Жанр: Энциклопедия
Сто великих мыслителей
...у в
мире, который (в настоящее время) представляется как серия механических
необходимостей, открыть и реализовать
562
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
бессмертную жизнь в теле, подлежащем смерти и постоянной мутации, - все это
представляется нам как манифестация Бога в Материи и как цель Природы в ее
земной эволюции".
Шри Ауробиндо пишет с большой буквы не только слова Бог и Дух, но и Природа и
Материя. "Если верно, - замечает он, - что Дух заключен в Материи и что внешняя
Природа скрывает Бога, то манифестация Его и реализация Его внутри себя и во
внешнем мире являются высшими и самыми законными целями жизни на земле"
("Божественная жизнь").
Но Природа для Шри Ауробиндо не инобытие, не творение Бога (как в христианстве),
это или равноправный член с Богом, или даже первоначало, само бытие как высшая
реальность. Природа и Бог, Материя и Дух, Жизнь и Сознание - эти сущности, с
одной стороны, являются самостоятельными потенциями и реальностями, с другой -
скрыты друг в друге, выявляют себя и дифференцируются в ходе эволюции
Шри Ауробиндо считает, что одной из главных ценностей европейской культуры
является разум. "Философия, науки и некоторые отрасли искусства, - пишет он, -
результаты многолетней работы критического разума в человеке" ("Человеческий
цикл").
"Все затруднения разума в попытке управлять нашей жизнью, - пишет Шри Ауробиндо,
- заключаются в том, что благодаря своей врожденной ограниченности он не в
состоянии обращаться со сложностями жизни или ее интегральными действиями; он
принужден разделять жизнь на части, делать более или менее искусственные
классификации, строить системы с ограниченными и противоречивыми данными,
которые должны быть постоянно видоизменяемы другими данными, для того чтобы не
сделать выбора, который, в свою очередь, разрушится прорывом новых волн, еще не
регулированных сил и возможностей" ("Человеческий цикл").
Более того, хотя благодаря разуму цивилизация продвинулась вперед, именно разум,
по мнению Шри Ауробиндо, ответственен за те негативные последствия, от которых
страдает современный человек.
Однако как практически может происходить обожествление человека, какие усилия
требуются с его стороны? "Внешние и внутренние, - отвечает Шри Ауробиндо, -
собственные и божественные", - уточняет он далее Внешние усилия - это религия,
оккультизм, духовная мысль, духовное испытание. "Но духовная проблема не может
быть решена внешними средствами, а только внутренним перерождением"
("Божественная жизнь"). Это пере-оождение происходит не сразу, оно
подготавливается и имеет свои этапы
Подготовка состоит в поисках добра, правды и красоты, с одной стороны, и
самоотречения и жертвы своего "Я" Божеству, Владыке (Ишваре) - с другой
Одновременно, считает Щри Ауробиндо, нужно выполнять общие принципы
эзотерической жизни. "Необходимо известное отчуждение от умственных,
чувственных, физических требований, концентрация в сердце, известный аскетизм и
самоочищение, отказ от эгоистических желаний, от нелра вильных привычек и нужд"
Здесь своеобразно соединяются и буддийские, и христианские этические императивы
Такой же синтез виден в этическом требовании служения человеку: ".. духовный
человек не держится в стороне от жизни человечества. Напротив, главной задачей
для него являются развитие
АУРОБИНДО ГХОШ
чувства единств" со всей тварью, сознание универсальной любви, сострадания и
развитие энергии или блага всех... его усилия направлены на творческую помощь и
руководство, как это делали древние риши и пророки".
Другой аспект собственных усилий человека - последовательное высвобождение и
подчинение Пуруше трех начал ("частей") человека - ума, сердца, воли. Шри
Ауробиндо называет этот аспект "тройной трансформацией" или "контактом души с
духом" Первый контакт - "посредством ума" - очищает, расширяет, успокаивает,
обезличивает личность, но он ограничен. "Более интенсивное усилие посредством
ума не меняет баланса. Одухотворенный ум стремится подняться выше и превзойти
себя, и таким образом он теряет сознание форм и вступает в бесконечный,
бесформенный и безличный мир" Второй контакт - "посредством сердца" - вносит в
духовное продвижение человека эмоции и чувство, делая его полным бытия. "Тогда
все становится ярким и конкретным, эмоции, чувства и одухотворенные ощущения
достигают высшего предела, и полное самопожертвование делается не только
возможным, но и необходимым". Но и этот контакт ограничен. Третий контакт -
"посредством воли" - позволяет отказаться от эго человека, препятствующего
обожествлению, и заручиться согласием его воли
"Посвящение воли в активной жизни развивается благодаря постепенному удалению
эгоистической воли с ее двигательной силой желания.
