Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих актеров

страница №18

тиции днем, спектакли вечером... И
бесконечные переезды, гастроли в провинции...
Орленев постепенно делает из нее звезду, помогая получить более двухсот ведущих
ролей в театрах Костромы, Херсона, Вильно. Они были неразлучны и на сцене — если
Орленев играет Дмитрия в Братьях Карамазовых, то Назимова — Грушеньку, если он
— Хлестакова, то Назимова — Анну Антоновну...
Назимова стала для него подругой, спутницей, музой, опорой, в чем так нуждался
бесконечно одаренный, но слабый и подвластный огромным душевным перепадам
талант. Алла почитала в нем художника, учителя, не скрывая, что всем ему обязана
в формировании собственной личности.
Орленев и Назимова были первыми русскими гастролерами в Америке. 23 марта 1905
года после Берлина и Лондона труппа Орленева дала первый спектакль Евреи
Чирикова в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде, в театре Геральд Сквер. Российский
антисемитизм — беспроигрышная карта для кварталов нью-йоркской еврейской
бедноты, но всех покорила вдохновенная игра блестящей пары. Гастролеры играли
также запрещенного в России Павла Дмитрия Мережковского, Лорензаччо Альфреда
де Мюссе. Окрыленные успехом, все вырученные деньги они потратили на ремонт
театра на Третьей улице Ист-Сайда, дав ему пышное название Русский лицеум. В
течение сезона 1905/06 годов в его репертуаре Гоголь и Чехов, Ибсен и
Достоевский, Стриндберг и Гауптман. Восхищенные критики все чаще сравнивали
хрупкую экзотичную Назимову с Элеонорой Дузе.
Алла Назимова быстро выучила английский язык. Она умоляла Павла заниматься
английским вместе с ней, чтобы играть в Нью-Йорке. Но он отказался и домой
возвратился один.
Театральный продюсер и владелец театров Л. Шуберт, видевший русские спектакли
Назимовой, упрашивал выступить у него в любой роли — разумеется, на английском.
Обучала ее тонкостям языка и ставила произношение мать знаменитого актера
Ричарда Бартельмеса.
13 ноября 1906 года в театре Принцесс состоялся дебют англоязычной актрисы
Аллы Назимовой в одной из лучших ее ролей — Гедды Габлер. Театральный Нью-Йорк
был покорен, газеты писали, что эта хрупкая русская превзошла всех нынешних
любимцев публики
. И вскоре большинство ибсеновских пьес, принесших ей
заслуженную славу, она играет в Театре на 39-й улице, который Шуберт назвал
Театр Аллы Назимовой.
Она играла сильных, независимых, ярких женщин. Писали о ее терпком очаровании,
совершенной пластике, громадном темпераменте. Бледное лицо, черные волосы,
выразительный рот, глубокие глаза...
— такой увидел"ее восторженный зритель. В
промежутках между серьезными ролями Хильды в Строителе Сольнесе, Риты Алмерс в
Маленьком Эйольфе, Гедды Габлер актриса позволяла себе передышки в мелодрамах
и водевилях. В Графине-кокетке и Красавице (Белла Донна) (1913) уже
появляются штрихи к имиджу женщи-ны-вамп.
С мелодраматическим антивоенным водевилем Невесты войны Назимова устраивает
гастроли по всей Америке. А по ее возвращении режиссер Герберт Бренон предлагает
Назимовой исполнить главную роль в фильме по этой пьесе.
В Невестах войны (1916) вместе с Аллой снимался Чарлз Брайант, ставший ее
любовником (пожениться они не могли, поскольку развода Орленев давать не хотел)
и партнером во многих фильмах. Она, конечно, сильно любила Чарлза Брайанта,
который помогал в режиссерской работе над другими картинами, если не ставил их
полностью сам. Но он не был единственным любовным увлечением Назимовой в
Америке. В ее список входили богач Вандербильд, писатель Джером К. Джером,
художник Ивановский, фотограф и оператор Ивано, актер Тайней... В ее жизни были
и женщины. И всякий раз — бурные романы, страсти, разлуки... Она выбрала девизом
Немного слез, немного смеха, много работы, много любви.
Предложения и заманчивые контракты с Голливудом после успеха Невест войны
посыпались как из рога изобилия. Честолюбие и властность актрисы проявились в ее
контракте с компанией Метро — он позволял Назимовой самой набирать съемочную
группу, утверждать сценарий, режиссера, актеров.

