Жанр: Энциклопедия
Сто великих актеров
...танец. Подлинный король перед тем, кто, в сущности, рожден был рабом, вот кем он
был, и вопль человеческого существа, которое мучают, звучал снова и снова с
рыданиями и жалобами, словно он хотел донести их до престола Бога.
Подобно Рейнхардту, Моисеи был художником широкого диапазона. Перечень сыгранных
им ролей поистине огромен. И в любой роли, будь то Фауст или Мефистофель, Ромео
или шут в
Короле Лире
, маркиз Поза в
Доне Карло-се
или Ихарев в
Игроках
Гоголя, актер умел затронуть проблемы, связанные с его эпохой.
Отелло у Моисеи не хотел убивать Дездемону, он любил ее и прощал, но он вынужден
был ее убить — таковы обычаи страны, и, убивая ее, он убивал и себя. Сам же
Отелло был существом наивным и чистым.
Моисеи, — писал Роберт Музиль, — играл
то, что Флобер называл Африкой... узкоплечий Отелло с толстыми губами, обезьяна,
на лбу которой клеймо невинности выжжено сильнее, чем у любого европейца... в
нем была неодолимая сила, которую Ницше называет сухой, горячей музыкой ..
В 1924-м и 1925-м Моисеи гастролировал в СССР, скандинавских странах, на Кубе. В
1927 году он выступал с
Гамлетом
и
Живым трупом
в Париже. Гастроли длились
всего неделю, но привлекли к себе внимание французской прессы.
НИЛЬСЕН АСТА
147
Ошеломляющий успех ждал Моисеи в США. Он приехал туда в составе труппы
Рейнхардта, в качестве одной из ее звезд. Гастроли начались в ноябре 1927 года и
длились четыре месяца. Моисеи был занят в четырех спектаклях.
В октябре следующего года актер рискнул посетить Америку уже без Рейнхардта, с
собственной труппой. Он также снялся в Голливуде, в фильме
Королевская ложа
по
пьесе Дюма-сына
Кин, или Гений и беспутство
.
В конце 1920-х годов Моисеи неустанно разъезжает по Европе, очертив для себя
постоянный маршрут, по которому он перемещается каждое лето: Вена, Бухарест,
Будапешт, Загреб, Прага. И лишь в конце сезона, осенью — Берлин, где Моисеи
выпустил пластинку с записью монолога из
Фауста
.
В 1932 году актер тяжело заболел Началась болезнь как бессонница, изнурительная,
многодневная. Никакие снотворные не помогали: Моисеи похудел, осунулся,
сгорбился. Он на месяц лег в санаторий — в Грюневальде, под Берлином. Его лечили
наркотиками: сначала пантопоном, потом морфием. Покинув санаторий, он уже не
расставался с этим лекарством. В Грюневальде Моисеи поправился, даже пополнел.
От этой полноты он уже не избавится. И бессонный взгляд, устремленный мимо и за
собеседника, тоже останется у него теперь навсегда.
Недолго пожив в Вене, Моисеи поехал в Италию. Его сопровождала молодая
возлюбленная — спокойная и нежная Хильда Вагенер, актриса Бургтеатра,
прославленная венская Джульетта.
В Италии Моисеи получил от властей субсидию в пятьсот тысяч лир и собрал вокруг
себя труппу из актеров высшего класса. Труппа имела традиционный для Италии
статус бродячего театра и разъезжала по городам страны. Моисеи сыграл в кино
роль Лорензаччо в костюмно-историческом фильме
Лорен-заччо ди Медичи
(1934).
Судьба отмерила актеру короткий срок. Моисеи скончался в Вене, на рассвете 22
марта 1935 года. Через неделю ему исполнилось бы пятьдесят шесть лет.
Тело Александра (Сандро) Моисеи было сожжено, а урну с прахом Иоганна отвезла в
Швейцарию, в местечко Моркоте на берегу озера Лугано, где он завещал себя
похоронить.
