания новой расы
господ, тиранических режимах как порождении демократических систем. Темы эти
будут подхвачены и развиты крупнейшими философскими умами XX века - Гуссерлем,
Шелером, Шпен-глером, Ортегой-Гассетом, Хайдеггером, Ясперсом, Камю

484


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Ницше затронул здесь и проблему двойной морали - господ и рабов Он писал о двух
типах одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе".
Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали
господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние
души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью Мораль
рабов, напротив, есть мораль полезности Малодушный, мелочный, унижающийся
человек, с покорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот
представитель морали рабов, на какой бы высокой ступени социальной лестницы он,
ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и
суровость по отношению к самому себе - основа морали господ.
Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше за три июльские недели 1887 года
написал как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали",
созданное, кстати, также за его счет
В Ницце осенью 1887 года Ницше приступил к первым наброскам задуманного им
"главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки, поделенные на
четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших ценностей, принцип новой
оценки, дисциплина и подбор Это действительно не отделанные и не отшлифованные
заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым привыкли его читатели. Собранные
затем сестрой и ее сотрудниками по "Архиву Ницше" из 5 тысяч листов рукописного
наследия философа заметки и составили одну из наиболее нашумевших его книг "Воля
к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и смысл ответственности, как
выяснилось, не несет. Составители произвольно поместили туда не только
упомянутые заметки, но и множество других, так что общее их число перевалило за
тысячу и существенно исказило общую модальность задуманного сочинения.
В апреле 1888 года в Ницце стало слишком жарко, яркое весеннее солнце начало
болезненно действовать на больные глаза Ницше. Пришлось снова поменять место, и
он отправился в климатически более подходящий Турин
В это время лекции Брандеса, посвященные творчеству Ницше, пользовались в
Копенгагенском университете большой популярностью и собирали более 300
слушателей. Ницше был чрезвычайно доволен этим, но к чувству радости
примешивался налет досады от того, что его признают в Дании, а в Германии, на
его родине, поклоняются другим кумирам, прежде всего Рихарду Вагнеру Уязвленный
Ницше задумал написать памфлет "Казус Вагнер". Это была тщательно продуманная,
блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и уничтожающим сарказмом.
Памфлет был напечатан в середине сентября 1888 года, когда Ницше находился еще в
Сильсе. В конце месяца он вновь поехал в Турин, где его самочувствие неожиданно
резко улучшилось: пропали бессонница и головные боли, исчезли мучившие его 15
лет приступы тошноты; Ницше страстно набросился на работу, совершал ежедневные
прогулки вдоль берега По, много читал Вечерами отправлялся на концерты или
часами импровизировал в своей комнате на фортепиано. Он чувствовал себя
превосходно, о чем незамедлительно сообщил матери и друзьям
I! Г Ч
ФРИДРИХ НИЦШЕ

485


Но в то же время он порывает отношения с окружением Вагнера, со старым и добрым
знакомым, гамбургским концертмейстером Хансом фон Бюло-вом, а также с
писательницей и верной своей подругой Мальвидой фон Мей-зенбуг
В конце 1888 года Ницше охватила мучительная тревога С одной стороны, у него все
яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что близится его
звездный час В письме к Стриндбергу в декабре 1888 года Ницше писал: "Я
достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества на два куска". С
другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения, что мир никогда не
признает его гениальных пророчеств и не поймет его мыслей, как не поняли его
"Казус Вагнер".
В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения - "Сумерки
идолов" и "Антихрист", первую часть "Переоценки всех ценностей". Сам Ницше,
правда, не хотел пока публиковать последнюю работу, вынашивая утопическую идею:
издать ее одновременно на семи европейских языках тиражом по 1 миллиону на
каждом. В свет она вышла только в 1895 году, причем с многочисленными купюрами.

Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые называли
себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил жизнь Иисуса
трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам, предприняты первые
попытки по созданию системы догм христианства в вопросе негативного отношения к
миру.
Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию к
"Переоценке" в виде жизнеописания и аннотации своих книг, чтобы читатели поняли,
что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессо homo", в которой
Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и показать, как
вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет Чего стоят одни названия
главок - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги", "Почему я
являюсь роком"!
Вскоре начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он торопился
с публикацией своих явно не законченных произведений, хотя его уже надломленному
разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от военной мощи германской
империи. Его охватывал страх перед династией Гогенцоллернов, Бисмарком,
антисемитскими кругами, церковью Все они были оскорблены в его последних книгах,
и Ницше ждал жестоких преследований, Как бы предупреждая их, он набросал письмо
кайзеру Вильгельму "Сим я оказываю кайзеру немцев величайшую честь, которая
может выпасть на его долю: я посылаю ему первый экземпляр книги, в которой
решается судьба человечества".
Начавшийся отход от понимания реального мира привел Ницше к дерзкому плану
объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу, чтобы надеть на
рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на заведомо безнадежную войну
против объединенной Европы.
Обстоятельства и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально не
выяснены. Сестра Элизабет писала, что апоплексический удар явился следствием
нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия
успокаивающих лекарств

486


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
"Что касается медицинского диагноза, то он гласил прогрессирующий паралич
Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванной внешней
инфекцией, зачастую это последствие перенесенного сифи лиса"
Сведения о болезни Ницше крайне скудны и противоречивы По одним данным, он якобы
переболел сифилисом, будучи студентом Боннского университета в 1864-1865 годы,
после посещения публичного дома в Кельне Этой версии придерживался и Томас Манн
в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта" Однако более вероятно то, что
если Ницше и переболел сифилисом, то во время учебы в Лейпциге Хотя и здесь
слишком смущает то обстоятельство, что имена врачей, у которых лечился Ницше,
так и остались неизвестными, да и слухи об этом лечении довольно глухие
Маловероятно, что болезнь таилась затем 20 лет, к тому же Ницше после душевного
надлома прожил еще 11 лет и умер от воспаления легких, что также не укладывается
в рамки диагноза прогрессирующего паралича
Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 года
Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий Он забыл, что живет в
Турине ему казалось, будто он находится в Риме и готовит созыв конгресса
европейских держав, чтобы объединить их против ненавистной Пруссо-Германии Ницше
клеймит позором вступление Италии в союз с Германией и Австро-Венгрией в 1882
году и в письме итальянскому королю требует его немедленного разрыва
Помрачение рассудка Ницше видно по его запискам между 3 и 5 января Так, 3 января
он написал давней знакомой Мете фон Салис "Мир преображен, Бог вновь на Земле Вы
не видите, как радуются небеса9 Я вступил во владение моей империей, я брошу
папу римского в тюрьму и прикажу расстрелять Вильгельма, Бисмарка и Штоккера"
5 января еще одно бредовое письмо, на этот раз Буркхардту "С Вильгель мом,
Бисмарком и всеми антисемитами покончено Антихрист Фридрих Ниц ше Фроментин"
Фридрих Ницше потерял не только разум Наследие этого разума быстро и
беззастенчиво прибрала к рукам сестра, возвратившаяся из Парагвая после
самоубийства запутавшегося в финансовых махинациях мужа Она быстро отстранила от
участия в подготовке собрания сочинений Ницше Петера Гаста, противившегося
вместе с Овербеком всяческим подлогам и произвольному редактированию рукописей
из архива
В августе 1896 года сестра вместе с огромным архивом перебралась в Веймар и
готовила там биографию Фридриха, надеясь, что духовная жизнь Веймара,
несравнимая с захолустно-провинциальным Наумбургом, облегчит ей издание книги,
ставшей примером удивительной по беззастенчивости пере кройки кровно родной и
духовно бесконечно далекой ей жизни брата
После покупки большого дома на Луизенштрассе для размещения там ар хива Элизабет
перевезла больного в Веймар Погруженный в глубочайшую апатию, Ницше, казалось,
не заметил ни переезда на новое место, ни смерти матери, скончавшейся в апреле
1897 года
Пребывание Ницше в Веймаре было недолгим В конце августа 1900 года он
простудился, заболел воспалением легких и тихо скончался в полдень
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ

487


25 августа 1900 года Сбылась пророческая строка из "Заратустры" "О, полуденная
бездна1 когда обратно втянешь ты в себя мою душу9" Через три дня состоялось
погребение на семейном участке кладбища в Рокене, где покоились его родители и
брат
Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и социо лог Курт
Брейзиг назвал Ницше "человеком, указавшим путь в новое будущее человечества",
мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и Иисуса"
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ
(1853-1900)
Русский религиозный философ, поэт, публицист Философия всеедин ства Соловьева
представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли
Пытался найти гармонию между космической и социальными темами в концепции
"всеединства" и учении о Софии, а в гносеологии - в "цельном знании" Основные
произведения "Чтения о Богочеловече-стве" (1877-1878), "Критика отвлеченных
начал" (1880), "История и будущность теократии" (1887), "Жизненная драма
Платона" (1888), "Россия и вселенская церковь" (1889), "Смысл любви" (18921884),
"Оправдание добра" (1897-1899), "Три разговора" (1900)
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого
историка Сергея Михайловича Соловьева Отец отличался строгостью и непререкаемым
авторитетом Со стороны матери Поликсены Владимировны Соловьев принадлежал к
украино-польской фамилии, приходился родственником мыслителю Григорию Сковороде
Философ гордился своим пращуром, считал, что унаследовал от него свою духовность
Всего в семье Соловьевых было двенадцать детей В юные годы ничто не выдавало в
Соловьеве будущего религиозного мыслителя Скорее, ему можно было предсказать
естественнонаучную карьеру "Я никогда потом не встречал материалиста столь
страстно убежденного Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует
его приятель
С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии Окончил он ее с золотой
медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску

488


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет, по желанию отца - на
историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физикоматематический.

Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал,
поэтому он провалил экзамен на втором курсе Постепенно накапливалось
разочарование в естественных науках вообще " Это знание, - писал он в октябре
1871 года своей кузине Кате Романовой, в которую был влюблен, - само по себе
совершенно пустое и призрачное Достойны изучения сами по себе только
человеческая природа и жизнь, а их всего лучше можно узнать в истинно
поэтических произведениях" В другом письме (7 марта 1872 года). "...Наука не
может быть последнею целью жизни. Высшая истинная цель жизни другая -
нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств".
В конце концов Соловьев решает покинуть физико-математическое отделение и сдать
экстерном на историко-филологическое. Свое намерение он осуществляет в 1873
году. Соловьев увлечен Спинозой, еще больше - Шопенгауэром.
В это же время он переживает неудачный любовный опыт В автобиографической
повести "На заре туманной юности" Соловьев описывает объяснение с двоюродной
сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться. Выслушав его страстные
слова, перемешанные с призывом идти по пути самоотрицания воли, она ответила
спокойным и твердым отказом. "Спешу заметить, что это был мой последний опыт
обращения молодых девиц на путь самоотрицания воли". До этого Соловьев пережил
мимолетный роман со своей юной тетушкой А. Петкович, которая одаряла его
поцелуями, а он приобщал ее к основам философии Шопенгауэра.
Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в
Духовную академию. Здесь кандидата (то есть обладатель диплома) Московского
университета считают либо нигилистом, либо - религиозным фанатиком, либо -
просто сумасшедшим Кто-то пустил слух, что он хочет стать монахом. Соловьев
держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в
философские и богословские штудии Делает уверенные шаги в стихосложении.
По своему умонастроению он близок славянофилам Впрочем, Соловьев внимательно
изучает всю историю западной философии, особенно Канта, переводит кантовские
"Пролегомены". Из печати выходит первая статья "Мифологический процесс в древнем
язычестве", воспроизводящая идеи Шеллинга и Хомякова В журнале "Православное
обозрение" появляются его историко-философские статьи, которые затем лягут в
основу его магистерской диссертации
Из современников он преклонялся перед Достоевским Писатель говорил, что он
"видел истину", философ должен был ее изложить и обосновать, чем он и занимался
И если это ему не удалось полностью, то объяснялось это краткостью отпущенных
ему дней. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей
специальную брошюру Более того, вся жизнь его, все его творчество были
устремлены к углубленному пониманию различных сторон этой идеи
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ

489


На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П
Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта Он увидел в Соловьеве
своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство,
предложив защищать диссертацию.