Эго подчиняется тогда высшему закону и в конце концов или совсем исчезает, или
же начинает подчиняться высшей силе и истине, и начинает действовать как орудие
Божества...
Все три вместе взятые подхода ума, воли и сердца создают духовное или
психическое состояние нашей внешней природы, в котором открывается более широкая
и сложная перспектива на психический свет внутри нас и на духовного Властителя
Вселенной, Ишвару, действительность которого чувствуется теперь над нами, вокруг
нас и внутри нас.
Все это собственные усилия человека, но для окончательной духовной
трансформации, решительно ускоряющей эволюцию, необходимы и встречные
божественные усилия (своего рода избранность, предопределенность, которая,
вероятно, дана немногим). Сам процесс духовной трансформации проходит пять
стадий (этапов): Высший ум, Освещенный ум, Интуитивный ум, Над-ум и высшую судию
- Сверх-ум.
"Главная характеристика первой стадии (Высший ум) - это массовое мышление, то
есть возможность схватывать сразу непосредственно все в целом
Освещенный ум выражается не только мышлением, но и видением. Сознание пророка,
происходящее от видения, имеет большую силу познания, чем сознание мыслителя.
Восприятие внутреннего зрения более глубоко и непосредственно, чем восприятие
мысли" ("Божественная жизнь").
В свое время суфий Аль-Газали писал: "...за разумом следует другая ступень,
когда у человека открывается новое око, коим он созерцает скрытое, узревает то,
что произойдет в будущем, и другие вещи, не достижимые для разума"
Интуитивный ум - это следующая стадия духовной трансформации, использующая, как
видно из названия, в качестве основного средства развития интуицию.
Над-ум заканчивает первую (созданную прежде всего усилиями самого
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
человека) степень духовной трансформации На этой стадии полностью побеждается
"эго" и осуществляется прорыв в космическое сознание
Когда Над-ум снисходит, эгоцентризм полностью подчиняется ему Сначала он
теряется в широте существа и, наконец, совсем исчезает, заменяясь космическим
восприятием и ощущением безграничного универсального духа и действия Все, что
остается, - это космическое Бытие, сознание, восторг и игра космических сил "
Однако остатки сопротивления низшей природы человека и неведения на этой стадии
еще сохраняются "Даже когда высшие силы с их энергиями проникают в самую глубь
Бессознания, - пишет Шри Ауробиндо, - они встречают там слепую необходимость и
подчиняются ограничительному закону Неведения Сопротивление (высшим силам)
основывается на установленном и непреклонном законе всегда встречать требования
жизни законом смерти, требование света - необходимостью тени и темноты,
суверенитета и свободы духа - ограничением, несостоятельностью и первичной
инерцией"
Вторая ступень духовной трансформации, вызванная в основном интервенцией Духа
сверху, - это и есть стадия Сверх-ума, или Гностическое существо На этой стадии
человек окончательно становится духовным и полностью свободным, приобретает
новую природу (расу) и необычайные способности, сливается в гармонии и любви с
Божеством и Космосом, испытывает переживания и чувства, которые столь необычны,
что практически не поддаются описанию
Завершенная личность есть космическая личность, так как только когда мы станем
частью всего космоса и затем превзойдем его, наша личность может считаться
завершенной
Сверхумное существо в космическом сознании, ощущая всю Вселенную, как самого
себя, будет действовать соответствующим образом Его действия в универсальном
сознании будут основаны на гармонии собственной личности и вселенной
Шри Ауробиндо не просто создал эзотерическое учение (знание, умозрение), но и
реализовал его в собственной жизни Он перестроил не только свой ум и сознание,
но и все существо Используя технику йоги и собственные психотехнические находки,
Шри Ауробиндо, с одной стороны, элиминирует (уничтожает в себе) те реальности,
которые не отвечают его учению (ненужные желания, эгоистические устремления,
мешающие представления), с другой - ценностно и чувственно-натурально
культивирует, развивает, укрепляет те "высшие реальности", которые отвечают
