Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ БОГОВ

страница №21

анные исследователи.
Мифы племени шона превозносят Мвари как верховного бога и первопредка, а также
подателя дождя. Но и он не гнушается озорных проделок. Когда один человек
отказался дать Мвари одеяло, тот сказал, что не уйдет из хижины. Тогда глупый
человек сжег свою хижину, чтобы избавиться от гостя, но услышал его голос с
дерева. Человек срубил дерево, но голос Мвари раздался из хозяйского быка.
Человек убил быка и стал жарить мясо, но тут шкура, мясо и кости быка вознеслись
на небо и голос Мвари произнес смеясь: "Я получил больше, чем одеяло".
...Озорное божество, порой вносящее хаос даже в среду богов, нарушающее законы
природы и установления людей, обладающее не только умом, но и остроумием,
находчивостью, а то и проявляющее плутовство, издевку, скептицизм - разве это не
обязательная часть нашего человеческого мира? Без него жизнь, наверное, была бы
более упорядочена и строга, но и скучна до невозможности.
УГАРИТ, ФИНИКИЯ
Три-четыре тысячелетия назад на восточном побережье Средиземного моря
существовал ряд процветающих городов, разбогатевших главным образом благодаря
торговле (они находились на перекрестке сухопутных и морских путей), а также
высокому культурному уровню населения. Земли эти называли Ханаанскими. Города
Библ, Тир, Сидон вошли в историю, а из государств этого региона наиболее
прославилась Финикия. Именно отсюда, как гласит легенда, Зевс похитил и доставил
на Крит царевну Европу.
В 30-е годы XX века археологи обнаружили остатки города Угарита, столицы
небольшого царства, географически расположенного на северной окраине финикийских
земель, а хронологически предшествовавшего эпохе расцвета Финикии. Лингвисты
расшифровали глиняные таблички с текстами уга-ритов - на аморейском языке,
родственном арабскому и древнееврейскому. Выяснилось, что угаритская
письменность была буквенно-звуковой (принцип алфавита, а не иероглифов), повидимому,
первой в мире такого типа (около XIV в. до н.э.). Правда, отмечались
только согласные буквы.
Не удивительно, что мифы и легенды Угарита во многом похожи на финикийские, а
имена соответствующих богов созвучны. Однако на этот пантеон оказали
существенное влияние религиозные представления египтян, ассирийцев, хеттов. Дело
в том, что города-государства Восточного Средиземноморья не только
конкурировали, но и враждовали между собой, а потому становились легкой (а порой
трудной) добычей более крупных держав. Помимо этого, синтезу культур
способствовала активная торговля с разными странами.

270


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
Некоторые угаритско-финикийские боги (например, Адонис) вошли в греческую
мифологию. Вообще, в Восточном Средиземноморье цивилизация распространялась,
описывая огромный полукруг против часовой стрелки: Египет - Ханаан - Хеттия -
Иония - Греция - Рим; приблизительно в центре этого "циклона культуры" находится
Крит, откуда родом был не только Зевс, но и великий путешественник Одиссей.
В историю финикийцы вошли прежде всего как искусные мореходы. Однако еще русский
востоковед Б.А. Тураев обратил внимание на то, что в мифах этого народа
(добавим: угаритов тоже) отсутствуют могущественные боги моря, покровители
мореплавания или морской торговли. "Финикийские и вообще ха-нанейские божества
вышли из пустыни", - справедливо заключил Тураев.
Как известно, в мифах отражается не только духовный мир, но и обыденная жизнь
народа. Исходя из этого, можно предположить, что наиболее искусными мореходами
тех времен (три-четыре тысячелетия назад) были критяне, которым не был чужд и
пиратский промысел.
С библейских времен стало нарицательным имя Молоха - свирепого и кровожадного
бога, которому приносились обильные человеческие жертвы, преимущественно дети.
Однако теперь исследователи полагают, что это было не божество, а название
обряда принесения человеческих жертв, которые позже были запрещены.
Другой символический образ, упомянутый в Ветхом Завете, - Золотой телец, - тоже,
по-видимому, имеет финикийское происхождение. Там верховного бога нередко
изображали в виде позолоченного быка, связывая с поклонением золоту, богатству.
ИЛУ (ИЛ, ЭЛИМ)
Так называли в Угарите, а затем Финикии Бога богов, Творца творений, верховное
божество. К сожалению, более или менее завершенные мифы о том, каким образом он
создал мироздание, отсутствуют. Не исключено, что это происходило так, как
описано в Библии - божественным Словом.
УГАРИТ, ФИНИКИЯ
.271
"Илу связан скорее с космосом, со всей вселенной, чем с какой-либо конкретной
страной, - пишет Ю.Б. Циркин в книге "Мифы Финикии и Угарита". - В качестве
такового он охраняет мировой порядок и в случае необходимости восстанавливает
гармонию мира - и природного, и человеческого. В своем жилище Илу возглавляет
собрание богов, устраивает для них пиры... Илу - высшая инстанция, и его решения
могут быть изменены только им самим. Он - воплощение мудрости и милостивости".
Местопребывание Илу указано в мифе неопределенно: на горе "у устья Реки, у
истоков Океанов обоих". При всей абстрактности такой мифической географии, она
предельно приземлена и отражает те ограниченные знания об окружающем мире, где
всего лишь два океана, которые были известны жителям Угарита и финикийцам.

