Жанр: Энциклопедия
Сто великих евреев
...ой версии существовало еще и множество других. Кто-то рассказывал,
что видел Мандельштама весной 1940 г. в партии заключенных, отправляющейся на
Колыму. На вид ему было лет 70, и производил он впечатление сумасшедшего. По
этой версии он умер на судне по дороге на Колыму, и тело его было брошено в
океан. По другой версии - Мандельштам в лагере читал Петрарку и был убит
уголовниками. Но это все легенды.
Мандельштама уничтожили физически, но не сломили нравственно, В нем до конца
"росли и переливались волны внутренней правоты". Железный дух Мандельштама
невозможно было согнуть, и он прекрасно все понимал про себя и свое Божье дело:
"Раз за поэзию убивают, значит, ей воздают должный почет и уважение, значит, она
власть".
"Когда я умру, потомки спросят моих современников: "Понимали ли Вы стихи
Мандельштама" - "Нет, мы не понимали его стихов". - "Кормили ли Вы Мандельштама,
давали ли ему кров? "- Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". -
"Тогда Вы прощены".
ИОСИФ БРОДСКИЙ
(1940-1996)
Иосиф Александрович Бродский - один из крупнейших поэто! второй половины XX
века, лауреат Нобелевской премии по литера| туре (1978), переводчик, драматург.
Первая половина жизни Бродского прошла в Ленинграде. Родил! ся Иосиф за год до
начала войны, 24 мая 1940 г., и был единствен! ным ребенком в семье. Отец
будущего поэта работал фотокорр пондентом, в свое время окончил университет,
служил на флс Мать работала кассиром и бухгалтером. В послевоенные годы сем*
жила очень бедно, как и большинство ленинградцев, в коммуналкё| в квартире,
'которая до революции принадлежала Д. Мережковскому. Позже Бродский вспоминал:
"Финансовое положение моей сё| мьи было мрачным: существовали мы преимущественно
на жалов нье матери, потому что отец, демобилизованный с флота в соответ| ствии
с неким потусторонним указом, что евреи не должны име высоких воинских званий,
никак не мог найти работу".
Пытаясь помочь родителя* Иосиф ушел из 8-го класса школ! чтобы работать на
заводе. Учился : школе рабочей молодежи, одна аттестата об окончании школы н!
получил. Через год Бродский уво! лился с завода, где работал фрезе ровщиком. Он
решил стать врачоч и пошел работать санитаром в морг чтобы набраться
околомедицинс| кого опыта. Далее он часто работу: был внештатным коррес-?
пондентом газеты, техником-геоде зистом, работал фотолаборантои кочегаром в
городской бане, гр" чиком; побывал в геологически!
экспедициях в Якутии, на Беломорском побережье, на Тянь-Шане
и в Казахстане.
Писать стихи Бродский начал поздно, уже после расставания со школой. Первые
стихотворения им были написаны в геологической
экспедиции в 1957 г.
Бродский усиленно занимается самообразованием, самостоятельно изучает языки -
английский, польский, сербскохорватский; много читает польскую, английскую и
американскую поэзию, классическую мифологию, религиозную философию. (В это же
время он занимается переводческой деятельностью, переводит английскую,
американскую, польскую поэзию, с подстрочника - испанскую.
До эмиграции из СССР в официальных советских изданиях у Бродского было
опубликовано всего четыре стихотворения, он печатался в журнале "Костер". В
конце 1959 г. Бродский передал ряд своих произведений в первый самиздатовский
журнал "Синтаксис", который начал выпускать Александр Гинзбург. После выхода
третьего номера журнала Гинзбурга арестовали, Бродского вызвали в КГБ и сделали
предупреждение. И еще у молодого Бродского до эмиграции публиковались стихи за
границей в газете "Русская мысль" и "Новое русское слово".
