Жанр: Философия
История философии: запад, Россия, восток 1.
История философии: Запад - Россия - Восток.
кн. 1: Философия древности и средневековья.
уч. под ред. Н.В. Мотрошиловой.
изд. 2.
М., 1996.
448 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ЗАПАД
Вводная глава (Ю.А. Шичалин). Проблема изложения,
хронологические рамки и периодизация античной философии
1. Проблема изложения античной философии:
концептуальный и исторический подходы 16
2. Источниковедческие и общекультурные барьеры 18
3. Хронологические рамки 19
4. Периодизация античной философии 24
Раздел II. Ранняя античная философская мысль:
ее возникновение, становление, развитие (Н.В. Мотрошилова)
Мифология и пред-философия 31
Преднаука и любовь к мудрости 34
1. Первоначало
Возникновение и эволюция идеи первоначала
(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 42
"Беспредельное" ["апейрон"] в философии Анаксимандра 45
У истоков диалектики 49
в западной философии
1. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости 52
Мудрец и толпа 54
Новое в понимании первоначала (идея огня) 57
Идея логоса 59
Диалектика в философии Гераклита 61
2. Элейская школа. Идея и парадоксы бытия
Феномен Ксенофана. 66
Рождение идеи бытия (Парменид) 69
Зенон Элейский: апории в свете проблемы бытия 74
Парадоксы бытия 76
Жизненный путь Демокрита 78
Демокрит о человеке, его жизни и ценностях 80
У истоков атомистических идей
Атом как первоначало 84
Атомы и пустота 86
Судьба древнегреческого атомизма и философский взгляд Эпикура 88
Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура 89
Боги, человек, нравственное поведение, счастье 91
Раздел III. Три этапа исторического развития античной философии
(Ю.А. Шичалин)
Введение 96
1. Начало античной философии 97
Мудрецы и ученые 97
Пифагорейская философия 101
Ксенофан, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Зенон 105
2. Расширение философской проблематики, дисциплинарное
членение и техническое оснащение философии 108
Софисты 108
Сократ и сократики 110
3. Обретение полноты "пребывания" античной философии
в платоновской Академии
Платон: литературное творчество 90-60-х годов 111
Проблема философского метода и критерия знания 114
Академия при Аристотеле 117
4. Интеллектуальный кругозор античной философии на этапе пребывания 121
1. Философские школы в IV - III вв. до н.э.
Аристотель и перипатетики 124
Древняя Академия 128
Стоики 131
Эпикурейцы 135
2. Стоики и академики во II - I вв. до н.э. 138
3. Пифагорейцы 140
1. Эпикурейцы, стоики, Вторая софистика 146
2. Толкователи Аристотеля 147
3. Платоники до Плотина
Пифагореизм и антиаристотелизм 148
Оснащение школьного платонизма учебными пособиями 150
Комментарии к диалогам Платона 152
Популярный платонизм и постепенная сакрализация образа Платона 153
4. Некоторые результаты развития платонизма к началу III в. н.э. 154
5. Плотин 155
6. Амелий и Порфирий 164
7. Ямвлих 166
8. Ученики Ямвлиха, Пергамская школа, император Юлиан 169
9. Афинская школа платонизма 170
Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники 171
Дамаский 174
10. Александрийская школа 179
Заключение 183
Раздел IV. Основные понятия и проблемы античной философии (Д.В. Никулин)
Введение 185
1. Бытие и становление. Знание о бытии и истине 187
2. Цель. Благо. Благо и космос 189
3. Сущность 192
4. Единое и многое .194
5. Предел и беспредельное 196
6. Деятельность-действительность и возможность-способность 198
7. Число как сущее 201
Единица и двоица 202
Мера. Математическое и идеальное число 205
Число и величина 206
8. Разум. Структура познавательных способностей 207
9. Воображение и промежуточные сущности 211
10. Созерцание. Теория и праксис 213
11. Природа, искусство и техника 216
12. Иерархия наук 217
13. Космос и движение 221
14. Материя 223
