Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих авиакатастроф

страница №14

ть тип пострадавшего самолета, поскольку
проходил военную подготовку в Канаде на подобных машинах. Исследователь
установил также, что в тот день над Ла-Маншем исчез только один самолет.
Оставался еще один факт, требующий уточнения.

По документам самолет Миллера поднялся в воздух в 13.55. "Ланкастеры" взлетели в
11.57 и вернулись на базу в 14.20. По расчетам, над Ла-Маншем самолеты не
встретились. Снят вопрос снова благодаря случайности. Кто-то вспомнил, что в
годы войны в Англии вводилось "зимнее

129


время", на час опережавшее гринвичское. Его и указал пилот миллеров-ского
самолета. Военные летчики пользовались временем по Гринвичу. Значит, самолет с
Тленном Миллером на борту, взлетев в 12.55 дня, вполне мог прибыть к зоне
бомбометания одновременно с возвращавшимися "Ланкастерами".

17 января 1946 года, всего через пять месяцев после окончания войны и через 13
месяцев после исчезновения "Норсмана", оркестр Гленна Миллера успешно
дебютировал в нью-йоркском "Кэпитл тиэтр". Позднее в связи с успехом фильма
"История Гленна Миллера" вновь выпущены многие старые записи.

Исчезновение пяти бомбардировщиков "Эвенджер"

5 декабря 1945 года в районе Бермудского треугольника

исчезли пять бомбардировщиков-торпедоносцев "Эвенджер"

и вылетевшая на их поиски летающая лодка "Мартин

Маринер". Объявлены без вести пропавшими 27 человек.

5 декабря 1945 года, в 14.10, пять трехместных бомбардировщиков-торпедоносцев
типа "Эвенджер" ("Мститель") поднялись в воздух с авиабазы ВМС в Форт-Лодердейле
- пролог к величайшей тайне в истории мировой авиации. Погода великолепная, пять
"Эвенджеров" взяли курс на восток, имея на борту горючего на пять с половиной
часов.

Больше их никто Не видел, что сталось с ними потом - неизвестно. Различных
гипотез и версий по этому поводу выдвинуто предостаточно.

Девятнадцатое звено должно выполнить задачу по программе курса навигации,
состоящей из следующих компонентов: 1) полет по курсу 091 градус (на восток) на
расстояние 56 миль, до отмели Хен-энд-Чикенс Шоулз, для выхода на бомбометание с
небольшой высоты и продолжение полета по курсу 091 градус еще на 67 миль; 2)
полет по курсу 346 градусов (на север) на расстояние 73 мили; 3) полет по курсу
241 градус (запад - юго-запад) на расстояние 120 миль; возвращение в Форт-Лодердейл.
Время полета - два часа; командир звена - опытный пилот лейтенант Чарлз
Тейлор, налетавший более 2500 часов. Обычно экипаж "Эвенджера" состоит из трех
человек, включая пилота, но в этот день один

130


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

летчик не явился на аэродром, - это спасло ему жизнь. Остальным четырнадцати
летчикам 19-го звена вернуться на базу было не суждено. Все пилоты группы, кроме
Тейлора, и все члены экипажей, кроме одного, по существу, курсанты, проходившие
обучение по программе повышения квалификации, - хотя большинство имели солидный
опыт летной работы.

Как показало дальнейшее расследование, все "Эвенджеры" прошли тщательный
предполетный осмотр; баки полностью заправлены горючим; оборудование, двигатели,
компасы и приборы в полном порядке. В каждом самолете надежное
радиооборудование, включая радиостанцию на десять каналов связи и радиокомпас, в
любой точке полета указывающий направление на базу.

Примерно в 15.40, совершая полет вокруг аэродрома, лейтенант Роберт Ф. Кокс,
старший пилот-инструктор авиабазы Форт-Лодердейл, услышал какие-то
радиопереговоры между самолетами. На частоте 4805 (канал, используемый во время
тренировочных полетов) кто-то разговаривал с младшим пилотом 19-го звена
Эдвардом Дж. Пауэрсом, летевшим на Р-36. Обращался к своему собеседнику именно
так и ни разу не назвал своих позывных. Несколько раз спрашивал Пауэрса о
'показаниях его компаса и в конце концов сказал: "Я не знаю, где мы находимся.
Очевидно, мы заблудились после последнего поворота". Вскоре выяснилось, что
неизвестный собеседник Пауэрса -Тэйлор (позывной РТ-28), командир 19-го звена.

