Жанр: Энциклопедия
Сто великих евреев
... декламация, эксцентрика и лирика. Программы "Теа-джаза" ставились как
эстрадные спектакли, где различные жанры и номера были объединены единым
сюжетным ходом или общими героями.
8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте, посвященном Международному
женскому дню, впервые прозвучал утесовский "Теа-джаз". Успех был потрясающий.
Сам Утесов полагал, что именно в тот день он "схватил Бога за бороду".
Музыкальные критики мгновенно невзлюбили "Теа-джаз" как порождение буржуазного
мира. Один из авторитетных тогда музыковедов В. Городинский писал: "Что мы
называем легкожанровой музыкой? Это музыка бара, кафешантана, варьете,"
"цыганщина", джазовая фокстротчина и т.д., все это, что составляет некий
музыкальный самогон, что является художественной формой исполь364
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
зования музыкального звучания не для поднятия масс, а для того, чтобы душить их
инициативу, затемнять их сознание".
Какие только оскорбительные слова в свой адрес не слышал тогда Утесов. Например,
под рубрикой "Огонь по халтурщикам" была на- | печатана рецензия в связи с
пребыванием Утесова и его оркестра в | Харькове: "Что же представляло собой само
выступление Утесова? "| Кривлянье, шутовство, рассчитанное на то, чтобы
благодушно повеселить "господина" публику. Все это сопровождалось ужасным,
шумом, раздражающим и подавляющим слух. Уходя из театра, слушатель уносил с
собой чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и
пошлых кабацких песен. На это безобразие должна обратить внимание вся советская
общественность. Необходимо прекратить эту халтуру. Нужно изгнать с советской
эстрады таких гнусных рвачей от музыки, как Л. Утесов и К°".
Утесов тогда решил доказать, что его джаз отвергает принципы буржуазной
культуры, имеет собственную дорогу и служит именно советскому зрителю. В 1930 г.
появилась программа "Джаз на повороте", в которой был такой ход: первое
отделение называлось "Джаз на Западе", в нем оркестр играл западные "боевики"
типа "У камина" Рэя Нобла, "Штормовая погода" Гарольда Арлена, "Несколько тех
дней" Шелтона Брукса. А второе отделение именовалось "Джаз в СССР", и тут
оркестр, в белых брюках и темно-голубых джемперах с эмблемой "ТД", исполнял
рапсодию на темы песен народов СССР Дунаевского, джазсдаую сюиту Животова.
Газетные рецензии потеплели, об оркестре стали писать: "Теа-джаз" - машина
бодрости... Буквально вентилируешь усталые мозги, получив порцию утесовского
"Теа-джаза". Учащенный ритм и: темп соответствуют бурному стремительному темпу
нашей жизни".
Следующей программой, появившейся в 1932 г., был знаменитый "Музыкальный
магазин", о котором Утесов говорил: "Лучшее, | что сделал я и мой оркестр почти
за полвека своего существова- | ния, - это синтетическое представление
"Музыкальный магазин"". Сам Утесов исполнял в этой программе сразу несколько
ролей. Некоторые номера из этого спектакля вошли в фильм "Веселые ребята", и имя
главного персонажа в спектакле и фильме осталось одно и то же - Костя Потехин.
На "Музыкальный магазин" публика просто ломилась. На одном из представлений
"Музыкального магазина" побывал заместитель председателя Комитета по делам
искусств при Совете Народных Комиссаров Б.З. Шумяцкий. Представление ему очень
понравилось, и он предложил перенести "Музыкальный магазин" на экран.
ЛЕОНИД УТЕСОВ
365
Вернувшийся в 1933 г. из Америки кинорежиссер Григорий Александров решил (за
давностью лет неизвестно, сам он решил или ему "подсказали") снять фильм, в
котором бы полностью был занят уте-совский оркестр во главе с ним самим. Так
появился фильм "Веселые ребята" (1934), который принес Утесову и его оркестру
подлинно всенародную популярность.
