Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих кораблекрушений

страница №6

Йоханнесбурге, то есть от берега через рифы проложить к Гросвенору туннель. К месту работ прибыла целая флотилия,
на берегу строились административные здания, бараки для рабочих, складские помещения Работы вели в течение двух лет. Специалисты трижды с
Разных точек приступали к прокладке туннеля, и трижды он рушился.
Пустив на ветер солидную сумму, Пит Крайн сдался. Его флотилия отбыла под своеобразный салют — на берегу взрывали оставшийся динамит.

РОЙЯЛ ДЖОРДЖ

29 августа 1782 года

Британский линейный корабль опрокинулся на борт и через
три минуты затонул на рейде Портсмута. Из 1200 находившихся на его борту человек погибло более 800.

Линейный 108-пушечный кораблі
1-го ранга Британского королевского флота Ройял Джордж англичане называли кораблем знаменитых
адмиралов
. Спущенный на воду в
1747 году, он олицетворял собой
мощь британского флота, был исключительно прочным, красивым и
быстрым кораблем. На его стеньгам
развевались штандарты, стяги и вымпелы выдающихся флотоводцев Великобритании — адмиралов Ансона, Боскауэна, Хаука, Роднея и Хоува.|
Как флагман он участвовал во многих морских сражениях, не раз одер-^
живал блестящие победы. В одном из поединков он отправил на дно фран-)
цузский 70-пушечный линейный корабль Сюперб, в другом — прижал ]
берегу и поджег 64-пушечный Солейл Рояль.

В последних числах августа 1782 года Ройял Джордж под флаго?
контр-адмирала Ричарда Кемпенфельда прибыл на Спидхедский рейд і
просигналил, что ему необходимы мелкий ремонт, вода, ром и провизия.|
Корабль направлялся в Средиземное море, где должен был встретиться cj
английской эскадрой. Требовалось перебрать малый кингстон правого
борта, пропускавший воду. Такая работа, как правило, производилась на
плаву при помощи судовых средств. Неисправный кингстон находился на|
метр ниже уровня воды в средней части корпуса, и, чтобы накренить!
корабль до нужного градуса, требовалось выдвинуть все орудия левого!
борта в пушечные порты, а орудия правого борта откатить внутрь, к диаметральной линии судна. I

Ремонт стоявшего на якоре Ройял Джорджа начали рано утром|
29 августа при полном штиле. Правый борт полностью обнажился доі
скулы, при этом пушечные ядра левого борта оставались открьітьімиі
Высота борта корабля от киля до фальшборта верхней палубы состав-|
ляла 19 метров, осадка — 8 метров. Пока корабельные плотники ccj
шлюпки перебирали кингстон, к флагману подошли лихтер и шлюп.^
Первый доставил Ройял Джорджу запас рома в бочках, второй — провизию и воду.

В это время на борту корабля находилось, помимо 900 членов экипажа, около 300 гостей, в основном женщины и дети, которым разрешено

^ройял ДЖОРДЖ 63

было прибыть на борт, чтобы перед дальним плаванием повидаться со
своими мужьями и отцами. На корабле было и человек 150 незваных гостей — проститутки, менялы, шулера, торгаши и т. д.

Пока перегружали на Ройял Джордж ром и провизию, большинство
матросов и гостей находились на двух нижних палубах. Контр-адмирал
Кемпенфельд в своей каюте на корме писал приказ.

Кингстон вскоре починили, но корабль не выпрямили. Случайно один
из корабельных плотников заметил, что крен корабля слегка увеличился
и вода тоненькими струйками стала вливаться через нижние косяки открытых пушечных портов на нижнюю палубу левого борта. То ли это
произошло от того, что корабль накренился, когда с левого борта поднимали бочки с ромом, то ли от того, что матросы катили эти бочки по
палубе накренившегося борта. Плотник прибежал на шканцы и доложил
старшему вахтенному офицеру, что вода поступает через открытые нижние порты и скапливается по левому борту нижней палубы. Корабельный
плотник просил офицера дать немедленную команду выровнять корабль.
Но старший вахтенный офицер, назначенный на Ройял Джордж всего
за пару месяцев до того, проигнорировал его совет. Когда плотник вернулся на нижнюю палубу, он увидел, что вода лилась через порты внутрь
корабля. Она уже доходила до колен. Плотник снова бросился на шканцы, где увидел третьего лейтенанта корабля. Лейтенант понял, что кораблю фозит опасность, и как только плотник ушел, он приказал рассыльному вызвать барабанщика на палубу и дать сигнал к выпрямлению
корабля.

