Жанр: Энциклопедия
Сто великих евреев
...оему умению создать уникальное, чисто американское предприятие. Евреи
продолжали - особенно в США и Англии - преобладать в "лоскутной" торговле.
Современные дизайнеры вроде Ральфа Лорана все еще находят эстетическое
вдохновение в Диком Западе - Калифорнии Леви Штрауса.
НАХМАНИД
255
НАХМАНИД
(1195-1270)
Известный по прозвищу Рамбан или Нахманид из Хероны (Ис" пания), раби Моше бен
Нахман был, вероятно, самым великим ским ученым XIII в. Его комментарии к
Пятикнижию Моисея - кла сический труд библейскбй учености. Он также пытался -
правда,' зуспешно - защитить труды Маймонида от обвинений в ереси.
И все же устойчивое влияние Нахманида на мировую истории проистекает благодаря
его участию в провокационных и злове!
дебатах в Барселоне 1263 г. Ш приказу короля Арагона Нахма^ нид публично
дискутировал с " ращенным евреем (видимо, Южной Франции) по имени ло Христиани
на тему относ" ных достоинств иудаизма и хр" тианства. В результате Нахман" был
обвинен в богохульстве выслан из страны. Находясь в из гнании в Святой земле, он
помс возрождению бедной и со* шейся еврейской общины.
Идея публичного диспута двум религиям пришла в ГОЛОЕ католическим священникам,
лавшим массового обращения евреев; для этого решено было лично доказать
неправоту влиятельнейшего раввина и духовно? лидера. Церковь, естественно,
навязала строгие ограничения для а| гументов еврейского участника дебатов. Исход
каждого диспута бь предопределен. За отступление от подготовленного сценария
равви* грозило жестокое наказание. Дискуссия между Христиани и Нахл нидом
получила большую известность и оказалась наиболее важнс из тех трагических
схваток.
Король Арагона Яков уважал Нахманида и часто советовался с ним по
государственным делам. Скорее всего, пойдя на поводу у доминиканских
священников, Яков принудил Нахманида принять участие в диспуте.
В заполненном епископами и членами королевской семьи зале участникам диспута
задавались простые вопросы, на которые было непросто ответить. Был ли Иисус
Мессией, был ли он божественным, предстояло ли еще пришествие Мессии, был ли
Мессия человеком, а не богом, и кто исповедовал единственно истинную веру и
руководился единственно верным законом - иудеи или христиане?
В тот раз дебаты не были подстроены. Король Яков разрешил Нахманиду говорить
свободно, не опасаясь наказания.
Христиани уверял, что отдельные разделы Талмуда подтверждали, чтр Мессия уже
пришел. Иисус, по словам Пабло, родился и Богом, и человеком и умер на Кресте в
искупление всех грехов человеческих. Благодаря заступничеству Иисуса на земле
иудаизм потерял смысл и, следовательно, утратил свою силу. Евреям следует
руководствоваться единственно истинной религией - верой в Христа.
Нахманид корректно опроверг ссылки Христиани на Талмуд. Рамбан указал на то, что
христианство в основе своей нелогично. Иисус не мог быть Мессией, ибо он не
принес мира на землю, не подтвердил основополагающего предсказания, сделанного
пророком Исайей ("Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться
воевать"). Римская империя пришла в упадок после принятия христианства. За
смертью Иисуса последовали тысяча с лишним лет большой дикости и кровопролития,
часто совершавшегося от его имени. Христиане, молящиеся на Христа, "пролили
больше крови, чем все остальные народы".
Дебаты тянулись четыре дня.
Нахманид отметил, что иудеи и христиане расходятся в вопросе о божественности
Иисуса. В иудейской традиции нет места вере в Мессию как в Бога. Ни один человек
не может быть богом. Только Бог есть Бог. Зачем было Всемогущему создавать в
смертной матери дитя, которое вырастет только для того, чтобы быть преданным
братьями и подвергнуться страшной казни, затем воскрешать его и снова спускать с
облаков на землю? Нахманид заявил королю, что никогда не поверил бы в подобную
историю, если бы впервые услышал ее в зрелом возрасте. В такое может поверить
только человек, которого оболванивали с детства.
