Жанр: Энциклопедия
Сто великих актеров
...едневным тренировкам, пластичность, легкость,
артистизм с годами не покидали Дуга.
В следующем, 1922 году Аллан Дуэн ставит
Робин Гуда
, экранное перело-; жение
английской народной легенды в вольной голливудской трактовке. Сю- J жетная канва
щедро расцвечена сценами рыцарских турниров, грандиозных битв и другими
зрелищными аттракционами. Фэрбенкс приобрел совместно с женой громадные студии
Хэмптон (бульвар Санта-Моника), и вскоре там уже высились огромные декорации
средневекового замка и города Ноттингэм. Робин Гуд — Фэрбенкс, с короткой
бородкой и в шляпе с пером, весело переносится на веревке с одного конца замка
на другой, всегда поражает цель стрелой из лука, одним ударом скидывает с
лестницы полсотни человек... Но Дуглас не превратился в супермена, поскольку
грубовато подсмеивается над своим персонажем.
Первому любовнику
исполнилось сорок Он занимался всеми видами спорта и любил
показывать гостям акробатические упражнения. Десятками тысяч экземпляров на
разных языках продавалась книга
Смейтесь и живите
, где Фэрбенкс в афоризмах
раскрывал секрет своих успехов. Среди них, например, таФЭРБЕНКС
ДУГЛАС
155
кой:
Счастье есть состояние духа. Оно приходит к тем, кто стремится быть
счастливым, а счастлив тот, кто смеется
.
Популярность актера достигает всемирного масштаба. Фэрбенкс вместе с женой много
путешествует. В 1921 году они посетили Италию, Францию, Швейцарию, Ближний
Восток и Африку. В 1924-м — всего за три месяца побывали в Лондоне, Париже,
Мюнхене, Берлине, Осло, Копенгагене, Амстердаме и Брюсселе. Через два года их
восторженно встречали в России.
Вершиной славы Фэрбенкса стал феерический
Багдадский вор
(1924). Этот фильм
отличался большой изысканностью и экзотикой (
Это поэзия в движении, — с
гордостью отзывалась о нем Мэри Пикфорд и добавляла: — Фильм обошелся студии в
миллион семьсот тысяч долларов
). Фэрбенкс после выхода картины писал:
Кто из
нас не строит воздушных замков, но никому никогда не может прийти в голову, что
воздушные замки могут превратиться в действительность. Я хотел вдохнуть в эту
картину то нереальное, несбыточное, фантастическое, что так чарует нас в сказках
Тысячи и одной ночи
. Мой фильм — это сказка для взрослых, и главной ее идеей
является девиз: Сам создавай свое счастье
.
Фэрбенкс добился блестящего успеха в фильме Дон Ку, сын Зорро
(режиссер Крисп,
1925), где играл старого идальго и его сына. Затем Дуглас прибегнул к цвету в
Черном пирате
(режиссер Паркер, 1926), что позволило снять великолепные
подводные сцены... В одном из эпизодов Пирата
, сделанного чуть ли не методом
техноколор
, Фэрбенкс перебирается по канату с одного корабля на другой.
Российский киновед А. Разумовский справедливо замечает: ...Фэрбенкс не ставил
перед собой задачи глубокого психологического раскрытия образа, да и весь строй,
вся устремленность его картин исключали эту возможность. Но актер безукоризненно
владел своим телом, был необычайно легок, ловок, пластичен, его жизнерадостность
не вызывала сомнений в своей искренности, а обаяние... Вот уж это качество
нельзя ни отработать
, ни сыграть
! А им актер обладал в полной мере! Кроме
того, Фэрбенкс владел чувством актерского такта и... как ни парадоксально для
экранного актера — чувством зрителя
. Словом, Фэрбенкс безукоризненно решал
задачи, которые ставили перед ним его жанр, его сценарии, его режиссеры и он
сам
.
Его маленький рост поражал всех, кто впервые встречался с ним в жизни. Обычно он
выбирал для своих фильмов людей ниже среднего роста и на голову превосходил их.
Но он смягчал такое впечатление о себе любезностью и акробатическими проделками,
когда принимал гостей у себя дома в Голливуде. Ферри Пизани, который не жаловал
Дугласа, злословил Дуглас любил хвастаться своими талантами перед гостями. Он
как бы изображает ребенка, когда срезает ударом кнута сигарету у самых губ
ассистента или демонстрирует публике свою гибкость. На самом деле все это —
рекламная постановка. За его ребячеством скрывается расчетливый и практичный ум.
