Жанр: Энциклопедия
Сто великих актеров
...ОВ
На экране (как и в жизни) молодой Китон был постоянно влюблен, как Чаплин или
Макс Линдер.
Бастер Китон обожал механику и принимал послевоенных посетителей Голливуда в
бунгало, где целую комнату занимала большая адская машина для колки орехов. Он
построил ее из частей
Генерала
и, как бывший его машинист, включал ее перед
гостями, демонстрируя, что сей сказочно сложный механизм не в состоянии
раздавить даже ореховую скорлупку...
Для кинолюбителей 1920—1930-х годов каждый новый фильм Бастера Ки-тона был
событием, и они шли смотреть его, даже если не было денег. Во всех журналах тех
времен, издававшихся интеллектуалами, публиковались статьи, в которых о Бастере
Китоне говорилось с глубоким восхищением.
С 1923 года полнометражные фильмы Китона производились фирмой
Бастер Китон
продакшнз
, а распространялись компанией
Метро
(позже
МГМ
); прокат двух
последних картин обеспечивала фирма
Юнайтед Артисте
, куда перешел Джозеф Шенк.
Когда началось повсеместное распространение звукового кино, Китон совершил, как
он указывает в автобиографии,
крупнейшую ошибку в жизни
. Он расстался со своей
независимой компанией и
окончательно перешел на службу гиганта МГМ
.
Правда, первый из сделанных для нее фильмов был одной из самых лучших и
совершенных картин. В фильме Кинооператор
(1928) Бастер, мелкий уличный
фотограф, становится оператором-документалистом, пытаясь добиться любви Салли
(Марселина Дэй), и после множества приключений превращается в профессионала.
Результаты его первых проб, показанных на экране, таковы: ...лошади скачут
задом наперед, опрокидывая барьеры, которые сами собой встают на место;
красавицы наяды выпрыгивают из вод на трамплин; броненосец добирается до моря по
нью-йоркским улицам, пугая людей, соперничающих в скорости с автобусами
.
Вторым фильмом Китона для МГМ
был Брак поневоле
(1929). То был его последний
немой фильм.
Взяв на службу Китона, Ирвинг Тальберг дал ему продюсера, своего зятя Лоуренса
Вейнгартена, Руди Блеш писал по этому поводу: Как-то утром после просмотра
отснятых кадров Вейнгартен повернулся к монтажеру и сказал: Не трудитесь
приводить эту сцену в порядок. Я не люблю таких вещей в моих фильмах
.
Я бешено сражался ради спасения этой сцены, — вспоминает Китон. — Она вызывала
самый большой взрыв смеха
В вызвавшей разногласия сцене Бастер пытается уложить в постель свою супругу,
после того как оба они сверх меры накачались на свадьбе шампанским. Именно эта
сцена спасла фильм — и прежде всего из-за ловкости Китона при обращении с
реквизитом, а реквизитом
была в данном случае исключительно красивая женщина
За любую хорошую сцену из Брака поневоле
пришлось вести борьбу с тем или иным
руководителем МГМ
.
Эксперты оттачивали свои нападки, сражения ужесточались, а каждая победа
означала то или иное наказание. Я думаю, — говорил много лет спустя Бастер, —
что Ларри Вейнгартен разозлился, особенно после того, как сцена с постелью
завоевала широкую популярность. Боже мой, приходилось сражаться из-за
очевидного, а они отказывались меня слушать
. Постепенно у Китона сложилась
репутация несговорчивого
, и его стали всем и вся попрекать. Ну а Ларри
Вейнгартен отправился заседать в административный совет фирмы
.
КИТОН БАСТЕР
195
Китон благожелательно относился к звуковому кино Он говорил: В Нью-Йорке
продюсеры платили бешеные деньги, пытаясь заручиться услугами драматических
авторов, композиторов-песенников и театральных режиссеров. Мне пришлось работать
с этими людьми и студией, тщетно убеждая их, что из-за особенностей моей
мимической игры звук для нас губителен и речь надо свести к минимуму, делая упор
на сцены без больших диалогов, но с музыкальным фоном. Только в этом случае мы
не отойдем от принципов немых комических фильмов
.
Клод Отан-Лара, который работал в 1931—1932 годах в Голливуде над французскими
вариантами двух полнометражных фильмов Китона, Бастер женится
и Влюбленный
водопроводчик
, говорит, что тогда актера считали в МГМ
кинозвездой и он даже
имел право жить во время съемок фильма в бунгало, построенном на территории
студии, — привилегия ведущих киноактеров.
