Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ученых
...школу доктора Дэвиса в городе Рингвуд Школьные занятия продвигались довольно сносно, хотя отнюдь не блистательно В Рингвуде
Лайель обучался чтению, письму и грамматике, а на девятом году был
переведен в школу доктора Радклиффа в Солсбери, модную по тем временам, где сыновья местных тузов обучались латыни Проучившись два года
в школе Радклиффа, Лайель был переведен в школу доктора Бэли в Мидгерсте Это училище резко отличалось от предыдущих — оно не имело
такого семейного, домашнего характера
Жестокие нравы школьников угнетали Чарлза, так как дома он видел
только ласку и заботливость, характера был кроткого и миролюбивого и
не обладал дюжими кулаками То, что ему пришлось испытать в школе
Синей Бороды
Радклиффа, оказалось игрушкой в сравнении со спартанскими обычаями нового училища
Расставшись с училищем, Лайель поступил в Оксфордский университет В университете, Лайель вовсе не метил в натуралисты Он мечтал о
ЧАРЛЗ ЛАЙЕЛЬ 225
литературной карьере, а ради хлебного заработка избрал адвокатуру, решив изучить право в Оксфорде.
Но мало-помалу инстинктивная любовь к природе начинает заполонять его все более и более и в конце концов берет верх над искусственно
привитой любовью к классикам, литературе Это происходит помимо его
сознания, наперекор его усилиям. Он старается сосредоточить свое внимание, свои интересы на оксфордской науке и с удивлением, даже с огорчением видит, что это не удается.
В Оксфорде естествознание играло весьма подчиненную роль, однако
не было совсем заброшено. Среди прочего читались здесь и лекции по
геологии, и притом не кем-нибудь, а самим Буклэндом — главой английских геологов того времени
Буклэнд принадлежал к старой школе
катастрофистов
В истории
земной коры он различал два главных периода до и после потопа Ничего
общего между ними нет' до потопа действовали одни силы, после потопа — другие То было — прошлое, а это — настоящее и нужно строжайшим образом различать эти понятия.
Постепенно геология заняла господствующее место в его занятиях
Он стал предпринимать целые путешествия с геологической целью Так, в
1817 году он посетил остров Стаффа, где осматривал Фингалову пещеру,
прославленную среди эстетов песнями Оссиана, среди геологов — замечательными базальтовыми столбами, весьма любопытным геологическим
явлением. В следующем году он ездил с отцом, матерью и двумя сестрами
во Францию, Швейцарию и Италию
Пять или шесть лет, последовавшие за окончанием курса в Оксфорде,
можно считать истинными учебными годами Лайеля Немного найдется
счастливцев, которым удавалось пройти такую хорошую школу Беспрестанные поездки по Англии и материку давали возможность проверить и
закрепить собственным наблюдением сведения, почерпнутые из книг
Много узнал Лайель и из личного знакомства с наиболее выдающимися
геологами Европы. Наконец, осмотр коллекций и музеев служил хорошим
дополнением к материалу, почерпнутому в книгах, в поле и в беседах с
учеными
В 1820 году глазная болезнь заставила его бросить на время юридические занятия и отправиться с отцом в Рим
В 1822 году Лайель предпринял поездку в Винчелзи — местность, весьма
интересную в геологическом отношении, так как здесь он мог наблюдать
обширное пространство суши, сравнительно недавно освободившейся изпод моря
В 1823 году он был избран секретарем Геологического общества, и к
этому же году относятся его первые вполне самостоятельные геологические исследования. Он предпринял экскурсию в Суссекс и на остров Уайт,
ГЦе изучил отношения некоторых слоев, остававшиеся до тех пор неясны
226
ми. Свои наблюдения — чисто специальные, лишенные общего значения — он сообщил Мантелю, который обнародовал их позднее в
Геологии острова Уайт
.
1824 год был посвящен геологическим экскурсиям по Англии с Констаном Прево и по Шотландии с Буклэндом, а в следующем году появились первые печатные работы Лайеля о прослойках серпентина в Форфаршире и о пресноводном мергеле: работы фактические, описательные, первые опыты начинающего ученого.