Тэйлор сообщил: "У меня вышли из строя оба компаса, и я пытаюсь найти ФортЛодердейл,
Флорида. Подо мной земля, местность пересеченная. Я уверен, что это
Кис, но не знаю, как долететь до Форт-Лодердейла".

Кокс посоветовал ему развернуть самолет так, чтобы солнце оказалось слева, и
лететь к берегу, до Майами; а в двадцати милях от Майами - Форт-Лодердейл.

После того как радиопередатчик Кокса вышел из строя, с Тэйлором связался ПортЭверглейдс
(база спасательного подразделения морской авиации в Форт-Лодердейле).

16.25. Порт-Эверглейдс - Тэйлору: Проверка. Вы нас слышите?

16.25. Тэйлор: Вас слышу. Только что пролетали над небольшим островом. Никакой
другой суши в пределах видимости нет.

Показания капитана 3-го ранга Ричарда Бакстера, заместителя начальника
оперативного отдела; морская береговая охрана, Седьмой военно-морской округ,
Майами: "Полагаю: когда они считали, что летят над островами Флорида-Кис,
самолеты находились неподалеку от Уолкер-Кис, в сорока милях от острова Большая
Багама.

16.26. Тэйлор: Нахожусь на высоте три тысячи пятьсот футов. Включил аварийное
опознавательное устройство. Может ли кто-нибудь в районе поймать нас
радиолокатором?

Порт-Эверглейдс: Вас понял. Продолжайте. Прием.

16.28. Порт-Эверглейдс: Предлагаем передать командование звеном пилоту, на
самолете которого компасы исправны. Он приведет вас на материк.

131


Тэйлор: Вас понял.
16.31. Тэйлор - в Порт-Эверглейдс: Один из пилотов моего звена полагает, что
если мы возьмем курс двести семьдесят градусов (на запад. - И.М.), то выйдем на
материк.
16.39. Порт-Эверглейдс - в Форт-Лодердейл (по телефону): Поскольку РТ семьдесят
четыре (Кокс) потерял связь с РТ двадцать восемь (Тэйлор. - И.М.), продолжая
полет на юг, считаю, что звено заблудилось где-то над Багамской банкой, и
предлагаю поднять в воздух дежурный самолет авиабазы "Форт-Лодердейл" с заданием
прослушивать частоту четыре тысячи восемьсот пять килогерц; следуя курсом ноль
семьдесят пять градусов (восток-северо-восток. - И.М.), попытаться установить
связь с РТ двадцать восемь. Если связь с РТ двадцать восемь будет улучшаться по
мере следования дежурного самолета заданным курсом, можно с уверенностью
сказать, что звено заблудилось над Багамскими островами. Кроме того, дежурный
самолет сможет действовать как ретрансляционная станция, поскольку радиоприем от
РТ двадцать восемь становится все затруднительнее.
16.45. Тэйлор - в Порт-Эверглейдс: Будем идти курсом ноль тридцать градусов
(север-северо-восток) в течение сорока пяти минут; потом повернем на север,
чтобы убедиться: находимся не над Мексиканским заливом.
16.47. Сеть высокочастотных пеленгаторов вдоль побережья Мексиканского залива и
Восточного побережья США получила задание взять пеленги всех передач, исходящих
от РТ-28, который работал на частоте 4805. Неудовлетворительный радиоприем на
этой частоте связан с работой широковещательных кубинских радиостанций, с
атмосферными помехами, наличием постоянного фона на несущей частоте и
метеорологическими условиями в данный период времени.
16.56. Порт Эверглейдс - всем самолетам 19-го звена: Включите свой радиокомпас.
Ответа нет.
Показания капитан-лейтенанта Пула: "Примерно в 17.00 я услышал разговор двух
летчиков-курсантов из этого звена. Один из них сказал: "Если бы мы полетели на
запад, были бы уже дома". Затем я услышал следующую фразу: "Черт побери, если бы
мы полетели на запад, то попали бы домой".
17.05. Тэйлор - самолетам своего звена: Меняем курс. Направление ноль девяносто
градусов в течение десяти минут.
17.09. Неопознанный: Сколько мы уже пролетели? Давайте повернем на два градуса к
востоку. Мы забрались чертовски далеко на север, вместо того чтобы лететь на
восток. Если здесь и есть что-нибудь, нам не видно.
17,09. Форт-Лодердейл сообщил в Порт-Эверглейдс по телефону, что вылет дежурного
самолета задержан.
17.11. Неопознанный: Мы еще мало пролетели на^восток. Сколько времени мы летим
на восток?
17.14. Алло (Порт-Эверглейдс. - И.М.), говорит РТ двадцать восемь. Вы слышите
меня? Прием.

