Жанр: Философия
Философия как строгая наука. Логические исследования. другие раб
...олся на
два мира: природу и душу, последняя, правда, в своей соотнесенности
с природой не была самостоятельным миром. Греки оставили и исследования,
и теории о телах, но не замкнутом физическом мире, ставшем
темой естествознания. У них были и исследования о человеческой и животной
душе, но не было психологии в смысле психологии нового времени,
которая, имея перед собой универсальную природу и естествознание,
могла притязать на такую же универсальность и на соответствующее
замкнутое поле исследования.
Расколотость и смысловые метаморфозы мира были интеллектуальным
результатом парадигмальности естественнонаучного метода,
действительно неизбежного с начала нового времени, или другими словами,
естественнонаучной рациональности. В идее математизации природы,
понятой именно как идея и задача, заключено то, что сосуществование
бесконечной совокупности тел в пространстве и времени должно
рассматриваться само по себе как единая, математически рационально
упорядоченная вселенная, а также то, что естествознание, будучи
индуктивным, может лишь индуктивно подходить к математическим
взаимоотношениям самим по себе. В любом случае естествознание, индуцируемое
как математическая наука и руководимое чистой математикой,
само становится наукой в высшей степени рациональной. Не должно
ли естествознание стать образцом для всего подлинного знания? Не
должна ли любая настоящая наука о природе следовать образцу естествознания
, или, лучше сказать, чистой математики, поскольку возможно,
что и в иных сферах познания способность к аподиктической очевидности
аксиом и дедукций может быть "врожденной"? Неудивительно,
95
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
что уже у Декарта мы встречаем идею универсальной математики. Конечно,
здесь большое влияние оказали теоретические и практические достижения
Галилея. Мир и философия коррелятивно обрели совершенно
новый облик. Мир должен быть сам по себе рациональным, в том новом
смысле рациональности, которая была принята в математике и соответственно
в математизируемой природе. Поэтому философия - универсальная
наука о мире должна быть построена как единая и рациональная
теория "more geometrico".
§ II. ДУАЛИЗМ КАК ОСНОВА НЕПОСТИЖИМОСТИ ПРОБЛЕМ
РАЗУМА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НАУК, КАК
ОСНОВАНИЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Конечно, если считать чем-то само собой разумеющимся, как полагают
в данной исторической ситуации, что существующий сам по себе
физический мир есть естественнонаучная рациональная природа, то
мир-сам-по-себе должен стать собственно расколотым миром в какомто
ранее неизвестном смысле, расколотым на природу саму-по-себе и на
бытие; совершенно отличающееся - психику. Это влечет за собой ряд
трудностей уже при осмыслении идеи Бога, значимой для религии и отнюдь
не исчезнувшей. Не была ли идея Бога необходима как принцип рациональности?
Не предполагает ли рациональное бытие, понятое прежде
всего как природа, для того чтобы быть мыслимым, рациональные теории
и творящую их субъективность? Итак, не предполагает ли природа
и вообще мир сам-по-себе Бога как абсолютно сущий разум? Не является
ли психическое бытие,понятое лишь как для себя сущая субъективность,
чем-то более предпочтительным по сравнению с бытием самим-по-себе?
Независимо от того, божественная или человеческая, но все же это -
субъективность.
Отделение психического невиданно увеличило трудности особенно
там, где ставились проблемы разума. Впервые это явно обнаружилось
позднее, когда эти проблемы стали центральными для философии в
грандиозном исследовании человеческого разума, в трех "Критиках"
Канта. Но мощь рационалистической мотивации еще не была разрушена
и всестороннее приложение рационалистической философии повсюду
пользовалось полным доверием. Не вполне результативные, но все же,
несомненно, ценные знания, даже если они "еще не" соответствовали
идеалу, можно интерпретировать как подготовительные ступени. Ео ipso
(тем самым) формирование любой специальной науки руководствовалось
идеей или рациональной теорией, соответствующей какой-то области
или же рациональной самой-по-себе. Превращение философии в
особую науку имело глубокий смысл, возникший исключительно благодаря
установке нового времени. Специализация античных исследователей
не могла привести к возникновению специальных наук в нашем смысле
слова. У Галилея естествознание берет свое начало не в специализа96
КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК...
