Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Туристическая энциклопедия (маршруты СНГ)

страница №23

! Впрочем, груженые
лодки честно протаранили их у основания - пару раз и в
физиономию хлестнуло. Началась серия вторая.
Река здесь шире, но камней явно больше. В какой-то момент
пришло понимание, как нужно идти по этой реке - очень быстро
прикинуть пологую траекторию, и - вперед! Получилось раз, два -
вот он, ритм реки, неужели поймал? И тут же расплатился за
такое самомнение, каякер доморощенный...
Острова, разбои, камни и подтопленные деревья, пара
расчесок от берега до берега. Вот ведь пакость - а выше моста
ни одного выворотня не встретилось. Вылетел из-за острова - и
тут же попал в лобовой прижим к следующему. Попытался
прострелить влево - не удалось, прижало к здоровенному бревну и
тут же закусило борт. Понял, что открениться не смогу, лег на
опору, ушел с головой под воду. Отстрелился, поймал ногами
дно. Лодка, похоже, засела очень прочно. Прибежал Тимофей,
помог вылезти на завал. Несколькими пинками поставили лодку на
ровный киль, прыгая по бревнам, затащили в ближайший заливчик.
Потерь, кроме ссадин на руках, нет. Что с гермухами -
будем смотреть потом. Минут десять ловил ртом воздух, потом с
удивлением понял, что вполне могу идти дальше. Великое
преимущество каяка - небольшие моральные издержки оверкиля.
Снова разбои, потом - уже знакомые "каменные поля". И
вдруг препятствия как отрезало. Речка бесшумно летит в глубоком
овраге. По камням снуют трясогузки, в одном месте спугнули
журавля - он величаво пролетел над рекой и ушел куда-то за
береговые кусты.
Пол-часа сплава - и мы услышали шум большой дороги. Ясно,
что это уже трасса Москва-Петербург. Река снова нас обманула -
и снова "в плюс". Решили определиться более четко, вылезли на
стенку долины. На грунтовке - километровый столб, до Яжелбиц -
2 км. На часах - 15.00. Пока доедем, пока разберемся - время
уйдет, и автобус, скорее всего, тоже, а ночевать в большом селе
может быть весьма неуютно. Решили остановиться здесь, а утром
встать пораньше и по возможности успеть к первому автобусу.
Пол-дня травили байки, доедали продукты, слушали соловьев.
Кстати, как они нам мешали спать!

x x x


Утром без будильника поднялись в семь. По-прежнему пели
совершенно сумасшедшие соловьи. Отчалили, и - через 15 минут
были уже на задворках Яжелбиц. Овраг резко отступил, речка
зазмеилась среди полей. Еще минут через 15 дошли до автомоста,
разобрались, высушили лодки на ветерке. До остановки - метров
200. Потрепались с местными - утреннего автобуса не было,
говорят, сломался... Следующий - в три, что грозило опозданием
на валдайский кукушонок и лотереей с поездами в Бологом. Но тут
- о радость! - местный парень, с которым мы только что
разговаривали за жизнь, предложил подбросить до Валдая на своих
"Жигулях". Так, на мажорной ноте, и закончился наш
микро-поход. Впрочем, он во всех отношениях был удачен... До
свидания, Полометь, сюда мы непременно вернемся!

ВЫВОДЫ


1. Ходить на Полометь на 9 мая можно и нужно. Как было
сказано выше, она вполне идется за ходовой день и маленький
кусочек следующего, чтобы не ночевать в Яжелбицах. а 1 мая
(судя по следам паводка и рассказам местных) там творится
что-то очень крутое, по априорной оценке - между 3 и 4 к.с.
2. Речка великолепная, но не для чайников. По нашей воде -
препятствия двоечные, но их количество и расположение вполне
тянет на слаломную "тройку". По реке встречаются рваные шкуры и
остатки каркасов. ИМХО реки спортивнее в овогородской области я
не видел. Круче - разве что Льняная, да и то исключительно в
силу немеряного количества завалов и прочих баобабов,
представляющих опасность для жизни.
3. По данным дружественных групп, сплавляться как от
верховьев до Дворца, так и на участке Яжелбицы-Лычково
нерационально. В верховьях - завалы и довольно ровная вода,
ниже Яжелбиц - сплошные луга, а перед Лычковым - разлив по
болотистому лесу, результат неудачной мелиорации. Лично знаю
народ, занимавшийся там проводкой каяков по болоту. Ниже
Лычково - обычная шустренькая "единица".