НИЛЬСЕН АСТА
(1881—1972)
Датская актриса. Мировую известность получила в немом кино. Снималась в фильмах:
Гамлет
,
Безрадостный переулок
,
Идиот
,
Фрекен Юлия
,
Танец смерти
и др.
Аста Нильсен родилась 11 сентября 1883 года в Копенгагене в бедной семье. Отец
часто болел и не имел постоянной работы. Мать нанималась в богатые Дома
приходящей прачкой. Семья часто переезжала. Первые сознательные годы в жизни
Асты прошли в шведском городке Мальме. Самые сильные детские впечатления связаны
с пьесами Ибсена, точнее, с образами ибсеновских женщин — Агнесой (
Бранд
), фру
Ингер из Эстрота, Геддой Габлер. В тринадцать лет Аста решила стать актрисой, а
через год пришла на испытание к своему будущему наставнику Петеру Йерндорфу.
Аста Нильсен, мечтавшая о сложных драматических ролях, за годы ученичества у
Петера Йерндорфа, а затем в школе Копенгагенского Королевского теат148
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
pa восполнила пробелы в своем воспитании Ее ввели в мир скандинавской мифологии,
познакомили с классическим искусством и литературой Нильсен приобрела хороший
вкус, актерскую культуру С 1901 года она не без успеха выступала в различных
копенгагенских театрах, ездила на гастроли в Швецию, Норвегию, Финляндию
К театру Аста Нильсен относилась с пиететом Великая актриса, на протяжении
двадцати лет царившая в кино, считала себя изгнанной из храма настоящего
искусства
По странному недоразумению Нильсен считали преимущественно актрисой комедийной
Она легко осваивала самые разнохарактерные амплуа комических старух, субреток,
травести В прессе писали об оригинальности трактовок и необыкновенном
темпераменте артистки По ее собственному выражению, она нередко получала похвалы
за то, что резвилась, как необъезженный жеребенок, или нарушала своей игрой все
рамки роли
В театрах, где она работала, ставили пьесы Ибсена и Свена Ланге,
Даму с камелиями
Дюма Но Аста Нильсен постепенно потеряла всякую надежду выйти
на сцену в роли Норы или Маргариты Готье
В 1910 году молодой журналист Урбан Гад предложил киностудии
Нор-диск
поставить фильм по написанному им сценарию, с Астой Нильсен в главной роли
Я
сразу загорелась наконец-то у меня будет значительная трагическая роль
, —
восклицает актриса
Героиня
Бездны
— учительница музыки Магда встречает циркача Рудольфа,
влюбляется в него и порывает со своим женихом, инженером Кнудом Вместе с
Рудольфом она выступает в варьете, где исполняет эротические танцы. Вскоре
Рудольф охладевает к ней Магда в отчаянии убивает неверного любовника Ее ведут в
тюрьму двое полицейских И она идет — несчастная, раздавленная горем женщина Эта
движущаяся в кадре женщина потрясает и сегодня В момент же выхода фильма на
экраны это было открытием, взрывом
В своих мемуарах Аста Нильсен нисколько не преувеличивает, говоря, что
Бездна
,
шедшая с успехом во всем мире, была воспринята как перелом в истории кино Прежде
к актерам, выступавшим на экране, относились как к марионеткам Появление Асты
Нильсен на экране заставило самых суровых критиков признать кино искусством Ее
дебют, как и становление ее славы, неотделим от имени режиссера Урбана Гада
Ставший в 1913 году мужем Асты Нильсен, он снимал почти все фильмы с участием
актрисы в предвоенную пору и в годы Первой мировой войны Урбан одним из первых
открыл пластическую выразительность кадра
После феноменального успеха
Бездны
представитель одной из крупнейших немецких
кинофирм предлагает ей громадный гонорар и исключительные условия для работы в
Германии Аста Нильсен переезжает в Берлин, становится родоначальницей немецкой
школы киноактеров, столь прославившейся в годы расцвета
великого немого
Фильмы
с участием Асты Нильсен пользовались
НИЛЬСЕН АСТА
неимоверным успехом Любопытно, что несколько позднее немецкий юмористический
журнал изобразил в виде Адама и Евы Асту Нильсен и Чарли Чаплина.