Команда, услышав барабанную дробь, побежала строиться к своим
орудиям... То ли из-за того, что большинство матросов бежало по левому,
нижнему борту, то ли из-за неожиданно налетевшего порыва ветра, Ройял Джордж накренился еще больше и черпнул воды всеми портами нижнего дека.

Ройял Джордж начал валиться на бок. По мере увеличения крена,
все, что на его трех палубах не было закреплено, стало сдвигаться, катиться и ползти на левый борт. Буквально через полминуты, когда крен
превысил 45 градусов, в сторону левого борта начало скатываться и то,
что было плохо закреплено: дубовые станки бронзовых пушек, огромные
ядра, бочки с водой, уксусом и ромом. Палубы Ройял Джорджа огласились криками, женскими воплями и плачем детей, повсюду слышались
треск и фохот. Люди бросились на высокий, правый борт корабля, но
лишь немногие сумели добраться по быстро кренившимся палубам, по
которым вниз с грохотом сползали одно за другим орудия и ящики, до
поручней борта

Очевидцы, а их были тысячи, потом рассказывали, что все это произошло в течение 1—2 минут. Тремя высоченными мачтами Ройял
Джордж
лег на воду и в течение следующей минуты затонул. Погружаясь
на Дно, он увлек с собой ошвартованный по его левому борту ромовый
лихтер Парк.

64


По официальному отчету Британского адмиралтейства, цифры которого, надо полагать, были занижены, эта катастрофа унесла 900 человеческих жизней, включая жизнь контр-адмирала Кемпенфельда Спаслись
те, кто смог быстро покинуть помещения, расположенные по левому борту
корабля, добраться до фальшборта правого борта и перелезть на оказавшийся в горизонтальном положении борт Спаслось всего 200—300 человек При погружении корабль снова принял вертикальное положение, лег
на грунт килем и уже под водой повалился на 30 градусов на левый борт
Над водой остались три торчавших под углом стеньги Ройял Джорджа
Благодаря этому некоторые из спрыгнувших с правого борта при погружении корабля смогли найти на них спасение Среди спасенных была
только одна женщина и один мальчик

Эта катастрофа стала черным днем не только для Портсмута, главной
базы Королевского флота, но и для всей Англии Лорды Адмиралтейства
должны были объяснить своему народу, почему за две минуты погибло
почти 1000 человек

По основной версии корабль черпнул открытыми пушечными портами воду и потерял остойчивость По другой версии гибель Ройял Джорджа связана с сухой гнилью Члены трибунала британского Адмиралтейского суда, разбиравшие обстоятельства катастрофы, считали, что
Ройял Джордж не мог затонуть по причине потери остойчивости, вызванной попавшей в открытые порты водой, так как стоял носом к бризу и
крен его на левый борт составлял всего 7 градусов, чего было вполне
достаточно, чтобы оголить неисправный кингстон Корабль за 35 лет своей службы настолько был охвачен сухой гнилью, что его корпус потерял прочность, и в тот злополучный день 29 августа на Спитхедском рейде из днища корабля выпал огромный кусок — в образовавшуюся пробоину, размер которой составил почти треть площади подводной части корпуса, хлынула вода и корабль пошел ко дну

Это подтверждается точными фактами, которые у членов трибунала
Адмиралтейского суда не вызывают спора или сомнения
, — такова последняя фраза заключения трибунала по Ройял Джорджу

Данное трибуналом объяснение не снимало с командования корабля, эскадры, флота и самого Адмиралтейства обвинения по поводу катастрофы При этом вина перекладывалась на тех, кто отвечал за состояние
корпуса корабля и качество его последнего ремонта Хотя это заключение было сделано Адмиралтейским судом, моряки Королевского флота
Англии в нее не верили Во-первых, с кораблей эскадры, стоявших вокруг
Ройял Джорджа, видели, как он повалился на бок и лег мачтами на
воду Этого не произошло бы, если бы одна третья часть днища корабля
отвалилась, упала на дно, — в этом случае корабль затонул бы прямо,
без крена Конечно, сухая гниль в корпусе Ройял Джорджа имелась,
но не в такой степени, чтобы часть днища выпала Этому наверняка
должны были предшествовать сильные течи корабля задолго до его гибели Известно, что Ройял Джордж не раз садился на мель, и если уж

