Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ БОГОВ

страница №28

) и рожать детей.
Это вряд ли более позорно для мужчины, чем исполнять женские обязанности, как
было с Одином, который, по словам Локи, некогда "колдовал, словно ведьма... В
женском обличьи являясь".
Таким образом, каждый из богов (если не считать Бальдра) - не без греха, что и
подчеркивает Локи на пиру, обличая каждого из присутствующих, включая женщин.
Впрочем, и понятие греха у древних германцев если не отсутствует вовсе, то
является относительным, естественно присущим не только людям, но и богам.
И еще одна особенность их мировоззрения: вера в судьбу. То, что Один дарует
порой победу не лучшему воину, свидетельствует о том, что его могущество не
безгранично и он вынужден отступить перед предначертаниями судьбы. Верховному
богу даже суждено погибнуть в конце мира богов, и проглотит его чудовищный волк
Фенрир, отец которого именно Локи, а

366


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
мать - исполинша Ангрбода. У этой четы родились еще владычица царства мертвых
Хель и мировой змей Ёрмунгард.
Если эти дети Локи унаследовали какие-то его качества, то образ этого бога
обретает особое величие. Превратившись в кобылу, он ухитрился соблазнить
жеребца, помогавшего великану строить Асгард, родив чудесного восьминогого коня
для Одина. Кстати, этот поступок Локи был, можно сказать, жертвенным во благо
богов. Дело в том, что великан обещал полностью выстроить Асгард (город асов) за
кратчайший срок - полтора года (как видим, сами асы то ли не умели, то ли не
желали заниматься строительством). В награду он запросил Солнце, Луну и
прекрасную Фрейю. Боги вынуждены были согласиться. И тогда хитроумный Локи сумел
отвлечь от работы жеребца великана, что ему и удалось, в результате чего Асгард
остался незавершенным в назначенный срок, что и спасло Солнце, Луну и Фрейю.
Локи часто сопровождает богов в их странствиях и приключениях, он легко
превращается в разных существ и без зазрений совести творит злые дела, хотя едва
ли не менее часто совершает благие поступки или исправляет причиненные им ранее
неприятности, нанесенный ущерб. О некоторых его делах мы упоминали раньше при
характеристике других богов. Упомянем еще, что ему приписывают изобретение сети,
с помощью которой он выловил карлика Андвари, плававшего в облике щуки. Карлика
заставили отдать его золото; среди сокровищ было кольцо, на которое карлик
наложил проклятье. С той поры это золото приносило несчастье всем своим
владельцам (эта тема была обыграна в легенде о кладе Нибелунгов)
Итак, нет никаких оснований считать Локи злым духом. Он скорее воплощение бурной
деятельности, хитрости, изворотливости, проницательности (он знает многое из
того, что неведомо асам), изобретательности, аморальности и в то же время
совестливости. Последнее утверждение может показаться странным, если учесть ряд
бессовестных поступков Локи (он срезал золотые волосы у супруги Тора Сив; украл,
обернувшись блохой, волшебное ожерелье Фрейи; отдал Идунн во власть великана
Тьяцци, едва не оставив богов без омолаживающих яблок; ради собственного
спасения заманил к великанам Тора, безоружноДРЕВНЯЯ
ГЕРМАНИЯ, СКАНДИНАВИЯ, ИСЛАНДИЯ 367
го, без молота и Пояса Силы. Тем не менее он иногда выручает асов из беды,
помогает вернуть молот Тора, возвращает Идунн, заставляет кузнецов-цвергов
изготовить из чистого золота новые волосы для Сив. Но главное не это Локи имеет
не только наглость, но и смелость обличать богов.
В повествовании о перебранке Локи с богами (Старшая Эдда) выясняется, что они
слишком часто ведут себя предосудительно или даже позорно. Только Локи
осмеливается сказать им об этом в глаза. К сожалению, делает он это не из чистых
побуждений, а напившись браги и злословя. Тем не менее упреки и обвинения его по
большей части справедливы.
На пиру богов Локи убивает одного из слуг хозяина, которого похвалили гости
Возмущенные боги прогнали Локи в лес, однако он возвращается и выясняет, что
боги славят собственные дела, хвалятся отвагой и победами. Из чувства
противоречия (и справедливости?) Локи снова садится за стол, чтобы досадить
гостям, напомнить им об их не славных делах и "желчью приправить их праздничный
мёд" (ведь не только люди стараются забывать о своих постыдных поступках). Одна
из богинь замечает:
Давно мы все знаем, что Локи насмешник, Ругатель и враг всех богов
Насмешник и ругатель - да, но враг далеко не всегда, нередко бывает и другом.
Обличая других, Локи честно признается, что по его вине погиб Бальдр (и говорит
это его матери), что он соблазнял чужих жен. Порой он напоминает пьяного, у
которого что на уме, то и на языке. Пожалуй, он хуже всех богов или, во всяком
случае, желает казаться таким из чувства противоречия и протеста против их
самовосхвалений
Локи не боится наказания за свои обличения, злоязычие и саморазоблачения Он
доверяется судьбе и знает, что ему уготована страшная казнь. Вот как завершается
песнь "Перебранка Локи":
"Локи скрылся, приняв облик лосося, в водопаде Франангр. Там боги изловили его.
Он был связан при помощи кишок его сына Нарни (убитого богами); а его сын Вали
превращен был в

