Жанр: Энциклопедия
Сто великих актеров
...тво юмора, врожденное изящество,
легкость, пластичность обеспечивали ему успех и в комедиях.
Особое место в творчестве Мозжухина занимает русская классика. В 1913 году он
снялся у Чардынина в экранизации пушкинского
Домика в Коломне
. Благодаря
блистательной игре актера в двойной роли — Гусара и кухарки Мавру-ши — этот
фильм признан одной из лучших ранних экранизаций Пушкина.
Поддавшись патриотическому порыву августовских дней 1914-го, Иван Мозжухин
становится вольноопределяющимся. Тут же появляется серия открыток любимца
публики в военной форме. Но актера подвело здоровье, и он возвращается на
съемочную площадку.
В 1915 году Мозжухин— ярчайшая звезда русского кино. Он уходит от Ханжонкова к
Ермольеву, который предложил ему щедрый гонорар, интересные роли, работу с
актерским режиссером
Я.А. Протазановым.
Пиковая дама
(1916) вошла в число шедевров ранней русской киноклассики во
многом благодаря талантливой и серьезной работе Мозжухина. Через два года он
достиг выдающегося успеха в фильме
Отец Сергий
по повести Л. Толстого. Актеру
удалось максимально приблизиться к замыслу писателя и создать весьма сложный
образ, состоящий из трех последовательных перевоплощений: сначала молодой
офицер, затем истерзанный страданиями монах и, наконец, угасающий старик. Роль
князя Касатского в исполнении Мозжухина
МОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ
163
и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков, причислена к высшим
достижениям мирового экрана.
В артистической натуре Мозжухина, его темпераменте, внешности было щного от
романтического русского актера-трагика. Именно поэтому драматические роли
занимали большое место в его творчестве тех лет: поэт (
Нищая
, 1916), прокурор
в одноименном фильме, пастор (
Сатана ликующий
, 1917) и многие другие. Силой
своего таланта Мозжухин поднимал подчас надуманные фальшивые мелодраматические
сюжеты до уровня подлинной человеческой трагедии. Эти роли принесли ему
небывалый успех в кино. На родине Мозжухин снялся более чем в 70 фильмах, прежде
чем в ночь на 3 февраля 1920 года эмигрировать в Константинополь.
Уехала за
границу почти вся кинематографическая фабрика Ермольева: Мозжухин, Протазанов,
Дошаков, управляющий Попов, Вермель и др.
, — сообщала газета.
Спустя короткое время вся группа переехала во Францию, в местечко Мон-трей-сюрБуа,
где обосновалась русская кинофабрика
Товарищество И. Ермольева
. Чуть
позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка
организуют
Сосайт Альбатрос
— студию, с которой неразрывно связан Мозжухин в
1920-е годы.
Когда я приехал во Францию, — вспоминал актер, — я не верил в себя как в
большого киноактера... На следующий день после приезда в Марсель я пошел
смотреть французский фильм. Это был Карнавал истин
М.Л. Эрбье... Я понял, что
все мои знания и теории ничего не стоят. В России кино сковано театром, здесь
оно свободно. Я решил переучиваться. Русская манера игры больше недействительна,
и затем в Париже другая публика — ей нужно нравиться
.
Мозжухин начал с комедии
Горестные приключения
по собственному сценарию. В
следующем фильме—
Дитя карнавала
(1921) он выступил как сценарист, режиссер,
исполнитель главной роли. Непритязательный комедийный сюжет о подкидыше имел
большой успех у публики и был восторженно принят критикой.
В1922 году в фильме А. Волкова
Дом тайн
актер продемонстрировал французскому
зрителю свою удивительную способность к перевоплощению. В шес-тисерийном
боевике-драме с весьма причудливым сюжетом он создал несколько десятков
разнохарактерных образов.
Однако подлинный триумф пришел к нему в фильме того же Волкова
Кин
по пьесе А.
Дюма, где он сыграл великого романтика английской сцены Эдмунда Кина. В этой
роли воплотился гений двух актеров: личность одного вдохновляла игру другого.
Мозжухин не играл, а растворялся в этом образе.
Тонкий алхимик страсти и
страданий... Иван Великолепный, ослепленный искусством и его сверкающими
видениями, выражает... невыразимое
, — писал французский киновед и критик Рене
Жанн.
А вот как оценил мозжухинского Кина поэт А. Вертинский:
Я никогда не забуду
того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И
подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя — свою
жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и
беспутного актера до мелочей напоминала его собственную
.
