Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ученых
...о нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее
еще статью о слуховом нерве (1886). Из его работ по клинической неврологии две были особенно значительны. Так, его книга о детском церебральном параличе и сегодня считается важным вкладом в медицинскую
науку; а другая — об афазии (1891) — менее известна, но с точки зрения
теории может считаться более фундаментальной
Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми
опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма Интерес к
психологическим аспектам медицины проявился у него в 1886 году, когда
он получил стипендию, позволившую ему поехать на стажировку в Париж
к профессору Шарко, бывшему тогда в зените славы. К моменту возвращения в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко
на гипноз и истерию. Однако лишь Йозеф Брейер, один из старших коллег, слушал его с пониманием, на остальных же членов медицинского
общества отчеты Фрейда о его парижском опыте не произвели особого
впечатления. Мейнерт был вообще против гипноза, а работа Фрейда по
мужской истерии не привлекла внимания медиков. На столь прохладный
прием Фрейд отреагировал все большим отдалением от медицинского
сообщества. Его прежде близкая и теплая, дружеская связь с Мейнертом
быстро распалась, и вскоре Фрейд был исключен из лаборатории по анатомии мозга.
После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 году Фрейд открыл метод свободной
ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и
говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал
эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации,
в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во
время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку
реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное
Я
способно справиться с эмоциями, постепенно
прорубая путь сквозь под
ЗИГМУНД ФРЕЙД
379
сознательные конфликты
. Именно этот процесс Фрейд и назвал
психоанализом
, впервые употребив этот термин в 1896 году.
Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение
символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал
перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности
искусством толкования
. Однако по-настоящему все это было осознано
и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений
Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих
снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в
связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти
ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался,
пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов Он опубликовал свои находки в работе
Толкование сновидений
в 1900 году. Эта
книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.
После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа
Три очерка по теории сексуальности
. Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием
теория либидо
, и эта теория вместе с открытием
детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд
был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой
Ничего нового в этой враждебной конфронтации нет. Ученого преследовали с момента, когда он заложил и развил свою теорию и назвал ее
психоанализом. Его утверждение, что невротические недуги, которым
подвержены люди, являются следствием сексуальных сбоев, воспринималось респектабельными учеными мужами не более чем как непристойность. Его поразительный тезис об универсальности Эдипова комплекса
(излагая упрощенно), когда маленький мальчик любит мать и ненавидит
отца, казался скорее литературной выдумкой, нежели научной проблемой, достойной внимания ученого-психолога.
Большую роль в популяризации идей Фрейда сыграл другой великий
ученый — Карл Юнг. Они шли вместе до 1912 года, когда пути ученых
окончательно разошлись. Из друзей они превратились в соперников
В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций
о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде,
философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым Его
выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии.
Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения
паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что
Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с
Эйнштейном, а сама премия его не волнует.
Причем этому парню было
намного легче, — добавлял Фрейд, — за ним стоял длинный ряд предшественников, начиная с Ньютона, в то время как мне пришлось в одиночку
пробираться через джунгли. Нет ничего удивительного в том, что мой путь
не слишком легок и я ненамного продвинулся вперед
.
Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он
опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ
По ту сторону принципа удовольствия
, за которой последовала замечательная серия брошюр, изданных в 1933 году под общим названием
Продолжение лекций по введению в психоанализ
.
В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов — любви и ненависти, вины и раскаяния,
горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой
этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств. Таки\
образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическа?
физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его
проявления.
Идеи Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезно(
влияние на развитие превентивной и социальной психиатрии, особенно і
той ее части, которая касается роли культурного фактора в образована
неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделаь
в работе
Тотем и табу
(1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие —
Групповая психология и анализ Я
(1920) и
Цивилизация и ее
неудовлетворенность
(1927). По иронии судьбы в этих работах содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты использовали в своих теориях и которые они же отрицали как классически фрейдистские.
Когда Австрию оккупировали нацисты, знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь
мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Франклин Рузвельт.
Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера
позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа.
Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена
греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру:
Я заплачу за учителя любую сумму
. Нацистский генерал назвал цену: два
великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было.