Говоря о законе, который сохранил свою обязательность, Нахма256
100 ВЕЛИКИХ ЕВР1
нид указал, что Тора остается в силе, поскольку мир не изменился! Человечество
продолжало нуждаться в Божьем руководстве.
Не пожелав и дальше выслушивать свободные высказывания На--хманида, священники
прекратили дискуссию на четвертый деш Король, человек выдающийся для своего
времени, наградил Нахма-; нида денежной премией за его усилия, что привело
священников ; ярость. Нахманид опубликовал отчет о диспуте. Несмотря на прс
текцию короля, доминиканцы заручились поддержкой Папы и пс пытались осудить
Нахманида за богохульство. Видимо, не без по| мощи короля Якова Нахманид бежал в
надежное убежище в Иеру| салиме. Дебаты в Барселоне ужесточили позицию Церкви п"
отношению к евреям, что непосредственно привело к ужасам испа ской инквизиции.
Хотя на протяжении последующих столетий имели место и дру| гие крупные дискуссии
между иудеями и христианами, в том числ| между Мозесом Мендельсоном и Иоханом
Лаватером или мел Мартином Бубером и Карлом Людвигом Шмидтом, диспут 1263
показал, как далеки друг от друга оказываются люди, когда нете{ пимость
ограничивает их способность общаться, проявляя понима^ ние. Разумеется, верит
кто-то в божественность Иисуса или нет это вопрос веры, и каждый должен всегда
уважать и высоко цет вопросы веры. Однако люди постоянно демонстрируют свою несг
собность уважать верования (религиозные или иные) друг друга, если бы подобное
уважение означало бы отрицание их собствен! го существования. Дебаты в Барселоне
стали еще одним трагиче ким примером неумения ослепленного ненавистью человека "
Многие историки датируют упадок культуры и политической вла. ти в Испании
временем изгнания евреев из этой страны в 1492 г.
МЕНАХЕМ БЕГИН
(1913-1992)
Политики часто подвергаются суровой критике за отсутствие убеждений. Кажется,
все они заинтересованы только во власти и славе. Менахем Вольфович Бегин был
последователен в своих убеждениях. Последователь Владимира Жаботинского -
основателя ревизионистского крыла сионистского движения, видевшего в вооруженной
борьбе единственно возможный путь создания еврейского отечества, Бегин сначала
возглавил европейскую молодежную организацию Жаботинского - "Бетар", а затем, в
Палестине 1940-х гг., подпольную террористическую группу "Иргун Цвай Леуми",
боровшуюся с британским колониальным правлением. Его воинственная деятельность
обусловила сопротивление евреев притеснениям сначала в Европе, а затем и на
Ближнем Востоке,
"Иргун" действовала рядом с соперничавшей с ней группой Иц-хака Шамира - "Штернгэнг"
в качестве жестокой и агрессивной противоположности более традиционным, но
не менее динамичным и решающим регулярным подразделениям "Хагана" под
командованием Давида Бен-Гу-риона. Без секретных операций Бегина государство
Израиль могло и не родиться в 1948 г.
Из остатков "Иргуна" Бегин организовал политическую партию, ставшую значительной
силой в изра-1 ильском правительстве. Став премьер-министром, он обменял землю
на мир с египтянами и был награжден Нобелевской премией мира
юо ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ!
МЕНАХЕМ БЕГИН
вместе с динамичным и отважным президентом Анваром Садатом.1 Бегин поощрял
строительство еврейских поселений на землях, зах*-1 ваченных во время конфликтов
с арабами в 1967 и 1973 гг., считая! их частью библейского Израиля. Ему все же
не удалось снизить на^ пряженность в отношениях с другими соседними арабскими,
стра* нами, что привело к дорогостоящей войне в Ливане, залившей кро-| вью улицы
Бейрута.