учению Шри Ауробиндо заканчивает жизнь в соответствующих высших реальностях
растворяется и сливается с Божеством и Космосом, наслаждается своей Душой,
переживает Бесконечность, Красоту, Свет, Силу, Любовь, Восторг
БЕРТРАН РАССЕЛ
(1872-1970)
Английский философ, логик, математик, общественный деятель Основоположник
английского неореализма и неопозитивизма ФилосоБЕРТРАН
РАССЕЛ
фия, по Расселу, заимствует свои проблемы из естествознания, пролагает ему путь
и должна логически анализировать и объяснять принципы и понятия естественных
наук Мир состоит из чувственных данных, логически неразрывно связанных друг с
другом Лауреат Нобелевской премии по литературе Основные сочинения "Принципы
математики" (совместно с Уайтхе-дом, 1910-1913), "Проблемы философии" (1912),
"История западной философии" (1940), "Человеческое познание Его сфера и границы"
(1948) и др
Бертран Рассел принадлежал к старинному аристократическому роду политиков,
ученых и интеллектуалов Он родился 18 мая 1872 года в Рейвенск-рофте в Уэльсе и
был младшим из трех сыновей в семье Джона Рассела, виконта Эмберли, и Кэтрин
Рассел Это семейство играло заметную роль в политической жизни страны с XVI века
Отец будущего ученого был членом парламента и дружил с философом Джоном Стюартом
Миллем, ставшим посаженым отцом его сына Бертрана Отец считался свободомыслящим
и выпустил книгу "Анализ религиозной веры", как человек радикальных воззрений,
выступал в защиту женского равноправия, что стоило ему места в парламенте
Незаурядной личностью была и мать Бертрана в ее салоне собирались философы и
модные художники
Рассел рано потерял родителей, ему было два года, когда умерли мать и сестра, а
еще через полтора года ушел из жизни отец В 1876 году четырехлетний Бертран
вместе с братом переехал в Пембрук Лодж, поместье деда, где хозяйкой была его
бабушка графиня Рассел, женщина также незаурядная Будущий философ получил
поначалу домашнее образование под руководством швейцарских и немецких гувернеров
В 11 лет он увлекся геометрией Евклида, это была страсть "всепоглощающая, как и
первая любовь" В юности он жадно читал, накапливал разнообразные знания и крайне
озадачил бабушку заявлением, что способен принять лишь те религиозные догматы,
которые получают научное подтверждение В дальнейшем в своих воззрениях он был
близок к атеизму Молодые годы прошли в достатке, в общении с многими выдающимися
людьми Бернард Шоу катал его на велосипеде задолго до того, как стал автором
прославленных пьес, Беатриса Вебб, одна из идеологов лейборизма, приветствовала
его как своего ученика, вступившего в Фабианское общество
18-летний Рассел был принят в Тринити-колаедж при Кембриджском университете, где
начал специализироваться в двух, казалось бы, трудно совместимых областях
математике и философии В 1894 году он получает степень бакалавра искусств, а три
года спустя защищает диссертацию "Об основах геометрии"
В Кембридже Рассел подружился с Альфредом Нортом Уайтхедом, знаменитым
математиком, логиком и философом, своим будущим соавтором Он много занимается
философскими вопросами и штудирует труды Гегеля, Юма, Джона Локка, а также
современного ему философа Джорджа Мура Эрудиция,
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
обширнейшие знания в разных областях, которые он неутомимо накапливал всю жизнь,
сделали Рассела личностью уникальной Он, б частности, выступил с трудами,
посвященными таким деятелям философской мысли, как Лейбниц, Бергсон, Джон Стюарт
Милль, исследовал историю западной философии Собственные же философские взгляды
Рассела отличались эклектизмом
После окончания Кембриджа Рассел некоторое время находился на дипломатической
работе сначала в Париже, потом в Берлине, где изучал экономику и собирал
материал для первой значительной работы "Германская социал-демократия" (1896)
Анализируя деятельность немецких социалистов, воз главляемых Либкнехтом и
Бебелем, он впервые обращается к проблеме переустройства мира на принципах
реформизма и демократического социализма
Известность Рассела как ученого и общественного деятеля растет В 1896 году он
читает лекции в Лондонской школе экономики Тогда же впервые едет в США для
выступлений в университетах Вехой для него становится 1900 год, когда он