ции. С другой стороны, возникшие позднее новые науки становились
специальными благодаря идее рациональной философии, давшей импульс
новому естествознанию, его невиданному прогрессу и овладению
новыми областями- рационально замкнутыми, обособленными сферами
внутри рациональной целостности универсума.
Конечно, с самого начала в качестве первого принципа новой психологии
была положена картезианская идея рациональной философии
и современником Декарта - Гоббсом прокламировалось противопоставление
природы и духа. Как мы уже показали, эта психология была чужда
по своему стилю психологии предшествующей эпохи, поскольку мыслилась
как психофизическая антропология в рационалистическом духе.
Не следует исходить из обычного противопоставления эмпиризма
и рационализма. Натурализм Гоббса стремился стать физикализмом и,
как всякий физикализм, принимал в качестве образца физикалистскую
рациональность^.
Это же характерно и для друтихнаукнового времени,например,для
биологических наук и т. д. Дуалистический раскол - результат физикалистской
концепции природы - оказал влияние и на процесс их формирования
как расколотых дисциплин. Биофизические дисциплины, которым
присуща односторонняя установка на нечто телесное, прежде всего
должны были давать описание конкретных тел, чувственно их расчленять
и классифицировать, но физикалистский взгляд на природу считал
чем-то само собой разумеющимся то, что в своем дальнейшем развитии
физика даст окончательное физикалистско-рационалистическое "объяснение"
всем этим конкретным телам. Так был достигнут расцвет 6иофизико-дескриптивных
наук, особенно вследствие успехов в применении
физических знаний, что осуществлялось благодаря использованию
естественнонаучного, физикалистски интерпретируемого метода.
С другой стороны, если душа есть то,что остается после исключения
из замкнутой сферы природы организмов животных и человека, то начатое
Гоббсом превращение физикалистского понимания природы и естественнонаучного
метода в образец находит свое отражение и в понятиях;
душе в принципе приписывается тот же способ бытия, что и природе,
и психология, подобно биофизике, осуществляет аналогичное теоретическое
восхождение от описания к окончательному теоретическому
"объяснению". Но все же это не было присуще картезианскому учению
о телесной и душевной субстанциях, различающихся своими атрибутами.
Эта натурализация психического в новое время осуществлена
Джоном Локком и сохраняется в наши дни. Примечателен в рассуждениях
Аокка образ души как чистого листа - tabula rasa, на который записываются
и с которого затем стираются какие-то данные. Может
быть, это достигается как-то иначе, но такими же физическими процес1
Когда я здесь весьма часто использую термин "физикализм", то употребляю его исключительно
во всеобщем смысле, понятном в ходе наших исследований, а именно в смысле
философских заблуждений, которые проистекают из. неверного истолкования истинного
смысла физики нового времени. Здесь это слово отнюдь не имеет в виду "физикалистское
движение" ("Венский кружок", "логический эмпиризм").
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
сами, как и в природе. Конечно, новый вариант физикалистки ориентированного
натурализма у Локка еще не превратился в последовательный,
т.е. до конца продуманный позитивистский сенсуализм. Но вскоре
он начинает оказывать влияние, причем роковое влияние, на весь ход исторического
развития философии. Новая психология с самого начала не
была пустой болтовней, а нашла свое яркое выражение в грандиозных
трудах и программе прочного обоснования универсальной науки.
Кажется, что всем наукам нового времени, движимым одним и тем
же духом, удалось достичь вершин метафизики. Там, где физикалистский
рационализм не был реализован всерьез, как, например, в метафизике,
там прибегали к неясным послаблениям и использовали измененные
схоластические понятия. Чаще всего фундаментальный смысл новой
рациональности не уточнялся, хотя и мыслился как источник этого движения.
Его экспликация была компонентом мыслительной работы философов
от Лейбница до Вольфа. Классическим примером того, как натуралистический
рационализм нового времени пытался создать систематическую
философию - метафизику, науку о высших предельных вопросах,
о разуме и вместе с тем о фактах - по геометрическому образцу
("ordine geometrico") была этика Спинозы.
