Сто великих актеров
... песню
Кабаре
в свои выступления в
ночном клубе. Через пять лет ее агент все-таки подписал контракт на участие в
фильме
Кабаре
, и Миннелли вылетела в Германию.
Режиссер Боб Фосс и Лайза работали над
Кабаре
как одержимые. Ей было 26 лет,
когда лента
Кабаре
появилась на экранах мира. Премьера состоялась в Нью-Йорке
13 февраля 1972 года. Лайза Миннелли в роли взбалмошной, эксцентричной и в то же
время глубоко лиричной певицы кабаре 1930-х годов Салли Боулз покорила весь мир
Как отмечали восторженные критики,
песни, танцы, пластичность, естественность
Лайзы Миннелли не с чем сравнить и невозможно описать — надо видеть, какая это
от Бога
актриса
. По воле Боба Фосса, героиня поет и танцует только в кабаре.
Лайза получила возможность в полной мере проявить свое
полифоничное
дарование
— острохарактерной драматической актрисы, певицы, танцовщицы.
Вся ее изломанная и в то же время пластичная фигурка в экстравагантных нарядах,
чуть хрипловатый голос, незабываемая манера исполнения шлягеров,
среди которых на первом месте — знаменитые
Деньги, деньги, деньги
, удивительно
органичное сочетание лживости с искренностью.
Ее пронзительный взгляд на Майкла Йорка в финале картины (он играл студента
Брайана Робертса) и знаменитый прощальный жест обнаруживал скрытые второй и
третий планы. Сломленная, но сохранившая свой трезвый ум, очарование и жизненные
силы — такой уходила с экрана Салли Боулз.
За исполнение этой роли Лайза получила премию
Оскар
,
Золотой глобус
Британской киноакадемии. И в том же, столь счастливом для нее году она получила
премию
Эмми
за лучшее телевизионное представление
Лайза пишется через з
.
После Кабаре
имя Лайзы стало легендарным. Началась серия триумфальных
выступлений в Канаде, Лас-Вегасе, Париже.
Актриса на всю жизнь осталась благодарна Бобу Фоссу, который стал ее учителем,
другом, возлюбленным. Боб многое дал Миннелли, но, к сожалению, именно он
приобщил ее к наркотикам.
Вскоре брак Лайзы и Питера распался. По словам Лайзы, причиной послужило не что
иное, как ее все возрастающий успех на фоне неудач Питера. Хотя надо думать, что
поводом послужил ее бурный роман с гитаристом Рексом Крамером.
В Европе Лайза встречается с бароном Алексисом де Реде, и многие предсказывают
скорый брак. Но другой потомственный аристократ, Дэзи Арнас-млад-ший, вытесняет
барона из ее жизни, и именно он стоял рядом с ней на церемонии вручения Лайзе
Оскара
за фильм Кабаре
. То было время бурных романов, развивающихся почти
одновременно: Бен Вереен — исполнитель роли Иуды в нашумевшем Иисус Христос —
суперзвезда
, богатый плейбой бразилец Пед-ро Аквинага, режиссер Петер Селлерс,
затем Дайсон Ловелл, Эдди Альберт и... возвращение к Дэзи Арнасу. Кажется, нет
никого, кто смог бы удержать ее от любовного водоворота...
Летом 1974 года Миннелли вышла замуж за знаменитого телевизионного продюссера
Джека Хейли-младшего, у которого комментировала фильм Вот это развлечение!
—
монтаж отрывков из знаменитых мюзиклов прошлых лет, где было много фрагментов с
участием Джуди Гарланд.
В кино Миннелли предлагали играть саму себя, чего в Голливуде удостаивались лишь
самые популярные звезды. Лайза снялась в ленте Немое кино
(1976) Брукса.
Винсент Миннелли пригласил ее в свой фильм Это покажет время
(1976) на роль
провинциальной девушки, приехавшей в Рим в 1949 году и поступившей горничной к
старой графине (Ингрид Бергман). В финале героиня становится знаменитой
актрисой. Фильм снимали в Риме. Винсент Миннелли шесть лет не работал, поэтому
ему приходилось трудно, к тому же Лайза прерывала съемки, поскольку в Лондоне
состоялась премьера приключенческой комедии Стэнли Донена Счастливица
(1975) с
ее участием. Фильм успеха не имел, и Лайза была расстроена. Она очень
тревожилась, что и с новой лентой будет неудача, и оказалась права. Для нее это
был еще один удар, для отца — трагедия. Больше он ничего не снимал.