Успех музыкальной комедии "Веселые ребята" был феноменальным. Сталину картина
очень понравилась. Песни Дунаевского в исполнении Утесова и Орловой распевала
вся страна. На международном конкурсе в Венеции фильм был удостоен специального
приза. И не было в те годы эстрадного коллектива, имеющего такую же
популярность, как утесовский.
За фильм "Веселые ребята" Г. Александрову дали орден Красного Знамени, Л.
Орловой - звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а Утесову - руководителю
оркестра, создателю "Музыкального магазина", исполнителю главной роли в фильме -
фотоаппарат!
После "Веселых ребят" Утесов и Александров поссорились и стали чуть ли не
врагами. Хотя оба были соседями в дачном поселке, в 1950-е гг. они перестали
даже друг с другом разговаривать.
Дочь Утесовых, Эдит, стала певицей и с 1936 г. начала выступать вместе с отцом в
его оркестре.
Семья Утесовых вплоть до конца 1930-х гг. жила в Ленинграде. Лично Утесова
власти не любили, и он это знал. Из всех членов тогдашнего Политбюро хорошо к
нему относился только нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Он помог Утесову
переехать из Ленинграда в Москву. Тогда семья Утесовых получила в Москве
огромную квартиру в только что построенном Доме железнодорожников.
Сталин очень благоволил к Любови Орловой, но Утесова недолюбливал, зато блатные
песни в исполнении певца ему очень нравились, поэтому вождь приглашал его на
правительственные концерты в Кремль.
Но, начиная концерт в Кремле в 1939 г., Утесов не слишком удачно пошутил:
"Вообще-то я люблю выйти на сцену и потрепаться. А здесь сидят такие люди, что я
не знаю, как себя вести". Сталин отвернулся от сцены, а вслед за ним отвернулось
и все Политбюро. Больше Утесова в Кремль не приглашали.
Во время Великой Отечественной войны Утесов на средства своего джаз-оркестра
"построил" три самолета, названные с разрешения Сталина "Веселые ребята",
самолеты были переданы в подарок Военно-воздушным силам. Песня "Мишка-одессит" в
исполнении Утесова была одной из самых популярных на фронте, и Главпур
Збб
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ!
ЛЕОНИД УТЕСОВ
армий и флота разослал пластинку с этой песней в воинские част* и на боевые
корабли. Утесов с оркестром побывал на многих фронтах. После его съемок в 1942
г. в фильме "Концерт фронту!" Утесову в том же году дали звание заслуженного
артиста РСФСР.
Ко дню 50-летия Утесова, в 1945 г., его наградили орденом Тр" дового Красного
Знамени, а через два года он получил звание луженного деятеля искусств РСФСР.
Но Сталинскую премию и звание народного артиста ССС1 Иосиф Виссарионович Утесову
так и не дал. Тихон Хренников Ш этому поводу пишет: "Мне, например, виделось
тогда, что Утесо" очень много делает, чтобы на нашей почве насадить настоящий
благородный джаз, без вульгаризмов и крайностей. И даже способствовал тому,
чтобы Утесов получил звание. Однако этому воспротивился Сталин, который при
обсуждении небрежно бросил: "Это како* Утесов? Который песенки поет? Но у него
же в голосе ничего нет| кроме хрипоты!" И провалили Утесову звание".
Казалось бы, в послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было
превосходным. Везде их хвалили, не хватало билетов на концерты. Утесов находился
в поре своей творческой зрелости. Чт касается оркестра, то о нем через несколько
лет сам Утесов писал:; "Музыканты любили свое дело и не жалели на него сил. Я
это зна и все от них требовал, требовал, и мне все казалось мало, я всегд был
недоволен. Я чувствовал, что они могут лучше, - и именно силу этой любви. И
после каждого концерта я придирался к малей^ шему их промаху и сердился на них.