Конечно, необходимо правильно понять философию Спинозы в ее
историческом смысле. Было бы совершенно неверно интерпретировать
философию Спинозы лишь на основании его весьма очевидного "геометрического"
метода демонстрации.Будучи в начале картезианцем,он был
убежден в том, что не только природа, но и вообще целостность бытия
должна быть единой рациональной системой. Это изначально считалось
чем-то само собой разумеющимся. В целостной системе должна содержаться
математическая система природы - будучи частью системы, она
не может быть самостоятельной. Итак, нельзя отдавать ее физикам, так
как физика не является действительно полной системой, с одной стороны,
а с другой стороны,- на психологическом полюсе этого дуализма существуют
психологи-специалисты, пытающиеся создать собственную
рациональную систему. В качестве темы теоретических размышлений в
эту единую, рациональную, целостную систему должен быть включен
Бог - абсолютная субстанция. Спиноза поставил задачу - раскрыть постулируемую
рациональную, целостную систему и прежде всего условия
мыслимости ее как единой и затем реализовать в систематической форме
в действительных построениях. Тем самым на деле была доказана действительная
мыслимость рационального универсума бытия (Seinsalles).
До этого мыслимость была лишь постулатом, несмотря на очевидность
установки на парадигмальность естествознания, постулатом, который
нельзя было ясно понять из-за дуализма фундаментально различных
субстанций, подчиненных абсолютной и подлинной субстанции. Конечно,
у Спинозы речь идет только о системно всеобщем; его "Этика" - это
первая универсальная онтология. Он полагал, что с ее помощью можно
раскрыть подлинно системный смысл современного ему естествознания
и психологии, параллельно создававшейся аналогичным же образом, без
чего эти две области были бы обречены оставаться непонятными.
КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК...
§ 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИКАЛИСТСКОГО
РАЦИОНАЛИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия, начиная с античности стремилась быть "наукой", универсальным
знанием универсума сущего, не смутным и релятивным обыденным
знанием - до^а, а рациональным знанием - eniOTrf/u.r]. Но истинная
идея рациональности и в связи с этим истинная идея универсальной
науки не была достижима в античной философии - таково убеждение
основателей рационализма нового времени. Впервые новый идеал
стал возможен, когда в качестве образца была взята новая математика
и естествознание. Он быстро показалсвои возможности. Чем иным была
новая идея универсальной науки, мыслимой идеально совершенной, как
не идеей всезнания (Allwissenheit)? Такова действительная, хотя и реализуемая
в бесконечности цель философов, а не отдельных исследователей
и не их временного сообщества, цель, реализуемая в бесконечной
смене поколений и проводимых ими систематических исследованиях.
Если мир существует сам по себе, то этим предполагается, что можно
аподиктически понять рациональное систематическое единство, в котором
должно быть рационально обусловлено все, вплоть до последнего
компонента. Необходимо постичь системную форму мира (его универсальную
структуру), которая заранее принимается нами уже готовой и
известной, поскольку в любом случае является чисто математической.
Это означает, что мир детерминирован только в своей особенности, что,
к сожалению, возможно только на индуктивном пути. Таков, конечно,
бесконечный путь к всезнанию. Итак, обычно многие пребывают в счастливой
убежденности в том, что путь познания - это путь от ближнего
к дальнему, от более или менее известного к неизвестному, путь расширения
знаний с помощью непогрешимого метода, где все сущее действительно
должно быть познано в своем полном "самом-по-себе-бытии",
т. е. в бесконечном прогрессе познания. К этому же относится и прогресс
в приближении чувственно данного жизненного мира к математическому
идеалу, а именно в усовершенствовании всегда сугубо приблизительной
процедуры, заключающейся в "подведении" эмпирических данных
под понятие идеала, что достигается с помощью разработанной методики,
более точных измерений, усиления мощи измерительных инструментов
и т. д.
