Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №48

режде всего это идея времени Ему кажется
несерьезным, что она исследовалась до сих пор лишь в рамках физики и механики
Время - характеристика универсальная и проявляется абсолютно во всех сферах, но
по-разному Другая идея касается проблемы космической жизни и "приобретает
значение не только для ученого, но и для философа и для всякого образованного
человека" Третья - формирование основ радиогеологии, науки о геологическом
возрасте
С 1935 года Вернадский живет в Москве Он работает над книгой "Химическое
строение биосферы Земли и ее окружения" с оригинальным обширным предисловием
"Философские мысли натуралиста" Через четыре года этот прекрасный труд стал
логичным продолжением его работ "Мысли об истории знаний", - "Научная мысль как
планетарное явление"
И это несмотря на сложную обстановку и трагические события в стране Сам Владимир
Иванович сохраняет удивительную трезвость и глубину в понимании того, что
происходит в эти годы Об этом свидетельствуют его дневники и переписка Его
изначальное неприятие "социалистической схоластики", "насилия над человеческой
личностью", "исключительного морального и умственного гнета" остается тем же,
перед глазами зрелище все большей "варВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ

537


варизации" жизни и культуры, разлада и упадка научной работы, принудительного
закабаления массы народа ("Мильоны заключенных - даровой труд, играющий заметную
роль и большую роль в государственном хозяйстве" - дневник от 5 января 1938
года)
До 1938 года Вернадский часто ездил в зарубежные командировки, а дети его жили в
эмиграции сын Георгий был профессором кафедры истории Йель-ского университета в
США, дочь, врач-психиатр, вышедшая замуж за археолога Н П Толля, обосновалась в
Праге - каждый из них настойчиво звал отца и мать к себе Но Владимир Иванович
неизменно возвращался домой Самого его не постигла трагическая судьба Николая
Ивановича Вавилова (которая потрясла Вернадского), но многие из его учеников
были репрессированы и сосланы Вернадский проявил большую личную смелость,
протестуя и ходатайствуя по их поводу перед власть имущими, сколько можно
материально и морально помогая арестованным и ссыльным
И тем не менее он видит и положительные результаты государственного и
экономического строительства в эти годы, понимает, что большевистская власть -
как это ни парадоксально - спасла саму российскую государственность, что
авторитарная, деспотическая власть стала тем мучительным, но необходимым
лечением, которое стянуло распавшиеся в результате революции и братоубийственной
войны части страны, чтобы оживить их и привести, пусть насильственным путем, к
новому единству и новой оформленности "Сейчас исторически ясно, что, несмотря на
многие грехи и ненужные - их разлагающие - жестокости, в среднем они вывели
Россию на новый путь" (5 августа 1941 года)
Вернадский - один из самых крупных ученых в области, считающейся государством
стратегической В июне 1940 года, получив из США от сына сведения о работах по
"новой ядерной энергии", именно Вернадский стал инициатором специальной
академической комиссии, разработавшей национальную ядерную программу и
представившей ее в правительство
В годы войны Вернадского вместе со старейшими академиками эвакуируют в Боровое в
Казахстане Все происходящее он рассматривает с точки зрения дорогой ему идеи
ноосферы "Все страхи и рассуждения обывателей, а также представителей
гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны, -
считает с полной уверенностью ученый, - с недооценкой силы и глубины
геологических процессов, каким является ныне нами переживаемый переход биосферы
в ноосферу"
В Боровом Вернадский занимается уже делами финальными составляет "Хронику" своей
жизни, историю зарождения и развития своих идей и практических дел Он
сознательно готовится к последнему переходу и так же последовательно и
методично, как делал все в жизни, подводит под ней черту "В общем, я все время
неуклонно работаю Готовлюсь к уходу из жизни Никакого страха Распадение на атомы
и молекулы Если что может оставаться - то переходит в другое живое, какие-нибудь
не единичные формы "переселения душ", но в распадении на атомы (и даже протоны)
Вера Вивекананды неопровержима в современном состоянии науки Атомно живой
индивид - и я в том числе - о с о б о е я" (дневник от 27 декабря 1942 года) Но
его еще ждет одно тяжкое личное испытание 3 февраля 1943 года от внезапной
болезни

