Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих кораблекрушений

страница №9

золотом!) приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500
пудов. Тысячепудовые куски скал оттаскивались в сторону с помощью
паровых лебедок, установленных на баржах. Каждый день, сменяясь, работали 7 водолазов и 5 ныряльщиков.

5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую
монету — английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь
четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью перемыт и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве.
Результаты ее подводных работ на Принце оказались такие: две вилки и
ложка белого металла, кусок саперной лопаты, втулка от колеса, подко^i, лошадиные кости, офицерская сабля, лопаточка для пирожных, заМок, галоша с датой 1848, несколько кожаных подметок, огромное количество свинцовых пуль и т. д.

94


Перед отъездом из Балаклавы представители фирмы заявили, что корабль, на котором они проводили работы, по их мнению, был Принцем. Однако, несмотря на самые тщательные поиски, им не удалось
найти среднюю часть корабля. Оставшиеся части корпуса были сильно
разрушены, причем разрушения носили явно искусственный характер
Это обстоятельство привело их к убеждению, что англичане, которые
оставались в Балаклаве в течение восьми месяцев после кораблекрушения, подняли бочонки с золотом еще до окончания Крымской войны.

В заключение потерпевшие фиаско кладоискатели повторяли версию
B.C. Языкова, согласно которой Принц — единственное железное судно из всех кораблей, ставших жертвой урагана 1854 года.

Но так ли это? Обратимся к первоисточникам.

Вот что сообщает английский историк Вудз в своей книге Последняя
кампания
(Лондон, 1860 год).

Принц, паровой корабль, прибыл в Балаклаву утром 8 ноября. Он
отдал один якорь, который вместе с канатом весь ушел в воду Когда
отдали другой якорь, то этот также ушел; оба якоря с канатами были
потеряны на глубине 35 саженей в воде, очевидно, что ни один из канатов
не был соответственно закреплен... После этого Принц стал в море на
значительной дистанции и, возвратившись, удерживался за кормой корабля Язон на швартове, пока другой якорь с канатом не были приготовлены.

Что это за корабль Язон? В английском журнале Прэктикл Мэкеникс Джорнал за 1854 год находим то, что не было известно ни Языкову,
ни эпроновцам, ни японцам:

...в Блекуолле... были выстроены три однотипных корабля, соответственно названные Голден Флис, Язон и Принц.

Далее приведены самые подробные размеры и характеристики каждого корабля.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, перед штормом на балаклавском рейде стояло два однотипных парохода — Принц
и Язон. Во-вторых: если бы Прэктикл Мэкеникс Джорнал попался
бы на глаза эпроновцам или японцам в момент подъема частей корпуса,
то по точной спецификации, приводимой журналом, без особого труда
можно было бы установить, является ли обследуемое судно Принцем
или нет. К сожалению, никто этого не сделал.

Любопытно мнение на сей счет И. С. Исакова, адмирала флота Советского Союза: Принц, Принц-Регент, Черный Принц, 200 000
500 000 франков, 1 000 000 фунтов стерлингов, 60 000 000 франков, миллионы рублей золотом... Разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели...

Да, действительно, найденный эпроновцами затонувший корабль мог
быть и Принцем, и Язоном, и Хоупом, и Резолютом. До сих пор
нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японца

95


.,% были из тех бочонков, которые вез Принц для выплаты жаловацья солдатам.

А было ли вообще золото на борту Принца, когда он пришел на
балаклавский рейд?

Историки и горе-историки вроде B.C. Языкова из числа сотрудников
ЭПРОНа и представители японской фирмы Синкай Когиоссио, пытавшиеся восстановить подлинную картину катастрофы Принца, забыли
иди не сочли достойным внимания один примечательный факт

Ни одна шинель, телогрейка, пара сапог, ни один соверен не могли
попасть в Балаклаву без санкции суперинтенданта британских экспедиционных сил, действовавших в Крыму. Суперинтендант был подчинен непосредственно финансовым органам Вестминстера в Лондоне, а его контора во время Крымской войны находилась в Константинополе

Доставленные Принцем в Истамбульский порт обмундирование,
амуниция, продовольственные запасы и золото должны были быть направлены в Балаклаву по списочному составу, предоставлявшемуся из
Крыма главнокомандующим. Списки людей, погибших в боях, от болезней и эпидемий, с дьявольской последовательностью, каждый день, расходились с фактическими потерями, а разница оставалась в руках разбитных клерков (конечно, не без ведома их прямого начальника — суперинтенданта) .