Некоторое время спустя в одном из журналов появилась его статья, в
которой он излагает свое кредо, основную идею своих дальнейших работ.
Но Лайель еще не оценил всех трудностей предстоявшей ему работы.
Он думал, что его роль будет, главным образом, ролью компилятора. Он
решил написать учебник геологии, обыкновенный компилятивный учебник, краткий свод накопившихся в науке материалов, разумеется, иначе
освещенных, чем у предыдущих исследователей.
Оказалось, однако, что написать компиляцию невозможно, а можно и
должно сделать нечто большее.
Я почувствовал, — писал Лайель, — что предмет, в котором нужно
произвести столько реформ и переделок, в котором сам приобретаешь
новые идеи и вырабатываешь новые теории по мере выполнения своей
задачи, в котором приходится постоянно опровергать и находить аргументы, — что такой предмет должен быть разработан в книге, не имеющей
ничего общего с учебником. Приходилось не излагать готовые истины |
ученикам, а вести диалог с равными себе
. |
В 1828 году он предпринял со своим приятелем Мурчисоном продол-1
жительную геологическую экскурсию во Францию, Италию и Сицилию.
Главной целью этой экспедиции было ближайшее ознакомление с
осадками третичной эпохи. По имеющейся теории, между третичной и
современной эпохой был пробел, перерыв.
Ход событий изменился
, старый мир погиб, уничтоженный какой-нибудь катастрофой, и воздвигся
новый.
Прежние экскурсии Лайеля заставили его усомниться в справедливости этих заключений; теперь же он решился проверить свои сомнения, изучив третичные осадки на всем протяжении от Франции до Си
цилии.
Исследования его совершенно уничтожили прежние воззрения. Сравнивая третичные окаменелости с современными, он сделал вывод, что
они представляют одно неразрывное целое: третичные осадки, климат,
население незаметно переходят в современные. Ничто не говорит в пользу
громадных общих катастроф, разрывающих цепь явлений; напротив, все
свидетельствует о медленном непрерывном и однородном процессе развития.
ДАРЛЗ ЛАЙЕЛЬ
Понятно, какое громадное значение имели эти выводы для теории
униформизма. Катастрофисты теряли свою главную опору: доказательство существования резкого перерыва между настоящим и прошлым.
Первый том
Основных начал геологии
Лайеля вышел в свет в
1830 году, второй — в 1832-м, третий — в 1833-м.
Трудно определить в немногих словах значение этой книги. Оно не
укладывается в краткую формулу, не выражается в ярких открытиях, которые можно было бы пересчитать по пальцам.
Вся его книга в целом представляет открытие. В книге Лайеля деятельность современных сил природы впервые явилась в своем настоящем свете.
Он показал, что, во-первых, работа этих
слабых
агентов приводит в действительности к колоссальным результатам, продолжаясь в течение неопределенного времени, и, во-вторых, что она действительно продолжается в течение неопределенного времени, незаметно сливаясь с прошлым.
Изучению современных сил посвящены первый и второй тома
Основных начал
. Перечислим главнейшие разряды явлений, которые здесь
трактуются.
Лайель доказал, что огромные колебания в климате могут происходить вследствие изменений в очертании материков и морей, что подобные
изменения действительно совершались в течение геологической истории
и согласуются с переворотами в климате, о которых свидетельствует та же
история.
Деятельность воды как геологического агента впервые выяснена Лай
елем в ее настоящем объеме и значении. Он установил понятие о разрушающей и созидающей работе рек, морских течений, приливов и отливов;
показал громадные размеры этих двух параллельных и соотносительных
процессов.
Изучая продукты деятельности современных вулканов и сравнивая их
с древними вулканическими породами, он показал, что те и другие имеют
существенно однородный характер и свидетельствуют об одинаковом процессе — о местных вулканических действиях, совершавшихся с большими перерывами в течение долгих периодов. Напротив, нигде, ни в древнейших, ни в новых образованиях, нет признаков действия, превосходящего по энергии и быстроте современные явления.