538


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
умирает его самый близкий друг и помощник, жена Наталья Егоровна, с которой они
прожили душа в душу 57 лет
12 марта этого же года Владимиру Ивановичу исполняется 80 лет Его награждают
орденом Трудового Красного Знамени и присуждают Сталинскую премию 1 степени -
двести тысяч рублей.
Последняя статья мыслителя - "Несколько слов о ноосфере" - представляет собой не
только конденсат его сокровенных верований, но и чрезвычайно емкий и ясный
конспект научных идей и открытий, приведших к ноосферному видению в их
логической и исторической последовательности В "Правде" эта статья, носившая
название "Что и зачем нам нужно знать о ноосфере", так и не появилась, зато в
несколько расширенном виде вышла в научном издании "Успехи современной биологии"
(1944) и на английском языке в журнале "Америкен сайентист" (1945) под заглавием
"Биосфера и ноосфера"
В Москву Вернадский вернулся в конце августа 1943 года 25 декабря 1944 года его
сразило, как когда-то отца, кровоизлияние в мозг. Через десять дней он
скончался.

8 января 1945 года его похоронили на Новодевичьем кладбище Этот мир Владимир
Иванович покинул последним из членов былого "Братства"
Первые книги из его богатейшего рукописного наследия начали появляться через
десять лет Вместе с ними, наконец, стал выплывать из забвения и непонимания
огромный духовный материк Вернадского, величайшего русского натуралистамыслителя
не только XX столетия, но и всех веков научного знания
"Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута
для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд Иначе будет поздно.
Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет "хлеба и
зрелищ". Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Хорошо жить во имя
чего? и для чего9 Надо искать более высоких идеалов. "Любовь к человечеству" -
маленький идеал, когда живешь в космосе", - писал Владимир Иванович в дневнике
1918 года, писал, по существу, на все времена.
Вернадскому принадлежит замечательная мысль о будущем автотрофном человечестве.
Это была не просто одна из самых любимых, но и поистине оригинальных его идей.
Прежде чем быть впервые обнародованной на французском языке в парижском научном
журнале в 1925 году, она занимала Владимира Ивановича несколько лет, возникнув
почти одновременно с учением о живом веществе Уже в дневнике 1919 года есть
такая запись: "С одной стороны, идея авто-трофности человечества .. Здесь мы не
только переживаем новую геологическую эпоху, мы переживаем эпоху изменения
неподвижной в течение геологического времени структуры живого вещества".
Первая и важнейшая связь человека с целым жизни, по Вернадскому, это его
включенность в последовательно разворачивающийся ряд живых форм и, наконец, в ту
цепь человеческих поколений (а их ученый насчитывает более десяти тысяч) "от
отца к сыну, вида Homo sapiens, которые, по существу своему, не отличаются от
нас ни своим характером, ни своей внешностью, ни полетом мысли, ни силой чувств,
ни интенсивностью душевной жизни"
Человеческий разум, "устремленная и организованная воля его", как суЛЕВ
ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ

539


щества общественного, активно перестраивающие мир вокруг, могут и должны
регулировать и собственную природу, направляя ее развитие так, как то диктует
глубокое нравственное чувство. Человечество, убежден ученый, "становится все
более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному
проявлению".
Дальнейшее его развитие, по Вернадскому, будет состоять в изменении форм питания
и источников энергии, доступных человеку Ученый имеет в виду овладение новыми
источниками энергии, в том числе энергией Солнца, а также "непосредственным
синтезом пищи, без посредничества организованных существ". Он представляет в
общем виде этот колоссальный эволюционный поворот человечества через достигнутое
умение поддерживать и воссоздавать свой организм, как это делает растение, из
самых элементарных, природных веществ: "пользуясь непосредственной энергией
Солнца, человек овладеет источником энергии зеленых растений".
Одной из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере Вернадский называет прежде
всего проблему "продления жизни, ослабления болезней для всего человечества",
считая при этом, что это только начало и "остановлено это движение быть не
может".
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ
(1866-1938)
Российский философ-экзистенциалист и литератор. В своей философии, насыщенной
парадоксами и афоризмами, восстал против диктата разума (общезначимых истин) и
гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной
философии противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность
человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое
даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенционализма.
Основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности" (1905), "Умозрение и откровение"
(изд. в 1964 году).
Шестов Лев Исаакович (настоящие фамилия и имя Шварцман Иегуда Лейб) родился 31
января (12 февраля) 1866 года в Киеве. Отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был
крупным коммерсантом, купцом 1-й гильдии Выходец из небогатой среды, он создал
собственное большое дело - "Мануфактурные склады Исаака Шварцмана". Отличался
незаурядным знанием древнееврейской письменности и пользовался авторитетом в
еврейской общине Сын, однако, остался чужд всем этим интересам отца.
Торгово-финансовые дела отца на протяжении долгих лет были мучительной "кармой"
Шестова. в 12 лет он был похищен анархистской организацией, в течение полугода
тщетно ожидавшей за него выкупа от отца Шестова, затем, уже став известным
писателем, был вынужден изо дня в день сидеть за счетами и вплоть до самой
революции разбирать денежные тяжбы между многочисленными членами семейного
клана.

