Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих евреев

страница №16

гаданием, выраженным
в красочных мифах и сказках.
Боас, со своей стороны, призывал культурологов быть более критичными и
наблюдательными. Они должны замечать изменения поведения, снимая слой за слоем
внешние проявления и обнажая внутреннюю суть истины. Подход Боаса отражал
позицию представителей естественных наук его дней, предполагавших, что реальные
вещи скрывают структуру. Только внешняя форма меняется в связи с изменившимися
условиями жизни. Боас сочетал эти методы "индукции" (скорее, чем дедукции) с уже
развитыми эволюционными методами и тем самым определял антропологию как
современную науку.
Родившись в Германии в буржуазной семье, Франц с юных лет проявлял интерес к
изучению обычаев людей других стран. В школе, однако, он занимался прежде всего
математикой и физикой, строя свое образование на абстрактных науках. Испытав
позже влияние выдающихся географов и натуралистов, молодой ученый почувствовал
влечение к изучению природы- в реальном мире и населяющих его людей.
В свою первую экспедицию он поехал в Арктику в двадцать шесть лет для изучения
эскимосов и географии их расселения. Подвергая себя немалому риску, Боас нанес
на карту несколько сот миль береговой линии. Из путешествия он вернулся
антропологом, убежденным в том, что география отнюдь не является движущей силой
эволюции народа, как считали тогда ученые. Скорее, утверждал он,

224


100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕ

ФРАНЦ БОАС

225


сокровенные мысли и умствен! ное развитие народов, а не тео| рия Дарвина
определяют их ПО| ведение.

Когда Боас вернулся- в Гер манию, ему предложили раб в известном музее и в
Берлине-! ком университете. Но ског представилась возможность: нуться на
север Тихого океана ] познакомиться поближе с куль турой прибрежных индейцев
эскимосов, и он спешно I ляется в первую из трина поездок в регион.

После смены ряда мест низ| кооплачиваемой работы в С1 где он выступал с лекциями
Университете Кларка и научные журналы, Боас получил посты хранителя Американског
музея естествознания и профессора в Колумбийском универсь (оба в Нью-Йорке). В
музее он проработал девять лет, а в Колум! бийском университете - сорок два
года, подготовив выдающихся ан| тропологов XX в., в том числе Рут Бенедикт и
Маргрет Мид.

Помимо преподавания в университете, Боас продолжал на щ тяжении всей своей
карьеры настаивать в многочисленных I комментариях, монографиях и публичных
лекциях на развитии ац| тропологии как точной и живой науки. Он жестко
критиковал зинаучные гипотезы своего времени, утверждая, что исследован" должны
проводиться и выводы делаться при строгом проведен" тщательного анализа и
проверки. Его научный метод, направлена на изучение изменений обществ, а не их
"эволюционирование" определенной точки, дал антропологам научную основу для
осуще ствления исследований. Боас утверждал, что ученые призваны на блюдать
действительно происходящее в разных культурах без на зывания предвзятых мнений и
предрассудков. Не неси себя других а неси других к себе, не уставал повторять
он.

Исследование требует переработки большого количества даннь Собирание массы
фактов - единственный способ открыть, как " мируются и прогрессируют культуры.
Жизнь народов и развитие

культур нельзя объяснить одной большой теорией эволюции или городской
психологией, а только путем изучения точных фактов их истории.
Определение изменений в человеческом поведении, подчеркивал Боас, представляет
собой надежный систематический метод правильного понимания культуры.
Реконструируя историю и тщательно анализируя каждый аспект языка народа, его
биологические особенности и общественное поведение, антропологический метод
Боаса может дать научные ответы на вопросы жизни.
ШАБТАЙ ЦВИ

227


ШАБТАЙ ЦВИ

(1626-1676)

В середине XVII в. почти половина мирового еврейства на ко-роткое время
поверила, что долгожданный Мессия наконец пришел. ^Л звали его Шабтай Цви.