В 1932 году, едва достигнув тридцати восьми лет, Китон стал очередной жертвой
продюсеров. Ему силою навязали отвратительный сценарий, и после сравнительной
неудачи с еще двумя навязанными фильмами его спокойно выставили за ворота. Жена
торопливо разведясь с ним, высудила себе все деньги Китона.
Но ни один из его десяти полнометражных фильмов, снятых в период между 1930 и
1933 годами, не имел настоящего успеха. Ему пришлось отправиться в Лондон и
Париж и сниматься в плохих условиях
Китон постарался вернуться в кино в качестве актера. Его взяли в МГМ
обратно
на зарплату в 100 долларов в неделю, но Китон хорошо помнил, как ранее ему та же
МГМ
выплачивала недельное содержание в размере трех тысяч долларов.
Во Франции он играл в Короле Енисейских полей
(1934), о котором он сказал: Я
подписал контракт, не прочтя сценария А когда он оказался у меня в руках,
выяснилось, что это тот самый сюжет, от которого я отказывался в течение десяти
лет
. В Голливуде Китона снимали лишь в короткометражных картинах. Его
несчастливая звезда привела Бастера даже в Мексику, где он снялся в фильме Пан
на Луне
(1946), и в цирк — он дал в парижском цирке Медрано несколько
представлений, вернувшись к старой профессии мима
В 1950 году Билли Уайлдер дал ему в фильме Сансет Бульвар
эпизодическую роль
одного из голливудских призраков
, возникающих перед Нормой Десмонд.
Затем Бастер Китон появляется в
Огнях рампы
, где он и Чаплин исполняют
эксцентричный музыкальный дуэт. В первый и последний раз два величайших
комических актера немого кино снялись в одной картине Китон играет близорукого
развалину-пианиста, на которого, стоит ему усесться за инструмент, лавиной
обрушиваются кипы нотных листов
Пригласить Китона было со стороны Чаплина благородным жестом тот уже много лет
как не снимался в комедиях и публика почти успела его забыть Вся съемочная
группа пришла в восторг, убедившись, что на сцене Чаплин и Китон превратились в
двух старых комиков-профессионалов, каждый из которых стремится затмить другого.
Успех на телевидении поправили дела Китона. Он смог переиздать свои старые
фильмы. Их демонстрация завершилась полным триумфом. Критики снова открыли
Китона, осыпав заслуженными похвалами Его ретроспективы в Венеции и во
Французской синематеке вернули ему заслуженную славу гения Несмотря на возраст и
подорванное здоровье, теперь ему предлагали в фильмах
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
главные роли (а не работу статиста, как в картине
В восемьдесят дней вокруг
света
, 1956, режиссер М. Андерсон).
В 1957 году фирмой
Парамаунт
был поставлен фильм о жизни актера. Роль Китона
исполнял малозначительный актер Доналд О'Коннор, а сам Бастер был
техническим
консультантом
. Следует также упомянуть об эпизодичес-' кой роли Китона в
картине Крамера
Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир
.
В 1963 году актеру и режиссеру Бастеру Китону был вручен специальный
Оскар
за
вклад в киноискусство. Киноведы пытались разгадать его феномен. Китон никогда не
улыбается, но реагирует и притом очень точно: он боится, удивляется, сердится.
Теоретики, изучавшие этот феномен, пришли к выводу, j что Китон таким образом
хотел добиться контраста между гротесково-фаталь- j ными приключениями, в
которые попадает герой, и абсолютным отсутствием j его реакции.
Бастер Китон построил свою комическую игру на невозмутимости, — пи- j шет
французский киновед Ж. Садуль. — Человек, который никогда не смеется
*
обязался даже по контракту не улыбаться ни в фильмах, ни в общественных! местах.
Его бесстрастное хладнокровие резко контрастировало с экстравагант-Ti ными
ситуациями, куда его вовлекали. Слабый и удачливый, как Чарли, выдум-' щик,
мастер на все руки, меланхолик, он выглядел убежденным.в абсурдности мира и
жизни, был готов все принять и все преодолеть. Однако он редко стано-. вился
жертвой абсурдных ситуаций, страдая больше от механических средств,, входящих в
набор комического реквизита клоуна
.
Зал Венецианского фестиваля в 1965 году, на
Ретроспективе Китона
, устроил ему
пятнадцатиминутную овацию.