Двойственность в материи 226
Литература. 229
Часть II. История средневековой философии 233
Раздел I. Патристика (А.А. Столяров)
1. Апостольские отцы, апологетика и христианский гностицизм II в 240
2. Философская теология III в. 244
Литература. 263
Раздел II. Схоластическая философия (В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов)
Введение
1. Социокультурный контекст развития средневековой философии 265
2. Предмет религиозной философии . 270
Мир религиозного опыта 271
Трудности рационального выражения духовного опыта 275
1. Отказ от рационального познания (монашеско-мистическая традиция) 278
2. Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума
Отношение церкви к рациональному познанию 281
Философия - служанка богословия 282
Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия 283
1. Общая характеристика христианского символизма 286
2. Философский символизм 289
1. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме 292
2. Теологические предпосылки схоластического рационализма 294
3. Идеологические и социокультурные следствия доктрины
схоластического рационализма 297
1. Понятие схоластического метода 300
2. Схоластика и идеал знания 301
3. Логика как основа онтологии
Логические принципы выделения первоэлементов бытия 302
Логическая (смысловая) структура вещи. Понятие субстанции 305
Учение о родах и видах 307
4. Основание единства субстанции 311
5. Проблема индивидуализации 313
6. Понятие бытия и проблема сущности и существования 316
7. Проблема универсалий 320
1. Раннее средневековье (VI - X вв.) 325
2. Ренессанс XII в 330
философии
1. Боэций - "учитель средневековья" 334
2. Иоанн Скот Эриугена . 336
3. Ансельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога 338
4. Спор о природе универсалий 339
5. Усвоение аристотелизма в схоластике 342
6. Бонавентура. Мистический путь познания 343
7. философия Фомы Аквинского 345
8. Концептуализм Дунса Скота 348
9. Номинализм Оккама 350
Литература 351
ВОСТОК
Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама (М.Т. Степанянц)
Введение 354
1. Многовариантность индийской онтологии 361
2. Китайская парадигма мироустроения 366
3. Мусульманская концепция творения мира 369
1. Человек как манифестация атмана 375
2. Человек в мире "тьмы вещей" 380
3. Добродетельный человек добродетельного города 385
1. Индийская реалистическая и идеалистическая эпистемология 395
2. Китайская модель рефлексии 397
3. Вера и знание в мусульманской культуре 400
Литература 412
РОССИЯ
История русской философской мысли (М.Н. Громов)
Введение 416
1. Созидание основ 418
Языческая и христианская модели бытия 418
Необходимость новой методологии исследования 419
Представления о философии и средневековой Руси 420
София Премудрость Божия 421
Классификация письменных источников 422
Оценка состояния философского знания на Руси 423
2. Москва - Третий Рим 424
Древнерусский панэтизм 424
Эволюция отечественного самосознания 428
Смысл протоимперской доктрины 430
Идеал Святой Руси 431
Нестяжательство и иосифлянство 433
Смутное время 436
Грекофилы и латинофилы 438
Классификация знания Юрия Крижанича 440
Славяно-греко-латинская академия 445
Литература 448
ВВЕДЕНИЕ
В основу учебника "История философии: Запад-Россия-Восток",
первую книгу которого, посвященную античности и средневековью,
читатель держит в руках, положены некоторые центральные принципы-понятия,
связанные с теорией и методологией философии, историко-философских
исследований, а также и с личностными установками
авторов, их отношением к происходящим в современном мире социально-историческим
и цивилизационно-культурным процессам. В работе
приняты в расчет и неустранимые противоречия-антиномии, с
напряженным взаимодействием полюсов которых приходится иметь
дело при исследовании и изучении истории философии.
