Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №53

абсолютный монарх, не первопричина мира; понятие
детерминизма, как и другие понятия, к Богу не приложимы, Бог существует
"инкогнито". Только наличие духа в человеке говорит о том, что Бог есть, ибо он
смысл и истина жизни.
Бог - не творец мира, до Бога была некая "Бездонность", первичная свобода.
Свобода, по Бердяеву, первична и... трагична. Свобода есть основное условие
нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода зла. Без свободы зла
нет нравственной жизни. Это делает нравственную жизнь трагической. Смысл зла -
испытание свободы. Учитывая различные концепции свободы, Бердяев говорит о трех
ее видах. Помимо первичной, формальной свободы "по ту сторону добра и зла", есть
два варианта содержательной свободы, один - творить зло ("дьявольская свобода"),
другой - творить добро ("высшая", божественная свобода). Любовь есть содержание
такой свободы. Когда Бердяева называли "пленником свободы", речь шла именно о
втором ее варианте
Направление подвига - преодоление смерти. Философская идея естественного
бессмертия, выводимая из субстанциальности души, бесплодна. Ибо она проходит
мимо трагизма смерти. Бессмертие должно быть завоевано. Борьба со смертью во имя
вечной жизни есть основная задача человека Основной принцип этики может быть
сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении
ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть Так,
перефразируя категорический импеНИКОЛАЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ

579


ратив Канта, формулирует Бердяев центральную идею русской философии - идею
смысла жизни
Бердяев - противник революции. Всякая революция - беда, смута, неудача. Удачных
революций не бывает. Ответственность за революцию несут и те, кто ее совершил, и
те, кто ее допустил. Успех революции и ее подавление одинаковы по последствиям:
упадок хозяйства и одичание нравов. В стихии революции нет места для личности, в
ней господствуют начала безличные, это стихийное бедствие, как эпидемия и пожар.
Каким он видит будущее России? Возврата к старому нет и быть не может.
Невозможен для России и "западный" вариант. "Не может хотеть русский человек,
чтобы на место коммунизма пришел европейский буржуа". Между тем именно
коммунисты толкают страну к буржуазному образу жизни. Страшно именно то, что в
коммунистической революции Россия впервые делается буржуазной, мещанской страной
Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои
права быть господами. В России появился новый антропологический тип. Дети этих
молодых людей будут вполне солидными буржуа. Эти люди свергнут коммунистическое
господство, и дело может "обернуться русским фашизмом".
К социализму и демократии Бердяев относился резко отрицательно. Социализм -
буржуазная идея. Для социалистов, как и для буржуа, характерен культ
собственности. Социализм завершает дело, начатое демократией, дело окончательной
рационализации человеческой жизни. Это принудительное, безличное братство,
лжесоборность, сатанократия. Социализм - освобождение не труда, а освобождение
от труда. Между тем надо увеличивать производство, а не заниматься
перераспределением произведенного богатства, - эту мысль Бердяев отстаивал в
своей статье, опубликованной в сборнике "Вехи".
Критикуя социализм, Бердяев не выступает сторонником капитализма. На страницах
"Философии неравенства" появляется термин - "хозяйственный универсализм".
Последний одинаково должен быть противоположен "и капитализму, и социализму".
Хозяйство должно развиваться только как иерархическая система; одухотворенное
отношение к земле, любовь к ней и орудиям труда возможны только при
индивидуальной собственности. Необходимо стремиться к синтезу аристократического
принципа личности и социалистического принципа справедливости, братского
сотрудничества людей. В 1939 году ("О рабстве и свободе человека") Бердяев
вспомнил о своих ранних убеждениях: "Круг моей мысли в социальной философии
замкнулся. Я вернулся к той правде социализма, которую исповедовал в юности, но
на почве идей и верований, выношенных в течение всей моей жизни. Я называю это
социализмом персоналистическим, который радикально отличается от преобладающей
метафизики социализма, основанного на примате общества над личностью".
Бердяев смолоду увлекался Достоевским. Он публиковал статьи о своем "духовном
отце", в годы революции в ВАДК вел семинар по Достоевскому, а в 1923 году в
Праге выпустил итоговую работу "Миросозерцание Достоевского". Для Бердяева
Достоевский - "не только великий художник, но великий философ". Он - гениальный
диалектик, "величайший русский метафизик" Все в нем огненно и динамично, все в
движении, в противоречиях и борьбе.