Наконец, не менее полно и основательно исследовал Лайель вопрос о
роли органических агентов в истории земной коры. Он развенчал прежнее
мнение о перерывах в истории органического мира, сопровождавшихся
уничтожением и возникновением целых фаун и флор, доказав (для третичной эпохи), что при более тщательном исследовании мы открываем и
здесь постепенность развития, гармонирующую с постепенным преобразованием неорганической среды.
Климатическая теория, законы действия водяных и вулканических
агентов, происхождение вулканов, набросок более верной теории горооб
разования, роль организмов в истории земной коры и связь между развитием органического и неорганического мира — вот главные пункты в работе Лайеля.
На этом фундаменте Лайель построил историческую геологию — очерк
изменений, пережитых земною корой с древнейших времен до настоящего времени. Изданный впоследствии в виде отдельного сочинения, этот
очерк представляет первый набросок исторической геологии в том виде
как мы изучаем ее сегодня.
Лично ему принадлежит в этой области исследование третичной системы. Это было первое подробное изучение и подразделение огромного і
отдела в истории нашей планеты: схема, установленная Лайелем (эоцен, |
миоцен и плиоцен), сохранилась и до наших дней с изменениями лишь в !
деталях. Позднее по следам Лайеля пошли другие исследователи — Сэдж- і
вик, Мурчисон, Мак Куллох и прочие — они сделали для древнейших j
систем, вторичной и первичной, то же, что он сделал для третичной, і
Независимо от этого его исследование третичной системы имело ог- і
ромное философское значение, показав, что
современный порядок ве- |
щей
тянется уже бог знает сколько времени и привел к полному преобра- 1
зованию земной поверхности в отношении ее устройства, климата, флоры і
и фауны.
Книга Лайеля имела огромный успех. Первый и второй тома разошлись в двух изданиях прежде, чем вышел третий, так что в 1834 году
потребовалось уже третье издание всего сочинения.
В Англии же быстрее всего распространились и были признаны воззрения Лайеля. Для молодых, начинающих ученых его книга явилась настоящим откровением.
Когда я отправился на Бигле
, — рассказывал Дарвин, — профессор Генсло, который, как и все геологи в ту эпоху, верил в последовательные катастрофы, посоветовал мне достать и изучить только что опубликованный первый том Основных начал
, но ни в коем случае не принимать
его теорий.
Как изменились мнения геологов! Я горжусь, что первая же местность, где я производил геологические исследования, Сантьяго на острове
Зеленого Мыса, убедила меня в бесконечном превосходстве взглядов Лайеля сравнительно с теми, которые защищались до тех пор известными мне
геологами
.
К сороковым годам победа могла считаться полной, и Лайель сделался
пророком в своем отечестве
: новое поколение геологов видело в нем
своего вождя и наставника, тогда как теории старых авторов были окончательно сданы в архив.
В 1832 году ученый женился на Мэри Горнер, давно уже считавшейся
невестой Лайеля — дочери знакомого Лайеля, известного ученого Леонарда Горнера. Мисс Горнер была начитанна, знала иностранные языки,
іулРЛЗ ЛАЙЕЛЬ
занималась геологией и впоследствии помогала мужу в его исследованиях, определяла для него окаменелости и так далее. Это была спокойная,
рассудительная женщина, такая же уравновешенная натура, как сам Лайель; они как нельзя более сошлись характерами и прожили сорок лет душа
в душуИздание
Основных начал
было важнейшим событием в жизни Лайеля. До тех пор малоизвестный геолог, не вполне благонравный, хотя и
подающий надежды
ученик Буклэнда, он разом стал во главе науки.
Правда, отцы-основатели возмущались таким нарушением субординации,
но и они не могли не видеть, что имеют дело с главой школы.
В Лондоне ему предложили читать лекции по геологии в
Королевской коллегии
. Он согласился, — не совсем охотно, впрочем, так как боялся, что профессорская деятельность будет помехой самостоятельным
исследованиям.
Вскоре после женитьбы Лайель отказался от профессуры, чтобы посвятить себя всецело и исключительно самостоятельным исследованиям.
