Жанр: Энциклопедия
Сто великих чудес света
...величайших в мире рельефов. На нем изображены и возведение крепостных
стен и башен, и разбивка лагеря, и постройка деревянного моста через Дунай. Эту
переправу когда-то тоже возводил Аполлодор. Художники колонны как будто задались
целью изобразить подробную историю Дунайского похода Траяна.
На колонне изображены машины, которыми так гордился император Траян: баллисты и
катапульты для метания каменных ядер, тяжелые стрелометы, похожие на крылатых
животных, передвижные башни с осадными лестницами и приспособлениями для защиты
нападающих при штурме. Пехота в строю и на марше, конница в бою и на отдыхе,
военные корабли у причалов и в сражениях..
И везде император Траян: вот он во главе войска переходит Дунай; стоит на
трибуне, окруженный военачальниками; приносит жертву богам на фоне знамен...
Траян наблюдает за построй106
100 ЧУДЕС СВЕТЛ
кой лагеря, Траян командует осадой, Траян ведет в бой кавалерш Траян празднует
победу. 60 раз изображен император на рельес колонны.
...За желто-коричневой громадой Колизея белеет куб величи-1 ной с пятиэтажный
дом. Чуть золотистого оттенка белоснежный! мрамор напоминает квадры Парфенона.
Это император Тит, что-] бы облицевать памятник своей победы над иудеями,
приказал при-] везти из Греции прославленный пентелийский мрамор.
Внутри мраморного куба - широкий проход, перекрытый по-| лукруглым
цилиндрическим сводом. Чтобы не казаться излишне массивным, он разбит на кессоны
- квадратные углубления. Mpa-J морный куб, прорезанный аркой, служит постаментом
бронзовой скульптуре: четыре коня влекут колесницу, которой правит бог. Не это
не греческий бог в образе прекрасного человека. Это - человек в образе
прекрасного бога, а под ним надпись: "Божественному Титу, сыну божественного
Веспасиана".
В 70 году нашей эры на такой позолоченной колеснице во главе триумфальной
процессии въехал в Рим Тит Флавий, сын императора Веспасиана и сам будущий
император. За победителен шли вереницы пленников, везли повозки с захваченной
казной,] несли утварь, сосуды, серебряные трубы из иерусалимского храма,
разрушенного по приказу Тита. На мраморных рельефах под сводом арки изваяны
сцены торжественного шествия. Увенчанные лаврами легионеры несут таблицы с
названиями покоренных го-| родов.
...На правом берегу Тибра расположен замок Святого Ангела.| Эта усыпальница
императоров называлась Адриановой башней, пс имени ее основателя. Но в XVI веке
башня была переименована. 1 Статуя Адриана, стоявшая на вершине замка, по
повелению папьг римского, была заменена мраморной статуей архистратига Михаила.
А случилось это вот по какому поводу.
В VI веке в Риме свирепствовала моровая язва, и жители горо- j да в страхе и
трепете молились о своем спасении. Римским папой| был тогда святой Григорий
Двоеслов. Он, подняв икону Божье* Матери, крестным ходом стал обходить город.
Когда крестный ход переходил через мост, направляясь к Ватикану, над башней
Адрианй послышались голоса певших ангелов: "Аллилуйя: воскресе якожб
"Вечный город"
107
рече, аллилуйя". Проникнутый благоговением народ пал ниц, а святитель обратился
с мольбой к иконе Божией Матери: "Моли бога о нас, аллилуйя". И удостоился
видеть благословенное явление Ангела Божьего, вкладывающего смертоносный меч
свои в ножны. Язва тотчас прекратилась.
В воспоминание об этом чуде в верхней части башни сооружена церковь во имя
Архангела Михаила, а в конце XVII века взамен прежней мраморной статуи вылито
бронзовое изображение архангела, вкладывающего меч в ножны. Чудотворная икона
находится теперь в базилике Божией Матери Маджиоре.
Колизей
Колизей^
BI веке нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам,
Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца, гордо названного
"Золотым домом Нерона", занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия,
Оппия и Палатина. Территория дворца была так велика, что современники с горечью
шутили тогда: "...римлянам остается только одно - переселиться в соседний город
Вейн".
Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом.
Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. У
ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Это
было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан
золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были
покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху
через отверстия сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная
столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение
наподобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами,
пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера
потолка с нарисованными звездами.
После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий разрушил дворец,
расплавил статую, а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской
эллиптической чаши, способной вмещать до 60 000 человек. Это сооружение должно
было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих
гражданах, и поэтому постройке было дано название "амфитеатр Флавиев", но
римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро,
напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за
несколько минут.
Свое название Колизей получил от латинского слова "colossus", что означает
"великан". Императоры Веспасиан и Тит, бывавшие на Востоке и находившиеся под
впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести
амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.
Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми
поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи
окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи - места
отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд, арок так много, как сот в
улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к
солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени. Они однородны, но не
ординарны.
Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри поднимались
80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу.
В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон для
императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная система канатов и
блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от
дождей и палящего солнца.
В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно напоминающие Парфенон),
во втором ярусе - ионические (немного похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе -
коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями. О происхождении
коринфских колонн древняя легенда рассказывает так.
...В городе Коринфе жила молодая и прекрасная девушка. Она была
100 ЧУДЕС СВЕТА
обручена, и до свадьбы оставалось совсем немного времени. Но свадьбе не суждено
было состояться: девушка внезапно заболела. Вылечить ее не удалось, и вскоре по
улицам Коринфа вместо веселой свадебной процессии двигалось в полном молчании
траурное шествие.
После похорон кормилица девушки собрала все драгоценности и безделушки покойной,
сложила их в корзину, прикрыла крышкой и отнесла на могилу.
Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа. Сквозь плетеное дно они проникли
в корзину, но тяжелая крышка не позволяла им расти вверх, и тогда тонкие завитки
растения стали изгибаться по сторонам.
Случайно в Некрополь зашел известный скульптор Каллимах. Обрамленная листьями
корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенес этот рисунок на капители
колонн.
В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из
белоснежного мрамора Они поражают художественностью исполнения, а также
величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи
повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они
прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых
арочных проемах вдоль бесконечного эллиптического фасада
Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог
опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведенного к
зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие
морские сражения с настоящими морскими кораблями
В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался 100 дней
подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты, по которым
счастливцы получали самые различные подарки - от 10 головок салата до 10 фунтов
золота Публику обносили корзинами со съестным - домашней птицей, печеньем,
орехами, финиками, сливами.
В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения
связана с жестокими боями гладиаторов. В Греции театры обычно строили на лоне
природы - на склонах холмов, и предназначались они для постановки пьес,
связанных с саКолизей.
мой жизнью, с ее буднями и суетными проблемами В Риме театры отгораживались от
города стенами, замыкались высокими многоярусными сценами. В них шли по
преимуществу комедии, но даже и их публика не всегда могла досмотреть до конца.
Комедиограф Теренций сообщает, что, когда шла его "Свекровь", внезапно объявили
о представлении в амфитеатре гладиаторских боев, и зрители, сорвавшись с места,
ринулись туда Все главные развлечения римлян - гладиаторские бои, травли зверей,
охоты - устраивались в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и
смерти. После каждого боя победитель уходил с наградами, а побежденных, если в
них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в
специальных камерах смертников.
Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной,
бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито1
Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.
Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с
дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на
растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и
развращенной толпы язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди
возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было
меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого
зрелища Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и
претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский
папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии,
как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые
ткани.
Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена, и в нижних рядах ее, по малой оси,
помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским
дворцом на Палатине Здесь же располагались ложи и высших правителей города.
После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться В средние
века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как
феодальный замок, а однаж112
100 ЧУДЕС СВЕТД
ды даже был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце XIII
века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных
аристократических семей, в XIV-XV веках - 6 церквей, в 1495 году из материала
Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квад-ров Колизея
строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки
гавани.
В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого
амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.
Пантеон
Грандиозный купольный храм с обширным портиком - Пантеон - хорошо сохранился до
наших дней. Он расположен на одной из площадей Рима, обрамленной паутиной
маленьких улочек и переулков. Окружающие храм многоэтажные жилые Дома создают
контраст с архитектурным масштабом Пантеона. Храм кажется сооруженным для какихто
особых, высших целей, не имеющих никакого отношения к повседневной жизни
человеJ
100 ЧУДЕС СВЕТА
ка. Он отвернулся от всего внешнего окружения, не раскрываясь в него даже
декоративными аркадами, как Колизей. С обыденным миром Пантеон сообщается только
с одной стороны, где стоит монументальный портик из мрачных гранитных колонн.