"~ Этот турецкий еврей родился и вырос в семье преуспевавшего^ торговца в
Смирне, учился на раввина в сефардской традиции. Не-! истово изучал еврейские
мистические писания и с молодости был' известен как затворник, плававший в
одиночестве в холодном море,

Занимавшийся самоистязанием^ и подверженный постоянной * смене настроений.
Обладал он* определенной харизмой, при-; влекательным внешним видом, \
элегантной, почти царственной^ осанкой. Когда ему исполни-] лось двадцать восемь
лет, раввины изгнали его из Смирны за то, что он произнес фонетичес-^ кое имя
Бога (Библия запреща-' ла делать это) и объявил себя] Мессией. 1

Цви бродил по Греции и в| Салониках решил жениться - в-' местной синагоге он
взял Тору | в невесты. Греческие раввины; прогнали его.

Прибыв в Константинополь, л он снова спровоцировал полемику. В странном ритуале
он смешал | тексты нескольких еврейских праздников в диком богохульном пес-\
нопении, благословляя гнусные поступки, запрещенные иудейским! законом. И снова
он был изгнан и вернулся домой в Смирну в со-| стоянии тяжелой депрессии.

В 1662 г. он отправился в Иерусалим. В меланхолическом ступоре, измученный
воображаемыми дьяволами, он женился на беженке из Польши, молодой распутной
женщине по имени Сара.
В 1665 г. Шабтай Цви узнал об одном молодом раввине из Газы, который изгонял
нечистую силу и которому приписывали знание бес- / конечного и способность
заглянуть непосредственно в душу человека. Этот раввин, получивший известность
как Натан из Газы или Натан Пророк, был умелым пропагандистом и стал для Цви
самым ловким организатором и подстрекателем. Союз психически больного и
эгоцентричного Цви и мастера пропаганды Натана оказался эффективным.
Натан убеждал Цви в том, что он Мессия. Поначалу Шабтай не верил ему. Они
посетили вместе святые места. По возвращений в Газу Цви - скорее всего, в
состоянии помешательства - испытывал чувство безграничной радости. Под влиянием
сроего пророка Натана 31 мая 1665 г. Цви объявил себя Мессией, царем иудеев.
В последующие недели он разъезжал на коне по Газе, собирая многочисленных
приверженцев и назначая апостолов. Вскоре Натан направил в европейские города
множество писем, в которых сообщал о появлении Мессии и призывал к покаянию.
Распространялись слухи о чудесах и удивительных способностях Мессии и об армии
древних израильтян, атаковавшей и захватывавшей арабские города. "
Казалось, пришел конец пятнадцати векам угнетения. Мессианский пыл осветил века
тьмы и страха. Повсеместно евреи - и бедные, и богатые - отреагировали
импульсивно, с искренней радостью и безумным неистовством. Подростков женили и
заставляли рожать, с тем чтобы нерожденные души могли найти себе дом в детских
телах. Нельзя было терять время, ибо наступал конец света.
Шабтай отправился в путешествие по Ближнему Востоку, находя поддержку ученых
евреев, жаждавших увидеть исполнение мессианских предсказаний, и почти не
сталкиваясь с оппозицией. Вернувшись в Смирну, во время праздника Ханука он
молился в синагоге, распевая кастильскую любовную песню перед священным свитком.
В Новый год Цви отплыл в Константинополь, где сразу же был взят под стражу как
опасный бунтовщик. Содержавшийся на Гал-липольском полуострове, хотя и поцарски,
Цви организовал свой двор в изгнании, где принимал ученых раввинов,
уходивших от него убежденными в его божественной принадлежности. В сентябре 1666
г. Шабтая Цви доставили в Константинополь к султану, кото228


100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ

рый предложил ему выбор: обращение в ислам или смертная казнь. Он поспешно
выбрал ислам и получил имя Мехмет Эффенди и пожизненную царскую пенсию. Он жил в
уединении и умер десять лет спустя. Вскоре за ним последовал и Натан.