К началу 1960-х гг. Иосиф Бродский сблизился с группой ленинградских поэтов,
среди которых были Евгений Рейн (Бродский называл его своим учителем и другом),
Анатолий Нейман, Дмитрий Бобышев, Александр Кушнер и другие. Бродский стал
хорошо известен среди молодежи и в неофициальных литературных кругах как очень
одаренный поэт и переводчик. Однако официальная, "большая" советская литература
с самого начала категорически отвергала Бродского, давая ему случайные заработки
лишь на стихотворных
переводах.
Огромную роль в судьбе Бродского сыграло знакомство с Анной Ахматовой, которая
хотела видеть в молодом поэте своего литературного преемника, сравнивая его по
масштабу таланта с Мандельштамом. С Бродским Ахматова связывала надежды на
расцвет русской поэзии. Один из своих поэтических сборников Ахматова подарила
Бродскому с надписью: "Иосифу Бродскому, чьи стихи мне
кажутся волшебными".
Неординарная и независимая личность Бродского не осталась не замеченной теми,
кто был приставлен надзирать за литературой. После появления указа "Об усилении
борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда", Бродского, не
числившегося тогда ни на какой определенной работе, в 1962 г. в первый раз
354
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
вызвали в милицию и предупредили об ответственности за тунеядство. Но вскоре
городские партийные и литературные власти решили на примере Бродского всем
показать, Чем может закончиться чрезмерный нонконформизм "свободных художников",
почуявших дыхание "оттепели" 60-х.
В газете "Вечерний Ленинград" от 29 ноября 1963 г. появилась статья
"Окололитературный трутень", подписанная Лернером, бывшим капитаном КГБ. В
статье Бродский характеризовался как человек, не занимающийся общественно
полезным трудом. 13 декабря правление Ленинградского союза писателей под
руководством 1 Александра Прокофьева отмежевалось от Бродского, чем фактически
санкционировало его преследование.
Новый, 1964 г. Бродский встретил в психбольнице им. Кащенко в Москве, где он
пытался укрыться от преследований. 5 января он выходит из больницы и скрывается
"в подполье" - уезжает в Тарусу к своему другу В.П. Голышеву. На следующий день
после возвращения в Ленинград, 13 февраля 1964 г., Бродского арестовывают на
улице. А через месяц, 18 февраля 1964 г., состоялся суд.
Итак, суд-Вопрос судьи. Чем вы занимаетесь?
Бродский. Пишу стихи.
Судья. У вас есть постоянная работа?
Бродский. Я думал, это настоящая работа.
Судья. Отвечайте точно.
Бродский. Я работал, я писал стихи.
Судья. Ваша специальность?
Бродский. Поэт. Поэт-переводчик.
Судья. А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? • Бродский.
Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья. А вы учились этому?
Бродский. Чему?
Судья. Быть поэтом. Не пытались закончить вуз, где готовят, учат?
Бродский. Я не думал, что это дается образованием.
Судья. А чем же?
Бродский. Я думаю, это от Бога...
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать.
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Твой фасад темно-синий Я впотьмах не найду. Между выцветших линий На асфальт
упаду. И душа неустанно Поспешая во тьму, Промелькнёт под мостами В
петроградском дыму. И апрельская морось, Под затылком снежок. И услышу я голос:
"До свиданья, дружок!" И увижу две жизни Далеко за рекой, ,
К равнодушной отчизне Прижимаясь щекой. Словно девочки-сестры Из непрожитых лет
Выбегая на остров Машут мальчику вслед.
"Бродский не является поэтом", - таким было решение суда. "Ущербность и
болезненность, самолюбие недоучки, любителя порнографии - вот что выглядывает из
каждой строчки стихов Бродского", - так оценили его поэзию "свидетели" на этом
процессе: трубоукладчики и грузчики, пенсионеры и другие "ценители" таланта
поэта. ^
Суд вынес приговор: 5 лет административной ссылки за тунеядство. Вскоре после
суда у отца и матери Иосифа отобрали пенсию. Местом ссылки Бродского была
назначена деревня Норинская Архангельской области, в 30 километрах от железной
дороги, окруженная болотистыми северными лесами. В ссылке Бродский занимался
самой различной физической работой. Относились к поэту в деревне все очень
хорошо, и никто не Подозревал, что этот вежливый "тунеядец" возьмет их деревню в
историю мировой литературы.