Лайза Миннелли приступила к съемкам в музыкальной драме Нью-Йорк, Нью-Йорк
(1977) с режиссером Мартином Скорсезе. В сценарии ощущалась ностальгия по старым
временам, для певицы была написана специальная песня, партнером был великолепный
Роберт де Ниро. Играя начинающую певицу, которая так и не нашла счастья в личной
жизни, но стала суперзвездой, Лайза рассказывала не столько о себе, сколько о
судьбе своей матери. Роль была выдержана в лирико-драматическом ключе.
506
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Казалось, все предвещало грандиозный успех. Лайза выглядела превосходно, хотя ее
мучили головные боли. Работала, как всегда, интенсивно; выступила в галаконцерте,
в котором принимали участие Шарль Азнавур, Поль Ньюмен и Ракел Уэлч. А
вокруг все настойчивее повторяли, что она злоупотребляет наркотиками.
Последнее обстоятельство стало причиной того, что Нью-Йорк, Нью-Йорк
встретил
прохладный прием. Лайза Миннелли горько заметила, что Голливуд не прощает трех
неудач подряд. Но для Мартина Скорсезе это не имело никакого значения. Он был
влюблен в Лайзу и еще до выхода фильма на экран начал репетировать с ней мюзикл
под названием Акт
. Он шел два с половиной часа, и Лайза Миннелли пела в нем 12
номеров, специально написанных для нее. Слухи о любовном романе Мартина Скорсезе
и Лайзы Миннелли распространились с молниеносной быстротой. Жена Скорсезе подала
на развод, открыто объявив, что он тратит чудовищные средства на покупку
наркотиков, которые он употребляет вместе с Лайзой. Премьеру мюзикла сыграли в
Чикаго.
Премьеру на Бродвее назначили на конец октября 1977 года. Несмотря на
отрицательные отзывы, билеты раскупались очень быстро, публика стремилась
посмотреть Лайзу Миннелли. За кулисы поздравить актрису приходили Джек-ки
Кеннеди-Онассис и король Саудовской Аравии.
Однако увлечение наркотиками привело к тому, что спустя два месяца Лайза
отменила спектакли на неделю. Она попала в клинику и была настолько слаба, что
не могла и подумать о выходе на сцену. Потом снова появилась на подмостках, но
ненадолго. К марту 1978 года она пропустила 28 представлений. Ущерб составлял
более 330 тысяч долларов. Пресса наперебой писала, что она повторяет путь своей
матери.
К этому времени она уже разошлась с мужем. Ее спутником стал Михаил Барышников.
Потом, уже расставшись, они выступили вместе в знаменитом шоу
Барышников на
Бродвее
. Премьера состоялась 24 апреля 1980 года. Успех был огромный.
Телевизионная компания ABC показала программу по телевидению.
А Лайза снова выходит замуж, ее избранник — Марк Геро, продюсер брод-вейской
сцены, чуть моложе ее. Миннелли с успехом выступала в Карнеги-холл в шоу
Лайза
в концерте
, с этим же шоу в лондонском Ковент-Гарден в присутствии принцессы
Маргарет, в Метрополитен в спектакле Марты Грэхем
Сова и кошечка
. Триумфально
прошли гастроли Лайзы в Германии, Бразилии, Голландии, Франции. Но сама она была
убеждена в одном: в кино у нее нет больше достижений после
Кабаре
, и это
огорчало ее.
У нее появилась мечта: родить ребенка.
Хочу иметь ребенка больше всего на
свете
, — признавалась она и дважды теряла эту возможность. Это было тяжелейшее
переживание. Оставалась сцена, и Лайза продолжала ездить по свету, выступая в
концертах и обнаруживая стойкость и минутные слабости.
В феврале 1984 года она выступила на Бродвее в
Мартин-Бек тиэтр
в мюзикле
Каток
. Комедия была написана Терренсом Макнелли. Критика была резкой, но не по
отношению к ней: все отмечали ее феноменальное мастерство. Однако Лайза опять
стала болеть, спектакли отменялись. Лайза Миннелли была выдвинута на премию
Тони, но ее не получила. Лайза отнеслась к этому легко, ее больше заботило, что
жизнь с Марком Геро начинает разлаживаться.