FILE: doshan.txt


Тех. описание р. Дощаница


"META NAME="Author" CONTENT="Alexey M. Afinogenov""

"B"р. Дощаница "/B"


(местное название Дощанка)



"B"Краткий отчет-сообщение с претензией на первопрохождение "/B"


(С) 1998 "I"А.М. Афиногенов."/I"


"B"Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095)9393223, Е-mail:
afin@radio.chem.msu.ru. "/B"
"HR WIDTH="100%""
"UL"
"B"Административный район:"/B" Любытинский район, Новгородская область,
РФ.
"B"Географический район:"/B" Шереховецкие высоты.
"B"Река:"/B" р. Дощаница (Дощанка), правый приток р. Ольха.
"B"Суда:"/B" 2 "Катрана", 2 "Егеря"
"B"Команда:"/B" 8 человек
"B"Сроки: "/B"25.04.-04.05.1998
"/UL"

"HR WIDTH="100%""
"I"Наш первоначальный замысел состоял в следующем: узкоколейкой и просеками
добраться до р. Ольха (см. карты района [1 , 2 ]),
сплавиться по ней, затем по Мде (которая начинается после слияния Ольхи
и Мдички) и Мсте до ст. Мстинский Мост. Хотелось исследовать не пройденный
нами участок рр. Ольха — Мда выше д. Веснино, покататься по мдинским шиверам
и подневать на живописных мдинских берегах."/I"
"I"Но судьба распорядилась иначе."/I"
"I"Узкоколейка после моста через р. Дощаница (Дощанка) оказалась непроходимой
(снег по колено и выше). Местные охотники, возвращавшиеся в Теребутенец
на лыжах, были весьма озадачены нашей навьюченной процессией. Мы решили
рискнуть и пойти по этой самой Дощанице-Дощанке."/I"
"HR WIDTH="100%""
"UL"
"B"Транспорт (весна 1998 г.)"/B"
"/UL"

"B""U"Туда:"/U" "/B"пассажирский поезд #198 М. — СПб., отправление
с Савеловского вокзала в 20.01 по вторникам и субботам. Прибытие на ст.
Теребутенец в 10.31.
"B""U"Обратно: "/U""/B"поезд местного сообщения (один общий вагон) #6757
Неболчи — Окуловка, отправление в 17.05, прибытие около 20.20 (ежедневно).
Электропоезд Окуловка — Бологое, отправление в 20.49, прибытие около 22.20.
Бологое — Москва — как получится (последние годы получается Курский вокзал
около 3-х часов ночи).
Возможен выход у д. Веснино до ст. Теребутенец (5.5-6.0 км) (описан
у Плечко [3] как классический путь заброски на р. Мда),
а также в д. Верхняя Лука (Ваган) (автотранспорт до Неболчей).
"B""U"Заброска:"/U""/B" картам [1 , 2 ]
можно доверять. На ст. Теребутенец слева от ж.-д. полотна (если смотреть
в сторону СПб.) — остатки лесобиржи, металлические фермы. Мимо них в южном
направлении уходит узкоколейка, по которой 1.2-1.3 км (30-40 минут) до
моста через р. Дощаница. Тропа вполне хорошая, но метров за 100 до моста
начался глубокий снег.
"B""U"Выброска:"/U""/B" правый берег р. Мда у пос. Неболчи (у реки --
покатая поляна, выше — крутой подъем в гору 200-250 м мимо сельских домов,
затем по дороге направо, к станции (всего около 1.2 км, 25 минут)).
"HR WIDTH="100%""
"CENTER""B"Краткое техническое описание р. Дощаница (11
км, 18.5 техн. х. ч., III кат. сл.) "/B"
"/CENTER"

"UL"
"B"Простой участок (около 7 км, 5 технических ходовых часов (с учетом
времени обносов и проводок))."/B"
"/UL"