Слава Богу,
ЗИГМУНД ФРЕЙД 381
фамилию деда вы у меня отнять не сможете
, — с презрением сказала
Мария Бонапарт, подписывая бумаги.
В Париже, куда привезли Фрейда, его встречали принц Георг и Мария
Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до
роллс-ройса
высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после
победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы.
Погостив у Марии Бонапарт, он отправился в Англию. Там его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых
старца расстались добрыми друзьями. А 23 сентября 1939 года Фрейд умер.
В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в
честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты.
После кончины Фрейда осталось 2300 семейных писем и 1500 писем,
адресованных Минне. Говорят, они сенсационны, но, по завещанию Фрейда, их можно обнародовать только после 2000 года.
ДЖОЗЕФ ТОМСОН
(1856—1940)
Английский физик Джозеф Томсон вошел в историю науки как человек, открывший электрон. Однажды он сказал:
Открытия обязаны остроте и силе наблюдательности, интуиции, непоколебимому энтузиазму до
окончательного разрешения всех противоречий, сопутствующих пионерской работе
.
Джозеф Джон Томсон родился 8 декабря 1856 года в Манчестере. Здесь,
в Манчестере, он окончил Оуэне-колледж, а в 1876—1880 годах учился в
Кембриджском университете в знаменитом колледже святой Троицы (Тринити-колледж). В январе 1880 года Томсон успешно выдержал заключительные экзамены и начал работать в Кавендишской лаборатории.
Первая его статья, опубликованная в 1880 году, была посвящена электромагнитной теории света. В следующем году появились две работы, из
которых одна положила начало электромагнитной теории массы. Статья
называлась
Об электрических и магнитных эффектах, производимых движением наэлектризованных тел
. В этой статье выражена та мысль, что
эфир вне заряженного тела является носителем всей массы, импульса и
энергии
. С увеличением скорости изменяется характер поля, в силу чего
вся эта
полевая
масса возрастает, оставаясь все время пропорциональной энергии.
Томсон был одержим экспериментальной физикой в лучшем смысле
этого слова. Неутомимый в работе, он настолько привык самостоятельно
добиваться поставленной цели, что злые языки поговаривали о его полном пренебрежении к авторитетам. Уверяли, что он предпочитал самосто
ДЖОЗЕФ ТОМСОН
ятельно продумывать любые незнакомые ему вопросы научного характера, вместо того чтобы обратиться к книгам и готовым теориям. Впрочем,
это явное преувеличение...
Научные успехи Томсона были высоко оценены директором лаборатории Кавендиша Рэлеем. Уходя в 1884 году с поста директора, он, не
колеблясь, рекомендовал своим преемником Томсона. Для самого Джозефа его назначение было неожиданностью.
Известно, что, когда один из американских физиков, стажировавшихся в Кавендишской лаборатории, узнал об этом назначении, он тут же
собрал свои пожитки.
Бессмысленно работать под началом профессора,
который всего на два года старше тебя...
— заявил он, отплывая на родину. Что ж, у него впереди было много времени, чтобы пожалеть о своей
поспешности.
Для такого выбора у старого директора лаборатории были немалые
основания. Все, кто близко знал Томсона, единодушно отмечали его неизменную благожелательность и приятную манеру общения, сочетавшуюся с принципиальностью. Позже ученики вспоминали, что их руководитель любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный им эксперимент. Даже если
он не найдет того, что ищет, он может открыть нечто иное и вынести для
себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий.
Так уживались в этом человеке столь разные свойства, как самостоятельность собственных суждений и глубокое уважение к мнению ученика,
сотрудника или коллеги. И может быть, именно эти качества обеспечили
ему успех в должности руководителя
Кавендиша
.
На новый пост Томсон пришел, имея опубликованные работы, убеждение в единстве материального мира и множество планов на будущее. И
его первые успехи способствовали авторитету Кавендишской лаборатории.
Скоро здесь собралась группа молодых людей, приехавших из самых
разных стран. Все они одинаково горели энтузиазмом и готовы были на
любые жертвы ради науки. Образовалась школа, настоящий научный коллектив людей, объединенных общностью целей и методов, с мировым
авторитетом во главе.