Чтобы облегчить читателю изучение истории мысли и понимание
того, как именно история философии представлена в данном учебнике,
в данном введении будет сделана попытка кратко прояснить
упомянутые принципы, общие понятия, антиномии историко-философского
размышления, их связь с уже существующими историко-философскими
концепциями, а вместе с тем охарактеризовать то особенное,
что отличает наши подходы и, соответственно, предлагаемый учебник
от других книг большого массива зарубежной и отечественной историкофилософской
учебной литературы.
Эти разъяснения целесообразно начать с самого понятия "история
философии". Необходимо различать: 1) историю философии как объективный
исторический процесс развития философии и 2) историю
философии как особую философскую дисциплину, имеющую своим
предметом данный процесс. К сожалению, применяемый в русском
языке в обоих случаях термин "история философии" скрадывает это
различие. В других языках это различение возможно уже на терминологическом
уровне. Так, современные немецкие авторы предлагают
оставить традиционный термин немецкого философского лексикона
"Geschichte der Philosophic" для обозначения процесса, а менее
привычный термин "Philosophiehistorie" применять для обозначения
истории философии как дисциплины (В.Хесле). В этом учебнике на
первый план выдвинута история философии в первом смысле - как
преемственный объективный процесс развития философии от ее
рождения до наших дней. Одновременно речь иногда идет об "исторической
саморефлексии философии", т.е. об истории философии во
втором смысле - как специальном разделе или особой дисциплине
единого философского знания.
Основные принципы применяемых здесь подходов к истории философии
как к объективному историческому развитию философии (в
кратком изложении) таковы.
1. История философии понимается и рассматривается как важнейшая
интегральная часть цивилизационного развития, духовной
жизни, культуры человечества. Отсюда следует, что изучение истории
философской мысли только тогда будет полным и плодотворным,
когда постоянно будет приниматься во внимание контекст совокупного
процесса развития человечества, становления и совершенствования
духа, культуры, в том числе норм и ценностей человеческой жизни.
Разумеется, рассказать именно о социо-культурном контексте философии
и ее взаимодействии с этим контекстом в каждом из разделов
можно было лишь очень бегло. Но существовала возможность - а
одновременно и необходимость - высветить этот контекст как уже
запечатлевшийся в "тексте" и текстах философии. История философии
вырастает на почве жизнедеятельности человечества и на фундаменте
цивилизации и культуры, поскольку она своеобразно "впитывает" в
себя влияние контекста и сама воздействует на него. А это значит, что
глубокое самостоятельное постижение истории философской мысли
для немалого числа людей было и остается важнейшей стороной духовно-нравственного
формирования личности, надежным источником
обогащения ума и души и, наконец, поистине эстетического удовольствия
от приобщения к великим бессмертным мыслям, идеям, интеллектуальным
задачам и загадкам.
Единство истории философии как процесса развития духа с историей
развития общества, культуры существует в многоразличных формах.
Это прежде всего масштабная по своим итогам включенность
философии в осмысление судеб человечества в связи с крупными
эпохами и региональными образованиями цивилизации, а также с
человеческой цивилизацией в целом. Правда, слово "цивилизация"
вошло в обиход философии и культуры сравнительно поздно. Проблемы
специфики человеческого бытия как бытия человеческой цивилизации
и сущности человека как особого существа, в деятельности которого
соединены начала природы и цивилизованности, культуры, обсуждались
в философии с древнейших времен. Западная и восточная цивилизации
- эти особые целостные исторические формообразования,
объединявшие способы практической жизнедеятельности, нормы и
принципы духа, - уже в отдаленные времена, когда они совсем или
почти не взаимодействовали друг с другом, породили наделенные неповторимыми
чертами типы культуры и как их сторону и часть формы
философствования. Осветить их именно в неповторимом историческом
и регионально-цивилизационном своеобразии - такую задачу ставили
перед собой авторы учебника. Первая его книга посвящена генезису
и дальнейшему развитию прежде всего двух главнейших форм первоначального,
самого древнего из известных сегодня форм философствования,
западного и восточного.