С адвокатурой он давно распростился; теперь исчезли последние сомнения относительно карьеры. Вся его дальнейшая жизнь была посвящена науке. Она прошла в геологических экскурсиях и в обработке данных, собранных во время экскурсий. Лайель много путешествовал по Европе и Америке: добрая треть его жизни прошла
в поле
, как выражаются
геологи. .,
С расцветом новой геологии ширилась и слава ее основателя, а с ней
появились награды, почести, отличия со стороны ученых учреждений и
правительств.
В 1834 году Лайель получил от Лондонского королевского общества —
старейшего и славнейшего из ученых обществ Англии — золотую медаль
за
Основные начала геологии
, а 24 года спустя оно почтило его своей
высшей наградой. В 1848 году он был пожалован в рыцари и с этого момента стал уже не просто Чарлз Лайель, а
сэр
Чарлз Лайель; в 1864 году
получил звание баронета. Кажется, он отнесся к этим титулам довольно
равнодушно; по крайней мере; в письмах его упоминается об этих событиях лишь мимоходом и без всякого увлечения, которое, однако, чувствуется, когда он говорит о своем научном значении, которое, видимо, было
ему очень и очень лестно.
В 1854 году Оксфордский университет избрал его почетным доктором
прав, а в 1862 году Парижская академия, забаллотировавшая Лайеля лет
пять тому назад, как еретика и нечестивца, сменила гнев на милость и
приняла реформатора геологии в свое святилище в качестве члена-корреспондента.
Около этого времени занятия его приняли несколько иное направление, сосредоточившись на новой, едва возникшей в то время науке о доисторическом человеке, которой он и посвятил свои последние годы. В
100 ВЕЛИКИХ УЧЕНЫ
конце жизни Лайель, не терявший трудоспособности, увлекся совершенно новым для геологов вопросом — о появлении человека на Земле. |
Было давно известно, что вместе с костями мамонтов встречались ка^
кие-то странные, как будто искусственно оббитые, куски кремня. Выска^
зывалась мысль, что эти куски камня представляют собой каменные топо^
ры доисторических людей. Но ученые профессора и члены академий сме|
ялись над этими
нелепыми
предположениями Некоторые геологи, и і
числе их Лайель, обратили внимание на эти находки. |
Лайель объездил Францию, Германию, Италию в поисках следов Древ-І
него человека и написал о результатах своих исследований нашумевшую|
книгу
Геологические доказательства древности человека
. |
Любовь к природе толкнула Лайеля на путь геолога, самолюбие подгоняло его на этом пути. Самолюбие вообще играло немаловажную роль в'
его жизни. В детстве награды и отличия заставляли его зубрить латинскую
грамматику, в зрелом возрасте жажда славы укрепляла и подстрекала его
природную склонность к естествознанию.
Но у него не было самолюбия маленьких великих людей, к которым
нужно подходить с кадилом и знаками подданства... Равным образом самолюбие никогда не заставляло его умалять чужие заслуги или бояться
соперничества.
Из всех ученых, — говорит Дарвин, — никто не может сравниться с
Лайелем в дружелюбии и благожелательности. Я много раз виделся с ним
и склонен сильно полюбить его. Вы не можете себе представить, с каким
участием отнесся он к моим планам
.
22 февраля 1875 года Лайель скончался на семьдесят восьмом году
жизни. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве, с почестями.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ
(1801—1862)
Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 года в
деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.
В 1816 году он поступил на физико-математическое отделение Харьковского университета и вскоре стал удивлять всех своими необыкновенными успехами в изучении математики. На Михаила обратил внимание
ректор университета, профессор Т.Ф. Осиповский — талантливый математик и выдающийся педагог. Он расположил к себе многообещающего
юношу и руководил его занятиями. В октябре 1818 года Остроградский
окончил Харьковский университет, а 1820 году он успешно сдал экзамены
на звание кандидата наук. Перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре.
Однако ученой степени Остроградский не получил, и причиной тому
послужила острая идейная борьба, развернувшаяся в Харьковском и других университетах России, вызванная наступлением реакции в последние
годы царствования Александра I. Первыми жертвами реакции стали просвещение и университеты.