Место стапеля — правый берег реки чуть ниже моста узкоколейки.
Река течет сквозь лес. Течение умеренное. Основное русло определить
трудно, его ширина летом, по-видимому, вряд ли больше 1-2 метров. Несмотря
на обилие древесных препятствий и подтапливаемых ледяных плит, проход всегда
можно найти, тогда как свободный от снега берег, пригодный для стоянки,
найти затруднительно.
Лишь через два с четвертью часа сплава появляется высокий правый берег,
пригодный для стоянки (похоже на старую вырубку, поросшую подлеском). Еще
через полчаса сплава — капитальный завал, требующий короткого (5-10 м)
обноса по левому берегу.

Характер реки не меняется, однако основное русло становится более очевидным.
Примерно через 10-15 минут — два удобных для стоянки места подряд:
сначала высокий левый берег и в 100-150 м ниже — высокий правый берег.
Ниже река опять теряется в сыром лесу с низкими заболоченными берегами.
В течение получаса встречаются несколько низких бревен, через которые приходится
проволакиваться.
В течение следующего часа берега постепенно повышаются, течение ускоряется,
встречается небольшая шиверка.
Отрезок заканчивается короткой проводкой возле бревна, перегородившего
русло (по левому берегу ). Рядом — крутой левый берег, почти полностью
заснеженный.
"UL"
"B"Сложный участок (около 4 км, 13.5 техн. х. ч. (с учетом времени обносов,
проводок, осмотров и расчистки))."/B"
"/UL"

Начиная с этого места характер реки резко меняется. По-видимому, где-то
здесь пересекается 180-я горизонталь.
Русло реки прослеживается предельно четко. Ширина от 5 до 7 метров.
Мощный петляющий быстроток, практически одна сплошная шивера, с более-менее
равномерным падением на всем 4-х километровом участке. Высокие каньонообразные
берега. Солнце появляется поздно и заходит рано. Температура воздуха на
дне каньона существенно отличается от температуры наверху. Ночью видно
лишь Большую Медведицу в зените. Шум падающей воды, местами переходящий
в грохот, сопровождает до самого устья.
Нижеследующее описание полезно лишь для создания общего представления
о реке, поскольку, очевидно, с каждой новой весной расположение древесных
препятствий будет меняться, что повлечет за собой необходимость новой расчистки.
Следует также иметь в виду, что в среднем на каждые 30-40 м трассы приходится
как минимум одно древесное препятствие: либо нависающая ветка, либо полузатопленная
коряга в фарватере, обливное бревно и т. д. Все эти препятствия вполне
проходимы, но требуют аккуратной работы. В описании упоминаются далеко
не все, а лишь особо выдающиеся "засады".
Рекомендуется осмотр по берегу участка реки длиной от 300 до 800 метров
с целью поиска места "логического завершения" отрезка (затона,
улова, очередного завала) с сопутствующей ликвидацией захламляющих трассу
дров. Следует заметить, что перемещение вдоль русла в девственных зарослях
связано с большим физическим напряжением, а прохождение подготовленного
этапа, хотя и занимает считанные секунды, вызывает значительные нервные
перегрузки.
"B"1-ый отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)"/B"
Начало — плавная дуга слева направо, несколько валов 0.6-0.8 м, резкий
поворот на 90"SUP"о"/SUP" вправо, обливной камень левее центра, затем разворот
на 180"SUP"о"/SUP" влево вокруг "языка" низкого левого берега.
На развороте у высокого правого берега — улов, где можно причалить. Здесь
— неплохое место стоянки в брусничнике, рядом — заброшенная дорога, резко
поднимающаяся в гору и уходящая поверху в северном направлении (проехать
здесь может лишь что-нибудь гусеничное).
"B"2-ой отрезок (150-200 м) "/B"(На преодоление 2, 3 и 4 отрезков в
сумме ушло 3 техн. х. ч.)
30 м после улова по прямой, поворот вправо на 90"SUP"о"/SUP", мощный
слив до 1 м, шивера с валами 0.6-0.8 м. На полпути шиверу аккуратно перегораживало
сухое "звенящее" бревно диаметром 20 см с зазором 20-30 см над
уровнем воды (убрали).
Далее разгон несколько уменьшается и река упирается в бобровую плотину.
Плотину расчистили до "полупроходимого" состояния. "Катраны"
и "Егеря" с ходу влетали на полузатопленные бревна и с помощью
двух страховщиков, стоящих на плотине, сползали дальше.
"B"3-й отрезок (500 м)"/B"
Ниже бобрятника — мощный отрезок без резких поворотов около 500 м.
Валы 0.8-1 м, древесные препятствия. Причалить можно только в конце участка
— в районе резкого поворота направо у подножия высокого заснеженного склона
левого берега.
"B"4-ый отрезок (250-300 м)"/B"
Далее — несколько поспокойнее (все относительно: поленились нацепить
фартуки, потом долго себя ругали), поворот 90"SUP"о"/SUP" вправо, несколько
сливов, поворот 90"SUP"о"/SUP" влево — и непроходимый завал (обнос справа).
"B"5-ый отрезок (800 м, 1 техн. х. ч.)"/B"
800-метровый извивающийся отрезок, изобилующий обливными камнями, низкими
ветками. Ближе к концу — резкий поворот вправо. Заканчивается завалом
(проводка вдоль правого берега). При необходимости на склоне правого берега
(свободен от снега) можно найти место стоянки.
"B"6-ой отрезок (600 м, 2.5 техн. х. ч.)"/B"
Начинается разгоном на изгибе реки, далее следуют два слива подряд через
обливные бревна 0.5 м и 1 м, несколько поворотов шиверы, резкий поворот
вправо на 90"SUP"о"/SUP" и выход на 200 м прямой быстроток с валами 0.4-0.6
м.

