Жанр: Энциклопедия
Энциклопедический биографический словарь
...омным успехом гастролировал
в СССР. "Он буквально околдовывал
слушателей элегантной виртуозностью, -
вспоминал Д.Ойстрах, - Хейфец побеждал
публику, подчиняя ее себе силой своего искусства;
Цимбалист очаровывал, обращаясь к глубоким
тайникам души и сердца... В художественной
палитре Цимбалиста есть все краски,
ему подвластны все "тайны" инструментальной
выразительности, но он пользуется ими в мягкой,
пожалуй, только ему одному присущей
манере... Цимбалист неповторим, потому что в
его игре нет ничего внешнего, эффектного,
идущего от желания поразить или удивить... но
за этой "простотой" и легкостью таится беспредельное
мастерство виртуоза,.,, ни до него,
ни после я никогда больше не встречал, чтобы
в игре скрипача были настолько исключены малейшие
случайности... Филигранная отточенность
исполнения - результат великолепного таланта,
напряженной работы, блестящей школы".
Очень скоро Ц. занял особое место в музыкальной
жизни США. Своей концертной, а затем
и активной педагогической деятельностью
он оказал "огромное влияние на исполнительское
искусство этой страны, создав, по существу,
скрипичную школу, широко известную теперь
во всем мире" (Д.Ойстрах). С 1928 он преподавал
в Кёртис-институте в Филадельфии, где
с 1941 по 1968 был также и директором, сменив
на этом посту прославленного пианиста
И.Гофмана. Особенно плодотворной была педагогическая
деятельность артиста в последние
десятилетия его работы. Достаточно сказать, что
к 90-м почти все скрипачи прославленного Филадельфийского
симфонического оркестра являлись
его воспитанниками. Среди учеников Ц.
- артисты с мировым именем, лауреаты международных
конкурсов (Ш.Ашкенази, Х.Судзуки,
О.Шумский, Н.Кэрол и др.). Вместе с тем творческие
импульсы его таланта были столь сильны,
что оказывали воздействие далеко за границами
США. По признанию японских музыкантов, выступления
Ц. у них в стране содействовали становлению
японской скрипичной школы,
Примечательно, что и в области педагогики
незримые нити постоянно связывали Ц. с родиной.
Он признавался, что всю свою артистическую
жизнь оставался по духу русским артистом,
приверженцем лучших достижений русской
педагогики с ее стремлением к развитию
индивидуальности, подчинению технических
средств раскрытию глубин художественного
содержания ("я всячески старался развить неповторимое
своеобразие каждого, научить
каждого говорить своим голосом"). Эти принципы,
унаследованные от ауэровской школы,
артист неизменно отстаивал в педагогической
работе. В его классе постоянно звучали концерты
Чайковского, Глазунова, "Концерт-ная сюита"
Танеева, многочисленные пьесы и транскрипции
(в том числе и его собственные) произведений
Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова,
Скрябина, Рахманинова. Своей исполнительской,
транскрипторской и педагогической
деятельностью Ц. внес огромный вклад в
популяризацию русского искусства.
Хотя "прощальный" концерт великого артиста
состоялся в Нью-Йорке 14.1.1949, он, однако,
возвращался на сцену неоднократно в
1950-е. В 1952 Ц. исполнил (впервые) посвященный
ему скрипичный концерт Менотти, в
1955 - концерт Бетховена с филадельфийским
оркестром.
Исключительно велик был международный
авторитет скрипача. В числе самых выдающихся
музыкантов мира его постоянно приглашали
на ответственнейшие музыкальные соревнования
творческой молодежи. В 1958-70 он принимал
участие в работе жюри четырех Международных
конкурсов им. П.Чайковского.
Современники не раз подчеркивали особую
гармоничность, утонченность и изысканность
художественной натуры Ц. Широко эрудированный
музыкант, владевший несколькими языками,
он глубоко знал и любил искусство. Артист
был известен как почитатель старинных рукописей
и антикварных книг, в его собрании была
огромная коллекция скрипок и музыкальных
инструментов народов мира. Экзотическую
часть коллекций составляли китайские росписи
по шелку и вазы, японские гравюры и ткани.