Ее сравнивали также с Сарой Бернар и с Элеонорой Дузе Все, кто писал об Дсте
Нильсен, подчеркивают сексуальный характер ее образов, экзотику сюжетов
Созданный ею тип
женщины-вамп
, роковой женщины стал первым
классическим
типом экрана И все-таки главное в ее таланте — мотив страдания, поруганной любви
Воспитанная драмами скандинавских авторов, Нильсен почти достигла уровня
подлинной психологической драмы Она любила великую русскую литературу, образ
Настасьи Филипповны был ей дороже многих других Катерину из
Грозы
она позже
воплотила на экране
Не слишком молодая, не претендовавшая на ослепительную красивость датская
актриса в один вечер покорила весь мир У нее было на редкость выразительное
лицо, отмеченное неповторимостью И в то же время многие женщины находили, что
похожи на Асту Нильсен Она была и обыденна и таинственна в туалетах, которые
носили все, — и все могли чувствовать себя столь же обворожительными, столь же
загадочными, столь же неповторимыми
Аста Нильсен принесла в кино высокую театральную культуру Она, пожалуй, первой
из актеров кино поняла, что на экране важнее всего максимальная экономия жеста,
мимики Кто видел глаза Асты Нильсен, читал в них много больше того, что могла
дать самая изощренная игра на сцене По существу, это означало революцию в
актерской технике
В воспоминаниях артистка говорит о своем методе работы
я видела, что главная
сторона кино — зрительная, лицо и движения сами должны выражать душу, делать ее
зримой. Приходя в просмотровый зал, я смотрела на себя глазами строгого критика
— образцов для подражания у меня ведь не было Здесь я узнавала, как слово можно
заменить мимическим выражением или движением, и что эти движения можно
ограничить одним намеком, воспринимаемым камерой и незаметным для глаза
оператора (вот, кстати, причина того, что режиссер так часто заставляет актеров
утрировать игру)
Среди поклонников таланта Асты Нильсен были видные критики, поэты, драматурги
начала века О ней восторженно писали Георг Брандес, Герман Банг, немецкий
режиссер Леопольд Йеснер
У нее грация японки из порочнейщих листов Утамаро и
вдохновение Иветты Гильбер — восклицал в 1911 году Гий-ом Аполлинер — Она — все1
Она — видение пьяницы и мечта одинокого Она смеется, словно юная девушка, так
беззаботно и счастливо, а в ее глазах видится нечто, что никогда не обретет
выражения в словах, слетевших с ее губ Когда в ее глазах сверкает ненависть, мы
сжимаем кулаки, когда она распахивает их, нам кажется, что это звезды светят
Позже она скажет, что ей по душе всегда были роли комедийные В фильме
Ангелочек
(1914) Аста играла девчонку-сорванца, которой отец покупает куклы,
не замечая, что дочь успевает затевать флирт едва ли не с каждым встречным
мужчиной
После окончания Первой мировой войны Нильсен организовала в Берлине собственное
кинематографическое общество
Артфильм
Это позволило ей обратиться к
литературной и театральной классике
В двадцатые годы Аста Нильсен осуществила наконец свою давнишнюю мечту она
сыграла на экране многие из тех ролей, ради которых некогда пошла на сцену Среди
лучших ее работ этого времени Настасья Филипповна в
Идиоте
по роману
Достоевского (1921), Фрекен Жюли по знаменитой пьесе Стринд-берга
Фрекен Жюли
(1921), Ванина в экранизации стендалевской
Ванины Ва150
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
нини
(1922), Лулу в экранизации драматической поэмы Франка Ведекинда
Дух
земли
(1923), Гедда Габлер в
Гедде Габлер
Ибсена (1925).
Вершиной этого цикла классических ролей актрисы является работа над образом
Гамлета в фильме, поставленном режиссером Свеном Гадем и Гейнцем Шаллемв 1921
году.