Вместе с ростом и постоянным совершенствованием власти познания
над Вселенной человек обретает все большее, бесконечно растущее
господство над окружающим его практическим миром. Оно включает и
господство над реальной средой, окружающей человечество, и власть
над самим собой и над другими людьми, и все возрастающую власть над
своей судьбой, и достижение максимально полного, рационально мыслимого
для людей "счастья". Ведь человек в состоянии постичь истинность
ценностей ^благ саму-по-себе. Все, что лежит в горизонте этого
рационализма, предстает его следствиями, которые ему очевидны. Итак,
человек действительно уподобляется Богу. Аналогично тому, как математик
говорит о бесконечно удаленной точке, прямой и т. д., можно ска99
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
зать: "Бог - это человек, перенесенный 6 бесконечную даль". Вместе с математизацией
мира и самой философии философ в какой-то степени математически
идеализирует и самого себя, и одновременно - Бога.
Несомненно, новые идеалы универсальности и рациональности знания
привели к невиданному прогрессу тех областей, где они возникли,-
- математики и физики. Можно предположить, что эти идеалы, как показано
ранее, были верно осознаны и сохранились при всех смысловых
изменениях. Существует ли в мировой истории предмет, более достойный
для философского восхищения, чем открытие множественности
бесконечных Вселенных истин (Wahrheits-Allheiten), достижимых либо
в бесконечном прогрессе (например, чистой математики), либо аппроксимативным
образом (например, в индуктивной науке)? И не есть ли чудо
все то, что создано и продолжает создаваться творчеством? Если чудом
является теоретическо-техническая деятельность, то не меньшим чудом
является научная деятельность, заключающаяся в изменении смысла.
Можно иначе поставить вопрос: сколь далеко может распространяться
парадигмальность этих наук и достаточны ли те философские размышления,
которым мы обязаны новыми концепциями мира и мировой науки?
Не случайно уже относительно природы начинает (правда, только
в новое время) расшатываться допущение, которое принималось в качестве
чего-то само собой разумеющегося, что все естествознание есть-де
в конечном счете физика, а поэтому все биологические, да и другие конкретные,
естественные науки должны по мере развития исследований
все более и более сводиться к физике. Во всех науках осознана необходимость
методолгической реформы. Конечно, эта реформа осуществлялась
отнюдь не с помощью принципиальной ревизии того способа мысли,
в котором коренится естествознание нового времени и который выхолощен
методологизированием.
КРИЗИС
ЕВРОПЕЙСКОГО
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
И ФИЛОСОФИЯ
DIE KRISIS DER EUROPAISCHEN
MENSCHHEIT UND DIE PHILOSOPHIE
Печатается по изданию:
Э. Гуссерль.
Кризис европейского человечества и философия
Вопросы философии, 1986, N 3
В этом докладе я попытаюсь вновь возбудить интерес к столь много
обсуждавшейся теме европейского кризиса, раскрыв философско-историческую
идею (или теологический смысл) европейского человечества.
Поскольку я укажу на важную роль, которую должны играть в этом
смысле философия и ее ответвления - наши науки, европейский кризис
выступит в новом свете.
Начнем с общеизвестного - с различия между естественнонаучной
медициной и так называемым "лечением силами природы". Последнее
возникает в повседневной жизни народа из наивной эмпирии и традиции,
тогда как естественнонаучная медицина основывается на воззрениях
чисто теоретических наук, прежде всего анатомии и физиологии, на
их представлениях о человеческой телесности. Они же, в свою очередь,
основываются на всеобщих фундаментальных науках, объясняющих
природу,- физике и химии.
Перейдем теперь от человеческой телесности к человеческой духовности
- теме так называемых наук о духе. Предмет их теоретического
интереса - люди как личности, их личностная жизнь и деятельность и,
соответственно, ее продукты. Личностная жизнь - это когда Я и Мы живут
сообщественно, в горизонте общности, а именно в различных простых
и иерархизированных общностях, таких, как семья, нация, сверхнация.
Слово жизнь здесь не имеет физиологического смысла: оно означает
жизнь целенаправленную, создающую продукты духа, в наиболее
полном же смысле - культуротворящую жизнь в единстве определенной
историчности. Все это и есть тема многообразных наук о духе. При этом
ясно, что существует различие между бурным цветением и загниванием,
или, можно сказать, между здоровьем и болезнью, также и для общностей,
народов, государств. Поэтому очевиден вопрос: почему здесь не
родилась научная медицина - медицина наций и сверхнациональных общностей?