Созданные Ц. опера "Ландара" (1956), музыкальная
комедия "Нектар" (1920), с успехом
поставленные на сценах США, симфонические
произведения и концерты для скрипки,
для фортепиано, для виолончели с оркестром,
соната, сюита в старинном стиле, квартет и ряд
др. камерно-инструментальных произведений
свидетельствуют о незаурядном композиторском
даровании музыканта и широте его творческих
горизонтов.
Лит.: Ямпольский И. Е.Цимбалист // Сов. музыка,
1934, № 8; Ойстрах Д. Ефрему Цимбалисту - 75! //
Там же, 1965, № 4; Applebaum S. E.Zimbalist / The
Way they Play, vol. 1. Neptune, 1971; Руденко В. Е.Цимбалист
(вступ. ст. к грампластинке). "Мелодия", 1983.
В. Руденко
_Ч
\ЧЕЛИЩЕВ Павел Федорович (21.9.1898,
Калуга - 31.7.1957, Гротта-Феррата, близ Рима)
- живописец, график, сценограф. Сын богатого
помещика. Получил хорошее домашнее
образование, В юности готовился к медицинской
карьере, увлекался математикой, танцами,
занимался в детской художественной школе в
Москве (1907). Позднее решил посвятить себя
живописи: посещал художественные классы
при Московском университете (1916-18), брал
частные уроки у художника Большого театра
К.Корасне по рисунку костюма (1917). Переехав
с семьей в Киев в 1918, учился там в монастырской
иконописной мастерской, в 191820-в
Академии художеств, в годы учебы
брал частные уроки у А.Экстер и А.Мильмана.
В этот период испытывал влияние идей кубизма
и конструктивизма. Весной 1919 участвовал
в декорировании Киева (исполнил монументальное
панно "Бой красных с белыми" и "Бой
артиллериста"). В том же году впервые попробовал
себя в качестве сценографа: выполнил
эскизы костюмов и декораций для неосуществленной
постановки оперетты Сидни ДжонсаИвана
Кариля "Гейша" в театре К.Марджанишвили
(Марджанова) в Киеве. В его творчестве
ощущалось большое влияние Доре, Винкеля,
Бакста. В августе 1919 вступил в Добровольческую
армию, служил картографом, В 1920
вместе с остатками армии через Севастополь
эмигрировал в Константинополь.
Там он зарабатывал росписью интерьеров
кабаре, работал над рядом балетных постановок
Б.Князева и над шестью постановками балетной
труппы В.Зимина. В 1921 уехал в Софию,
где для российско-болгарского издательства
оформил книгу "Исход к Востоку. Предчувствия
и свершения. Утверждения евразийцев".
Затем перебрался в Берлин. В 1921-23
работал над оформлением спектаклей и эстрадных
представлений для театра "Синяя птица",
для Русского романтического театра и театра
Кёниггрэтцерштрассе. Оформил в экспрессионистском
духе постановки "Золотой петушок"
и "Савонарола" для Берлинской оперы.
С 1923 обосновался в Париже. Испытал
увлечение астрологией и оккультизмом, много
читал, особенно Данте. Начал писать картины в
сюрреалистической манере. Впервые выставил
свои работы в "Galerie Henry", но признание
ему принесло участие в Осеннем салоне 1925.
Своей известностью он был во многом обязан
Г.Стайн, купившей несколько его натюрмортов.
Вскоре он познакомился с К.Бераром и вошел
в возглавляемую им группу "неоромантиков",
первая выставка которой состоялась в 1926 в
галерее Друэ. Под влиянием эстетики романтизма
Ч. писал портреты и фигуры в манере,
напоминавшей Пикассо "голубого периода":
"Обнаженная", "Рене Клевер" (1926). Интерес
к пейзажу и портрету в этот период отразили
его негативную реакцию на модное абстрактное
искусство. Художник все время находился
в процессе поиска, о чем свидетельствует, например,
использование разнообразных "нехудожественных"
материалов (морского песка,
проволоки, воска и т.д.) - портрет Эдин Ситуэлл
(1927). В 1928 провел персональную выставку
в галерее Клэридж (Лондон), а в 1929
- в галерее "Pierre" (Париж).
