Жанр: Энциклопедия
Сто великих чудес света
...но вошел в список парижских достопримечательностей.
Он начал возводиться еще в 1930-е годы, когда на этом месте был просто
гигантский пустырь заброшенной стройки. Но теперь Центр Помпиду заметно повлиял
на жизнь старинного квартала. Люди тянутся сюда не только ради самого Центра, но
и ради соБобур
499
здавшейся вокруг него своеобразной атмосферы. В реставрированных домах открылись
салоны, магазины. Пьяцца - площадь, примыкающая к главному фасаду комплекса, -
стала ареной выступлений бродячих музыкантов, певцов, танцоров, фокусников,
жонглеров. Где же, как не здесь, возле Бобура, вправе рассчитывать безработные
артисты на благосклонное внимание парижской публики?
Площадь перед Центром Помпиду оказалась еще одной счастливой находкой
архитекторов: из всех поданных проектов только один этот оставлял половину
отведенной под застройку территории свободной. На подступах к комплексу создана
обширная пешеходная зона, таким образом, в Париже сохранился еще один оазис
уличной жизни.
Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные
выставочные помещения. Здесь есть еще кинотеатр и концертный зал, детская
площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра
расположился Институт исследования и координации акустики и музыки, который
представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его
концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные условия для
акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в
демонстрационный зал. За ходом научных исследований зрители могут наблюдать
через специальные смотровые окна.
В первые дни открытия в Центр ежедневно приходили до 45 000 посетителей. Вскоре
он стал главным аттракционом Парижа, обогнав по посещаемости даже Эйфелеву
башню. Правда, все первоначальные планы архитекторов не удалось осуществить
полностью. Из-за противопожарных предписаний, из-за ограничений во времени и в
средствах не были реализованы, например, самодвижущиеся полы и некоторые другие
задумки.
Статуя Спасителя в Рио-де-Жанейро
Статуя Спасителя в Рио-де-Жанейро
Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой день он создал Рио-же -Жанейро", -
так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное расположение и красоту
своего города. До 1960 года, когда был построен город Бразилия, Рио-де-Жанейро
являлся столицей страны.
У этого города и впрямь есть все, чтобы стать истинным раем. Он окружен
полукольцом гор, вырастающих прямо из лазурных глубин залива, а со стороны моря
словно оторочен белой кромкой песчаных пляжей в темной зелени пальм. Символом
города по праву считается статуя Спасителя, которая стоит на вершине холма
Корковаду на высоте 704 метров. Высота самой статуи - 30 метров,
не считая семиметрового постамента. А слово Corcovado означает "горб" и
довольно метко характеризует форму холма.
Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие
независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на
лучший монумент - символ нации. Победителем был признан Эктор да Силва Коста,
который предложил воздвигнуть статую Христа, обнимающего распростертыми руками
город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея
Э.да Силвы Коста была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она
перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар грандиозного
памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по
всей стране сбор пожертвований на осуществление проекта. И в итоге через девять
лет статуя Спасителя уже стояла на своем месте.
Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже,
чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где
она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем
французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, а
инженеры в это время занялись разработкой каркаса. Грандиозность и масштабы
стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируют следующие цифры: голова статуи
весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9 тонн, а размах рук составляет 23 метра.
Затем готовая статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на
холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное
открытие и освящение. К этому же дню поторопились смонтировать и осветительную
установку. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, и по этому
случаю осветительная установка тоже была обновлена.
В 1981 году отмечалось 50-летие самой статуи, и опять здесь происходили большие
торжества. Построенная в 1985 году трамвайная линия ведет теперь почти на
вершину холма: конечная остановка трамвая находится всего в 40 метрах под
статуей. От нее надо только подняться по 220 ступенькам лестницы к постаменту,
на коt
100 ЧУДЕС СВЕТА
тором расположена смотровая площадка. Отсюда хорошо видны протянувшиеся пляжи
Копакабаны и гигантская чаша стадиона "Мараканы". А со стороны моря возвышается
неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар.
Мир Диснея
У Уолта Диснея, создателя Микки Мауса и утенка Дональда, была заветная мечта: он
хотел построить город будущего, в котором бы все мальчишки и девчонки могли
ходить в школу, а у их родителей была бы работа. Город, в котором бы все дети
были счастливы, а взрослые вновь обрели утерянный рай своего детства.