140


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Алла арендовала на 99 лет небольшую, испанского типа виллу на Сансет Бульваре.
Особняк был похож на белую орхидею. Мощные кедры, пальмы, цветники, пруд с
лилиями, тенистые дорожки — Сад Назимовой, как его называли в \ Голливуде, был
замечательный.
Легкая фигурка нимфетки, характерная южная внешность Назимовой иде-; ально
подходили для сентиментальных мелодрам. Уже в первой роли для Мет- ] ро
фильме Чудесное явление (1918) — проступает ее излюбленная тема оди- i нокой,
ранимой женщины, прячущейся за маской хищницы-вамп, капризной hi избалованной.
Назимова создает убедительный образ Джолины, певички из ка-,, баре в Латинском
квартале Парижа.
Она играет в мелодрамах Альберта Капеллани Око за око (1918), Из тума-: на
(1918), Красный фонарь (1919). В последнем фильме Алла исполнила роль ;
полукитаянки Май Ли, что становится Богиней Красной лампы, лидером бок- i
серского восстания в Пекине. Роскосая героиня Назимовой Май Ли затмила мно- "
гих американских кинозвезд. Алле не было равных в нарядах. Она была исклю-:
чительно костюмной актрисой и умела в каждом новом наряде произвести фурор среди
публики.

Не смешные и нелепые сюжеты мелодрам, но утонченная игра Назимовой почти сразу
вывела ее в ряды ведущих голливудских див — в каждом списке любимых актрис ее
имя стояло рядом с именами Мэри Пикфорд, Нормы Тол-медж, Пирл Уайт, Маргерит
Кларк. Она являлась на экране провозвестницей новых веяний, символом современной
для тех лет женщины, страстной, сильной, желанной и ускользающей от мужчины.
В 1920 году фирма Метро подписала с Назимовой контракт, по которому она
получала 1400 долларов в неделю — 50 долларов в час, подчеркивал Герберт Блаше,
который снял Назимову в фильме Отродье (1919). У трагической актрисы
обнаружился превосходный комедийный талант, раскрывшийся в фильме, действие
которого разворачивалось за кулисами крупного мюзик-холла. Мо-'; жет быть,
правда, что я танцую свои рольки, — говорила она, — но если бы вы' знали, как
трудно мне это дается
.
Назимова и ее подруга художник-декоратор Наташа Рамбова хотели экрани-1 зировать
скандальную Афродиту Пьера Луи, которая шла на Бродвее при анш-; лагах. Но
боссы Метро предложили Назимовой поставить не менее известный, но более
приличный роман — Даму с камелиями Александра Дюма-сына.
Ее томная куртизанка Маргарита Готье — истинное творение парижского полусвета. В
роли Армана Дюваля снимался тогда еще неизвестный статист Ру-дольфо Валентине
Алла пережила с ним роман, хотя она была старше Рудоль-фо на шестнадцать лет. Их
связь была недолгой. Валентине женился на Наташе Рамбовой.
Игра Аллы в Камилле (1921), как всегда, была неподражаемой, но к тому времени
контроль властной и строптивой звезды на съемочной площадке уже начинал
беспокоить руководителей Метро. Контракт был расторгнут, и Назимова
организовала свое собственное кинопроизводство.
Но мечту о независимости в настоящем искусстве пришлось подкрепить материально —
почти все свои сбережения Назимова вкладывает в аренду небольшой студии Роберта
Брайтона на авеню Мельроз и два фильма, снятые там, — Кукольный дом и
Саломею (1923).
Первый проект особой славы Назимовой не принес. Хотя актриса внесла в роль Норы,
когда-то сделавшей ее знаменитой по обе стороны океана, все свое театральное
мастерство.
НДЗИМОВА АЛЛА