С 1884 по 1919 год, когда его сменил на посту директора лаборатории
Резерфорд, Томсон руководил лабораторией Кавендиша. За это время она
превратилась в крупный центр мировой физики, в международную школу
физиков. Здесь начали свой научный путь Резерфорд, Бор, Ланжевен и
многие другие, в том числе и русские ученые.
Завершая в конце жизни книгу своих воспоминаний, Томсон перечисляет среди своих бывших докторантов 27 членов Королевского общества, 80 профессоров, успешно работающих в тринадцати странах. Результат поистине блестящий.
Программа исследований Томсона была широкой: вопросы прохождения электрического тока через газы, электронная теория металлов, исследование природы различного рода лучей...
Взявшись за исследование катодных лучей, Томсон прежде всего решил проверить, достаточно ли тщательно были поставлены опыты его
предшественниками, добившимися отклонения лучей электрическими
полями. Он задумывает повторный эксперимент, конструирует для него
специальную аппаратуру, следит сам за тщательностью исполнения заказа, и ожидаемый результат налицо. В трубке, сконструированной Томсоном, катодные лучи послушно притягивались к положительно заряженной пластинке и явно отталкивались от отрицательной, то есть вели себя
так, как и полагалось потоку быстролетящих крошечных корпускул, заряженных отрицательным электричеством. Превосходный результат! Он мог,
безусловно, положить конец всем спорам о природе катодных лучей, но
Томсон не считал свое исследование законченным. Определив природу!
лучей качественно, он хотел дать точное количественное определение и1
составляющим их корпускулам. |
Окрыленный первым успехом, он сконструировал новую трубку: ка-|
тод, ускоряющие электроды в виде колечек и пластинки, на которые мож-|
но было подавать отклоняющее напряжение. На стенку, противополож-1
ную катоду, он нанес тонкий слой вещества, способного светиться под)
ударами налетающих частиц. Получился предок электронно-лучевых тру-1
бок, так хорошо знакомых нам в век телевизоров и радиолокаторов.
Цель опыта Томсона заключалась в том, чтобы отклонить пучок корпускул электрическим полем и компенсировать это отклонение полем
магнитным. Выводы, к которым он пришел в результате эксперимента,
были поразительны. Во-первых, оказалось, что частицы летят в трубке с
огромными скоростями, близкими к световым. А во-вторых, электриче-1
ский заряд, приходившийся на единицу массы корпускул, был фантасти-)
чески большим. Что же это были за частицы: неизвестные атомы, несущие на себе огромные электрические заряды, или крохотные частицы с
ничтожной массой, но зато и с меньшим зарядом?
Далее он обнаружил, что отношение удельного заряда к единице массы
есть величина постоянная, не зависящая ни от скорости частиц, ни от
материала катода, ни от природы газа, в котором происходит разряд.
Такая независимость настораживала. Похоже, что корпускулы были какими-то универсальными частицами вещества, составными частями атомов...
При одной мысли об этом исследователю прошлого века должно было
становиться не по себе. Ведь само слово
атом
означало
неделимый
.
Тысячелетиями, прошедшими со времени Демокрита, атомы являлись
символами предела делимости, символами дискретности вещества. И
вдруг... Вдруг оказывается, что и у них есть составные части?
ДЖОЗЕФ ТОМСОН 385
Согласитесь, что тут было от чего почувствовать растерянность Правда к ужасу святотатства примешивался в немалой степени и восторг от
предвкушения великого открытия...
Томсон принялся за расчеты. Прежде всего, следовало определить
параметры таинственных корпускул, и тогда, может быть, удастся решить,
что они собой представляют.
Тонкий почерк ученого покрывает листы бумаги бесконечными цифрами. И вот они, первые результаты расчетов: сомнений нет, неизвестные
частицы — не что иное, как мельчайшие электрические заряды, неделимые атомы электричества, или электроны. Они были известны теоретически и даже получили название, но только ему удалось открыть и тем
самым окончательно подтвердить их существование экспериментально.
И это сделал он — упрямый английский физик-экспериментатор профессор Джозеф Джон Томсон, которого ученики и коллеги за глаза звали
просто Джи-Джи.