Эта роль позволила Мозжухину войти в число звезд мирового экрана и Упрочила его
славу не только в Европе, но и в Америке. Мозжухин хотел создать авторский
фильм, увидеть
идеально выполненной свою мысль
. Иван Ильич мечтал об особой,
кинематографической
, литературе.
Подметить у людей их подлинное лицо и
перенести на экран фарс жизни, смешанный с ее
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
интимной драмой
— такова была его задача, цель, которую он поставил перед
собой, претворил в сценарий, снял и назвал
Костер пылаюший
. Будучи не только
автором, но и исполнителем главной роли, Мозжухин создал неординарное
произведение, где сон смешан с явью, а фантазия причудливо переплетается с
реальностью. В приемах режиссуры, стиля, монтажа отчетливо прослеживалось
влияние французского киноавангарда, немецкого экспрессионизма.
У массового зрителя фильм вызвал неоднозначную оценку, но критика отнесла его к
числу киношедевров. Один из признанных лидеров французского кинематографа, Жан
Ренуар, в то время молодой художник-керамист, был настолько потрясен лентой
Мозжухина, что решил бросить свое ремесло и заняться кино.
В 1924 году по сценарию Мозжухина был снят фильм
Лев моголов
, где он блистал в
роли раджи Роундгито-Синга. Действие картины развивалось на фоне экзотического
Востока и в Париже, что позволило Мозжухину продемонстрировать свой широкий
актерский диапазон и незаурядные физические данные. Его авторитет был к тому
времени настолько велик, что присутствие режиссера Жана Эпштейна на съемках
практически сводилось к минимуму.
Мозжухин буквально ошеломил французского зрителя, сыграв в экранизации романа Л.
Пиранделло
Покойный Матиас Паскаль
(1925). Он блистательно представил главного
героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в
финале сливались воедино.
Я впервые доверился искусству немоты, потому что ему
служили два великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л'Эрбье
, — писал
Пиранделло
Уже на склоне жизни, в 1970-е годы, боготворивший русского актера Л'Эрбье
вспоминал-
Мозжухин здесь оказался несравненным, он с блеском переходил от
самой настоящей комедии к высокой патетике драмы. Нужно было обладать подлинным
талантом, чтобы с такой легкостью переходить от одного жанра к другому, от смеха
к слезам. Когда публика увидела его на экране, она не могла не почувствовать его
сходства с двумя актерами — Чарли Чаплином и Джоном Барримором, но речь все
время шла только об одном Иване, гении с двумя лицами
.
В 1926 году актер снялся в картине
Михаил Строгов
по роману Жюля Верна Этот
приключенческий фильм имел невероятный зрительский и коммерческий успех, который
был продолжен и закреплен в роли Казановы в одноименном фильме Волкова (1927)
Триумф Мозжухина в этих нашумевших картинах привлек внимание голливудского
продюссера Карла Лемке, который заключил с артистом выгодный контракт.
В 1928 году Мозжухин уехал в Голливуд. Его переезд в Америку был продиктован не
только соображениями материального характера. Страстный поклонник таланта Чарли
Чаплина, Мозжухин с интересом наблюдал за развитием американского кинематографа.
Однако пребывание в Голливуде обернулось горьким разочарованием. Актеру пришлось
перенести пластическую операцию по исправлению
бержераковского
носа, взять
псевдоним Маскин... Но Мозжухин не смог изменить свой внутренний мир. Снявшись в
одном лишь фильме
Капитуляция
, не прожив и года, расторгнув выгодные
контракты, Мозжухин вернулся в Европу.
В течение ряда лет он снимался на студии ИРА в Германии. Фильмы
Тайный курьер
,
Президент
,
Адъютант царя
,
Белый Дьявол
и другие в какой-то мере были
вариациями на темы прошлых его работ.
ЧАПЛИН ЧАРЛЗ
Вернувшись в Париж в начале тридцатых, Мозжухин тщетно пытался обрести свой
прежний успех в повторных постановках:
Похождения Казановы
,
Дитя карнавала
.
Звук стал непреодолимым препятствием для короля немого экрана. Мозжухину мешали
недостаточное знание французского языка, сильный иностранный акцент. Его первый
звуковой фильм под названием
Ничего
, в котором он играл небольшую роль и
должен был произнести всего несколько реплик, оказался для него и последним.
Несмотря на явную неудачу, Мозжухин пытался найти выход в режиссуре.
