Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ БОГОВ
...) и рожать детей.
Это вряд ли более позорно для мужчины, чем исполнять женские обязанности, как
было с Одином, который, по словам Локи, некогда "колдовал, словно ведьма... В
женском обличьи являясь".
Таким образом, каждый из богов (если не считать Бальдра) - не без греха, что и
подчеркивает Локи на пиру, обличая каждого из присутствующих, включая женщин.
Впрочем, и понятие греха у древних германцев если не отсутствует вовсе, то
является относительным, естественно присущим не только людям, но и богам.
И еще одна особенность их мировоззрения: вера в судьбу. То, что Один дарует
порой победу не лучшему воину, свидетельствует о том, что его могущество не
безгранично и он вынужден отступить перед предначертаниями судьбы. Верховному
богу даже суждено погибнуть в конце мира богов, и проглотит его чудовищный волк
Фенрир, отец которого именно Локи, а
366
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
мать - исполинша Ангрбода. У этой четы родились еще владычица царства мертвых
Хель и мировой змей Ёрмунгард.
Если эти дети Локи унаследовали какие-то его качества, то образ этого бога
обретает особое величие. Превратившись в кобылу, он ухитрился соблазнить
жеребца, помогавшего великану строить Асгард, родив чудесного восьминогого коня
для Одина. Кстати, этот поступок Локи был, можно сказать, жертвенным во благо
богов. Дело в том, что великан обещал полностью выстроить Асгард (город асов) за
кратчайший срок - полтора года (как видим, сами асы то ли не умели, то ли не
желали заниматься строительством). В награду он запросил Солнце, Луну и
прекрасную Фрейю. Боги вынуждены были согласиться. И тогда хитроумный Локи сумел
отвлечь от работы жеребца великана, что ему и удалось, в результате чего Асгард
остался незавершенным в назначенный срок, что и спасло Солнце, Луну и Фрейю.
Локи часто сопровождает богов в их странствиях и приключениях, он легко
превращается в разных существ и без зазрений совести творит злые дела, хотя едва
ли не менее часто совершает благие поступки или исправляет причиненные им ранее
неприятности, нанесенный ущерб. О некоторых его делах мы упоминали раньше при
характеристике других богов. Упомянем еще, что ему приписывают изобретение сети,
с помощью которой он выловил карлика Андвари, плававшего в облике щуки. Карлика
заставили отдать его золото; среди сокровищ было кольцо, на которое карлик
наложил проклятье. С той поры это золото приносило несчастье всем своим
владельцам (эта тема была обыграна в легенде о кладе Нибелунгов)
Итак, нет никаких оснований считать Локи злым духом. Он скорее воплощение бурной
деятельности, хитрости, изворотливости, проницательности (он знает многое из
того, что неведомо асам), изобретательности, аморальности и в то же время
совестливости. Последнее утверждение может показаться странным, если учесть ряд
бессовестных поступков Локи (он срезал золотые волосы у супруги Тора Сив; украл,
обернувшись блохой, волшебное ожерелье Фрейи; отдал Идунн во власть великана
Тьяцци, едва не оставив богов без омолаживающих яблок; ради собственного
спасения заманил к великанам Тора, безоружноДРЕВНЯЯ
ГЕРМАНИЯ, СКАНДИНАВИЯ, ИСЛАНДИЯ 367
го, без молота и Пояса Силы. Тем не менее он иногда выручает асов из беды,
помогает вернуть молот Тора, возвращает Идунн, заставляет кузнецов-цвергов
изготовить из чистого золота новые волосы для Сив. Но главное не это Локи имеет
не только наглость, но и смелость обличать богов.
В повествовании о перебранке Локи с богами (Старшая Эдда) выясняется, что они
слишком часто ведут себя предосудительно или даже позорно. Только Локи
осмеливается сказать им об этом в глаза. К сожалению, делает он это не из чистых
побуждений, а напившись браги и злословя. Тем не менее упреки и обвинения его по
большей части справедливы.