,ррйял ДЖОРДЖ

65


„сухая гниль была столь распространена, то огромный кусок днища
отвалился бы именно при одном из таких касаний грунта

Адмиралтейство провело осмотр корпуса затонувшего корабля лишь
спустя четверть века В 1817 году власти Портсмутского порта сообщили
Корабль лежит на грунте носом на вест-зюйд-вест с большим креном на
левый борт Корпус корабля во многих местах изъеден червями и сильно
оброс водорослями


Ройял Джордж лежал на глубине 19 метров Первые водолазные
работы на нем англичане провели в 1839—1840 годах Тогда подняли семь
бронзовых пушек общим весом 15 тонн, десятки чугунных ядер, около
Ю тонн меди, много дерева, посуду, человеческие черепа и кости

Позже на поверхность извлекли корабельный колокол, который повесили на колокольню портовой церкви Портсмута Особый интерес для
искателей морских реликвий представляла флагманская каюта корабля
Оттуда достали большое серебряное блюдо и ложку, глиняную трубку,
корабельную печать, винную бутылку, чашку, пистолет, серебряную пряжку от ботинка, кусок адмиральского палаша, медаль и даже золотое кольцо, снятое со скелета адмирала, погибшего на боевом корабле, но не в
бою

ТЕЛЕМАК

4 января 1790 года

французский бриг затонул на реке Сена По некоторым данным, вместе с судном на дно отправились сокровища Марии
Антуанетты, оценивающиеся в 1,2 миллиона фунтов стерлин
гов

4 января 1790 года Телемак входил в устье Сены почти с убранными парусами К вечеру небо заволокло тучами, ветер усилился
Набережные Сены и улицы городка Киибеф
опустели На реке было волнение,

Стоя на мостике, капитан Андре Каминю
всматривался в огни ночного порта, желая
лишь одного — отдыха Через полчаса заскрежетали якорные цепи, и судно закачалось
на волне С нетерпением глядя на приближающуюся таможенную шлюпку, капитан
приказал сбросить трап Вскоре она пришвартовалась, и черные фигуры таможенников в плащах появились на палубе Каминю
шагнул навстречу

Бриг зафрахтован руанскими купцами
для доставки партии товаров в Лондон Я бы

попросил вас, господа, побыстрее провести досмотр Команда чертовски устала


Я думаю, капитан, — ответил глухим голосом высокий таможенник,
лицо которого скрывал капюшон, — что досмотр мы отложим до утра
Время позднее, да и зюйд-вест набирает силу

Благодарю вас

Но утром им не суждено было встретиться на бриге Через несколько
часов штормовой ветер погнал тяжелые морские волны в Сену Схлестнувшись с быстрым течением реки, они образовали мощные водовороты
Телемак сорвало с якоря, и спустя четверть часа он исчез в пучине
Команде удалось спастись — до берега было недалеко

Сена поглотила Телемак 4 января 1790 года В те дни гибель брига
привлекла внимание разве что мелких чиновников министерства, запечатлевших это трагическое событие в реестре

Взоры французов приковал к себе Париж, где набирала силу революция Спустя два года восставший народ сверг монархию, а в январе 1793-го
по решению Конвента был казнен Людовик XVI Несколько позже —
Мария Антуанетта После смерти королевы в Париже стали упорно распространяться слухи о сказочных сокровищах, которые королевская се

67


^ья якобы пыталась тайно вывезти в Англию Французские газеты писадИ, что в конце 1789 года Мария Антуанетта доверила переправить в Лондон все фамильные драгоценности капитану Телемака Андре Каминю,
g прошлом не раз выполнявшему деликатные поручения королевы Будто
бьі по ее указанию золотая посуда, кубки, наполненные алмазами и рубицами кожаные мешки, а также два с половиной миллиона золотых луидоров под охраной преданных офицеров королевской гвардии были тайно
доставлены в Руан, где под погрузкой стоял Телемак Сюда же были
привезены и сокровища нескольких аристократических семейств и аббатств Франции В газетах утверждалось, что в Руане в подвалах замка
одного из приближенных короля золото и серебро укладывали в специально изготовленные бочонки Их заливали дегтем и грузили на Телемак