То, что манипуляции с золотом и снаряжением приносили прибыль
подчиненным британского суперинтенданта в Константинополе, очевидно.
Вот почему наиболее достоверной версией надо считать ту, которая утверждает, что бочонки с золотом были перегружены в Истамбульском
порту на какой-то другой корабль, и после этого Принц ушел в Балаклаву.


А вот другое веское свидетельство того, что на Принце не было золота В эпопее Принца жестоко пострадали многие страны, кроме Англии. Так, Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия —
двести тысяч, Япония — почти четверть миллиона рублей золотом, в то
время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота Его Величества.

Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту Принца к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.

О бочонках с золотыми монетами говорят источники более позднего
Семени, когда широкая молва сделала Принца Черным.

РОЙАЛ ЧАРТЕР

25 октября 1859 года

Английский парусно-винтовой корабль был выброшен штормом на скалы острова Англси. Погибло 456 человек.

Жесточайший ураган, обрушившийся на западное побережье Англии в октябре 1859 года, вошел в
историю метеорологии как шторм
Ройал Чартер. После гибели одноименного корабля в Великобритании была организована постоянная метеорологическая служба.

Ройал Чартер (Королевская
хартия
) построили в 1854 году в
Уэльсе, на верфи близ города Честера, в графстве Флинтшир. Это

было большое по тем временам трехмачтовое железное судно с полной
корабельной оснасткой и паровой машиной. Корпус корабля длиной
326 футов был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков, ширина
судна составляла 41 фут и 6 дюймов, глубина трюма — 22 фута 5 дюймов. Валовая вместимость составляла 2719 регистровых тонн; водоизмещение — около 3500 тонн. Судно строили по специальному заказу Ливерпульско-Австралийской пароходной компании для перевозки срочных грузов и пассажиров между Англией и Австралией. В трех классах
корабля могло разместиться 500 пассажиров, экипаж состоял из 85 человек. Еще на стапеле корабль купила фирма Гиббс, Брайт энд компани.

В январе 1856 года Ройал Чартер вышел из Ливерпуля в свой первый
рейс на Австралию. Капитан Тейлор привел корабль в Мельбурн на шестидесятый день плавания, что равнялось рекорду лучших клиперов мира.
После этого Ройал Чартер, совершив еще несколько быстрых переходов на дальний континент, завоевал репутацию самого быстроходного и
комфортабельного судна на линии Ливерпуль — Мельбурн.

26 августа 1859 года Ройал Чартер вышел из Мельбурна в Англию.
На его борту находилось 412 пассажиров и 112 членов экипажа — всего
524 человека. По официальным сведениям, которые позже были опубликованы в британской прессе, Ройал Чартер имел в трюме 68 398
унций золотой россыпи на сумму в 273 тысячи фунтов стерлингов, золотые слитки стоимостью 800 тысяч фунтов стерлингов и 48 тысяч золотых соверенов. Это золото принадлежало британской короне. Что касается прочего груза, то известно, что трюмы корабля были забиты кипая
ми овечьей шерсти. Еще не утихла австралийская золотая лихорадка!

^рОЙАЛ ЧАРТЕР*

97


начавшаяся за семь лет до того, и пассажиры Ройал Чартера возвращались в Европу с золотом.

Ветры благоприятствовали плаванию корабля, и он совершил очень
быстрый по тем временам переход, пройдя 12 тысяч миль менее чем за два
месяца. На пятьдесят пятый день плавания, утром 24 октября 1859 года,
Ройял Чартер отдал якорь в ирландском порту Куинстаун (гавань Корк).
Здесь на берег сошли 13 пассажиров и 11 рабочих-такелажников, которые
по контракту отработали свой срок в Австралии.

Капитан корабля Тейлор по телеграфу оповестил владельцев компании о благополучном завершении плавания, доложил, что на борту все в
порядке и он снимается через час с якоря, чтобы следовать в Ливерпуль.
Владельцы судна поздравили своего лучшего капитана с установлением
нового рекорда по времени перехода — 55 дней.