На пиру богов Локи убивает одного из слуг хозяина, которого похвалили гости
Возмущенные боги прогнали Локи в лес, однако он возвращается и выясняет, что
боги славят собственные дела, хвалятся отвагой и победами. Из чувства
противоречия (и справедливости?) Локи снова садится за стол, чтобы досадить
гостям, напомнить им об их не славных делах и "желчью приправить их праздничный
мёд" (ведь не только люди стараются забывать о своих постыдных поступках). Одна
из богинь замечает:
Давно мы все знаем, что Локи насмешник, Ругатель и враг всех богов
Насмешник и ругатель - да, но враг далеко не всегда, нередко бывает и другом.
Обличая других, Локи честно признается, что по его вине погиб Бальдр (и говорит
это его матери), что он соблазнял чужих жен. Порой он напоминает пьяного, у
которого что на уме, то и на языке. Пожалуй, он хуже всех богов или, во всяком
случае, желает казаться таким из чувства противоречия и протеста против их
самовосхвалений
Локи не боится наказания за свои обличения, злоязычие и саморазоблачения Он
доверяется судьбе и знает, что ему уготована страшная казнь. Вот как завершается
песнь "Перебранка Локи":
"Локи скрылся, приняв облик лосося, в водопаде Франангр. Там боги изловили его.
Он был связан при помощи кишок его сына Нарни (убитого богами); а его сын Вали
превращен был в
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
волка. Скади взяла ядовитую змею и прикрепила ее над головою Локи, так что яд
(из змеиной пасти) падал ему на лицо. Сигин, жена Локи, села возле него и
подставляла чашу под падавший яд. Когда чаша наполнялась, она выливала ее
содержимое, и яд в это время падал на Локи. Тогда он бился так сильно, что горы
дрожали. И это было названо землетрясением".
Оставим в стороне наивное предположение о причинах землетрясений (вряд ли его
принимали всерьез). Но можно ли утверждать, что в образе Локи наказано зло, а
добродетель восторжествовала? Нет, конечно. Боги просто избавлены на некоторый
срок от напоминаний, пробуждающих угрызения совести, только и всего. Трудно
согласиться и с мнением Е.М. Мелетинс-кого о том, что "Локи... комическидемоническая
фигура, отрицательный вариант культурного героя (положительный -
Один) и мифологический плут-трикстер с отчетливой хтонически-шаманской
окраской..." И хотя у Локи присутствуют черты паука (антропоморфного,
мифологического), все-таки он нередко фигура не столько комическая, сколько
трагическая, и далеко не всегда демоническая и отрицательная (так же как Один -
вовсе не положительный герой).
Локи не противопоставляется богам, а дополняет их, полнее раскрывает их качества
- достоинства и недостатки.
Благодаря Браги мы имеем песни о деяниях богов. Благодаря Локи знаем многое о
богах из того, что они сами бы не рассказали, о чем подчас и сами забывали или
старались не вспоминать. Без Локи боги были бы более безликими, а их мир - более
серым, однообразным и скучным.
РУСЬ
Сведения по мифологии Древней Руси, или, точнее говоря, восточного славянства,
очень скудны. Когда наш великий энциклопедист М.В. Ломоносов попытался привести
эти сведения в единую систему, то вынужден был с огорчением отметить: "Мы бы
имели много басней, как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были".
Действительно, до принятия христианства тысячу лет назад на Руси практически
отсутствовала письменность, а интерес других народов к русским мифам был
минимален. Но ведь и у германских народов положение было немногим лучше, однако
они все-таки сумели воссоздать многие свои мифы уже во времена принятия
христианства. В Древней Руси таких собирателей и хранителей "языческих" сказаний
и верований не нашлось.
Центрами письменной культуры на Руси были почти исключительно монастыри, да и
летописцы были из монахов. Православная церковь старалась искоренять языческие
суеверия, упоминая об их сути редко и только критически. Имена и деяния великих
дохристианских богов были вытравлены из сознания народа. Правда, этим не были
поколеблены всерьез суеверия: разнообразные предрассудки сохранялись и
множились, а из прежних богов сохранялись в народной памяти только самые
скверные и нечистые, связанные с опасными духами природы или ночными страхами:
кикиморы, ведьмы, черти, водяные, лешие, русалки, домовые...
Остается открытым вопрос: а были ли у разных славянских племен - пусть даже
исторически, географически и культурно родственных, как восточные славяне -
общие боги. На примере других народов можно предположить, что таковых не было.