132


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАС

133


17.15. Тэйлор - в Порт-Эверглейдс: Слышу вас очень слабо. Сейма летим курсом
двести семьдесят градусов (на запад. - И.М.).

Порт Эверглейдс: Вас понял.

17.16. Тэйлор: Будем лететь курсом двести семьдесят градусов до тех пор, пока не
достигнем берега или не кончится горючее.

17.20. Порт Эверглейдс - Тэйлору: Постарайтесь перейти на же канал (три тысячи
килогерц) (аварийная частота. - И.М.) и вызовите нас.|

Ответа нет после трех попыток.

17.20. Черновой аварийный журнал: Связь с РТ-28 то появляется, замирает. ПортЭверглейдс
не может передать РТ-28 ни одного сообщения; Форт-Лодердейл слышит
радиопереговоры между самолетами; по-видимому, еще летят курсом 270 градусов.

17.22. Тэйлор: Когда у кого-нибудь из пилотов останется десять гал-| лонов
горючего, все вместе садимся на воду. Каждый это понял?

17.24. Тэйлор - в Порт-Эверглейдс: Слышу вас очень слабо. Какая по-| года над
Лодердейлом?

Порт-Эверглейдс: Погода над Лодердейлом ясная. Над Ки-Уэст • САУУ (ясно,
видимость неограниченная. - И.М.). Над Багамскими островами низкая облачность,
видимость плохая. '

Ответа нет.

17.30. Тэйлор - пилотам звена: Что это там такое слева? Судно?

Ответ разобрать невозможно.

17.33. Тэйлор - в Порт-Эверглейдс: Вы слышите меня?

Порт Эверглейдс: Слышимость три балла, модуляция хорошая. Ответа нет.

17.34. Порт Эверглейдс - Тэйлору: Вы можете перейти на три тыся-| чи килогерц?

Ответа нет после трех попыток.

17.50. Тэйлор - в Порт Эверглейдс: Я едва вас слышу. Прием все слабее

Форт-Лодердейл - в Порт Эверглейдс (по телефону): В семнадцать пятьдесят один
всем спасательным станциям побережья отдан при" искать РТ двадцать восемь и его
звено. Все базы южнее Банана-Ривер| приведены в состояние готовности номер один.

17.54. Порт-Эверглейдс: Вы приняли мою последнюю передачу? Пе-| реходите на три
тысячи килогерц.

17.55. Тэйлор: Частоту менять не могу. Должен сохранить связь с са-| молетами
звена.

В это время уже совершенно темно.

17.59. Неопознанный: Перейти на три тысячи килогерц не могу, ос-| таюсь на
четыре тысячи восемьсот пять килогерц.

Установлено комиссией: Факт 38. Около 18.00 5 декабря 1945 года на! РТ-28
получено примерное НР/ОР - определение, согласно которому в! 17.50 РТ-28
находился в радиусе 100 миль от точки с координатами 29 гра-| дусов 15 минут с.
ш., 79 градусов 00 минут з. д.