У.Дисней всегда работал как одержимый, в страстном стремлении к совершенству он
не знал себе равных. И теперь, задумывая свое новое предприятие, он вовсе не
стремился повторить свой первый эксперимент - Диснейленд, открытый в 1955 году
близ Лос-Анджелеса. Этот Диснейленд вскоре привлек к себе внимание
многочисленных спекулянтов и дельцов, и в результате их деятельности исчезли
апельсиновые рощи, окружавшие парк зеленым кольцом. Их место заняли
малопривлекательные мотели и другие коммерческие постройки.
100 ЧУДЕС СВЕТА
Мир Диснея
На сей раз Дисней решил поступить иначе, его новый парк не только должен
предоставить желающим аттракционы и другие развлечения, но и возможности для
отдыха - кемпинги, пляжи, спортивные площадки и др.
15 ноября 1965 года У.Дисней, выступая перед журналистами, официально заявил о
своем намерении построить в центре Флориды огромный развлекательный комплекс.
Территорию этого американского штата часто сравнивают с совком, наполненным
песком и пропитанным водой: по краям его выступают твердые известковые породы, а
середину занимают озера (их здесь свыше 30 000) и обширные болота.
И именно в этом месте в 1971 году состоялось открытие нового гигантского парка
развлечений - "Мира Диснея". Позже на его территории будет создано уникальное
экспериментальное поселение будущего - ЭПКОТ. На обширных участках земли вдоль
дороги на Орландо выросли выставочные комплексы вроде "Сиуорлд" или "Зала славы
всех звезд".
А начиналось все значительно скромнее и проще. Власти штата Флорида охотно пошли
навстречу прославленному кинорежиссеру, предоставили ему налоговые льготы и
другие привилегии, и на месте развлекательного парка выросло миниатюрное
"государство в государстве", имеющее даже собственную полицию, свои строительные
стандарты, не говоря уже об оригинальной системе транспорта со своими особыми
правилами движения и ограничениями.
Первая очередь строительства продолжалась четыре года. Работы велись по планам,
которые детально разработал сам Дисней, хотя самого его уже не было в живых. Он
умер в 1966 году - за полгода до того, как на территорию будущего парка начало
прибывать оборудование.
Уолт был неистощимым выдумщиком, и по задуманному им плану будущий парк должен
был состоять из собственно развлекательного комплекса, в который должны были
входить "Волшебное царство", "Лагуна семи морей" и "Полинезийская деревня"
"Волшебное царство" пересекала Главная улица - типичная улица провинциального
американского городка из не столь уж отдаленного прошлого. Дома, магазины, кафе,
аптеки - все как настоящее,
только в уменьшенном виде. А в нескольких минутах ходьбы от Главной
улицы можно сесть в вагон ультрасовременной бесшумной монорельсовой дороги.
Прошлое причудливо соединяется и соседствует с настоящим и будущим, реальность с
фантастикой.
Как и в Калифорнии, здешний парк разделен на участки. На одном из них, к
примеру, представлен Дикий Запад с Замком привидений. Здесь любителей острых
ощущений потешат и напугают сложные технические устройства с использованием
стереофонической аппаратуры, электронных систем управления, которые обрушивают
на зрителя целый каскад средневековых "ужасов": тут и парящие в воздухе трупы, и
поднимающиеся крышки гробов, и душераздирающие вопли духов, вампиров и прочей
нечисти.
По улицам "Волшебного царства" гуляют Микки Маус и Дональд Дак в натуральную
величину, вместе с другими героями диснеевских мультфильмов и в сопровождении
оркестра. Монорельс, паровозики, повозки с лошадьми или канатные дороги, откуда
открывается прекрасный вид на всю территорию, можно найти повсюду. Глубоко под
землей, не доступные публике, прорыты подземные ходы, которые бывают нужны Микки
Маусу и его друзьям, чтобы неожиданно выскочить где-нибудь в самой толпе.
В глубине парка стоит сказочный романтический Замок Золушки, увенчанный
остроконечными башнями и шпилями. А внутри дворца, в банкетном зале короля
Стефана, можно пообедать как в любом вполне современном ресторане.