Эти 18 месяцев, проведенных поэтом в ссылке принесли ему мировую известность. На
Западе была опубликована запись судебного процесса, сделанная Фридой Вигдоровой,
дело Бродского получило очень широкую огласку. Последовало множество протестов
как в СССР, так и за рубежом. За Бродского вступились Ахматова, Твардовский,
Чуковский, Шостакович, Паустовский, Жан Поль
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Сартр и многие другие. Тогда власти сочли за лучшее освободить поэта из ссылки,
где он пробыл полтора года, с мотивировкой, что приговор был излишне суров и
следует ограничиться отбытым сроком.
Ко времени ссылки относятся новые публикации поэзии Бродского за рубежом: в
журнале "Грани"; в 1965-м в США Глебом Струве и с его предисловием был выпущен
сборник Бродского "Стихотворения и поэмы". В 1970-х гг. в Нью-Йорке вышла книга
"Остановка в пустыне". Однако на родине и после ссылки Бродского по-прежнему не
печатали, за исключением его переводов.
В своих стихах Бродский не затрагивал политических или социальных тем, однако не
мог хотя бы вскользь не коснуться таких событий, как пресечение "пражской весны"
1968 г. или ввода советских войск в Афганистан.
Негласное противостояние поэта с властями закончилось тем, что его вызвали в КГБ
и предложили эмигрировать. Возможен был путь компромисса, но Бродский этот путь
отверг, и во избежание худшего в июне 1972 г. он покинул родину. Уехал без
долгих сборов, в вельветовых тапочках и с двумя апельсинами в кармане. Ни отцу,
ни матери так и не суждено было узнать, что их сын станет лауреатом Нобелевской
премии.
За границей Бродский отправился в Австрию, к любимому им поэту У.Х. Одену,
которого Бродский много переводил. Оден принял большое участие в судьбе
Бродского, помог сделать первые шаги за границей, как-то обустроиться.
Свою вторую родину Бродский обрел в США, где почти в течение 24 лет он работал
преподавателем в американских университетах, сначала в Большом Мичиганском и
Колумбийском, Нью-Йоркском, в Квинсе - колледж (Нью-Йорк), а в 1980 г. принял
постоянную профессорскую должность в "Пяти колледжах" в Массачусетсе.
Опыта преподавания у Бродского не было никакого. До отъезда из СССР он не только
никогда не преподавал и не учился в университете, но даже и среднюю школу не
окончил. Все свои колоссальные энциклопедические знания Бродский приобрел путем
самообразования.
Американские студенты в большинстве своем имели поверхностное представление о
европейской культуре и литературе, с чем невольно приходилось мириться
американским профессорам. Но Бродский был не таков. С первых же занятий он
предлагал своим слушателям восполнить пробелы в знаниях как можно быстрее,
причем делал это в настойчивой форме. Одна из студенток Бродского вспоминала:
"В первый день занятий, раздавая нам список литературы для прочтения, он
сказал: "Вот чему вы должны посвятить жизнь в течение двух следующих лет".
Список открывался "Бхагавадгитой", "Махабхаратой", "Гильгамешем" и Ветхим
Заветом. Далее шел перечень 130 книг, включавший в себя Блаженного Августина,
Фому Аквинского, Лютера, Декарта, Спинозу, Паскаля, Локка, Шопенгауэра, Данте,
Петрарку, Боккаччо, Рабле, Шекспира, Сервантеса и т.д. Отдельным был список
поэтов двадцатого века, который открывался именами Цветаевой, Ахматовой,
Мандельштама, Пастернака, Хлебникова, Заболоцкого.
