Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих чудес света

страница №7

оски были украшены резьбою из
вырезанных внутрь (а не выступавших вперед) рельефов, глубоко вырезанные главные
сюжетов картин никогда не выдавались выше шоскости стены. На картинах опять же
были изображены фигуры херувимов, но к ним прибавились еще изображения пальм,
колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов. Выбор пальмы объясняется
не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево - символ красоты,
величия и нравственных совершенств По признанию древних, родиной пальмы была
Палестина, откуда она распространилась по всему древнему Востоку Пальма в
иерусалимском Храме была символом торжества Божия в земле обетованной. В скинии
же изображений пальмы не было, так как это было святилище пустыни, устроенное
еще только на пути в Палестину.
Деревянные доски, покрывавшие каменные стены (решетки в окнах, потолок, пол,
ступени, ведущие в Святая Святых), в свою очередь были покрыты листовым золотом.
Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, тоже был золотой. По золоту
еще были расположены разноцветные драгоценные камни для украшения
По своим наружным формам Храм напоминал корабль, расширяющийся к верху,или Ноев
ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из
нижней основной части стен и тремя выступами. Эти выступы требоваж особых
подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровьк
пилястров. Таким образом, вдоль трех стен Храма (северной, ижной и западной)
образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навесами выступавшей в
верхних частях стены.
Соломона

93


Когда Храм был готов, царь Соломон призвал к освящению его всех старейшин и
множество народа. При звуке труб и пении духовных песней внесен был Ковчег
Завета и поставлен в Святая Святых под осенение двух новых колоссальных
херувимов, простиравших свои крылья так, что концы внешних крыльев касались
стены, а внутренние крылья склонялись над Ковчегом. Слава Господня в виде облака
наполнила Храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда
Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и стал молить Бога, чтобы Он
в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании
этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.
Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и
разрушил до основания Храм Соломона. Тогда же погиб и Ковчег Завета. Весь народ
иудейский был отведен в плен (589 год до н.э.), только самые бедные иудеи были
оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей. В разрушенном
Иерусалиме остался пророк Иеремия, который плакал на развалинах города и
продолжал учить добру оставшихся жителей.
Иудеи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир, в первый же
год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться в свое
отечество. Такая продолжительная неволя привела их к осознанию, что только
Храмом Иеговы может стоять Иерусалим и все иудейское царство. Это убеждение было
настолько твердо в них, что они покинули Вавилон, только заручившись царским
разрешением вновь строить Храм в Иерусалиме.
Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне оказали
им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми
пожертвованиями на Храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты
Навуходоносором из Храма Соломона.
Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Господу Богу, а
на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство
Храма было окончено. Новый Храм был не таким богатым и великолепным, как Храм
Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что
Второй Храм беднее и меньше прежнего.

94


100 ЧУДЕС СВЕТА
Но в царствование Ирода (37-4 годы до н.э.), который приложил много усилий для
его расширения и украшения, Храм достиг особенного расцвета и великолепия. Иосиф
Флавий оставил следующее описание Храма: "Храм блистал так ярко, отражая
солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел,
как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных
гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны
друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они
возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной
колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались
лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и
мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался
50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором
и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не
садились на нее, были золотыми".
Во время Иудейской войны Иерусалимский храм был вторично разрушен в 70 году
новой эры, причем разрушение Второго храма произошло "девятого аба" по
еврейскому летоисчислению, в день разрушения Первого храма - через 500 с лишним
лет.
Сегодня о величественном сооружении, бывшем средоточием духовной жизни
еврейского народа, напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены,
окружавшей Храмовую гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Эта
часть стены, сложенная из огромных каменных монолитов, имеет длину 156 метров.

Она называется "Стеной плача" (или "Западной стеной") и является национальной
святыней еврейского народа.
Карфаген - город финикийской царицы
Путь Карфагена, вычерченный в истории, начинается с 814 года до н.э., но ведь и
до этого времени кто-то здесь жил и что-то здесь происходило?
...Берега Средиземного моря, изрезанные тысячами лагун и заливов, заселены были
издавна. В каждой из них могли найти приют древние мореплаватели, построить
деревушку рыбаки. К ним выходили различные кочевые племена и становились
оседлыми. Не пустовало и южное Средиземноморье. Часть примыкающего к нему
африканского континента в начале I тысячелетия до н.э. уже была заселена
кочевыми племенами - "берберами". Имя этим племенам, по-видимому, дали римляне
(по созвучию с "варварами"), сами они называли себя "амазигами" - "свободные
люди", "гордые люди".
Еще за 200-300 лет до возникновения Карфагена эти места облюбовали финикийские
мореходы, обосновались здесь и заложили фундаменты городов, часть которых
сохранилась и здравствует доныне. Бизерта, Сус, Утика (на земле Туниса), Лептис,
Магна (в
* .1 "Аъ. - At-*.
V"