Последние годы своей жизни Натан провел в попытках объяснить обращение Цви в
туманных кабалистических выражениях. Мессия, разъяснял Натан, обязан был найти
"прикрытие" в нееврейском мире, чтобы собрать утраченные искры Божьи. Больший- "
ство евреев восприняли его обращение с глубоким унынием и смя- * тением оттого,
что оказались обманутыми. Тем не менее были и те,' кто продолжал поклоняться
этому лже-Мессии на протяжении стоИ летий- Даже в XX в. одна секта в Греции
молилась во время тайных обрядов на Шабтая Цви.

Этот странный и постыдный эпизод имел далеко идущие послед- "• ствия для
мирового еврейства. После него евреи уже не чувствовали! себя полностью
изолированными. Простые лнЭди впервые после] начала рассеяния ощутили вкус
свободы. Цви высвободил челове-; ческие страсти, подавлявшиеся раввинским
законом. Эта весьма; странная история положила отчасти начало подъему
экстатическо-1 го хасидизма - освободительной силы последовавшего еврейского 1
Просвещения и мучительного желания вернуться на родину, на Сион. |

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

(1918-1990)

Дирижер, композитор, пианист, писатель, профессор, телевизионщик, сионист,
общественный деятель, продюсер, рассказчик мирового класса - короче говоря,
Леонард Бернстайн был самым влиятельным музыкантом в послевоенную эпоху.


Любезный сердцу Бернстайна законодатель американской музыки Аарон Копленд
несомненно был более великим композитором, а один из его самых близких и старых
друзей Дэвид Дайэмонд определенно был более выдающимся симфонистом.
Свидетельством тому была приверженность Бернстайна к их музыке. Опять же,
величие не является темой настоящей книги. На протяжении более чем сорока пяти
лет бурной деятельности Бернстайн приобрел такой авторитет и харизму, что после
его кончины в некрологах его вспоминали, как некого монарха, как Джона
Фицджеральда Кеннеди от музьпси. Для понимания его влияния необходимо
рассмотреть отдельно виды его деятельности.

Учась дирижерскому искусству у Фрица Рейнера и Сергея Кусевицкого (великих
евреев дирижеров Чикагского и Бостонского симфонических оркестров), Бернстайн
внезапно прославился в 1943 г., заменив заболевшего Бруно Вальтера (еще одного
великого дирижера-еврея) - приглашенного дирижера Нью-Йоркского филармонического
оркестра, концерт ко230


100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ

торого передавался по общенациональному радио воскресным вечером. Бернстайну
едва исполнилось двадцать пять.

Обстоятельства такого знаменательного события символичны для | его карьеры.
После учебы в Гарвардском университете и аспиранту-] ры у Рейнера в Музыкальном
институте Кертиса в Филадельфии в* 1940 г. вооруженный рекомендациями Бернстайн
отважился явиться | в Тэнглвуд, чтобы учиться дирижировать у Кусевицкого.
Тэнглвуд - 1 летний приют Бостонского симфонического оркестра с 1936 г. открыл ]
Бернстайну - через Беркширский музыкальный центр - путь к ела- \ ве. Скоро став
любимым учеником Кусевицкого, Бернстайн соеди-! нил в своем исполнении строгую
подготовку, полученную у Рейнера, с яркостью и эмоциональностью Кусевицкого. Он
получил место! помощника дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра] под
опекой диктаторски настроенного Артура Родзинского.