В 1920 работал как художник-декоратор у
С-Дягилева: в 1927 исполнил декорации и эскизы
костюмов к балету Н.Набокова "Ода"
(либретто Б.Кохно на сюжет оды М.Ломоносова
"На величие Божие", пост. Л.Мясина, театр
Сарры Бернар). По воспоминаниям постановщика,
"декорации состояли исключительно из
света, из кинематографа... Всевозможные световые
эффекты: электрические, фосфорические,
прозрачные поверхности, тюли...". Ч. любил
путешествовать, в 1926 он посетил Тунис,
в 1927- Алжир.
В 30-е продолжал работать как художник и
как сценограф. Сохранился его интерес к портрету,
причем, как правило, позировали ему его
друзья: Ч.Г.Форд, Э.Ситуэлл и др. Работал в
традиционной манере ("Княгиня Наталия Палей",
1932; "Монро Уилер", 1935) и в сюрреалистической
("Явление", 1936-38). Персональные
выставки прошли в галереях "Balzac"
(1931), "Vignol" (1931), "Arthur Tooth" (1933,
1935, 1938), "Julian Levy" в Нью-Йорке
(1934, 1937, 1940), "Arts Club" в Чикаго
(1935), "Smith College Museum of Art" в Массачусетсе
(1937). Также участвовал в выставках:
в Музее современных искусств в Нью-Йорке
(1930), в "Wanisworth Athene" в Хартфорде
(1931), в "Galerie des Quatre Chemins" в Париже
(1939). По мнению Ш.Уильямс, его можно
назвать "частным" художником, работающим
под патронажем семей-меценатов, как, например,
Ситуэллы,
В 30-е сотрудничал с Дж.Баланчиным,
оформив балеты "Скиталец" Шуберта (Театр
Елисейских полей, 1933), "Волшебство" Моцарта
("Ballet Russe de Monte Carlo", 1936 и 1938),
"Орфей" Глюка ("Metropolitan Opera", 1937),
"Концерт" Моцарта, "Аполлон-Мусагет" и "Балюстрада"
И.Стравинского ("New York City
Ballet", театр "Colon", Буэнос-Айрес, 1940) и др.
В начале 2-й мировой войны с помощью Ситуэллов
перебрался в США, в 1942 принял
американское гражданство. В картинах американского
периода сочетал анатомические формы
с фантастической архитектурой и вымышленными
пейзажами: "Дом сумасшедших",
"Фата-Моргана", "Хрустальный грот", "Детство
Орсона", "Прятки", "Ищите и обрящете". Провел
персональные выставки в "Durlacher Bros"
в Нью-Йорке (1942, 1945, 1948), в "Julian
Levy" (1942), в "Hanover Gallery" в Лондоне
(1949), а также участвовал в выставке "Искусство
и прогресс" в Музее современных искусств
в Нью-Йорке (1944). В 1949 путешествовал
по Европе, посетил Париж, Венецию,
Лондон, Поселился в Италии.
В 1950-е пришел к абстрактной живописи.
Его излюбленным мотивом стали спирали в
пространстве и сложные симметричные узоры,
напоминающие планетарную модель атома. Динамизм
всегда был отличительной чертой искусства
Ч.: он пришел к своей органической
концепции реальности, где каждый предмет
сферичен, очистил свои композиции от простой
горизонтали, от плоскости, от прямого угла и
заставил неподвижные формы двигаться. Большие
персональные выставки состоялись в НьюЙорке
("Durlacher Bros", 1951), в Мичигане
(Институт искусства, 1952), во Флориде
("Worth Avenue Gallery", 1952), в Лондоне
("Hanover Gallery", 1952), в Париже (галерея
"Левого берега", 1954, 1956), в Милане
("GalleriadelNaviglio", 1955).
Наиболее удачную оценку творчеству Ч. дала
Ш.Уильямс: "Челищев ни к кому не примыкает,
Его творчество нельзя классифицировать,
присвоив ему ярлык какого-либо художественного
направления... Художник большого чувства
и незаурядного мастерства, он всегда оставался
в стороне. Всегда участвуя в важных выставках,
никогда - или почти никогда - не был их звездой.