Участок заканчивается резким поворотом на 90"SUP"о"/SUP" влево (в этом
месте с горы правого берега в Дощанку падает ручей). На повороте два косых
бревна поперек реки (можно использовать как надежную переправу), прижимает
в правый берег. Ниже бревен (2-3 м) — еще одно полузатопленное бревно.
В принципе зазор у левого берега достаточен для прохождения, но пригибая
голову под косые бревна, необходимо одновременно заводить нос лодки за
нижеследующее полузатопленное бревно. Возможно, это под силу многоопытным
умелым каякерам.
Обнос по левому берегу (зачалиться нужно за 10-15 м до начала поворота).
"B"7-ой отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)"/B"
Более-менее прямое начало, много веток. Две "арки" на быстротоке,
сразу за второй — полуобливной валун левее центра. Чалиться в затоне справа,
перед небольшой горушкой.
Далее следуют два ската через бревна и толстое негабаритное бревно сразу
за ними. Обнесли по правому берегу (30-40 м).
"B"8-ой отрезок (300 м, 2 техн. х. ч.)"/B"
Далее следует на прямом участке обливное бревно, проходимый бобрятник
с 1 м падением, резкий S-образный изгиб-быстроток (прижимы), проходимый
полузавал-коряга и мощный 1.2 м слив через упавшую елку. Перед сливом в
5-10 м можно зачалиться на каменистой отмели правого берега.
"B"9-ый отрезок (350 м, 1.5 техн.х. ч.)"/B"
После слива следует каскад из 3-х полуобливных бревен (валы 0.8-1 м)
и еще один S-образный быстроток, изобилующий неприятными полузатопленными
корягами. Река упирается в обширный непроходимый завал. Метрах в 30-40
перед завалом нужно чалиться к правому берегу для обноса (около 50 м).
Желательна страховка.
"B"10-ый отрезок (250 м, 1.5 техн. х. ч.)"/B"
После завала — разгон на повороте влево, выход на каменистую отмель,
где нужно подсесть и провести резкий поворот вправо, почти полностью перекрытый
длинным низким бревном, оставившим проход лишь у правого берега под кустами.
Следующие 100 м — прямой скоростной участок с немилосердным прижимом в
кусты правого берега. После прижима — резкий поворот влево по двум обливными
бревнам, которые проходятся с подстраховкой с этих самых бревен. Через
50 м поворота вправо Дощанка впадает в просторную, залитую солнцем Ольху.
"HR WIDTH="100%""
"CENTER""B"Устье р. Дощаница (Дощанка) — пос. Неболчи
(57-58 км, около 6 техн. х. ч., II кат. сл.) "/B"
"/CENTER"