Предложение стать помощником Родзинского явилось полной] неожиданностью. Оставив
Тэнглвуд и покровительство. Кусевицко-1 го, Берстайн получил работу за двадцать
пять долларов в неделю в) издательстве поп-музыки, записывая для Родзинского
джазовые; импровизации и популярные аранжировки под псевдонимом Лен-^ ни Янтарь
(Бернстайн - на английском). Вскоре Родзинский вспом-; нил, что присутствовал на
репетиции Бернстайна в Тэнглвуде, и| предложил ему место помощника. Последовала
неожиданная заме-! на Вальтера, и завершился короткий путь от университета до
кон-; серватории, от музыкального фестиваля до "Переулка жестяных ка-1 стрюль"
(район магазинов грампластинок и музыкальных изда-:] тельств) и до восходящего
американского дирижера.

Всю жизнь Бернстайна отличала способность добиваться хоро-^ ших должностей и
получать признание. Хорейшо Элджер, обеспе-1 чивший его прыжок к славе с помощью
общенационального радио-1 вещания и аршинных заголовков на первых полосах газет,
убедил! его в могуществе средств массовой информации, и он помнил об] этом,
приступив к созданию своей легенды.

Бернстайн стал первым американским дирижером, получившим! всемирное признание и
открывшим путь более поздним поколени-| ям таких американских маэстро-евреев,
как Леонард Слаткин,! Джеймс Левин, Майкл Тилсон Томас и Леон Боцтайн. В первые
годы! его популярность среди женщин собирала в концертных залах юных! поклонниц,
жаждавших хотя бы прикоснуться к его одежде, пока он] после выступления добегал
до своей машины.

Одновременно с восхождением в качестве звезды-дирижера Бер-1 нстайн сочинял
музыкальные шоу и симфонические произведения.!

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

231


Во время Второй мировой войны он воспользовался, как и многие другие,
патриотическим интересом американцев к отечественным творениям. Симфония
"Иеремия" и балет "Беззаботные" (позже поставленный на Бродвее в форме шоу под
названием "В вихре светских удовольствий") были написаны в тот же бурный период,
когда он так славно дебютировал с филармоническим оркестром. В те годы он
поспевал везде.
В конце 1940-х и в 1950-е гг. Бернстайн предпринимал вдохновенные и
целеустремленные шаги по укреплению своего положения в американской музыке.
После волнующей, но финансово невыгодной работы музыкальным директором НьюЙоркского
симфонического оркестра он преподавал в Тэнглвуде и Университете
Брандеса и выступал приглашенным дирижером с ведущими оркестрами и оперными
театрами от Нью-Йорка до Милана и Тель-Авива. После еще одного удачного,
вдохновленного Нью-Йорком мюзикла "Чудесный город" Бернстайн попробовал писать
музыку к фильмам и преуспел в фильме "В порту". Его атака на маккартизм в форме
оперетты "Кандид",, написанной по пьесе Лиллиан Хелман, поначалу не принесла
кассовых сборов, потом стала культовой и, наконец, стала признанной классикой
саркастического остроумия и юмора.

В 1957 г. в сотрудничестве с великим хореографом Джеромом Роббинсом,
двадцатисемилетним лириком Стивеном Зондгеймом и автором "Цыганки" Артуром
Лоренсом он работал над произведением, которое навсегда преобразует музыкальный
театр, инсцени-' ровкой "Ромео и Джульетты" с перенесением действия на
"дьявольскую кухню" Нью-Йорка - над уникальной "Вестсайдской историей". Этот
мюзикл отразил суть Бернстайна как творца, и именно по этому произведению мир
будет помнить его. В тридцать девять лет "Бродвейский Ленни" сочинил динамичное
лирическое шоу, в котором смешаны социальные комментарии, драматическое движение
в революционных балетных па Роббинса, возвышенные мелодии, дробленные этнические
ритмы и низкая комедия в противопоставлении высокому катарсису. На следующий год
он стал музыкальным директором Филармонического оркестра.
С этого поста в оркестре йн ушел через двенадцать лет, чтобы стать его
увенчанным лаврами дирижером. Освободившись от административных обязанностей, он
получил возможность выступать в качестве приглашенного дирижера по всему свету,
преимущественно в Вене, Иерусалиме и Лондоне, но почти всегда выкраивал время на
сезоны в Нью-Йорке. С течением времени его иступленная и атлетическая манера
дирижерства приносила все более прекрас232


100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕ!