Менахем Бегин рос в семье, в которой высоко ценили идею! иудейского Сиона.
Родившегося в Бресте, в той части Польши, ко-| торая входила в царскую Россию до
Первой мировой войны, Мена-| хема отец-торговец Дов Зеев Бегин увлек идеями
иудеев-"еретиков",| или националистов. Еще мальчиком он проявил удивительный та|
лант к публичным выступлениям, впервые произнеся речь на иврите и идише в
возрасте десяти лет. В пятнадцать лет он вступил И "Бетар" и вскоре научился
владению оружием. Десять лет спустя он! не только получил диплом юриста в
Варшавском университете, но] и возглавил движение "Бетар", насчитывавшее к тому
времени семь"! десят тысяч членов.
В 1939 г., когда нацисты приблизились к Варшаве, Бегин бежал | в Вильнюс. Вскоре
советские власти арестовали его как "сиониста! и английского шпиона" и отправили
в Сибирь. Его жена Алиса уе" в Палестину, надеясь подготовить там почву для
Менахема после ег освобождения. Менахем получил свободу в 1941 г., когда были
ос* вобождены более миллиона польских пленных. Бегин вступил тог-| да в Польскую
освободительную армию, разыскал свою сестру, пе--д ребрался в Иран и затем в
Палестину. Его родители были убиты на-| цистами. Бегин часто представлял себе
отца, идущего на смерть^ славя Господа и напевая свою любимую "Гатиква" -
словацкую народную песню, которая станет государственным гимном Израиля.! Сын
никогда не забудет завета отца о том, что евреи должны не пу-тешествовать, не
шастать туда и сюда, а вернуться в свой нацио~| нальный очаг. Возвращение после
тысячелетий рассеяния по чужи* землям было неотъемлемым правом евреев.
В Палестине Бегин служил некоторое время переводчиком в бри-| танской армии. К
1943 г. он возглавил "Иргун" и ушел в подполье,| чтобы бороться с англичанами. В
1946 г. за его голову давали сначала восемь, а потом пятьдесят тысяч долларов.
Получивший кличку "беспощадный очкарик", Менахем усиленно разыскивался за
террористическую деятельность, проявлявшуюся, среди прочего, в казнях
захваченных британских офицеров в качестве возмездия за ел агентов "Иргуна" в
английских тюрьмах. Самой известной акцией
стал взрыв одного крыла гостиницы "Царь Давид" в Иерусалиме, от которого погибли
девяносто человек, в том числе много британских офицеров и несколько работников
- арабов и евреев. Самой позорной операцией стало нападение боевиков "Иргуна" на
арабскую деревню Дир-Ясин, когда погибли двести мужчин, женщин и детей. Два
месяца спустя раздраженный действиями "Иргуна" и опасавшийся развертывания
гражданской войны Бен-Гурион приказал подразделениям "Хаганы" открыть огонь по
боевикам "Иргуна", находившимся на борту судна, груженного оружием и
боеприпасами.
Со времени создания государства Израиль в 1948 г. до своего прихода на пост
премьер-министра двадцатью девятью годами позже Бегин возглавлял лояльную
оппозицию лейбористским правительствам Давида Бен-Гуриона, Леви Эшкола, Голды
Меир и Ицхака Рабина. Собрав под свои знамена сефардских, или восточных, евреев,
Бегин построил мощную политическую партию на основе ортодоксальных религиозных
верований и библейской идеологии, а не социалистических и либеральных идеалов.
Премьер-министр Бегин рассматривал Западный берег Иордана, захваченный во время
войны с арабами в 1967 г., как земли Иудеи и Самарии из Ветхого Завета. Его
правительство считало своим долгом перед верующими строить поселения на этих
землях. Такое спорное решение вызвало сопротивление со стороны многих членов
Партии труда и осуждение со стороны ООН. Бегин объявил всему миру, что Израиль
не нуждается ни в чьем благословении своих действий и что Израиль законен
потому, что он существует.