Последние действительно бывали не только в районах Средиземного моря и
Персидского залива, но и выходили в Атлантический и Индийский океаны, хотя,
конечно же, не имели ясного представления о них и плавали лишь вдоль побережий.
Таким образом, можно сказать, что Илу находился в центре мироздания, известного
жителям Угарита Кроме того, этот высший бог считался владыкой времени, "царем
годов". Символом его является священный бык как олицетворение мощи и плодородия,
плодовитости.
Принято считать, что этот бог представлен могучим старцем с седой бородой, давно
отошедшим от мирских дел и мало вмешивающимся в установленный мировой порядок.
Однако, как и все боги, он для верующих не оставался постоянным на все века. Как
отметил А.И. Немировский, образ Илу, созданный мифами, сформировавшимися в
начале II тысячелетия до н.э., не всегда соответствует представлениям о нем
верующих, живших во время записи мифов. Так, в одном из гимнов в честь Илу он
предстает в образе могучего воина:

272


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
Восстань, Илу, Отмети, Илу, С копьем, Илу, С дротиком. Илу, С упряжкою, Илу, С
погибелью, Илу, С пожаром, Илу, С горением, Илу, Ради Угарита - Живее на
помощь".
Жена (по другой версии, дочь) Илу - Асират была владычицей моря и звалась
Великая Асират Морская, олицетворяя морскую стихию и покровительствуя рыбакам.
Она выступала и как прародительница богов и людей, хотя некоторые божества и не
считались ее потомками, например высокочтимый Балу.
С позиций единства земной природы связь гор и вообще суши с морями и океанами
представляется совершенно естественной и плодотворной, что вполне оправдывает
супружескую связь Илу и Асират. Но для народа, жившего на побережье, единение и
взаимодействие суши и моря были привычны не столько в глобальном, сколько в
локальном аспекте.
Самое удивительное, что имя этого давно почившего (вместе с почитавшими его
людьми) бога продолжает звучать и в наши дни и перейдет в будущее. Дело в том,
что оно присутствует как окончание в таких именах, как Миха-ил, Гаври-ил, Даниил,
Саму-ил, Рафа-ил. Они вошли в Тору и Библию, распространившись не только в
иудейском, но и в христианском мире.
Есть мнение, что в Угарите почитался таинственный "Бог отцовский", имя которого
или забылось, или сохранялось в строжайшей тайне. Возможно, он был
первоначальным богом-Творцом, отцом Илу. Вопрос остается неясным.
Некоторая неопределенность и, можно сказать, всеохватность Илу, его положение
над людьми и богами способствовали тому, что со временем он все более
отстранялся от других божеств, деяния которых были подобны человеческим,
возвышаясь над ними как Бог богов или просто Бог. В Ветхом Завете это уже один и
единственный Бог - Элохим.
Однако ни в Угарите, ни в Финикии так и не осуществился
УГАРИТ, ФИНИКИЯ