96


100 ЧУДЕС СВЕТА1
Ливии), Гиппо Регюме (в Алжире), Ликсус (в Марокко) - все эти] более или менее
известные поселения основаны именно тогда. Так! что начиналось все не с
Карфагена, но без него историю этих мест| представить уже невозможно.
А начиналось все очень далеко отсюда - в финикийском ropo-J де-государстве Тир,
который ныне принадлежит Ливану и назы-1
I

вается Сур. Борьба за власть между тамошними правителями при-| вела в 814 году
до н.э. к дворцовому перевороту, во время koto-J рого царь Сише был убит
Пигмалионом, братом его супруги ЭлиЫ сы. Кровавый скандал в семействе заставил
царицу с группой данных ей людей бежать.
Снарядив несколько галер, она направила их в сторону Утики^ одной из финикийских
колоний, расположенных на северной оконечности нынешнего Туниса. В те времена
Утика и еще несколь-1 ко поселений, основанных финикийцами в Северной Африке,|
были перевалочными пунктами на пути в Испанию и в западное Средиземноморье.
Именно здесь и рассчитывала Элисса найтр приют. Корабли пристали к берегу в
небольшом живописном за-] ливе, несколько южнее Утики. Беглецов встретил вождь
бербер-] ских племен, обитавших неподалеку. У коренных жителей не было] желания
пускать на постоянное поселение целый отряд, прибыв- i ший из-за моря. Но на
просьбу Элиссы разрешить им обосноваться^ здесь вождь ответил согласием, правда,
оговорив одно условие: тер-1 ритория, которую могут занять пришельцы, должна
покрываться; шкурой только одного быка.
Однако Элисса, ничуть не смутившись, велела своим людям разрезать эту шкуру на
тончайшие полосы, затем их разложили на земле в замкнутую линию, кончик к
кончику - и в результате получилась довольно большая площадь, которой оказалось
достаточно для закладки целого поселения, получившего название Бирса - "Шкура".
Сами финикийцы назвали его "Картхадашт" - "Новый город", "Новая столица", потом
имя трансформировалось в Картах, Картахену, в русском языке оно звучит как
"Карфаген"
После блестящей операции со шкурой быка Элисса совершила второй шаг, столь же
героический. Посватался к ней тогда царь одного из местных племен, дабы укрепить
союз с пришлыми финикийцами. Ведь Карфаген быстро рос, стал завоевывать уважеКарфаген
- город финикийской царицы

97


ние в округе. Но отказалась Элисса от женского счастья, избрала иную участь: во
имя утверждения нового города, государства, во имя возвышения народа
финикийского, для того чтобы боги освятили Карфаген своим вниманием и укрепили
веру в царскую власть, приказала она развести большой костер, ибо боги (как
сказала она) велели ей совершить обряд жертвоприношения... И когда разгорелся
огромный костер, бросилась в жаркое пламя... Пепел первой царицы -
основательницы Карфагена - лег в землю, на которой вскоре выросли стены мощного
государства, пережившего столетия расцвета и погибшего, как царица Элисса, в
огненной агонии.
...Финикийцы принесли на эту землю знания, ремесленные традиции, более высокий
уровень культуры и быстро утвердились как умелые работники. Вскоре их вожди
подчинили своему влиянию и местные племена. Вровень с египтянами они освоили
производство стекла, преуспели'в ткацком и гончарном деле, выделке кожи, узорной
вышивке, изготовлении изделий из бронзы и серебра. Их товары ценились по всему
Средиземноморью.
Хозяйственная жизнь города-государства строилась в основном на торговле, рыбной
ловле и сельском хозяйстве. Именно тогда по берегам нынешнего Туниса были
посажены оливковые рощи и фруктовые сады, равнины были распаханы. Аграрным
познаниям карфагенян дивились даже римляне.
Уже через двести лет после основания города карфагенская держава становится
процветающей и могущественной. Карфагеняне основали фактории на Болеарских
островах, захватили Корсику, постепенно начали прибирать к рукам Сардинию. В
борьбе против греков, пробравшихся на Корсику, они установили дружественные
отношения с этрусками, предшественниками римлян. Карфагенские купцы
контролировали торговлю в атлантических водах, начали посылать свои экспедиции и
к неведомым землям.