участвует в крупном философском конгрессе в Париже, знакомится с рядом маститых
ученых Написанная в соавторстве с Уайтхедом книга "Принципы математики" (1903)
приносит ему международное признание Еще больше упрочил научный авторитет
Рассела их другой совместный труд, признанный ныне классическим, - "Основания
математики" (1910-1913) Его избирают президентом Аристотелевского общества в
Англии (1911) Уже тогда он становится поборником женского равноправия Как член
Фабианского общества Рассел вместе с первой женой Элис Уитолл Пирсолл Смит
занимается пропагандой социалистических идей в их "мягком", реформистском
варианте Он даже выдвигает свою кандидатуру в парламент, однако либералы, к
которым он себя относит, отказывают ему в поддержке, ссылаясь на его близкую к
атеизму позицию в религиозных вопросах
Когда началась первая мировая война, Рассел по возрасту не подлежал призыву в
армию Раздраженный шовинистической пропагандой, захлестывавшей страну, он
активно занимается пацифистской деятельностью, став членом организации
"Противодействие призыву на военную службу" Это требовало немалого гражданского
мужества и рассорило со многими друзьями, стоявшими на позициях "защиты
отечества" Кроме того, он лишается места в Тринити-колледже Его антивоенные и
социальные взгляды представлены в работах "Принципы социального переустройства"
и "Война и справедливость" (1916)
В 1917 году он выпустил в США небольшую книжку "Мои политические идеалы"
Проблемы социализма и капитализма, а также разумного устройства мира он
рассматривал в ней сквозь призму ключевого философского тезиса все высшие
ценности в конце концов замыкаются на человеке Единственно достойная
политическая цель - обеспечить насколько это осуществимо самое полное развитие
природных творческих возможностей личности, а также обуздать силы властолюбия,
алчности и консерватизма
За агитацию против призыва в армию Рассела сначала штрафуют, потом заключают в
тюрьму Правительство отказывает ему в выдаче паспорта на поездку в США для
чтения лекций в Гарвардском университете Осуждает он и вступление США в войну,
предупреждая о том, что американские солдаты, прибывшие в Англию, могут быть
использованы в качестве штрейкбрехеров
БЕРТРАН РАССЕЛ
Осенью 1917 года, получив известие о большевистском восстании в Петрограде, он
приходит к мысли о том, что "мир, в котором мы живем исчезнет Он сгорит в огне
собственных пламенных страстей, из его пепла возродится новый мир, исполненный
надежды, в глазах которого забрезжит свет веры"
В апреле 1918 года Рассел по просьбе американского издателя завершает книгу
"Пути к свободе" В ней он анализирует различные теории переустройства общества
от умеренно социалистических до крайних - экстремистских, анархических Его
вторично заключают в тюрьму, - на этот раз на шесть месяцев Там он создает
очередной труд "Введение в математическую философию" (1919) Он тепло отзывался о
тех, с кем делил заключение, писал, что они отнюдь не ниже в моральном плане
тех, кто пребывает на свободе
В годы войны Рассел отказывается от "нетрудовых доходов" - денег, полученных по
наследству, и жертвует их на разного рода учебные и просветительские цели Отныне
он будет жить только на гонорары за книги и лекции
Таким был Рассел в 1920 году накануне поездки в Россию в составе делегации
лейбористской партии Он провел в нашей стране примерно полтора месяца - с начала
мая до середины июня Имел почти часовую беседу с Лениным, встречался коротко с
Троцким и Каменевым, виделся с Горьким Побывал в Петрограде, проплыл по Волге от
Нижнего Новгорода до Астрахани Общался с крестьянами, рабочими, интеллигентами,
изучал положение дел в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, культуре
Он наблюдал Россию спустя два с половиной года после Октябрьского восстания,
когда не закончилась еще Гражданская война, экономика страны была разрушена и
функционировал режим военного коммунизма в его самой жесткой форме с репрессиями
и насильственным изъятием продовольствия у крестьян
Итогом поездки явилась знаменитая книга Рассела "Практика и теория большевизма"
(1920) Он был убежден в том, что русская революция сопоставима по значимости с
Великой французской революцией