Ройал Чартер должен был прибыть в Ливерпуль вечером 25 октября,
но пассажиры попросили Тейлора показать им чудо века — знаменитое
детище маленького гиганта Англии И. К. Бруннеля — пароход Грейт
Истерн
. Это огромное судно, длиной более 100 метров, с шестью мачтами, гребными колесами диаметром 17 метров и гребным винтом, стояло
в гавани у острова Холихед. Ройал Чартеру следовало при выходе из
гавани Куинстауна пройти на север проливом Святого Георга, который
разделяет Англию и Ирландию, обойти северную часть острова Англси,
повернуть на восток и войти в устье реки Мерси. Маленький островок
Холихед, где в бухте на якоре стояло чудо века, расположен к западу от
острова Англси. Заход в эту гавань занимал не менее трех часов. Именно
эти часа стали для Ройал Чартера роковыми.

В проливе Святого Георга стояла обычная для того времени погода,
дул легкий юго-восточный ветер. Ройал Чартер шел под парами со
скоростью 7 узлов, не неся никаких парусов. В 16 часов 30 минут корабль подошел к острову Холихед и вошел в гавань, где на якоре стоял
Грейт Истерн. Этот гигант мог принять на борт более б 000 пассажиров и 65 000 тонн груза, причем запаса угля ему хватало, чтобы совершить
плавание из Европы в Австралию.


Как только Ройал Чартер обогнул северную оконечность острова
Англси, ветер сменился с юго-восточного на северо-восточный, его сила
составила 10 баллов по шкале Бофорта. С каждой минутой ветер усиливался. Команде с большим трудом удалось поставить штормовые паруса.
С правого борта от корабля находился опасный скалистый берег. Судно
плохо слушалось руля, паровая машина мощностью всего 200 лошадиных сил не могла противостоять стихии. Ройал Чартер сносило к подветренному берегу мыса Линас... Все попытки капитана Тейлора сделать
поворот и переменить галс успеха не имели — судно не слушалось руля.
Сильное течение в устье реки не позволяло кораблю продвигаться впеРЄД, 12-балльный ветер сносил его к берегу.

На борту Ройал Чартера были два 18-фунтовых орудия и две сигальные пушки. Надеясь на помощь паровых буксиров из Ливерпуля, до

98


которого оставалось час ходу при нормальной погоде, Тейлор приказал
стрелять из сигнальных пушек и пускать в небо красные ракеты. Но ни
буксиры, ни лоцманы Мерси, известные своим опытом и отвагой, в этот
вечер не вышли из порта. Уже после катастрофы выяснилось, что Ройал
Чартер
попал в шторм, сила которого в 28 раз превышала умеренный
бриз. Капитан Тейлор не раз попадал в шторм, не раз испытал силу дальневосточных тайфунов и вест-индских ураганов, но здесь, буквально у
порога родного дома, такого ветра он еще не встречал...

Среди пассажиров Ройал Чартер были два капитана дальнего плавания — Уитерс и Адаме. Посоветовавшись, они решили отдать оба якоря
и попытаться отстояться до окончания урагана или хотя бы до заметного
ослабления ветра. Паровая машина Ройал Чартера работала на предельных оборотах.

Каждые полминуты судно содрогалось всем корпусом, его нос то зарывался в волны, то снова под углом 30 градусов поднимался над бушующим морем. Время от времени с резким пронзительным звуком вылетали
срезанные от перенапряжения в наборе корпуса железные заклепки.

Часть парусов, которые с большим трудом удалось поставить, унесло
ветром. Теперь все зависело от надежности якорей и их цепей. Иногда
порывы ветра ослабевали, и судно под действием вращения винта бросалось рывком вперед, но очередной удар шквала снова отбрасывал его
назад, и тогда цепи натягивались как струны. Каждые пять минут стреляла сигнальная пушка корабля, и с его кормы взмывала в небо красная
ракета.

Капитан Тейлор несколько раз заходил в салон, сообщая пассажирам
о шторме, который, по его расчетам, должен был вот-вот кончиться, и
всячески всех успокаивал. В полночь, спустившись с верхней палубы в
салон, Тейлор приказал старшему стюарду немедленно приготовить для
всех кофе. Это в какой-то степени взбодрило пассажиров, они немного
успокоились, кто-то стал наигрывать на пианино бравурный марш, ктото играл в карты... Капитан отправился к себе в каюту.