141


Тогда кинозвезда-продюсер решила рискнуть своей карьерой и выбрала Саломею
Оскара Уайльда. Хрестоматийный библейский сюжет о Саломее, падчерице царя Ирода
и дочери Иродиады, по наущению матери станцевавшей для отчима свой эротический
Танец с семью вуалями, дабы получить от него на серебряном блюде голову Иоанна
Крестителя, в искусстве рубежа XIX — XX веков становится неожиданно популярным.
Алла предприняла попытку вернуться к стилю известного английского художника
прерафаэлита Обри Бердсли и его потрясающих декораций к трагедии Уайльда. Эта
была попытка создать кинематографический балет, что полностью соответствовало
дарованию актрисы, которой французский киновед Деллюк дал такую характеристику:
...Алла Назимова— танцовщица, а не мим. "..." Назимова всегда славилась тонким
пониманием кинематографа и работала со столь умелыми ассистентами, что ее
кинематографический танец точно дозирован, прекрасно поставлен, всегда
заканчивается в нужный момент и вписывается в общую идею фильма или психологию
роли. Ее движения никогда не шокируют, часто увлекают и всегда соблазняют.
Главная нить ее фильмов превосходна. "..." Отсюда возникает ощущение чудесных
арабесок в черно-белом, которые остаются в памяти после встречи с Назимовой
.
Ни на йоту не отступая от пьесы, Алла попыталась выразить и собственную
трагедию. Саломея Назимовой — личность, но личность трагическая. Ибо ее гибель
неизбежна, если она пытается утвердить свою индивидуальность, будь то в
захваченной римлянами Иудее или Голливуде века джаза.
Гнев Саломеи и желание отомстить находят свой выход в кульминационной сцене —
Танце с семью вуалями. К 1924 году этот танец стал популярным эротическим
аттракционом в шоу и варьете самых разных столиц мира.
Саломея была любимым детищем Назимовой. На производство ушло 350 000 долларов,
по тем временам очень большие средства для такого камерного фильма.
Но прокатчики не торопились связываться с непривычной, чересчур художественной
картиной. В итоге прокат, предпринятый Юнайтед Артисте, не окупил и половины
вложенных в нее средств. Дикая орхидея декадентской страсти, как назвал фильм
рецензент журнала Фотоплэй, не смогла быть поддержана зрителями в силу
глупейшей прокатной политики.
Это был крах одной из первых попыток сделать подлинно художественный фильм в
Америке.
После Саломеи Алла решает порвать с Голливудом навсегда, но, подумав,
соглашается на предложение компаний Ферст Нейшенал и Витаграф — продолжить
свое инфернальное амплуа. И снова пошли проходные роли: в Уличной мадонне
(1924) она — легкомысленная красотка, покидающая своего богатого содержателя и
опускающаяся все ниже и ниже. В Искупленном грехе (1925) роковая
обольстительница парижского дна совершает кражу в церкви, но раскаивается и
возвращается на путь истинный. В Моем сыне (1925) рыбачка португальского
происхождения, нежно любящая своего сына, она делает все, чтобы спасти его от
хищных объятий юной вамп (восходящая звезда Констанс Беннет), и в финале фильма
выдает сына за добродетельную соплеменницу.

