Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих актеров

страница №12

по
всей Италии и ни разу не имел оснований жаловаться на коллег. Получив неплохую
прибыль, Росси выкупил полностью дом во Флоренции и приобрел в окрестностях
Ливорно виллу, которую в честь любимого драматурга назвал Вилла Шекспира.
25 мая 1866 года Росси играл Гамлета в Париже. На спектакль пожаловали Теофиль
Готье, Сен-Виктор, Араго и де Пен и прочие критики. Для спектакля сшили новые
костюмы, отвечающие духу эпохи. В тот вечер зал Вентадур заполнили сливки
парижского общества. Теофиль Готье писал: У нас на памяти еще жив Паоло,
который несколько лет назад на сцене парижского театра подавал реплики Франческе
в трагедии Сильвио Пеллико... С тех пор из очаровательного первого любовника
Эрнесто Росси превратился в великого актера. Взысканный почестями по ту сторону
Пиренеев, он вернулся к нам в платье датского принца Гамлета. Выступить в такой
роли, заключающей в себе невероятные сложности, само по себе смелость. Но
Эрнесто Росси мог себе ее позволить...

РОССИ ЭРНЕСТО

93


Росси неоднократно бывал в Париже и всегда с теплотой вспоминал об этом ,ороде.
Много времени проводил он среди художников, что оказывало благотворное
воздействие на состояние его духа. Итальянский актер посетил Дюрана, Буланже,
Эрмана, Обри и Равеля. Виктор Гюго принимал его в своем доме, выказывая присущие
ему радушие и гостеприимство.
После триумфальных гастролей в Париже в 1866 году, Росси вернулся в Италию, где
выступил в роли Нерона в одноименной трагедии Коссы. У Росси Нерон в одном лице
император и паяц, поэт и гладиатор, мнящий себя героем и чаще всего
оказывающийся тираном, сладострастным, низким, порочным. Эту комедию Росси играл
часто за рубежом — в Париже, Вене, Берлине, и везде ему сопутствует успех.
Особенно шумным он выдался в Южной Америке — в Рио-де-Жанейро, Монтевидео,
Буэнос-Айресе — во время его путешествия в 1881 году.
Он имел право говорить просто и умел это делать — что так редко у актеров, —
писал один из критиков. Но, как ни парадоксально, именно эта особенность
творческой манеры позднего Росси отвратила от него симпатии итальянских
зрителей, которые не приняли Шекспировский театр Росси. То, что Станиславский
назвал простотой, публике казалось монотонностью и вялостью. Знатоки и ценители,
разумеется, поощряли эту тенденцию творчества Росси, но сам он не мог не
испытывать горечи, видя, что все его попытки не находят отклика у зрителя.
Между прочим, разногласиями актера с итальянской публикой объясняется и то, что
начиная с 1867 года он предпочитает играть за границей: с 1867 по 1896 год Росси
не только объездил всю Европу, но побывал в Египте, Турции, Северной и Южной
Америке и даже в Австралии.
В конце жизни он создал еще один значительный образ: Иоанна Грозного в Смерти
Ионна Грозного
А. К. Толстого. В образе царя итальянский актер старался не
только подчеркнуть его деспотизм, но и показать его трагическое одиночество, из
которого возникала подозрительность, превратившаяся в жестокость. Для этой роли
Росси изучил много материалов, связанных с русской историей. Спектакль Смерть
Иоанна Грозного
имел громадный успех.
И все-таки лучшая роль позднего Росси — король Лир, трагедию которого он понимал
как трагедию эгоизма. Эгоизм Лира — это несдержанное и дурно направленное
честолюбие
, заставляющее короля во всем искать удовлетворение своего
самовластия Ему недоступны подлинные человеческие чувства: Он хочет казаться
справедливым и великодушным, не будучи ни тем, ни другим
. Утратив власть,
познав отчаяние, страдание, впадая в безумие, Лир становится человеком.
Несчастный, безумный старик познает всю правду жизни. По словам Росси, чувство
справедливости пробуждается у Лира только теперь, когда он осознал, что такое
ложь
.
Росси любил похвастаться свидетельствами своей славы, аудиенциями у королей и
президентов, разными знаками монаршей милости, хвалебными рецензиями, лестными
отзывами великих людей. Актер гордился тем, что румынский король вручил ему
орден Короны, тем, что французский композитор Тома написал оперу Гамлет,
вдохновленный его исполнением этой роли, тем, что Общество любителей российской
словесности поднесло ему диплом почетного члена за исполнение ролей Скупого
Рыцаря, Дон Гуана и Иоанна Грозного, и тем, что три театра в Италии были названы
его именем
Жажда деятельности, снедавшая Росси, сказалась еще и в том, что он пробовал свои
силы на самых разных поприщах. Недаром его девизом было. Хотеть — значит мочь.
Росси искренне считал, что нет такой задачи, с которой бы