Пустыни же Синайского полуострова не были частью библейского Большого Израиля.
Когда президент Садат подтвердил свою готовнс1сть "обменять мир на землю", Бегин
уже с нетерпением ждал переговоров. После шестнадцатимесячных трудных
переговоров с помощью президента Джимми Картера 26 марта 1979 г. были подписаны
Кэмп-Дэвидские соглашения. Мир с Египтом наконец был достигнут.
И все же остальные арабские страны не давали Израилю жить в мире. За каждым
террористическим актом следовало жестокое возмездие. Когда Бегин чувствовал
угрозу безопасности Израиля, его реакция была немедленной*. В 1981 г. премьерминистр
приказал разбомбить иракский атомный реактор близ Багдада, остановив на
долгие годы предпринятые Саддамом Хусейном исследования по созданию атомного
оружия. За тот удар Бегин подвергся широкой критике. Но только подумайте, как
могла бы закончиться "Буря в пустыне" в 1991 г., если бы у Саддама была бомба!
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
Бегин аннексировал Голанские высоты, также захваченные во время войны 1967 г. Он
изменил денежную единицу страны с израильского фунта на шекель - монету, которой
пользовались древние израильтяне. По его требованию израильский парламент -
кнессет объявил Иерусалим вечной и неделимой столицей страны.
После убийства Садата отношения с Египтом претерпели охлаждение, особенно после
вторжения израильской армии в Ливан в 1982 г. Полагаясь в основном на советы
своего министра обороны I Ариэля Шарона, Бегин приказал уничтожить базы
террористов на; самой границе. Ливанская война растянулась на долгие месяцы и
привела израильтян в пригороды Бейрута и к оккупации, которой;' никто не желал.
Когда ливанские христианские военизированные] формирования устроили бойню в
лагерях палестинских беженцев! Сабра и Шатала, вырезав сотни человек,
израильские военные были ] огульно обвинены в том, что не защитили должным
образом этш лагеря.
Проблемы с собственным здоровьем, смерть жены в 1982 г. и от-| чаяние в связи с
бесполезностью ливанского конфликта побудил" * Бегина в 1983 Г. уйти в отставку.
До своей смерти в 1992 г. он вел! уединенный образ жизни, редко выходя из дома -
только ради по-| сещения могилы жены или участия в семейном торжестве. Послц'
смерти его славили как борца с партизанами, добившегося мира Египтом и
бескомпромисно защищавшего отечество.
Еще слишком рано, разумеется, оценивать в полной мере влияг] ние Бегина на
историю Ближнего Востока и мира в целом. И же Менахем Бегин дал ясно понять, что
его народ никогда болы не потерпит никакого мирового диктата, сам будет
определять сво* судьбу, что бы и кто бы там ни думал. Этот борец за Сион и осн"
ватель мощного политического движения был первоклассным тором, одевался очень
строго и все принимал близко к сердцу. О1 не мог и не желал отделять свои
убеждения от своих чувств. И дс лал крайние заявления ради крайних целей. Мир
должен был ж понять, что он подразумевает и почему он имеет в виду то, что
ворит. Его мнение очевидно: Израиль, нация выживших, остане здесь навсегда. Если
бы не мужество, проявленное Бегином в Кэк Дэвиде, премьер-министр Рабин и
министр обороны Шимон Пер не смогли бы начать в 1993 г. переговоры с Ясиром
Арафатом и ~ низацией освобождения Палестины.
АННА ФРЕЙД
(1895-1982)
Анна Фрейд была самой младшей из шести детей Зигмунда и Марты Фрейдов. Ее
рождение совпало с революционным открытием ее отцом значения снов - сердцевины
его психоаналитической теории. Она стала постоянной спутницей, помощницей и
наследницей творчества отца. Вместе с Мелани Клейн Анна, по мнению многих, была
основательницей психоаналитической детской психологии.