В своем красивейшем доме в Голливуде Назимова устроила нечто вроде европейского
салона, где можно было встретить знаменитостей мира искусства, гДе слышалась
французская, английская, русская речь... Шаляпин, гастролировавший в ЛосАнджелесе
в 1923—1925 годах, заезжал обычно после концертов в Сад Аллы съесть
пару бифштексов и выпить русской водки. Великая Анна Пав142

100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
лова с балетмейстером Фокиным бывали в гостях вместе с четой Мэри Пикфорд —
Дуглас Фербенкс — Назимова уговорила их в 1924 году сделать экранную пробу
Павловой к новому фильму их компании Юнайтед Артисте. Многие художники и
писатели восхищенно вспоминают вечера в райском Саду Аллы...
Но в середине 1920-х Назимова в связи с финансовыми трудностями была вынуждена
превратить свой Сад Аллы с особняком в отель, или, точнее, в нечто вроде
пансиона с двадцатью пятью маленькими бунгало. Его тут же окрестили Садом
Аллаха.
Но ожидаемой финансовой независимости не наступило. Меньше чем через год Сад
Аллаха
, не выдержав конкуренции, оказался на грани банкротства. Сад пришлось
продать в счет неуплаченных долгов и налогов. Однако актриса выговорила себе
права на маленькую квартирку в пансионе и всегда, когда бывала в Голливуде, жила
там, по-прежнему с королевским достоинством.
Годы принесли и личные утраты. Чарлз Брайант женился на молоденькой и
состоятельной девушке. Голливудская карьера Назимовой клонилась к закату. В 1929
году, снова возвращаясь к театру, горестно обронила: Ах, если бы я могла сжечь
все свои фильмы — до последнего дюйма. Я стыжусь их
.
Назимова играет во вновь организованном Евой Ле Гальенн в Нью-Йорке городском
репертуарном театре
. 15 октября 1928 года премьера Вишневого сада. В роли
Раневской — Назимова. Она гастролирует в Лондоне и Париже. В ее репертуаре —
чеховский Вишневый сад, тургеневский Месяц в деревне, Призраки Ибсена,
Бернард Шоу, Юджин О'Нил... Актриса виртуозно демонстрировала смену настроений,
от веселья к печали, от беззаботности к тревоге. Секрет игры Назимовой, отмечали
критики, в том, что играет, говорит все ее тело с головы до ног, она постигает
тайну гармонии речи и жеста. Театралы вновь избирают Аллу Божественную своей
королевой. Теннесси Уильяме, еще студентом видевший ее в одном из спектаклей,
признавался: Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили
меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать
.
12 декабря 1935 года Назимова сыграла фрау Альтинг в Привидениях Ибсена.
Рецензент Ивнинг джорнэл восторженно писал: Это не игра, это массовый
гипноз
.
В начале 1940-х Алла Назимова вновь приходит в кинематограф. Но теперь ее роли
далеко не главные, хотя она по-прежнему остается звездой и превращает свой выход
в маленький спектакль: у Мервина Ле Роя в Побеге (1940), у Рубена Мамуляна в
Крови и песке (1941), у Роланда Ли в Мосту через реку Сан-Луис (1944), у
Винсента Шермана в Нашем времени (1944) с Михаилом Чеховым и множеством других
русских эмигрантов, у Джона Кромвелла в фильме С тех пор, как ты ушла (1944).
Роли породистых аристократок, преимущественно почему-то польских графинь,
преследовали ее в конце жизни. В это же время Назимова начала писать мемуары...
Круг друзей узок, но среди них немало бывших артистов из студии Художественного
театра: Ричард Болеславский, Маручча Успенская, Аким Тамиров, Михаил Чехов...
Алла Назимова, русская американка, реформатор театра и кино Америки, умерла 30
июня 1945 года в Лос-Анджелесе в госпитале Гуд Самеритен от коронарного
тромбоза. Ей было шестьдесят шесть лет. Она навсегда осталась легендой Великого
Немого...
МОИССИ АЛЕКСАНДР