Итак, координаты 19-го звена наконец удалось определить. Звено на-3 ходилось над
Атлантическим океаном севернее Багамских островов и]

восточнее Ныо-Смерны, Флорида. В это время его координаты только определили, их
еще не передали ни по телетайпу на другие базы, ни по радио самолетам.
Местонахождение звена вычислено приблизительно; но если бы Тэйлор мог узнать о
нем, ему оставалось бы просто продолжать полет в направлении на запад, и 19-е
звено достигло бы берега.
18.02. Неопознанный: Можем зарыться в любую минуту.
18.03. Тэйлор - Пауэрсу: Вы меня слышите?
18.04. Тэйлор: Вы меня слышите?

18.05. Тэйлор - Пауэрсу: Говорит Тэйлор. Кажется, нам крышка. Не думаете ли
вы...
18.06. Неопознанный: Если бы увидеть свет...
18.07. Порт-Эверглейдс - Тэйлору: Вы слышите меня?
18.09. Порт-Эверглейдс: Вы слышите меня? - Медленный счет: раз, два, три,
четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...
Заключение 36: Определить курс, которым шло звено после 18.07 не представляется
возможным.
18.10. Установленные НР/ВР на 17.50 координаты 19-го звена переданы по телефону
на командно-диспетчерский пункт Форт-Лодердейла. Эти координаты еще не переданы
ни по телетайпу, ни но радио.
Заключение 21: В критический период телетайп воздушно-морской спасательной
службы к югу от Банана-Ривер вышел из строя.
18.15. Неопознанный: Нет, каким курсом мы идем? - Мы над заливом. Мы
недостаточно долго шли на восток... - Сколько времени мы идем этим курсом? -
Предлагаю лететь прямо на восток, пока не кончится горючее: ближе к берегу у нас
больше шансов, что нас найдут.
Заключение 17: Командиру 19-го звена, пилотировавшему самолет РТ-28, неясно, в
каком направлении находится полуостров Флорида, и эта неуверенность повлияла на
его последующие решения.
18.17. Тэйлор - Пауэрсу: Каким курсом вы летите?
Подтверждения о приеме нет.
18.21. Майами - в Банана-Ривер (по телетайпу): Наш ВР (радиопеленгатор. - И.М.)
дает для звена координаты 29 градусов с. ш. 79 градусов з. д., что ставит их
севернее первоначально предполагавшегося местоположения. Приведите в состояние
готовности аэродромы к северу от вас до самого Джексонвилла.
Прием этого сообщения не подтвержден.
18.24. Порт Эверглейдс - в Банана-Ривер (по телефону): Все станции должны
попытаться установить связь с РТ двадцать восемь на частоте четыре тысячи
восемьсот пять килогерц и сообщить ему, чтобы он продолжал следовать курсом
двести семьдесят градусов. Положение серьезное, поскольку самолеты потеряли
ориентировку в шестнадцать двадцать один и к девятнадцати тридцати у них
кончится горючее. Система Т\УРЬ (телетайп. - И.М.) на север от нас вышла из
строя. Держите также в состоянии готовности "Дамбоу" (поисковые самолеты. -
И.М.), базирующиеся в вашем районе.
Факт 30: Установленные с помощью НРДЭР координаты звена на 17.50 переданы по
телетайпной сети примерно в 18.36.
(1

134


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

135


18.37. Неопознанный: Какой у нас сейчас курс?

18.43. БТ-3 (пилот Джозеф Босси. - Я.М) - РТ-28 (Тэйлору. - И.М.). (Слова
неразборчивы. - И.М.)

18.44. Частота четыре тысячи восемьсот пять килогерц. Слова неразборчивы.
Слышно, как РТ-3 дает свои позывные.

18.44. Порт Эверглейдс - Босси: Громче, пожалуйста.

18.48. Порт Эверглейдс - Босси: Слышим вас очень слабо. Громче, пожалуйста.

18.50. Эф тэ три, говорит Порт-Эверглейдс. Прием.

19.04. Эф тэ три (Босси. - И.М.) вызывает РТ двадцать восемь (Тэй-лора. - И.М.).

Подтверждения о приеме нет.

Раф-Краш-Лог: Это последняя передача 19-го звена (РТ-3 вызывал РТ-28). Ответа не
последовало.

О самых последних словах Тэйлора до сих пор ведется спор. Радиолюбители сумели
расслышать: "Кажется, что мы вроде... мы опускаемся в белые воды. . мы полностью
заблудились..."