Трудолюбивые и искусные жители Карфагена строили каменные цистерны для воды,
рыли артезианские колодцы, возводили многоэтажные дома, строили запруды,
наблюдали за звездами, изобретали всякого рода механизмы, писали книги,
выращивали пшеницу, разводили деревья и виноградники.
Культурное воздействие финикийцев имело огромное значение.

98


100 ЧУДЕС СВЕТА i
Их стекло было известно во всем древнем мире, может быть, еще в большей степени,
чем венецианское в средние века. Их сказочные пурпурные ткани, секрет
изготовления которых тщательно скрывался, ценились необычайно высоко. Они были
искуснейшими моряками. Они возводили дворцы и храмы не только у себя дома, но и
в Ливане, Египте, Иудее
Финикийцы изобрели алфавит, тот самый алфавит из 22 знаков, который послужил
основой и для греческого письма, и для латинского, и для письменности многих
народов. В том числе и для нашей письменности.
Вершины своего процветания Карфаген достиг примерно в 300 году до н.э. В те
времена значительно уменьшилось влияние их постоянного врага Греции. На востоке
дела складывались тоже благополучно для Карфагена Казалось, было недалеко и до
полной победы над Сицилией, но к тому времени в сильную средиземноморскую
державу превратился Рим
Известно, чем кончилось соперничество Карфагена и Рима. Фанатичный враг
знаменитого города Марк Порций Катон повторял в конце каждого своего выступления
в римском Сенате. "А все-таки я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен". Сам
Катон побывал в Карфагене в составе римского посольства во II веке до н э. Перед
ним предстал шумный, процветающий город. Здесь заключались крупные торговые
сделки, в сундуках менял оседали монеты различных государств, рудники исправно
поставляли серебро, медь и свинец, со стапелей сходили суда.
Побывал Катон и в провинции, где увидел тучные нивы, пышные виноградники, сады и
оливковые рощи Имения карфагенской аристократии ни в чем не уступали римским, а
порой и превосходили их по роскоши и великолепию убранства
Сенатор возвращался домой в самом ужасном настроении. Отправляясь в путь, он
надеялся увидеть признаки упадка Карфагена - этого вечного и заклятого соперника
Рима. Уже более 100 лет шла борьба между двумя могущественнейшими державами
Средиземноморья за обладание колониями, удобными гаванями, за господство на море
Эта борьба шла с переменным успехом, но вот римляне навсегда вытеснили
карфагенян из Сицилии и Андалузии. В результате побед Сципиона в Африке Карфаген
заплатил Риму
Карфаген - город финикийской царицы

99


контрибуцию в 10 000 талантов, отдал весь свой флот, боевых слонов и все
нумидийские земли. Такие сокрушительные поражения должны были обескровить
государство, но Карфаген возродился, креп, а значит, вновь будет представлять
угрозу для Рима...
Так думал сенатор, и только мечты о грядущем мщении разгоняли его мрачные думы.
...Как ни отчаянно сопротивлялись жители города, они не смогли преградить путь
римским легионам. Город был взят штурмом, отдан на разграбление, а потом снесен
с лица земли. Тяжелые римские плуги вспахали то, что осталось от его улиц и
площадей. В землю была брошена соль, чтобы не плодоносили больше карфагенские
поля и сады. Рассказывают, что Сципион Эмилиан, чьи войска взяли приступом
город, Сципион Эмилиан, ставший по повелению римского Сената палачом Карфагена,
плакал, глядя на то, как гибнет столица знаменитой и древней державы.
Победители забрали все золото, все серебро, все драгоценности, изделия из
слоновой кости, ковры - все, что накапливалось веками в святилищах, храмах,
дворцах, домах. Погибли почти все пунические книги и хроники. Знаменитую
библиотеку Карфагена римляне передали своим союзникам - нумидийским князьям. С
тех пор она исчезла бесследно. Сохранился лишь трактат карфагенянина Магона по
сельскому хозяйству.
О богатстве Карфагена ходили легенды. Одна из них появилась среди римлян уже
после поражения их противника Алчные грабители, разорившие город и сровнявшие
его с землей, не могли успокоиться на этом. Им все казалось, что богатые
карфагеняне перед последней схваткой сумели спрятать свои драгоценности. И в
течение долгих лет искатели сокровищ рыскали по мертвому городу.
История одного из них, как предание, дожила до наших дней. Имя его - Сецеллиус
Бассус, и был он финикийским негоциантом. Им овладела идея - отыскать богатства,
спрятанные в земле Карфагена. Долгие месяцы заставлял он своих рабов
перекапывать сады, перерывать склады и амбары Но как-то приснилось ему, что гдето
в подземелье стоят сундуки, полные сокровищ. Халдейский жрец растолковал ему
этот сон так: мол, есть в Карфагене эти клады, только запрятаны они очень
глубоко - нужно очень много землекопов, чтобы достать их.