Горе тому смельчаку, который, приняв за чистую монету вызов Дугласа, захочет
доказать свое превосходство
.
В 1927 году была образована Академия искусства кино. Дуглас Фэрбенкс стал ее
первым президентом (он занимал этот пост в течение трех лет).
Между тем великий немой
заговорил. Поначалу Фэрбенкс с энтузиазмом отнесся к
звуковому кино. Железная маска
(1929) была немой картиной, но в прологе он
читал поэму так прочувствованно, что перегорела звуковая лампа. Дуглас прекрасно
играет пожилого д'Артаньяна. Он плачет, по-отечески относится к молодому королю
и умирает.
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Увы, в жизни Фэрбенкс слишком поздно научился играть роль отца. Я нехотя
признавал в нем отца
, — писал Фэрбенкс-младший. Дуглас редко виделся с сыном, и
даже о дне его рождения актеру напоминали друзья. Месяцами он для него словно не
существовал. Зато с Чаплиным Фэрбенкс почти не расставался. В книге Моя
биография
Чаплин много и тепло рассказывает о своем друге. Вспоминает его
романтический характер и неожиданный при этом практицизм, отдает должное
большому артисту... В конце жизни Чаплин назвал Фэрбенкса единственным
человеком, которого считал близким другом.
Дуглас Фэрбенкс решил впервые сняться в фильме вместе с женой. Но свободная
экранизация пьесы Шекспира
Укрощение строптивой
(1929) вызвала лишь
любопытство.
Последние же фильмы Дугласа терпят провал. Уже
Полет на Луну
(
Достать луну с
неба
) (1931) показывает, что творческий запал Фэрбенкса иссякает. Он играет
вальяжного барона с Уолл-стрит, который преследует Бибе Даниелс на сверкающем
корабле. За улыбкой актера чувствуется отчаяние. В сцене, когда он теряет
девушку, на его лице появляется тень неподдельного одиночества.
Для
постороннего наблюдателя, — писал позднее Фэрбенкс-младший, — он оставался все
тем же энергичным лидером, но его действия носили уже лишь автоматический
характер
.
Дуглас отправился в Англию играть в гольф, затем путешествовал в чисто мужской
компании с Чаком Льюисом и режиссером Виктором Флемингом. В Японии Фэрбенкс
увлекся фехтованием и джиуджитсу. В Шанхае он посещал опиумные притоны. В
Бангкоке встречался с местным королем. Во время сафари в Индии Дуглас, сидя на
слоне, убил трех леопардов, тигра и пантеру.
Он снялся еще в двух картинах —
Вокруг света за восемьдесят дней
(1931) и
Робинзон Крузо
(1932), которые сам продюсировал. Успеха фильмы не имели.
Фэрбенкс снова отправился в путешествие. Он исследовал Филиппины, Суэцкий канал,
Сибирь, Маньчжурию, Монголию и Марокко. Он играл в гольф с принцем Уэльским. В
Англии и Европе Фэрбенкс удовлетворял свою слабость к общению с аристократией.
Весной 1932 года в Лондоне на приеме, посвященном приезду короля Испании, он
увлекся леди Сильвией Эшли, красавицей со скандальной репутацией.
Мэри Пикфорд все реже виделась с мужем:
Просто не могу поспевать за человеком,
само существо которого олицетворяет движение, пусть и бесцельное
. 8 декабря
1933 года она подала на развод. В качестве причины была названа
психологическая
несовместимость
.
Фэрбенкс выпустил на экраны фильм
Частная жизнь Дон Жуана
(1934). В роли ДонЖуана
он прощался с молодостью. В финале великий любовник, устав от бесконечной
погони за наслаждениями, передает факел своему сопернику и исчезает...
10 января 1936 года Мэри, наконец, получила разрешение на развод. Суд сохранил
за Фэрбенксом его ранчо в Санта-Монике, а Мэри оставил Пикфэр. В марте Дуглас
женился на леди Эшли. Через несколько лет супруги поселились в доме на
побережье. Фэрбенкс играл в карты, рассказывал гостям забавные истории и попрежнему
обожал гольф. Но случались дни, когда он бросал все, чтобы1 провести
вечер в Пикфэре. Дуг сидел у кромки бассейна рядом с Пикфорд.
Какая ошибка,
Мэри
, — признался он ей однажды. Пикфорд посмотрела в сторо-j ну горизонта и
ответила:
Мне очень жаль
...
Фэрбенкс умер от сердечного приступа 12 декабря 1939 года.