В 1 час 30 минут ночи 25 октября лопнула левая якорь-цепь у клюза — судно осталось на одном якоре. Не прошло и получаса, как оборвалась и правая цепь, корабль стал медленно дрейфовать кормой к берегу.
Машина Ройал Чартера по-прежнему работала на полный передний ход.
Чтобы хоть немного уменьшить площадь сопротивления ветру, капитан
приказал рубить мачты. Матросы, едва удерживались на ногах от порывов
ветра, но быстро перерубили ванты — грот-мачта рухнула за борт, разбив часть правого фальшборта и проломив крайние доски верхней палубы. Вслед за ней, лишившись крепления, за борт упала фок-мачта.

Удары при падении мачт привели обитателей твиндеков и салонов в
ужас. Среди четырехсот пассажиров поднялась паника. Тейлор приказал
закрыть все двери салонов и люки твиндеков и сам стал за штурвал. Казалось, что паровая машина справится со штормом. Две огромные мачты,
рухнув за борт, немного облегчили судно, и у капитана появилась надеж
„рОЙАД ЧАРТЕР
99

да, чт0 он сможет спасти корабль и людей. Примерно 30—40 минут судно
оставалось на месте. Все теперь зависело от машины и гребного винта.
рухнувшие за борт мачты увлекли за собой и снасти бегучего такелажа —
шкоты, брасы и оттяжки. Плававшие теперь на воде мачты ветром и волнами стало относить в корму корабля, и одна из снастей намоталась на
сребной винт. Ройал Чартер оказался полностью во власти урагана...
Его тут же понесло ветром на берег. О том, чтобы вывалить за борт спасательные шлюпки, не могло быть и речи. Ветер сбивал матросов с ног.
Тейлор, поняв, что судно через несколько минут будет выброшено на
берег, не забыл открыть пассажирам выходы на верхнюю палубу.

Корабль несло к берегу носом вперед. Примерно в 3 часа 30 минут,
как вспоминают уцелевшие свидетели катастрофы, Ройал Чартер ударился днищем носовой части корпуса о песок, и его тут же развернуло
дагом к волне. От правого борта корабля до береговых скал было метров
пятнадцать—двадцать. Место, куда выбросило корабль, носит название
залив Ред-Уорф — Залив красного причала, а скалы называются Моелфрэ Случилось так, что носовая часть корабля оказалась на песке, а средняя его часть и корма — на скалах. С левого борта у кормы глубина
составляла четыре сажени.

Ураган не утихал. Семиметровые валы через каждые 20 секунд ударялись в левый борт судна. Они быстро смыли с палубы шлюпки, разрушили надстройки. Через образовавшиеся в палубе щели вода начала заливать внутренние помещения корабля. Пассажиры в панике выбирались
через открытые люки и сходные трапы на верхнюю палубу. Здесь их тут
же с головой накрывал налетавший вал и уносил за борт на скалы. Те,
кому удавалось за что-нибудь уцепиться, снова искали убежища в твиндеках корабля. Пассажиры собрались в центральном салоне. Священник
Кодж читал молитвы, его голос заглушали страшные удары волн, корпус
корабля то и дело вздрагивал, издавая скрип и скрежет.

До берега было не более 20 метров. Казалось, что спасение рядом. Но
на пути к нему были острые скалы и бушующий прибой...

Жители окрестных поселков стояли на вершинах утесов, но ничем не
могли помочь несчастным. Была лишь одна возможность спасти людей —
протянуть над бушующей бездной между кораблем и утесами надежный
канат Его можно было закрепить за марсовую площадку оставшейся бизань-мачты и вытянуть на берег.

Матрос первого класса Джозеф Роджерсон завязал вокруг груди конец
прочного лотлиня, выждал момент и бросился в воду. Откатом волны
Роджерсона трижды относило от скал к борту корабля, и только с четвертой попытки ему удалось достичь берега и уцепиться за камни. СтоявШиє на утесах люди спустились к нему и взяли конец лотлиня, а матроса,
У которого были сломаны ребра, отнесли в поселок. Потом они вытянули лотлинь с привязанным к другому его концу манильским канатом.
Гаким образом была построена воздушная дорога, которую моряки
Сзывают боцманским креслом или подвесной беседкой. По ней на