368


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
волка. Скади взяла ядовитую змею и прикрепила ее над головою Локи, так что яд
(из змеиной пасти) падал ему на лицо. Сигин, жена Локи, села возле него и
подставляла чашу под падавший яд. Когда чаша наполнялась, она выливала ее
содержимое, и яд в это время падал на Локи. Тогда он бился так сильно, что горы
дрожали. И это было названо землетрясением".
Оставим в стороне наивное предположение о причинах землетрясений (вряд ли его
принимали всерьез). Но можно ли утверждать, что в образе Локи наказано зло, а
добродетель восторжествовала? Нет, конечно. Боги просто избавлены на некоторый
срок от напоминаний, пробуждающих угрызения совести, только и всего. Трудно
согласиться и с мнением Е.М. Мелетинс-кого о том, что "Локи... комическидемоническая
фигура, отрицательный вариант культурного героя (положительный -
Один) и мифологический плут-трикстер с отчетливой хтонически-шаманской
окраской..." И хотя у Локи присутствуют черты паука (антропоморфного,
мифологического), все-таки он нередко фигура не столько комическая, сколько
трагическая, и далеко не всегда демоническая и отрицательная (так же как Один -
вовсе не положительный герой).
Локи не противопоставляется богам, а дополняет их, полнее раскрывает их качества
- достоинства и недостатки.
Благодаря Браги мы имеем песни о деяниях богов. Благодаря Локи знаем многое о
богах из того, что они сами бы не рассказали, о чем подчас и сами забывали или
старались не вспоминать. Без Локи боги были бы более безликими, а их мир - более
серым, однообразным и скучным.
РУСЬ
Сведения по мифологии Древней Руси, или, точнее говоря, восточного славянства,
очень скудны. Когда наш великий энциклопедист М.В. Ломоносов попытался привести
эти сведения в единую систему, то вынужден был с огорчением отметить: "Мы бы
имели много басней, как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были".
Действительно, до принятия христианства тысячу лет назад на Руси практически
отсутствовала письменность, а интерес других народов к русским мифам был
минимален. Но ведь и у германских народов положение было немногим лучше, однако
они все-таки сумели воссоздать многие свои мифы уже во времена принятия
христианства. В Древней Руси таких собирателей и хранителей "языческих" сказаний
и верований не нашлось.
Центрами письменной культуры на Руси были почти исключительно монастыри, да и
летописцы были из монахов. Православная церковь старалась искоренять языческие
суеверия, упоминая об их сути редко и только критически. Имена и деяния великих
дохристианских богов были вытравлены из сознания народа. Правда, этим не были
поколеблены всерьез суеверия: разнообразные предрассудки сохранялись и
множились, а из прежних богов сохранялись в народной памяти только самые
скверные и нечистые, связанные с опасными духами природы или ночными страхами:
кикиморы, ведьмы, черти, водяные, лешие, русалки, домовые...
Остается открытым вопрос: а были ли у разных славянских племен - пусть даже
исторически, географически и культурно родственных, как восточные славяне -
общие боги. На примере других народов можно предположить, что таковых не было.