Нильсен воспользовалась версией американского шекспироведа Эдварда Вейнингера,
считавшего, что Гамлет — переодетая женщина. Сцены из этого немого фильма
впоследствии неоднократно приводились как пример особой выразительности
мимического диалога.
У Асты Нильсен Гамлет — умная и нежная принцесса, рожденная в смутное военное
время. Она любит Горацио, своего однокашника по университету. Актриса играла
женщину, взявшую на себя мужскую миссию и сломленную непосильным бременем.
Тайная страсть к Горацио усугубляла тяжкие метания принцессы, ее трагическую
судьбу. Трактовка роли, таким образом, оказалась сугубо романтической.
Постоянным партнером Нильсен был в эти годы Пауль Вегенер — крупный немецкий
актер и режиссер. В 1922 году они исполнили главные роли в фильм Артура фон
Герлаха
Ванина
. Сюжет, заимствованный из новеллы Стендаля, был разработан
сценаристом Майером в духе мистических баллад эпохи романтизма. Критики отмечали
выдающуюся игру артистов,
захватывающие сцены страсти и отчаяния
, мятежность
образа, который создала Аста Нильсен.
Благодаря таким актерам, как Аста Нильсен
и Пауль Вегенер, Артур фон Герлах превратил это исследование садизма в фильм,
который прославлял высокие человеческие чувства, бьющиеся в тисках тирании
, —
писал впоследствии Крака-уэр в книге
От Калигари до Гитлера
.
В 1924 году актриса снялась в фильме
Гедда Габлер
(режиссер Экштейн). Эта
экранизация, имевшая большой успех, бросила запоздалый отсвет на все прежние
работы Асты Нильсен. Отныне, возвращаясь к ее довоенным лентам, стали писать,
что, несмотря на схематизм и откровенную банальность мелодраматических сюжетов,
Ибсен, ибсеновские женщины прошли по всем ее ролям
.
Все сделанное актрисой в эти годы венчает образ Мицци (Марии) Лехнер в фильме
крупнейшего австрийского режиссера Георга Вильгельма Пабста
Безрадостный
переулок
(1925), где снимался также бывший артист Московского Художественного
театра Григорий Хмара, который стал новым мужем Асты Нильсен.
Фильм был прекрасным по смелому показу жизни в послевоенной Австрии. Аста
Нильсен достигла подлинно трагических высот Мицци, обманутая своим возлюбленным,
разорившимся аристократом, убивала его новую любовницу, а потом продавалась
первому попавшемуся нуворишу. Преступление оставалось нераскрытым, пока
преступница, измученная угрызениями совести, сама не доносила на себя.
Нильсен рассказывала не о социальных драмах, а о трагедиях души, об омуте
страстей Все ее фильмы были вариантами одной судьбы. На преступления,
самоубийства, словом, в бездну всегда толкала ее героинь любовь, женщина,
зажигавшая сердца своим одухотворенным эротизмом, сама же становилась его
жертвой. Именно эта неизменность основного мотива и его органическая связь с
глубинной сущностью натуры и таланта Асты Нильсен выдвинули ее в число любимиц
публики
, — пишет киновед А. Л. Сокольская
Сама Нильсен считала, что зрителей привлекала жизненность,
горькая правда
ее
образов. Актриса пишет, что пришла в кино с намерением опровергнуть
АСТА
идиллическую ложь экранного мирка,
реалистически представить... неудачниц,
больных, несчастных, отверженных
, — людей, которые были близки ей с детских
лет.
Аста Нильсен открыла многое из того, что стало затем разрабатываться более
пристально, более детально. Именно она начала рассказывать легенду, которую
значительно позже привыкли связывать с именем французской актрисы Симоны
Синьоре: стареющая женщина всеми силами пытается сохранить любовь.