Одно время он считался необычным сюрреалистом,
человеком идей, часто эксцентричных.
Но если заглянуть глубже - он одарен замечательной
способностью к почти фигуративному
(иногда полностью фигуративному) мастерству,
стоящему выше академической образности. Он
отдает предпочтение почти монохромной палитре,
но это служит только для того, чтобы подчеркнуть
его академическое мастерство в объемах
и контурах. Если некоторые его работы имеют
не вполне современный вид, то это все-таки
вид безусловного качества мини-мастера, произведения
которого легко можно поставить на
аукционе рядом с гигантами",
В 60-70-е мемориальные выставки Ч. состоялись
в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Представлен
в Музеях современного искусства в
Париже и Нью-Йорке, галерее Тэйт в Лондоне,
в Третьяковской галерее и во многих частных
коллекциях.
Лит.: Gagg S. Pavel Tchelitchew as a Twentieth
Century Humanist. Cleveland, Ohio, 1972,- Боулт Дж.
Художники русского театра. М., 1994; Художники русской
эмиграции (1917-1941). СПб., 1994.
И. Купцова
\ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич (15.5.1873,
Петербург - 26.6.1945, Париж) - композитор,
дирижер, педагог. Происходил из обедневшего
дворянского рода. Его отец, Николай Петрович Ч.
- известный петербургский врач, связанный с
широкими кругами художественной интеллигенции,
близко знакомый с М.Мусоргским,
А.Серовым, Ф.Достоевским. Музыкальное образование
в гимназические годы Ч. получил у
профессоров Петербургской консерватории
В.Демянского, Н.Шишкина, дирижера К.3ике,
Поступив в 1891 по настоянию отца в Петербургский
университет на юридическое отделение,
Ч. не перестал заниматься музыкой и в
1893, не уходя из университета, поступил в
консерваторию, сначала на фортепианное, а через
некоторое время - на композиторское отделение.
Учась в классе у Н.Римского-Корсакова,
он много и старательно работал, пользуясь
симпатией и особым вниманием со стороны великого
композитора и педагога. Уже первые
сочинения молодого Ч., созданные в студенческие
годы, обнаружили крепкие связи с традициями
"Могучей кучки", а представители ее -
М.Балакирев и Ц.Кюи - охотно оказали ему
поддержку. В 1896 в Ораниенбауме прозвучало
первое крупное симфоническое произведение
молодого композитора - "Принцесса Греза",
очень тепло принятое публикой.
По окончании консерватории в 1898 (диплом
юриста, полученный после завершения
обучения в университете в 1895, так и не пригодился
в жизни) началась активная творческая
деятельность Ч. Как композитор он работал в
разных жанрах: писал кантату "Сарданапал" по
мотивам драмы Байрона, две симфонии, хоры,
романсы, инструментальные ансамбли. В них
заметны поиски новых музыкально-выразительных
средств. В это время особенно близким Ч.
оказался французский импрессионизм с его
картинной изобразительностью, тонкими нюансами
гармонических и оркестровых красок.
Проявлял себя Ч. и как дирижер. Среди продирижированных
им опер в Мариинском театре
- "Сказание о невидимом граде Китеже",
"Снегурочка" Римского-Корсакова, "Нерон"
А.Рубинштейна, "Кавказский пленник" Кюи,
"Кармен" Ж.Бизе.
Жизнь и творчество Ч. в начале XX в. развертывалась
в атмосфере многообразных контактов
со своими великими современниками -
С.Рахманиновым, А.Скрябиным, С.Прокофьевым,
И.Стравинским, А.Глазуновым, А.Лядовым.
Он участвовал в деятельности объединения
"Мир искусства", создав музыку к балетам
для антрепризы С.Дягилева. Первым балетом Ч.