370


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ

371


Из богов, которых есть некоторые основания считать общими для восточных славян,
обычно называют двух: Перуна и Ве-леса (Волоса). Первый наиболее почитался
знатью, князьями и дружинниками, а второй - простым людом, занятым
преимущественно сельским хозяйством, охотой, собирательством, рыболовством.
Славянские племена, обитавшее в Южной и Юго-Восточной Прибалтике, веками
контактировали с германскими племенами и принимали участие в походах викингов.
Тем не менее германская мифология и славянская различны и практически не имеют
между собой ничего общего. Объяснение этому феномену требовало бы обстоятельного
исследования. Но для наших целей и без претензий на обладание истиной хотелось
бы сослаться на выдающегося немецкого мыслителя Иоганна Ротфрида Гердера. В
"Идеях к философии истории человечества" он писал, что германцы отличаются
"ростом и телесной силой, предприимчивостью, смелостью и выносливостью на войне,
героическим духом, способностью подчиняться приказу, следовать за вождями, куда
бы они ни повели, и разделять покоренные земли между собой как добычу... Начиная
с Черного моря и по всей Европе немцы наводили ужас..."
Согласимся, что история Германии XIX и первой половины XX века подтвердила
правильность такой, пусть и слишком обобщенной, схематичной характеристики.
Как верно отметил Гердер, "славянские народы занимают на земле больше места, чем
в истории... Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне никогда не были
народом воинственным, искателями приключений, как немцы... Повсюду славяне
оседали на землях, оставленных другими народами, - торговцы, земледельцы и
пастухи, они обрабатывали землю и пользовались ею; ...их спокойное бесшумное
существование было благодатным для земель, на которых они селились. Они любили
земледелие, любили разводить скот и выращивать хлеб, знали многие домашние
ремесла и повсюду открывали полезную торговлю изделиями своей страны..."
Пусть кому-то покажется такая характеристика слишком лестной, сильно
преувеличивающей достоинства славян и пренебрегающей их недостатками. Но Гердер
упомянул и об отрицательных
чертах славян, которые, по его мнению, сильно пострадали не только от
ордынского нашествия, но и от германцев: "Не удивительно ли, если бы после
стольких столетий порабощения эта нация, до крайности ожесточенная против своих
христианских господ и грабителей, не переменила свой мягкий характер на коварную
и жестокую леность раба?.. Несчастье этого народа заключалось в том, что при
своей любви к покою и домашнему усердию он не мог установить долговечного
военного строя, хотя у него и не было недостатка в мужестве в минуты бурного
сопротивления".

Даже в славные времена Киевской Руси восточнославянские племена не обрели
единства, и это обстоятельство препятствовало созданию общего пантеона богов.
Судя по "Повести временных лет" серьезную попытку вьщелить главных славянских
богов (по-видимому, с политическими целями укрепления духовного единства народа)
предпринял в 980 году князь Владимир:
"И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора
теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса
Дажьбога, и Стри-бога, и Симаргла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их
богами..."
Судя по всему, эта попытка создать нечто подобное государственной религиозной
системы потерпела полный провал, главной причиной которого было отсутствие в
народе общепринятой классификации главных божеств; у каждого племени, а то и у
каждого рода были на этот счет свои соображения и традиционные верования. Не
потому ли Владимир всего лишь через 8 лет счел необходимым ввести на Руси
христианство?
Но если Единый Бог заменил на Руси многих богов, то всяческая нечисть продолжала
(отчасти и продолжает) существовать. Без малого через 550 лет после принятия
христианства нового-родский архиепископ Макарий писал Ивану IV Грозному, что
идолопоклонство сохраняется во многих русских местах: "Суть же скверные мольбища
их: лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и
звезды и озера... всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят
кровную бесам - волов и овец и всякий скот и птицу..."
Исследователям начиная с XVIII века приходилось восста372