94


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
он не справился. Он пытался писать комедии- в своих мемуарах он рассказывает,
что однажды в Неаполе он сочинил лирико-сатирическое обозрение, имевшее большой
успех Кроме того, несколько его комедий занимали прочное место в репертуаре
итальянских комедийных актеров (Актер в отпуске, Адель)
Год 1884-й Росси собирался провести на своей вилле в Монтуги: ему захотелось
просто отдохнуть после трудных гастролей по Северной и Южной Америке, Испании и
т. д Однако отдых его был прерван лаконичным письмом от некоего Махорчича: Не
угодно ли Вам лично в декабре сего года посетить Берлин и дать десять
представлений Кина в Резиденцтеатре? Импресарио господин Анно предлагает Вам
пятьдесят процентов сборов
. Росси должен был играть с немецкой труппой.

Он долго обдумывал предложение, взвешивая все за и против. Неужели придется
повторить мои эксперименты в Северной Америке, где мы играли на двух и притом
совершенно несхожих между собой языках? — спрашивал он себя. — В Америке мне
сопутствовал успех. Но кто поручится, что так будет и в Германии9
И все-таки он
согласился.
Эксперимент удался. Публика, заполнившая зал Резиденцтеатра, была в восторге.
Критик Лепидус писал. Это единственный актер, который до конца понял Шекспира.
Играя в чужом городе и говоря на чужом языке, Росси каждый вечер собирает полный
зал, чьи своды оглашаются восторженными рукоплесканиями зрителей. Его по
справедливости называют лучшим актером современности. Росси — чудодей театра. Он
неистощимо изобретателен, обладая счастливой способностью не повторяться даже в
деталях. Он настолько умеет раствориться в изображаемых героях, что всякий раз
удивляешься их оригинальности: ведь его Людовик XI не похож на Отелло,
венецианский мавр не напоминает Гамлета и Макбета, а король Лир — Шейлока или
Кина

Росси сам переводил Шекспира, и мало того: он даже попал в отряд шекспи-роведов,
издав маленькой брошюрой свой Доклад о театре Шекспира, произнесенный им в
Бильбао в 1865 году Через двадцать лет он дал подробный анализ главных ролей
своего репертуара в книге Этюды о ролях и автобиографические письма (1885).
Наконец, за три года до смерти он выпустил книгу Размышления об итальянском
драматическом театре
. Написал и мемуары: Сорок лет на сцене объемом
восемьдесят печатных листов.
Росси выступал против Парадокса об актере Дидро, утверждая, что артист не
может не перевоплощаться, не переживать, и, чем полнее будет слияние актера с
образом, тем сильнее воздействие его искусства Сложность труда актера
определяется, по его мнению, необходимостью сочетать переживание и анализ,
чувства и разум. Артист должен быть и чувствительным, и восприимчивым,
способным проявить все страсти, но только управление этими страстями он должен
предоставить искусству, заключающемуся в его уме
, — говорит он.
Великий К.С Станиславский отмечал, что Росси был неотразим., логичностью
чувства, последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и
уверенностью своего мастерства и воздействия. Когда Росси играл, вы знали, что
он вас убедит, потому что искусство его было правдиво

Огромное значение в искусстве актера Росси придавал и совершенствованию
сценической техники, усиленным занятиям дикцией, пластикой, фехтованием, танцем,
всеми видами спорта. Это позволило ему и в шестьдесят лет играть Ромео. По
словам известного русского актера Юрьева, Росси играл так смело, дерзновенно, с
таким темпераментом, что можно было только удивляться, откуда в его годы он
черпал такую силу
.
уОКЛЕН БЕНУА-КОНСТАН