Занятия у Бродского были уроками медленного чтения текста. Глубина прочтения
Бродским любого произведения была поразительной. Если он разбирал, допустим,
стихотворение Пушкина, то к разговору о строке, строфе, образе или композиции
привлекал тексты Овидия, Цветаевой или Норвида, а если Бродский читал Томаса
Харди, то сопоставления могли быть с Вергилием, Пастернаком или Рильке. Причем
поэтические'тексты Бродский читал по памяти, даже без шпаргалки, удивляя
слушателей своей поэтической эрудицией. Он блестяще знал и любил англоамериканскую
поэзию, умел завораживать американских студентов, разбирая тонкости
англоязычной поэзии. Но при всей доброжелательности заниматься у Бродского было
трудно из-за чрезвычайно высоких требований. Студенты, как ни странно, не
бунтовали и прощали Бродскому то, что другим преподавателям не сошло бы с рук.
Бродский любил преподавать и не оставил преподавательской деятельности даже
тогда, когда финансовые проблемы отпали и деньги перестали интересовать: "Мне
нравится преподавать, читать лекции".
В 1990 г. Бродский в Стокгольме сочетался браком с Марией Со-дзани, в июне 1993
г. у них родилась дочь - Анна Мария Александра, названная так в честь Анны
Ахматовой, Марии и Александра Бродских - родителей поэта.
Но не только преподавательская, а главное, поэтическая судьба Бродскогоизгнанника
сложилась за границей тоже благополучно - его много печатали, критика
никогда не обходила его своим вниманием.
Бродский, превосходн9 владея английским языком, пользовался им в своей
эссеистике, но не изменил призванию русского поэта, продолжателя традиций
Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Слава Бродского год от года росла,
регулярно выходили и переводились на иностранные языки сборники его
русскоязычных стихов. Пытался он писать стихи и на английском, но неудачно. Зато
его
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕЕВ
первый англоязычный сборник эссе "Ье$$ Тпап Опе" (1986) получил в США премию как
лучшая критическая книга года, а в Англии был признан "лучшей прозой на
английском языке за последние несколько лет".
В противоположность большинству сверстников-поэтов Бродский почти всегда
отталкивался от социальной поэзии, утверждая приоритет эстетического даже пред
этическим (позиция более западная, чем ; русская). Для Бродского поэзия - сугубо
частное дело, позволяющее человеку сохранить "лица необщее выраженье" (цитата из
Е.А. Баратынского, которого Бродский называл великим). Самому же Бродскому поэт
мыслится "средством языка к продолжению своего существования. Язык же... к
этическому выбору не способен" (Нобелевская лекция).
*
Бродский как-то говорил М.Б. Крепсу: "Язык - это важнее, чем Бог, важнее, чем
природа... для нас как биологического вида". В качестве наиболее значимых для
него поэтов в своей Нобелевской лек-; ции Бродский назвал О.Э. Мандельштама,
М.И. Цветаеву, А.А. Ах-! матову, американца Р.Л. Фроста (1874/1875-1963). и
англичанина У.Х. Одена (1907-1973).
Поэзия Бродского достаточно рационалистична, хотя ранние его произведения более
эмоциональны и мелодичны, чем поздние, многочисленные поэтические ассоциации
порождены огромной эрудицией поэта. В своем стремлении к "нейтрализации" тона
поэзии Бродский соединял высокое и низкое, смешивал иронию и лиризм,: придавал
поэзии большую информативную насыщенность и собы-' тийность. Врожденное
понимание специфики родного языка и зна-1 ние мировой культуры позволили
Бродскому в своей поэзии орга- \ нично соединить глубокий лиризм и
философичность русской традиции с событийной масштабностью западной и
американской' традиции, что и сделало его поэзию уникальной.