100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ

373


навливать восточнославянскую мифологию по отрывочным пересказам, критическим
замечаниям христианских авторов и сохранившимся в народе преданиям, большинство
из которых носило отпечаток христианских верований, порой очень искаженных. Вот
почему до сих пор так и не удалось выработать сколько-нибудь обоснованных и
общепринятых представлений даже о том, каких богов чтили восточные славяне как
великих и главных. Также затруднительно восстановить космогонические
представления, бытовавшие на Руси до принятия христианства.
В фольклорном сборнике "Стихи о Голубиной книге" о происхождении мироздания
рассказано в стиле древнего мифа, но с явным влиянием Библии: "Наш белый свет
взялся от Бога, красно солнце - с лица Божьего, свет луна - с груди его, белые
зори - из очей Божьих, ясны звезды - с одежд его, буйны ветры - от Духа Святого,
мир Божий - от Адама, крепкие кости взяты из камня, тело наше - из сырой земли".
В целом такое миротворение заставляет вспомнить скандинавский миф о сотворении
мира из тела исполина вселенского - Имира, а также индийскую версию о
первосуществе Пуруше. Не обязательно предполагать, что сходство этих трех
космогонических мифов свидетельствует о едином древнейшем первоисточнике времен
индоевропейского единства. Вполне возможно, что представители разных племен,
жившие в разные века, независимо приходили к сходным идеям, как это бывает и в
истории философии, науки, техники.
Нетрудно заметить, что в приведенном выше фрагменте отголоски христианства явно
вторичны и подчас даже кощунственны, еретичны. Здесь Бог творит мир не Словом, а
вполне материалистично, приземленно; Дух Святой трактуется как дыхание или
дуновение воздуха... Но каким был первоначальный русский миф о создании мира, да
и был ли он вообще - остается только догадываться.
Известны апокрифы и легенды, где в творении земной тверди и человека принимают
участие Бог и Сатана как представители светлых и темных сил, но действуют они
сообща, хотя и при господстве Бога. Изначально, согласно этим версиям, вода и
земля оставались едиными, нераздельными или же все пространство было покрыто
чем-то подобным всемирному океану.
Ходили-ходили Бог и Сатана по воде, утомились, захотели отдохнуть, а нигде места
сухого нет. Бог приказал Сатане нырнуть и достать со дна моря земли во имя
Господа. Но Сатана, нырнув, захватил землю во имя собственное, и дважды так и не
смог ничего достать. Только на третий раз, исполнив все так, как повелел Бог, он
вытащил землю.
В некоторых вариантах подобной легенды действует не Сатана, а морская птица
(сходные мифы бытовали в Сибири, а также у индейцев Северной Америки).
В сотворении человека тоже, согласно дуалистическим поверьям, принимали участие
Бог и Сатана. Подобные представления находили массу сторонников потому, что
доходчиво объясняли существование в природе мест гиблых или опасных, а в
человеке - пороков и болезней.
Очень характерно, что исследователям так и не удалось выяснить, какими были
взаимоотношения между божествами древних славян, принимали или нет эти божества
участие в сотворении и благоустройстве мира, каким предполагалось их
происхождение, каким образом взаимодействовали между собой разные поколения
богов... Увы, слишком многое в русской мифологии приходится предполагать и
домысливать.
Нередко славянских богов разделяют на высших и низших. К первым относятся,
например, Перун, Сварог, Дажьбог, а ко вторым - Чур, Ярило. Однако правильнее
было бы говорить о богах преимущественно народных, а не низких, которые
дополняются или замещаются богами "господскими", которым поклонялись прежде
всего высшие слои общества и которые во многом связаны с появлением князей со
своими "дружинами хоробрыми".

О народных богах сохранились лишь смутные предания, косвенные сведения. Вот что
писал С.А. Токарев об одном из таких богов - Чуре (Щуре):
"Очень вероятно, что это был почитаемый предок-родоначальник. Культ его прямо не
засвидетельствован, но сохранились убедительные следы его в славянских языках.
Восклицания "Чур!", "Чур меня!", "Чур, это мое!" означали, видимо, заклинание,
призывание Чура на помощь... Глагол "чураться" - держаться в стороне, то есть
как бы ограждаться Чуром. И слово