Т.Ф. Осиповский, любимец передового студенчества, человек откровенно материалистических убеждений, пришелся не ко двору. Его отправили в отставку, одновременно нанеся удар и по его единомышленникам
и поклонникам. Одному из первых досталось его лучшему ученику Остроградскому, на которого донесли, что он не посещал лекций по философии
и по обязательному для всех студентов
богопознанию и христианскому
Учению
. На этом ничтожном, надуманном основании ему не только отказали в присуждении степени кандидата наук, но и лишили его диплома
°б окончании университета. Это было неслыханным глумлением над буДУЩИМ ученым, чей талант был замечен уже тогда.
К счастью, мракобесам не удалось погубить талант Остроградского
Наоборот, в нем сильно укрепилась любовь к математике, и он решает
продолжить свои занятия в Париже под руководством выдающихся математиков Политехнической школы. Он приезжает туда в мае 1822 года. В
Политехнической школе, Сорбонне, коллеж де Франс он слушает лекции
знаменитых ученых Коши, Фурье, Лапласа, Монжа, Пуассона, Лежандра
Штурма, Понселе, Вине и других, пролагавших новые пути в математическом анализе, математической физике и механике. Изучив и усвоив
результаты, достигнутые французской математической школой. Остроградский и сам стал заниматься важными и актуальными вопросами того времени, часто опережая своих парижских коллег.
Выдающиеся способности молодого ученого вскоре получили довольно широкое признание. Так, Коши в мемуаре, напечатанном в журнале
Парижской академии наук в 1825 году, с похвалой отзывается о первых
научных исследованиях Остроградского, посвященных вычислению интегралов. Коши писал:
...один русский молодой человек, одаренный большой проницательностью и весьма искусный в вычислении бесконечно
малых, Остроградский, прибегнув также к употреблению тех же интегралов и к преобразованию их в обыкновенные, дал новое доказательство
формул, мною выше упомянутых, и обобщил другие формулы, помещенные мной в 19-й тетради Политехнической школы. Господин Остроградский любезно сообщил мне главные результаты своей работы
.
В 1826 году русский ученый представил Парижской академии наук
свою первую научную работу —
Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне
, высоко оцененную Коши и напечатанную в трудах
Академии. О научном значении этой работы можно судить хотя бы по
тому, что еще в 1816 году Академия объявила специальный конкурс на ее
решение.
В 1824—1827 годах Остроградский представил еще несколько мемуаров. Эти работы укрепили научную репутацию молодого ученого и завое-.
вали ему дружбу и уважение многих французских математиков. |
Но Михаила Васильевича неумолимо тянет на родину, где о его успе-|
хах хорошо знали. Недаром молодых людей, отправлявшихся учиться за|
границу, родные и близкие напутствовали словами:
Становись Остроградским
.
В 1828 году он выехал в Россию. Тяжелой была эта поездка. В дорог
его обокрали, и ему пришлось от Франкфурта-на-Майне до Петербурі
добираться пешком.
Русский пешеход
, пробирающийся к тому же из-з
границы, выглядел весьма подозрительным, и мнительные власти, которым везде чудились восстания декабристов, установили за ним тайный
полицейский надзор. Вероятно, об этом Остроградский не знал до конца
своих дней.
Сразу же после приезда Остроградского в Петербург началась его пло
МЯХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ
дотворная работа в Академии наук и кипучая педагогическая деятельность.
дкадемия наук высоко оценила научную деятельность Остроградского: в
августе 1830 года его избрали экстраординарным, а через год — ординарным академиком по прикладной математике. С этого времени его жизнь
была полна творческих удач, и деятельность его отмечалась присвоением
ряда почетных ученых званий. Так, в 1834 году он был избран членом
Американской Академии наук, в 1841 году — членом Туринской академии, в 1853 году — членом Римской академии Линчей и в 1856 году —
членом-корреспондентом Парижской академии.
Научные интересы Остроградского определились рано, еще до отъезда
в Париж. В объяснении совету Харьковского университета Остроградский
еще в 1820 году писал, что желает
усовершенствовать себя по части наук,
относящихся к прикладной математике
. И действительно многие свои
труды он посвятил математической физике и механике, став одним из тех,
кто заложил фундамент этих наук.
По математической физике Остроградский написал пятнадцать работ.