Версию французский прессы подхватили и англичане В лондонских
газетах появились сообщения бывших матросов и офицеров Телемака,
подтвердивших факт нахождения на судне сокровищ Людовика XVI О
них заговорили в Конвенте, и по настоянию его депутатов революционный трибунал начал расследование

Допросили бывшего исповедника короля, который признался, что
однажды стал свидетелем разговора Людовика XVI и Марии Антуанетты Речь шла о каком-то судне, на котором следуют отправить сокровища в Англию Следователям удалось разыскать и бондаря По его словам, осенью 1789 года от незнакомого господина он получил заказ на
изготовление нескольких десятков бочонков Заказчик пояснил, что они
предназначаются для отправки в Англию партии дегтя В конце декабря
этот господин выкупил заказ, а спустя несколько дней бондарь наблюдал, как в порту его бочонки грузились на бриг Телемак Наконец,
таможенные чиновники в Кийбефе тоже вспомнили, что в предштормовой январский вечер почти одновременно с Телемаком в порт вошла
еще одна шхуна А утром, уже после гибели брига, во время досмотра
они обнаружили на ней спрятанное среди товаров столовое серебро с
гербом королевской семьи Его конфисковали, но расследования проводить не стали

Полученные трибуналом данные не могли оставить Конвент равнодушным к слухам о погребенных на дне Сены сокровищах Из Шербура
Фочно отправилась группа инженеров и более трехсот рабочих и матро^в, чтобы поднять затонувший бриг Вскоре судно было обнаружено, но
Никто не мог сказать точно, Телемак это или нет, поскольку участок
Реки в разное время стал кладбищем для многих кораблей Подъем затоЧувшего брига осуществить не удалось Через три месяца бесплодных ра5от экспедиция вернулась в Шербур

Когда в 1815 году во Франции произошла вторая реставрация монархи, Людовик XVIII сразу же приказал поднять Телемак Этот факт стал
'Ще одним веским доказательством того, что на бриге действительно находись сокровища королевской семьи Вновь из Шербура в Киибеф выехала

68


экспедиция. Но через несколько месяцев и она прекратила работы, ^g
добившись результатов.

Однако теперь во Франции уже никто не сомневался, что затонувший
Телемак — хранилище несметных богатств. Компании и частные лица
наперебой предлагали правительству свои услуги по поднятию судна в
августе 1837 года морское министерство Франции выдало инженерной
компании из Гавра Магри и Дэвид лицензию на подъем Телемака Ец
разрешалось в течение трех лет производить необходимые работы В случае успеха пятую часть найденных сокровищ получили бы предприниматели, при этом десять процентов они обязаны были пожертвовать в фонд моряков-инвалидов. Но три года усилий не принесли желаемого результата. К 65 тысячам франков затраченного капитала прибавились многочисленные долги, и после некоторых колебаний глава фирмы
Магри отказался от участия в предприятии. Его компаньон Дэвид проявил большую настойчивость. Взяв в нескольких банках кредит, он продлил срок действия лицензии еще на три года и привлек к работе молодого английского инженера Тейлора. Тот и возглавил операцию по подъему
судна. Тейлор намеревался поднять Телемак, используя силу прилива
С помощью различных приспособлений корпус затонувшего судна обвивался множеством цепей. При отливе их концы закреплялись на целой
флотилии плоскодонных лодок. Предполагалось, что прилив поднимет
лодки и вместе с ними вырвет из илистого дна Телемак. Но первые
опыты окончились неудачей. Цепи лопались словно нити, а бриг оставался на месте. В августе 1841 года Дэвид официально заявил о прекращении
работ.

Однако бурную деятельность неожиданно развил Тейлор Он обивал
пороги редакций газет, выступал на собраниях акционеров крупных и
мелких компаний — и везде уверял, что необходимо продолжить дело
Тейлор ссылался на вырезки из старых газет, выписки из следственного
дела трибунала, нотариально заверенные свидетельства очевидцев и описания эффективных технических проектов подъема судна. Наконец спустя год после краха фирмы Магри и Дэвид Тейлору удалось собрать
капитал в 200 тысяч франков и приступить к осуществлению замысла
Он увеличил количество плоскодонных лодок, заказал более мощные
цепи и сконструировал новые крепежные устройства. Но все попытки
поднять Телемак заканчивались одним — вниз по течению Сены плыли останки лодок с оборванными цепями, а вместе с ними уплывали
деньги компании. Акционеры начали требовать прекратить финансирование безнадежного предприятия и представить отчет о проделанной
работе, а главное — точно указать срок, когда Телемак будет поднят
со дна Сены.