Великий
русский артист Иван Мозжухин собирается снимать говорящий французский фильм
, —
под этим броским заголовком газета
Пари-Суар
22 марта 1936 года поместила
большое интервью с
незабываемым Кином
, с
блистательным Казановой
.
Но этим планам не суждено было сбыться. Последние годы оказались тяжелым
временем в жизни Ивана Ильича. Широкая натура, Мозжухин относился к деньгам
чрезвычайно легко. По воспоминаниям близко знавшего его А. Вертинского,
целые
банды приятелей и посторонних людей жили и кутили за его счет. В частых кутежах
он платил за всех. Деньги уходили, но приходили новые. Жил он большей частью в
отелях... и был настоящей и неисправимой богемой...
Помимо прочего Мозжухину
приходилось постоянно помогать, практически содержать старшего брата Александра,
талантливого камерного певца с неудавшейся карьерой.
Не складывалась и личная жизнь актера. С актрисой Н. Лисенко, которая на
протяжении многих лет была не только женой, но и партнершей и по праву делила с
ним успех в его лучших фильмах, он расстался в 1927 году. Непрочным оказался и
второй брак со шведкой Агнес Петерсон. Последней подругой стала французская
актриса русского происхождения Таня Федор (Федорова). Переживания последних лет,
вызванные вынужденным творческим простоем, легкомысленное отношение к здоровью
способствовали быстрому развитию болезни. Осенью 1938 года Мозжухин почувствовал
себя плохо. Пребывание в санатории уже ничем не могло ему помочь, и 17 января
1939 года в клинике в Нейи он скончался от скоротечной чахотки. Иван Ильич
Мозжухин похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
ЧАПЛИН ЧАРЛЗ
(1889—1977)
Английский актер и кинорежиссер. Начиная с 1910-х годов создал в немых комедиях
облик бродяги Чарли, сочетавшего набор примет: усики, котелок, тросточка.
Снимался в фильмах:
Золотая лихорадка
,
Цирк
,
Великий диктатор
,
Огни
рампы
,
Огни большого города
,
Новые времена
,
Месье Верду
,
Король в НьюЙорке
,
Графиня из Гонконга
и др.
Чарлз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, вырос в ужасающей
бедности. Его мать, Ханна Хилл, — актриса мюзик-холла с неудавшейся карьерой.
Отец, Чарли, тоже артист, сначала играл мимические сценки, потом стал, как тогда
говорили,
драматическим и жанровым певцом
. В 1890 году Чаплин-старший
отправился на гастроли в Америку. Пока его не было, Ханна
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
завела нового мужа — певца мюзик-холла Лео Драйдена и родила ему сына. Но через
шесть месяцев Драйден исчез вместе с шестимесячным малышом.
Чаплин-старший практически ничем не мог помочь бывшей жене, своему сыну Чарли и
пасынку Сиднею (он был старше брата на четыре года). Ханна то нанималась
сиделкой, то шила на членов церковной общины. В 1894 году ее взяли в варье-ге,
но однажды у нее сорвался голос. В этот же вечер, спасая положение, на сцену
вышел маленький Чарли и спел забавную песенку.
Ханна едва сводила концы с концами, но сыновья запомнили не столько бедность,
сколько попытки внести в их жизнь веселые и маленькие радости. Однако положение
стало совсем отчаянным, когда мать сначала положили в клинику для
душевнобольных, а затем поместили в работный дом. Дети оказались в приюте.
Ханне становилось то лучше, то хуже. 12 ноября 1898 года ее выпустили из
больницы. Они поселились втроем на Метли-стрит. Чарли предстояло стать
профессиональным актером. В девять лет он уже выступал в пригородных мюзикхоллах
в варьете
Восемь ланкаширских парней
, а когда ему было четырнадцать,
управляющий
Театра герцога Йоркского
Хэмилтон сразу взял Чаплина на роль
рассыльного Билли в пьесе Джиллета
Шерлок Холмс
.
В 1906 году Чаплин выступал в номере молодых комиков
Цирк Кейси
. Затем он
подготовил сольный номер, в котором пытался изобразить смешного старого еврея.
Но первый — и последний — выход кончился провалом. Через пятьдесят с лишним лет
Чаплин сказал:
В театре я был, вообще-то, превосходным комиком. Ну, в шоу и во
всем таком прочем. Но я не научился завлекать, а без этого комику нельзя.
Разговаривать с публикой не умел. Я слишком хорошо играл. Серьезно, что ли...
да, серьезно
.