540


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Обучение Шестов начал в Киеве, но заканчивал гимназию в Москве В 1884 году
поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем
перешел на юридический факультет, один семестр учился в Берлине, окончил
университет уже в Киеве Диссертация его "О положении рабочего класса в России"
была запрещена к печати цензурой Так, не став доктором юриспруденции, Шестов был
записан в сословие адвокатов, хотя и ни разу не выступил на адвокатском поприще
По окончании университета, в 1890-1891 годах, проходил военную службу как
вольноопределяющийся, затем недолго был помощником присяжного поверенного в
Москве
В 1891 году Шестов вернулся в Киев, чтобы помочь отцу Это был период интенсивных
литературных и философских занятий, первых литературных опытов, углубленного
изучения В Шекспира, оказавшего на Шестова большое влияние В киевских газетах
публикуются его критические заметки о Шекспире и Вл Соловьеве, а также ряд
статей по финансовым и экономическим вопросам
Шестов участвовал в торговом деле отца до конца 1895 года, когда заболел острым
нервным расстройством, вызванным, вероятно, гнетущей атмосферой предприятия Это
было время глубочайшего отчаяния Льва Исааковича, его внутренней катастрофы
В 1896 году он отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Кар-лсбаде,
Берлине, Мюнхене, Париже Наконец, в начале 1897 года переехал из Берлина в Рим В
ресторане его настигла русская студенческая экскурсия Разговорились, и он, как
прибывший ранее, в течение двух дней служил ей гидом Какая-то трагическая черта
в его лице поразила курсистку-медичку Анну, и, когда ее товарищи отправились
дальше, она осталась сиделкой, поддержкой никому не известного молодого еврея
Вероятно, она и вправду уберегла Шестова, но, может быть, и позже не раз ее
спокойствие, трезвость и самоотвержение служили ему опорой В феврале Лев
Исаакович Шестов и православная русская девушка Анна Елеазаровна Березовская
поженились Религиозная нетерпимость отца заставила долгие годы хранить этот брак
в тайне и препятствовала возвращению семьи Шестова в Россию В течение 10 лет
Шестовы жили врозь, в разных городах, чтобы скрыть брак от родителей Отец
Шестова, видимо, так и не узнал о нем, а матери он признался после смерти отца
По русским законам брак этот был недействительным, а дети, рожденные в нем, -
незаконнорожденными
В 1897 году у Шестовых родилась дочь Татьяна, в 1900-м - Наталья С согласия отца
дети были крещены Только осенью 1908 года Шестов воссоединился с семьей
Но вернемся к его творческой жизни В 1897 году Лев Шестов оканчивает
И
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ

541


первую книгу "Шекспир и его критик Брандес" ^ 1898) и приступает к работе над
книгой "Добро в учении гр Толстого и Ф Ницше Философия и проповедь" (1899) Обе
книги остались почти незамеченными критикой Шестов не ставит социальных
вопросов, его занимают прежде всего проблемы этические и метафизические Именно
поэтому он и восстает в своей первой книге против позитивистско-обывательского
толкования Шекспира датским критиком Г Брандесом Шестова возмущает, что "Брандес
не слышит, как "распалась связь времен", и потому Шекспир не мешает ему спать
отсюда моралистическое безвкусие по отношению к трагической глубине жизни "мы
чувствуем с Гамлетом", "мы испытываем с Шекспиром" Если для Шекспира ужас и
катастрофичность человеческого существования вели либо к пробуждению, либо к
смерти, то для Брандеса это только повод поговорить о "художественных" и
"моральных" достоинствах литературы
Еще сильнее протест против обожествления морали выражен во второй книге Шестова
Автор пережил философскую драму Ф Ницше как "потрясение", "внутренний
переворот", "я чувствовал, что мир совершенно опрокидывался", - вспоминал он
впоследствии "Добро - братская любовь, - мы знаем теперь из опыта Ницше, - не
есть Бог" "Горе тем любящим, у которых нет ничего выше сострадания" "Ницше
открыл путь Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра Нужно искать
Бога"
Этот тезис остается основополагающим в дальнейшем творчестве Льва Шестова Все
последующие его статьи и книги одушевлены одной всепоглощающей страстью -
борьбой с идолами философии, морали, религии или науки, претендующими на место
последнего судии Правда, вначале борьба эта ведется Шестовым в русле
романтической эстетики Однако, в отличие от романтиков или символистов, Шестов
не признает никакой скрытой "истинной сущности", будто бы таящейся под "корою
вещества" или "покровами обыденности" Выявление первооснов человеческого
существования означает для него не удвоение мира на ложное "здесь" и истинное
"там", но бесстрашное обнаружение катастрофической алогичности, бессмысленности,
абсурдности господствующего порядка вещей, основанного на рационалистическом и
сциентистском миропонимании
В 1901 году Сергей Дягилев предложил Шестову сотрудничество в журнале русских
модернистов "Мир искусства" С этого времени начинается сближение Шестова с
петербургскими и киевскими литераторами, философами, проповедниками "нового
религиозного сознания" - Д Мережковским, 3 Гиппиус, В Розановым, А Ремизовым, Н
Бердяевым, С Булгаковым, Г Челпановым Шестов публикует свои статьи в
редактируемых ими журналах или сборниках, одна за другой выходят его книги
"Достоевский и Ницше (Философия трагедии)" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт
адогма-тического мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Великие кануны"
(1911)
В это первое десятилетие творческой деятельности Шестов не отделяет литературной
критики от философии Призвание писателя и призвание мыслителя для него совпадают
Шекспир, Ницше, Ибсен, Достоевский, Толстой для него не только великие
художники, но и учители жизни, проводники в мир неразгаданных откровений о
концах и началах человеческого бытия В