А теперь, когда я слушаю пла| станки тех лет, я понимаю, какие они были молодцы,
какие и сложные вещи им удавались, и кляну себя, что был безжалостным*!
Но история повторяется. В 1946 г. вышло Постановле? ЦК ВКП(б) "О
репертуаре драматических театров и мерах по его; шению", которое призывало
"...отражать в произведениях ис* прежде всего жизнь советского общества в ее
непрестанном движе нии вперед по пути к коммунизму". И критики по команде
набросились на Утесова и на советский джаз в целом. В одной статей М. Сокольский
писал: "Что может быть менее созвучным шей музыке, нашим советским песням,
богатейшему фольклору ветских народов, чем ноющий, как больной зуб, или воющий
сакс фон, оглушительно ревущий изо всех сил тромбон, верещащие бы или
однообразно унылый стук всего семейства ударны)! инструментов,
насильственно вколачивающих в сознание слушат механически повторяющиеся ритмы
фокстрота или румбы.
Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джазоркестрами,
а те, кто пытается втискивать ее насильственно в джаз, калечит ее,
коверкает". Подобные выступления в печати были типичными, и в конце концов джаз
благополучно похоронили.
Но, несмотря на гонения на джаз, в период с 1945 по 1965 г., Утесов работал
творчески очень интенсивно, исполнял песни в концертах, читал стихи, в том числе
и свои. Программы концертов прежде всего состояли из песен, исполняемых
Утесовым, на которого и шла публика.
В 1962 г. на Союз композиторов РСФСР дохнула "оттепель". Союз провел пленум,
посвященный легкой музыке, в том числе джазу. На пленуме прозвучало, что джаз
может и должен стать частью отечественной культуры. "Я взволнован, - говорил
тогда Утесов, - столько лет ждать и наконец дождаться. Это праздник, праздник,
пришедший на нашу эстрадную улицу".
Только в связи с 70-летием Утесова ему в 1965 г., наконец, дали звание народного
артиста СССР.
Жена Утесова долгие годы болела и в 1962 г. скончалась. Утесов тогда переехал
жить к своей дочери в дом в Каретном ряду.
Зимой 1966 г. во время выступления на сцене ЦДСА у Утесова случился сердечный
приступ и он потерял сознание. После этого Утесов с концертами практически не
выступал. Он записывался на радио, занимался записями на "Мелодии", увлекся
фотографией. В 1975 г. на концерте, устроенном в честь его 80-летия, Утесов все
же спел кое-что из своего старого репертуара.
В самые последние годы жизни Утесов чувствовал себя одиноким и забытым. В одной
из бесед он признался: "Мои близкие в последние годы долго болели, и все
внимание было на них, а на меня никто внимания не обращал. Я чувствовал себя в
семье сиротой".
И 24 марта 1981 г. состоялось последнее выступление Утесова на сцене. В
Центральном Доме работников искусств прошел "антиюбилей" артиста, организованный
его друзьями. Это было шуточное действо, в котором "антиюбиляра" чествовали: А..
Райкин, Н. Богословский, Р. Плятт, М. Жванецкий, Р. Карцев, В. Ильченко, актеры
Театра на Таганке и многие другие. В конце вечера на сцену поднялся сам Утесов,
прочитал свои стихи, затем исполнил несколько песен.
На следующий день после "антиюбилея" скончался 75-летний муж Эдит Утесовой -
кинорежиссер А. Гендельштейн, а через несколько месяцев после смерти мужа умерла
от лейкемии и сама Эдит.
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕ!