Наконец он оказался в труппе Фреда Карно. Чарли пел, танцевал, жонглировал,
делал акробатические номера. В 1910 году Чаплин сыграл главную роль в новом
спектакле
Бесстрашный Джимми, или Юный герой
. Молодого актера заметили
критики.
Вместе с труппой Карно Чаплин приехал на гастроли в США. Выступления прошли
довольно успешно. Чарли был очарован этой страной. Репортеры писали, что он — из
семьи еврейских водевильных актеров. Биограф Д. Робинсон тщательно изучил четыре
поколения и не нашел свидетельств о еврейском происхождение актера как по линии
Чаплинов, так и по линии Ханны Хилл.
Во время следующих гастролей в США, в конце 1912 года, на спектакле
Вечер в
английском мюзик-холле
побывал Мак Сеннет — родоначальник американской комедии.
Фирма
Кистоун
пригласила Чарли сниматься в кинокомедиях за сто пятьдесят
долларов в неделю.
Чаплина одели в серый щегольский сюртук, цилиндр, монокль, назвали Чэ-зом,
персонажу дали отрицательные качества — раздражительность, заносчивость,
ЧАПЛИН ЧАРЛЗ
коварство, грубость. Злобный фат участвовал в нескольких картинах. Первый фильм
Чаплина назывался
Зарабатывая на жизнь
. Кроме двух-трех удачных трюков, в этой
ленте нет и намека на образ, который он создаст впоследствии.
Мак Сеннет и его сотрудники были неистощимы на выдумки и не боялись повторений и
заимствований. Чаплин принес с собой высокую английскую традицию. Она сразу
выделила его, сделала автором, режиссером.
Чарли утверждал, что впервые свой знаменитый костюм, в котором его узнавали
повсюду, он надел в фильме
Невероятно затруднительное положение Мейбл
(февраль
1914). По его словам, он хотел соединить противоположное — маленькую шляпу и
огромные ботинки, мешковатые брюки и тесный пиджачок. Большие печальные глаза
контрастировали с маленькими кокетливыми усиками. Характерная походка родилась
иначе. Чарли перенял ее у старика по прозвищу Чудила Бинкс, который присматривал
за лошадьми у кабачка его дядюшки Спенсера.
Кинокомедии с участием Чаплина имели успех. Однако режиссеров часто раздражали
его советы, и тогда он решил сам снимать фильмы по собственным сценариям. Его
первая лента
Застигнутый дождем
оказалась одной из лучших в
Кинстоуне
.
В 1915 году он снял 12 фильмов для чикагской фирмы
Эссеней
, по одному в месяц,
среди них большим успехом пользовались
Чемпион
,
Бродяга
,
Женщина
,
Вечер в
мюзик-холле
. В этих простеньких комедиях бродяжка Чарли ожесточенно боролся за
существование: слабый, доверчивый, беззащитный, он мог быть и ловким, упорным,
даже коварным. Он не только оборонял себя, но и боролся за справедливость,
защищал слабых, наказывал порочных. За что только не брался Чарли: он был и
банкиром, и маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком, даже
Тарзаном, даже... красавицей Кармен! Когда срок контракта истек, Чарли запросил
при подписании нового контракта сто пятьдесят тысяч долларов наличными. Это было
его главным условием. Фирма
Эссеней
ответила отказом. Закончив съемки фильма
Кармен
(пародия на нашумевшую экранизацию оперы), Чаплин отправился в НьюЙорк,
где брат Сидней рассматривал все поступившие в его адрес предложения о
работе от других кинокомпаний.
Чаплин и не подозревал, какой невероятной популярностью пользуются его фильмы в
Нью-Йорке, а потому обрушившаяся на него слава буквально ошеломила его. Он стоял
в толпе на Таймс-сквер, когда на световом табло здания, где помещалась редакция
газеты
Тайме
, побежали буквы:
Чаплин подписывает контракт с Мьючуэл
на 670
000 долларов в год
. Мечты сбывались. С нищетой и унижениями было покончено
навсегда.
Первый же фильм
Контролер универмага
, снятый Чаплином в
Мьючуэл
, имел
большой успех. Вскоре он втянулся в работу и каждый месяц выпускал по одной
комедии в двух частях —
Пожарный
,
Скиталец
,
В час ночи
,
Граф
,
Лавка
ростовщика
,
За экраном
...