Многие аттракционы флоридского парка впервые появились еще в Диснейленде, но
здесь они выполнены на более высоком техническом уровне и с большим размахом Это
относится, в частности, к "одианиматронным" фигурам - роботам, которые
управляются звуковыми сигналами, записанными на магнитофон. С помощью этих
сигналов приводятся в действие пневматические и гидравлические системы внутри
пластмассовой фигуры. Такие роботы можно видеть в Зале президентов, где Авраам
Линкольн, окруженный всеми своими предшественниками и преемниками, "произносит"
речь. Здесь великие люди прошлых эпох обращаются к зрителям, да так
правдоподобно, будто живые.
Неизменным успехом у посетителей пользуется "медвежий ор506
100 ЧУДЕС СВЕТА
Мир Диснея
кестр". Полтора десятка роботов-гризли исполняют народную музыку, отчаянно при
этом фальшивя. Особенно привлекают зрителей "глаза" артистов: движения их так
точно запрограммированы, что кажется, будто на вас и в самом деле смотрят живые
существа.
После того, как "Мир Диснея" открыл путь к развлечениям, в Орландо появилось
много интересного для туристов. Здесь открылся аквариум "Морской мир", причем
самый большой на мире. В нем можно увидеть морское чудовище - кита-убийцу весом
в две тонны и его первенца, родившегося уже в самом аквариуме.
Специальный аттракцион называется "Встреча с акулой". Посетители попадают в
специальный тоннель, идущий через аквариум, в котором действительно плавают
акулы устрашающих размеров. Есть аттракцион "Встреча с пингвином" - искусственно
созданный полярный ландшафт, где содержатся 200 пингвинов и множество морских
птиц.
Совсем рядом, в Центральном зоопарке Флориды, в "Мире рептилий" и в зоопарке
"Гэйтерленд" разводят аллигаторов. Стремительный прыжок, лязг челюстей, - и
подвешенная на веревке курица оказывается в пасти крокодила. Прыжок его всегда
неуловим. Аллигатор неожиданно взлетает в воздух, и это делает зрелище
захватывающе пугающим. Тем оно и притягивает тысячи туристов. Немало технической
выдумки, смекалки и остроумия вложено и в другие аттракционы. Опустившись в
глубь озера на подводной лодке, будто сошедшей со страниц жюль-верновских
романов, можно наблюдать жизнь рыб и даже русалок. А можно покататься на
колесном пароходе - точно таком же, на каком ходил лоцманом по Миссисипи Марк
Твен... С плота можно увидеть остров Тома Сойера и форт, где выставлены фигуры,
в которые можно выстрелить из игрушечного ружья... Или совершить путешествие в
джунгли, или встретиться с пиратами Карибского моря...
Но развлечения - это лишь одна сторона "Мира Диснея", пусть и самая
привлекательная. Не меньший интерес вызывает и то, как решены здесь проблемы
современного градостроительства.
Уже у самого входа посетители понимают, что попали в совершенно необычный город:
въезд автомобилям сюда строго запрещен. Оставив "авто" на стоянке, они могут
воспользоваться любым
из предложенных здесь видов транспорта - монорельсовой дорогой, соединяющей все
гостиницы с "Волшебным царством", узкоколейной железной дорогой, электрокарами,
лодками, подвесной канатной дорогой.
В "Стране будущего" (один из павильонов "Волшебной страны") действует
транспортная система "Пипл мувер": небольшие вагончики (рассчитанные на четырех
пассажиров) бесшумно передвигаются на четырех вращающихсч роликах. Движение
происходит за счет трения между вагоном и роликами, соединенными с
электроприводами.
Одна из главных достопримечательностей "Волшебной страны" скрыта от глаз
посетителей: это огромный подвал. Здесь размещены механизмы, которые управляют
аттракционами, оборудование связи (никаких проводов над землей нет!),
всевозможные прачечные, склады, кафетерии для обслуживающего персонала. По
туннелям, пересекающим подвал во всех направлениях, курсируют электропоезда с
грузами.