95


Пять раз итальянский актер гастролировал в России — в 1877, 1878,1890, 1895 и
1896 годах. И только нерасположение к итальянскому актеру директора
императорских театров И А Всеволожского не позволило ему приезжать
чаще
Покойный Эрнесто Росси, — вспоминал близко знавший его А.В. Амфитеатров, —
говорил и писал много раз, что Россия для него вторая артистическая родина
.
Росси знал и любил русскую литературу и театр, живопись н музыку. Он необычайно
высоко ценил русскую публику, находя ее более интеллигентною, чем европейская.
И даже пятидесятилетний юбилей своей творческой деятельности он пожелал
отпраздновать в Петербурге. Россия платила итальянскому трагику такою же
любовью.
Последний раз он вышел на сцену в Одессе в 1896 году.
Возвращаясь на пароходе в Ливорно, Эрнесто Росси заболел. Спустя неделю, 4 июля
1896 года, он умер в городе Пескара. Великий актер играл до конца — старый,
больной, задыхающийся от астмы, — и до конца играл блистательно.
КОКЛЕН БЕНУА-КОНСТАН
(1841—1909)
Французский актер-комик и теоретик театра. Создал множество ярких сценических
образов в пьесах французских драматургов Бомарше, Реньяра, Лесажа, Ма-риво,
Ростана. Яркий мастер искусства представления. Прославился в роли Сирано де
Бержерака в одноименной пьесе Ростана.
Бенуа-Констан Коклен родился 23 января 1841 года, в небольшом французском
городке, в семье булочника. В юношестве он увлекся театром и начал выступать в
любительских спектаклях. Его первые сценические шаги оказались настолько
успешными, что восемнадцатилетний Бенуа-Констан решил избрать карьеру актера
своей профессией и с благословения родных отправился искать счастья в Париж. В
1859 году он поступил в драматическую школу — Консерваторию, выпускники которой
пополняли состав старейшего французского театра Комеди Франсез.
В то время, когда начинал свой театральный путь молодой Коклен, в Коме-Ди
Франсез
играли такие большие мастера, как Сансон, Прово, Ренье, Делонэ Один из
них, Ренье, оказался учителем Коклена по Консерватории.
Ф.Ж. Ренье обладал талантом педагога и аналитика К своим ученикам он был строг,
требователен и учил их на образцах, созданных знаменитыми артистами Комеди
Франсез
, разбирая особенности их исполнения, мастерство речи, те или

96


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
иные наиболее удачные моменты их игры в классических пьесах. Тем самым он
прививал ученикам уважение к традициям французского театра.
7 декабря 1860 года Коклен дебютировал в Комеди Франсез в роли Гро-Рене из
комедии Мольера Любовная досада. Гро-Рене — умный и хитрый слуга, который,
забавно посмеиваясь, комментирует высокопарные тирады своего влюбленного
господина. Коклен сыграл эту роль остроумно и весело, доказав свое право войти в
артистический ансамбль театра. Ему сразу же поручили роли слуг в классических
комедиях — Пти-Жана в Сутягах Расина и Сильвестра в Проделках Скапена
Мольера. Эти выступления прошли с успехом, и вскоре известный французский критик
тех лет Франциск Сарсэ написал: ...Этот молодой человек является одной из самых
блестящих надежд Комеди Франсез. Вздернутый нос, дерзкий взгляд, необычайно
выразительное и подвижное лицо, восхитительный голос, пыл молодости, живой ум и
страстная любовь к искусству — таков Коклен
. Эти слова критика были первыми в
длинной веренице восторженных рецензий, статей, отзывов, которые сопровождали
Коклена и течение всего его, более чем сорокалетнего, сценического пути.
Известность Коклена начинается с 1862 года, когда он сыграл первую крупную роль
— Фигаро в пьесе Бомарше Женитьба Фигаро. Коклену был близок дерзкий,
интеллектуальный характер комедий Бомарше. В одной из теоретических работ по
вопросам актерского искусства он писал о них: Здесь вовсе нет бьющего ключом
пыла, свойственного душе, радостной по природе. Здесь много ума, воинствующего,
пылкого, вызывающего; его у автора столько, что он наделяет им всех своих
персонажей: невежественный Бридуазон — и тот умен. Самоуверенность, отвагу,
дерзость — вот что вы должны показать, когда играете Бомарше
.
Исполнение этой роли выдвинуло Коклена в ряды первых актеров театра на амплуа
комедийных слуг. Вероятно, полнее всего передал впечатление видевших Коклена в
этой роли известный французский поэт и критик Теофиль Готье: В Комеди Франсез
проявил свое дарование и выдвинулся на первый план очень умный актер, которого
до сих пор приходилось видеть лишь в скромной тени второго и третьего плана. Мы
имеем в виду дебют Коклена в Женитьбе Фигаро. Это было неожиданностью для
всех. В самом деле, Фигаро — эта труднейшая и сложнейшая роль, требующая
хладнокровия дипломата, демонического ума, гибкости клоуна. Фигаро — этот
сверкающий парадокс, это дьявольское веселье, это неистощимое воображение, эта
издевка, вооруженная легкокрылыми стрелами, эта дерзость, всегда уверенная в
себе и никогда не теряющаяся, — все это было у Коклена, новичка, почти
незнакомца...
После традиционных, изящных, но поверхностно трактующих
знаменитую комедию постановок, после Фигаро-Арлекина, шута, интригана, появился
Фигаро, жизненность и богатство характера которого придали более глубокий смысл
рядовому в целом спектаклю 1862 года.
Успех актера в этой же роли в Севильском цирюльнике год спустя казался
зрителям и критике уже закономерным, не говоря о том, что, по сравнению с
предыдущей постановкой, задача исполнителя несколько упрощалась.
Одновременно Коклен выступает в комедиях Мольера, Реньяра, Лесажа, особенно
удачно играя мольеровского слугу Маскариля в Смешных жеманницах.
8 1964 году он становится сосьетером Комеди Франсез. В следующем году у него
рождается сын Жан, который тоже станет известным актером. Да и брат Кокленастаршего,
Эрнест Александр Оноре, также играет в Комеди Франсез.
КОКЛЕН БЕНУА-КОНСТАН