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ
Из богов, которых есть некоторые основания считать общими для восточных славян,
обычно называют двух: Перуна и Ве-леса (Волоса). Первый наиболее почитался
знатью, князьями и дружинниками, а второй - простым людом, занятым
преимущественно сельским хозяйством, охотой, собирательством, рыболовством.
Славянские племена, обитавшее в Южной и Юго-Восточной Прибалтике, веками
контактировали с германскими племенами и принимали участие в походах викингов.
Тем не менее германская мифология и славянская различны и практически не имеют
между собой ничего общего. Объяснение этому феномену требовало бы обстоятельного
исследования. Но для наших целей и без претензий на обладание истиной хотелось
бы сослаться на выдающегося немецкого мыслителя Иоганна Ротфрида Гердера. В
"Идеях к философии истории человечества" он писал, что германцы отличаются
"ростом и телесной силой, предприимчивостью, смелостью и выносливостью на войне,
героическим духом, способностью подчиняться приказу, следовать за вождями, куда
бы они ни повели, и разделять покоренные земли между собой как добычу... Начиная
с Черного моря и по всей Европе немцы наводили ужас..."
Согласимся, что история Германии XIX и первой половины XX века подтвердила
правильность такой, пусть и слишком обобщенной, схематичной характеристики.
Как верно отметил Гердер, "славянские народы занимают на земле больше места, чем
в истории... Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне никогда не были
народом воинственным, искателями приключений, как немцы... Повсюду славяне
оседали на землях, оставленных другими народами, - торговцы, земледельцы и
пастухи, они обрабатывали землю и пользовались ею; ...их спокойное бесшумное
существование было благодатным для земель, на которых они селились. Они любили
земледелие, любили разводить скот и выращивать хлеб, знали многие домашние
ремесла и повсюду открывали полезную торговлю изделиями своей страны..."
Пусть кому-то покажется такая характеристика слишком лестной, сильно
преувеличивающей достоинства славян и пренебрегающей их недостатками. Но Гердер
упомянул и об отрицательных
чертах славян, которые, по его мнению, сильно пострадали не только от
ордынского нашествия, но и от германцев: "Не удивительно ли, если бы после
стольких столетий порабощения эта нация, до крайности ожесточенная против своих
христианских господ и грабителей, не переменила свой мягкий характер на коварную
и жестокую леность раба?.. Несчастье этого народа заключалось в том, что при
своей любви к покою и домашнему усердию он не мог установить долговечного
военного строя, хотя у него и не было недостатка в мужестве в минуты бурного
сопротивления".
Даже в славные времена Киевской Руси восточнославянские племена не обрели
единства, и это обстоятельство препятствовало созданию общего пантеона богов.
Судя по "Повести временных лет" серьезную попытку вьщелить главных славянских
богов (по-видимому, с политическими целями укрепления духовного единства народа)
предпринял в 980 году князь Владимир:
"И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора
теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса
Дажьбога, и Стри-бога, и Симаргла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их
богами..."
Судя по всему, эта попытка создать нечто подобное государственной религиозной
системы потерпела полный провал, главной причиной которого было отсутствие в
народе общепринятой классификации главных божеств; у каждого племени, а то и у
каждого рода были на этот счет свои соображения и традиционные верования. Не
потому ли Владимир всего лишь через 8 лет счел необходимым ввести на Руси
христианство?
Но если Единый Бог заменил на Руси многих богов, то всяческая нечисть продолжала
(отчасти и продолжает) существовать. Без малого через 550 лет после принятия
христианства нового-родский архиепископ Макарий писал Ивану IV Грозному, что
идолопоклонство сохраняется во многих русских местах: "Суть же скверные мольбища
их: лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и
звезды и озера... всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят
кровную бесам - волов и овец и всякий скот и птицу..."
Исследователям начиная с XVIII века приходилось восста372
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ
навливать восточнославянскую мифологию по отрывочным пересказам, критическим
замечаниям христианских авторов и сохранившимся в народе преданиям, большинство
из которых носило отпечаток христианских верований, порой очень искаженных. Вот
почему до сих пор так и не удалось выработать сколько-нибудь обоснованных и
общепринятых представлений даже о том, каких богов чтили восточные славяне как
великих и главных. Также затруднительно восстановить космогонические
представления, бытовавшие на Руси до принятия христианства.