Уже сама по себе постройка такого подвала на болотистой почве была делом
нелегким: строителям пришлось не только вынуть, но и спрессовать огромное
количество жидкого грунта. Например, когда потребовалось очистить озеро Бэй-Лейк
(самый большой естественный водоем парка, занимающий площадь 180 гектаров) из
него выкачали всю воду, вырыли со дна песок и перенесли на берег - получился
прекрасный пляж. А затем озеро вновь заполнили чистой водой.
Одну треть всей территории парка планировалось превратить в заповедник, где в
естественных условиях будут сохранены типичные для этих районов флора и фауна и
одновременно акклиматизироваться завезенные из других мест редкие виды деревьев,
птиц и зверей. Для создания такого заповедника потребовалось провести большой
объем мелиоративных работ, соорудить каналы для отвода вод из затопленных
районов, ведь три четверти территории парка каждое лето затоплялись водой.
Одна из самых главных проблем современного города - удаление и переработка
мусора и твердых отходов. В "Мире Диснея" использована разработанная в Швеции
пневматическая система "AVAC": из мусоросборников отходы попадают в трубу, по
кото508
100 ЧУДЕС СВЕТА
рой сжатый воздух с большой скоростью гонит его к прессовальной установке. За
один день таким образом можно переместить 55 тонн мусора. Затем спрессованный
мусор сжигается в печи, оборудованной фильтрами и скрубберами, очищающими дым от
твердых частиц с помощью воды. При этом не происходит загрязнения ни воздуха (из
трубы выходит чистый пар), ни воды (для этой цели используются сточные воды,
которые в свою очередь подвергаются очистке в специальном очистителе).
Еще одна проблема, волнующая сегодня экологов, - сброс в водоемы горячей воды,
отработанной электростанциями. Во флоридском парке она решена следующим образом:
горячая вода, поступающая от газотурбинных электроустановок, приводит в движение
холодильные машины, затем еще теплой идет для общественных нужд по трубам в
гостиницы и другие здания.
Строительство гостиниц началось одновременно с сооружением развлекательного
комплекса. Первые из них были собраны из готовых однокомнатных модулей на
стальном каркасе. Такие модули с полной внутренней отделкой изготовляет завод,
построенный в одном из районов парка. В обычном городе перевозка модулей таких
размеров (длина - 12 метров, ширина - 4,5 метра, высота - 2,5 метра) была бы
невозможной из-за ограничений, налагаемых правилами уличного движения. Но в
"Мире Диснея" свои правила.
Самый большой отель - "Контемпорари" - построен на каркасе в виде буквы А.
Внутри него находится огромный (высотой в 14 этажей) вестибюль, через который
проходит монорельсовая дорога. Из-за своих размеров вестибюль получил название
"Большой каньон", он служит еще и залом, где проводятся массовые зрелищные
мероприятия.
Гостиничный комплекс "Полинезийская деревня" выглядит совсем иначе. В пяти
длинных домах в таитянском стиле могут одновременно разместиться несколько сот
человек. Помимо крупных гостиниц, предусмотрены кемпинги для туристов, жилые
поселки для временных и постоянных жителей.
Когда Уолт Дисней еще только задумывал проект второго парка, у него возникла
идея создать здесь, помимо всего прочего, "экспериментальный прототип города
будущего". Имелось в виду,
Мир Диснея
построить небольшой городок или поселение, где постоянно будут испытываться на
практике все последние достижения градостроительной системы. Идея эта
осуществима, ведь "Мир Диснея" - не город в обычном понимании. Здесь не
приходится сталкиваться с типичными проблемами современного города -
безработицей, наркоманией, транспортными пробками и загрязнением воздуха. И в
этом тоже одна из притягательностей флоридского парка, а не только в его веселых
аттракционах.
Когда-то сам Дисней сказал о своих мультиках: "Мои фильмы предназначаются людям,
которые еще не разучились смеяться и плакать!". Для таких людей он и хотел
построить город мечты, где среди всего окружающего властвовала бы только
Гармония.
Сиднейская опера
Сиднейская опера
Теперь Оперный театр в Сиднее стал таким же неотъемлемым символом Австралии,
какими еще совсем недавно были кенгуру или коала. Он стоит в восточной стороне
сиднейской бухты, и его легкие белые крыши, напоминающие раковины, восхитительно
выглядят с любой точки.