Подобно своему отцу Анна использовала свой детский опыт для развития
психоаналитических теорий. Хотя она росла под присмотром матери Марты и тети
Минны Бернайс, ее няня - католичка по имени Жозефина Силарц стала для нее, по
словам самой Анны, "главным опекуном", или "психологической матерью". Однажды
маленькая Анна потерялась на ярмарке в Вене. Когда ее нашли, она бросилась в
объятия не матери и тетки, но своей любимой Жозефины.
Зигмунд Фрейд питал особые чувства к своей младшей дочери, которую называл по
тогдашней венской моде Ан-нерл. Она станет его близкой спутнидей на всю жизнь
(так и не выйдя замуж), личноц помощницей и секретарем - Корделией для своего
короля Лира, его Антигоной. Под его влиянием Анна, которой не исполнилось еще и
двадцати лет, представила свои работы
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕ1
в Венское психоаналитическое общество (ее первый научный касался подавления
фантазий и грез), она также подверглась анализу на кушетке Зигмунда и начала
практиковать психотерапию.
В начале 1920-х гг. Анна устроила семинар по детскому поведе^ нию (Ктйегееттаг),
который стал "питомником" для известш детских психоаналитиков. В том числе для
Эрика Эриксона,'Дорс ти Бурлингэм и Маргарет Малер, которые, в свою очередь,
обучил! несколько поколений студентов.
В то время обозначился раскол между двумя теориями детског анализа (который все
еще разделяет многих). Так называемая бри* танская школа, основанная Мелани
Клейн, применяла уже устоявшиеся концепции психоанализа взрослых к детям, без
какого-лиС изменения. Предложенная же Анной Фрейд "континентальная" детской
психологии настаивала на подходе, более приспособленное к детскому развитию.
В период между двумя мировыми войнами Анна помогала отг совершенствовать его
теории. Ее исследование психологии субъекта мысли, того, как сознание защищается
от опасности, имело бс шое значение.
После аншлюса - захвата нацистской Германией Австрии 1938 г. семья Фрейдов
бежала в Англию. В следующем году Зиг умер от рака. Анна и Бурлингэм открыли в
лондонском районе пстед курс и клинику детской терапии в яслях, созданных во
врел Второй мировой войны для детей, потерявших родителей в хол бомбардировок.
Две женщины применили свой опыт в яслях Хэмпстеда для развития новой области
психоаналитической детской психологии, используя оригинальные средства
диагностики.
Хотя значительную часть своей жизни она потратила на развитие и
совершенствование теорий отца, Анна Фрейд разрабатывала также новые подходы к
пониманию развития ребенка. Ее концепции основывались как на теоретических, так
и на клинических исследованиях.
Глубокая озабоченность Анны Фрейд интересами детей пр" ее в 1960-х гг. к
разработке в юридической школе Йельского университета принципов усыновления,
опеки над детьми и продел развода, основанных на психоаналитических
исследованиях и клинической практике. Благодаря, главным образом, ее влиянию
американские суды принимают сегодня во внимание значение психологического
родителя при рассмотрении семейных споров.
ЦАРИЦА ЕСФИРЬ
(V в. до н.э.)
Некоторые историки уверяют, что ее никогда не было. Роду она была незнатного и к
тому же чужестранка. Греческий историк Геродот рассказывает, что царь Ксеркс
женился на некой Амнестрии (имя, близкое по звучанию к вавилонской Есфирь).
Есфирь не упоминается в других древних текстах, кроме, разумеется, Священного
Писания и нескольких святых свитков.
Жила она или нет, но ее история, отмечаемая ежегодно в празд264
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕ!
ЦАРИЦА ЕСФИРЬ
ник Пурим, наставляла человечество на протяжении двадцати пят столетий.
Нейависть к людям только потому, что они другие, - с&4 мое позорное чувство,
грех, наказуемый только мраком смерти.