В фольклорном сборнике "Стихи о Голубиной книге" о происхождении мироздания
рассказано в стиле древнего мифа, но с явным влиянием Библии: "Наш белый свет
взялся от Бога, красно солнце - с лица Божьего, свет луна - с груди его, белые
зори - из очей Божьих, ясны звезды - с одежд его, буйны ветры - от Духа Святого,
мир Божий - от Адама, крепкие кости взяты из камня, тело наше - из сырой земли".
В целом такое миротворение заставляет вспомнить скандинавский миф о сотворении
мира из тела исполина вселенского - Имира, а также индийскую версию о
первосуществе Пуруше. Не обязательно предполагать, что сходство этих трех
космогонических мифов свидетельствует о едином древнейшем первоисточнике времен
индоевропейского единства. Вполне возможно, что представители разных племен,
жившие в разные века, независимо приходили к сходным идеям, как это бывает и в
истории философии, науки, техники.
Нетрудно заметить, что в приведенном выше фрагменте отголоски христианства явно
вторичны и подчас даже кощунственны, еретичны. Здесь Бог творит мир не Словом, а
вполне материалистично, приземленно; Дух Святой трактуется как дыхание или
дуновение воздуха... Но каким был первоначальный русский миф о создании мира, да
и был ли он вообще - остается только догадываться.
Известны апокрифы и легенды, где в творении земной тверди и человека принимают
участие Бог и Сатана как представители светлых и темных сил, но действуют они
сообща, хотя и при господстве Бога. Изначально, согласно этим версиям, вода и
земля оставались едиными, нераздельными или же все пространство было покрыто
чем-то подобным всемирному океану.
Ходили-ходили Бог и Сатана по воде, утомились, захотели отдохнуть, а нигде места
сухого нет. Бог приказал Сатане нырнуть и достать со дна моря земли во имя
Господа. Но Сатана, нырнув, захватил землю во имя собственное, и дважды так и не
смог ничего достать. Только на третий раз, исполнив все так, как повелел Бог, он
вытащил землю.
В некоторых вариантах подобной легенды действует не Сатана, а морская птица
(сходные мифы бытовали в Сибири, а также у индейцев Северной Америки).
В сотворении человека тоже, согласно дуалистическим поверьям, принимали участие
Бог и Сатана. Подобные представления находили массу сторонников потому, что
доходчиво объясняли существование в природе мест гиблых или опасных, а в
человеке - пороков и болезней.
Очень характерно, что исследователям так и не удалось выяснить, какими были
взаимоотношения между божествами древних славян, принимали или нет эти божества
участие в сотворении и благоустройстве мира, каким предполагалось их
происхождение, каким образом взаимодействовали между собой разные поколения
богов... Увы, слишком многое в русской мифологии приходится предполагать и
домысливать.
Нередко славянских богов разделяют на высших и низших. К первым относятся,
например, Перун, Сварог, Дажьбог, а ко вторым - Чур, Ярило. Однако правильнее
было бы говорить о богах преимущественно народных, а не низких, которые
дополняются или замещаются богами "господскими", которым поклонялись прежде
всего высшие слои общества и которые во многом связаны с появлением князей со
своими "дружинами хоробрыми".
О народных богах сохранились лишь смутные предания, косвенные сведения. Вот что
писал С.А. Токарев об одном из таких богов - Чуре (Щуре):
"Очень вероятно, что это был почитаемый предок-родоначальник. Культ его прямо не
засвидетельствован, но сохранились убедительные следы его в славянских языках.
Восклицания "Чур!", "Чур меня!", "Чур, это мое!" означали, видимо, заклинание,
призывание Чура на помощь... Глагол "чураться" - держаться в стороне, то есть
как бы ограждаться Чуром. И слово
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
"чересчур" явно происходит от понятия о Чуре, как бы охраняющем какие-то рубежи,
границы родовой земли, вероятно. Что Чур-Щур был именно предок - видно из слова
"пращур", прапредок. Быть может, изображения Чура делались из дерева, на что
намекает русское слово "чурка" - обрубок дерева".