По Ольхе — Мде 7-8 км (45 минут) до д. Веснино. Левые притоки (р. Мдичка
и р. Гусинка с воды не видны). Хорошо видна р. Теребутенец (на карте --
безымянный правый приток перед д. Веснино). После Дощаницы Ольха — Мда
кажется похожей на Волгу перед Дубной.
Первые 10 минут после устья Дощаницы — хороший шиверистый петляющий
участок (валы 0.6-0.8 м), далее — спокойный быстроток (течение 8-10 км/ч).
За р. Теребутенец — небольшая шивера, один слив 0.4-0.5 м. Ориентиры д.
Веснино (сезонно-жилая деревня, с воды не видна) — р. Теребутенец, слив,
высокий правый берег (прямой участок реки вдоль него метров 200-250).
До пос. Неболчи остается около 50 км и 5 часов сплава (этот участок
неоднократно пройден нами ранее и его описание будет представлено в Библиотеку
в ближайшее время).
"HR WIDTH="100%""

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


1. Отрезки шиверы ## 1, 3, 7 и 9 можно отнести как минимум к III-ей
категории сложности. Среди 4-х членов команды, которые были на р. Льняная,
двое определили Дощаницу "сложнее и опаснее Льняной", двое --
"не проще". В среднем уклон на описанном сложном 4-х километровом
отрезке составляет 7-8 м/км. По моим непросвещенным представлениям, Дощаница
— типичная каячная река. Если бы не завалы, она вполне подошла бы под
слаломную соревновательную трассу, типа тех искусственных, которые иногда
показывают по телевизору.
2. Специфика маршрута такова, что время заброски должно совпадать с
изобилием снега на подходах к реке. Нам говорили, что более опытные группы
берут с собой в таких случаях лыжи. Если снег уже сошел, то, скорее всего,
на Дощанице делать нечего. Судя по всему, в благоприятный год высокая вода
держится в Дощанице 4-5 дней.
В этом году нам повезло трижды: вода была на редкость большая; мы попали
в самый пик половодья (26-27 апреля вода поднималась, 28-29-го был максимум,
30-го - заметное снижение уровня к вечеру, 1 мая — резкий спад (20-30
см) воды в Дощанице. Во Мде, тем не менее, 1 мая воды было еще очень много.
Резкий спад произошел несколько позже — за ночь с 1 на 2 мая (на 30-40
см) и в дальнейшем снижение продолжалось); всю дорогу стояла теплая солнечная
погода, почти без дождей.
3. Согласно В. Юрину и В. Васильеву [4] "...новых
речек вы не найдете... Все маршруты, которые можно было придумать, уже
были кем-нибудь пройдены и опробованы, и если они не стали популярными
и общеизвестными — значит, на то есть серьезные причины". Еще несколько
недель назад это положение не вызывало у нас никаких сомнений. Однако,
на Дощанице мы не встретили "B"ни одного"/B" признака туристической деятельности,
хотя оба берега реки были нами исхожены неоднократно. Лишь на стрелке Дощаницы
и Ольхи было обнаружено кострище 2-3-х летней давности, по-видимому, охотничье.