Спустя некоторое время Тейлор сидел за большим столом, за которым разместились озабоченные акционеры различных компаний, финансировавших предприятие инженера. Без лишних слов Тейлор развернул
лондонскую газету и с волнением зачитал напечатанную в ней неболь

69


заметку. В ней сообщалось, что подданные Ее Величества английс
ой королевы Виктор Хьюго и его сын требуют своей доли наследства от
^ровищ, находившихся на борту Телемака, поскольку они являются
единственными родственниками одного из аббатов, чьи драгоценности
были погружены на бриг.

На несколько минут в комнате воцарилась тишина. Все молча воззрились на инженера. А тот, не давая никому опомниться, выложил на стол
несколько золотых монет: Их нашли рабочие на мелководье. Золотые

ЛУИДОРЫ
.

Такой довод для акционеров оказался самым убедительным. Работы
решено было продолжить. Но негласно к проверке достоверности заявлений Тейлора акционеры привлекли частных детективов. Выяснилось,
что достопочтенные граждане Великобритании Виктор Хьюго и его сын
никаких родственных связей во Франции не имели и не имеют. Но зато
они хорошо знакомы с родственниками Тейлора, которые и побеспокоились о помещении заметки в газете. Детективы также установили, что и
золотые монеты времен Людовика XVI скупались инженером у антикваров на деньги компании. Назревал крупный скандал. Чувствуя его
приближение, в декабре 1843 года Тейлор скрылся, оставив 28 тысяч франков неуплаченных долгов.

Нашумевшая авантюра английского инженера надолго охладила пыл
любителей легкой наживы. В течение 90 лет никаких попыток поднять
Телемак не предпринималось. Лишь в 1933 году парижские газеты вновь
стали печатать сообщения, что к сокровищам на бриге проявляют интерес многие французские и иностранные фирмы.

Спустя два года морское министерство Франции объявило, что фирмы могут представлять официальные прошения на работы по подъему
Телемака. Изучив материальные и технические возможности предпринимателей, министерство выдаст лицензию самому достойному претенденту. Срок представления ходатайства ограничивается тремя годами.

В мае 1938 года в особняке на окраине Парижа состоялось торжественное вручение лицензии французскому обществу морских предприятий. Через месяц водолазы уже бороздили дно Сены и вскоре обнаружили
глубоко засевшее в ил судно, корпус которого обвивали цепи. Найденные
около него корабельный колокол с буквой Т и пять медных канделябров XVIII века подтвердили — именно это судно и пытался поднять Тей•^Р. В сентябре из Парижа в Кийбёф отправился эшелон с оборудование^ и снаряжением. Мощные помпы на плавучих кранах уже к концу года
"чистили судно от засосавшего его грунта. В начале апреля к нему подвели лонтоны, и бриг был поднят.

В тот день сотни фотокорреспондентов, журналистов, ученых и про^о зевак толпились на набережной Кийбефа, чтобы своими глазами уви^ть столь знаменательное событие. На французской бирже упала цена
на золото, ювелиры предвкушали аукционы драгоценностей из сокровищ
^Ролевской семьи.

70


4 апреля эксперты приступили к работе Вскрывались бочонки, исследовались металлические предметы, взламывались сундуки, но ни одной
золотой монеты, ни одного ювелирного изделия обнаружено не было

Когда первое чувство растерянности прошло, наступила пора криво.
толков и самых различных предположений Вспомнили вдруг, что в этом
районе Сены несколько лет назад неизвестная фирма вела водолазные
работы, и, возможно, тогда и обчистили судно Многие засомневались
в том, что поднятый корабль и есть бриг Телемак, а другие высказывали соображение, что сокровища на самом деле погрузили на другое су;

но, а слухи о Телемаке распространяли умышленно, дабы скрыть
тинное положение дел

лютин

9 октября 1799 года

Британский фрегат затонул во время шторма между островами Тершеллинг и Влиланд Из 200 человек экипажа спасся
только один матрос Золото, перевозимое судном, оценивалось в 1175 тысяч фунтов стерлингов

В одном из залов английского
страхового общества Ллойд стоит
красивое деревянное резное кресло,
на котором прибита медная дощечка с надписью