В середине 1980-х годов Лайза попадает в клинику Бетти Форд. Марк считал, что ей
надо срочно лечиться и избавиться от алкоголизма и пристрастия к наркотикам,
хотя она стала принимать их гораздо меньше, чем раньше. Лечение помогало.
МИННЕЛЛИ ЛАЙЗА
В марте 1986 года она совершила триумфальный тур по английским городам и
вернулась в США, чтобы выступить в концертах вместе с Фрэнком Синат-рой Во время
гастролей в Атланте она по радио услышала о смерти своего отца и немедленно
вылетела в Лос-Анджелес. Это был еще один страшный удар. Она обожала его и долго
не могла прийти в себя. Пить она перестала сразу, наркотики были отброшены в
сторону.
Лайза погрузилась в работу. О ней писали, что она создала свой жанр — жанр Лайзы
Миннелли. Актриса выступала по телевидению в программах
Миннелли о Миннелли
,
Вечера с Роджерсом
, пела в концертах. В мае 1987 года она подписала контракт
на трехнедельные выступления в Карнеги-холл и после окончания этих концертов,
прошедших с невероятным успехом, сразу вылетела в Атлантик-сити, потом в Лондон.
Записи ее выступлений, альбом
Лайза в Карнеги-холл
(первый за последние восемь
лет) имели большой успех.
В 1987-м Миннелли сыграла в кинокомедии Джерри Лондона
Полицейский по найму
.
Лайза была смешна и убедительна в роли проститутки с
золотым сердцем
, нанявшей
полицейского для защиты от угрожающего ее жизни таинственного преступника. Игра
Миннелли, как всегда, полна ярких и сочных красок. Интерес к ленте
поддерживается за счет экстравагантных выходок ее героини.
В 1989 году в Нью-Йорке был поставлен спектакль
Развлекаясь
в двух частях:
Лайза на концерте
и
Лайза и друзья
. Это шоу принесло актрисе не только новый
небывалый успех, но и новый роман. На репетиции она познакомилась с пианистом
Билли Стретчем, который был моложе ее на 13 лет.
Она все еще жила с Марком, пыталась родить; надумала усыновить ребенка, но Марк
был против. Он хотел иметь собственного сына. В 1991-м они разошлись, прожив
вместе почти 11 лет. Но и Билли Стретч не принес ей семейного счастья.
В 1991 году Миннелли снялась в фильме Гилберта
Начиная танцевать
.
Лайза продолжала заниматься своими племянниками, выступала, записывала альбомы,
снималась в кино, но чувство одиночества все чаще посещало ее. В марте 1996 года
Лайза отметила свое 50-летие. В это же время выходит ее новый альбом
Ласково
.
Актриса призналась, что в нем раскрыла себя.
И снова ее настигла депрессия.
Фотографии располневшей, порой страшной, утратившей форму актрисы, время от
времени появлялись на страницах журналов и газет. Она поглощала килограммами
конфеты, запивая кока-колой.
В последний раз она выступала на Бродвее в 1997 году — Лайза заменила Джулию
Эндрюс, исполнительницу главной роли в спектакле
Виктор — Виктория
. Отзывы
критики были противоречивыми, а вскоре Минелли снова оказалась в больнице.
Весной 2000 года она заявила, что возвращается на сцену. На Бродвее в
Палас
тиэтр
Лайза вышла на сцену в своем шоу. Оно посвящено отцу Винсенту. Миннелли
выглядела блестяще. Черное платье подчеркивало идеальную фигуру. Лайза исполняла
песни в манере Джуди Гарланд, рассказывала об отце Винсенте Миннелли, она словно
перелистывала семейный альбом. Ее голос, пусть не такой сильный, как в
молодости, по-прежнему завораживает публику. Трудно поверить, что она перенесла
операцию на горле.
В конце 1970-х Депардье успешно снимается в картинах
Скажите ей, что я ее
люблю
(1978),
Сахар
(1979) Руффио (за роли в этих фильмах Депардье был
номинирован на премию
Сезар
), а также в получившем
Оскар
фильме
Приготовьте
носовые платки
(1979) Бертрана Блие
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Жерар теперь нарасхват. Элизабет взяла на себя все заботы по воспитанию детей и
содержанию дома в Буживале, где они поселились. Депардье может всецело отдаться
любимому делу.