Вряд ли четыре предустьевых километра Дощаницы претендуют на популярность,
хотя бы в силу необходимости "ловить" паводок, но на известность
— обязательно (трудно представить, чтобы турист, побывавший здесь, не
поделился своими впечатлениями с общественностью). Так, может быть, нет
правил без исключений, и все-таки можно оказаться первопроходцем в наше
время? Или где-нибудь, в малогабаритной квартирке усталого 60-летнего ветерана
водного туризма валяется пыльная записная книжка с надписью "р. Дощанка.
Весна 1958 г."?
Более того, весьма перспективным кажется соседний правый приток Ольхи
р. Погорелица (просим считать эту идею условно-бесплатной), до которой
около 2.5 км по той же узкоколейке от моста через Дощаницу. По водосбору
Погорелица аналогична Дощанице, но вытекает из небольшого (400х700 м) озерка.
Длина Погорелицы от моста узкоколейки до устья — порядка 6-7 км, падение
— до 9 м/км. Если звезды расположатся удачно, то на будущий год, похоже,
больших проблем с выбором маршрута не будет. Главное — не забыть лыжи
:).
Что касается других малых притоков Ольхи и верховьев ее самой, то уклоны
там поменьше.
4. Местные жители первым делом предупредили нас о здешнем изобилии медведей.
И действительно, следы их жизнедеятельности (метки когтями на деревьях
на высоте до 2.5 м, шерсть на деревьях, экскременты) видны повсюду. Один
раз даже прозвучал предупреждающий рев. Соседство с весенним медведем не
всем нравится, поэтому, отправляясь в эти края, может быть, окажется полезным
захватить с собой ружье (хотя бы для самоуспокоения).
Лосей, кабанов (по следам), бобров и дичи немеряно.
"HR WIDTH="100%""

"B"ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ "/B"


Каково же было наше удивление, когда после нескольких дней неспешного,
но тем не менее весьма утомительного ковыряния в каньоне, вечером 30 апреля
нас нагнала большая команда на 7-ми "Тайменях"(!). Их продвижение
по реке, с учетом класса судов и гораздо более позднего старта, иначе как
героическим назвать нельзя. Эта московская команда, попавшая на Дощаницу
еще более случайно чем мы, начала сплав от моста ж.-д. обычной колеи. По
их словам, верхний участок Дощаницы между ж.-д. мостом и мостом узкоколейки
(около 5 км) представляет собой ухудшенный вариант нашего начала (ниже
моста узкоколейки): с завалами, требующими пилы и топора.
Краткие рабочие эпизоды общения с этой командой оставили у нас самые
теплые воспоминания.
"HR WIDTH="100%""

ЛИТЕРАТУРА


1. Ленинградская область. Топографическая карта. Масштаб
1:200000. ВТУ ГШ. 1997.
2. Новгородская область. Топографическая карта. Масштаб
1:200000. ВТУ ГШ. 1997.
3. "I"Плечко Л.А. "/I"Водные маршруты Ленинградской
области, Л.: Лениздат. 1987. C. 136.
4. "I"Юрин В., Васильев В. "/I"Куда пойти на паводок?
Информация к размышлению. 1996 (http://moshkow.relline.ru:5000/win/TURIZM/moskwa.txt)
"HR WIDTH="100%""

БЛАГОДАРНОСТИ


Автор выражает глубокую признательность Дощаницкой Команде: В.Г. Блиадзе,
С.А. Градобоеву, А.Н. Карасеву , А.С. Кожуховскому,
В.В. Пелех и В.С. Смирнову ; а также
К.А. Лозе.
"CENTER""B"ПРОСЬБА "/B"
"/CENTER"

Мужики-"тайменщики"! В суете ночных пересадок не удалось обменяться
координатами. Если вам попался на глаза сей опус, бросьте адресок!
"HR WIDTH="100%""
Редакция и HTML Смирнов В.С . Last
Modified 26.05.98


FILE: wolga2.txt


Верховья Волги


From: Veselov A. (mkzf@glasnet.ru)
Оригинал этого файла расположен на странице
http://www.chat.ru/~vs259/ ¦ http://www.chat.ru/~vs259/

Как и на чем добраться


Из Москвы - поезд до Осташкова.

Расписание http://www.msk.tsi.ru/express/ ¦ http://www.msk.tsi.ru/express/

Выйти в Пено. Осташковский поезд прибывает рано утром, поэтому нужно
подготовиться к высадке: перенести тяжелую кладь в тамбур. Перед остановкой
состав пересечет Волгу (ширина ее в этом месте 15-20 метров). Если Вам
повезло и у Вас были билеты в последний вагон, то идти придется меньше. Идти
нужно в сторону, противоположную движению поезда до переезда. Перейти через
переезд и свернуть направо по ближайшей улице. Если Вы случайно заблудились,
то спросите как пройти к памятнику Лизе Чайкиной. Здесь на травке, недалеко
от ж/д моста удобнее всего собирать лодки. Есть смысл во время сбора лодок
отрядить ходоков в магазин для закупки хлеба и сигарет. До "центральной
площади" Пено можно дойти по той улице, по которой Вы шли к воде. Желающие,
могут посетить местную столовую (еда там общепитовского качества, но грести
на сытый желудок веселее).