Запас горючего на самолетах 19-го звена позволял им оставаться в воздухе
приблизительно до 20.00.

Лейтенант Чарлз У. Джонсон, дежурный офицер оперативного отдела на авиабазе ВМФ
Банана-Ринер, дал задание пилоту учебного самолета № 32 лейтенанту Бэммерлину
лететь курсом прямо на точку с координатами 29 градусов с. ш., 79 градусов з. д.
(местонахождение 19-го звена на 17.50), а затем провести широкий поиск по
квадратам. Лейтенант Джеффри, пилот учебного самолета № 49 получил следующие
инструкции: направиться вдоль побережья до 29 градусов с. ш., а затем на восток
до 79 градусов з. д., где он должен встретиться с лейтенантом Бэммерлином, а
потом также начать широкий поиск по квадратам.


Гигантская двухмоторная летающая лодка типа "Мартин Маринер" (№ 49) с экипажем
из тринадцати человек немедленно вылетела туда, где предположительно должно
находиться патрульное звено. Оборудованный всевозможными спасательными
средствами, этот самолет мог совершить посадку на воду при самой высокой волне.

Командно-диспетчерский пункт известил патрульное звено, что скоро окажут помощь,
но ответа не получил.

"Маринер" передал по радио! несколько обычных сообщений, из которых следовало,
что он приближается к месту нахождения пяти "Эвен-джеров", однако пока еще
ничего не обнаружил. Потом на командном пункте наступила зловещая тишина, -
диспетчеры тщетно дожидались дальнейших донесений со спасательного самолета.

Один за другим в воздух поднимались самолеты, в море выходили корабли, объявлена
общая тревога. Весь район, где могли находиться "Эвен-джеры" и "Маринер",
тщательно прочесывался, но ничего не нашли.

В 19.04 диспетчер центра управления полетами в Майами принял слабый, очень
далекий, радиосигнал: "РТ... РТ..." - позывные 19-го звена.

На следующий день поисковые операции приняли небывалый размах. Триста самолетов
и двадцать одно судно обшаривали каждый квадрат

воды и неба, поисковые партии на суше обыскивали побережье Флориды, острова
Флорида-Кис и Багамские, но патрульное звено исчезло без следа. Поиски
продолжались несколько недель, каждый район предполагаемой гибели самолетов
прочесывался снова и снова.
Военные эксперты совершенно сбиты с толку: как могли исчезнуть шесть самолетов и
двадцать семь человек в таком небольшом райрне?
Пусть кончилось горючее, - "Эвенджеры" могут продержаться на поверхности воды
достаточно долго, чтобы экипаж успел сбросить самонадувающиеся спасательные
плоты. Все экипажи прошли специальную подготовку по правилам поведения в
аварийной ситуации, а спасательное оборудование обеспечивало пребывание в
течение многих дней в открытом море без всякой опасности для жизни. И если
горючее и кончилось, это не объясняет, почему до этого, еще в полете, вдруг
потеряна всякая ориентировка, почему посылались такие странные донесения. Тем
более необъяснимо исчезновение "Маринера".
В каждом самолете надежное радиооборудование. Почему никто не послал сигнал
бедствия либо до, либо после приводнения; почему не послал его "Маринер"?
Высказано предположение, что 19-е звено сбилось с курса из-за сильного ветра.
Если бы ветер вдруг изменил направление, их снесло бы далеко на юг. Но тогда они
очутились бы над множеством островов Вест-Индии или над БольШой Багамской банкой
- обширной областью мелководья, где самолеты нетрудно найти даже после того, как
они затонули.
В случае невероятного - столкновения в воздухе пяти самолетов - большой район
океана оказался бы усеян обломками и их наверняка заметили бы.
Показания радиста 2-го класса Вернона Д. Клэри (отдел связи авиабазы военноморских
сил Банана-Ривер): "Как раз перед 19.30 учебный № 49 передал донесение о
своем отлете. Первое донесение о своем местонахождении учебный № 49 должен
сделать в 20.30. Когда в 20.35 он не вызвал базу, радист попытался установить с
ним связь. Радист непрерывно вызывал его в течение часа, но ответа получить не
удалось".
Показания капитана 3-го ранга Уильяма Дж. Лоуренса, старшего помощника командира
(морская береговая охрана США, авиация военно-морских сил, Банана-Ривер): "В
21.12 я получил сообщение из центра совместных действий в Майами: в 19.50с
парохода "Гейнз Миллз" наблюдали взрыв в точке с координатами 28 градусов 59
минут с. ш., 80 градусов 25 минут з. д. Взрыв, как сообщалось, сильный, столб
огня держался в течение нескольких минут. Можно полагать, это, вероятно, учебный
самолет № 49, с которым мы пытались, но не смогли установить связь на частоте
3000 кгц. Взрыв, как сообщалось, наблюдался в 19.50, то есть ровно через 23
минуты после взлета учебного самолета № 49. Указанное место взрыва находится в
45 морских милях от района базы морской авиации Банана-Ривер".
Капитан парохода "Гейнз Миллз" заявил: самолет загорелся в воздухе, быстро упал
в воду и взорвался; члены корабельной команды видели масляное пятно и обломки.
Командир подразделения надводных кораб136