ЛИНДЕР МАКС
Лучшие его фильмы выдержали проверку временем. Они существуют как живые
произведения киноискусства. Не многим старым лентам мирового кино удалось
выдержать столь строгое испытание.
ЛИНДЕР МАКС
(1883—1925)
Французский киноактер. Снимался в фильмах:
Макс-тореадор
,
Чемпион по боксу
,
Три пройдохи
,
В маленьком кафе
и многих других. В 1963 году во Франции
создан монтажный фильм
В компании Макса Линдера
.
Габриэль Максимилиан Лёвьель (Макс Линдер) родился 16 декабря 1883 года в СанЛубе
(департамент Жиронда) в семье богатого винодела. Когда Габриэль объявил о
решении стать актером, разразился скандал. Несмотря на протесты родителей он
уехал учиться актерскому мастерству в Бордоскую консерваторию. Окончив ее,
Левьель играл в местном театре — в спектаклях
Романтики
Эдмона Ростана,
Андромаха
,
Проделки Скапена
,
Севильский цирюльник
. Большого успеха он не
добился (через несколько лет театр обанкротился, в его помещении крутили кино,
главные сборы давали ленты с участием Макса Линдера).
В 1904 году Лёвьель приезжает в Париж, где пытается поступить в Консерваторию.
Потерпев неудачу, он пробует свои силы в небольшом театре
Амбигю
.
Посетив знаменитый театр
Варьете
, Габриэль пришел в восторг от игры таких
актеров, как Альбер Брассер Барон, Ева Л а-вальер, Мари Монье. Но особенно ему
запомнились Макс Дирли и Марселла Линдер. Плененный мастерством этих двух
актеров, Левьель принял псевдоним — Макс Линдер.
В 1906 году Габриэлю удается перейти в
Варьете
, где ему достаются совсем
незначительные роли, но — рядом с Дирли!
Получал он немного, поэтому приходилось давать уроки фехтования, искать
приработка в кино. Маленький рост (158 см) обрекал его на роли школьников,
юнцов. Пятиминутная комедия
Первый выход гимназиста
была снята за несколько
часов режиссером Луи Ганье. Это произошло в июле 1905 года. В последующие два
года Габриэль Левьель снимается в мелодрамах (
Яд
,
Смерть тореадора
),
маленьких комедиях.
Успех пришел неожиданно. В очередной комедии он должен был играть конькобежца.
Встав первый раз на коньки, Макс Линдер делал все возможное, чтоб удержаться на
ногах... За несколько часов мучений он получил лишь двадцать франков без
страховых и... признание публики.
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
ЛИНДЕР МАКС
Когда в 1908 году фирма Патэ осталась без главного комика (Андре Дид уехал в
Италию), Макс Линдер уверенно занял его место. Вскоре за ним укрепляется титул
короля смеха, короля экрана. Ни Сара Бернар, ни Муне-Сюлли не * знали во Франции
такой популярности.
Решающую роль в триумфе Макса Линдера сыграли симпатии зрительниц. На экране он
— типичный франт, само изящество, жизнерадостность. Особенное значение актер
придавал своему туалету, в котором не бьшо ничего от цирковой комической
неправдоподобности. В газетах сообщалось, что Макс Линдер одевается только в
Белль Жардиньер
и у светских портных. Цилиндр (актер сделал этот головной убор
всемирно известным) или мягкая шляпа, визитка или безукоризненно сшитый пиджак,
модные брюки в полоску, гетры, тросточка — все было обыграно Линдером в полную
меру, так же как и ослепительная, почти неизменная улыбка и чисто французские
усики.
Макс Линдер был одним из первых, если не первым кинематографическим актером.
Отличием Линдера от Дида и прочих, — пишет киновед Л. Трауберг, — было то, что
в самых затруднительных положениях актер не старался изобразить идиота, не
позволял всевозможным предметам выйти на первый план. Это было огромным
искусством — умение в самых неправдоподобных ситуациях сохра- j нять образ,
реагировать сдержанно, скажем даже — тонко, не гримасничать
.
В конце 1910 года на Больших бульварах было открыто кино
Макс Лин- j дер
, где
почти каждую неделю проходили премьеры его новых картин. Когда i Макс серьезно
заболел, весь Париж следил за его температурой.