Пожалуй, работа в Мьючуэл
была самым счастливым периодом моей творческой
жизни, — писал актер. — Мне было двадцать семь лет, меня не обременяли никакие
заботы, а будущее сулило быть сказочным. Скоро я должен был стать миллионером —
все это чуть-чуть смахивало на бред. Деньги лились рекой... Бесспорно, успех
меняет в жизни человека все. Когда меня с кем-нибудь знакомили, новый собеседник
неизменно смотрел на меня с огромным интересом. Хотя я был всего только
выскочка, мое мнение приобрело большой вес
. Чаплин обзавелся секретарем,
лакеем, автомобилем и шофером.
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Из четырех последних лент для
Мьючуэл
, сделанных в 1917 году, — две считаются
шедеврами. Это
Тихая улица
, которую Уолтер Керр назвал
прелестной маленькой
комедией
и
Иммигрант
.
В основе всех моих фильмов лежит такой ход: я попадаю в какую-нибудь
неприятность, передрягу, но несмотря ни на что, с безнадежной серьезностью делаю
вид, будто со мной ровным счетом ничего не произошло. Поэтому, каким бы
отчаянным ни было мое положение, я не выпускаю из рук тросточку, мигом поправляю
съехавший набок котелок или галстук, пусть даже только что я летел вверх
тормашками
, — писал Чарли Чаплин.
Закончив работу в
Мьючуэл
, он подписал контракт с
Ферст нейшнл
, решив при
этом построить собственную студию.
...Писать сценарии, играть самому и ставить
фильмы пятьдесят две недели в году — это требовало все-таки неимоверных усилий,
изнурительного расхода нервной энергии. После каждой картины я чувствовал себя
разбитым и вконец измученным — мне необходимо было хотя бы день пролежать в
постели... Я старался, чтобы романы не мешали моей работе. А когда страсть всетаки
прорывалась сквозь преграды, все обычно выходило не слава богу — либо
перебор, либо недобор. Но работа всегда была для меня важнее всего
.
Первый фильм новой студии назывался
Собачья жизнь
(1918). Киновед Луи Делюк
назвал его
первым произведением искусства в кинематографе
. Это рассказ о
бездомном существовании, о жизни низов, о нищете и голоде, проституции и
несправедливости. Чарли сравнивает существование бездомной собаки по кличке
Скрэпс и житье двух неудачников — Чарли-Бродяги и Эдны-певички.
В начале апреля Чаплин вместе с Фэрбенксом, Пикфорд и Вагнером отправился на
восточное побережье рекламировать
Заем свободы
. Он не без успеха призывал
пожертвовать деньги на великую армию. Чаплин вернулся в Голливуд в начале мая. К
этому времени у него созрел замысел нового фильма, получившего название
На
плечо!
. Этот фильм, показывавший бессмысленную жестокость войны, явился одной
из величайших удач Чаплина, чего нельзя сказать о его браке с юной актрисой
Милдред Харрис. Чарли познакомился с ней в конце
1917 года, на вечеринке у Сэма Голдвина. Милдред было всего четырнадцать, но в
сексе она уже знала толк.
Последовали обеды, танцы, лунные ночи, прогулки по
морю — и произошло неизбежное Милдред встревожилась
. 23 сентября
1918 года Чарли вступил с ней в брак. Досадней и горше для него было то, что
беременность, из-за которой он скоропалительно женился, оказалась ложной
тревогой.
У Чаплина наступил творческий кризис. В 1919 году он снял всего две ленты —
Солнечная сторона
и
День развлечений
. Работа шла мучительно, и артист во
всем винил неудачный брак 7 июля Милдред родила Нормана, но прожил он всего три
дня.
Через десять дней после смерти сына Чаплин уже делал пробы нового фильма, снимал
детей Главного партнера он нашел еще раньше. В
Орфеуме
Чарли увидел на сцене
танцующего четырехлетнего мальчугана Джекки Кугана.
Работа над
Малышом
(1920) была долгой, трудной, принесла много волнений.
Начиная подготовку к съемке фильма, Чаплин заявил:
Я хочу сделать серьезную
картину, в которой за комическими и бурлескными эпизодами будет скрываться
ирония, жалость, сатира
Он потратил на съемку фильма из шести частей более
года, вложив в него 300 тысяч долларов. Некоторые сцены переснимались более ста
раз!
t?AHJIHH ЧАРЛЗ
Между Чаплиным и Куганом установилось полное взаимопонимание. В сцене разлучения
с малышом, которого похищают, Чаплин достиг вершины драматической напряженности.
Растерянность на его лице была кульминацией его искусства и откровенности. В
конце концов бродяжка Чарли бросается в погоню за похитителями и настигает их на
соседней улице.