Старт


Многие туристы совершают поломничество к истоку Волги (красная стрелка
на схеме). Я же предлагаю отправиться в противоположную сторону (по
течению). В этом и заключается нетрадиционность маршрута. Итак, Вы
двигаетесь в сторону моста. Чуть меньше километра за мостом начинается
лабиринт. Волга здесь разливается на несколько рукавов. Некоторые из них -
просто тупики. Для прохождения лучше узнать у аборигенов о состоянии плотины
в Селищах. Это очень важно ! Если плотина прикрыта, то воды в озерах много и
Ваши лодки легко пройдут через плавни, а, может быть, Вы не заметите их
совсем. Если плотина открыта, то низкий уровень воды заставит вас искать
русло и петлять вместе с ним. Не стесняйтесь в этом случае спрашивать
"дорогу" у рыбаков. Со своей стороны, могу посоветовать в этом случае
поискать "копанку" слева (как только кончатся дома на левом берегу). Это
узкая канава, прорытая вероятнее всего марсианами в зарослях осоки и камыша.
Она позволит Вам значительно сократить время движения до первой стоянки.
Правда, работать веслом придется как шестом, отталкиваясь от дна и берегов.
Берега здесь топкие и остановки невозможны. Перед выходом в озеро Малое
Волго ("Малым" называется часть озера до поселка Лохово) река делает левый
поворот. Здесь на правом берегу стоят несколько домов (их даже нет на схеме)
- это место для разминки. Вообще-то на большой воде после полудня, как
правило, поднимается большая волна, поэтому, мой Вам совет: не
расслабляйтесь. Сделали свое маленькое дело - и в лодки. Если ветер в спину
и у Вас есть парусное вооружение - это место для его установки. В Малом
Волго держитесь левого берега, река сделает поворот влево. Перед входом в
русло на левом берегу нужно остановиться и убрать мачту. При высокой воде Вы
рискуете зацепить провисшие провода, по которым подается электричество в
Выселок-Ильинское. Да и до первой стоянки (цифра 1 на схеме) уже недалеко.
Место это видно издалека - песчаный плесик. Если вдруг уже стоят палатки
недалеко от воды, пройдите дальше вглубь берега по направлению к Занепречью.

Занепречье


Сосновый бор. Берите с собой двуручную пилу типа "Дружба 2" - здесь
трудности с топливом. Если встать к воде лицом - справа брусничник (помните
- ягода мочегонная). За спиной в 20 минутах ходьбы - поселок Занепречье. В
поселке постоянно работает магазин. В былые годы на прилавке были только
спички и лавровый лист, потом положение улучшилось до сникерсов. Узнайте дни
поставок, пригодится. Не спешите покупать в дорогу хлеб и тушенку и таскать
на себе все это. К магазину можно подойти по воде и .отдуши набить "трюмы".
На схеме не нарисован ручей, протекающий через этот поселок, но на самом
деле этот полезный ручей есть.

Второй переход


Дальнейший путь будет проходить по довольно просторному пространству с
"подводными камнями". Здесь до Лохово при низкой воде очень монго топляка,
который угрожающе торчит ветками вверх. Вперед смотрящему зевать нельзя,
особенно, если ветер дует в парус. И, хотя озерам этим уже не один десяток
лет, и затопленные деревья изрядно подгнили, столкновение с какой-нибудь
корягой на крейсерской скорости - удовольствие мало приятное, скажу я Вам.
Тем более, что для высадки с целью ремонта здешние берега непригодны. В
левом повороте при входе в русло от мачты также нужно избавиться. В Лохово
натянут стальной трос паромной переправы. Пройдите на неспешном ходу еще
минут 20. До места, где справа впадает Леменка.

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.