За десять лет работы, до начала Первой мировой войны, он выпускает око-| ло
пятисот (!) короткометражных десятиминутных комедий, причем пишет сце-| нарии и
режиссирует преимущественно сам. Его герои — студент, бандит, бок-; сер,
флейтист, гипнотизер, дуэлянт, фермер, учитель танцев, жокей, повар, врач, ¦
шпион и даже тореадор и аэронавт! Сюжеты фильмов Линдера не отличаются |
разнообразием (иначе и невозможно было: каждую неделю в течение почти пяти' лет
появлялась новая лента). Все сводится к брачным или предбрачным передря-; гам.
Достаточно перечислить небольшую часть названий его фильмов:
Брач-1 ная ночь
Макса
,
Новый роман Макса
,
Макс и его соперники
,
О, женщи-! ны!
,
Макс
ищет невесту
,
Макс теряет выгодный брак
,
Макс и его теща
, •
Ревнивый Макс
и т. д.
В ленте
Макс — профессор танго
герой перед визитом в светский дом для бодрости
слегка выпил в ресторане. Принятый гостями, хозяевами и их приемной дочкой за
преподавателя танцев, Макс учит их танцевать танго, делая фантастические па,
которым все старательно подражают. В репертуар приемов Линдера не мог не войти
цирковой или эстрадный эксцентризм. Так, например, в одном из фильмов Макса в
брачную ночь терзает блоха. Он пытается уничтожить ее с помощью револьвера. В
другой ленте ему поручено ощипать курицу. Не зная, как это делается, он начинает
ее брить.
Критики отмечают, что от фильма к фильму мастерство Макса Линдера растет. Его
мимика становится все сдержаннее, все тоньше. С природным чувством ритма и меры
он распределяет смешные места по всему фильму, нагнетая их силу к финалу,
искусно перемежая их паузами, титрами, информационными кадрами. Актер знает силу
крупного плана и детали. Умеет улыбнуться одними глазами, выделить нужный
предмет — кошелек, бутылку, платочек, цветок. Рядом с юмором в его фильмах живет
сатира. Клоунские антре, акробатические номера Макс проделывает с неподражаемым
изяществом. И достигает смеха тем, что вводит эти трюки в обыденную жизнь.
В Германии, в Испании, в России Линдер олицетворяет идеального француза.
Изящного, остроумного, непостоянного. Он отправляется в зарубежные гастроли.
В июле 1912 года Линдер выступает в Берлине, где успевает снять четыре фильма. В
сентябре вместе с балериной Наперковской он гастролирует в Барселоне, где
сражается с настоящим быком. И его дуэль, увековеченная в фильме
Макстореадор
,
заставляет хохотать, ужасаться и даже падать в обмороки.
Через год актер посещает Россию. Санкт-петербургская публика выпрягает лошадей и
тащит его экипаж от вокзала до гостиницы. Газета
Новая время
писала:
Макс
Линдер — самое популярное имя в современной европейской культуре. До сих пор,
пожалуй, с ним старалось бороться имя Толстого. Но Толстой умер, и Макс завладел
Европой
.
29 июля 1914 года началась Первая мировая война. Для Макса это был драматический
день. Едва оправившись от тяжелой болезни, он вступает в армию, попадает на
фронт, потом, вновь заболев, переходит в распоряжение военного и
дипломатического начальства, выполняя ряд официальных поручений. При этом он
находит время сниматься, правда, не слишком часто. Макс со своей новой
партнершей прелестной Габи Морлей выпускает комедии
Макс и сжимающая рука
,
Макс и шпион
,
Макс и сакс
. В 1916 году он демобилизуется по непригодности и
долго лечится в санатории
Шатель Гюйон
.
За годы войны французская кинокомедия потеряла ведущие позиции. Пальма
первенства перешла к американцам, к Маку Сеннету и его ученикам. Слабым
утешением для Макса Линдера был тот факт, что очень многое Сеннет перенял у
европейцев. Именно у Линдера, в ленте
Макс — повар из-за любви
появилось
бросание тортов с кремом в лицо партнера. В другом фильме, желая покорить
невесту своей игрой на пианино, Макс великолепно музицирует... на механическом
инструменте, который, увы, продолжает играть и тогда, когда виртуоз
раскланивается. Почти все американские кинокомики и даже знаменитый клоун Грок
использовали эту блестящую находку Линдера.
В 1916 году, когда Чаплин ушел из фирмы
Эссеней
, ее руководители не пожалели
полутора миллионов, чтобы заманить к себе Линдера.