Рассел, человек независимый в суждениях, стремился изучить проблему всесторонне
и представить взвешенную точку зрения Ему были понятны чаяния простых людей в
России, измученных войной и блокадой, устроенной Антантой, действия которой он
осуждал Преданный идеалам социальной справедливости, Рассел не мог не
признавать, что многие лозунги, провозглашенные большевиками, обещавшими мир,
землю, благоденствие, были созвучны чаяниям беднейших слоев населения Цели
большевиков, стремившихся построить общество справедливости, были ему во многом
близки Но для убежденного демократа и либерала, поборника свободы, сторонника
реформ и парламентской системы методы большевиков были неприемлемы Он не мог
согласиться с революционным насилием и жертвами Не мог примириться с догматизмом
большевиков, их нетерпимостью к любому инакомыслию Не мог принять подавление
свободы личности, одобрить тотальную централизацию Такими способами общество
справедливости построить нельзя, констатирует ученый
Значение книги Рассела в том, что, анализируя в ней положение дел в России, он
стремится заглянуть в завтрашний день Многие его прогнозы и предупреждения
поражают актуальностью "Я думаю, нужно признать две веши во-первых, многие из
худших бед капитализма могут остаться и при комму568
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
БЕРТРАН РАССЕЛ
низме, во-вторых, избавление от зла не может быть быстрым, поскольку это требует
изменений в образе мышления среднего человека". Делая акцент на экономике,
материальном факторе, нельзя его абсолютизировать, считает автор. Необходимо
учитывать фактор психологический, привычки, традиции людей. Эта мысль пройдет
сквозь многие сочинения Рассела. Она будет присутствовать и в его Нобелевской
лекции.
В книге о России упоминалось о подъеме революционной волны на Востоке. Теперь
Рассел хотел воочию увидеть этот новый фактор мировой политики. В 1921 - 1922
году он совершил поездку на Восток, читал лекции в Пекинском университете. Китай
привлекает его особое внимание: там в 1911 году произошла антиимпериалистическая
революция, император был изгнан, к власти пришел Гоминьдан во главе с Сунь
Ятсеном и в огромной стране с ее, казалось бы, окаменевшим укладом начали
происходить глубочайшие социальные и экономические перемены. Итог этой поездки -
книга "Проблемы Китая" (1922).
В 1921 году Рассел вторично женится (его первый брак был бездетным) на Доре
Уинифред Блэк, которая была его секретарем во время поездки в Россию и написала
для его книги главу "Искусство и образование". У них родились сначала сын, потом
дочь. Видимо, появление детей у маститого ученого, перешагнувшего полувековой
рубеж, пробудило в нем острый интерес к проблемам воспитания и образования.
Рассел открывает экспериментальную школу, а сфера его научных исследований
расширяется, включая в себя и педагогику. Плодами размышлений стали книги "Об
образовании" (1926), "Брак и мораль" (1929), "Образование и общественный строй"
(1932). Его педагогические теории вырастают из философских воззрений на природу
человека. Цель образования для Рассела - защита свободы и развитие творческих
способностей.
Озабочен Рассел и судьбой науки в XX столетии. В 1925 году он выпускает брошюру
"Икар", в которой полемизирует с тезисами английского биолога Джона Холдейна. В
брошюре "Дедал" Холдейн, используя образ мифологического героя, искусного
зодчего, высказал оптимистическую веру в то, что развитие науки будет
исключительно во благо человечеству. Рассел, прибегая к другому образу того же
мифа, Икару, напротив, предупреждал об опасностях, таящихся в бурном росте
знаний и технологий. Он считал, что человечество спасет не техника, а "доброта".
Пройдет около трех десятилетий, и тревога Рассела станет реальностью в связи с
изобретением ядерного оружия
В 1930-е годы, особенно после прихода к власти в Германии фашистов, обстановка в
мире накаляется. Рассел вновь обращается к жгучим политическим проблемам в
книгах "Свобода и организация, 1814-1914" (1934), "Какой путь ведет к миру9"
(1936), "Власть: новый социальный анализ" (1938). В них он, в частности,
размышляет о том, каким образом предотвратить надвигающуюся военную катастрофу.