Он не жаловался на судьбу. На закате жизни Китон давал многочисленные интервью.
Он охотно рассказывал, как делались те или иные сцены. Он говорил, что в его
лучших полнометражных фильмах есть слабые места и паузы. Китон, артист и
ремесленник в лучшем смысле этого слова, любил
хорошо сделаннук работу
и был
по-настоящему скромен. Он считал, что так и не достиг сове шенства.
Неподражаемый Бастер Китон скончался 1 февраля 1966 года после съемк печальной
короткометражки
Фильм
(1965), снятой Алэном Шнейдером nd оригинальному
сценарию Сэмюэля Беккета.
РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА
(1896—1984)
Российская актриса театра и кино. Сценические роли: Васса Железнова (
Васса
Железнова
), Верди (
Лисички
), миссис Сэвидж (
Странная миссис Сэвидж
), Люси
Купер (
Дальше ¦—тишина
) и др. Снималась в фильмах:
Пышка
,
Мечта
,
Подкидыш
,
Весна
,
Легкая жизнь
и др.
Фаина Григорьевна Фельдман (Раневская) родилась 15 (27) августа 1896 года в
Таганроге. Ее отец, Гирши Фельдман, был самым богатым человеком города.
Миллионное состояние Гирши Фельдман сделал на операциях с недвижимостью, а кроме
того, он владел ювелирными фабриками, занимался нефтяным бизнесом. Мать актрисы,
до замужества Валова, страстно любила музыку, была
РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА
человеком кротким и ранимым. Семья жила в большом двухэтажном доме.
В пятнадцать лет Фаина Фельдман подружилась со знаменитой актрисой Алисой
Коонен, отдыхавшей в Евпатории.
По окончании гимназии решила идти на сцену, — пишет Ф. Раневская. — Решение
уйти на сцену послужило поводом к полному разрыву с семьей, которая противилась
тому, чтобы я стала актрисой. В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в
театральную школу...
В Москве Фаина обращалась в различные театральные школы, но везде получала
отказ. Фельдман волновалась до обмороков. Заикаться она начинала с первых слов.
Наконец ей удалось устроиться в платную театральную школу. Деньги, которые она
взяла из дома, вскоре кончились, а тех, что она зарабатывала участием в цирковой
массовке, явно не хватало. Отец сжалился и прислал ей перевод. Но когда она
вышла на улицу, ветер вырвал деньги из ее рук. Фаина только вздохнула:
Как жаль
— улетели...
Узнав о случае с деньгами, кто-то из ее знакомых сказал:
Это же
Раневская, Вишневый сад
, только она так могла. Ты — Раневская!
И Фаина
согласилась — отныне она будет Раневская. Правда, актриса говорила и другое:
Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из
рук. Так было всегда
.
Театральная Москва потрясла Фельдман.
Первым учителем был Художественный театр,
— писала актриса. — В те годы Первой мировой войны жила я в Москве и смотрела по
несколько раз все спектакли, шедшие в то время, Станиславского в Крутицком вижу
и буду видеть перед собой до конца дней. Это было непостижимое что-то. Вижу его
руки, спину, вижу глаза чудные — это преследует меня несколько десятилетий. Не
забыть Массалитинова, Леонидова, Качалова, не забыть ничего...
С помощью балерины Екатерины Гельцер, к которой она обратилась за помощью,
Раневской удалось устроиться в подмосковный дачный театр в Малаховке, где в
летнее время играли многие прославленные актеры. Выходы в массовках, роли без
слов за 20 рублей в месяц...
Однажды она подошла к знаменитому трагику И. Певцову, исполнявшему главную роль,
со словами
Что мне играть?
Ты просто должна меня очень любить. И пусть все,
что происходит со мной, тебя трогает и волнует. Вот и все
, — ответил актер.
После спектакля он услышал отчаянный плач и увидел сидящую прямо на полу
девушку, ту самую...
Я так любила вас весь вечер
, — прорыдала она.
Запомните
эту девушку, друзья, — сказал взволнованный Пев-Цов. — Она будет настоящей
актрисой
.
После долгих неудач, наконец, неталантливую и некрасивую девушку на театральной
бирже взяли на 35 рублей в месяц
со своим гардеробом
на роли
героини-кокет
в
Керчь, в антрепризу Ладовской. Спектакли сборов не приносили, и театр прогорел.