Трагедия проститутки
(1927) знаменовала возвращение в кино Асты Нильсен после
двухлетнего отсутствия. По мнению
Ле синема реалист альман
, в этой
сентиментальной истории о стареющей проститутке
расставлены верные акценты
:
ею движет социальное течение, затушевывающее мелодраму. Горести Асты Нильсен
забываются ради восприятия атмосферы растерянности и волнения, царившей в
Германии перед приходом к власти нацистов
.
В конце двадцатых годов Нильсен вернулась в театр. Страсть к сцене снова
одержала верх: актриса создала собственную труппу и гастролировала с ней по
городам Германии.
Ажиотаж, который вызывали выступления датской звезды в
Даме с камелиями
Дюма,
Грозе
Островского и ряде других пьес, связан не только с ее
кинематографической известностью. Ее талант, отточенное мастерство, большую
театральную культуру единодушно отмечали самые серьезные критики.
В 1932 году кинозрители впервые услышали ее голос на экране: она сыграла главную
роль в звуковом фильме
Недопустимая любовь
(режиссер Э. Ваш-нек). Появление
звука могло расширить арсенал ее выразительных средств.
Для большинства звезд немого кино приход звука означал конец их артистической
карьеры, — замечает кинокритик В. Кисунько. — И лишь некоторых звучащее слово
еще крепче связало со зрителями. Голос Асты Нильсен не разрушил образа,
утвердившегося и царившего на экране в течение двух десятилетий. Высокая
театральная культура актрисы, неразрывно связанная с отточенной
кинематографической пластикой, и в новых, совершенно необычных условиях дали
интересные результаты. Аста Нильсен сохранила здесь свое главное достоинство—
искренность. Умная актриса, умная женщина, она не цеплялась за роли молодых
героинь и, вступая в шестой десяток, открывала для себя и для зрителя новые
судьбы, новые драмы
.
И тем не менее звездой звукового кино Аста Нильсен не стала. Фильм
Невозможная
любовь
завершил ее творческий путь. В 1933 году актрису пригласили на званый
вечер для берлинских артистов. Об отказе не могло быть и речи. Асте Нильсен было
оказано исключительное внимание: фюрер сидел с ней за отдельным столиком.
Геббельс предлагал ей создать для нее особую киностудию Однако Аста Нильсен
заявила, что не в восторге от того, что делают нацисты в Германии На следующий
же день она уехала в Данию.
Кинематограф на ее родине влачил жалкое существование. Все попытки вернуть Асту
Нильсен в кино оказались безуспешными, так же как попытки самой актрисы
возродиться на театральной сцене.
В театре она выступила в последний раз перед войной Прощальный вечер
Датской
Дузе
, как называли Асту Нильсен, состоялся в копенгагенском Народном театре в
1939 году.
Больше всего радости приносила ей дочь.
Она была музыкой моей жизни, но,
правда, несколько иной, чем обычно. Единственным и действительно большим
событием для сердца стал мой ребенок, моя единственная дочь...
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
На Венецианском фестивале 1958 года публика увидела многие из лент с участием
Асты Нильсен. И два слова
великая актриса
— звучали как признание таланта,
неповторимой индивидуальности, восхищение человеком, бесконечно преданным
искусству.
Весной 1961 года жительница Копенгагена Аста Нильсен писала:
Давно уже я
отказалась от всех публичных выступлений, что отнюдь не означает тихого
существования. Моя тяга к искусству находит выход в давнишней любви к живописи.
Я придумала новую форму живописи и работаю не кистью и красками, а с помощью
цветной материи, из которой создаю людей и зверей, пейзажи и цветы. Два датских
торговца произведениями искусства устраивали мои творческие выставки: снова
судьба мне улыбнулась и одарила новым успехом. Так жизнь после множества
чудесных событий и некоторых бурь стала гармоничной; кому дано слышать музыку
тишины, тот услышит симфонию небывалой красоты
.
В 1968 году актриса поставила фильм
Аста Нильсен
, в котором рассказала о своей
творческой деятельности.