Этот языческий храм был возведен Агриппою и посвяшен им своему тестю императору
Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным полубогом, и тогда
Пантеон был посвящен всем богам. Строительство храма было полностью закончено
при императоре Адриане за период с 110 по 117 год. Зодчим, соорудившим Пантеон,
предположительно считают Аполлодора, но, по-видимому, в создании его как
архитектор принимал участие сам император Адриан. Его имя как зодчего связано с
такими великолепными сооружениями, как вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана
в Афинах и др.
Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше перед ним
находилась обширная площадь, так необходимая всем римским постройкам. Площадь
эта символизировала открытое пространство и шум жизни под южным небом - идеал
старой римской общины. Когда же община переросла в мировую империю, идеал
переместился снаружи внутрь.
В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти (на
самом деле или только в мыслях) каждый Человек входил в храм не простым
смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только вступая под
портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в Пантеон, он должен был
целиком преобразиться.
Перед ним открывалось огромное, единое и цельное пространство. Никто уже не
думал, какая мощь его окружает (стены до шести метров толщиной!), какие мудрые
инженерные расчеты держат в равновесии части сложнейшего архитектурного
организма. Стена нигде не выглядела мертвой, безжизненной, она была облегчена
глубокими нишами и стройными колоннами. Стены были отделаны дорогими мраморами и
камнями, пол выложен мозаикой, и излучаемый ими тихий, мерцающий свет наполнял
пространство особым сиянием, которое кверху становилось все яснее и чище
Над стенами парил небосвод. Бетонный купол весом 46 тонн, ради которого возвели
такие могучие стены и лишний ярус снаПантеон
ружи, был облегчен пятью рядами кессонов и действительно парил. Сквозь 9метровое
отверстие в Пантеон лился воздушный свет. Отгораживая человека от мира
земного с его страстями и суетой, Пантеон открывал ему путь в небеса.
Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона - все определяется
его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли превзойти ни Византия, ни
средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола, выполненные по проектам Брунеллески
(собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции) и Микелан-джело (Собор Святого
Петра в Риме), меньше купола Пантеона. Точная полусфера купола Пантеона была
дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной
архитектурной формой. Опрокинутая над вами каменная чаша поначалу столь большой
вовсе не кажется, ее подлинные размеры постигаются лишь в сравнении с человеком.
В Пантеоне были поставлены 12 статуй главных олимпийских богов, а статуи Агриппы
и Августа были помещены в притворе.
Император-христианин Феодосии I в конце IV века закрыл это языческое капище, как
и многие другие, и оно два столетия простояло пустым. Потом римский папа
Вонифатий IV превратил Пантеон в христианский храм. Из окрестных катакомб были
перенесены сюда останки христианских мучеников, чтобы предохранить их от
расхищения варварами.
Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем христианским
мученикам. В нишах широких стен, между выдающимися вперед колоннами из
драгоценного мрамора, расположено 15 алтарей. На главном престоле стоит икона
Божьей Матери, писаная, по преданию, евангелистом Лукой.
Храм не раз подвергался разграблениям: медная крыша и бронзовые изваяния были
вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена роскошная сен?), которую
теперь можно увидеть в храме Святого Петра над гробом апостолов.
Форма Пантеона осталась нетронутой. В нем не чуствуешь над собой свода, как
будто небо неприметно опустилось на землю, и свет, падающий сверху, наполняет
храм.
Портик и ротонда (круглый зал) Пантеона воедино связаны общностью
соразмерностей. Сочетание в едином архитектурном ан116
100 ЧУДЕС СВЕТА
самбле округлой и прямоугольной форм, как известно, представляет большие
композиционные затруднения, но Пантеон как раз пример превосходного решения этой
архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве главного (или
одного из главных) храма Рима и было дерзновением в римской архитек-J туре.
Пантеон - это образ всего мироздания: и подземного сумра^ ка, и земного света, и
небесного сияния. Его предков можно най-1 ти и в этрусских гробницах, и в ранних
храмах, и в домах с атриумами. Но здесь все поднято на неизмеримо высокую
ступень синтез всех прежних исканий.