- "Павильон Армиды" (на либретто А.Бенуа по
мотивам Т.Готье, со сценографией А.Бенуа в
постановке М.Фокина) - открылись в Париже
в 1907 дягилевские Русские сезоны. В 1911
был создан и поставлен второй балет по "Метаморфозам"
Овидия и либретто Л.Бакста "Нарцисс
и Эхо" (сценография Бакста, пост. Фокина,
дирижировал, как и первым балетом, Ч.).
Известный музыкальный критик и ученый
П,Асафьев назвал этот балет "нежно-благоуханной
поэмой любви".
Наряду с музыкальным театром Ч. много работал
в жанрах оркестровой, хоровой и камерной
музыки. В предреволюционные годы, самые
продуктивные в творческом отношении,
были написаны Симфониетта памяти РимскогоКорсакова,
Торжественная кантата для хора,
вокальный цикл "Из Гафиза", 6 музыкальных
иллюстраций к "Сказке о рыбаке и рыбке" для
фортепиано (оркестрованы позже). Особое место
в творчестве Ч. занимала духовная музыка.
В 1906-14 им были созданы 3 литургии, а в
1918- "Всенощная".
Весной 1918 музыкальная общественность
отметила 20-летие творческой деятельности Ч., а
летом того же года, оставив службу в Петроградской
консерватории, Ч. с семьей уехал в Тифлис,
где продолжалась его деятельность оперного
и симфонического дирижера и педагога. Он
проработал директором Тифлисской консерватории
3 года. В 1921, получив приглашение от
А.Павловой из Парижа написать музыку для
спектакля и продирижировать им, Ч. уехал из
Грузии. Он предполагал пробыть в Париже один
сезон, однако вернуться оттуда более не смог.
Тесно связанный с литературно-художественными
кругами русской эмиграции, Ч., как
известный дирижер, много выступал во вновь
открывшихся антрепризах "Русской оперы".
Он принимал участие в гастролях по разным городам
Европы и Америки, имел в репертуаре
русскую классику. Особенным успехом в его
исполнении пользовались оперы "Князь Игорь"
А.Бородина и "Борис Годунов" М.Мусоргского.
На всю жизнь Ч. остался верен балетному театру,
написав в общей сложности 9 балетов и несколько
балетных сцен. Работы 1920-х - "Зачарованная
птица" ("Русские сказки"), "Роман мумии"
и др. - были написаны для парижского театра
музыкальных миниатюр: в них блистали
А.Павлова, Ида Рубинштейн. Последний балет
- "Золотая рыбка" - был создан в 1937 по
мотивам "Сказки о рыбаке и р^бке" Пушкина.
В 1923 по инициативе Ч. в Париже была
создана Русская консерватория, в которой он
проработал почти до конца жизни. Будучи и директором,
и педагогом ее, он отказался получать
деньги за свой труд, считая, что те малые
средства, которыми располагала консерватория,
должны быть отданы более нуждающимся.
Ч. никогда не оставлял мысль о возвращении
на родину, он так и не принял французское
подданство. Мысли о России находили выход в
сочинении произведений на национальные сюжеты,
в обращении к русскому фольклору, в
интересе к древнейшим пластам церковной
культуры. Свою первую оперу "Сват" (1929)
Ч. написал по пьесе А.Островского "Бедность
не порок". К 1930 относится сочинение второй
оперы - "Ванька-ключник" по мотивам пьесы
Ф.Сологуба. Ч. продирижировал этой оперой в
Белграде, где она была с успехом поставлена в
1933 (одно из последних дирижерских выступлений
Ч.). В своих операх композитор талантливо
претворил традиции национальной бытовой
комической оперы. Ч. также занимался редактированием
и оркестровкой русских опер "Мельник,
колдун, обманщик и сват" Соколовского,
"Сорочинская ярмарка" Мусоргского, которая
была поставлена и исполнена под управлением
Ч. в "Metropolitan Opera" Нью-Йорка. В годы
эмиграции Ч. создал 13 духовных хоров, 7 из
которых были изданы в Нью-Йорке.
В годы 2-й мировой войны семья Черепниных
бедствовала, живя в оккупированном немецкими
фашистами Париже, Из воспоминаний
современников известно, что рукописями
сочинений Ч. приходилось зимой растапливать
печку. Дружба с эмигрантами-грузинами, почитавшими
заслуги русского композитора, давала
некоторые средства к существованию; благодаря
их поддержке удалось исполнить в 1944 в
зале Плейель одно из последних сочинений Ч.