143


МОИССИ АЛЕКСАНДР
(1880—1935)
Немецкий актер. С 1905 года в Немецком театре. Прославился в пьесах У. Шекспира,
Г. Ибсена, Л. Толстого. Гастролировал в Европе и США.
Будущий актер родился 1 апреля 1880 года в Триесте, в семье албанского купца
Константина Моисеи. В отличие от большинства албанцев род Моисеи исповедовал
православную веру. Мать Сандро, Амалия, полуалбанка, полуитальянка, была дочерью
писателя и врача.
Разорившись, Константин Моисеи вместе с пятилетним сыном уехал в Албанию. В
школе мальчик учился греческому и албанскому языкам, забывая итальянский.
В 1887 году, по настоянию матери, Сандро вернулся в Триест, где продолжил
образование уже на итальянском языке. Амалия Моисеи решила, что сын станет
певцом, и в 1898 году юноша направился в Вену. Но вместо консерватории он
поступил в знаменитый Бургтеатр на должность статиста.
Моисеи учился у крупнейших мастеров театра. Положение молодого актера
осложнялось незнанием немецкого языка, на изучение которого уходило все
свободное время. Ему помогала в этом Мария Урфус, первая любовь Моисеи. Она была
старше его на три года.
Весной 1901 года Сандро уехал в Прагу. В Немецком театре за два пражских сезона
он сыграл несколько десятков ролей — в трагедиях, комедиях, мелодрамах и даже
опереттах. Моисеи выступал так часто, что едва успевал выучить текст. Среди
крупных ролей: Франц Моор в Разбойниках, Мортимер в Марии Стюарт Шиллера,
Карлос в Клавихо Гете, Сирано де Бержерак в драме Ростана.

Весной 1904 года Моисеи возвращается в Берлин и поступает в Новый театр к Максу
Рейнхардту. Затем на один сезон переходит в предместный Остендский театр.
Большинство критиков не приняло его манеры игры. Настораживали южный темперамент
актера, особая мелодика его речи (при всей правильности произношения в ней
навсегда осталась итальянская напевность), необычность облика — хрупкая
юношеская фигура, худое бледное лицо с горящими глазами. В печати появлялись
необъективные рецензии и оскорбительные пасквили. И вряд ли Моисеи сумел бы
пройти через такое испытание, если бы не помощь Рейнхардта. Недаром двумя
десятилетиями спустя он написал: Если Господь Бог очень расположен к актеру, то
он посылает его к Максу Рейнхардту (ко мне он был расположен именно настолько).
И с такой высокой рекомендацией Макс Рейнхардт (также знакомый с богами) берет
его за руку и ведет по пути, приводящему актера к раскрытию всего его
богатства
.