29 апреля 1897 года в помещении, где уже более двухсот лет происходили заседания Лондонского королевского общества, назначен его доклад. Большинство собравшихся хорошо знакомы с историей вопроса.
Многие сами пытались решить проблемы природы катодных лучей. Имя
докладчика обещало интересное сообщение.
И вот Томсон на трибуне. Он высокого роста, худощавый, в очках с
металлической оправой. Говорит уверенно, громко. Ассистенты докладчика тут же, на глазах у присутствующих, готовят демонстрационный опыт.
Действительно, все, о чем говорил высокий джентльмен в очках, имело
место. Катодные лучи в трубке послушно отклонялись и притягивались
магнитным и электрическим полями. Причем отклонялись и притягивались именно так, как должны были, если предположить, что они состояли
из мельчайших отрицательно заряженных частиц...
Слушатели были в восторге. Они не раз прерывали доклад аплодисментами. Финал же превзошел все ожидания. Такого триумфа этот старинный зал, пожалуй, еще не видел. Почтенные члены Королевского общества вскакивали с мест, спешили к демонстрационному столу, толпились, размахивая руками, и кричали...
Восторг присутствующих объяснялся вовсе не тем, что коллега Дж.
Дж. Томсон столь убедительно раскрыл истинную природу катодных лучей. Дело обстояло гораздо серьезнее. Атомы, наипервейшие кирпичики
материи, перестали быть элементарными круглыми зернами, непроницаемыми и неделимыми частицами без всякого внутреннего строения . Если
из них могли вылетать отрицательно заряженные корпускулы, значит, и
представлять собой атомы должны были какую-то сложную систему, состоящую из чего-то заряженного положительным электричеством и из
отрицательно заряженных корпускул — электронов.
і
Название
электрон
, некогда предложенное Стонеем для обозначения величины наименьшего электрического заряда, стало именем неделимого
атома электричества
. |
Теперь стали видны и дальнейшие самые необходимые направления!
будущих поисков. Прежде всего, конечно, необходимо было определит!
точно заряд и массу одного электрона, что позволило бы уточнить массы
атомов всех элементов, рассчитать массы молекул, дать рекомендации к
правильному составлению реакций... Да что говорить, знание точного
значения заряда электрона было необходимо как воздух, и потому за опыты по его определению тут же взялись многие физики.
В 1904 году Томсон обнародовал свою новую модель атома. Она пред'
ставляла собой также равномерно заряженную положительным электри^
чеством сферу, внутри которой вращались отрицательно заряженные кор^
пускулы, число и расположение которых зависело от природы атома. Уче^
ному не удалось решить общую задачу устойчивого расположения корпусj
кул внутри сферы, и он остановился на частном случае, когда корпускулы
лежат в одной плоскости, проходящей через центр сферы. В каждом коль!
це корпускулы совершали довольно сложные движения, которые автоЛ
гипотезы связывал со спектрами. А распределение корпускул по кольцам|
оболочкам соответствовало вертикальным столбцам таблицы Менделеева!
Рассказывают, что однажды журналисты попросили Джи-Джи пояс|
нить наглядно, каким он предполагает строение
своего атома
. 1
— О, это очень просто, — невозмутимо ответил профессор, — скорее'
всего это нечто вроде пудинга с изюмом...
Так и вошел в историю науки атом Томсона — положительно заряженным
пудингом
, нафаршированным отрицательными
изюминками
— электронами.
Томсон и сам прекрасно понимал сложность структуры
пудинга с
изюмом
. Ученый подошел совсем близко и к выводу, что характер распределения электронов в атоме определяет его место в периодической
системе элементов, но только подошел. Окончательный вывод был еще
впереди. Многое в предложенной им модели было еще необъяснимо. Никто,
например, не понимал, что представляет собой положительно заряженная
масса атома и сколько электронов должно содержаться в атомах различных элементов.
Томсон научил физиков управлять электронами, и в этом его основная заслуга. Развитие метода Томсона составляет основу электронной оптики, электронных ламп, современных ускорителей заряженных частиц.
В 1906 году Томсону за его исследование прохождения электричества через газы была присуждена Нобелевская премия по физике.