Когда скончалась дочь, Утесову было 86 лет. Одиночество его пу-| гало. К тому же
Утесов был не бедным человеком и хотел, чтобы| антиквариат и антикварная мебель
после его смерти достались дс рой женщине, много помогавшей семье Утесова. Через
три месяца| после смерти дочери Утесов сделал предложение руки и сердца 59летней
Антонине Ревельс, с которой он познакомился еще 1944 году, когда зачислил
ее вместе с мужем Валентином Новицкш в свой оркестр. Ревельс и Новицкий были
танцовщиками в оркестре Утесова, с тех пор они и подружились семьями. Муж
Ревельс -1 В. Новицкий - умер в 1974 г. Антонина Ревельс уехала в Воронеж,]
откуда часто приезжала в Москву ухаживать за Утесовым и его боль ной дочерью.
В январе 1982 г. Ревельс и Утесов расписались. Этот брак про-| должался всего
два месяца. В санатории "Архангельское" 8 марта| 1982 г. Утесову стало плохо, и
врачи констатировали, что жить Утесову осталось менее суток.
Похоронен Леонид Осипович Утесов на Новодевичьем кладбище.
АРКАДИЙ РАЙКИН
(1911-1987)
Можно смело утверждать, что вся советская эстрада разговорного жанра вышла из
него - Аркадия Райкина. Это справедливо по отношению к тем, кто работает
сегодня, и тем, кто будет работать завтра. Райкин - это почти полувековая
история сатирического и юмористического разговорного жанра на советской эстраде.
По мнению Геннадия Ха-занова, Аркадий Райкин - "это не просто конкретный
человек, это понятие, символ, это, если хотите, явление... Мне довелось видеть
не так уж много артистов этого же жанра, что и Райкин. Таких артистов вообще
очень мало в мире. Но, крЪме того, я честно скажу, что не видел и не знаю ни
одного артиста, который по мощи, по силе дарования и обаяния, по совершенно
магнетическому воздействию на зал мог бы приблизиться^ к Райкину хоть на какоенибудь
расстояние. Пускай это не покажется громко сказано, честно говоря, нам
всем так же далеко ,до него, как до ближайшей планеты Солнечной системы".
Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября 1911 г. в Риге. Отец - Исаак
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
Давидович - работал в Рижском порту, мать - Елизавета Борисовна - сидела дома с
детьми.
Детство Райкина прошло в Рыбинске, где Аркадий девятилетним мальчиком впервые
вышел на любительскую сцену. В 1922 г. Райкины переехали в Петроград, где у них
были родственники. С юных лет Аркадий мечтал только о театре, часто ходил в
бывший Александрийский театр на спектакли, в школе занимался в драмкружке,
увлекался живописью и хорошо рисовал.
Несмотря на мечты о театре, Аркадий в 1929 г. устраивается работать лаборантом
на Охтенском химическом, заводе, чтобы поступить в институт надо было иметь год
рабочего стажа. В 1930 г. Аркадий поступает в Ленинградский институт сценических
искусств, на режиссерско-актерский курс Владимира Николаевича Соловьева -
знатока "комедии дель арте" и театра Мольера.
Аркадий в семье был самым старшим из детей, кроме него росли еще две девочки -
Белла и Софья, и самый младший брат Максим, который родился в 1930 г. Родители
были категорически против актерской профессии сына, после очередного конфликта с
родителями Аркадий ушел из дом§ в общежитие.
Еще в студенческие годы Райкин начал выступать на эстраде, преимущественно в
концертах для детей - показывал номера с куклой, с надувными поросятами,
патефоном и другие.
Свою будущую жену Руфину (Рому) Иоффе Аркадий встретил в институте в 1934 г., в
1935-м поженились. Они прожили без малого 50 лет.
Институт Райкин закончил в том же 1935 г. Почти весь его курс, как и самого
Аркадия, распределили в Ленинградский ТРАМ - Театр рабочей молодежи. Вскоре
Райкин переходит из ТРАМа в Новый театр - будущий Ленсовет, в котором он
проработал год. Из Нового театра Райкин решает уйти на эстраду. В качестве
профессионального конферансье он впервые выступил в ленинградском Саду отдыха в
1938 г., заменив тогда заболевшего артиста.