97


В течение нескольких лет Коклен становится одним из самых популярных актеров
Парижа. Но успехи не вскружили ему голову. С первых шагов в театре у Коклена
обнаружилось бесценное для актера качество — редкое, неутомимое трудолюбие.
Каждая роль становится для Коклена предметом долгих раздумий и изучения, плодом
тщательной и кропотливой работы. Буквально все элементы мастерства, начиная от
общей трактовки роли и кончая филигранной отделкой жеста, Коклен разрабатывает с
предельным вниманием.
Природа не наделила Коклена счастливой сценической внешностью, у него было
заурядное, маловыразительное лицо, небольшой рост, коренастая фигура, то есть
самый обычный актерский материал. Но все критики Коклена в один голос говорили
именно об обаянии, чрезвычайной живости, заразительности его игры.
Коклен играл много и с неизменным успехом, однако многих ролей, о которых мечтал
актер, он не мог сыграть в Комеди Франсез, так как в этом театре та или иная
роль закреплялась за старшим по возрасту актером данного амплуа.
Тогда Коклен прибег к средству, широко распространенному среди актеров его
времени, — к гастрольным поездкам. Оставаясь в труппе Комеди Франсез, он начал
совершать частые турне, во время которых сам подбирал себе репертуар Наиболее
отчетливо особенности искусства Коклена выразились в исполнении им мольеровских
ролей. Гастролируя по Франции и другим странам, он играл роли Тартюфа, Сганареля
в Лекаре поневоле, господина Журдена в Мещанине во дворянстве. Но только в
1905 году, уже будучи пожилым человеком, сумел показать своего Тартюфа
парижанам. Такое положение все больше тяготило артиста. В 1886 году он вышел из
состава труппы Комеди Франсез Через несколько лет, правда, он вернулся на
сцену главного парижского театра и играл там в течение одного сезона, но это
было лишь эпизодом в дальнейшей жизни актера, уже не связанной с театральным
коллективом, где Коклен начинал свою артистическую карьеру.