Раневская переехала из Керчи в Феодосию, там она играI
\
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
ла в антрепризе Новожилова, который в конце сезона сбежал от актеров, так и не
заплатив. Из Феодосии девушка перебралась в Кисловодск.
Весной 1917 года все семейство Фельдман на собственном пароходе
Святой Николай
эмигрировало в Турцию. Раневскую часто спрашивали, почему же она осталась.
Актриса отвечала, что не мыслит жизни без театра, а лучше русского театра ничего
нет.
С работой в провинциальных театрах у нее ничего не складывалось. Без денег, без
ангажемента Раневская перебралась в Ростов-на-Дону. Она пришла к известной
провинциальной актрисе Павле Леонтьевне Вульф и умоляла дать любую роль, лишь бы
находиться с ней на одной сцене. Взять просительницу в труппу не было
возможности, Вульф взяла ее в семью.
Уроки Вульф стали, по сути дела, единственной
театральной школой
Раневской.
Несмотря на разницу в возрасте (шестнадцать лет), отношения ученицы и
учительницы переросли в крепкую дружбу на всю жизнь.
Многие работавшие вместе с Раневской вспоминают ее сокрушительные вздохи после
каждого спектакля:
Сегодня я так дурно играла. Я никогда так плохо не играла
.
Обычно коллеги пытались утешить, да и восторг зрителей говорил об обратном, но
она панически боялась плохо играть.
Раневская объездила множество провинциальных городов и сменила не один театр,
сыграв около 300 (!) ролей, прежде чем режиссер Таиров пригласил ее в Московский
Камерный театр на роль Зинки в спектакле
Патетическая соната
.
Актриса переиграла самые разные роли: Шарлотту в
Вишневом саде
, Ольгу и Наташу
в
Трех сестрах
, Глафиру Фирсовну в
Последней жертве
, Настю в
На дне
, леди
Мильфорд в
Коварстве и любви
, Машу в
Живом трупе
, Дуньку в
Любови Яровой
.
Наконец она встретилась с Вассой Железновой, когда в 1935 году мхатовский
режиссер Е. Телешева приступила к репетициям горьковской пьесы в ЦТКА (Театр
армии). По свидетельству очевидцев, Раневская выступила одновременно в пяти
качествах: прокурора, защитника, судьи, потерпевшего и подсудимого. Среди тех,
кто подобным образом оценивал тогда работу актрисы, — Ю. Юзовский, один из самых
проницательных исследователей драматургии и театра, узревший в этом дебюте
рождение нового, незаурядного таланта.
За полвека она снялась всего в двадцати четырех фильмах. И ни одной главной
роли.
Вы знаете, что такое сниматься в кино? — спрашивала Раневская. И сама же
отвечала: — Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию
.
Первым ее пригласил в свой фильм молодой Михаил Ромм, когда получил разрешение
на первую самостоятельную постановку немой картины. Так, в промороженном
павильоне,
напоминавшем гигантский погреб
, родилась
Пышка
(1934) по новелле
Мопассана, где Раневская сыграла мадам Луазо — живое воплощение мещанского
ханжества, фальшивой добродетели и ложного патриотизма. Фаина Григорьевна
буквально влюбилась в режиссера.
Все, что он делал, было талантливо,
пленительно. Все в нем подкупало; и чудесный вкус, и тонкое понимание
мопассановской новеллы, ее атмосферы. Михаил Ильич помогал мне и как режиссер, и
как педагог. Чуткий, доброжелательный, он был любим всеми, кто с ним работал
.
Раневскую нередко приглашали на фильм, где для нее даже роли не было, и актриса
из единственной фразы сценария ее создавала. В 1937 году режиссер Игорь Савченко
пригласил ее в картину
Дума про казака Голоту
. Раневская спросила, какая роль,
он отвечал:
Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочетрАНЕВСКАЯ
ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА
ся видеть вас в моем фильме. В сценарии есть поп, но если вы согласитесь
сниматься, могу сделать из него попадью. Актриса ответила:
Ну, если вам не
жаль вашего попа, можете его превратить в даму. Я согласна
.
Режиссер поставил перед ней клетку с птичками и сказал:
Ну, говорите с ними,
говорите все, что вам придет в голову, импровизируйте
. И Раневская стала
обращаться к птичкам со словами:
Рыбы мои дорогие, вы все прыгаете, прыгаете,
покоя себе не даете
. Потом он меня подвел к закутку, где стояли свиньи:
Ну, а
теперь побеседуйте со свинками
. Актриса говорит:
Ну, дети вы мои родные,
кушайте на здоровье
... А оператор в это время снимал...