Морис Пиала дает ему очень разные, но интересные роли —
Пулу
(1980), где он
играет
симпатичного
подонка, привлекательного для женщины из буржуазной среды
своими мужскими достоинствами и которая ради него бросает свой налаженный быт и
мужа, затем в картине
Полиция
(1985), где герой Депардье, честный полицейский,
становится жертвой любви к проститутке-наркоманке.
'"
Никто не знает, что такое талант, но, наверное, он у меня действительно ,1
есть, — рассуждает Жерар Депардье. — По крайней мере я уверен: человеку с *
талантом жить куда интереснее, небанальнее. Я до сих пор гляжу на вещи с точки
зрения непослушного, любопытного ребенка, который все время подслушивает и
подглядывает. По моему разумению, талант — как раз умение подглядывать и
подслушивать...
В 1980 году выходит картина Алена Рене
Мой американский дядюшка
. Депардье
создал образ напуганного, жалкого молодого инженера Жана, к тому же не
встречающего понимания со стороны жены.
Главное, — отмечал Депардье, — было
оставаться не столько естественным, сколько достоверным. Нет ничего труднее, как
играть роль переживающего стресс парня, не 'выглядя таковым. Играть таких
повседневных героев — для меня самое трудное
.
Постепенно происходит поворот Жерара Депардье в сторону авторского
психологического кино. У Франсуа Трюффо он снялся в
Последнем метро
(1980) и
Соседке
(1981).
Фильм
Последнее метро
получил несколько
Сезаров
. Депардье сыграл в нем роль
молодого актера Бернара Гранже, в которого влюбляется актриса Марион Штейнер
(Катрин Денев). Как писал Пол Шутков в своей книге о Депардье,
электрический
ток, идущий от Катрин к Жерару, делал фильм Трюффо одним из лучших у него
. Не
случайно за эту роль Депардье получил своего первого
Сезара
. Наконец-то
критики признали выдающийся талант актера.
Катрин Денев сказала о своем партнере немало теплых слов:
Жерар Депардье — само
благородство во время работы. У него всегда ровное настроение, он помогает не
только партнерам, но и техническому составу. Он любит рисковать. Гранже очень
похож на Жерара
.
Их отношения с Катрин Денев закрепятся в фильмах
Я вас люблю
(1980),
Выбор
оружия
(1981),
Форт Саган
(1984).
Польский режиссер Анджей Вайда рассказывал, что впервые увидел Депардье в театре
и подумал: вот актер, с которым он должен работать.
Я встречал многих актеров
кино, но никогда не ощущал так остро эту потребность, — пояснил Вайда. — Из
плохого актера можно сделать хорошего киноактера. Театр — это всегда хорошая
проверка на правду. Услышав, как Депардье двадцать минут читает монолог, я
подумал: с таким актером мне будет интересно работать. Он играл в пьесе Петера
Хандке Неблагоразумным людям грозит уничтожение
. Я стал думать о том, какую
роль мог бы ему предложить, и сказал: Я могу тебе предложить самую лучшую —
роль Дантона
. И Жерар прекрасно сыграл этого деятеля Великой французской
революции.
Существует два Депардье, — говорит о себе актер. — Один из них артист, а другой
— самый обыкновенный человек. Образы, которые я создаю на экране, находятся гдето
посередине. Интересно, что я чувствую себя наименее уютно, когда мне
приходится играть героев, близких моему характеру, например, Дантона
.
ДЕПАРДЬЕ ЖЕРАР
Дружба Депардье со сценаристом и режиссером Франсисом Вебером и актером Пьером
Ришаром дает яркие комедии Невезучие
(1982), Папаши (1983) и Беглецы
(1986). Только отъезд в США Вебера прерывает это содружество, столь много
обещавшее для развития комедийного жанра во Франции.
В 1984 году Депардье принял предложение театрального режиссера Жака Лассаля
участвовать в постановке знаменитой пьесы Мольера Тартюф
. На сцене
страсбургского Национального театра Жерар играл не только самозванца,
обманывающего своего благодетеля и стремящегося соблазнить его жену. Он красив,
красноречив и вполне может увлечь Эльмиру. Это романтик в личине борца за
высокую мораль
.