Другое древнее славянское божество - Ярила (Ярило) связано с культом плодородия
и сексуальной мощи. По Владимиру Далю, от Ярилы "ярится земля и все живое". Ему
посвящались весьма разнузданные весенние игрища и празднества.
В одной из старинных песен-заклинаний прославляется это божество:
"Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он
ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает". На этого божка
намекает и не вполне пристойная, на первый взгляд, загадка, имеющая в виду
помело: "Выбежал Ярилко из-за печного столба, 'начал бабу ярить, только палка
стучит". Считается, что со временем некоторые функции Ярилы перешли к Перуну,
несмотря на воинственность последнего. Такое объединение олицетворял у
балтийских славян бог войны и плодородия Яровит.
Предполагается, что некогда существовала пара богов (по принципу близнечных
божеств у разных народов): Белобог и Чернобог. С первым связывали добро, пользу,
нечто хорошее, удачу, а со вторым - напротив, беду, несчастье. У белорусов
известен мифологический персонаж Белуна - податель достатка, богатства. Однако
до сих пор остается спорным вопрос о том, существовал ли в действительности
культ Белобога и Чер-нобога.
Более очевидно, что в далекой древности особо почитались три природные стихии:
огонь, вода, земля (античные философы, а затем и средневековые алхимики
добавляли к ним еще воздух, считая эту четверку основой мироздания). Огонь
выступал в двух ипостасях. Прежде всего, как животворная сила, связанная с
солнечным теплом и светом, дарующая жизнь, очищающая от скверны. А образ
опасного, вредоносного огня олицетворял многоглавый огнедышащий Змей-Горыныч, у
которого взамен одной отсеченной головы тотчас вырастает другая.
Землю славяне любовно называли матушкой, почитали ее. Родимую землицу брали с
собой в дальние путешествия, а клятва
РУСЬ
землей считалась самой верной и нередко сопровождалась обрядом поедания земли.
Поклонение земле как матери рода человеческого - проявление не только
поэтического (о котором превосходно писал А.Н. Афанасьев в работе "Поэтические
воззрения славян на природу"), но и философского осмысления окружающего мира.
Вспомним, как один из наиболее ярких философов эпохи Возрождения Джордано Бруно
называл себя сыном матери-земли и отца-солнца.
В мифологии славян проявилась общая закономерность: образы первых, наиболее
загадочных и во многом забытых богов непосредственно связаны с почитанием
предков и природных стихий. По мере изменения окружающей природы под влиянием
преобразующей деятельности человека, на первый план начинают выходить образы и
проблемы, определяемые социальным укладом, особенностями человеческой личности и
отношений между людьми,
...Все это остается в далеком прошлом. Казалось бы, какое нам дело до подобных
древностей, да еще не материальных, а духовных? Кто-то уверен, что как
представитель современной технической цивилизации он находится на вершине
интеллектуального развития человечества и может с презрением и досадой
посматривать на своих отдаленнейших предков.
Однако с крушением и расчленением СССР в новой России возродились самые
застарелые, примитивные, убогие, нелепые суеверия прошлого, дополненные
наукоподобными предрассудками астрологии и прочих разновидностей оккультизма.
Колдуны, шаманы, ведьмы, знахари и знахарки, изгоняющие бесов, заклинатели - вот
кто пользуются теперь популярностью. Это не высокий и светлый Бог христианства,
не великие боги язычества, а исчадия тьмы и невежества.
РОД
Имя это повторяется на Руси постоянно из века в век и составляет корень
множества слов: родина, народ, родня, родство, родить, родник, урожай,
природа...
Казалось бы, бог с таким именем также должен почитаться долгие века. Ведь с ним
связана та земля, где мы родились (ро¦?'!¦
376_
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
дина), та общность людей, частью которой мы являемся (народ), и даже окружающий
нас мир, который находится при Роде. Тем не менее известный исследователь Б.А.
Рыбаков имел все основания написать: "Самым загадочным и наименее изученным из
всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным
славянам и не уцелевшее в этнографическом материале".
Некоторые ученые вовсе не считают, что был такой бог. Другие полагают, что этот
культ носил частный характер (типа семейного божества) и не имел большого
значения. Третьи убеждены, что речь идет о великом боге, вместе с которым
почитались и Рожаницы. Кстати сказать, второй и третий варианты не противоречат
один другому: во многих религиях великие боги были одновременно и семейными.