История Есфири рассказывает не только об антисемитизме, обманчиво простенький
рассказ, почти сказка, повествует о том, добро побеждает зло благодаря мудрости
великого человека и оча| рованию и необычайной храбрости красивой женщины.
Веками I ладающие творческим воображением ученые размышляли над скрь тым смыслом
ее истории.
То ли изгнав, то ли умертвив свою царицу Астинь за ее от* танцевать обнаженной
перед его друзьями, Артаксеркс искал нов) спутницу среди юных девушек своего
царства. Есфирь стала фав риткой Артаксеркса, царицей всей Вавилонии. Дядя
Есфири Ма дохей спас царя от заговорщиков-убийц. Аман Амаликитянин главным
вельможей при царе. Оскорбленный отказом Мардохе кланяться ему, Аман убедил царя
в том, что в его царстве живет • кой народ - плененные израильтяне, которые
подчиняются ственным законам, говорят на своем языке, не признают правлен!
Ксеркса и поэтому должны умереть, должны быть истреблены те головно. По
настоянию Мардохея Есфирь с большим риском для I устроила несколько пиршеств для
царя и Амана. Она сумела; своего повелителя, и тот приказал отдавать царские
почести Ма дохею (за раскрытие им заговора убийц) и удовлетворил желан! Есфири
остановить направленные на геноцид планы Амана, пока " не начали осуществляться.
Аман угодил на виселицу, уготованн) Мардохею, и последовала кровавая баня для
семьи и сторонни! Амана. Таково было ветхозаветное возмездие за попытку уничтоя
ния Богом избранного народа.
Нам всегда следует помнить из истории, что после Есфири было ни одной смелой
царицы, которая спасала бы евреев от щ теснений и истребления во времена римских
войн, крестовых пол дов, испанской инквизиции, устроенной Хмельницким бойни;
Польше, погромов в России и нацистского Холокоста. Тит, носцы, Торквемада, цари
и Гитлер не обращали внимания на; преподанный историей Есфири человечеству. В
пору перечисле! ных тираний не было ни одной искусной дворцовой интриги с лью
спасти от избиения бесчисленное множество невинных. Но зло исчерпало себя, их
первоначальные победы обернулись пс ниями перед лицом народа, навсегда
отказавшегося признавать ких-либо идолов вместо своего единого и истинного Бога.
Отсутствие какой-либо ссылки на божество в истории Есф"
было замечено иудейскими мудрецами. В разгар великих притеснений евреи часто
задавались вопросом: почему Бог не явил Себя, чтобы спасти свой народ, или не
показал хоть какое-то свидетельство Своего расположения. Комментатор Талмуда
Раши отмечал, что при жизни Есфири имело место "небесное помутнение", что Бог
отошел от дел человеческих, но все же позволял людям страдать от последствий
собственных действий.
'Глубоко человечный романист и голос справедливости Эли Ви-зель в своих
"Мудрецах и мечтателях" с болью пересказал историю Есфири. Его очаровала
наивность истории, но беспокоило множество значений сюжета и мотиваций
персонажей. По мнению Визе-ля, история Пурима не просто повествует о
притеснениях, а скорее содержит зов к нашей памяти. Мы обязаны всегда помнить, о
чем в ней идет речь, и учиться сохранять наше будущее.
После изгнания из Испании в 1492 г. евреи в гетто Европы продолжали задаваться
вопросом, почему их народ спасовал перед жестокостью инквизиции. Мардохей не
кланялся Аману. Раввины же напоминали евреям, что Мардохей посоветовал Есфири
скрыть свое еврейское происхождение. Пурим при всей своей легкомысленной радости
и пьяном разгуле несет в себе мощную идею. Аман пытался истребить всех евреев.
Как тогда они были рассеяны по всей Вавилонской империи и потому на них легче
было охотиться, так они были рассеяны по Европе во времена диаспоры. Одна из
главных причин создания государства Израиль заключалась в объединении еврейского
народа в своем отечестве, чтобы никогда не стать жертвами новых Аманов.