Депардье перенес спектакль на пленку. В готовой картине он значится как
режиссер. Я хотел, — говорил Жерар, — с помощью фильма проникнуть на сцену.
Немного в духе Бергмана, где он снимал Волшебную флейту
. Я хотел сделать фильм
об актере, об актерах, которые играют пьесу
.
В 1985 году Депардье принимает участие в музыкальном спектакле эстрадной певицы
Барбары Лили — моя страсть
. Это история знаменитой певицы, у которой есть
многочисленные поклонники (среди них Давид— Депардье). Спектакль, в котором
Жерар исполнял две песни, пользовался огромным успехом. До лета 1986 года
Депардье вместе с Барбарой гастролировал по Франции, Швейцарии, Бельгии, после
чего вернулся в кино.
В философской притче Пиала
Под солнцем сатаны
(1987) Депардье изображает
аббата Дониссана в его столкновении с дьявольским искушением. Жерар продолжает
сниматься у Бертрана Блие — с блеском исполнил роль гомосексуалиста,
совращающего благонамеренного семьянина в
Вечернем туалете
(1988).
Что бы я ни делал, я делаю с удовольствием
, — говорит Депардье. Он любит
цитировать Огюста Родена, образ которого воплотил в фильме
Камилла Клодель
(1988) Бруно Ньюттена:
Человечество не станет счастливым, пока люди не
почувствуют себя артистами в душе
. У Депардье нет экранного имиджа. Он может с
одинаковым артистическим блеском и безукоризненной достоверностью сыграть
рецидивиста и мучимого угрызениями совести сельского священника, простодушного
итальянского крестьянина и коварного, омерзительного Тартюфа.
В
Камилле Клодель
Жерар Депардье и Изабель Аджани сыграли любящих, но мучающих
друг друга людей.
В 1989 году Депардье после долгих размышлений соглашается сыграть любимого героя
французской литературы Сирано де Бержерака. Жерар не привык читать
александрийский стих, ему надо было осваивать его. Но, как говорил о нем
режиссер Жан-Поль Раппно, обладая потрясающим инстинктом, актер быстро ухватил
то, к чему стремился постановщик. А Жерар Депардье заметил:
Я горжусь, что
француз, когда смотрю Сирано
. Фильм несет на себе отпечаток этой любви его
создателей, заражает своим романтическим пафосом
.
Сирано де Бержерак
вышел на экраны Франции 28 марта 1990 года. Критика не
скупилась на комплименты. Фильм получил восемь
Сезаров
, в США завоевал приз
нью-йоркских кинокритиков
Золотой глобус
и стал уверенно лидировать среди
номинантов на премию
Оскар
. За минувшее десятилетие Депардье снялся почти в
двадцати картинах, и ни одна из них не была лично для него провальной. Французы
признали его лучшим актером 1980-х. Все складывалось как нельзя лучше, он
спокойно отправился сниматься в новом фильме режиссера Жерара Лозье
Мой папа —
герой
. Но тут неожиданно разразился громкий скандал.
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Сотрудник журнала
Нейшнл эсквайер
разыскал интервью, которое в 1978 году
Депардье дал журналу
Фильм коммент
. Жерар, вспоминая о своем трудном детстве,
заметил, что уже девяти лет принял участие в изнасиловании девушки.
После опубликования
скандальной фразы
из старого интервью в американской
прессе появляются заголовки типа —
Бывший насильник не может быть удостоен
Оскара
. Тщетно Депардье заявлял о своей невиновности, о том, что его слова не
так истолкованы. Лучшим актером был признан Айронс, а лучшим зарубежным фильмом
— Путешествие надежды
Сразу после картины Мой отец — герой
Лозье Депардье приступает к картине Алена
Корно Все утра мира
по одноименному роману Паскаля Кинь-яра. Жерару нравиться
играть исторических персонажей. Только очень важно не стараться походить на них
внешне, не создавать исторически точный образ
, — замечает актер.
Фильм Все утра мира
рассказывал о жизни знаменитого музыканта Марене Марэ,
жившего на рубеже XVI и XVII веков, исполнителе на виоле-де-гамба (молодого
музыканта играл сын Жерара Депардье — Гийом).
В 1990 году Депардье отправился к Питеру Уиру, снимавшему Зеленая карточка
(Вид на жительство
). С...
Закладка в соц.сетях