542


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
диалоге с ними и складывается собственный метод Шестова, заменивший ему
ненавистную диалектику ("диалектика властна только над общими понятиями и не
может уследить за волнующейся, капризной жизнью"), этот метод - "странствование
по душам" диалогическое проживание "чужого слова", зат-ронутость которым уже
сама по себе порождает бесконечный спектр взаимоотношений с авторским словом
Одна из лучших работ этого периода - статья "Творчество из ничего" (1905),
посвященная АП Чехову В противовес общепринятому взгляду на Чехова как на
"мягкого, нежного лирика", "поэта сумеречных настроений" и "певца хмурых людей"
- Шестов характеризует Чехова как писателя беспощадного и признает у него
"удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать
все, чем живут и гордятся люди"
Книгой "Великие кануны" (1911) заканчивается первый - "литературно-критический"
- период творчества Льва Шестова
В 1898-1902 годах Шестов жил в Берлине, Италии, Швейцарии, наезжая на время в
Петербург и Киев В ноябре 1903 года из-за болезни отца вернулся в Киев, где вел
семейные дела
Осенью 1908 года Лев Шестов поселился с семьей во Фрейбурге (Германия), с марта
1910-го он жил, главным образом, в Швейцарии, в маленьком городке Коппе на
берегу Женевского озера, занимаясь классической европейской философией и
богословием Здесь Шестов открыл для себя нового героя - Мартина Лютера, изучал
труды средневековых мистиков и схоластов, многотомные немецкие истории
догматических учений, средневековой церкви, лютеранства, в этот период
практически не писал
В 1913 году он начал работу над новой книгой - "Sola Fide" ("Только верою"),
однако не успел ее закончить в связи с началом первой мировой войны вынужден был
вернуться в Россию (начатая рукопись осталась за границей, в 1920 году, уже
находясь в эмиграции, Шестову удалось ее получить, частично главы из этой
рукописи и высказанные в ней идеи вошли в другие его книги или были опубликованы
отдельно, а целиком рукопись "Sola Fide" была издана уже после смерти мыслителя,
в Париже в 1966-м)
Летом 1914 года Шестовы возвращаются в Россию и поселяются в Москве на Плющихе
Теперь он часто выступает в литературных и философских обществах, поддерживает
дружбу с Вяч Ивановым, М Гершензоном, Н Бердяевым, С Булгаковым, сестрами
Герцык, Г Челпановым, Г Шпетом Его статьи печатают журналы "Русская Мысль",
"Вопросы философии и психологии"
Октябрьскую революцию Шестов не принял и не понял (его брошюра 1920 года "Что
такое большевизм" - единственное, что было написано им на эту тему, - оттолкнула
своей близорукой беспомощностью и тривиальностью суждений даже поклонников его
таланта) После гибели на фронте единствен ного сына в июне 1918 года Шестов
переезжает в Киев, где читает курс "История древней философии" в Народном
университете, а также выступает с докладами и публичными лекциями
В октябре 1919 года семья из Киева перебралась в Ялту в надежде выехать оттуда
за границу По ходатайству Булгакова и профессора Киевской духовной академии И
Четверикова, а также благодаря широкой известности своих трудов Шестов был
зачислен приват-доцентом Таврического университета
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ

543


Однако уже в начале 1920 года вместе с семьей он выехал из Ялты в Севастополь,
оттуда - в Константинополь, а затем через Италию в Париж
Парижский период - самый продуктивный в творческой судьбе Льва Шестова Он много
и интенсивно работает ведет курс в Сорбонне по русской религиозной философии,
выступает с докладами и лекциями, публикует статьи в крупнейших французских
журналах, принимает деятельное участие в изданиях и переводах своих книг В эти
годы он лично знакомится с "властителями дум" нашего века - Т Манном, А Жидом, М
Бубером, А Эйнштейном, Э Гуссерлем, М Хайдеггером, Л Леви-Брюлем, М Шелером, А
Маль-ро В Париже были написаны важнейшие книги Шестова "На весах Иова
(Странствования по душам)" (1929), "Киркегард и экзистенциальная философия" (пофранцузски
в 1936 году, первое русское издание появилось посмертно, в 1939
году), "Афины и Иерусалим" (французский и немецкий переводы вышли в 1938 году,
первое русское издание в 1951-м )
И хотя главное в этих книгах - фундаментальная философская проблематика, Шестов
остается и в них верен темам, избранным в начале его литературного пути Для него
по-прежнему важен его исходный, всю жизнь терзавший его вопрос к чему пришли мы
вместе со всей нашей новоевропейской цивилизацией, к чему мы идем9
"Пока было весело, причина и следствие все объясняли, с ними было лучше, чем с
Богом, ибо они никогда не корили Но каково жить с ними в горе9 Когда несчастия,
одно за другим, обрушиваются на человека, когда бедность, болезни, обиды сменяют
богатство, здоровье, власть9 Каково Иову, покрытому струпьями, лежать на навозе,
с страшными воспоминаниями о гибели всех близких9"
Этот отрывок - из первой книги Шестова "Шекспир и его критик Бран-дес" Книга "На
весах Иова", написанная тридцать лет спустя, не столько ответ, сколько
"исповедание веры" современного Иова, так и не примирившегося с утешениями и
обещаниями жрецов Разума, Морали и Прогресса
В центре этого исповедания - убежденность Шестова, подкрепленная свидетельствами
Плотина, Паскаля, Достоевского, Толстого, что путь, которым мы все идем и
которым ребячливо гордимся, есть путь рабства и смерти, а не путь свободы и
жизни Этот путь начался в Афинах, провозгласивших верховную власть умозрительных
истин, и уже далеко увел нас от Иерусалима, с его дерзновенной верой в
возможность невозможного Современный человек, как и вся наша цивилизация, не в
силах признаться, что он находится в рабстве у обожествленного разума,
тиранически господствующего над жизнью, - в рабстве у научного мышления, у
"всеобщих и необходимых истин" (не важно, истины ли это идеализма, материализма
или атеизма) У "объективных" законов и безличных моральных принципов
Высшее достижение человека - беспрекословная покорность законам самодержавного
разума и порожденной разумом морали Ведь именно разум - и только он один -
определяет истинную границу между действительностью и мечтой, между добром и
злом, должным и недолжным "Даже сам Бог, если он хочет получить предикат бытия,
должен обратиться за ним к разуму И разум, быть может, ему этот предикат и
пожалует, а может быть, и даже вернее всего, откажет"
11 ГТ