- "Грузинские погребальные песнопения", посвященные
памяти Палиашвили и Баланчивадзе,
С великой радостью воспринял Ч. весть о
разгроме гитлеровских войск, по-прежнему
мечтая о возвращении в Россию. Однако немногим
более месяца спустя он скоропостижно
скончался от сердечного приступа и был похоронен
на русском кладбище Сент-Женевьевде-Буа
под Парижем.
Дело Ч. продолжил его сын - Александр
Николаевич Ч. - композитор, пианист, педагог.
Ему принадлежат ряд опер, балетов, симфонических
произведений и др.: он активно содействовал
музыкальному образованию в различных
странах: Японии и Китае (1934-37 - директор
Шанхайской консерватории, консультант при
министерстве просвещения Китая, глава Токийского
музыкального издательства), Франции и
США (1949-64 - вел класс композиции в Чикагском
университете): он также много концертировал
в странах Европы и Азии; его сыновья -
Сергей и Иван, - верные музыкальным традициям
семьи, также стали композиторами.
Соч.: Черепнин Н. Воспоминания музыканта. Л" 1976.
Лит.: Рассказывает Александр Черепнин // Сов.
музыка, 1967, № 8; Томпакова О.М. Николай Николаевич
Черепнин. Очерк жизни и творчества, М., 1991,
Ю. Розанова
\ЧЕРНОВ Виктор Михайлович (псевд. Вечев
Я., Гарденин, Ленуар В., Оленин Б., Тучкин,
Юрьев Б. и др.) (9.11.1873, Новоузенск, Самарской
губ. - 15.4.1952, Нью-Йорк) - политический
деятель, публицист. Из дворян, Отец
Ч. - бывший крепостной, дослужившийся до
должности уездного казначея и ордена Св.Владимира,
получивший дворянство; мать - из
обедневшей дворянской семьи, умерла рано,
оставив пятерых детей (Виктор был младшим).
От второй жены отца родилось еще пять детей,
семья едва сводила концы с концами, каждое
лето арендовала землю под запашку и проводила
его в деревне. В детские годы у Ч. возникло
трепетное отношение к деревне, земле и крестьянам.
С 1883 учился в саратовской гимназии,
осенью 1891 был переведен в гимназию в
Дерпте. В 1892 поступил на юридический факультет
Московского университета. Участвовал
в студенческом движении, один из организаторов
и депутатов Всероссийского съезда студентов,
защищал идею единства и самостоятельности
студенческого движения. Тяготел к народничеству,
хотя сознавал, что в своем патриархальном
виде оно не имеет шансов на победу,
требуется обновление его идейного багажа.
Тогда же начал поиск "третьего решения" в
главном вопросе спора между народниками и
марксистами - о судьбах капитализма в России;
самостоятельно и в различных кружках
штудировал произведения К.Маркса и Ф.Энгельса.
В апреле 1894 арестован по делу партии
"Народного права", однако принадлежность
Ч. к партии не была доказана. В заключении
изучал работы И. Канта, Ф. Ланге, К. Маркса,
П. Струве. 23.1.1895 освобожден под залог в
1000 руб.; вышел из тюрьмы социалистом. Написал
статью "философские изъяны доктрины
"экономического материализма" (не опубл.), в
которой освещались вопросы критической философии,
социологии, судеб капитализма и революционного
движения в России. Позднее
считал, что в этой статье он изложил все основные
идеи, которые впоследствии развил и
защищал в своих работах. Считал, что Россия
может выйти из кризиса лишь заменив мелкое
производство крупным, но замена эта должна
произойти минуя капитализм, мирным и постепенным
путем с использованием общины и артели,
применяющих научные знания и передовую
технику.
В ноябре 1895 сослан в Камышин, затем
переведен в Тамбов. Сотрудничал в "Тамбовских
губернских ведомостях" и "Саратовском
дневнике", работал в местном губернском земстве.