Европейские нации больны, говорят нам, сама Европа в кризисе.
В естественных средствах лечения нет недостатка. Мы прямо-таки
тонем в потоке наивных и экзальтированных реформаторских идей. Но
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
почему столь высокоразвитые науки о духе пасуют перед тем, что успешно
осуществляют в своей сфере науки естественные?
Тот, кто проникнут духом современной науки, не замедлит с ответом.
Величие естественных наук состоит в том, что они не удовлетворяются
наглядной эмпирией, что для них любое описание природы - лишь
методический подступ к точному, в конечном счете физико-химическому
объяснению. Считается, что "чисто описательные" науки привязывают
нас к конечности земной среды. Математически точная наука о природе,
напротив, охватывает своими методами бесконечность в ее действительных
и реальных возможностях. Она воспринимает наглядно данное
как чисто субъективное, относительное явление и учит путем систематического
приближения постигать самое сверхсубъективную ("объективную")
природу, обнаруживая в ней безусловно всеобщее в элементах
и законах. Вместе с тем она учит объяснять все наглядно данные конкретности
- будь то люди, животные или небесные тела - через конечно
сущее, т. е. из соответствующих фактически данных явлений выводить
будущие возможности и вероятности в таком объеме и с такой точностью,
которые превосходят любую связанную с уровнем наглядности эмпирию.
Результатом последовательного развития наук в Новое время
стала подлинная революция в техническом господстве над природой.
К сожалению (в смысле уже проясняющейся для нас позиции), совсем
иной, причем по внутренним основаниям, является методологическая
ситуация в науках о духе. Ведь человеческий дух зиждется на человеческой
природе. Душевная жизнь каждого человека коренится в телесности,
а следовательно, и каждая общность - в телах отдельных людей,
являющихся ее членами. Стало быть, если для явлений, входящих
в сферу наук о духе, должно быть найдено действительно точное объяснение,
и вслед за этим выработана также и достаточно широкоохватная
научная практика, как в естественнонаучной сфере, то представителям
наук о духе здесь надлежит не просто рассматривать дух как таковой,
но направлять свой взор также и к его телесным основаниям и
строить свои объяснения с помощью таких точных наук, как физика и
химия. Этому, однако, препятствует (и в обозримом времени ничего не
может измениться) сложность точных психофизиологических исследований,
нужных уже для понимания человека, а тем более больших исторических
общностей. Будь мир состоящим из двух, так сказать, равноправных
сфер реальности - природы и духа, из которых ни одной не
давалось бы предпочтения по отношению к другой методически и предметно,
ситуация была бы иной. Однако лишь природу можно изучать саму
по себе как замкнутый мир, лишь наука о природе может с твердой
последовательностью абстрагироваться от всего духовного и заниматься
природой как природой. В то же время ученого, интересующегося
только духом, такое последовательное абстрагирование от природы не
ведет vice versa к замкнутому в себе, чисто духовно организованному
"миру", который мог бы стать темой чистой и универсальной науки о духе,
параллели чистому естествознанию. Ибо анимальная духовность, духовность
"душ" людей и животных, к которой сводятся все прочие про104
КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА...
явления духа, неповторимым образом каузально фундирована в телесном.
Так и получается, что ученый, интересующийся только духом как
таковым, не может выйти за пределы описания истории духа и потому
остается привязанным к наглядности конечного .Это видно повсюду Например,
историк не может заниматься Древней Грецией, не учитывая ее
физической географии, древнегреческой архитектуры - без учета материала
ее строений и т. д. и т. п. Это выглядит вполне убедительно.
А что, если весь изображенный здесь способ мышления основан на
роковых предрассудках и именно его воздействие повинно в болезни Европы?
Я убежден, что это действительно так, еще я надеюсь показать,
что именно в нем лежит источник той уверенности, с которой современный
ученый просто отвергает, считая, что не стоит даже пытаться, возможность
обоснования чистой, в себе замкнутой всеобщей науки о духе.