Аста Нильсен умерла 25 мая 1972 года. Она вошла в историю культуры XX столетия
как легендарная кинозвезда, первая вамп, родоначальница серийных образов
фатальных женщин. Но вместе с тем — как первая трагическая актриса
кинематографа.
ФЭРБЕНКС ДУГЛАС
(1883—1939)
Американский актер, продюсер. Один из основателей кинокомпании
Юнайтед
Артисте
. Снимался в фильмах:
Знак Зорро
,
Робин Гуд
,
Багдадский вор
,
Черный пират
,
Железная маска
и др.
Дуглас Элтон Ульман (Фэрбенкс) родился в Денвере, штат Колорадо, 23 мая 1883
года. Его отец, Г. Чарльз Ульман, известный нью-йоркский адвокат, вложив все
деньги в добычу серебра, переехал в Денвер. Однако дело у него не пошло, он
начал пить и в 1889 году оставил семью. Мать Дугласа, Элла, поменяла фамилию
трех сыновей на Фэрбенкс (ее первый муж, Джон Фэрбенкс, плантатор из Нью-Орлеана,
умер от туберкулеза).
В детстве Дуглас занимался верховой ездой, фехтованием, легкой атлетикой, играл
в любительских спектаклях, читал Шекспира и Байрона. Окончив школу, Фэрбенкс
готовился стать горным инженером, но затем уехал в Европу. В Париже строил
метро, был докером в Лондоне. Сменив несколько мест работы, он нанялся матросом
на грузовое судно.
По возвращении в Америку Фэрбенкс обосновался в Нью-Йорке. И здесь ему пришлось
нелегко. Он работал помощником
ФЭРБЕНКС ДУГЛАС
биржевика" секретарем адвоката, комиссионером, но мечтал стать актером. Дуглас с
завидным упорством осаждал театральные агентства, пока ему не улыбнулась удача.
Он женился на Бет Салли из богатой семьи. Детство девушки прошло в поместье отца
на Род-Айленд и в особняке на Манхэттене. Все это притягивало Фэрбенкса,
поднимавшегося по социальной лестнице. 9 октября 1909 года в семье родился сын
Дуглас-младший.
Легкий и жизнерадостный, Фэрбенкс выступал на Бродвее и пользовался успехом,
играя в незатейливых спектаклях типа
Театральная лавочка
,
Новая Генриетта
,
Он приходит с улыбкой
,
Джентльмен с Миссисипи
и т. д. В конце 1914 года его
начала обхаживать кинокомпания
Триэнгл
, во главе которой стояли Д.У. Гриффит,
Томас Инс и Мак Сеннет.
Первый фильм Фэрбенкса
Ягненок
, поставленный по сценарию Гриффита, вышел на
экраны 7 ноября 1915 года. Герой Дугласа, слабый, бесхарактерный юноша, попав в
критическую ситуацию, обретает мужество. Он совершает побег из тюрьмы, скачет на
коне и сражается с бандитами. Подобные персонажи всегда нравились зрителям. Но
Фэрбенкс привнес в традиционный тип столько жизненной силы и оптимизма, что
публика безоговорочно отдала симпатии его герою.
Фэрбенкс сразу стал модной звездой.
Триэнгл
принялась одну за другой выпускать
картины с его участием:
Безумие Манхэттена
,
Метис
,
Двойные хлопоты
,
Флирт
с судьбой
,
Добрый негодяй
... Всего двенадцать за год и три месяца.
Бет Салли была счастлива в семейной жизни, несмотря на то что Фэрбенкс мало
времени уделял сыну. Он часто увлекался женщинами. Никто не знает точно, когда
начался его роман со знаменитой актрисой Мэри Пикфорд. Очевидно, Дуглас нуждался
в ее советах и связях в кинематографическом мире.
Фэрбенкс быстро разбогател. В 1916 году он перевез семью в Лос-Анджелес, где
каждый месяц выходил его новый фильм. Дуглас купил дом на авеню Ла-Бреа, сделал
братьев Джона и Роберта своими деловыми партнерами и устроил сына в престижную
школу. Он вступил в концерн
Феймес Артисте — Ласки
, основал собственную
кинокомпанию, доверив прокат своих картин престижной фирме
Арткрафт
.