Большая часть их относится к задачам распространения тепла, теории
упругости, гидродинамики. Наибольшее научное значение имеют его работы по теории теплоты. Эти исследования, помимо того, что содержат
важнейшие результаты, относящиеся непосредственное к теории распространения тепла, имеют огромное общематематическое значение. В них, с
одной стороны, заложены начала для ряда важных теорий, развивающихся в наше время, а с другой стороны, в них содержатся теоремы, являющиеся одними из центральных в математическом анализе.
Первым из русских ученых Остроградский стал заниматься аналитической механикой. Ему принадлежат первоклассные исследования по методам интегрирования уравнений аналитической механики и разработке
обобщенных принципов статики и динамики.
Наиболее выдающиеся исследования Остроградского относятся к обобщениям основных принципов и методов механики. Он внес существенный вклад в развитие вариационных принципов. Вариационные принципы механики входят в круг вопросов, интересовавших ученого в течение
всей его жизни. Постоянное возвращение к вариационному исчислению
и вариационным принципам механики роднит его с Лагранжем, одним
из создателей вариационного исчисления и творцом аналитической механики.
Остроградский изучал проблемы аналитической механики в самом
общем виде. Такая постановка вопроса вела в свою очередь к изучению
вариационного исчисления, в которое, как частный случай, входит дина^ка. Мемуар Остроградского
О дифференциальных уравнениях, отно^щихся к задаче изопериметров
, напечатанный в
Трудах
Петербург^ой академии наук в 1850 году, принадлежит в равной мере механике и
ьариационному исчислению. В силу такого подхода исследования Остро
градского по механике значительно обогатили и развили понимание вариационных принципов, прежде всего, с математической точки зрения.
Поэтому интегрально-вариационный принцип, сформулированный Га-1
мильтоном, справедливо называется принципом Гамильтона-Остроград - j
ского. |
Его труды по механике, включая
Лекции по аналитической механике
и
Курс небесной механики
, явились фундаментом, на котором стро-1
илась и развивалась русская школа в области механики. Работы Остро-1
градского по математическому анализу в большинстве случаев вызваны!
его исследованиями по математической физике и механике: они дают|
решение математических вопросов, поставленных теоретическим естество-1
знанием того времени. Так, в связи с исследованиями вопросов распрос-|
гранения тепла в твердом теле он получил знаменитую формулу, вошед-|
шую теперь во все учебники математического анализа под именем форму-1
лы Остроградского—Грина. В настоящее время эта формула играет огромную роль в математической физике, векторном анализе и других разделах
математики и ее приложений.
Не будет преувеличением сказать, что Остроградский внес выдающийся
вклад и в область математического анализа. Его результаты вошли в современную математику в качестве существенной и неотъемлемой ее части
и представляют собой то необходимое оружие, без которого математика
уже не может обойтись.
В круг интересов Остроградского входили также и алгебра, и теория
чисел, и теория вероятностей. По словам Н.Е. Жуковского,
в творениях
М.В. Остроградского нас привлекает общность анализа, основная мысль,
столь же широкая, как широк простор его родных полей
.
Остроградский оказал неоценимую услугу русской науке, воспитав
целую плеяду талантливых учеников, впоследствии ставшие выдающимися представителями русской науки. В их числе И.А. Вышнеградский —
основоположник теории автоматического регулирования; Н.П. Петров —
создатель гидродинамической теории смазки и автор классических исследований по теории механизмов, А.Н. Тихомандрицкий, Е.И. Бейер,
Д.М. Деларю, Е.Ф. Сабинин — профессора математики и многие другие
математики и выдающиеся инженеры.
В разные годы Остроградский преподавал в Офицерских классах при
Морском кадетском корпусе, был профессором Института корпуса инженеров путей сообщения, лучшего в то время технического учебного
заведения страны. Он читал курс лекций на физико-математическом отделении Главного педагогического института, в стенах которого учились
Д.И. Менделеев, Н.А. Добролюбов, И.А. Вышнеградский. С 1841 года
преподавал в Офицерских классах Главного артиллерийского и Главного
инженерного училищ. Остроградский до ко
...Закладка в соц.сетях