100 І

берег с корабля переправили десять матросов Ройал Чартера и двух пассажиров. Капитан Тейлор в первую очередь отправил на берег своих матросов, так как решил сделать еще одну подвесную беседку и надежнее
закрепить на берегу первую. Жители поселка не знали, как это делается

Однако ураган не ослабевал, корабль продолжало бить о скалы Около семи часов утра Ройал Чартер разломился на три части. Больше ста
человек, находившихся в твиндеках судна, оказались в воде, среди бурунов, между берегом и бортом. Никто из них не уцелел. Человек двадцать
забросило волнами на уступы утесов. Рыбаки и каменотесы, пришедшие
на помощь, смогли спасти лишь троих. В носовой части корабля осталось около ста пассажиров и членов экипажа. Когда судно разломилось
на части, вода залила внутренние помещения, и всем, кто в них находился, пришлось искать спасения на верхней палубе, откуда волны выбросили людей на острые скалы. Части корпуса Ройал Чартера были превращены в груды обломков железа и дерева буквально за час

Уцелеть посчастливилось немногим. Среди спасенных не оказалось
ни одной женщины, ни одного ребенка, ни одного офицера Погиб и
капитан Тейлор с двумя своими коллегами-капитанами. Очевидцы видели
его плывущим к скалам, его оглушило шлюпкой, которую подхватил набежавший вал. Из 500 человек Ройал Чартера спаслось всего 34' 3 пассажира из первого класса, 13 пассажиров из второго класса и 18 из 112 членов экипажа.

По данным, опубликованным в Тайме, с 24 октября по 10 ноября
1859 года, в результате урагана погибло 325 судов (из них 113 были превращены в щепы) и 784 человека Морская спасательная служба Англии спасла
487 человек.

Управление торговли Великобритании назначило комиссию по расследованию причин гибели Ройал Чартера, ее председателем стал член
парламента сэр 0'Дауд. Входившие в комиссию чиновники Адмиралтейства заявили, что деревянное судно не было бы разбито штормом так
быстро Они утверждали, что железо, из которого изготовили корабль,
имело дефект. Однако при экспертизе выяснилось, что качество железа
выше среднего, и никаких отклонений от норм обнаружено не было
Анализ проекта Ройал Чартера показал, что корпус корабля имел достаточный запас прочности В отчете комиссии говорилось, что капитан
Тейлор и его помощники выполнили свой долг до конца, а причина катастрофы — непреодолимая сила стихии.

Тем временем охотники за затонувшими кладами устремились к разбитому корпусу Ройал Чартера. Для того чтобы прекратить грабеж королевской собственности, правительство вынуждено было выставить в
заливе Ред-Уорф отряд вооруженных солдат. Известно, что около одной
четвертой части ценного груза корабля было поднято со дна залива в
течение трех месяцев после катастрофы. В 1954 году было поднято золото, стоимость которого оценивалось в несколько сот тысяч фунтов стерлингов.

СУЛТАНША

27 апреля 1865 года

Американский пассажирский пароход сгорел после взрыва парового котла на Миссисипи близ Мемфиса Число погибших
составило 1653 человека, спасенных — 741 человек

В мировой истории речных катастроф гибель Султанши занимает особое место: по числу жертв оно
стоит на первом месте и является
одной из самых тяжелых катастроф
в истории торгового флота США в
мирное время

Пассажирский колесный пароход Султанша был построен в верховьях Миссисипи в 1863 году В то
время он считался одним из самых

больших и роскошных пароходов страны Его вместимость составляла
1719 регистровых тонн Он имел три палубы, на которых были размещены просторные салоны, залы и каюты Мощная паровая коромысловая
машина обеспечивала судну ход до 23 километров в час.

В начале апреля 1865 года командование штаба генерала Улисса Гранта отдало приказ погрузить в Виксберге на Султаншу партию бывших
военнопленных-северян, которые почти два года содержались южанами в
лагерях-тюрьмах Андерсонвиля, Кахабы, Мейсона и Фиско Бывших пленников было много, а по Миссисипи тогда совершали регулярные рейсы
всего три пассажирских парохода — Оливковая ветвь, Паулина Кэролл
и Султанша, другие пароходы были уничтожены или выведены из строя
в ходе военных действий.