100


100 ЧУДЕС СВЕТА
Бассус обрадовался и отправился в Рим, прямо к Нерону. Рассказал о бесценных
кладах, попросил помощи, но умолчал о том, где их видел. Римский властелин учуял
в этом и свой интерес - если богатства будут найдены, то пополнят
государственную казну... Снарядил он несколько тысяч легионеров и отправил с
Бас-сусом за море. Всю землю перевернули они, но так ничего и не нашли. Весть о
неудаче достигла Рима, и разъяренный Нерон потребовал крови обманщика. И тогда
Бассус, узнав о приказе императора, сам вскрыл себе вены.

...Через 24 года после разрушения Карфагена римляне стали на его месте
отстраивать новый город. Он строился по римским образцам - с широкими улицами и
площадями, с белокаменными дворцами, храмами, домами. Многое из того, что хоть
как-то уцелело во времена разгрома Карфагена, было теперь использовано при
строительстве нового города.
Сейчас на месте великого города - тихий пригород Туниса Начиная с 1953 года в
течение 10 лет здесь велись раскопки, и выяс- " нилось, что недалеко от Бирсы,
на ее склонах, под слоем золы от пожара 146 года до н.э. сохранился целый
квартал Карфагена. До сих пор все наши сведения о великом городе - это, в
основном, свидетельства его врагов. Поэтому свидетельства самого Карфагена
приобретают ныне все большее значение.
О многом, неведомом пока, может рассказать карфагенская земля. В Тунисе сейчас
организован специальный правительственный комитет, одна из главных задач
которого - не допустить гибели древнего наследия.
"Вечный город"
Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим Третью тысячу лет
стоит чудный город, и недаром его называют "вечным" Он был основан еще в
языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя
В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город, ему
пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость
его жителей сослужили ему верную службу С течением времени Рим креп и
разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять
веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талантливые полководцы,
верные граждане - все служило залогом благополучия государства Победоносные
римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже
не отдельные племена, а целые государства
На заре своей истории Рим отличался суровостью Простота считалась достоинством,
изнеженность - пороком, роскошь преследовалась законом Но потом все изменилось
Рим стал столицей мировой державы. "У нас человек считает себя бедным, - говорит
современник, - если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором
александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой чудесной
работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты стеклом, если
тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы, не устилает

102


100 ЧУДЕС СВЕТА
бассейнов, в которые мы окунаем наши тела... Сколько статуй, сколько колонн,
которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений".
Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые
заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство
создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские.
Сами римляне называли свой город с заглавной буквы - Город. Сердцем Рима,
средоточием его общественной жизни был Форум - городская площадь. Форум
располагался у подножия Капитолия - главного из семи холмов, на котором уже в
течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с
Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, по сторонам его замыкали
различные постройки, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный
архитектурный ансамбль.
Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами.
Здесь же росли вековые деревья, которые римляне считали священными. Кроме того,
здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как
удар молнии для римлян - это таинственный знак Юпитера.
Вот в центре Форума белеет небольшое здание - это храм бога Януса. Когда римляне
вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того,
что Янус выступил на помощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда,
когда повсеместно военные действия были закончены.
На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные
богам. Богов в Риме было великое множество: боги общегосударственные, городские,
домашние. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или уничтожают
сорняки. Одни боги - "уроженцы самого" Рима, другие заимствованы у греков,
третьи - у египтян или жителей Азии. Но при всем обилии богов римляне были не
очень набожны, фанатизм и религиозная нетерпимость им совершенно чужды.
Внутри храмов, под высокими сводами, в полумраке стояли в спокойных, исполненных
достоинства позах статуи из бронзы и мрамора. У многих из них глаза были из
горного хрусталя или са*Яечный
город"

103


моиветов - это боги или императоры, после смерти причисленные к богам.
В крутой Капитолийский холм врезалось нависающее над площадью колоссальное
здание, похожее на крепость. Это государственный архив "Табулярий" (от "табула"
- медная табличка с надписью), совсем новый тип общественного здания. И тот
факт, что впервые он появился у римлян, говорит об их исключительном уважении к
истории. Они не только оставили потомкам детальную историю своего города и
народа, но и историю многих других народов и племен, с которыми их столкнула
судьба. В "Табулярий" хранились еще и бесчисленные документы, судебные
приговоры, договоры и важные письма.