Он совершает длительные поездки по Европе и Америке, завоевывая мировую славу. В
Россию он приезжал в 1882,1884,1889,1892 и 1903 годах. В гастрольных поездках
Коклен так составлял репертуар, чтобы иметь возможность показать разные стороны
своего дарования. Бесстыдно-плутоватая фигура Маскариля, самодовольное
буржуазное лицо Пуарье или добродушная старческая физиономия Ноэля, совсем не
похожая на прискучившую давно сентиментальную маску обыкновенного театрального
старика, наконец, упитанная и плотоядная внешность Тартюфа, все это — ряд
превосходных портретов, хотя в их создании почти не участвовал гримировальный
карандаш
, — писал ученый-филолог академик А. Веселовский о ролях Коклена.
Кроме непосредственной работы над своими ролями, Коклен глубоко изучает опыт
великих актеров и драматургов прошлого. Он много и внимательно читает,
записывает свои мысли и соображения по поводу тех или иных пьес, творчества тех
или иных писателей. Это поможет ему впоследствии стать автором интересных статей
о творчестве Шекспира и Мольера, например, Мольер и Шекспир, Тартюф, Мольер
и Мизантроп
и других, в которых Коклен проявил себя тонко мыслящим и
литературно одаренным человеком Несмотря на горячую увлеченность театром, он
интересуется поэзией и изобразительным искусством, дружит со многими поэтами,
музыкантами.
Коклен выступал и как теоретик актерского искусства, был автором двух книг —
Искусство и театр (1880) и Искусство актера (1886). В теоретических
высказываниях и в творческой практике Коклен — один из крупнейших акте98

100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
ров искусства представления; он говорил: На мой взгляд, ничто не может быть
прекрасным, ничто не может быть великим вне природы; но я вынужден повторить еще
раз, что театр — искусство, а следовательно, природа может быть воспроизведена в
нем только с некоей идеализацией или подчеркнутостью, без которых не бывает
искусства. Я скажу больше: неприкрашенная природа производит в театре лишь очень
слабое впечатление
.
Коклен был страстным противником натурализма на сцене. Он считал, что похвалы:
совсем как в жизни, какой актер: можно подумать, что он у себя дома, а не на
сцене
, — по сути дела не хвала, а осуждение. На сцене ничто не должно
копировать жизнь, утверждал Коклен.
Однажды, исполняя роль Аннибала в комедии Авантюристка Э. Ожье, Коклен
почувствовал себя очень усталым и в сцене, где его герой должен был по ходу
действия спать, заснул по-настоящему и даже захрапел во сне. ..,Слыша; мой
храп, — вспоминал Коклен, — зрители вообразили, будто это входит в \ мою роль, и
подумали, что это театральный трюк. Иные смеялись, другим пока-1 залась, что это
вьщумка не отличается большим вкусом; нашлись и такие, кото- { рые утверждали,
будто я храпел ненатурально, неграциозно, что я пересади-; вал... словом, что
это было неестественно
. Этим примером он доказывал, что натуральное и
естественное в жизни не всегда является натуральным и есте-' ственным на сцене.
Я не верю в искусство, не согласное с естественностью, я не j желаю также
видеть на сцене естественность без искусства
, — вот принцип Коклена.
Особое значение придавал он искусству речи. На сцене, утверждает Коклен, не
надо говорить так, как разговаривают в жизни, на сцене надо произносить...
Произносить — тоже, разумеется, значит говорить (петь никогда не следует), но
произносить — это значит придавать фразам их истинное значение... Распределять
ровные и выпуклые места, свет и тени. Произносить — значит лепить
.
Огромный для ограниченного сценического времени рассказ Маскариля из
Сумасброда Мольера, текст которого в исполнении других актеров во мно-1 гих
местах пропадал и не доходил до зрительного зала, Коклен вел вдвое быст- { рее,
чем это было принято. Коклен, благодаря своему неутомимому голосу, —' писал
критик Ф. Сарсе, — был в состоянии единым духом прочесть это про-'• странное
повествование, которое, подобно смерчу александрийских стихов, обрушивалось на
ошеломленных слушателей. Все неудержимо смеялись
.
Жесты Коклена были всегда продуманы, а внешность его персонажей вылеплена так
рельефно, что современники в один голос говорили о замечательной галерее
портретов, созданных им на сцене.
Актер должен владеть собой, — писал Коклен. — Даже в те минуты, когда
увлеченная игрой публика воображает, будто он дошел до самозабвения, он должен
видеть все то, что он делает, давать оценку самому себе, господствовать . над
самим собой, — словом, в то самое время, когда он всего правдивее и сильнее
выражает чувства, он не должен испытывать и тени этих чувств
.
Высказывания Коклена по поводу того, что должен чувствовать актер, исполняя
роль, вызвали еще при его жизни много споров и возражений. Против кокленовских
утверждений выступил знаменитый английский актер Генри Ирвинг. Коклену возражал
и Томмазо Сальвини. Каждый великий актер должен чувствовать и действительно
чувствует то, что он изображает, — писал итальянский актер. — Я нахожу даже, что
он не только обязан испытывать волнение раз или два, пока он изучает роль, в
большей или меньшей степени при каждом исполнении ее; в первый или в тысячный
раз
.
КОКЛЕН БЕНУА-КОНСТАН

99


Коклен был в самом высоком смысле артистом-профессионалом. Строжайшая
дисциплина, которая была для него законом и на подмостках, и в репетиционных
помещениях, и дома в работе над ролями, помогла ему до глубокой старости
сохранить творческую юность.