В конкурсе проектов нового здания оперы в Сиднее, объявленном в 1954 году,
приняли участие 233 специалиста из 32 стран. Когда 29-летний датский архитектор
Йорн Устцон прислал на этот конкурс свой весьма эскизный и чрезвычайно
рискованный проект, в компетентном международном жюри разгорелись жаркие споры.
Самым распространенным был упрек автору в произвольном решении десяти сводов,
расположенных один за другим и достигающих высоты 60 метров. По мнению
оппонентов, своды лишены всякого практического смысла, не имеют связи между
внешним и внутренним пространством. В довершение всего, высокая четырехугольная
коробка почему-то перекрывалась огромным сводом в форме птичьего крыла.
Но архитектор и не скрывал, что в своем произведении хочет уйти за пределы
утилитарности. После долгих дискуссий проект был принят. Так, победителем
оказался в этом конкурсе почти
никому не известный тогда датчанин. Как и многие другие участники конкурса, Йорн
Устцон никогда не видел, а только знал по фотографиям то место, где должна была
строиться Опера. Работая над эскизом, он был вдохновлен парусами яхт в
сиднейском порту и - отчасти - храмовыми постройками майя и ацтеков, виденными
им в Мексике.
Реализовать техническую идею Устцона было очень сложно, но, с другой стороны,
она резко отличалась от других, была интересной и увлекательной. Как сам проект,
так и расходы на его осуществление вызывали дебаты и накалили страсти жителей
Сиднея. Здание строили долго, мучительного, затратили гораздо больше денег, чем
предполагалось. Строительство стоимостью в семь миллионов долларов должно было
закончиться к 1963 году. В действительности же оно длилось на десять лет дольше
и потребовало расходов в 100 млн долларов. Большую часть этих денег удалось
получить через лотереи.
Проект приходилось осуществлять, постоянно преодолевая бурный поток возмущения,
постоянно защищаясь от нападок. В 1966 году, после всех технических,
политических и финансовых неудач, Устцон в полном расстройстве отстранился от
всех дел. Выяснилось, что большие бетонные паруса (эллиптические параболоиды,
как их называют в архитектуре) нельзя сконструировать по первоначальному
замыслу. Но если изменять их, значит, надо переделывать и весь проект. Много
компьютерных расчетов потребовалось для того, чтобы решить все технические
проблемы. Окончательный вариант этого здания - не только триумф проект Йорна
Устцона, но и триумф технической мысли четырех австралийских архитекторов,
которые реализовали смелую идею датчанина.
Официальное открытие Оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии
английской королевы Елизаветы II. Сейчас многие утверждают, что Опера - самое
красивое здание из всех, что были построены после Второй мировой войны. А
некоторые заявляют, что это вообще самое красивое здание на свете. Лучше всего
любоваться им с борта корабля. Тогда оно кажется гигантским белым лебедем,
который уже распустил крылья и вот-вот взлетит. Прекрасно оно и ночью, все
залитое светом.
100 ЧУДЕС СВЕТА
Здание Оперы стоит в гавани, на Беннелонг Пойнт. Это место так названо по имени
австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. Когда-то здесь был
форт, потом трамвайное депо. Здание оперы занимает площадь в 2,2 гектара, паруса
крыши весят 161 000 тонн и достигают в высоту 67 метров, они облицованы шведской
плиткой, сверкающей на солнце.
Под наземной скорлупой находятся пять отдельных залов для симфонических
концертов, оперной музыки, камерных и театральных постановок. Внутренние
помещения выполнены в стиле, который в архитектуре назвали "готикой космической
эры". В здании сиднейской Оперы висит самый большой в мире театральный занавес.
По эскизу австралийского художника Коберна его выткали во Франции из шерсти в
стиле ковров Обюссона. Коберн назвал свое произведение "Занавес солнца и луны",
так как использовал в своем эскизе именно эти мотивы. Каждая из двух половин
занавеса равна 93 квадратным метрам.
Орган в концертном зале тоже считается самым большим механическим органом в
мире, он имеет 10 500 труб. Оперный зал рассчитан на 1550 зрителей, а концертный
- на 2700. В этом же здании дает концерты и филармонический хор Сиднея. Здесь
располагаются библиотека, кинозал, 60 гримерных для актеров, а также рестораны и
бары.