25.1.1898 женился на А.Слетовой, учительнице
местной воскресной школы. При содействии
Ч. была создана первая революционная
крестьянская организация - "Братство для
защиты народных прав" в селе Павлодар Тамбовской
губернии, выработан его устав, в котором
говорилось о необходимости крестьянского
самоуправления, отмене частной собственности
на землю, организации крестьян в борьбе за
свои права "по возможности законными средствами"
и лишь в крайнем случае - насильственными.
Организовал небольшой съезд представителей
от крестьян нескольких уездов, где было
одобрено написанное Ч. "Письмо ко всему русскому
крестьянству", призывавшее крестьян
объединяться в тайные "Братства".
1.5.1899 вместе с женой и тестем легально
выехал за границу. В феврале 1900 по инициативе
Ч. была создана аграрно-социалистическая
Лига, в программной брошюре которой "Очередной
вопрос революции", написанной Ч" говорилось
о том, что целью Лиги является вовлечение
трудового крестьянства в революционное
рабочее движение путем издания и распространения
литературы для народа. Тогда же
встретился с основателем и лидером Союза
русских социалистов-революционеров Х.Житловским,
по предложению которого перебрался
в Берн, вошел в Союз, познакомился с Лавровым.
В 1900 в журнале "Русское богатство"
опубликовал серию статей, в которых заложены
философские и социологические основы
неонародничества. Считал Маркса "великим
учителем" в области экономики. Вместе с тем
полагал, что в российском земледелии превалировали
негативные черты капитализма: этот вывод
стал основой теории Ч. о благотворности
некапиталистической эволюции русской деревни
к социализму. Задачу социалистов Ч. видел
в содействии этой эволюции, используя формы
народной жизни, организации производства, а
также воззрения, привычки. Ч. принадлежит
идея социализации земли (стала основным требованием
эсеровской программы-минимум), согласно
которой земля должна не национализироваться,
а становиться общенародным достоянием
и предоставляться всем работающим на
ней на условиях уравнительного пользования.
Как социалист-утопист Ч. верил, что возможна
перестройка общества согласно идеалу в виде
"царства душевной гармонии, царства примирения
и солидарности всех интересов".
В декабре 1901 по предложению Г.Гершуни
и Е,Азефа вошел в только что созданную
ими партию социалистов-революционеров
(ПСР) и редакцию центральной партийной газеты
"Революционная Россия". В 1901-2 объехал
ряд европейских городов, выступал с рефератами
по программным и тактическим вопросам
партии перед русскими студентами и эмигрантами,
защищал ее идеи в острых дискуссиях
с Г.Плехановым, В,Лениным, Ю.Мартовым,
Л.Троцким и др., читал курс лекций по аграрным
вопросам и по вопросам новейшей критики
учения Маркса в Русской школе общественных
наук в Париже. С лета 1902 публиковал
серию статей в "Революционной России", в которых
сформулировал и теоретически обосновал
программные и тактические принципы партии,
Главный теоретик и идеолог партии эсеров
в течение всей ее истории. Вместе с Азефом
представлял ПСР на Парижской конференции
российских революционных и оппозиционных
партий (осень 1904), входил в состав эсеровской
делегации на Амстердамском конгрессе
2-го Интернационала (авг. 1904). В апреле
1905 вместе с Е.Брешко-Брешковской участвовал
в конференции российских революционных
партий в Женеве.
В конце октября 1905 вернулся из-за границы
в Петербург. Инициатор создания, член
редакции и один из ведущих сотрудников первой
легальной народнической газеты "Сын отечества"
(изд. ок. двух недель). Во время 1-го
съезда партии (кон. дек. 1905 - нач. янв.
1906) играл исключительную роль. По воспоминаниям
М.Вишняка: "Всю эту разноголосицу
приводил к некоему общему знаменателю
В.М.Чернов. Он был головой выше других членов
съезда. И ему не было абсолютно чуждо
ни одно из разноречивых мнений, высказывавшихся
на съезде. В то время он в совершенстве
владел искусством составлять растяжимые
формулы, которые можно толковать и так и
этак, Ч. был главным докладчиком
...Закладка в соц.сетях