Фильмы с его участием ставились гриффитовскими режиссерами, но сам мэтр,
предвидя кризис жанра, все меньше интересовался экранными историями Фэрбенкса.
Режиссер Джон Эмерсон и сценаристка Анита Лус предложили Дугласу играть не
только героя, но и свое отношение к нему: немного снисходительное, ироничное,
тем более что поводы для забавных коллизий всегда находились в повседневной
американской жизни. Этот совет оказался как нельзя кстати.
Кинокарьера Фэрбенкса снова пошла в гору. Он высмеивал стремление американцев к
популярности (
Его портрет в газетах
), нравы высшего общества (
Мистер
Устройте
), назойливость репортеров (
Скажите, молодой человек
), увлечение
спиритизмом (
Когда приходят облака
).
Настоящим триумфом Дугласа стал последний фильм для студии
Трай-энгл
—
Американец
, в котором актер, по едкому замечанию французского киноведа Жоржа
Садуля,
с присущим ему благодушием подавляет вооруженное восстание в Южной
Америке
. Картина получила восторженный прием в США и в европейских странах,
сражавшихся с Германией.
Работая в компании
Парамаунт
, актер продолжал развивать принципы
полуприключенческого — полукомедийного жанра, используя насмешливую ин154
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
тонацию не только в своих сатирических киноскетчах, но и в других сюжетах, в
частности ковбойских (
Дикий и лохматый
,
Аризона
,
Человек из Пейнтед. Пост
,
Денди в трусиках
).
В 1918 году вместе с Чаплиной и Мэри Пикфорд Фэрбенкс предпринял поездку по
штатам, распространяя военный
Заем свободы
. Турне самой знаменитой тогда
артистической тройки способствовало успеху акции.
Год спустя, незадолго до окончания войны, Чаплин, Фэрбенкс, Пикфорд совместно с
Дэвидом Гриффитом основали собственную независимую кинокомпанию
Юнайтед
Артисте
. Первый фильм, созданный для нее Фэрбенксом, назывался
Его величество
— американец
и рассказывал о похождениях молодого янки в Европе.
Американский историк кино Л. Джекобе отмечал:
...Фэрбенкс создал образ
честолюбивого, прямого, молодого американца демократа... непобедимого и
бесстрашного человека, сделавшего самого себя
...
В воскресенье 28 марта 1920 года Фэрбенкс и Пикфорд поженились (Дуглас заверил
Мэри, что эта дата особенно благоприятна, согласно астрологическому календарю).
Он подарил жене Пикфэр, просторный дом в Беверли-Хиллз.
Новый виток популярности Фэрбенкса связан с костюмными фильмами. Для начала он
облачился в маску и плащ и сделал ставку на картину Знак Зор-ро
. Загадочный
благородный разбойник заступается за слабых и обиженных, неизменно оставляя
шпагой свой знак — букву Z
. В Знаке Зорро
Дуг играл два совершенно
противоположных характера: в финале выясняется, что бездельник и благородный
разбойник — одно и то же лицо. Конечно, оба характера были сделаны в условной
фэрбенксовской
манере, но сделаны безукоризненно
Знак Зорро
имел такой успех, что актер на целое десятилетие стал главным
романтическим героем экрана. В своем новом облике он как бы восстанавливал
утраченный мужской идеал нации. Мушкетерская сторона ослепительна, но и линия
истомы и пресыщения
вызывает восторг
, — писал в те годы молодой идеолог
французского авангардистского
кино Луи Деллюк.
Фильм был мастерски поставлен Фредом Нибло. Он же был режиссером Трех
мушкетеров
(1921), где Фэрбенкс виртуозно фехтует на шпагах в роли д'Артаньяна.
Фильм был снят в хорошем темпе, с использованием тщательно изготовленных,
красивых декораций. Благодаря еж...
Закладка в соц.сетях