273


переход к единобожию. "Боги Угарита, - подчеркивает А.И. Не-мировский, -
мыслятся в образах людей, но неизмеримо более могущественных и бессмертных. Они
пируют, любят, ненавидят, видят сны, постоянно воюют друг с другом, проявляют
коварство и жестокость". В этом отношении Илу отличается тем, что он не столь
деятелен, находясь, как говорится, "над схваткой", а потому он менее очеловечен
и в наибольшей степени абстрактен.
БАЛУ (БААЛ, ВААЛ)
Имя его в переводе означает Хозяин, Владыка, и нередко дополнялось: "Силач",
"Могучий", а также "Громовник" (Балу-Хаддад) или, по названию горы,
расположенной недалеко от Угарита, Балу-Цапану (ныне Цафон, 1770 м над уровнем
моря - наиболее высокая гора в данном районе).
Отцом Балу называется Даган (Дагон), брат Илу, который был, по-видимому, богом
изобилия, подателем пищи, покровителем земледелия (или) рыболовства. Балу
сохранил некоторые функции бога плодородия, хотя почитался прежде всего как
"Скачущий на облаке", бог дождя, грозы, бури, грома и молнии. Он был
покровителем земледелия и мореплавания, для которых, конечно же, очень большое
значение имеет состояние атмосферы - дожди, ветры, бури.
Вместе с тем Балу - воин в масштабах не только земных, но и вселенских: он вышел
на бой с чудовищным семиголовым змеем-драконом Лотаном (прообраз библейского
Левиафана?). Это деяние, судя по всему, имело космогоническое значение и
определяло победу сил добра над силами зла, тем более что на стороне змея
выступил бог смерти Муту, которому удалось ранить копьем Валу. К сожалению,
столь важный миф известен только в незначительных фрагментах.
Серьезный конфликт произошел между Балу и Иамму, богом рек и морей. К последнему
верховный бог Илу испытывал приязнь, а потому приказал покровителю ремесла

274


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
Котару-ва-Хасису возвести для своего любимца дворец. Возгордившийся Иамму
потребовал, чтобы ему сдался и подчинился Балу. Это требование поддержал сам
Илу!
Но гордый и могучий Балу восстал против такого решения (не означает ли это, что
в Угарите на смену старшему поколению богов - или прежней царствующей династии -
пришли новые боги и те, кто им поклонялись). Вооружившись дубиной, он выступил
против Иамму, но был повержен.

Однако искусный Кстару-ва-Хасису пришел на помощь Силачу Балу, оказавшемуся
слабее противника, изготовив две палицы, которые сами колотили врага. С их
помощью, точнее, благодаря их самостоятельным ударам, Иамму был повержен. Так
Балу победил (можно сказать, благодаря автоматическому оружию, а не личным
качествам) и был провозглашен царем.
Но этого ему было мало. Нужен был и дворец, достойный царя. Построить его Балу
то ли не умел, то ли не' имел права. Такие дворцы имели дети Илу и Асират
(представители царствующей династии богов). Не рассчитывая на снисхождение Илу,
от которого зависело разрешение на возведение дворца, Балу обратился за помощью
к сестре и жене Анат, богине любви, войны и охоты. Ей пришлось отвлечься от
своего занятия (она помогала угаритам сражаться против людей востока, разила
врагов и прикрепляла отрубленные руки к своему поясу, а головы закидывала за
спину). Анат явилась к Илу и, угрожая расправой, заставила старого бога
согласиться на постройку дворца Балу...
Всю эту историю не следует толковать как расцвеченный фантазией рассказ о
соперничестве двух родов, претендующих на власть и богатство. Как сказано далее,
имея дворец, Балу может установить определенное время дождей и разливов рек; он
возвысит свой голос в облаках, будет обладать всей полнотой власти. А дворец его
будет из кедра и лазурита, серебра и золота. Такое жилище выстроил искусный
Котару-ва-Хасису. Надежный и красивый дворец символизирует упорядоченность
владений Балу, четкий распорядок, которому должны подчиняться сезоны дождей, что
чрезвычайно важно для земледелия.
Однако есть еще один могущественный бог - Муту (Мот), владыка подземного мира,
царства мертвых. Он посылает Балу приказание явиться на его пир. Напуганный Балу
приходит к богу смерти... О дальнейших событиях сведений нет. Возможно,
УГАРИТ, ФИНИКИЯ