144


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Рейнхардт, пользуясь особенностью Моисеи — истинно мужская мощь при хрупком
женственном облике, неизменно поручал ему роли молодых обольстителей. Начало
этой веренице ролей было положено в 1905 году, когда Сандро сыграл роль
коварного соблазнителя в пьесе Граф фон Шароле Вер-Шофмана.
Зрители и критика по-прежнему не признавали актера. Лед недоверия был сломлен в
1906 году исполнением роли Освальда Альвинга в драме Ибсе- х на Привидения, в
которой Моисеи раскрыл трагедию современного ему человека. В период подготовки
спектакля у него рождается методика работы над образом.
В статье Лжет ли актер? Моисеи утверждает, что за многие годы своего
творчества (статья опубликована в 1927 году) он никогда не учился
представлять, но и не учился изображать из себя другого человека. То есть
Моисеи никогда не стремился стать актером перевоплощения, но и не был актером
школы представления. Высказывание артиста подтверждает известный австрийский
драматург Гуго фон Гофмансталь: Моисеи — это актер такой большой самобытности,
какой вряд ли обладал кто-либо еще. Он не принадлежит к артистам, силой которых
является перевоплощение. Как раз напротив: его сила заключается в чистом и
нежном выражении собственной натуры
.
Упорная работа сделала Моисеи актером блестящей техники. Постоянная тренировка
тела позволила ему добиться почти музыкальной пластичности. Он сумел разработать
и свой голос, с годами ставший глубоким, богатым оттенка-4! ми, с неповторимой
мелодикой итальянского и своего родного языка.
Выступая в самых разных пьесах, Моисеи не стремился передать нацио- нальные
черты характера. Его герой всегда оставался трагическим героем совре- j менной
Европы.
За Освальдом последовал Гамлет (1909). Хрупкий и юный, с огромными печальными
глазами — таким появлялся герой шекспировской трагедии в постановке Рейнхардта.
С годами образ Гамлета в исполнении Моисеи претерпел эволюцию. Внача- ( ле это
был нежный, чувствительный юноша, а поэтому вдвойне переживающий раскрывшуюся
тайну убийства отца. Со временем датский принц становился правдоискателем,
разумом доискивавшимся до причин постигшего его горя.
В 1909 году Моисеи влюбился в 25-летнюю актрису Иоаганну Тервин, высокую,
изящную брюнетку. Довольно долго ему удавалось скрывать свое новое увлечение от
Марии Урфус. Но в 1910-м, когда Тервин переехала в Берлин, все открылось. В
результате Моисеи был вынужден жениться на своей старой любовнице, которая ждала
ребенка.
Ощущение смертельной усталости прорвалось у него в ту пору в сценическом образе
— в роли Фауста. Совсем еще молодой, его Фауст был изможден страстями Роль
Фауста-ученого Моисеи исполняет прекрасно, — писал критик Якобсон — Глаза его
горят от бессонных ночей, этого беспокойно двигающегося человека легко
представить себе средневековым немецким алхимиком, пусть итальянского
происхождения. Зато Фауст-любовник Моисеи как будто вовсе не интересует. Его
Фауст стоит как бы в стороне от всего, отвлекшись и задумавшись
.
Моисеи устал быть любовником, устал играть любовь и жить любовью. И вот он
появляется в образе маркиза Позы в шиллеровском Доне Карлосе. Впервые Сандро
сыграл не любовника, а человека, который любит, человека ¦ опору мира.
МОИССИ АЛЕКСАНДР

145


В начале 1911 года Моисеи в составе труппы Рейнхардта отправился на гастроли в
Санкт-Петербург. В далекой России он выступил в спектакле по пьесе Гофмансталя
Царь Эдип
Эдип у Моисеи становился христианской интерпретацией языческой легенды. Своим
страданием царь Эдип — почти Христос — искупал грехи всех и всех спасал. Как и в
христианской легенде, царь был заведомо приговорен к страданию и изменить был
ничего не в силах.
Успех Моисеи в этой роли был так велик, что актер наконец-то понял масштаб и
специфику собственного таланта.
В Петербурге Моисеи получил известие о смерти отца и в тот же день — телеграмму
о рождении дочери, Беаты. Теперь, когда дочь родилась в лоне семьи, то есть
охраняемая именем Моисеи, Мария Урфус давала ему свободу.
После русских триумфов Моисеи возвращает себе место премьера труппы. Его
осаждают поклонники и поклонницы, его переманивают в другие театры, он получает
баснословные гонорары, он веселится в кафе Вестенс, прибежище берлинской
богемы. Общества актера ищет утонченный поэт Гофмансталь и больной гений
Эдвард Мунк, норвежский художник, все время находящийся на грани нервного срыва.