Для защиты пришлось отправиться в Петербург. Состоялась она 24 ноября 1874 года.
Диссертация называлась "Кризис западной философии (против
позитивистов)".
Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза
западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь
"Новейшая философия, - утверждал Соловьев, - с логическим совершенством западной
формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока.
Опираясь, с одной стороны, на положительные науки, эта философия, с другой
стороны, подает руку религии Осуществление этого универсального синтеза науки,
философии и религии - должно быть высшею целью и последним результатом
умственного развития"
В январе 1875 года, едва отметив свое двадцатидвухлетие, Соловьев уже стоял на
кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории
новейшей философии. Его покровитель Юркевич незадолго до того скончался, и в
соответствии с волей покойного его преемником стал молодой доцент. Курс был
сравнительно невелик, в его основу была положена магистерская диссертация.
Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье Курсистка Елизавета
Поливанова, с увлечением слушавшая его лекции, рассказывала: "У Соловьева
замечательные сине-серые глаза, густые темные брови, красивой формы лоб и нос,
густые довольно длинные и несколько вьющиеся волосы... Это лицо прекрасно и с
необычайно одухотворенным выражением, как будто не от мира сего, мне думается,
такие лица должны были быть у христианских мучеников". Если бы Лиза Поливанова
не была безнадежно влюблена в другого человека, она могла бы стать женой
философа Девушка произвела на Соловьева сильное впечатление. Философ добился
того, чтобы его познакомили с ней, сделал предложение, но снова получил
отказ.
Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил
к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее. Московский
университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее
гностической и средневековой философии.
Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство он был
визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную
премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он
увлекался спиритизмом, веря, но и не веря в то, что происходило во время сеансов
Когда ему явился дух покойного Юркевича, сомнения, казалось, рассеялись
полностью Но оказавшись в Лондоне и отправившись к тамошним спиритам, он
обнаружил шарлатанство. "На меня английский спиритизм, - писал он своему другу,
- произвел такое же впечатление, как на тебя французский шарлатаны, с одной
стороны, слепо верующие, - с другой, и маленькое зерно действительной магии"

490


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Соловьев ищет истинные пути к сверхчувственному. В Британском музее, забывая
обедать, днями сидит над книгами о каббале, ведет таинственные записи.
С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он
отправляется в Египет. Осматривает местные достопримечательности В пустыне
однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его (разгуливавшего среди
песков в цилиндре) за сатану и чуть не убивших его И вскоре переживает новую
встречу с Софией Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в
написанном стихотворении
В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София" Философ
беседует с самой мудростью (Софией).
Мудрость предполагает любовь. Мораль вселенской религии основана на любви.
Любовь натуральная, иными словами половая, носит сугубо личный характер.
Интеллектуальная любовь устремлена к отечеству, к человечеству, к Богу. Соловьев
считает возможным синтез двух видов любви - это абсолютная любовь, духовная
общность вселенской церкви. Последняя представляет собой и иерархическую
организацию во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха,
затем следуют митрополиты, епископы и т. д. Святые отцы - законодатели; помимо
них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей - ремесленников и
земледельцев. Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они -
воспитательницы. В диалоге "София" намечены контуры всех будущих поисков
Соловьева - в области философии, религии, культуры.
Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев обращается к
систематизации своих идей. Осенью 1876 года он читает в Московском университете
курс логики и истории философии Одновременно работает над произведением
"Философские основы цельного знания", которое намеревается защитить в качестве
докторской диссертации и публикует по частям в периодике В этой работе речь идет
о трех типах философии Два из них относятся исключительно к познавательной
способности человека - это эмпиризм и идеализм. Симпатии Соловьева принадлежат
третьему виду философии, который охватывает не только знание, но и более высокие
потенции души - нравственное и художественное чувство Соловьев называет это
"философией жизни" и "мистицизмом".
Цельное знание представляет собой синтез трех разновидностей философствования и
состоит, по мнению Соловьева, из трех частей любой традиционной системы
философии - логики, метафизики, этики Соловьев начинает с логики. И
останавливается: работа осталась незавершенной
В 1877 году в журнале "Русский вестник" Соловьев начинает публиковать новую
работу - "Критика отвлеченных начал", которую через три года защитит в качестве
докторской диссертации
Защита прошла в Петербурге без каких-либо осложнений, Соловьев стал доктором
философии. Московский университет он покинул еще в феврале 1877 года (не желая
участвовать в профессорской распре). Летом того же года отправился на театр
военных действий с Турцией в качестве корреспондента. Он приобрел даже
револьвер, пользоваться которым ему, разумеется, не пришлось: на передовую он
так и не попал.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ

491


О патриотическом подъеме, который он пережил в те дни, свидетельствует
прочитанная в Москве его публичная лекция "Три силы". Три силы, определяющие
судьбы истории, суть мусульманский Восток, западная цивилизация, славянский мир.
В первом случае все сферы человеческой деятельности находятся в состоянии
обезличенности и слитности, это мир бесчеловечного Бога. Западная цивилизация
довела до предела свободную игру частных интересов, это мир индивидуализма и
эгоизма, мир безбожного человека. Третья сила призвана преодолеть ограниченность
двух низших позиций.
"Только Славянство, в особенности Россия, осталась свободною от этих двух низших
потенций и, следовательно, может стать историческим проводником третьей. Между
тем две первые силы совершили круг своего проявления и привели народы, им
подвластные, к духовной смерти и разложению Итак, повторяю, или это есть конец
истории, или неизбежное обнаружение третьей всецелой силы, единственным
носителем которой может быть Славянство и народ русский".
В начале 1878 года он читает цикл лекций по философии религии, который при
публикации получает название "Лекции о богочеловечестве". Лекции имели большой
успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". По свидетельству
Достоевского, чтения посещались "чуть ли не тысячною толпою". Бывал на них и Лев
Толстой. С Достоевским Соловьев подружится (они вместе совершат поездку в Оптину
пустынь), отношения с Толстым останутся прохладными.
В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на
восточное христианство. На католицизм он нападает по-прежнему, но признает и
заслуги этой религии: Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в
образе "богочеловека" Восток создал образ "челове-кобога", олицетворение
универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских
принципа, "...и вследствие этого свободного сочетания породить духовное
человечество". Идея синтеза неизменно владеет умом Соловьева, раньше он
отстаивал ее в философии, теперь он переносит ее на религиозные дела, которые в
ближайшем будущем поглотят его целиком.
В "Чтениях..." концепция всеединства развернута в космических масштабах.
Космогонический процесс ведет, по Соловьеву, к слиянию Бога и отпавшего от него
мира. Астральная эпоха, когда материя концентрируется в звездных телах,
сменяется органической, завершением которой выступает человек. "В человеке
мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой
форме всеединства". Человек становится посредником между Богом и миром,
устроителем и организатором Вселенной
Соловьев преподает в Петербургском университете. После защиты докторской он
имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах. Вскоре
он отказывается от академической деятельности (так и не став профессором) -
после того, как он выступил в защиту цареубийц, однако отнюдь не вследствие
этого. Когда заканчивался судебный процесс, Соловьев в публичной лекции
обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его
отца. Судя по сохранившейся записи, в словах Соловьева содержалась и
определенная угроза. " .если государственная власть

492


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
отрицается от христианского начала и вступает на кровавый путь, мы выйдем,
отстранимся, отречемся от нее"
На следующий день его пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений.
Дело приняло серьезный оборот, доложили царю Государь распорядился сделать
философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных
выступлений Из университета его не гнали По-видимому, его уход был связан с
нежеланием продолжать педагогическую деятельность, которую он весьма не любил
из-за низкого уровня преподавания философии, обязательного расписания лекций...
Он переезжает в Москву
В Петербурге жил в гостинице, в Москве - у матери (отец умер в 1879 году)
После возвращения из Египта Вл. Соловьев познакомился с С А Толстой и ее
племянницей Софьей Петровной Хитрово. К замужней Хитрово Соловьев питал
серьезные чувства и готов был на ней жениться. Но она, весьма ласково
относившаяся к Соловьеву, тем не менее отказывала ему во взаимности, не желая
разводиться со своим мужем Любовь эта продолжалась более десяти лет, но так и не
дошла до бракосочетания, хотя Соловьев был

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.