В это время Чаплина снова начали докучать семейные дела. Он мирно расстался с
Милдред Харрис. Однако журналисты сумели раздуть скандал. В результате Харрис
обвинила мужа в жестокости. Во время бракоразводного процесса адвокаты
поговаривали о конфискации его ленты
Малыш
. Чаплин бежал в Солт-Лейк-сити,
чтобы укрыть негатив в столице мормонов. Одной угрозы хватило, чтобы он признал
свое поражение и уступил Милдред по всем статьям. Развод дорого обошелся актеру.
После успеха
Малыша
и скандального развода Чаплин позволил себе некоторую
передышку. В 1922 году он снял для
Ферст нейшнл
День получки
, в следующем —
Пилигрима
, и на этом распрощался с этой компанией.
Стремясь к творческой самостоятельности, Чаплин вместе с самыми знаменитыми
кинематографистами Америки —Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом
Фэрбенксом — в 1919 году организует кинокомпанию
Юнайтед артисте
,
финансирующую и прокатывающую их картины.
Чаплин снимает для
Юнайтед артисте
сентиментальную драму
Парижанка
(1923). В
главных ролях блистали Эдна Первиэнс и Адольф Менжу. Чаплин лишь на одно
мгновение показался на экране в образе носильщика на вокзале Но и эта крошечная
роль запомнилась. Критика была от фильма в восторге, Чаплина называли гением.
Теперь Чарли предстояло снять фильм, благодаря которому, как он любил говорить,
ему больше всего хотелось остаться в памяти потомков.
Несколько недель я
мучился, выискивая тему. Я все время твердил себе: Этот фильм должен быть
величайшим фильмом эпохи!
— но ничто не помогало
. Однажды Чаплин взял в руки
стереоскоп, и фотография золотоискателей на Клондайке произвела на него столь
сильное впечатление, что у него возникла идея снять картину на эту тему.
Золотая лихорадка
(1925) — один из лучших фильмов всех времен и народов, с
редкой изобретательностью заставляющий романтические и даже трагические ситуации
неожиданно переходить в комические. Чаплин и сам считал эту картину шедевром.
Действие
Золотой лихорадки
относилось к 1898 году. По ледяным пустыням Аляски
движется цепочка золотоискателей Один из них — Чарли, маленький, добрый,
влюбчивый человек, пытающийся жить среди грубых, жестоких, одержимых жаждой
наживы людей. Его хлипкая хижина кренится над ледяным обрывом. Снежная пустыня
Аляски грозит голодной смертью. Но Чарли беззаботно балансирует над пропастью и
поедает собственные ботинки, втягивая шнурки, как спагетти, обсасывая гвозди,
как косточки, подошву разрезая, как бифштекс. Он убегает от медведя, Большой
Джимми Мак-Кей (Мак Суэйн) спасает его от злодея Ларсена (Том Меррей) Они
становятся друзьями.
Над ним злобно издеваются, когда он влюбляется в девушку из салуна, где
пьянствуют, играют в карты и пляшут удачливые старатели и наглые авантюристы. В
салуне Чарли мужественно противостоит драчливым силачам. Чтобы развлечь любимую
девушку, он показывает танец булочек — шедевр мимического искусства: две
булочки, с воткнутыми в них вилками, изображают
100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
ноги танцора; глаза, брови, губы Чаплина придают танцу лирическую грусть,
необычайную выразительность.
Золотая лихорадка
заканчивается хорошо: золото найдено, разбогатевший Чарли
триумфально возвращается на пароходе, готовый осчастливить всех своих друзей.
Теодор Хафф, отмечая игру Чаплина, писал:
Его пантомима действеннее, чем когдалибо.
Стоя спиной к камере в сцене в танцевальном зале, он выражает плечами
больше, чем многие актеры — глазами и губами. Вопросительно приподнятая бровь,
движение его шляпы вызывают удивительные по разнообразию эмоции
.
Золотая лихорадка
обошлась Чаплину в 923 886 долларов; со временем она
принесла ему свыше шести миллионов. В берлинском
Капиоле
знаменитый
Танец
булочек
привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще
раз.
Во время съемок Чарли Чаплин был вынужден жениться на пятнадцатилетней Лите
Грей, которая ждала от него ребенка, в противном случае актеру угрожало тюремное
заключение сроком до 30 лет!
Я не стану касаться подробностей этого брака, —
писал позже Чаплин, — у нас ...
Закладка в соц.сетях