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

233


ные плоды. Он был первым исполнителем многих произведений ам" риканских
композиторов и привил постоянно растущей аудитор" особый вкус к музыке первого
поистине гениального американскс го композитора - Чарлза Айвса и к мировой
скорби Густава Мале ра (еще одного много страдавшего еврейского композитора и
дири| жера, которому поклонялся Бернстайн и с которым его частр срав нивали).

На фоне названных видов деятельности величайшим вкладо* Бернстайна можно считать
музыкальное образование. Сначала в лесериале "Антология", а затем в качестве
звезды концертов 4 лармонического оркестра для молодежи он посвятил миллионы з
телей в сложности "Пятой симфонии" Бетховена, джаза и оркесч ровки. Музыканты,
родившиеся в период резкого увеличен! рождаемости (в первое послевоенное
десятилетие), охотно призна сегодня первоначальное музыкальное воздействие на
них теле} ков Бернстайна.

Его стремление учить часто перерастало в потребность пропо* довать. Его
деятельность в защиту гражданских прав принесла пра! тические результаты (он
нанимал представителей националы" меньшинств в свой оркестр) и плохую рекламу,
когда писатель Тс Вулф назвал устроенную им для "черных пантер" светскую вечерю
"радикальным шиком". Его компания "Эмберсон продающие" сывала на видео его
выступления и лекции для широкого комме ческого распространения. Такие
видеопредставления обычно щ варялись музыкальным анализом - Бернстайн продолжил
традш своих концертов для детей, объясняя, "как" должно исполнят каждое
произведение. Он преподавал в Гарвардском универс* (каждая лекция
сопровождалась, разумеется, раздачей книг и нитных записей по ее теме) и пытался
при этом ответить на вощ сы музыки, на которые нельзя ответить. Он находил
образные в* ражения, на которые переводил звуки.

В последние годы-жизни он совершал длительные поездки в " ны Востока, Европы и
Латинской Америки, разъясняя самым увл"| кательным образом молодым и старым
слушателям свое особое, риканское видение музыки. Он принимал самое активное
участие^ кампании против СПИДа и в борьбе с несколькими республикам! кими
администрациями, считая, что они пытаются ввести цензу Еврей Бернстайн
дирижировал оркестром в Иерусалиме во вре" войны 1967 г. (что было запечатлено в
документальном фильме I победе в ней) и, по иронии судьбы, исполнял "Оду
радости"

вена в 1989 г. в почти полностью "свободном от евреев" Берлине, когда рушилась
Стена под хоровые выкрики "Свобода!".
Бернстайн никогда не отказывался сообщить миру с помощью умело управляемых им
средств массовой информации и музыкального материала - симфоний и поп-музыки,
мелодий к спектаклям и фильмам, что или как он чувствовал. Он был уверен: если
он желает что-то сказать нам, то мы захотим это услышать. Хотя кое-кто находил
его послания слишком пламенными или поверхностными, большинство собирались
толпами, чтобы послушать его пророчества. Он не желал просто дирижировать,
просто сочинять или просто учить. Он желал, чтобы мы хотели, чтобы он делал все
это одновременно, с тем чтобы мы захотели чего-то большего.
Бернстайн учил мир, что музыка - нечто большее, нежели просто ноты. Кровью,
потом и часто слезами он обратил орды не обладающих музыкальным слухом неучей в
страстных любителей музыки, преобразовав популярные театральные шоу в арену
полной значения общественной мысли и детское телевидение в забавную оркестровую
игру. Его долгое воздействие на искусство проистекает из его веры в то, что
убежденность, экспрессия и любовь необходимы для создания величайшей музыки в
этом "лучшем из возможных миров".