Форма стихов Бродского часто подчеркнуто нетрадиционна. Хотя! немало у него
случаев обращения к классическим размерам, но едва | ли не больше всех своих
современников он прибегал к тактовику, а*, также к дольнику, любил всякого рода
стихотворные вольности. • Вместе с тем он был чрезвычайно изобретателен в
строфике, кото-] рая в современной поэзии, надо сказать, весьма упрощена. У
Брод- ] ского, особенно позднего, - обилие переносов, "спотыкающийся" 1
синтаксис, стих может завершаться союзом или частицей, становя-^ щимися
ударными, попадающими на рифму. Сами же рифмы Брод-! ского обнаруживают
некоторое сходство с рифмами В.В. Маяковс-| кого. И еще одна из основных
отличительных черт Бродского - эта!
ИОСИФ БРОДСКИЙ
усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, их равенство, где высокий
стиль может соседствовать с ненормативной лексикой.
Традиционными мотивами лирики Бродского являются мотивы одиночества,
бездомности, бесприютности ("Осенний крик ястреба", "Воротишься на родину",
"Вновь я посетил...", "Стансы" и др.). А отчаяние земного существования
преодолевается самой поэзией, внутренней структурой поэтического слова,
поэтическим чувствованием автора.
Своей четкой философской системы у поэта не было. Бродский говорил, что он* "ни
в чем сильно не убежден", а его вера в Бога была внецерковна и
внеконфессиональна. Хотя он неоднократно и писал "рождественские" стихи, в
которых почти нет современных параллелей, но там есть подспудная мысль о
духовной "пустыне", в которой мы живем.
Когда Бродский перенес первую тяжелую операцию на открытом сердце (всего на его
долю выпало три инфаркта и две операции на сердце), лечивший его врач послал
родителям вызов для ухода за больным, но в выездной визе родителям было
отказано. Спустя несколько лет и просьба Бродского о визе для поездки на
похороны матери также была проигнорирована.
Несмотря на две сложные операции на сердце, Бродский так и не бросил курить
вопреки просьбам врачей, и пристрастие к курению он шутя называл "своим
Дантесом". Умер Бродский легко, во сне, в ночь с 27 на 28 января 1996 г. в НьюЙорке,
был временно захоронен в пригороде Нью-Йорка, затем по завещанию поэта
его тело было предано земле в Италии.
На родине поэзия Бродского долгие годы продолжала оставаться привилегией
самиздата. Усилиями друзей было выпущено тиражом 15 экземпляров машинописное
собрание его поэзии и переводов в пяти томах, по рукам ходили многочисленные
машинописные копии его зарубежных изданий и отдельных произведений.
Первая официальная публикация лучших стихотворений Бродского на родине
состоялась в 1987 г., инициатором ее стал журнал "Новый мир". И с тех пор многие
периодические издания обращались к его поэзии и прозе. В России были изданы
многочисленные сборники и собрания сочинений Нобелевского лауреата - Иосифа
Бродского, которого в 1972-м власть попросила убраться из страны как не
"вписывающегося" в систему, несговорчивого "тунеядца".
ЛЕОНИД УТЕСОВ
ЛЕОНИД УТЕСОВ
(1895-1982)
Лазарю Вайсбейну, которого всякий россиянин'знает как Лео-;| нида Утесова,
посчастливилось стать более чем эстрадным певцом - | он стал частью жизни целых
четырех поколений, а его творческая! жизнь продолжалась без малого семьдесят
лет. Пение Утесова хоте-:| ли слышать все, от мала до велика, включая первых лиц
государства,! а спетые им песни люди помнят не по именам их авторов, а как!
"песни Утесова". "Песня старого извозчика" в годы Великой Отече-1 ственной войны
служила радиомаяком для одного из авиационных! полков. Юрий Гагарин ждал своего
взлета под пение Утесова...