374


100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
"чересчур" явно происходит от понятия о Чуре, как бы охраняющем какие-то рубежи,
границы родовой земли, вероятно. Что Чур-Щур был именно предок - видно из слова
"пращур", прапредок. Быть может, изображения Чура делались из дерева, на что
намекает русское слово "чурка" - обрубок дерева".
Другое древнее славянское божество - Ярила (Ярило) связано с культом плодородия
и сексуальной мощи. По Владимиру Далю, от Ярилы "ярится земля и все живое". Ему
посвящались весьма разнузданные весенние игрища и празднества.
В одной из старинных песен-заклинаний прославляется это божество:
"Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он
ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает". На этого божка
намекает и не вполне пристойная, на первый взгляд, загадка, имеющая в виду
помело: "Выбежал Ярилко из-за печного столба, 'начал бабу ярить, только палка
стучит". Считается, что со временем некоторые функции Ярилы перешли к Перуну,
несмотря на воинственность последнего. Такое объединение олицетворял у
балтийских славян бог войны и плодородия Яровит.
Предполагается, что некогда существовала пара богов (по принципу близнечных
божеств у разных народов): Белобог и Чернобог. С первым связывали добро, пользу,
нечто хорошее, удачу, а со вторым - напротив, беду, несчастье. У белорусов
известен мифологический персонаж Белуна - податель достатка, богатства. Однако
до сих пор остается спорным вопрос о том, существовал ли в действительности
культ Белобога и Чер-нобога.
Более очевидно, что в далекой древности особо почитались три природные стихии:
огонь, вода, земля (античные философы, а затем и средневековые алхимики
добавляли к ним еще воздух, считая эту четверку основой мироздания). Огонь
выступал в двух ипостасях. Прежде всего, как животворная сила, связанная с
солнечным теплом и светом, дарующая жизнь, очищающая от скверны. А образ
опасного, вредоносного огня олицетворял многоглавый огнедышащий Змей-Горыныч, у
которого взамен одной отсеченной головы тотчас вырастает другая.
Землю славяне любовно называли матушкой, почитали ее. Родимую землицу брали с
собой в дальние путешествия, а клятва
РУСЬ

375


землей считалась самой верной и нередко сопровождалась обрядом поедания земли.
Поклонение земле как матери рода человеческого - проявление не только
поэтического (о котором превосходно писал А.Н. Афанасьев в работе "Поэтические
воззрения славян на природу"), но и философского осмысления окружающего мира.
Вспомним, как один из наиболее ярких философов эпохи Возрождения Джордано Бруно
называл себя сыном матери-земли и отца-солнца.
В мифологии славян проявилась общая закономерность: образы первых, наиболее
загадочных и во многом забытых богов непосредственно связаны с почитанием
предков и природных стихий. По мере изменения окружающей природы под влиянием
преобразующей деятельности человека, на первый план начинают выходить образы и
проблемы, определяемые социальным укладом, особенностями человеческой личности и
отношений между людьми,
...Все это остается в далеком прошлом. Казалось бы, какое нам дело до подобных
древностей, да еще не материальных, а духовных? Кто-то уверен, что как
представитель современной технической цивилизации он находится на вершине
интеллектуального развития человечества и может с презрением и досадой
посматривать на своих отдаленнейших предков.
Однако с крушением и расчленением СССР в новой России возродились самые
застарелые, примитивные, убогие, нелепые суеверия прошлого, дополненные
наукоподобными предрассудками астрологии и прочих разновидностей оккультизма.
Колдуны, шаманы, ведьмы, знахари и знахарки, изгоняющие бесов, заклинатели - вот
кто пользуются теперь популярностью. Это не высокий и светлый Бог христианства,
не великие боги язычества, а исчадия тьмы и невежества.
РОД
Имя это повторяется на Руси постоянно из века в век и составляет корень
множества слов: родина, народ, родня, родство, родить, родник, урожай,
природа...
Казалось бы, бог с таким именем также должен почитаться долгие века. Ведь с ним
связана та земля, где мы родились (ро¦?'!¦