ИОСИФ ФЛАВИЙ

235


ИОСИФ ФЛАВИЙ

(37 - после 100)

В Римской империи та война называлась Иудейской. Правлений Нерона пришло в
полный упадок, и евреи повстанцы, называвшиеся зилотами, почувствовали слабость
римлян и организовали мятея чтобы покончить с военной оккупацией Иудеи.
Последовавшая тем война привела к гибели сотен тысяч человек и разрушению рого
храма в Иерусалиме войсками Тита, сына полководца Веспа-| сиана (вскоре
коронованного императором). Официальная римс" история того бурного периода была
записана одним из участников еврейским полководцем и предателем Иосифом бенМатфеем,
ВЗЯБ шим латинскую фамилию в честь императорской семьи.

"История" Иосифа одно из самых ярких л" ратурных произведени| античности. Хотя
его ис рический метод и точнс оспаривались на: нии столетий, она ся самым важным
опис нием великого мятежа, кС торый вместе с восстание Бар-Кохбы в 135 г. поле
жил конец еврейскому сударству до его возроя ния в 1948 г. из пепла Хс локоста.

Иосиф родился в сел с царскими корнями, гл боко изучил Тору и сч" себя знатоком
неписаног закона; к мнению его пр| слушивались. В пс

вом возрасте он провел три года под опекой праведника, которым мог быть ессей -
член секты, исповедовавшей аскетическую жизнь в пустыне (подобно многим
персонажам историй об Иоанне Крестителе).
Во время посещения Рима в возрасте двадцати шести лет с целью добиться
освобождения нескольких иудейских священнослужителей Иосиф познакомился с
супругой Нерона. Очарованный Римом Иосиф добился-таки освобождения узников. В то
время он проявил умение вести переговоры и выбираться из опасных положений,
которое позже спасет ему жизнь и поможет прославиться.
С началом 66 г. Иудейской войны, Иосиф был назначен комендантом Галилеи. Он
приступил к строительству городских укреплений, готовясь к нападению римлян. К
сожалению, в бесполезной силовой игре евреи были заняты больше междоусобной
борьбой, нежели войной с Римом. Руководители Галилеи возмутились назначением
Иосифа иерусалимскими властями. Когда в 67 г. Веспасиан привел свои легионы,
евреи не были готовы к оказанию сопротивления безжалостным и профессиональным
римским воинам.
Веспасиан медленно продвигался, постепенно подавляя всякое сопротивление в
Галилее. Войска Иосифа дали последний бой в крепости Иотапа. После падения
Иотапы Иосиф и сорок спасшихся с ним сторонников укрылись в пещере. Повстанцы
решили покончить с собой, чтобы римляне не казнили или не продали их в рабство.
Они тянули жребий, кто кого убьет и в какой последовательности. Иосиф словчил,
когда тянул жребий, ибо только он и еще один воин остались в живых и были
доставлены к Веспасиану и его сыну Титу.
Веспасиан приказал держать Иосифа под стражей, чтобы при ближайшей оказии
доставить его к Нерону в Рим. Иосиф обратился к Веспасиану и радостно предсказал
римскому полководцу, что он скоро станет цезарем (в Талмуде говорится, что такое
же предсказание сделал раввин Иоханан-бен-Саккай!). Веспасиан постепенно поверил
в предсказание, особенно после последовавших друг за другом смертей трех
несчастных преемников Нерона, и стал прислушиваться к советам Иосифа. Последний
стал адъютантом Веспасиана, а затем Тита, которому помогал при осаде Иерусалима
(Иосиф был ранен, когда пытался уговорить защитников Иерусалима сложить оружие).
После того как войска провозгласили Веспасиана императором, Тит разбил
повстанцев и сжег Храм (украв главный свиток Торы из святая святых), а Иосифу
были дарованы римское гражданство и соб100
ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕ1

ственность. Стремясь убедить всех врагов Рима в его непобедимости, Веспасиан
поручил Иосифу написать официальный отчет очевидца об Иудейской войне.