В Америке французскому актеру устраивают пышный прием. Чаплин дарит ему свой
портрет с надписью:
Максу, единственному, несравненному, моему учителю — от
ученика
. Однако вместо планируемых двенадцати картин выходит только три
Макс
едет в Америку
,
Макс хочет развестись
и
Макс в такси
. Фильмы Линдера не
были приняты американской публикой, так как повторяли во всем его довоенное
творчество, увы, вышедшее из моды. Французский актер тяжело заболевает и
возвращается домой. В тихом санатории в Шамони он пытается разобраться в
причинах провала.
Во Франции его продолжают ценить и поддерживать. Даже такой строгий критик, как
Луи Деллюк, писал:
Макс Линдер величайший человек французского кино. Я его
обожаю. Именно он — и притом он один — раньше других добился простоты,
необходимой кинр... Если лет через десять начнут изучать его фильмы — все
поразятся, как много в них заложено1
Макс Линдер вместе с юным Раймоном Бернаром, сыном известного драматурга
Тристана Бернара, экранизирует его пьесу
В маленьком кафе
. Французы, которым
было приятно вспомнить безмятежные довоенные времена, награждают актера
восторженными аплодисментами. Однако следующая комедия с участием Макса Линдера
Священный огонь
прошла не столь успешно. Он снова отправляется покорять
Америку.
В течение 1921 — 1922 годов на свой страх и риск Линдер делает три полно-ц
метражных фильма Картина
Семь лет несчастий
привлекает к нему всеобщее'
внимание,
Будь моей женой
— встречена тоже неплохо, а фильм
Три пройдохи
(остроумная пародия на
Трех мушкетеров
) вызывает восторг.
Три пройдохи
действительно поразительный фильм, поставленный и блестяще
сыгранный сорокалетним, больным, страдающим сильной неврастенией актером.
Впервые он снимался в историческом костюмном фильме. Линдер одним из первых в
кино вводит в ленту о XVII веке смелые анахронизмы, служащие источником
искреннего, жизнерадостного комизма, телефон, мотоцикл и т.п. Эта картина,
несомненно, повлияла на выпущенные позже шедевры Бастера Китона
Три эпохи
и
Наше гостеприимство
Линдер сумел сохранить национальные качества романа Дюма, его превосходный темп,
его непревзойденный оптимизм. Никогда Сеннет не додумывался до таких простых и
замечательных находок- кольцо врагов готовится пронзить героя, он приседает —
враги протыкают друг друга. Макс фехтовал не хуже Фэрбенкса. Трюки были изящны и
ироничны. А Линдер — сама французская галантность. Безусловно, это была вершина
творчества актера, одна из лучших пародий в истории мирового кино. Критики по
обе стороны Атлантического океана ставили Макса Линдера на один пьедестал с
Чаплином
Во Францию он вернулся триумфатором Король вновь воцарился на экра
не. В 1923
году Макс Линдер выпускает в сотрудничестве с Абелем Гансом комедию На помощь!
Немного позднее призывает к сотрудничеству двадцать зна-а менитых писателей и
драматургов, но предложенные ими сюжеты либо не кине-] матографичны, либо
дороги.
'
Неудачи начинают преследовать Линдера. Блистательный комический актер, уже в
сорок два года потерявший жизненный задор, пытался вернуть его. Им увлечена
восемнадцатилетняя красавица фламандка Элен Петере. Ее отец, почтенный
коммерсант, и слышать не хотел о зяте-комедианте Тогда Макс Линдер похищает
девушку и 2 августа 1923 года женится на ней.
Но счастье новой любви сменяется ссорами, подозрениями, мучительной ревностью.
Макс увозит молодую жену в Вену и там создает свою последнюю по-венски парадную,
стремительную комедию Король цирка
. 27 июля 1925 года рождается маленькая Мод,
та самая Мод, которая долго не будет знать о своих настоящих родителях, а потом
сделает так много для возрождения славы отца: будет разыскивать по всем
фильмотекам мира его старые короткометражки, выпустит в 1963 году сборник В
компании Макса Линдера
, включающий три лучших американских фильма. Но и радость
рождения дочурки не может развеять мрачность Макса. Проживая в Швейцарии, Линдер
и его жена Элен пытаются свести счеты с жизнью, приняв сильную дозу снотворного.
В первый раз их удалось спасти, но через некоторое время 30 октября 1935 года
супруги Линдер были найдены в комнате на авеню Клебер со вскрытыми венами. К
тому же они, приняли смертельные дозы веронала и морфия. Рассказывают, что перед
смер- ¦ тью Макс и его молодая жена еще раз перечитали роман Генрика Сенкевича "
Quo vadis?
, где есть сцена самоубийства автора романа Сатирикон
Петро- i ния
и его рабыни Эвники...