580


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Значительное место в философском наследии Бердяева занимают проблемы
отечественной культуры, изложенные в книге "Русская идея", а также в ряде
монографий, посвященных выдающимся русским умам (Хомякову, Леонтьеву,
Достоевскому) Плоть от плоти русской судьбы, он не мог не интересоваться своей
духовной родословной Историю русской идеи, поборником которой он себя видел,
Бердяев начинает с древности В русской религиозности всегда был виден
эсхатологический элемент, а это - родная стихия Бердяева Русская антиномичность
проявилась в противостоянии двух мыслителей - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий "Нил
Сорский - предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции Иосиф
Волоцкий - роковая фигура не только в истории православия, но и в истории
русского царства.. Вместе с Иоанном Грозным его следует считать главным
обоснователем русского самодержавия". Раскол лишь выявил те тенденции, которые
существовали задолго до этого В основу раскола легло сомнение в том, что русское
царство истинно православное Раскольники почуяли измену в церкви и государстве,
идея богооставленности царства была главным мотивом раскола Уже в Алексее
Михайловиче видели слугу антихриста Что касается Петра Первого, то этот
"большевик на троне" воспринимался в народе как антихрист собственной персоной
Бердяев тонко подметил характерную черту русского Просвещения "В России
нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным Это относится и к
последующему периоду Нравственными поисками отмечена деятельность масонов
(Новиков), мистиков из окружения Александра I, вольнолюбивого русского
офицерства, вынесшего из Европы идеи всеобщего братства и так неудачно
попытавшегося его осуществить в декабре 1825 года Великие русские писатели XIX
века будут творить не от радостного творческого избытка, а от жажды спасения
народа, человечества и всего мира"
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
(1875-1961)
Швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил
учение о коллективном бессознательном, в образах которого (то есть архетипах)
видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений
("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление
индивидуализации личности Оказал влияние на культурологию, сравнительное
религиоведение и мифологию.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу
живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви,
дед и прадед со стороны отца были врачами Учился в Базельской гимназии, любимыми
предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история
В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медициЮНГ
КАРЛ ГУСТАВ

581


ну, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии Помимо этих
дисциплин интересовался философией, теологией, оккультизмом
По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и
патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его
длившемуся почти 60 лет творческому периоду Основанная на тщательно
подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной
медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла
описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса.
В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то
время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли
(пригород Цюриха) Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь
молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря
Блейлер от себя и сотрудников требовал точности, аккуратности и внимательности к
пациентам
На территории больницы царил сухой закон Юнг упоминает, что первые шесть месяцев
он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал
Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по
применению разработанного им же теста словесных ассоциаций Юнг пришел к выводу,
что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные
совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально
"заряженных") мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность
выявиться болезненным симптомам
В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг
послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя
четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни
Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга К моменту
личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после
непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в
словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов Используя в опытах
теорию Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и
поддерживал психоаналитическое движение как таковое Встреча положила начало
тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года Фрейд
был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга в
некотором смысле отцовской фигурой Со своей стороны, Фрейд уверовал в то, что
наконец-то нашел в лице Юнга своего духовного "сына" и последователя Бесценным
даром для

582


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

583


всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая
полновесный том.
В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего
фабриканта Эмме Раушенбах (1882 -1955), с которой прожил вместе пятьдесят два
года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на
территории клиники Бургхольцли, заняв квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в
1906 году - переехали в собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что
неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в
Цюрихском университете
В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Фе-ренчи,
работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где
прочел курс лекций о методе словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате
Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое
двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень
доктора
Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой
доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставил свой пост в
Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором) и
расширил частную практику у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это
время Юнг становится первым Президентом международной Ассоциации психоанализа и
погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их
взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно четко
обозначившие область последующих интересов Юнга, а также границу идеологической
независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного
психического.
Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к
тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел разрыв, и в науке
каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.

Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная
драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани
глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые голоса, играл,
как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым
собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно
верил, что его дом населен привидениями"
Драма расставания обернулась для тридцативосьмилетнего Юнга возможностью большей
свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного
психического. В работах его все более выявляется интерес к архетипическому
символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину"
бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап,
который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой
болезни" Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и
описать это - насколько возможно-в терминах повседневной жизни. В результате
получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов
сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она
никогда не публиковалась. Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным,
Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической
психотерапии и новую структуру психического.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема
человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или ядерной
катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. В судьбе человечества
решающим фактором является сам человек, его психика Еще конкретнее этот
"решающий фактор" сфокусирован и сконцентрирован в бессознательной психике,
являющейся реальной угрозой; "мир висит на тонкой нити, и эта нить - психика
человека".
В 1920-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий,
предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке
Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию,
состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурнопсихологическое
эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической
книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". В отличие от беззаботнолюбопытствующих
туристов, Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения
раскрытия содержащегося в ней смысла; он полагает, что сама история имеет
известный общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно
взаимодействие и культур, и времен
В начале 1920-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом
Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата "Книга перемен", и
вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо
интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом
экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических
экспериментов в Цюрихе совместно с Блейле-ром. Сеансами руководил известный в те
годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Юнг долгое время отказывался делать какиелибо
заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них
упоминания, но впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он
также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, в лице которых
увидел провозвестников психологии бессознательного.
В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в
местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и
уединении проводил воскресные дни и отпуск. Здесь не было ни электричества, ни
телефона, ни отопления Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как
удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснах-та в Боллинген символизировал для
Юнга путь от эго к самости, или, другими словами, путь индивидуализации.
В 1930-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического
общества Германии В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему
премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков
В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество
было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими
принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку Президентом
Международного Общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по принципу
"крышечной организации", состоящей из национальных обществ (германское общество
было лишь одним из них) и индиви-
IT