У Мунка Моисеи покупает картины, щедро выбрасывая на них огромные суммы. С
Гофмансталем он читает и слушает стихи, гуляет по берлинским пригородам,
вспоминает Вену.
В эти же годы Моисеи начинает сниматься в кино. Черный закон, Глаза Оле
Брандеса
, Последний день Помпеи — типичные для того времени мелодрамы,
костюмно-исторические трагедии. Моисеи увлечен мимической игрой. Он бешено
вращает глазами, бьет себя в грудь, картинно отшатывается, отчаянно заламывает
руки.
Кроме того, Моисеи пробует себя в качестве педагога — в актерской школе,
открытой Урфус. Сама она живет в том же доме, где школа, и Сандро часто навещает
дочь Беату.
Размеренный ритм жизни нарушает Рейнхардт, подаривший Моисеи эпохальную роль —
Федора Протасова в Живом трупе Л. Толстого.
В трактовке Моисеи Федор менее всего был русским барином; его Протасов, прежде
всего, — человек с возвышенной, тонкой душой, переживающий огромную трагедию.
Моисеи чувствовал в толстовских образах многое, слишком близкое ему как
художнику и как человеку. Поэтому не случайно, что во всех рейнхардтовских
постановках произведений Толстого он играл главные роли- Протасов (Живой
труп
), Никита (Власть тьмы), Сарынцов (И свет во тьме светит), Прохожий
(От нее все качества)..
11 августа 1914 года Моисеи пошел на фронт добровольцем. Задачи Германии
теперь, — писал он в письме от 28 августа 1914 года, — сражаться за идеи
человечности и порядка...

Став летчиком, Моисеи продолжал выступать в труппе Рейнхардта, только из Берлина
перебрался в Киль, где актеры играли национальный классический Репертуар:
Валленштейна Шиллера, Минну фон Барнхельм Лессинга. В том Же Киле он
снимался в кино.
Летом 1915 года начались первые полеты разведывательного характера, оказавшиеся
настолько успешными, что Моисеи получил Железный крест второй степени. Однако
уже 8 июля он угодил в плен к французам.
Моисеи работал на одном из бельгийских военных заводов, потом бежал, был
схвачен, заключен в лагерь. Там вспыхнула его старая болезнь, туберкулез.

146


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Сандро отправили в Швейцарию, в лагерь, расположенный в горной деревушке Ароза.
Приютив Моисеи почти на два года, Ароза подарила ему выздоровление — физическое
и духовное. Уже с осени 1916 года он свободно разъезжал по Швейцарии, выступая с
любительскими и профессиональными труппами в Берне, Цюрихе, Базеле.
Вернувшись из плена, 24 июля 1917 года Моисеи дал первое представление в
Мюнхене. Большой актер и отважный солдат возвратился, — ликовали местные
газеты. Поначалу он играл в старых спектаклях Рейнхардта. Потом добавились еще
четыре новые роли: Дантон в одноименной пьесе Бюхнера, Сарынцов и Никита в
пьесах Толстого, Шейлок в трагедии Шекспира.
В 1919 году Моисеи развелся с Марией Урфус, женился на Иоганне и, по примеру
Рейнхардта, переехал в Вену, в предместье которой купил небольшой дом.
31 января 1921 года Моисеи ушел из театра Рейнхардта и стал гастрольным актером,
то есть актером, который либо набирает себе труппу на спектакль, либо
ангажируется на спектакль в чужую труппу.
Началась его гастрольная эпопея. Германия, Австрия, Чехословакия, Румыния,
Венгрия, Италия, Испания, Дания, Швеция, Норвегия, Англия, СССР, Новый Свет...
Он неизменно собирал полные залы и делал хорошие сборы. Жизнь для меня, —
говорил Моисеи, — это путешествие. Я цыган по натуре. Любая оседлость и любая
собственность, вынуждающая к оседлости, мне чужды. Месяц на одном месте — это
для меня уже много. Я охотно живу в гостиницах. Сегодня здесь, завтра там. Чем
чаще перемены, тем лучше. Можно обойтись минимумом багажа. Все мои пожитки
умещаются в одном старом чемодане. Нельзя становиться рабом коварного домашнего
уюта
. У него не было близких друзей — были приятели, которых он любил и которые
его любили.
В пьесе Гауптмана Моисеи сыграл древнего императора ацтеков Монтесу-му. Оскар
Фонтана писал о спектакле: ...Моиссиевский ацтек потрясал, когда он плакал,
узнав о предательстве, когда в религиозном экстазе исполнял свой ритуальный

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.