Макс Линдер похоронен на родине, в Сан-Лубе.
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОвЦ цдОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ
МОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ
(1889—1939)
Русский актер. С 1920 года работал во Франции. Снимался в фильмах: Кин
,
Покойный Матиас Паскаль
, Пиковая дама
, Отец Сергий
, Костер пылающий
,
Лев моголов
, Казанова
и др.
Иван Ильич Мозжухин родился в Пензе 26 сентября 1889 года в семье богатого
крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. С юных лет у Ивана
проявилось актерское дарование. В любительском спектакле он с успехом играл роль
Хлестакова.
По настоянию родителей Мозжухин в 1906 году поступил на юридический факультет
Московского университета, однако уже после первого курса заключил контракт с
труппой актера и антрепренера П Заречного. Родители умоляли его вернуться в
университет, отец в отчаянии предрек непокорному сыну позднее раскаяние, но Иван
был неумолим. Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему дому и родным.
Актерскому мастерству он учился на гастролях, где играл в основном на подмостках
провинциальных театров. На эти же годы пришлось его знакомство с сестрой
Заречного О. Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына Александра.
В начале 1908 года Мозжухин получил ангажемент в Москве, в труппе Введенского
народного дома, хотя в летнее время он продолжал гастролировать с труппой
Заречного. В начале своей театральной карьеры в столице Мозжухин создавал больше
образы сверстников. Однако молодой актер стремился к сценическому разнообразию,
и в его репертуаре появились характерные роли: неотразимый помещик Бабаев в
комедии Островского, жалкий Базиль в пьесе Вин-никова
Мохноногое
. Особым
успехом Мозжухин пользовался в роли графа Кпермона в пьесе Л. Андреева
Король,
закон и свобода
, сыгранной в Московском драматическом театре, куда он был
приглашен осенью 1914 года.
В августе 1916 года он еще выступал на одной сцене с такими знаменитостями как
Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Через год Иван
ушел из театра вместе со своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Натальей
Лисенко Он решил связать свою судьбу с кино, в котором Дебютировал в 1909 году
Кинематограф стал для него не просто профессией
Это моя кровь, нервы, надежды,
провалы, волнения.. миллионы крошечных кадриков составляют лен-ту моей души
, —
говорил он позже. Наделенный от природы гениальной художественной интуицией,
которая во многом заменяла ему школу, актер сразу ощутил принципиальную разницу
между игрой в кино и в театре Он пытался
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
распознать законы киноязыка, его
главные творческие принципы
, основанные на
внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на волнующих намеках и
психологических недомолвках
.
Актеру достаточно искренне, вдохновенно подумать
о том, что он мог бы сказать... загореться во время съемок, — писал Мозжухин, —
и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз... откроет с полотна
публике свою душу, и она... поймет его без единого слова, без единой надписи
.
Мозжухин начинал свою карьеру в студии А. Ханжонкова. Расцвет его творчества
пришелся на период, когда в кинематографе, по его словам, господствовали
нервозные, откровенные до жестокости сложные драмы
, а центральным персонажем
нередко был герой
с садистски утонченной чувственностью
. Именно в такой роли
Мозжухин познал свой первый экранный успех: герой фильма
Жизнь в смерти
(1914)
убивал свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее
красоту. Несмотря на явную патологию образа, Мозжухин играл своего персонажа с
подлинным драматизмом и впервые продемонстрировал на экране удивительную
способность плакать
настоящими слезами
.
Он обладал богатым актерским диапазоном. Культуру сценического перевоплощения
Мозжухин принес из театра. Уже в первых в фильмах режиссера П. Чардынина
На
бойком месте
(1911) и
Снохач
(1912) явственно проступало его стремление и
вкус к созданию внешнего рисунка роли. Настоящей удачей была роль молодого еврея
Исаака в ленте
Горе Сарры
(1913).
В те же годы Мозжухин создал блестящие по внешней выразительности образы
фантастических и сказочных персонажей в фильмах В. Старевича: Черт в
Ночи перед
Рождеством
(1913), Колдун в
Страшной мести
(1913), Руслан в
Руслане и
Людмиле
(1915). Мастерски работая с гримом, Мозжухин вместе с тем использовал
для перевоплощения не только внешние средства. Для небольшого научно-популярного
фильма
Пьянство и его последствия
он специально изучил медицинскую литературу,
чтобы воспроизвести на экране подлинную картину сумасшествия, наступающего в
результате алкоголизма. Великолепное чувс
...Закладка в соц.сетях