Интересует молодого Райкина и кино. Впервые он снялся в картине "Огненные годы"
(1939), иеразу же после дебютных съемок он снимается в другом фильме, "Доктор
Калюжный" (тоже 1939). Фильмы прошли незамеченными, и, разочаровавшись в
кинематографе, Райкин полностью переключается на эстраду.
Он много выступает с эстрадными номерами в Домах культуры и Дворцах пионеров,
ведет конферанс. И каждое его выступление проходит с нарастающим успехом. Райкин
быстро приближается к известности, за которой не замедлила прийти всенародная
любовь.
АРКАДИЙ РАЙКИН
На 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, который проходил в декабре 1939 г.,
Райкин выступает с номерами "Чаплин" и "Мишка". Мэтры эстрады сразу же обратили
внимание на молодого артиста, и на конкурсе Райкин получает 2-ю премию.
Аркадия Райкина стали часто приглашать на радио. Главным же "призом" в победе на
конкурсе было то, что он стал одним из руководителей Ленинградского театра
эстрады и миниатюр.
Аркадий Райкин вспоминает: "Мне Сталин четырнадцать раз подряд аплодировал. И
все четырнадцать - вставал. Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году
проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. За столом пировали
приглашенные, рядом пели гостям и играли, сменяя друг друга, артисты. В отличие
от моих коллег, выступавших на некотором отдалении, меня усадили за стол прямо
напротив Сталина.
Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен.
Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил
одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем
встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за Райкина,
и все выпили. Тут я возьми да скажи: "Товарищ Сталин, могу и других типов
показать". Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать
номер за номером.
После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И
так четырнадцать раз".
Началась Великая Отечественная война. Райкин со своими актерами постоянно
выезжает на фронт. Именно на фронте впервые появились у него сатирические
миниатюры, в основном на политическую тему. В 1942 г., оказавшись с концертами
на Малой земле, Райкин знакомится с полковником Л.И. Брежневым, будущим
Генеральным секретарем ЦК КПСС. "За четыре года мы, - вспоминал позднее Райкин,
- проехали много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки, от
Новороссийска до Тихого океана..."
После войны в Театре миниатюр появляются новые спектакли, написанные талантливым
писателем-сатириком В. Поляковым: "Приходите, побеседуем" (1946), "Откровенно
говоря...", "Любовь и коварство" (1949).
В июле 1950 г. у Райкиных рождается сын Костя. Хоть война давно кончилась, но
жизнь у семейства Райкиных по-прежнему была тяжелой, о чем Аркадий Исаакович
вспоминает: "Как всегда, театр был в постоянных разъездах. Случалось, что я
просыпался, не по372
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
нимая, где нахожусь. Примерно на два месяца ежегодно приезжали ,| в Москву,
несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных
городах. У меня был постоянный номер в го- \ стинице "Москва", где мы оставляли
Костю на попечение бабушки. Маленького Костю таскали за собой, можно сказать, в
рюкзаке за ,-| плечами. В гостинице "Москва" прожили 25 лет, начиная с первых
гастролей театра в 1942 г. В Ленинграде у нас было три комнаты в большой
квартире в доме на Греческом проспекте, где, кроме нас, обитали шесть жильцов.
Позднее, когда Костя подрос, он учился то в ленинградской, то в московской
школе".
О жизни в семье Константин Райкин так вспоминает: "Никакого особенного
благополучия у нас не было... Папа играл двадцать спектаклей в месяц, получал по
сорок рублей за спектакль: это было много, это была зарплата академика, но это
не богатство... Машина у нас когда-то появилась, дачи так никогда и не было...
Папа очень спокойно относился к житейским благам, мама тоже, и меня они не
баловали..."
В 1950 г. Райкин расстается с драматургом Поляковым. Но в театре по прежнему
один за другим выходят спектакли: "Человек-невидимка", "Белые ночи", "Любовь и
три апельсина". В них Райкин становится гораздо острее как сатирик.