584


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
дуальных членов Как впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка,
позволившая психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества,
оставаться внутри самой организации В связи с этим Юнг отверг всяческие
обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений
антисемитизма
В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической
школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское Общество практической
психологии По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг,
который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой
политике, стал проявлять к ней все больший интерес Из интервью, которые он давал
в те годы разным журналам можно понять, что Юнг пытался анализировать психологию
государственных лидеров и в особенности диктаторов 28 сентября 1937 года во
время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел
возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гичлера во время
массового парада С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из
фокусов внимания Юнга
Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести в концу Второй мировой
войны Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге В начале 1944
года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время
которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает У него возникло
космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого
себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей
жизни В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он
увидел своего доктора, идущего ему навстречу Вдруг доктор принял черты короля
острова Кос (родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга
возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его,
Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель
его врач неожиданно умер) Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое
разочарование, когда вернулся обратно к жизни С этого момента что-то изменилось
в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и
из его работ, написанных в то время Теперь он сделался "мудрым старцем из
Кюснахта"
К концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных
событий, все более проявляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам Не
только угроза атомной войны, но и все возрастаю щая перенаселенность Земли и
варварское уничтожение природных ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко
волновали его Возможно, Юнг почувствовал гораздо раньше других, какая угроза
нависла над человечеством Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то
естественно спросить а не существует ли архетип, который представляет, так
сказать, целое человечества и его судьбу7 Юнг видел, что почти во всех мировых
религиях такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого
изначального (первочеловека) или космического человека, антропоса Антропос, ги
гантский космический человек олицетворяет жизненный принцип и смысл всей
человеческой жизни на Земле (Имир, Пуруша, Пан-ку, Гайомарт Адам)
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

585


Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело
обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин
психического, могут быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой
реальности Ни психология не может быть достаточно "объективной", поскольку
наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на
субатомном уровне измерить одновременно количество движения и скорость частицы
Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем современной физики,
применим и к проблемам души и тела В течение всей жизни у Юнга возникало
впечатление последовательности разных внешне не связанных друг с другом событий,
происходящих одновременно Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его
близкого родственника, случившиеся одномоментно Юнг ощущал, что подобные
"совпадения" требовали какого-то дополнительного объяснения, кроме утверждения о
некоей "случайности" Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал
синхронностью По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики
Сведенборга дали ему временный доступ к "абсолютному знанию" - к области, где
преодолеваются границы времени и пространства Восприятие структур упорядочивания
воздействует на психическое как смысл
В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный
конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина
Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли) Юнгу
предложили сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его
научные исспедования в 1901 году
В ноябре 1955 года он пережил большое горе - умерла его жена Эмма, бессменный
спутник на протяжении более полувека Из всех великих пионеров глубинной
психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы
и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод
С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым Он
поражал своих гостей размышлениями о тайнах человеческой души и будущем
человечества
В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина
Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году Мэр торжественно вручил
"мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной
речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте Незадолго
до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой,
"Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а
также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу "Человек и его
символы", популярное изложение основ аналитической психологии Карл Густав Юнг
умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года Прощальная церемония состоялась в
протестантской церкви Кюснахта Местный пастор в погребальной речи назвал
покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и
давшим человеку мужество вновь обрести свою душу" Два других ученика Юнга -
теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человечес кие заслуги
своего духовного наставника Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной
могиле на местном кладбище

586


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР
(1875-1965)
Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский
теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952).
Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "преклонение перед жизнью" как основа
нравственного обновления человечества.
Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем
Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Годом
раньше увидел свет первый ребенок Швейцеров - девочка В последующие годы у
Альберта Швейцера появились еще три сестры и брат. Одна из сестер, Эмма, умерла
во младенчестве. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и
у его сестер и брата, было счастливое детство.
Пастор Людвиг Швейцер стоял во главе небольшой протестантской общины
Кайзерсберга В городке насчитывалось лишь несколько десятков лютеран, поскольку
подавляющее большинство населения составляли католики. Сам пастор был родом из
Пфаффенгофена, в Нижнем Эльзасе. Его отец служил там учителем и органистом. Трое
его братьев избрали себе ту же профессию. Мать Альберта Швейцера, урожденная
Шиллингер, была дочерью священника городка Мюльбаха, расположенного в долине
Мюнстера, в Верхнем Эльзасе.
Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в Гунсбах Поскольку
французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франкопрусской
войны 1871 года, Швейцер получил германское гражданство. Родители его
были французы, и Альберт научился бегло говорить на обоих языках. Под
руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре
года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.
Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно
учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 году, он поступил в
Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по
теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена стипендия, давшая
Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и
брать уроки игры на органе у Видора Всего за четыре месяца он написал
диссертацию "Суть веры философия религии" и в 1899 году стал доктором философии.

Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о
значении Тайной вечери.
В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а
через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

587


играл на органе и занимался научной работой Главный теологический труд Швейцера
- "Вопрос об историческом Иисусе" (1906), в нем Швейцер отверг попытки
модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности Швейцер подчеркнул
эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.