2. В данном учебнике постоянно идет речь о внутреннем противоречии,
неснимаемой антиномии историко-философского процесса -
напряженном противоречии между неповторимым своеобразием продуктов
этого процесса, его конкретно-исторических, региональных,
национальных, личностно-индивидуальных форм и его неуклонным
превращением в преемственный процесс взаимодействия различных
традиций, вместе представляющих единство мировой философии.
Исследование и изложение истории философии в данном учебнике
в разных отношениях учитывает оба полюса антиномии, их противостояние
и единство. Авторы прежде всего исходили из того, что современный
учебник по истории философии непременно должен включать
в себя философии Запада, Востока, России. Читателю наших дней
наверняка будет близка и понятна эта установка. Но в том-то и дело,
что в учебниках по истории философии (если они не многотомные)
философия Запада редко рассматривается вместе с философией Востока.
Что до философии России, то в имеющихся учебниках (если это
не специальные пособия по русской философии) она почти всегда отсутствует,
как бы "выпадая" из историко-философского процесса.
Мы хотели не на словах, а на деле преодолеть "европоцентризм",
а точнее, прямолинейный "западоцентризм" - методологический порок,
так свойственный зарубежным, а подчас и нашим учебникам и
пособиям по истории философии, уделив наиболее значительным восточным
философским учениям и великим фигурам восточной мысли
достойное их внимание. Русская философская мысль тоже появляется
уже в первой книге - вопреки тому ранее распространенному, в том
числе и у нас, взгляду, что о философствовании на древней Руси
говорить вообще не приходится в силу отсутствия такового. Между
тем первоначальное философствование, своеобразно вплетенное в
духовную жизнь, религиозную и светскую культуру, на Руси существовало,
и потому оно не могло быть оставлено вне рассмотрения.
"Вычитываемое" по оставшимся памятникам философствование в старой
Руси появилось значительно позже, чем в древних Индии, Китае,
Греции. В книге эти более поздние, но древнейшие из известных форм
философствования на Руси тоже берутся в их своеобразии, определяемом
положением нашего отечества между Востоком и Западом,
т.е. между восточной и центрально-западноевропейской разновидностями
мировой цивилизации. Правда, соответственно сравнительно
небольшому весу начальных типов философствования россиян в мировой
философской культуре представлялось оправданным отвести
им более скромное место, чем уже тогда более развитым, дифференцированным
формам древней и средневековой философии Востока и
Западной Европы. Куда масштабнее русская философия будет представлена
в других книгах учебника, в разделах, посвященных XVIII,
XIX и XX векам - периодам, когда мысль нашей страны постепенно
набирала качество и темп и, не утрачивая специфики, приобретала все
более важное, хотя еще не полностью оцененное мировое значение.
Для развития только что сформулированных принципов своеобразия
и единства историко-философского процесса авторы учебника стремились
сочетать два подхода, объединение которых - дело весьма
трудное, но совершенно необходимое. С одной стороны, мы стремились
осмыслить и представить философские идеи каждого исторического
периода, региона, каждой страны, каждого направления и мыслителя
в их специфике, уникальности, неповторимости. Мы сознательно шли
на то, чтобы формы и стилевые особенности нашего анализа философствования
в разные эпохи и в разных регионах - например, у
древних индусов, китайцев, греков, у мыслителей европейского и русского
средневековья, у философов Запада "классической" эпохи Нового
времени и "неклассического" XX в. - различались соответственно
отличиям друг от друга самих этих типов философии. С другой
стороны, в учебнике учитывались все сколько-нибудь значительные
влияния и взаимовлияния, взаимодействия традиций, учений, идей.
Принимались в расчет единство внутренней логики историко-философского
процесса, сходство проблематики, стержневое значение "вечных"
вопросов, поднимаемых философами, непрерывный поиск ответа на
них на всех "материках" и во все времена философствования.