Настоящее его имя Лазарь Иосифович Вайсбейн, родился в Одессе I 9 (21) марта
1895 г. Отец Утесова происходил из богатой еврейской] семьи, но женился вопреки
воли родителей и был лишен наследства.! Чтобы содержать семью, Иосиф Вайсбейн
занялся коммерцией и! постепенно преуспел, но особого достатка в семье никбгда
не было.1
В детстве Лазарь, или Ледя, как его все называли, был "сорван-1 цом и буйной
головой". Родители мечтали о хорошем образовании] для сына, а Ледя мечтал о
другом - стать дирижером симфоничес- ] кого оркестра или по меньшей мере просто
артистом. Уже к 15 го-) дам Ледя превосходно владел многими музыкальными
инструмен-") тами, часто играл на еврейских свадьбах, пел в синагоге.
Родители определили Лазаря в коммерческое училище. Но коммерция Утесова очень
мало интересовала. Он с удовольствием пел в * хоре, который был в училище, играл
там же в духовом оркестре и " большую часть времени уделял музыке, а не учебе.
Учась на четвер-; том курсе коммерческого училища, Лазарь вымазал чернилами
одеж-! ду учителя закона Божьего, и его из училища выгнали. Отцу при- ] шлось
смириться с тем, что в 1912 г. Лазарь устроился в цирк - 1 балаган Бороданова,
его взяли артистом на кольцах, трапеции, иногда " он выступал коверным "рыжим".
В 1912-1913 гг. Лазарь Вайсбейн становится Леонидом Утеср-вым. Артист одесского
комедийно-фарсового театра Василий Скавронский
предложил юноше взять псевдоним, и Лазарь выбрал "что-то морское" -
Утесов.
В 1913 г. Утесов работает в Театре миниатюр Кременчуга, но вскоре снова
возвращается в одесский Театр миниатюр. В О-дессе он влюбляется в одну из
манекенщиц, что работала с ним в театре, но та была замужем. К тому же муж у
манекенщицы работал в полиции. Узнав о поведении жены и Утесова, он пригрозил
"случайно" его пристрелить. Чтобы остаться в живых, Утесов уезжает в Херсон, где
устраивается в подобный одесскому Театр миниатюр.
Из Херсона Утесов вместе с театром поехал в город Александровск,
где познакомился с молоденькой актрисой Еленой Осиповной Голдиной (по
сцене Ленской). Вскоре она стала первой женой Утесова. В 1914 г. у молодых
супругов родилась дочь Эдит. Со своей женой Утесов прожил ровно пятьдесят лет.
Их брак сохранился только благодаря удивительной терпимости Елены Осиповны. Со
временем у Утесова поклонниц становилось все больше и больше. Жена Утесова, зная
об изменах супруга, расторгать брак не собиралась, несмотря на то, что
семьянином, особенно в ранние годы, Утесов был очень плохим.
В том же 1914 г. Утесов по призыву уходит в армию. Служил он под Одессой и часто
виделся со своей молодой женой и дочерью. Ему даже дали возможность играть в
своем театре. Вскоре врачи обнаружили у него какие-то нарушения в сердце, и
Утесова освободили от армии.
После 1917 г. Утесов вместе с семьей живет на Украине. В Москву Утесов переехал
вместе со своим другом, будущим театральным администратором, в 1921 г. Вскоре он
устроился работать в Театре революционной сатиры на Большой Никитской, затем
нашел работу в театре "Эрмитаж", где приобрел популярность как куплетист. Затем
его пригласили в театр оперетты, который давал спектакли в "Славянском базаре".
100 ВЕЛИКИХ ЕВРЕ1
ЛЕОНИД УТЕСОВ
Утесов к тому времени уже неплохо пел, танцевал, обожал эксцен*(| трику, поэтому
в оперетте он был весьма кстати. В 1922 г. Утесов пе* реезжает в Петроград, где
устраивается работать в Свободном Юдовского, в котором ставились преимущественно
миниатюры.