На Форуме издавна находился и круглый храм Весты - богини огня, почитавшегося
римлянами священным, он никогда не угасал. При нем был дом служительниц Весты -
весталок.
Целый день на Форуме кипела жизнь. Здесь торговали, здесь проходили бесконечные
суды, здесь же прямо в портиках учили детей. На Форуме сражались политические
партии и решалась судьба Римской империи, здесь выступали ораторы и собирались
граждане для выборов должностных лиц. Здесь же толклись праздные бездельники и
любители городских слухов. Сюда направлялись триумфаторы-полководцы, везя в
торжественных процессиях захваченные в войнах сокровища, трофеи, рабов. Здесь же
на всеобщее обозрение выставлялись шедевры эллинов, привезенные из Греции.
Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных римских
граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики римский Форум был
торговым и политическим центром Рима. Но затем, когда город разросся, площадь,
заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлетворять столицу
Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры - цепь
новых форумов, называемых императорскими. Здесь не было того хаоса, который
царил на римском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.
Юлий Цезарь еще в I веке до н.э первый построил новую площадь в виде
прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глубине храмом - форум Цезаря.
Вслед за ним в начале I века новый

104


100 ЧУДЕС СВЕТА
форум построил Август, после него в конце I века - Веспасиан, потом Нерва и,
наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян.
Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой
и роскошный форум Рима. О форуме Тра-яна говорили, что это единственное
сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. А
сами римляне в восхищении о нем говорили так: "Форум не может быть описан, и
ничто подобное смертный не может больше создать".
Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году.
В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из
огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора.
Три ее пролета - это вход на площадь: средний - просто гигантский, два боковых -
поменьше. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались
просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было
только первое впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном
порядке, направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что
середина выше, чем края.
В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась конная статуя,
сделанная из позолоченной бронзы, но выглядевшая как отлитая из огромного куска
золота. Лицо Траяна сурово, но милостиво. Художник подчеркнуто мягко воспроизвел
теряющие упругость щеки, губы, округлый подбородок. Но зато предельно резко
очертил большие внимательные глаза, запавшие под нависающим лбом. Такой контраст
создавал ощущение напряженной работы мысли: Траян в одно и то же время изображен
и божеством, и человеком, причем человеком сухим, расчетливым и практичным.
Аполлодор построил композицию форума так, что скульптура кажется не элементом
площади, а наоборот, площадь - это ковер, расстеленный для позолоченного
монумента. Здесь всегда было благоговейно, малолюдно, ибо трудно себя
чувствовать спокойно и уверенно вблизи надменного позолоченного гиганта. Фоном
статуи служила стена, похожая на ограду, и ничто не говорило, что за ней
продолжение площади - самый большой зал Рима с мес"Вечный
город"

105


г.....
тами для судей и галереями, где совершаются торговые сделки. А между тем это
знаменитейшее здание - базилика Ульпия (Уль-пий - второе имя императора Траяна).
В Риме немало базилик, многие были роскошно украшены трофеями, привезенными из
военных походов, но базилика Ульпия была самой роскошной Она славилась красотой
своих бронзовых оконных переплетов, обрамлявших пластины полупрозрачного стекла.
Таких окон не было еще ни в одном здании Рима. Когда-то для потолков гигантского
зала базилики Ульпия привезли самые высокие кедры из ливанских гор, но все это
погибло при пожаре. Также как и золоченая бронзовая кровля базилики, украшенная
несметным количеством великолепных статуй.
Аполлодор растянул базилику поперек форума, а за ней на одной линии с аркой и
статуей он воздвиг еще один памятник Тра-яну - триумфальную колонну. Высота ее -
38 метров - напоминает о 38-метровом холме, срытом для постройки форума. Колонна
стоит там, где некогда была вершина холма. По существу колонной называется башня
с винтовой лестницей. Ее венчает фигура императора в полный рост, тоже бронзовая
и тоже позолоченная.
Колонна, словно спиральной лентой, снизу доверху обвита мраморным полотнищем
одного из

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.