Томсон разработал и методы изучения положительно заряженных частиц. Вышедшая в 1913 году его монография
Лучи положительного электричества
положила начало масс-спектрос копии. Развивая методику Том
ДЖОЗЕФ ТОМСОН 387
сона, его ученик Астон построил первый масс-спектрометр и разработал
метод анализа и разделения изотопов. В лаборатории Томсона начались
первые измерения элементарного заряда из наблюдения движения заряженного облака в электрическом поле. Этот метод был в дальнейшем
усовершенствован Милликеном и привел к его ставшим классическими
измерениям заряда электрона.
В лаборатории Кавендиша начала свою жизнь и знаменитая камера
Вильсона, построенная учеником и сотрудником Томсона Вильсоном в
1911 году.
Таким образом, роль Томсона и его учеников в становлении и развитии атомной и ядерной физики очень велика. Но Томсон до конца своей
жизни оставался сторонником эфира, разрабатывал модели движения в
эфире, результатом которых, по его мнению, были наблюдаемые явления.
Так, отклонение катодного пучка в магнитном поле он интерпретировал
как прецессию гироскопа, наделяя совокупность электрического и магнитного полей вращательным моментом.
Умер Томсон 30 августа 1940 года, в трудное для Англии время, когда
над ней нависла угроза вторжения гитлеровцев.
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ
(1857 — 1927)
Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье |
мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда
Вятской губернии В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза Семья
к тому времени жила в Вятке Все заботы о ней легли на плечи матери!
Марии Михайловны, в девичестве Назарьевой |
В августе 1867 года мальчик начал занятия в Вятской гимназии, од-|
ной из старейших в России После окончания семи классов гимназии в|
1873 году юноша успешно сдал экзамены в Медико-хирургическую ака-1
демию Он был зачислен в студенты первого курса медицинского отделе-1
ния 6 декабря 1876 года студент четвертого курса Медико-хирургиче-^
ской академии Владимир Бехтерев с группой товарищей принимал участие в совместной демонстрации рабочих и студентов, на которой выдвигались политические требования
Активно участвуя в общественной жизни, Бехтерев в то же время не
забывал, что главным для него является накопление знаний Учился он
успешно и уже на четвертом курсе определил свою будущую профессию
Он решил посвятить себя невропатологии и психиатрии, которые в академии тогда рассматривались как единая клиническая дисциплина
12 апреля 1877 года Россия вновь вступила в войну Это была русскотурецкая война, которая велась на Балканах и в Закавказье Профессор
академии С П Боткин призвал принять участие в летней военной кампании 1877 года и студентов академии Владимир Бехтерев, только что досрочно окончивший четвертый курс, вступил тогда в санитарный отряд,
организованный на деньги состоятельных студентов—братьев Рыжовых
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ 389
С фронта Бехтерев вернулся больным
болгарской лихорадкой
и был госпитализирован в клинику, где находился на лечении около двух месяцев
Курс обучения в Медико-хирургической академии быстро подходил к
концу Хотя война с турками и завершилась заключенным 19 февраля
1878 года Сен-Стефанским мирным договором, международная обстановка оставалась напряженной Русской армии остро требовались врачи, и
выпускные экзамены в Академии в 1878 года провели досрочно, с 1 по
20 апреля Бехтерев оказался в числе трех выпускников, у которых за весь
курс обучения в академии было более двух третей отличных оценок В
связи с этим он получил денежную премию в 300 рублей и, главное, право
держать экзамен в существовавший при Академии Институт усовершенствования врачей, или, как его часто называли,
профессорский
институт, готовивший научно-педагогические кадры
Экзамен в Институт усовершенствования врачей Бехтерев сдал успешно, получив высший балл, однако, как и его товарищи, удостоенные
этого права, зачислен в него не был Ввиду напряженной внешнеполитической обстановки все они вошли во временно организованный запас
армейских врачей при Клиническом военном госпитале — базовом лечебном учреждении Академии В результате Бехтерев оказался врачомстажером при возглавляемой И П Мержеевским клинике душевных и
нервных болезней В клинике Бехтерев работал увлеченно Он много читал и, помимо лечебной деятельности, большое внимание уделял экспериментальным исследованиям
В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров В сентябре того же года Владимир Михайлович женился на де
...Закладка в соц.сетях