МАРТИН БУБЕР
МАРТИН БУБЕР
(1878-1965) '
Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, называл] Мартина Бубера
"метафизической данностью в своем собственно" классе, истинным человеком духа".
Он родился в Вене при импера-| торе Франце Иосифе; учился в Австрии, Швейцарии и
Германи* преподавал в университетах Франкфурта и Иерусалима. Сионист! журналист,
теолог, эксперт по хасидизму, святой покровитель иудей?! ских и христианских
интеллектуалов, знаток Библии, пблитическищ лидер Мардохай Мартин Бубер, как он
был известен израильтянам! был выдающимся еврейским философом XX в. После его
смерт* великий писатель и учитель Авраам Джошуа Гешель назвал сам
существование Бубера его "ве личайшим вкладом". Его знаме нитый биограф Морис
Фридма писал, что Бубер имел дело "бессмысленностью, поддера вая в темноте живую
субста цию веры". Он был человекоЦ которого любили.
Величайшим даром Бубер человечеству была его концег ция "диалога". Его
экспрессив ная книга "Я и Ты" (1923 г, рожденная скорее из религис ного чувства,
нежели из рактной философии, по" как человек относится к своеь миру. Он
предложил две форк отношений: "Я и Ты" и "Я Это". Отношение "Я и Ты"
единственное истинно открь средство общения. Все увидев
ное или прочувствованное, сказанное или услышанное - обоюдно, взаимосвязано,
здесь. Это истинный диалог, "ведущийся всем существом". Связь "Я и Это" лишена
всех перечисленных качеств. Она сводится к объекту, никогда не является истинным
диалогом, закрыта. Количество технического знания увеличивается материально
через отношение "Я и Это". Такое отношение необязательно порочно, но эгоистично
в своем накоплении данных. Оно плодит знание, а отношение "Я и Ты" - чистейшее
откровение.
Буберова философия диалога привела его к "еврейскому гуманизму", который
подчеркивает божественную роль еврейского народа среди наций. Общаясь
непосредственно друг с другом и с "Вечным Ты" - Богом, люди могут понять, что
свято в их повседневной жизни. В пылу групповой ненависти евреи и арабы должны
разрешить свои проблемы во имя общего блага, обретя через взаимопонимание
свободу развиваться так, как они желают в отдельности. Буберова политика
сотрудничества и взаимопонимания с арабскими соседями Израиля была спорной в его
время, ,но ее правильность была доказана историей.
Он рос в атмосфере обязательности и учености. Воспитывал его дед - известный
талмудист Соломон Бубер. После учебы в Вене, Лейпциге, Цюрихе и Берлине Бубер
стал активным сионистом. В 1898 г. он принял участие в Третьем сионистском
конгрессе и получил известность как поборник пропаганды сионистских идеалов.
Некоторое время он редактировал сионистский еженедельник "Ди Вельт" и подал в
отставку, когда его идеи культурного развития были отвергнуты более
политизированными последователями Теодора Герцля. Затем основал еврейское
издательское общество и приступил к изучению хасидизма.
Первоначально экстатическое движение хасидов привлекло его внимание своими
красочными народными легендами и богатой историей. Его "Рассказы раби Нахмана"
(1906 г.) и "Легенда о Ваале-Симе" (1908 г.) стали литературной классикой. Бубер
первым привлек мировое внимание к красотам и величию мистических чудес ранних
хасидов. Позже в сочинениях "Во имя всего святого" (1941 г.), "Хасидизм и
современный человек" (1943 г.) и "Истоки'и значение хасидизма" (1945 г.1) Бубер
переключит свое внимание с легенды на ее актуальность в современной жизни.
После увлечения первыми пересказами хасидизма Бубер вернулся более
подготовленным к общественной жизни. Во времена масс
...Закладка в соц.сетях