Неподалеку от Оперы находится портовый мост, который рань- "I ше был символом
Сиднея. Это функциональная стальная конст- j рукция серого цвета, которую сами
жители Сиднея называют "вешалкой для одежды". Арка моста сочетает в себе
одновременно мощность и элегантность. Проект его был разработан австралийским
инженером-железнодорожником Дж.Дж.К.Брэдфилдом. С первых дней истории Сиднея
городу требовался мост через гавань, заходила даже речь о подводном туннеле. Но
19 мая 1932 года по мосту было пущено движение, и этот день стал звездным часом
Дж.Дж.К.Брэдфилда: дорога через мост носит его имя - Брэдфилд хайвэй.
Здание Оперы, порт и портовый мост представляют собой картину гармоничного
единства. Паруса в сиднейской гавани и вдохСиднейская
опера
новили Йорна Устцона на создание именно такой крыши для оперного театра. Сегодня
здание оперы опередило по рангу портовый мост и само стало прекраснейшей
достопримечательностью города.
К.Н.Тауэр
К.Н.Тауэр
Побив все рекорды, Эйфелева башня с 1889 по 1931 год оставалась самым высоким
сооружением в мире. В 1931 году этот статус перешел к нью-йоркскому небоскребу
Эмпайр Стейт Билдинг, а спустя сорок лет его получила Останкинская телебашня в
Москве, высота которой составляет 537 метров. Но в 1975 году рекорд побила башня
Канадиен Нэшенл Тауэр (сокращенно К.Н.Тауэр) в Торонто.
Теперь это самое высокое сооружение в мире, высота которого вместе со шпилем
антенны равняется 553,5 метра. Строили башню в течение трех с половиной лет.
Идея заключалась в том, чтобы
башня могла принимать и передавать сигналы, но при этом многочисленные
небоскребы Торонто не создавали бы ей помех. К.Н.Тауэр, кроме своего
практического назначения, стала еще и местом многочисленных развлечений,
достопримечательностью для туристов и, главное, - известным теперь уже во всем
мире символом Торонто.
Группа экспертов и специалистов еще до февраля 1973 года, когда начались работы,
отправилась в путь для изучения самых различных башен, которые имеются во многих
странах. Их задача заключалась в том, чтобы новейшая из них стала не только
самой высокой, но и самой привлекательной для посетителей. А это означало, что
новое сооружение должно иметь соответствующий вид, место для огромного числа
гостей и одновременно выполнять функции смотровой вышки.
Эксперты, собрав всю возможную информацию, спроектировали стройную башню с
круглой капсулой Скайпод на высоте 351 метр. Эта капсула внутри и снаружи
оборудована смотровыми галереями, а для очень смелых на высоте 447 метров есть
еще одна видовая площадка - Спэйс Дэк (самая высокая в мире). Именно на этой
площадке заметно, что башня слегка покачивается. Посетителям обязательно
объясняют, что так должно быть и бывает со всеми высотными зданиями мира: при
турбулентном движении воздуха было бы значительно опаснее, если бы башня стояла
неподвижно.
Строительство К.Н.Тауэр потребовало более чем серьезных размышлений о
безопасности. Сложности самой конструкции в сущности были известны еще из опыта
возведения небоскребов, но этот проект был все-таки шагом в неизведанное,
поэтому все его характеристики должны были быть исключительно надежными.
Первый этап работы, к которому было привлечено большое число архитекторов,
заключался в обсуждении бесчисленных предложений, пока наконец не утвердили
окончательный вариант (в первом проекте были заложены три башни, связанные между
собой мостами). Фотовыставка, развернутая в капсуле Скайпод, рассказывает об
истории строительства К.Н.Тауэр, о всех его этапах. Цифры здесь называются
просто невероятные: в дело пошло 40 522 кубометра бетона, 129 кубометров
предварительно напряженно516
100 ЧУДЕС СВЕТА
го железобетона и 5080 тонн стали. На строительстве были заняты 1537 рабочих,
которые для начала должны были выкопать котлован 15-метровой глубины, то есть
поднять наверх 63 000 тонн земли] и сланцевой глины.
Внушительная и одновременно элегантная К.Н.Тауэр весит около 132 080 тонн. В
башне имеется четыре лифта, ко
...Закладка в соц.сетях