Это кресло сделано из деревянного руля фрегата Его Британского Величества Ла Лютин, который утром 9 октября 1799 года отплыл с ярмутского рейда, имея на борту большое количество золота, и погиб той
же ночью у острова Влиланд Все находившиеся на судне люди, кроме одного человека, погибли Руль был поднят с затонувшего судна в 1859 году,
после того как пролежал под водой
шестьдесят лет


За этой лаконичной надписью скрывается один из самых драматических эпизодов в истории английского мореплавания В Англии трудно найти моряка, который не знал бы истории Лютина

Когда-то тридцатидвухпущечный фрегат Ла Лютин считался одним
из самых красивых и быстроходных судов французского военного флота
В одном из сражений он был захвачен английским адмиралом Дунканом,
который привел его в Лондон С этого момента на фрегате развевался
британский флаг, и английские моряки стали называть его не Ла Лютин, а просто Лютин, опуская французский артикль Ла

Ранним пасмурным утром 9 октября 1799 года Лютин под командованием капитана Ланселота Скиннера снялся с якоря и вышел из Ярмута
к берегам континента

Спустя восемнадцать часов, когда Лютин находился у входа в залив
Зейдер-Зе, начался сильный шторм Стараясь избежать грозившей судну
опасности быть выброшенным на прибрежные отмели голландского беРега, капитан Скиннер решил держаться в открытом море Но все попытки отойти от берега были напрасны — поворот не удался, и фрегат сел на
Мель между островами Тершеллинг и Влиланд Северо-восточный шторм
Ураганной силы быстро опрокинул судно, и оно затонуло на небольшой

72


глубине. Из 200 человек экипажа до берега добрался один матрос, который, получив сильное ранение, умер по пути в Англию.

Сообщение об этом кораблекрушении произвело в Англии сенсацию
Ведь на Лютине находилось много золота: золотые гинеи, пиастры, луидоры и золотые слитки оценивались в 1 миллион 175 тысяч фунтов стерлингов!

Золото это принадлежало группе лондонских купцов, которые застраховали его в Ллойде на сумму 900 тысяч фунтов стерлингов.

Лютин должен был доставить ценный груз в Гамбург. Гибель фрегата явилась тяжелым ударом для страховщиков Ллойда. Вскоре им пришлось выплатить страховую премию.

Пока в Англии обсуждались планы подъема золота с погибшего фрегата, слухи о затонувшем кладе распространились по всему побережью Голландии. В это время Англия и Голландия находились в состоянии войны,
и последняя, воспользовавшись этим, объявила Лютин своей собственностью. Голландцы вправе были это сделать, так как фрегат затонул в ее
территориальных водах. Во время сильных отливов борт судна был виден
под водой, и проникнуть в его трюм не представлялось особенно трудным. В течение полутора лет местные жители и рыбаки Зейдер-Зе собирали буквально золотой урожай. Правительство Голландии разрешило им
оставлять у себя одну треть добычи.

За восемнадцать месяцев с Лютина было поднято золото на сумму
более 70 тысяч фунтов стерлингов.

Но с каждым месяцем проникать на затонувшее судно становилось
труднее: под тяжестью своего веса Лютин всю глубже уходил в мягкий
грунт, а сильное течение непрерывно заносило его корпус песком. Вскоре жители островов Тершеллинг и Влиланд перестали искать здесь золото.

О фрегате вспомнили лишь спустя пятнадцать лет, когда в Европе утих
пожар наполеоновских войн. В 1821 году король Нидерландов Вильгельм
I утвердил концессию, по которой жители острова Тершеллинг могли заниматься поисками и подъемом золота Лютина, оставляя себе половину найденного. Остальное они должны были сдавать государству. Спустя
два года Вильгельм подарил концессию английскому королю Георгу, который в дальнейшем передал ее Ллойду. С этого момента поисками
клада в основном занимались англичане. Они предприняли ряд серьезных попыток овладеть золотом и за пять лет, с 1855 по 1861 год, подняли
около 40 тысяч фунтов стерлингов.

В 1859 году, помимо золотых монет и слитков, были найдены судовой
колокол Лютина и руль. Страховщики Ллойда решили увековечить
память фрегата: из досок дубового руля были сделаны стол и кресло председателя общества. Позже, в 1896 году, колокол, который долгое время
стоял под столом, подвесили в центральном зале. С этого момента в Ллойде

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.