Султанша была рассчитана на перевозку 276 каютных и 400 палубных пассажиров Капитану Мэссону приказали принять на борт 2239 освобожденных из плена северян На судне уже находилось 70 каютных пассажиров, не считая 85 членов экипажа Таким образом, когда пароход
вышел из Виксберга, на его борту было 2394 человека — в три с лишним
раза больше допустимой нормы.

От других пассажирских пароходов Миссисипи Султанша отличалась
котлами особой конструкции Весенняя вода реки, с большой примесью
глины, была непригодна для питания этих котлов Капитану Мэссону во
время плавания из Нового Орлеана приходилось делать по просьбе старшего механика парохода Нэйта Уинтрингера остановки почти у каждой
пристани и продувать котлы. Так, после продувки и чистки в Виксберге их
Дришлось чистить на следующее утро в Хелене.

102


К вечеру 26 апреля Султанша прибыла в Мемфис. Здесь опять продули котлы и погрузили уголь, сто 240-килограммовых бочек сахара, десяток овец и пятьдесят свиней. В полночь того же дня Султанша отошла от пристани Мемфиса и продолжала свой путь вверх по реке. Ночь
выдалась темной и холодной. За штурвалом стоял сам Мэссон. Через два
часа ему предстояло миновать окруженные многочисленными отмелями
острова, обозначенные в лоции как Старая курица с цыплятами. Заметить отмели мог только опытный лоцман, хорошо знавший эти места
Вахту в машине нес второй механик Клеменс. Его беспокоил правый котел, который в Новом Орлеане дал течь.

Один из очевидцев катастрофы, солдат Честер Берри, 21 года, взятый в
плен южанами у Фредериксбурга, писал в своих воспоминаниях: Когда
мы садились на пароход, на его палубах царило веселье, словно на свадьбе. Я никогда в жизни не видел более радостной толпы, чем эти бедные
голодные парни. Большинство из них долгое время находились в плену,
некоторые даже по два года, многие из них были ранены. В счастливом
ожидании скоро увидеть отчий дом они не обращали внимания на эту
страшную тесноту. На нижних палубах солдаты лежали вплотную друг к
другу. У всех была одна заветная мечта — быстрее попасть домой
.

На Султанше солдаты заполнили не только палубы, где они лежали
вповалку, но и все внутренние проходы, коридоры, трапы и даже часть
котельного отделения.

К двум часам ночи на пароходе все погрузились в тяжелый сон. Султанша, пройдя неосвященную пристань Тэглеман, уже миновала первые
острова Старой курицы с цыплятами.

После Мемфиса пароход прошел всего восемь миль. Наступил чет-,|
верг, 27 апреля. Судовые часы показывали 2 часа 40 минут утра. В это|
время и взорвался правый паровой котел Султанши. Судя по описани-Ц
ям очевидцев, взрыв был очень сильный, но не очень громкий, он скоре|
походил на резкий выхлоп сжатого воздуха. Пробитые палубы рухнул^
под тяжестью огромной массы человеческих тел. Одна дымовая труб|
упала за борт, вторая обрушилась на бак парохода. Не прошло и минуть^
как всю среднюю часть судна охватил огонь. Построенный из дерева J
отделанный изнутри деревом, пароход стал легкой добычей огня. |

Разрушения на Султанше оказались огромными. Как уже говори-1
лось, проломленные взрывной волной, не выдержав веса толпы, пал убыл
обрушились. Большая часть спавших на них солдат погибла в первые же
минуты. Огонь, раздуваемый ветром, с невероятной быстротой превратил пароход в гигантский факел, плывущий вверх по реке: паровая машина Султанши и левый котел не пострадали, продолжали вращаться греб-1
ные колеса парохода. Машину некому было остановить. Ч

В момент взрыва старший механик Султанши Нэйт Уинтрингер!
находился в котельном отделении. Он видел, что стоявший рядом его
помощник Клеменс исчез в дыму. В своем отчете суду Уинтрингер писал:''
Сначала я оцепенел от ужаса. Это был какой-то кошмар. Выскочив на

103


верх, я увидел, что кругом в воде плавают люди. Со всех сторон до меня
доносился один и тот же крик: Погасите огонь! Пламя все увеличивалось. Кругом царил страшный хаос. Я понял, что огонь заставит меня
покинуть палубу. Выломав из окна какой-то каюты деревянн

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.