Изначально написанная на арамейском - повседневном языке; вавилонских евреев,
"Иудейская война" была призвана не толькс устрашать, но и информировать. Эта
версия была утрачена.'Позже Иосиф перевел книгу на греческий, и эта версия
сослужила службу! Веспасиану, узаконив его (и его сына) право "править всеми
людьми" (несмотря на низкое происхождение)^

Позже Иосиф написал "Иудейские древности", "Автобиографию"! и "Против Апиона" в
качестве защиты от антисемитских нападок^ Поскольку народ считал его изменником,
постаревший и, возмож4 но, чувствовавший глубокую вину Иосиф пытался защитить
еврей'" скую традицию и будущее иудаизма.

Славянская версия "Иудейских древностей" содержит знамени-! тое описание некого
Иисуса из Назарета. Долгие столетия этот саж рассматривался служителями церкви
как дополнительное к Биб* лии историческое доказательство существования Христа.

Однакс многие историки считают его подделкой, относящейся к третьен веку, когда
рукописи Иосифа находились в руках монахов. По щ нии судьбы сочинения Иосифа
были сохранены для будущих ч* телей благодаря главным образом приверженности
римско-католи| ческой церкви этому пассажу, каким бы сомнительным он ни прел
ставлялся.

Творчество Иосифа (в'частности, "Иудейская война") оказало: метное влияние на
развитие европейского искусства, драматургии 1 беллетристики как основной
источник легенды для славянских на родов (героическая литература), художников
итальянского Ренессанс (Мантенья), английских драматургов и русских романистов.

ВАЛЬТЕР ВЕНЬЯМИН

(1892-1940)

Узнав в 1940 г. о самоубийстве своего друга Вальтера Вениями-на, великий
драматург и соавтор композитора Курта Вейля Бертольт Брехт якобы заявил, что его
смерть была первой утратой, понесенной немецкой литературой от рук Гитлера.

Вальтер Веньямин был литературным критиком, журналистом, переводчиком и
философом. К нему лучше всего подходит французский термин "попипе "1е 1еШе$" -
литератор. Его редко публиковали при жизни, и его работы были известны лишь
небольшому кругу друзей, многие из которых сделали неплохую карьеру после Второй
мировой войны. После публикации ряда его работ в 1950-х гг. заметно выросло
влияние творчества Веньямина на современное восприятие культуры, истории,
метафизики и литературы. Его по праву считают одним из самых оригинальных
мыслителей XX в. Его критические высказывания и взгляды часто одинаково
поучительны как по содержанию, так и по форме. Чаще всего упоминается его работа
"Искусство в век механического воспроизводства" - своеобразный культурный
манифест современной литературы. Эссе Веньямина о Бодлере, Кафке, Гете, Лескове,
Прусте и эпическом театре Брехта продолжают влиять на то, как развивается
модернистская литература.

Отец Веньямина был состо238


100 ВЕЛИКИХ ЕВРБ!

ВАЛЬТЕР ВЕНЬЯМИН

239


отельным торговцем антиквариатом и предметами коллекционир вания. Вальтер
унаследовал страсть к коллекционированию, непр&-| станно рылся в развалах
букинистов и постоянно писал об этой свое* одержимости. Его родители не были
религиозными. Просто асе" минированные немецкие евреи, жившие в буржуазном
Берлине,] Эмиль и Паула Веньямины посылали сына учиться в перёдовы| школы
Берлина, Оренбурга и Мюнхена. Он стал активистом студеЦ ческого движения. До
бойни Первой мировой войны многие обра| зованные молодые люди верили, что
солидарность, приобретен* в пешем туризме и спорте, приведет к взаимопониманию и
сотруд ничеству. Война покончила с этим оптимизмом. Два самых близ* друга
Вальтера, взбунтовавшиеся против растущего ура-патрис ма немецкой молодежи,
вместе поконч

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.