В 1939 году Раневская сыграла роль жены портного Ида, в шпионской ленте
Ошибка
инженера Кочина
(1939). Вместе с ней блистала Любовь Орлова, уже ставшая
звездой отечественного экрана.
Фаина Григорьевна запомнилась широкой публике в основном по небольшим эпизодам в
кино, но слава ее при этом была поистине всенародной. Она сама придумала
знаменитую фразу в сценарии
Подкидыша
—
Муля, не нервируй меня
. После выхода
на экраны фильма
Подкидыш
(1939, режиссер М. Ромм), в котором она снялась в
роли Лели, — ей по Москве шагу нельзя было ступить — сразу же Раневскую окружали
мальчишки с криками:
Муля, не нервируй меня!
Фаина Григорьевна говорила:
Боже
мой! Как я ненавидела, как остро ненавидела роль, принесшую мне успех!
В кино Раневской только однажды удалось обнаружить мощные трагедийные основы
своего дарования. Михаил Ромм вновь пригласил Раневскую в свой фильм
Мечта
(1941). На съемках актриса была в полном восторге от режиссера, а тот, в свою
очередь, от превосходной актрисы. Роль Розы Скороход, грубой, алчной хозяйки
захудалого пансиона, жалкой в безмерной любви к своему сыну — подлецу и
пустышке, принадлежит к числу шедевров мировых кинообразов.
Ростислав Плятт, игравший вместе с Раневской, вспоминал, что Фаина Григорьевна
была в то время молодой женщиной, с гибкой и худой фигурой. Но она представляла
свою героиню массивной, тяжелой. Актриса нашла
слоновьи
ноги и трудную
поступь, для чего перед каждой съемкой обматывала ноги бинтами.
В 1944 году один из американских журналов написал о фильме:
В Белом доме
картину видел президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт; он сказал: Мечта
,
Раневская, очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов
земного шара. Раневская — блестящая трагическая актриса
. По воспоминаниям жены
Драйзера, писатель тоже был потрясен игрой Фаины Григорьевны, хотел написать о
Раневской, но из-за своей смерти не успел. Увы, ролей, сопоставимых по масштабу
и драматизму с Розой Скороход, у Раневской больше не было.
Актриса Раневская, — сказал критик В. Пименов, — владеет двумя высшими тайнами
актерского мастерства. Она заставляет вас плакать, она заставляет вас смеяться
.
О работе в картине
Свадьба
(1944), где Раневская играла мать невесты, сама
актриса вспоминала:
Моя Голгофа! Снимали в голодной военной Москве и, конечно,
только по ночам — в Лиховом переулке, днем там работали документалисты.
Гримировалась я под зонтиком — с потолка постоянно капало
.
В 1947 году Раневская снимается в фильме
Золушка
по пьесе Евгения Швар-Ца в
роли мачехи. Шварц, который очень ревностно относился к каждому написанному
своему слову, присутствовал на съемках.
И он, представляете, — вспо200
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
минает Раневская, — позволил дополнить мне сцену приготовления к балу — ну,
помните, когда я прикидываю к голове перья, — целой репликой: Я бегаю, хлопочу,
добываю и добиваюсь, очаровываю!
Он — чудный — хвалил меня постоянно, но в
опубликованный сценарий мои вставки не включил
.
Во время съемок она похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим
лицом. Когда ее просили не мучить себя, она раздраженно отвечала:
Для актрисы
не существует никаких неудобств, если это нужно для роли
В том же 1947 году она играет вместе с Орловой в фильме Г. Александрова
Весна
.
Персонаж Раневской — Маргарита Львовна — вызывает сострадание. Ее наивная вера в
свою неотразимость (
Да, красота — это страшная сила
), поглощенность сферой
чувств, роман с Бубенцовым, как бы пародирующий линию главных героев, горькое
разочарование, когда становится очевидным, что Бубенцов увлечен не ею, а ее
жилплощадью.
Почти полвека Раневская проработала в московских театрах. Шесть — в Театре
армии, столько же у Охлопкова, восемь у Равенских. И почти тридцать у Юрия
Завадского в Театре Моссовета. Отсюда Раневская много раз уходила, возвращалась
и вновь уходила.
Наиболее запоминающиеся работы в театре — Берди (
Лисички
Л. Хел-ман) в
Московском театре драмы, Бабушка (
Деревья умирают стоя
Л. Касо-ны) в
Московском театре им. А.С. Пушкина, миссис Сэвидж (
Странная миссис Сэвидж
Дж.