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

137


лей, базирующихся в Нью-Смерне, сообщил впоследствии, что не видел никаких
обломков, а если бы таковые и обнаружили, их все равно не удалось бы поднять на
борт, поскольку море было слишком бурным.

Кстати, "Маринеры" прозваны "летающими цистернами", потому что в них всегда
много паров бензина, - украдкой раскуренная сигарета или какая-нибудь искра
способны в любой момент вызвать взрыв. .

Показания лейтенанта Джералда И. Бэммерлина, пилота учебного самолета № 32,
авиация военно-морских сил, Банана-Ривер:

"После взлета мы [учебный № 32] пошли заданным курсом [координаты на 17.50] и,
как только прибыли в район... примерно в 20.15 начали широкий поиск по
квадратам. Высота облаков от 800 до 1200 футов, облачность сплошная, временами
обильные осадки, ветер, западный или юго-западный, примерно 25-30 узлов,
отмечалась также сильная турбулентность в атмосфере. Море очень бурное, внизу
видны гребни волн...

Примерно в 21.45 мы получили задание идти в район, расположенный милях в
двадцати пяти к востоку от Нью-Смерны, чтобы осмотреть место взрыва, о котором
сообщили с танкера. Из-за сильного встречного ветра потребовалось около часа,
чтобы добраться до этого места. Мы приступили к широкому планомерному поиску на
месте йзрыва, исследуя все, что появлялось на экране радиолокатора, и огни,
наблюдающиеся визуально, однако никаких результатов поиск не дал..."

Заключение 53: Учебный самолет 49 ["Мартин Маринер"] взорвался в море по
неизвестной причине или причинам в точке с координатами приблизительно 28
градусов 59 минут с. ш., 80 градусов 25 минут з. д.

Многие факторы обусловили гибель 19-го звена; решающим оказались испорченные
компасы лейтенанта Тэйлора. В докладе говорится, что ни в одном самолете на
пульте управления не было часов; неизвестно, имели ли летчики наручные часы.
Поскольку Тэйлор неоднократно спрашивал о времени, ясно, что он был без часов.
Между тем хорошо известно, что легче всего потерять ориентировку, когда нельзя
установить продолжительность полета в неопределенном направлении.

Тэйлор переведен в Форт-Лодердейл незадолго до этого полета, и недостаточное
знакомство с районом Багамских островов привело его к ошибочному предположению,
что он пролетает над островами Флорида-Кис. Тэйлор не мог установить, находится
ли он над Атлантическим океаном, к востоку от Флориды, или над Мексиканским
заливом, к западу от полуострова. В результате он много раз менял курс, водил за
собой звено взад и вперед и постепенно забирался все дальше на север от
Багамских островов.

Другой важный фактор, помешавший спасти 19-е звено, - отказ Тэйлора сменить
радиочастоту и перейти на аварийный канал. Это лишило ( его возможности
поддерживать устойчивую связь с наземными радиостанциями.