275


свидание со смертью (здесь это бог-мужчина) может ожидать даже бога. На время
смерти Балу землю поражает засуха. По настоянию жены Илу назначает преемником
Балу своего сына Ас-тара, но тот не способен властвовать над стихией.
Вновь на первый план выходит прекрасная и смертоносная Анат. Она вступает в бой
с Муту и побеждает его (любовь побеждает смерть!). Воскресший Балу опять
воцаряется на троне. Но и смерть бессмертна: на седьмой год вновь является Муту
и вступает в бой с Балу. На земле снова наступает засуха. Но богиня Солнца Шапаш
не позволяет смерти одержать окончательную победу. (В мифе, пожалуй, отражается
наступление засушливых периодов приблизительно каждые семь лет.)
...Исследователи полагают, что "Владыка Скачущий на облаке" (Баал-Зебул) позднее
был низведен до "Владыки Мух" (Баал-Зебуба), а в Библии представлен повелителем
демонов Вельзевулом. Таковы были последствия борьбы с многобожием. Хотя, как
известно, Иисус Христос говорил, что изгоняет бесов силою Вельзевула.
АНАТ (АНАТУ)
По своему положению первенство среди богинь Угарита (Финикии) должна занимать
Асират, супруга верховного бога Илу. Но она явно отходит на второй план перед
Анат - несравненно более активной и яркой богиней, наделенной не только
красотой, но и силой, мужеством. Она верна в любви и дружбе, вспыльчива,
беспощадна к врагам. Это богиня любви, войны и охоты.
Анат - возлюбленная, жена и, по-видимому, сестра Балу, а также его соратница. Ее
гнева боятся не только люди, но и боги. Покровительствуя угаритам и финикянам,
она в сражениях бестрепетно разрубает на куски их врагов.
Когда Анат узнаёт, что бог смерти Муту (Мот) поглотил (убил) Балу, она -
...хватает бога Мота, Мечом его рассекает, Веялом его развеивает,
276.
100 ВЕЛИКИХ БОГО!
Пламенем его обжигает, На жерновах его мелет, Сеет его в поле.
Создается впечатление, что речь идет о колосьях, которые ере-] зает Анат, а
затем обрабатывает зерно. В общем, она выполняет как будто мирную женскую
работу, а не расправляется с противником! Как это понимать: как развернутое
сравнение расправы с врагол и сельскохозяйственной работы? Или это аллегория,
призванна раскрыть подтекст смерти (временной) бога, дарующего жизнь^ Ведь миф
об умирающем и воскресающем боге повествует о воз-| рождении жизни. Возможно,
Анат выступает тут как богиня гаки
дородия или жрица, совершающая ритуч альные действия, способствующие буду-| щему
богатому урожаю...
В любом случае Анат остается смелой воительницей, рискнувшей рад* любимого
вступить в бой с само!' смертью (и добиться победы, хотя не окончательной, что в
принципе невозможно, ибо жизнь и смерть неразлучны). Она, как естественно для
богини любви, борется за жизнь и способствует ее возрождению.
Странным образом в ней соседству жестокость и чуткость к поэзии, t Балу
требуется ее помощь, он посылае к ней гонцов с просьбой явиться в ег горную
обитель, где она сможет услышать "слово дерева и шепот камня, звук, идущий к
земле с неба и от бездны - к звездам". При встрече ohi умылись росой небес,
умастились маслом! земли, сели пировать, и только после! этого галантный (или
осмотрительный)! Балу попросил ее получить у Илу раз-| решение на строительство
дворца. Когда Анат явилась с этой просьбой перед лицом всевышне-1 го бога, он
ответил ей отказом. Она вспылила и крикнула ему,'
УГАРИТ, ФИНИКИЯ

277


что набросится на него и зальет кровью его голову и седую бороду. Илу испугался
(или притворился напуганным) и уступил своей дочери (о том, кто ее мать,
сведений нет). Эта странная сцена показывает, что в Угарите женщины пользовались
немалыми правами, а конфликты поколений бывали нередко.
Помимо Анат в Угарите была еще одна богиня любви, красоты, плодородия - Астарта,
олицетворение планеты Венера (она соответствует ассиро-вавилонской Иштар). В ней
воплотился другой лик любви: не бурная страсть, доходящая до исступления, как у
Анат, а чувство ровное, спокойное, хотя и сильное, способствующее семейной жизни
и продолжению рода. Нередко Анат и Астарта воспринимались как единое божество.
ГРЕЦИЯ, РИМ
Боги Древней Греции и Рима (как преемники древнегреческой культуры) превратились
со временем в символические образы, которые широко использовались в поэзии,
живописи, философии едва ли не всех европейских народов. Несмотря на господство
христианской религии, эти языческие боги продолжали существовать в сознании
людей, хотя и во многом утратив свою мистическую сущность.
Характеризуя древнейшую, "доклассическую" мифологию, крупный специалист
(специалистка) по древнегреческой литературе А.А. Тахо-Годи отметила феномен
слияния архаического человека с природным миром, "ощущение себя, как и вообще
всего животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери -
материи". По этой причине, считает она, для древнейшей мифологии характерны
смешанные сочетания: человека с конем (кентавр), змеей (Ехидна), львом (Сфинкс),
морским чудовищем (Тифон), быком (Минотавр).
Ощущение единства с окружающей природой определило легкость превращений людей в
растения, животных, камни, ручьи, реки, озера. В то же время древнегреческие
боги порой сохраняют признаки тотемов: так, Зевс нередко отождествляется с
быком. Но едва ли не главный признак архаических верований - представления о
бесчисленных мелких духах природы, присутствующих в лесах и рощах, ручьях и
родниках, в пещерах и ущельях, у отдельных деревьев и скал (нимфы, наяды,
дриады, сатиры). Духи природных стихий, как предполагалось, были преимущественно
враждебны человеку ("демоны глухонемые" - по образному выражению Федора
Тютчева).
Преодоление пассивного сопротивления "дикой" природы поГРЕЦИЯ,
РИМ