144


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ ЛОССКИЙ

545


Вот почему напрасно ждать помощи от философии и философов сегодняшнему Иову Его
страдания, крики, проклятия для них лишь единичный "частный случай", ничего не
меняющий во всеобщих законах мироздания, с математической точностью
установленных разумом. Два всегда больше одного. Один плюс один - два И если
современный Иов все-таки упорствует, отказываясь преклониться перед этими
незыблемыми истинами, если он утверждает, что один и один только в математике
равняется постоянно двум, а в действительности бывает и так, что равняется и
трем, и пяти, и нулю, если он будет продолжать проклинать и вопить о своей
"человеческой, слишком человеческой" правоте, тогда, быть может, и его "вопли
философ будет исследовать с тем же равнодушием и спокойствием, с каким он
исследует перпендикуляры, плоскости, круги. ."
В 1928 году, по совету философа Эдмунда Гуссерля, ШестоЕ начинает изучать
творчество датского мыслителя Серена Кьеркегора (Шесте называет его
Киркегардом), - предтечу "экзистенциальной философии" XX века Поразительное
совпадение важнейших исходных позиций, пути конечных выводов Шестова с идеями
Кьеркегора, восставшего против умозрительной философии Гегеля и также
обратившегося за поддержкой к "частному мыслителю Иову", - все это помогло
Шестову еще острее сформулировать свои идеи
Теперь главным словом, опорным символом для него становится слово "вера",
"свобода от всех страхов, свобода от принуждения", "безумная борьба человека за
невозможное, борьба и преодоление невозможного"
Во Франции Шестов прожил до конца своих дней. До 1930-го жил в Париже, в 19301938
годах - в парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь С июня 1921
года Шестов стал членом Русской академической группы В феврале 1922 года он был
назначен преподавателем (1 час в неделю) историко-филологического факультета
Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете Здесь Шестов
почти 16 лет читал свободные курсы по философии ("свободные" - потому что всегда
читал и говорил только о тех проблемах философии, которые занимали его в данный
момент) "Русская философия XIX столетия", "Философские идеи Достоевского и
Паскаля", "Основные идеи древней философии", "Русская и европейская философская
мысль", "Владимир Соловьев и религиозная философия", "Достоевский и Кьеркегор",
"Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского". В эти годы произведения
Шестова публиковались в переводах на европейские языки, он выступал с публичными
лекциями и докладами в Германии и Франции, в 1936 году по приглашению
культурного отдела рабочей федерации посетил Палестину, читал лекции в
Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе. Репутация Шестова в среде французских
интеллектуалов была очень высока. С 1925 года он являлся членом президиума
Ницшевского общества, членом Кантовского общества
В декабре 1937 года Лев Исаакович тяжело заболел (кишечное кровотечение), после
выздоровления силы восстановить полностью не смог и вскоре прекратил чтение
лекций. В октябре 1938 года Шестов заболел бронхитом, который перешел в
туберкулез Умер мыслитель 20 ноября в клинике Буало, похоронен на Новом кладбище
в Булони, предместье Парижа, в фамильном склепе
Шестов - один из самых своеобразных мыслителей начала XX века, предвосхитивший
основные идеи позднейшего экзистенциализма По свидетельству
людей, близко знавших Шестова, писать он не любил, вынашивал свои мысли в
уединен

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.