В Пантеоне каждый мог ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно
было знать никаких религиозных догм - преображение совершала сама архитектура.
"Храм всех богов" стал храмом всему миру, всей существующей бессмертной и вечной
природе. Вместе с тем он был и храмом людей, часть которой они составляли. Он
объединял в себе все: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.
Наверное, величие Пантеона, открывшего человеку его духовные глубины, и явилось
причиной его долгой жизни. Он остался единственным античным храмом, не
разрушенным и не испорченным в средневековье.
Термы Каракаллы
|троительству терм (общественных бань) в Древнем Риме уделялось большое
внимание. Были даже разработаны спе-'циальные рекомендации, по которым
возводились эти прекрасные по архитектуре и сложные инженерные сооружения. В
своих основных чертах тип этих зданий сложился в Риме ко II веку до н.э., но
наиболее полное развитие термы получили в период империи. Заложены они были при
императоре Септимии Севере (206 год) и завершены в 217 году при императоре
Каракалле.
Это был злой и жестокий правитель, трусливый и подозрительный. Умирая, отец
Каракаллы завещал сыновьям жить дружно, обогащать солдат и не заботиться об
остальном. Первый завет Ка-ракалла выполнил весьма своеобразно: он начал свое
правление с того, что убил брата. Второму же завету молодой император следовал
точно. Он всячески старался угождать солдатам, которым и до него многие
императоры были обязаны властью. Он назначал им большое жалованье, особенно во
время походов, и щедро раздавал подарки.
100 ЧУДЕС СВЕТА
А чтобы завоевать расположение граждан города Рима, Каракал-ла построил
великолепное здание терм. Строительство терм вызывалось необходимостью занять
огромные массы римского плебса, требовавшего "хлеба и зрелищ". Обнищавшие
римляне большую часть времени проводили на форумах, в палестрах, термах и
амфитеатрах. Это вынуждало империю устраивать зрелища, даровые раздачи хлеба,
строить колоссальные термы, где мог развлекаться римлянин, не имевший
собственной виллы с бассейном.
1700 лет назад в Риме было 800 небольших и пять крупных "императорских" бань.
Последние вмещали одновременно до 3000 человек.
Рим пересекало несколько гигантских аркад. Они имели один ярус, когда взбегали
на вершины холмов, два этажа, когда пересекали эти холмистые склоны, три и даже
четыре, когда на их пути возникали овраги или речные долины. По аркадам
поступала в город вода из горных источников. Один из источников был подведен к
скалистому Авентинскому холму, чтобы снабжать водой новые термы.
...Участок, засаженный тенистой зеленью и декоративными цветами, имеет форму
квадратной платформы площадью в 12 гектаров. Западная часть платформы врезана в
Авентинский холм, а ее восточная часть нависает над долиной. С этой стороны ее
удерживала сложная арочная конструкция высотой с 5-этажный дом. Под платформой
размещались топки, склады топлива, цистерны с водой.
В середине ее арка - главный вход в термы. Обсаженная кипарисами аллея вела к
зданию, до половины закрытому деревьями. Главная стена его ничем не украшена,
лишь двери парадных входов (правого и левого) были отделаны бронзой и окружены
мраморной стеной. В просторном зале рабы принимали у посетителей одежду. Зал
имел три стены, вместо четвертой - проем, за которым сверкает на солнце бассейн
величиной с небольшое озеро Это "фригидарий" - холодные бани. Римляне считали,
что купание в холодной проточной воде под крышей вредно для здоровья, поэтому
бассейн был устроен под открытым небом
Широкая мраморная лестница прямо из бассейна вела в главный зал в центре здания
Высота этого зала была такой, что под его крышей уместилось бы два Парфенона,
поставленных один на другой.
'IfepMbi Каракаллы
В бронзовые переплеты огромных полукруглых окон вставлены тонкие пластины из
полупрозрачного камня цвета слоновой кости.
Стены зала были сделаны из полированного мрамора, в высоте парил невиданной
величины свод, и создавалось ощущение, будто стены растворяются в нем. Свод
удерживался восемью красными гранитными колоннами, каждую из которых не могли бы
обхватить и пять человек. Свод (купол) весил столько, что мог бы раздавить
колонны, однако они берут на себя лишь небольшую часть тяжести. На самом деле
крестовые своды опирались на стены зала, но архитектор скрыл их массивность.