Третьим фактором, предопределившим исчезновение 19-го звена, оказалась
испортившаяся погода. Поисковые самолеты сообщали о сильной; турбулентности и
небезопасных летных условиях, а одно из судов, находившихся в этом районе,
сообщало о "сильном ветре и страшном волнении".
Не следует думать, что 19-е звено - созвездие многоопытных асов,
совершавших посадку в ясный солнечный полдень на гладкую воду. Это потерявший
ориентировку инструктор и четыре пилота-курсанта, которые пытались сесть на воду
темной ночью, в шторм, - положение безнадежное.
Трагедия заключалась не в том, что пилоты будто бы не знали, в каком направлении
летят, а в том, что действительно не знали, в каком следует лететь. Никак не
могли определить, с какой стороны от полуострова Флорида находится звено, и все
время меняли курс, направляясь то на запад, то на восток. Некоторое время летели
на север, чтобы, как сообщил Тэйлор, убедиться, что находятся не над
Мексиканским заливом.
Хотя Тэйлор и поручил вести звено одному из пилотов с исправным компасом, он не
передал ему командования и вообще ни разу не впадал в панику в этой
драматической ситуации.
Трудно понять, каким образом самолеты пропади в таком ограниченном районе.
Однако, как следует из официального доклада, летали взад и вперед более четырех
часов, пока не кончилось горючее. Шли над Атлантическим океаном к востоку от
Соединенных Штатов и к северу от Багамских островов, - район перемещений отнюдь
не ограниченный.
Комиссия перечислила пятьдесят шесть "фактов" и сделала пятьдесят шесть
"заключений" на основе показаний, полученных за четырнадцать дней расследования.
Как гласит "Заключение 37", "самолеты 19-го звена совершили вынужденную посадку
на воду в темноте, в районе к востоку от полуострова Флорида, вскоре после
19.04", а "Заключение 38" констатирует: "море было... бурным, что создавало
неблагоприятные условия для приводнения".
По-видимому, после того как пошли на дно самолеты, летчики находились в воде, в
спасательных жилетах. Но ночной шторм сделал свое дело. Богатый опыт морских
катастроф подсказывает: вероятнее всего, никем не найденные пилоты нашли в себе
силы противостоять холодным волнам примерно до полуночи... В полночь в 2500
километрах от этого места, в Маунт-Верноне (штат Нью-Йорк), словно от внезапного
удара одновременно проснулись Джоан Пауэре и ее 18-месячная дочь. Джоан сразу
поняла причину своего кошмарного сна и решила сделать то, чего никогда до этого
не делала, - позвонить мужу на авиабазу. Примерно два часа ушло на выяснение
номера телефона и на соединение. Ровно в 2.00 ночи в Форт-Лодердейле раздался
звонок. Дежурный офицер, взявший трубку, с дрожью в голосе ответил: "Не
волнуйтесь, но вашего мужа, капитана Эдварда Пауэрса, мы не можем позвать, он
сейчас в полете..." Человек, который 5 часов назад выключил освещение на
посадочной полосе, так и не решился произнести вслух приговор. Джоан Пауэре
узнала правду о муже только утром, из экстренного выпуска радионовостей.

Много факторов помешало спасению 19-го звена: неисправность компасов на самолете
лейтенанта Тэйлора, выход из строя одного из радиоканалов у лейтенанта Кокса,
что не позволило ему поддерживать связь с лейтенантом Тэйлором; отказ
предоставить в распоряжение Кокса дежур138


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

ный самолет; плохой радиоприем; задержка с вылетом спасательных самолетов;
наступление темноты и резкое ухудшение погоды; невозможность быстро
запеленговать звено; неудачные попытки передать по ра-' дио координаты звена,
когда они стали известны; неисправность телетайпной линии; военная дисциплина,
которая лишала пилотов возможности принимать самостоятельные решения, хотя
многие из них понимали - следуют неправильным курсом; наконец, то
обстоятельство, что 19-е звено совершало тренировочные полеты в тот день
последним. Если бы отсутствовал хотя бы один из этих факторов, полет 19-го звена
окончился совсем иначе. Хотя бы один (а может быть, и больше) самолет вернулся
бы на базу, и весь этот драматический эпизод быстро предали б

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.