Патрика), Люси Купер (
Дальше — тишина
В. Дельмар), Фили-циата (
Правда хорошо,
а счастье лучше
А.Н. Островского) в театре им. Моссовета. Раневская была
актрисой широкого творческого диапазона — ей одинаково удавались и ярко
комедийные роли и роли, исполненные глубокого драматизма.
Ее любимый партнер Осип Абдулов говорил:
Фаина — и героиня, и травести, и
гранд-кокет, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка,
и драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной. Раневская —
характерная актриса?! Чепуха! Она целая труппа!
Фаина Григорьевна тщательно готовилась к ролям. Она никогда не позволяла
переписывать для нее роль: переписывала сама — аккуратно, медленно в школьную
тетрадочку, скрупулезно. Сама большая выдумщица, она не терпела, когда актеры
вольно обращались с текстом. На спектакль неизменно приходила за два часа, долго
гримировалась.
В театре Раневскую любили, но и побаивались. Беспощадно требовательная к себе,
она хотела такой же безоглядной самоотдачи и от своих партнеров. Фаина
Григорьевна отказалась играть главную роль в спектакле
Странная миссис Сэвидж
,
когда ушел из жизни ее молодой партнер В. Бероев, заменить которого актриса
посчитала невозможным. И это при том, что миссис Сэвидж — одна из любимейших
ролей Раневской, в которой она могла дать волю всему богатству своей
артистической натуры — от эксцентрических красок до трагических нот.
В спектакле
Шторм
Раневская создала запоминающийся образ спекулянтки Маньки,
торгующей тифозным бельем (сцену допроса у комиссара Фаина Георгиевна написала
сама), настолько переиграв остальных исполнителей, что... этот эпизод на
несколько сезонов был изъят из спектакля: режиссеру показался недопустимым
перевес
зрительского восхищения в сторону исполнительницы отрицательной роли.
В 1961 году Раневская снялась в фильме
Осторожно, бабушка
, и в этом же году ей
присвоили звание Народной артистки СССР.
РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА
В картине
Легкая жизнь
(1965) она сыграла
королеву Марго
, агента подпольной
фирмы химчистки на дому и спекулянтку по совместительству. Ей часто предлагали
сниматься, но она редко соглашалась. Раневская слишком требовательно подходила к
сценариям и ролям.
В актерской жизни нужно везение. Больше чем в любой другой.
Актер зависим. Выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую долю того, что могла
.
Одна из лучших театральных ролей Раневской — Люси Купер в спектакле по пьесе В.
Дельмар
Дальше —тишина
, где партнером актрисы был Р.Я. Плятт. Ее героиня стала
обузой для своих взрослых детей, в их вполне благополучных домах не находится
места для двух нежно любящих друг друга стариков — отца и матери. И случается
самое страшное для Люси, родные дети разлучают ее с мужем. Раневская
перехлестывает
рамки написанной роли, она поднимает семейную мелодраму до
высоты трагедии. Даже в этой безысходной ситуации ее Люси сохраняет силу и
чистоту души, она готова стать служанкой в доме сына, только бы не разлучиться с
больным мужем, а когда и в этом ей отказано, она предотвращает последнюю низость
детей — сама уходит в приют для престарелых, взяв с детей клятву, что отец не
узнает об этом
Этим спектаклем зал всегда был по-особенному взволнован, растроган, потрясен.
Слезы зрителей, овации стоя... Но случались и казусы. Как-то после окончания
спектакля к Раневской подошел поклонник ее таланта и спросил:
Простите за
нескромный вопрос, сколько вам лет?
—
В субботу будет 115
, — отвечает
Раневская. Спросивший просто обмер от восторга:
В такие годы и так играть!..
Она еще успела появиться в телеверсии
Дальше — тишина
. Правда, Раневская
вообще не знала, что ее снимают. Съемки производили скрытой камерой, без
дополнительного света.
19 октября 1983 года Раневская навсегда оставила сцену, уведомив о своем решении
директора театра имени Моссовета.
Старость — это просто свинство. Я считаю, что
это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все
ушли, а я все живу. Бирман [известная актриса] и та умерла, а уж от нее я этого
никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься
прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а
только начинаешь жить!
Ее личная жизнь была похожа на жизнь забавной
городской сумасшедшей...
Закладка в соц.сетях