3. Другая проблемная трудность состояла в следующем. Мы опирались
на современные исследовательские достижения истории философии
как относительно самостоятельной и почти столь же древней,
как философия, дисциплины, учитывались новейшие дискуссии и сочинения
историков восточной, западной, русской философии. Одним
словом, не покидая почвы научного исследования, мы одновременно
считались с жанром учебника, причем такого, объем которого (по
меркам, у нас сложившимся) немал, хотя и несопоставим с обширностью
и многоплановостью материала. Надо было также иметь в
виду, что к учебнику обратятся не только и даже не столько будущие
философы, сколько те из студентов, аспирантов, из самостоятельно
изучающих историю философии, для кого философия не стала профилирующим
предметом. Конечно, это подразумевало доступность,
популярность изложения, разъяснение понятий, сосредоточение на самом
важном и ярком из того богатства, что накопила философия.
Вместе с тем, хотелось бы сделать оговорку: сколь бы ни стремились
мы, авторы, к популярности изложения, философия и ее постижение -
дело весьма трудное, требующее от тех, кто ее изучает, самоотдачи,
желания вникнуть в ее необычную для других дисциплин внутреннюю
логику, в какой-то мере освоить сложный категориальный язык философии,
попытаться мыслить, говорить, спорить на этом языке. Некоторая
популяризация, к которой авторы стремились, не должна была,
согласно их убеждениям, перерастать в упрощенчество. Мы советовались
о том, каков уровень знаний и интеллектуального развития наших
возможных читателей, и на основе опыта преподавания нефилософам
пришли к согласию, что уровень этот в основном достаточно высок.
4. В соответствии с природой философии, уникальностью ее достижений
внимание в учебнике сосредоточено на главных проблемах,
направлениях и школах, на поистине великих или выдающихся фигурах
мировой философской мысли. За недостатком места не станем
обсуждать критерии выделения из необозримого горного массива, сформировавшегося
за тысячелетия развития философии, самых значительных,
самых заметных ее вершин. Удовлетворимся тем, что они, эти
вершины, уже возвысились и что они имеют свои обозначения и громкие
имена, что культура уже признала их в качестве высочайших точек
своего развития. Однако для полноты историко-философских анализа
и информации в учебнике иногда вводятся в круг рассмотрения второстепенные
и третьестепенные фигуры, что, кстати, означает, что и они
внесли в историю философии оригинальный вклад. Но было бы по
меньшей мере неразумно ожидать и требовать, чтобы в учебнике ограниченного
объема оказались представленными все регионы и страны, все
средние и мелкие фигуры. Если бы мы пошли по этому пути, пришлось
бы делать не учебник, а словарь, в котором требуется написать обо
всем понемногу. Мы же предпочли сосредоточиться на главном, самом
значительном и стремились осветить это главное более основательно.
Рассмотрение важнейших феноменов истории философской мысли
как процесса ведется в данном учебнике так, что внимание уделено и
главным проблемам философии соответствующих региона и периода,
и основным направлениям, школам, течениям, и центральным категориям,
понятиям, и великим выдающимся личностям, в творчестве
которых история философии как раз и воплощается вполне реально и
конкретно. Путь анализа в каждой из крупных частей и каждом из
разделов был избран такой: сначала давалась краткая характеристика
хода истории, хронологических рамок, социально-исторического и культурного
контекста возникновения и развития соответствующего формообразования
философии; затем анализировались главные проблемы,
вплетенные в анализ мира природы, человека, общества, культуры,
самой философии. При этом изменения в понимании природы и
функций философии иногда выдвигались на первый план, ибо без
этого нельзя было понять специфику подхода к онтологическим, т.е.
относящимся к миру, бытию, гносеологическим, т.е. относящимся к
познанию, сознанию и знанию, антропологическим, т.е. относящимся
к человеку, этическим, эстетическим, социально-философским и
другим проблемам обширного философского проблемного комплекса.