279


родило многочисленные предания, мифы о героях. Среди них особо выделяется Геракл
(Геркулес). Затем произошло разделение мифических героев на две группы. Более
древние, давшие людям огонь, научившие искусствам, земледелию, ремеслам
(Прометей, Аполлон, Деметра, Гефест), были отнесены к бессмертным богам. Деяния
других, более поздних героев (Дедала, Орфея, Тесея, Одиссея) уже можно отнести к
рубрике "жизнь замечательных людей".
Мудр миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса и смертной женщины. Он осмелился
занять место отца в солнечной колеснице. Небесные кони, однако, почуяли
неуверенность руки смертного человека и понесли сияющую колесницу. Когда она
приближалась к земле, вспыхивали леса и дома, обрушивалась на людей, растения,
животных губительная засуха. Удалялась солнечная колесница - начинались страшные
холода. Ударом молнии Зевс сразил Фаэтона...
Миф предостерегал: не следует человеку своевольно вмешиваться в ход природных
процессов, подчиненных высшим законам, божественным силам. Забвение этой истины
приводило прежде и приводит сейчас народы и страны к экологическим кризисам.
Согласно мифам, изначально существовал Хаос (разверзшаяся бездна). Можно
предположить, что это отражает хаотичные, неорганизованные в определенном
порядке представления людей об окружающем мире. С освоением производящего
хозяйства, созданием культурных ландшафтов, городов, искусственной (техногенной)
среды, человек стал по-новому относиться к духам природы. Вот что писал об этом
философ А.Ф. Лосев:
"Теперь и только теперь природа получает у греков то умиротворение и ту
поэтизацию, которыми они прославились на все последующие века вплоть до
настоящего времени. Нимфы рек и озер, так называемые океаниды, или нимфы морей,
так называемые нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и т.д. раньше
представляли собой дикие и ужасные страшилища, от которых человек не знал, куда
и деться. Но теперь значительно возросла его мощь и власть над природой...
Нимфы, рассыпанные по всей природе, получили теперь красивый, милый вид...
Всем теперь правит Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Раньше он
сам был и ужасным громом, и ослепи280

100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
тельной молнией... Теперь же гром и молния стали не больше как атрибуты Зевса, и
от разумной воли Зевса стало зависеть, как и для каких целей пользоваться ему
своими громами...
Фемида раньше тоже ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее
стихийных и беспорядочных действий. Теперь она - богиня справедливости, богиня
прекрасного человеческого правопорядка... Детьми Зевса и Фемиды являются Оры -
веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и
государственного распорядка, справедливейшим образом посылающие с неба
атмосферные осадки... Даже мойры, эти страшные и неведомые богини рока и судьбы,
управляющие раньше всем Мирозданием и бывшие только одним из аспектов все той же
богини-Матери, даже эти мойры трактуются теперь как дочери Зевса и ведут
блаженную жизнь на светлом, веселом и красивом Олимпе".