376_
100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

377


дина), та общность людей, частью которой мы являемся (народ), и даже окружающий
нас мир, который находится при Роде. Тем не менее известный исследователь Б.А.
Рыбаков имел все основания написать: "Самым загадочным и наименее изученным из
всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным
славянам и не уцелевшее в этнографическом материале".
Некоторые ученые вовсе не считают, что был такой бог. Другие полагают, что этот
культ носил частный характер (типа семейного божества) и не имел большого
значения. Третьи убеждены, что речь идет о великом боге, вместе с которым
почитались и Рожаницы. Кстати сказать, второй и третий варианты не противоречат
один другому: во многих религиях великие боги были одновременно и семейными.
Надо уточнить: Род известен не только восточным, но отчасти южным и западным
славянам. По мнению О.Н. Трубачева, "рассматриваемое слово восходит к
праславянскому "орд", которое не связано с индо-иранскими, греческими и другими
формами". Исходя из этого можно предположить, что бог Род был не заимствованным
со стороны, а коренным, исконно славянским.
По словам А.Н. Афанасьева, Роду и Рожаницам придавалась "плодотворящая,
возрождающая к жизни сила", а с культом их "соединялась вера в судьбу или
предопределение" (недаром же до сих пор сетуют: так мне - или ему - на роду
написано). Он задавался вопросом: "Если Рожаницы заведывали судьбою отдельных
людей, то в связи с этим значением Рожаниц не олицетворял ли собою Род - общего
понятия о судьбе (фатум) как о могучей силе, все производящей и всем правящей в
мире?" Увы, на этот вопрос до сих пор нет убедительного ответа. Обобщив сведения
об этом боге, Б.А. Рыбаков сделал вывод:
"Род - творец Вселенной. Род вдувает жизнь в людей. Род - бог неба и дождя.
Род связан с земной водой (родники, родища). Род связан с огнем.
Род связан с подземным пеклом (родство огненное). Род связан с красным цветом
(рдяный, родрый). Род связан с шаровой молнией (родна)".
Не все из этих функций Рода убедительно доказаны, а некоторые сомнительны. Рода
пытаются сопоставлять с некоторыми другими богами (Осирисом, Рудрой, Ваалом
(Балу), Саваофом), но эти аналогии представляются искусственными уже потому, что
мы слишком мало знаем об этом божестве. Возможно, наиболее правдоподобна его
связь с индийским Рудрой, но и она во многом умозрительна.
Можно только предположить, что святое почитание родины, природы и народа,
характерное для русских с давних пор, определяется тем, что некогда великим,
наиболее почитаемым богом у них был таинственный Род.
ПЕРУН
Громовержец, повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого
простирается и на землю - таков Перун.
Византийский историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский
пантеон: "Считают, что один из богов - создатель молнии - ...есть единый владыка
всего, и ему приносят в жертву быков и всяких животных". Ссылаясь на это
свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала вывод, что "культы отдельных, не
связанных между собой богов к этому времени начали складываться в общеславянскую
религиозную систему, центром ее становится Перун".
Правда, не исключено, что Прокопий знал лишь об одном славянском племени или о
немногих, да к тому же хотел пока378

100 ВЕЛИКИХ БОГОВ
РУСЬ
зать, что даже у язычников существует нечто подобное единобожию, поставив на
роль "единого владыки всего" небесное божество в соответствии с христианским
каноном. Самое главное, что у византийского автора были определенные основания
выделить, скажем так, одного из великих богов древних славян.
Если Род был божеством родным, близким, связывающим воедино разные поколения и
народ, а также окружающую природную среду, то Перун пребывал высоко в небесах.
Оттуда он то благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе громогласно гремел и
грозил молниями. Хотя порой считалось, что удар молнии - не божья кара, а божья
благодать, дарованная избранным.
Считалось, что Перун мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в земле или
в речных наносах встречались гладкие заостренные на одном конце камни, подобные
наконечникам стрел. Объяснить их происхождение удалось много позже, когда
оформились геологические науки. Оказалось, что большинство "громовых стрел"
Перуна - это окаменевшие ростры беспозвоночных животных белемнитов, обитавших в
давно исчезнувших морях.
Принято считать, что Перун был богом воинственных князей знати, дружинников. Но
скорее всего он стал таковым со временем, по мере того, как крепла княжеская
власть и все определеннее отдалялась от народа. На такую мысль наводит одно
немаловажное обстоятельство: мы не знаем мифов о военных подвигах, сражениях и
победах (или поражениях) Перуна. Он остается фигурой статичной, символической и
более приближенной к природным стихиям, чем к социальным проблемам.
Вспомним скандинавского Тора или Одина, Зевса и тому подобных богов других
народов. Они ведут себя действительно как цари или князья

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.