В этом же зале были две глубокие полукруглые ниши - одна из форм, чтобы
замаскировать толщину стен. В нишах помещались мраморные колоссы, приведенные из
Греции. Оба изображали Геракла в момент, когда тот отдыхает после очередного из
своих подвигов.
Термы Каракаллы лишь снаружи облицованы мрамором, под ним - многометровая толща
римского бетона, смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или камня
выкладывали как бы скорлупу здания и заливали в нее жидкую бетонную массу.
Затвердевая, бетон становился крепче камня. Многие здания, которые снаружи
кажутся сложенными из плит, на самом деле состоят из одного отвердевшего
бетонного куска.
Из главного зала терм узкий изогнутый проход (он сделан так, чтобы не уходил
нагретый воздух) вел в "кальдарий" - горячую баню. Этот зал круглый. Как
лепестки вокруг цветка расположились вокруг круглого бассейна ванны с горячей
водой. Вдоль стены тянутся ниши с мраморными ложами. Смуглые вольноотпущенники
мнут, гладят, разминают, натирают маслом возлежащих римлян.
Но самое замечательное - распростершийся над залом купол. Полушарие купола было
разбито на глубокие квадратные кессоны, которые уменьшались снизу вверх. От
этого сферический купол вытягивался и казался яйцевидным. Внутри кессонов
поблескивали позолоченные бронзовые розетки. Они похожи на крупные звезды и
придают куполу еще большую легкость
В зале всегда поддерживалась высокая температура, но горячий воздух был сухим.
Пары уходили через круглое отверстие в центре купола, это же отверстие служило и
окном, через которое опускался вниз столб света. Вместе с движением солнца свет,
как
100 ЧУДЕС СВЕТА
луч прожектора, двигался по залу, создавая все время новые эффекты.
К залу примыкало помещение в виде подковы, воздух в котором был не очень
горячим, и еще одно - почти холодное: изнеженные римляне избегали резкой смены
температур Эти комнаты предназначались для отдыха и были украшены яркими,
броскими рельефами и рисунками. Здесь, как в музее, были выставлены произведения
искусств разных стран. Лучшие ваятели Рима украшали помешения терм мраморными
скульптурами и уникальной мозаикой. Пол был составлен из нескольких тысяч
каменных кубиков самых различных цветов и оттенков. Каждый камешек мозаики как
бы заменял мазок кисти в картине. Чего здесь только не изображено! И атлеты во
время состязаний, и птицы, и рыбы, и фантастические существа...
С торцов здания находились просторные прямоугольные дворы, покрытые зеленью
газонов и цветочными коврами. Под ко-,; лоннадами вокруг дворов велись
философские споры и ученые бе- • седы. Спорящие любили подкреплять свои
рассуждения ссылками на произведения древних писателей. Чтобы найти нужную "
справку, они отправлялись в библиотеку, которая занимала весь j угол здания. Это
та самая библиотека, которая раньше располагалась на форуме Траяна.
Позади здания терм расстилался ровный зеленый ковер - поле стадиона для
гимнастов. Трибуны, встроенные в склон, были обращены на северо-запад, поэтому
никому не приходилось щуриться или прикрывать глаза от солнца ладонью. Тут
посетители любовались состязаниями профессиональных атлетов, а при желании и
сами могли принять участие в не слишком утомительных играх. Все это носило
непринужденный домашний характер.
Термы были сложным комплексом различных построек с многочисленными помещениями -
прямоугольными, круглыми, or-ромными или небольшими. Разнообразны были и
перекрытия: плоские и купольные, цилиндрические и крестовые своды. Помещения
были скомпонованы так искусно, что залы почти постоянно заливало солнце. Цветной
мрамор, драгоценные металлы, многокрасочные мозаики, прозрачное стекло, яркие
ткани - все украшало термы Каракаллы, руины которых и сейчас поражают своей
грандиозностью.
Царьград - Константинополь - Стамбул
В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой
Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали
его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили
рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту
Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.
В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял
Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен В 330
году император Константин после победы над Лицинием решил
...Закладка в соц.сетях