В 1935 году Рассел вторично разводится и женится на своей секретарше Патриции
Элен Спенс. Плодом этого брака становится второй сын В конце 1930-х годов Рассел
едет в США, преподает в Чикагском и Калифорнийском университетах. Приближение
войны заставляет его корректировать свои взгляды. Агрессия Германии против
Польши, захват Гитлером других стран Европы побуждают ученого отказаться от
пацифизма. Теперь он выступает за совместные
военные усилия Англии и США, что вызывает неодобрение американских
"изоляционистов", надеявшихся удержать страну от вступления в военный конфликт.
Да, у Рассела не было недостатка в оппонентах. В 1940 году он был назначен
профессором философии в Сити-колледж в Нью-Йорке, это вызвало нападки
духовенства, для которого были мало приемлемы его близкие к атеизму взгляды.
В годы Второй мировой войны Рассел читал лекции в Гарварде, а затем в Мерионе,
штате Пенсильвания. Они были позднее обобщены в одной из его самых известных
книг "История западной философии" (1945), труде, по праву относимом к классике.
Книга стала одним из лучших университетских пособий. Как и любимые им Юм, Локк,
Лейбниц, он стремится, чтобы философия была не эзотерической дисциплиной,
ориентированной на узкий круг специалистов, но живой наукой, изложенной ясно и
доходчиво, обращенной к широкой аудитории. В этой и некоторых других работах
Рассела проявилась его популяризаторская, "просветительская" способность.
В 1944 году Рассел возвращается из США в Англию и после тридцатилетнего перерыва
начинает преподавать в том самом Тринити-колледже Кембриджского университета,
откуда его уволили за антимилитаристские выступления еще в пору первой мировой
войны. Его неиссякаемая энергия выражается в написании книг "Философия и
политика" (1947) и "Знание человека. Пределы и границы" (1948), в чтении цикла
лекций по радио, позднее собранных в книге "Власть и личность" (1949). Наконец,
"неудобный" Рассел получает официальное признание на родине: его награждают
высшим британским орденом "За заслуги".
В 1950 году 78-летнему Расселу присуждают Нобелевскую премию по литературе.
Андрее Эстерлинг, член Шведской академии, характеризует ученого как "одного из
самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашного борца за
свободу слова и свободу мысли на Западе" Американский философ Ирвин Эдман в
рецензии на вышедшие в том же году "Непопулярные эссе" Рассела сравнивает его
автора с Вольтером, подчеркивая, что он, "как и его знаменитые соотечественники,
философы старого времени, - мастер английской прозы". Рассел при вручении премии
не произносил традиционной речи. Зато прочел Нобелевскую лекцию.
1950 год был одним из критических. Началась Корейская война. Конфронтация между
Востоком и Западом обострялась. Угроза третьей мировой войны стала реальностью.
В Нобелевской лекции Рассел изложил свои взгляды на причины войн и мотивы
человеческого поведения. В сущности, это было сжатое выражение тех идей, которые
формулировались во многих его прежних трудах, начиная с книг "Почему люди
воюют?" (1917) и "Практика и теория большевизма" (1920). Он еще раз обосновал
свою излюбленную мысль: человеческое поведение определяется не одними
материальными, экономическими мотивами. Необходимо помнить о глубинных страстях,
желаниях, двигающих людьми, таких, как властолюбие, алчность, тщеславие,
зависть, соперничество и т. д. Они могут стать причиной военных конфликтов
Несмотря на преклонный возраст, его научная и общественная активность не только
не угасает, но, кажется, возрастает. В 1952 году 80-летний Рассел женится в
четвертый раз на своей давней знакомой, писательнице из США
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Эдит Финн. Они переезжают в северный Уэльс Главным делом последнего
двадцатилетия его жизни становится активная борьба за мир. Он участвует в
конференциях и манифестациях сторонников мира. В 1954 году испытывается
водородная бомба. В том же году обнародуется документ, известный как "Декларация
Эйнштейна - Рассела" В ней, в частности, говорится: "Мы хотим, чтобы это было
понято как на Востоке, так и на Западе. Мы требуем от правительств всего мира
признать и заявить публично, что они не будут стремиться достичь своих целей при
помощи войны. И мы призываем их, в соответствии с этим, искать мирных способов
урегулирования разногласий, существующих между ними..." В том, что в острейших
ситуаци
...Закладка в соц.сетях