В интересах разрешения проблемы Европы стоит здесь пойти поглубже
и расшатать основу приведенных выше на первый взгляд убедительных
аргументов. Историк, культуровед, специалист в любой сфере
наук о духе, конечно,всегда имеет среди своих феноменов и физическую
природу, в нашем примере природу Древней Греции. Однако эта природа
- не природа в естественнонаучном смысле, а то, что считали природой
древние греки,что стояло у них перед глазами как природная реальность
окружающего мира. Иначе говоря, исторический окружающий мир греков
- это не объективный мир в нашем смысле, но их картина мира, т. е.
их собственное субъективное представление со всеми входящими сюда
значимыми для них реальностями, среди которых, например, боги, демоны
и т. д.
Окружающий мир - это понятие, уместное исключительно в духовной
сфере. Что мы живем в нашем нынешнем мире, которым определяются
все наши труды и заботы,- это чисто в духе совершающийся факт.
Окружающий нас мир - это духовное явление нашей личной и исторической
жизни. Следовательно, нет никаких причин тому, кто выбирает
темой дух как дух, искать иное, чем чисто духовное, объяснение. И вообще
нужно сказать: рассматривать природу окружающего мира как нечто
в себе чуждое духу и поэтому подстраивать под науки о духе, желая
сделать их якобы точными, естественнонаучный фундамент - абсурдно.
Очевидно, совсем забыто, что естествознание (как и вся наука вообще)
представляет собой духовную деятельность, а именно деятельность
сотрудничающих ученых; как таковое оно наряду с прочими духовными
явлениями относится к кругу фактов, подлежащих духовно научному
объяснению. Не бессмыслица ли это и не логический круг, когда
историческое явление "естествознание" хотят объяснить естественнонаучным
образом, привлекая для этого естественные науки и открытые
ими законы, которые сами - часть проблемы, ибо представляют собой
духовный продукт?
Ослепленные натурализмом (как бы они ни сражались с ним на словах),
представители наук о духе вовсе забыли об этом. Я уже не говорю
о постановке проблемы универсальной и чистой науки о духе, о выработке
учения о духе именно как духе, которое могло бы проследить не105
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
обходимо всеобщее духа в его элементах и законах, - все это имело бы
своим следствием получение научных объяснений в совершенной,законченной
форме.
Эти размышления из области философии духа дают нам верную установку,
позволяющую схватить и рассмотреть нашу тему духовной Европы
как чистую проблему наук о духе, прежде всего истории духа. Как
было обещано вначале, на этом пути должна обнаруживаться замечательная,
лишь нашей Европе словно бы врожденная телеология, причем
крепчайше внутренне связанная с восстанием или вторжением философии
и ее ответвлений - наук в древнегреческом духе. Мы догадываемся
уже, что при этом речь пойдет о прояснении глубочайших причин возникновения
рокового натурализма, или даже - что, как мы увидим, то
же самое - дуализма в интерпретации мира в Новое время. В конечном
счете должен обнаружиться подлинный смысл кризиса европейского человечества.
Ставим вопрос: как охарактеризовать духовный образ Европы? Т. е.
Европы, понятой не географически, картографически, как если бы европейское
человечество нужно было ограничить общностью людей, проживающих
на одной территории. В духовном смысле явно относятся к
Европе английские доминионы, Соединенные Штаты и т.д., но не эскимосы
и индейцы, показываемые на ярмарках, и не кочующие по Европе
цыгане. Очевидно, здесь под именем Европы понимается единство духовной
жизни, деятельности, творчества со всеми целями, интересами,
заботами, усилиями, целевыми институтами и организациями. Отдельные
люди действуют здесь в многообразных общностях различного
уровня - семейных, родовых, национальных - все в духовной связи и в
единстве духовного образа. Личностям, их объединениям и всем их культурным
продуктам придан тем самым характер всеобщей взаимосвязи.
"Духовный образ Европы" - что это такое? Имманентная истории
Европы (духовной Европы) - философская идея, или, что то же самое,
имманентная ей
...Закладка в соц.сетях