Одновременно прояснялись основные категории философии; фиксировались
и анализировались - во взаимодействии и дискуссиях -
главные течения, школы философии. В ходе всего этого осмысления
специально рассматривались жизнь, деяния, идеи и концепции великих
и выдающихся мыслителей и давалась характеристика тех их
сочинений, которые и поныне сохраняют свое нетленное значение для
философии и всей культуры. Делалось это по-разному в тех или иных
разделах: иногда личностные аспекты вторгались в проблемное изложение;
в других случаях они приобретали вид самостоятельных экскурсов.
Во второй книге наиболее значительным мыслителям отведены
самостоятельные главы. Главное же: в данном учебнике была сделана
попытка соединить историко-эпохальный, проблемно-содержательный,
категориально-понятийный, личностный и жанровый подходы к
анализу философской мысли, что далеко не всегда имеет место в учебниках
(особенно в учебниках ограниченного объема).
Еще один основополагающий принцип нашего подхода тоже может
быть изображен в виде антиномий истории философии как особой
дисциплины. С одной стороны, мы стремились сохранить верность
исторической правде, прибегать к языку фактов, текстов, документов,
многократно верифицированных историко-философской традицией.
С другой стороны, мы понимали, что История философии как
историческая саморефлексия философии всегда есть лишь интерпретация
историко-философского процесса. Поэтому методы анализа
документов, фактов, событий, изучение историографии вопроса, сопоставления
оценок и суждений нужно было дополнить методами герменевтики,
т.е. истолкования - в данном случае историко-философской
герменевтики, где, кстати. Текст как послание истории имеет центральное,
исходное значение. Иногда герменевтические трудности как сугубо
специальные оставались за кадром учебника, но в наиболее важных
случаях мы считали нужным ввести читателя в "поле герменевтического
выбора", представляя ему для самостоятельной оценки главные, подчас
конкурирующие подходы и точки зрения.
Естественно, что интерпретации, предлагаемые теми или иными
авторами данного учебника даже в отношении одного и того же материала,
не всегда совпадали. Как следовало поступить в данном случае?
Обычный для учебника подход - сгладить или вообще элиминировать
различия, по возможности "освободить" от них читателя. Мы
и здесь решили пойти нетрадиционным путем, сочтя необходимым не
только не скрывать несовпадения позиций, но объективировать их для
читателей, тем более в случаях, когда различия наших подходов выражали
довольно принципиальные расхождения и споры, существующие
в мировой литературе.
Так, в разделе, посвященном античной философии, представлены
две точки зрения. Согласно одной, более "традиционной" (опирающейся
на античную историю философии, доксографию, большой массив
антиковедческих исследований современности), изложение истории философии
европейского региона следует начинать с ранней философии
(скажем даже: пред- или первофилософии), т.е. с ионийской философии,
затем освещая философский путь и вклад таких мыслителей,
как Парменид и другие элейцы, Гераклит, Демокрит, Эпикур (разумеется,
сообразуясь во всех этих случаях с современным пониманием
античной доксографической традиции и с сомнениями, которые она
вызывает). Согласно другому подходу, целесообразно вести рассказ о
древнегреческой философии начиная с того момента, когда она осознает
себя как таковую, в частности, когда появляется сам термин "философия"
и когда институционализируется первая философская школа,
т.е. начинать с Пифагора и пифагорейцев. Второй подход в учебнике
представлен в разделах 1 и III, написанных Ю.А. Шичалиным, первый
подход - в главах раздела II, написанных Н.В. Мотрошиловой. Первый
подход имеет целью не дать состояться "отсечению" ранней традиции
древнегреческих мудрецов и ученых от историко-философского
процесса; второй исходит из того, что философия в собственном смысле
слова развилась не из протонаучных натурфилософских рассуждений
ионийцев, а как сознательная оппозиция к их "рационализму",
проявивш
...Закладка в соц.сетях