Надо уточнить: Род известен не только восточным, но отчасти южным и западным
славянам. По мнению О.Н. Трубачева, "рассматриваемое слово восходит к
праславянскому "орд", которое не связано с индо-иранскими, греческими и другими
формами". Исходя из этого можно предположить, что бог Род был не заимствованным
со стороны, а коренным, исконно славянским.
По словам А.Н. Афанасьева, Роду и Рожаницам придавалась "плодотворящая,
возрождающая к жизни сила", а с культом их "соединялась вера в судьбу или
предопределение" (недаром же до сих пор сетуют: так мне - или ему - на роду
написано). Он задавался вопросом: "Если Рожаницы заведывали судьбою отдельных
людей, то в связи с этим значением Рожаниц не олицетворял ли собою Род - общего
понятия о судьбе (фатум) как о могучей силе, все производящей и всем правящей в
мире?" Увы, на этот вопрос до сих пор нет убедительного ответа. Обобщив сведения
об этом боге, Б.А. Рыбаков сделал вывод:
"Род - творец Вселенной. Род вдувает жизнь в людей. Род - бог неба и дождя.
Род связан с земной водой (родники, родища). Род связан с огнем.
Род связан с подземным пеклом (родство огненное). Род связан с красным цветом
(рдяный, родрый). Род связан с шаровой молнией (родна)".
Не все из этих функций Рода убедительно доказаны, а некоторые сомнительны. Рода
пытаются сопоставлять с некоторыми другими богами (Осирисом, Рудрой, Ваалом
(Балу), Саваофом), но эти аналогии представляются искусственными уже потому, что
мы слишком мало знаем об этом божестве. Возможно, наиболее правдоподобна его
связь с индийским Рудрой, но и она во многом умозрительна.
Можно только предположить, что святое почитание родины, природы и народа,
характерное для русских с давних пор, определяется тем, что некогда великим,
наиболее почитаемым богом у них был таинственный Род.
ПЕРУН
Громовержец, повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого
простирается и на землю - таков Перун.
Византийский историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский
пантеон: "Считают, что один из богов - создатель молнии - ...есть единый владыка
всего, и ему приносят в жертву быков и всяких животных". Ссылаясь на это
свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала вывод, что "культы отдельных, не
связанных между собой богов к этому времени начали складываться в общеславянскую
религиозную систему, центром ее становится Перун".
Правда, не исключено, что Прокопий знал лишь об одном славянском племени или о
немногих, да к тому же хотел пока378
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ
зать, что даже у язычников существует нечто подобное единобожию, поставив на
роль "единого владыки всего" небесное божество в соответствии с христианским
каноном. Самое главное, что у византийского автора были определенные основания
выделить, скажем так, одного из великих богов древних славян.
Если Род был божеством родным, близким, связывающим воедино разные поколения и
народ, а также окружающую природную среду, то Перун пребывал высоко в небесах.
Оттуда он то благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе громогласно гремел и
грозил молниями. Хотя порой считалось, что удар молнии - не божья кара, а божья
благодать, дарованная избранным.
Считалось, что Перун мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в земле или
в речных наносах встречались гладкие заостренные на одном конце камни, подобные
наконечникам стрел. Объяснить их происхождение удалось много позже, когда
оформились геологические науки. Оказалось, что большинство "громовых стрел"
Перуна - это окаменевшие ростры беспозвоночных животных белемнитов, обитавших в
давно исчезнувших морях.
Принято считать, что Перун был богом воинственных князей знати, дружинников. Но
скорее всего он стал таковым со временем, по мере того, как крепла княжеская
власть и все определеннее отдалялась от народа. На такую мысль наводит одно
немаловажное обстоятельство: мы не знаем мифов о военных подвигах, сражениях и
победах (или поражениях) Перуна. Он остается фигурой статичной, символической и
более приближенной к природным стихиям, чем к социальным проблемам.
Вспомним скандинавского Тора или Одина, Зевса и тому подобных богов других
народов. Они ведут себя действительно как цари или князья
...Закладка в соц.сетях