Если прежде боги нисходили с небес к людям, то теперь герои смело бросали вызов
богам. Лидийский царь Тантал, похитив с неба нектар и амброзию, раздавал
божественную пищу людям Певец Фамирид вступает в музыкальное состязание с
музами. Мастерство Дедала позволяет его сыну подняться к Солнцу. Ниоба, дочь
Тантала, считает себя красивее Лето (Латоны), матери Аполлона и Артемиды. Диомед
вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой И вот уже могучий Геракл
взваливает себе на плечи свод небесный!
Однако мнимое освобождение от власти природы сопровождалось все более властным
порабощением социальной средой, правилами и ритуалами, государственными
структурами. Зевс хотя и управляет миром, привнося порядок в первозданный хаос
(непознанные еще законы природы), но и его своеволию почти нет предела, о чем
свидетельствуют его многочисленные сексуальные похождения. А с VI века до н.э ,
когда стала развиваться греческая (ионийская) натурфилософия, боги вообще
отрешились от высоких идей, и начали вести жизнь, подозрительно похожую на
человеческую.
Греческим мифологическим персонажам повезло в том смысле, что им в древности
были посвящены поэтические труды Ге-сиода, Гомера. Эти и некоторые последующие
мыслители постарались навести порядок в систему разрозненных преданий.
Сложившаяся мифология (именно - "логия", означающая познаГРЕЦИЯ,
РИМ
.281
ние) оказалась настолько законченной, что ее переняли римляне. При этом
греческие божества приобретали новые имена, но в общем существенно не отличались
от своих прообразов. По этой причине мы не станем их выделять особо.
ЗЕВС (ЮПИТЕР)
Интересна предыстория этого верховного бога. Он вовсе не существовал с начала
времен, а сам захватил высшую власть.
По одному из вариантов греческих мифов творения, первоначально из первозданного
Хаоса возникла Гея-Земля. Она породила сына Урана, владыку неба. От их брака
родились чудовищные создания: сторукие гиганты, одноглазые великаны-киклопы
(циклопы). Дети восстали против власти отца, и он низверг их в глубочайший
Тартар.
Мать-Земля породила титанов и убедила их напасть на отца и лишить его мужской
силы (оскопить). Переворот удался, и младший из семи титанов Крон оскопил Урана
серпом, став верховным богом. Титаны освободили из Тартара гигантов, однако
коварный Крон, воспользовавшись своей властью, вновь заточил гигантов, а с ними
и титанов в Тартар. Женился Крон на своей сестре Рее. Согласно предсказанию
умирающего Урана, свергнуть Крона суждено было одному из его детей. Поэтому Крон
ежегодно проглатывал каждого рождавшегося своего ребенка' Рея решила сохранить
своего третьего сына - Зевса, спрятав его на острове Крит в колыбельке,
подвешенной к ветке дерева (поэтому Крон не мог его найти ни на земле, ни на
море, ни в небесах). Возмужав, Зевс сумел стать виночерпием у Крона, напоил его
допьяна, после чего отец-злодей изрыгнул всех своих детей, которые остались
целыми и невредимыми. Они выступили под водительством Зевса против Крона,
которого защищали титаны во главе с Атлантом. Сражение длилось десять лет. Зевс
сумел освободить гигантов и заполучить мощней282

1QP ВЕЛИКИХ БОГОВ
шее оружие - молнию. Ею он поразил Крона. Козлоногий Пан издал дикий вопль,
который привел в ужас титанов (отсюда пошло слово "паника"). Побежденных титанов
изгнали на край света, определив наказание Атланту: держать на своих плечах
небосвод.
Есть предположение, что в предании о поедании Крона своих детей сохранились
сведения о жертвоприношениях, возможно, сопровождавшихся ритуальным людоедством.
Согласно философской версии, Крон - это олицетворенное время (Хронос), которое
осуществляет круговорот жизни и смерти, рождений и гибели.
После победы над отцом, три брата разделили власть: Зевс стал владыкой неба,
Посейдон - моря-океана, Аид (Гадес) - подземного царства мертвых. Последний
порой именовался Плутоном (Богачом), потому что в его владениях поистине
изобилие душ (мертвых) и богатств (потаенных). Однако его никак не назовешь
счастливым, ибо даже свою жену он вынужден был похитить (Персефону, дочь Зевса и
Деметры), а потомства у него быть не может. Так как не было культа Аида, нередко
Зевса называли Хтонием (Подземным), считая его властителем не только жизни, но и
смерти. Но в его образе все-таки преобладало животворное начало.
Поселился Зевс на горе Олимп, но не мог предаваться олимпийскому спокойствию:
как видим, власть даже среди богов добывалась силой и злодейством. Вот и Зевс
мог быть свергнутым. Он женился на дочери Океана Метиде ("метис" - мысль), но
вынужден был проглотить ее (опять - живоглотство!), потому что узнал, что она
может родить сына более могучего, чем отец, и дочь - мудрейшую из богов. И хотя
от сына он таким путем избавился, мудрая Афина все-таки родилась из его головы.
Второй супругой Зевса стала богиня справедливости Фемида (в Риме это две богини:
Эквитас - справедливости и Юстиция - правосудия), и с этих пор в управлении мира
утвердились порядок, законность. Третья и главная жена Зевса - Гера, старшая
дочь Кроноса и Реи. У любвеобильного Зевса было множество детей не только от
богинь, но и от земных женщ

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.