Аркадий Райкин и Михаил Жванецкий познакомились в 1960 г. в Ленинграде,
Жванецкий тогда учился в Одесском институте инженеров морского флота и много
времени посвящал самодеятельности. В 1961 г. Райкин исполняет первую интермедию
Жванецко-го "Разговор по поводу". Три года спустя Райкин привлекает Жва-нецкого
к работе над новой театральной йрограммой "Светофор". В этой программе Райкиным
впервые были сыграны знаменитые миниатюры Жванецкого: "Авас", "Дефицит", "Век
техники". И в 1967 г. Райкин берет Жванецкого в штат своего театра, сначала
артистом, а потом заведующим литературной частью.
Но недолго два выдающихся юмориста-сатирика смогли проработать вместе. В начале
70-х Райкин расстается с Михаилом Жва-нецким. Вспоминает сатирик: "Однажды в
разгар моих успехов директор театра мне сказал: "Аркадий Исаакович решил с тобой
расстаться". Это был не просто удар, не катастрофа, это была гибель.
Я пришел к нему, подложив заявление об увольнении в конец новой миниатюры. Он
спокойно прочитал и сказал, подписав: "Ты правильно сделал..."
Я не хотел говорить ему, каким ударом для меня был разрыв с театром. Мы
расстались в отношениях враждебных...
АРКАДИЙ РАЙКИН
Позднее я что-то еще писал. Но мне было тяжело появляться даже возле театра. Со
временем я понял закономерность смены авторов в театре Райкина. Это был
естественный процесс развития художника. Каждый автор в этом театре имеет свой
век - золотой, потом серебряный, бронзовый... Мы виделись редко, при встречах
были фальшиво дружественны. В этом тоже его сила. Он очень сильный человек".
В 1968 г. Райкину присвоили звание дгародного артиста СССР, после 33 лет
непрерывной работы театра и самого Райкина, после того, как его театр объездил
все уголки Советского Союза.
Затем последовал очень нелегкий период в жизни Райкина, о котором вспоминает Л.
Сидоровский: "...Спектакль "Плюс-минус"... был впервые показан на невских
берегах весной 1970-го.
В ту весну, как известно, пышно отмечалось столетие со дня рождения Ленина, и
Райкин, отталкиваясь от этой даты, решил сотворить действо особой остроты,
особого накала... Артист стремительно выбегал на сцену и с ходу начинал монолог:
"Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум
также и в читателе..." В зале - звенящая тишина... А артист после секундной
паузы добавляет: "Владимир Ильич Ленин. "Философские тетради". Этот монолог
сочинил сатирик, писатель Леонид Лиходеев, причем он нашел у Ленина еще
несколько таких же, никому в зале не известных цитат, которые тогда, в
семидесятом, ревностным охранителям "системы" казались прямо-таки
"контрреволюцией"...
Спектакль зрители принимали восторженнр... Но осенью как-то заявился в
столичный1 Театр эстрады секретарь Волгоградского обкома партии, и ему очень не
понравилось, что говорит со сцены Райкин и как на это реагирует народ.
Разгневавшись, вмиг отправил в ЦК донос, и оттуда столь же быстро последовало в
театр распоряжение: "Первый ряд не продавать!" И каждый вечер стала
располагаться на тех стульях комиссия... Аркадий Исаакович позже рассказывал:
"Костюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица
непроницаемые... Все пишут, пишут... Какая тут, к черту, сатира? Какой юмор?.."
Через неделю вызвали артиста в ЦК, и там небезызвестный Ша-уро стучал по столу
кулаками и советовал Райкину "поменять профессию"... У Райкина инфаркт, после
которого он стад совсем седым. В Москве и Ленинграде ему запретили выступать.