В середине 1920-х гг. Утесов одновременно выступает в двух ле-| нинградских
театрах, в оперетте и "Свободном" театре, и еще по понедельникам, когда
"Свободный" не работал, он играл в сборньм труппах, причем играл в серьезных
драматических спектаклях. сов не пропускал ни одной репетиции, знал все роли во
всех спектаклях труппы и в любой момент был готов заменить любого из актеров, к
счастью, выразительных средств у него всегда хватало. Утесов мог мгновенно
перевоплощаться на сцене. Рассказывая в частной! беседе а ком-либо, он
непременно воспроизводил голос и акцент^ своего собеседника, будь то поляк,
казах, китаец или грузин. По-' этому любая беседа с Утесовым - была словно
посещение театра! одного актера. И часто без париков и гримов Утесов показывал
зри-1 телям десятки непохожих характеров.
Однажды был в его жизни вечер просто фантастический. Тем, кто ^ присутствовал на
нем, трудно было поверить в его реальность, и даже| хорошо знавшие Утесова
отнеслись с недоверием к афише ленинг-" радского "Палас-театра" сообщавшей, что
артист предстанет во всех * мыслимых театральных жанрах: как певец - эстрадный,
опереточ- | ный, камерный; как танцор - балетный и эксцентрический; как дирижер
- оркестровый и хоровой; как скрипач и гитарист; как рас-, сказчик и куплетист;
как клоун, жонглер и акробат на трапеции! Уге- 5 сов блестяще показал тогда свои
бесчисленные таланты. Все номе-*! ра были исполнены не только профессионально,
но и с искренним | переживанием, и этот моноспектакль 1923 г. шел целых шесть
ча- ; сов! Как было написано в одной рецензии на этот вечер Утесова,• "публика
неистовствовала".
Этот вечер в 1923 г., не был единственным, а скорее, типичным • для молодого
Утесова. Во время Гражданской войны Утесов выступал в бригаде артистов, дававшей
на фронте в день по нескольку; концертов. Однажды на сверхурочном ночном
концерте он один; заменил всех своих коллег, рухнувших от усталости. Утесов один
повторил все номера их бригады, и вспомнил все что знал сам.
Не удивительно, что кинематографисты сразу заметили его. Первый фильм с участием
Утесова вышел в 1923 г., назывался он "Торговый дом "Антанта и К°". В 1927 г. на
экраны выходят уже сразу два фильма с его участием: "Карьера Спирьки Шпандыря" и
"Чужие". Увы, все эти фильмы не были удачными.
Однако более, чем кино, более, чем театр, Утесова интересовала песня, но не
обычная эстрадная, а песня, как маленькая пьеса. Утесов пел почти во всех своих
выступлениях: в спектаклях, опереттах, много выступал с популярными тогда
куплетами. Но песня еще не была для него основным жанром, если была
необходимость петь по ходу действия спектакля - он пел. Всего же за свою жизнь
Утесов переиграл сотни ролей и "сыграл" - не просто спел - более семисот песен!
По-настоящему певцом Утесов стал со времени создания им "Теа-джаза" -
удивительного оркестра, соединявшего в себе музыку и театр'. Послушав зарубежные
джаз-банды, Утесов решил организовать свой оркестр, отличный от западных.
Позднее он вспоминал: "...неужели нельзя, думал я, повернуть этот жанр в нужном
нам направлении? В каком? Мне было пока ясно одно: мой оркестр не должен быть
похожим ни на один из существующих, хотя бы потому, что он будет синтетическим".
Утесов мечтал о джазе, который был бы высококлассным и остроумным... театром.
Мечтал о музыкантах, которые были бы практически комедийными актерами; он мечтал
о концерте, который стал бы спектаклем; и о песнях, которые знала бы вся страна.
Музыканты быстро нашлись. Поначалу они не соглашались "дурачиться" в
соответствии с режиссерскими фантазиями Утесова. "Чтобы я, - возмущался
тромбонист, - становился на колено и голосом тромбона кому-то объяснялся в
любви? Ни за что! Разве я для этого кончал консерваторию?" В итоге тромбонист
все же встал на колено. Более того, потом он превратился в одного из самых
одаренных артистов "Теа-джаза", в котором органично слились песня, танец,
пантомима,
...Закладка в соц.сетях