Он принадлежал к числу тех художников сцены, которые в каждой роли создают новый
характер, стремясь полностью уйти от себя. Он воспитывал в себе умение
перевоплощаться в изображаемое лицо, причем достигал этого не внешним
преображением, не наклейками и гримом, не поисками каких-нибудь броских черт в
поведении своих героев, а постижением внутренней сущности образа. Все должно
вытекать из характера, — говорил Коклен. — Проникнитесь духом изображаемого лица
— и вы закономерно сделаете выводы относительно его внешности, а картинность,
если она нужна, приложится сама собой, физическая оболочка сценического образа
определяется внутренней сущностью изображаемого лица
. Вот эта-то способность к
перевоплощению позволила ему, прирожденному комику, сыграть и драматические
роли, к которым он издавна испытывал тяготение.
Одну из них, роль поэта Гренгуара в пьесе Теодора де Банвиля, он показал в
России. Вот как описывает игру Коклена А. Веселовский: Бледный, голодный поэтдемократ
Гренуар... незадолго перед тем вызывавший улыбку своим наивным
восторгом при виде богатой трапезы, доходит до глубокого воодушевления, когда,
забыв о всех опасностях на свете, раскрывает перед молодой девушкой великое
значение поэзии, выразительницы народных страданий, — лицо его внезапно
просветляется, глаза горят вдохновенным блеском, речь звучит высокой проповедью
гуманности; перед нами уже не комик с угловатыми чертами физиономии и
ниспадающими льняными прядями волос, а энтузиаст вроде лессинговского Натана
.
И все-таки Коклен остался в истории сцены актером комедийным. В драматическом
жанре ему не удалось создать образов, равных его Фигаро или Тартюфу Но работа
над драматическцми ролями помогла ему дать глубокую и яркую трактовку роли,
которая может считаться в его творческой биографии лучшей, — роли Сирано де
Бержерака, в одноименной пьесе Э. Ростана. Коклен сыграл Сирано по возвращении в
Париж на сцене театра Порт-Сен-Мартен, который он возглавил. Артисту было уже 56
лет, но в роли Сирано, требующей от исполнителя колоссального напряжения сил, он
продемонстрировал и зрелое мастерство, и поистине юный пыл. Коклен любил играть
эту роль, за два года после премьеры (1897 и 1898) он сыграл около четырехсот
представлений подряд.
Роль Сирано словно создана была для Коклена. В ней он мог проявить свой
комедийный талант. Надо заметить, в гастрольных поездках Коклен выступал и как
чтец, мастер оригинального жанра драматического монолога (автором некоторых
монологов был он сам). И этот талант декламатора Коклен с успехом применил в
лирических и бравурных монологах ростановского персонажа.
В роли Сирано Коклена видел русский писатель А.В. Луначарский, который высоко
оценил его игру. Сирано, — писал он, — создан Ростаном славно под Диктовку
темперамента и вкусов Коклена. У Коклена он прежде всего гасконс-кий бреттер,
богема, с острой шпагой, с острым умом; острым языком. Коренастая фигура,
заносчивая посадка головы, вздернутый кверху знаменитый нос трубой, хулиганство
в движениях, находчивость Гавроша в речи... Сирано — честолюбец, который любит
успех у толпы и хотел бы успеха у женщин, но остановлен на пути к
головокружительному положению первого кавалера Парижа проклятием своего
уродства...

100


100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Бенуа Констан — один из пионеров кино. В 1900 году в Париже демонстрировался
кинемакрофонограф, или фонорама, — приспособление, обеспечивающее синхронную
проекцию изображения и звука. Газета Фигаро сообщала: Коклен — бессмертный
Сирано — заканчивает это ревю Смешными жеманницами, и его мощный, звучный
голос покрывают дружные аплодисменты...

Сирано де Бержерак был последним крупным созданием Коклена. Пережив
головокружительный успех в этой роли, он продолжал, уже стариком, играть прежний
свой ре

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.