Театр отправили на длительные гастроли в Петрозаводск. Лишь 1971 г. Райкин
вернулся в Ленинград - приближалось его 60-летие.
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
Чтобы "снизить огромную всенародную любовь к артисту, в 1971 г. в КГБ СССР была
сочинена История, вполне одобренная властями.
Аркадий Райкин вспоминал: "Была запущена такая сплетня: будто я отправил в
Израиль гроб с останками матери и вложил туда золотые вещи!
Впервые я узнал это от своего родственника. Он позвонил мне в Ленинград и с
возмущением рассказал, что был на лекции о международном положении на одном из
крупных московских предприятий. Докладчика - лектора из райкома партии - кто-то
спросил: "А правда ли, что Райкин переправил в Израиль драгоценности, вложенные
в гроб с трупом матери?" И лектор, многозначительно помолчав, ответил: "К
сожалению, правда".
Жена тут же позвонила в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала,
чтобы тот публично извинился перед аудиторией за злостную дезинформацию, в
противном случае она от моего имени будет жаловаться в Комитет партийного
контроля при ЦК КПСС - председателем его тогда был А.Я. Пельше. Ее требование
обещали выполнить и через несколько дней сообщили по телефону, что лектор был
снова начатом предприятии и извинился по радиотрансляции. Якобы этот лектор
отстранен от работы.
Хочется верить, что так оно и было на самом деле. Но на этом, к сожалению, не
кончилось. Я в очередной раз слег в больницу. Те-.атр уехал без меня на
гастроли. И вот удивительно, всюду, куда бы наши артисты ни приезжали, к ним
обращались с одним и тем же вопросом:
- Ну, что же шеф-то ваш так оплошал? Отправил в Израиль...
Словом, всюду - в Москве, Ворошиловграде - одна и та же версия. Считали, что я
не участвую в гастролях отнюдь не из-за болезни. Что чуть ли не в тюрьме...
Выйдя из больницы, я пошел в ЦК, к В.Ф. Шауро.
- Давайте сыграем в открытую, - предложил я. - Вы будете говорить все, что
знаете обо мне, а я о вас. Мы оба занимаемся пропагандой, но не знаю, у кого это
лучше получается. Вы упорно не замечаете и не хотите замечать то, что видят все.
Как растет бюрократический аппарат, как берут взятки, расцветает коррупция... Я
взял" на себя смелость говорить об этом. В ответ звучат выстрелы. Откуда пошла
сплетня? Почему она получила такое распространение, что звучит даже на партийных
собраниях?
Он сделал вид, что не понимает, о чем речь, и перевел разговор * на другую тему.
АРКАДИЙ РАЙКИН
Но самое смешное - это помогло. Как возникла легенда, так она и умерла..."
у Дочь Аркадия Исааковича Екатерина Райкина об этой истории так рассказывает:
"Это стоило моему отцу, "обласканному властями", десяти лет жизни по крайней
мере. Тогда цель "дезы" была достигнута, у народа возникли подозрения насчет
Райкина... Моя бабушка Елизавета Борисовна Гуревич-Райкина умерла в 1967 г. в
возрасте 87 лет в неврологической больнице на 15-й линии Васильевского острова и
была похоронена в Санкт-Петербурге". Естественно, что никакого завещания
похоронить себя в Израиле мать Аркадия Райкина не оставляла.
В 1974 г. Центральное телевидение наконец обратило внимание на Райкина. С его
участием начались съемки сразу двух телефильмов: "Люди и манекены"
(четырехсерийный фильм) и "Аркадий Райкин".
О многочисленных гастролях Театра миниатюр и о самом Рай-кине писали в газетах
Венгрии, Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. Чешские
кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами", посвященный
гастролям театра и Аркадию Райкину.
Английские режиссеры сняли фильм, показанный в Англии. Критик лондонской газеты
"Тайме" писал: "Когда смотришь и слушаешь сегодняшни
Закладка в соц.сетях